Главная > Программа


2.Задачи и приоритетные направления социально-экономического развития Пермского края. Механизмы их реализации

2.1.Развитие человеческого потенциала

Исходя из имеющихся тенденций развития мировой экономики, основным дефицитным фактором развития стран и регионов становится человеческий потенциал. Наиболее интенсивно будут развиваться те регионы, которые смогут привлечь квалифицированную и высокооплачиваемую рабочую силу, сохранить трудоспособное население.

Несмотря на наметившиеся тенденции роста рождаемости и сокращения смертности, в ближайшие годы сохранится ряд негативных процессов в демографической ситуации: кризис института семьи, высокий уровень разводов, массовое распространение однодетной семьи; потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, от несчастных случаев, отравлений и травм, и, как следствие, изменение соотношения между трудоспособным населением и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения и т.д.

Все это может неблагоприятно сказаться на основных показателях социально-экономического развития края, на темпах роста регионального валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, на качественных характеристиках населения Пермского края. Потребуются структурные и качественные изменения в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста, увеличения социальных нагрузок на бюджет и экономику края.

Приоритет региональной внутренней политики в сфере развития человеческого потенциала - сбережение населения и рост его качества.

2.1.1.Стабилизация численности населения

Основная задача - стабилизация численности населения (целевая цифра – 2700 тыс. чел.), что предполагает:

на первом этапе (к 2010 г.) - замедление темпов его сокращения и стабилизация ожидаемой продолжительности жизни на уровне не менее 65,5 лет;

на втором этапе (к 2025 г.) – формирование предпосылок для дальнейшей оптимизации демографических процессов за счет увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности трудоспособного населения, снижения младенческой смертности, стимулирования замещающей миграции.

Для этих целей планируется проведение исследовательских работ:

«Изучение и анализ факторов, влияющих на состояние и динамику социально-демографических процессов в Пермском крае»;

«Популяционное исследование качества жизни населения как показателя благополучия социально-демографической ситуации в Пермском крае»;

«Критерии предотвратимости и механизмы управления рисками преждевременной смертности населения Пермского края в системе здравоохранения»;

«Формирование комплекса мероприятий, направленных на разработку программы демографической стабилизации и повышения миграционной привлекательности Пермского края»;

Разработка автоматизированной системы прогноза и анализа демографического состояния в разрезе территорий в соответствии с социально-экономической моделью Пермского края;

Разработка информационно-аналитических материалов (ежегодный доклад в разрезе территорий) «О развитии человеческого потенциала в Пермском крае в 2008 г.»;

Проведение демографической экспертизы и анализа эффективности нормативных актов, социально-экономических программ и проектов, действующих и разрабатываемых на территории Пермского края;

Разработка системы мониторинга демографической ситуации в Пермском крае.

Приведение нормативных правовых актов края в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Разработка концепции демографической политики Пермского края до 2025 г. и плана ее реализации;

Разработка Программы демографического развития Пермского края.

С целью повышения качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях функционирования социальной сферы, создания условий для доступа органов власти к информационным ресурсам в сфере развития человеческого потенциала и продвижения результатов деятельности Правительства Пермского края в социальной сфере на федеральном и международном уровняхпланируется проведение работ по разработке программных комплексов для информатизации взаимодействия ведомств блока «Развитие человека» и учреждений социальной сферы Пермского края.

2.1.1.1.Повышение рождаемости

Основная задача - создание предпосылок для повышения уровня рождаемости.

2.1.1.1.1.Социальная поддержка семей с детьми

Для укрепления института семьи необходимо решить следующие задачи:

1. Повысить престиж и ответственность семьи в обществе:

проведение ежегодного краевого конкурса «Лучшая многодетная семья года»;

содействие информационному продвижению позитивного семейного опыта и практик; ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Провести следующие исследовательские работы:

«Браки и разводы в Пермском крае: причины, факторы, тенденции»;

«Разработка региональной методики государственной социально-экономической поддержки семей с детьми и оценки ее эффективности в целях формирования мотивации на самообеспечение и саморазвитие и для включения предложений в региональную программу демографического развития до 2025 г.».

Социальная поддержка семей в ближайшей перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:

1) выплаты семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В пилотном варианте с 01 января 2008 года в 14 территориях осуществляются выплаты семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 лет до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения. В результате реализации проекта произошло существенное снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения.

С 01 января 2009 года данный проект необходимо распространить на все территории края (на условиях софинансирования), решив при этом следующие задачи:

обеспечить всех детей в возрасте 5-6 лет, а также детей, находящихся в социально опасном положении, услугами дошкольных образовательных учреждений;

ликвидировать очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, обеспечить постановку на учет детей для определения в дошкольное образовательное учреждение по дате рождения.

Одним из основных результатов должно стать развитие рынка негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования;

2) социальная поддержка малообеспеченных семей.

В рамках данного направления необходимо:

выделить категории семей с детьми, объективно нуждающихся в государственной помощи, а также групп семей для создания системы адресной социальной помощи и поддержки семьи с детьми;

разработать механизм обеспечения дифференцированной господдержки социально стабильным семьям с низкими доходами в зависимости от количества детей в семье, а также увеличение государственной поддержки на каждого последующего ребенка.

Мероприятия по оказанию адресной социальной поддержки отдельным категориям малоимущих семей в форме социального пособия по технологии «Самообеспечение» осуществляется в 40 территориях;

3) мероприятия по содействию занятости отдельных категорий граждан, имеющих детей.

С целью вовлечения в трудовую деятельность родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, увеличения доходов и повышения качества их жизни необходимо активизировать работу по содействию занятости отдельных категорий граждан, имеющих детей: проведение ярмарок вакансий для отдельных категорий граждан, квотирование рабочих мест, развитие гибких форм занятости.

Реализация проекта «Содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей» позволит обеспечить приоритетный порядок прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения для безработных женщин, имеющих малолетних детей, а также отцов, усыновителей, опекунов, имеющих малолетних детей и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

4) социальные выплаты кандидатам наук, мастерам спорта, имеющим более 2-х детей.

С целью реализации принципа адресной поддержки и материального поощрения ответственного родительства необходимо разработать и внедрить механизмы предоставления социальных выплат кандидатам наук и мастерам спорта, имеющим более 2-х детей;

5) обеспечение жильем молодых семей.

2.1.1.1.2.Создание условий для рождения детей женщинами в возрасте старше 30 лет

Среднее число детей, рожденных одной женщиной Прикамья на протяжении всего репродуктивного периода (15-49 лет) в 2007 году, по данным Росстата, составило всего 1,45, что значительно ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (не менее 2,14-2,15). Необходимо принятие ряда мер, стимулирующих женщин старше 30 лет к рождению детей, в том числе искусственное оплодотворение, генетическое консультирование.

2.1.1.2.Снижение смертности

В 2007 году наметилось некоторое ослабление негативных тенденций в естественном движении населения, что обусловлено снижением общего уровня смертности. Общий коэффициент смертности (на 1000 населения) к показателю 2006 года составил 95,2%.

При этом уровень смертности в крае на 1000 населения (15,7) остается выше среднероссийского (14,6) и среднего по Приволжскому округу (15,2). Прикамье находится на шестом месте по Приволжскому федеральному округу после Нижегородской (18,3), Кировской (16,8), Пензенской (16,1), Ульяновской областей и Республики Мордовия (15,8). У наших соседей по Уралу, в Свердловской и Челябинской областях, коэффициент смертности значительно ниже - 14,7 и 14,9 промилле соответственно.

Существенное влияние на динамику общей смертности оказывает смертность в трудоспособном возрасте (33-35% от общего числа умерших). В 2007 году по сравнению с 2006 годом число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось на 9,4% и составило 14,2 тысяч человек, среди которых более 78% составляют мужчины.

В структуре смертности населения по причинам на первом месте традиционно находится смертность от болезней системы кровообращения - 54,4%, на втором месте - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм - 16,2%, на третьем – от новообразований - 12,4%. В 2007 году по сравнению с 2006 годом в целом по краю имело место снижение числа умерших по всем основным классам причин смерти, кроме новообразований и болезней органов пищеварения.

В последние годы наметилась стабильная тенденция снижения числа умерших от неестественных причин: от несчастных случаев, отравлений и травм, среди которых самый большой удельный вес составляют самоубийства (19,1%), алкогольные отравления (12,8%) и убийства (13,1%).

В 2007 году по сравнению с 2006 годом снизился коэффициент смертности от случайных отравлений алкоголем с 41,4 до 32,4 на 100 тыс. населения, оставаясь при этом почти в 1,8 раза выше среднероссийского (17,7).

2.1.1.2.1.Снижение младенческой и детской смертности и инвалидности

Наиболее нестабильной остается ситуация с младенческой смертностью. Если в 2005 году численность умерших детей в возрасте до одного годаснизилась, то в 2006 году выросла c 11,1 до 11,6 умерших на 1000 родившихся. В 2007 году при росте абсолютного числа умерших младенцев коэффициент снизился до 11,3 умерших на 1000 родившихся, оставаясь при этом выше общероссийского (9,4) и по Приволжскому федеральному округу (8,9).

В структуре причин смерти младенцев преобладают пренатальные состояния и врожденные аномалии.

В рамках мероприятий по снижению младенческой и детской смертности и инвалидности необходимо следующее:

1) проведение мониторинга здоровья женщин и детей.

Внедрение и применение систем ультразвукового обследования беременных с риском рождения детей с врожденными пороками развития;

2) повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в дородовый и послеродовый период и детям.

С 2006 года ежегодно по Пермскому краю увеличивается количество родов, примерно на 240-260 родов в год. При дальнейшем росте количество родов к 2015 году может достигнуть 39 тысяч. Отраслевая статистика за 2005-2006 годы зафиксировала увеличение доли преждевременных и тяжелых родов. Имеет место дефицит реанимационных коек для новорожденных в стационарах. В рамках данного направления необходимо создание перинатальных центров.

Строительство в Пермском крае перинатальных центров позволит перейти на качественно более высокий уровень организации диагностического и лечебного процессов, централизовать использование дорогостоящей диагностической и лечебной аппаратуры. Данные меры приведут в последующем к снижению уровня младенческой и детской смертности от перинатальных причин, врожденных пороков развития.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 № 1734-р ";О проектировании, строительстве и оснащении в 2008-2010 годах федеральных перинатальных центров"; к 2009 году предусмотрено строительство Краевого перинатального центра в г. Перми на 130 коек.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 234-п «О принятии краевой инвестиционной программы регионального развития на 2008-2010 годы» предусмотрено строительство межрайонного перинатального центра в г. Кунгуре.

Реализация мероприятий национального проекта «Здоровье» в части «Родовый сертификат» позволит повысить качество медицинских услуг для беременных, рожениц, родильниц и детей первого года жизни: обновлять парк медицинской аппаратуры, обеспечивать беременных медикаментами и питанием, стимулировать медицинский персонал за счет доплат (до 30% заработной платы).

2.1.1.2.2.Снижение смертности и инвалидности от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе на производстве

В рамках данного направления необходимы следующие мероприятия:

1. Снижение количества самоубийств:

выявление причин самоубийств и эффективных способов влияния на их предотвращение;

создание системы психологической помощи, организация телефонов доверия.

Необходимо:

обеспечить мониторинг и причинно-следственный системный анализ в рамках существующего приказа Министерства здравоохранения Пермского края;

провести исследовательские работы на тему «Причины и факторы суицидального поведения. Разработка эффективных механизмов снижения рисков кризисных состояний»;

разработать в системе образования Пермского края программы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период трудной жизненной ситуации;

провести обучение психологов, педагогов школ по профилактике суицидов среди детей и подростков, выявлению ранних признаков и симптомов физического, эмоционального и социального истощения учащихся и принятию мер по комплексному восстановлению их здоровья.

2. Снижение количества убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в результате преступлений:

предотвращение «бытовой» преступности;

работа в рамках краевой целевой программы «Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы».

3. Снижение смертности и причинения тяжкого вреда здоровью при дорожно-транспортных происшествиях.

Проблема аварийности на автомототранспорте за последние годы приобрела особую остроту в связи с ежегодно возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и низкими темпами реконструкции дорожно-уличной сети, развития применяемых технических средств организации и управления дорожным движением и его увеличивающейся интенсивностью.

В крае разработан и проходит согласование проект краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы».

Основной целью Программы является снижение количества лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими за счет реализации комплекса организационных и технических мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, снижению аварийности в Пермском крае.

В результате реализации Программы будет достигнуто:

снижение количества лиц, погибших в результате ДТП, на 28,8% по сравнению с 2007 годом;

снижение количества ДТП с пострадавшими по сравнению с 2007 годом на 12,5%;

снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

снижение до минимума потенциальной опасности имеющихся очагов аварийности;

снижение тяжести последствий от ДТП;

повышение правосознания и дисциплины различных категорий участников дорожного движения;

повышение уровня подготовки участников дорожного движения, работников и сотрудников служб, участвующих в проведении работ на месте ДТП.

Программа нацелена на:

предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения;

оптимизация движения транспортных средств и пешеходов на участках улично-дорожной сети с использованием современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением;

внедрение новых форм и методов организации контрольно-надзорной деятельности за соблюдением норм и правил дорожного движения;

повышение качества подготовки водителей транспортных средств и других участников дорожного движения на базе учреждений образования;

обеспечение развития системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, и повышение эффективности деятельности служб, прибывающих на место дорожно-транспортных происшествий для оказания помощи пострадавшим.

Сеть автомобильных дорог должна быть безопасной. Для этого необходимо:

проектирование, строительство и содержание в безопасном состоянии автомобильных дорог;

привлечение к разработке паспортов дорог западных специалистов;

усиление контроля со стороны сотрудников ДПС за применением ремней безопасности.

В рамках краевой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009-2012 годы» предусмотрено:

проведение широкомасштабных акций для различных целевых групп: «Внимание - дети!», «Внимание – пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра» и др.;

проведение профилактической работы по предупреждению опасного поведения на дорогах через СМИ (радио- и телепередачи), кинотеатры, размещение наглядной агитации на улицах города (растяжки, баннеры);

внедрение современных средств контроля за соблюдением ПДД;

оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения;

установка новых дорожных знаков.

Основные показатели, по которым будет оцениваться деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, - это снижение количества людей, погибших при ДТП, и, соответственно, снижение количества ДТП с пострадавшими. Главный результат работы тех организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с дорожным движением, – это спасенные человеческие жизни.

Один из показателей эффективности - увеличение количества зарегистрированных нарушений Правил дорожного движения как среди водителей транспортных средств, так и пешеходов.

4. Для предотвращения снижения смертности и причинения тяжкого вреда здоровью при чрезвычайных ситуациях и происшествиях необходимо следующее:

1) при пожарах:

создание государственной противопожарной службы в 14 муниципальных образованиях края. Совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы системы обеспечения пожарной безопасности на территории края. Обеспечение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

2) при происшествиях на водных объектах:

приведение в соответствие с требованиями оборудования ледовых переправ и пляжей. Повышение оперативности деятельности служб спасения. Пропаганда правил поведения на воде;

3) принятие и реализация краевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Пермского края».

Программа направлена на обеспечение централизованного руководства и управления в рамках территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при взаимодействии всех служб и формирований на основе данных систем прогноза возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, сокращение времени обнаружения чрезвычайных ситуаций и немедленного реагирования для их локализации и ликвидации, что обуславливает снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения.

В результате выполнения программных мероприятий возможно ежегодное снижение количества погибшего населения – на 1,5-2%, количества пострадавшего населения – на 0,5-1%.

В рамках программы планируется:

создание единой системы подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

пропаганда безопасности жизнедеятельности, проведение профилактических мероприятий;

развитие системы мониторинга кризисных природных и техногенных процессов;

совершенствование превентивных мероприятий нейтрализации ЧС, эвакуации населения из опасных зон и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Основным показателем является снижение числа погибших при чрезвычайных ситуациях и происшествиях на 26% к 2010 году по сравнению с 2005 годом.

2.1.1.2.3.Снижение смертности от болезней системы кровообращения

В рамках данного направления необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Диспансеризация работающего населения.

С целью выявления на ранних стадиях сердечно - сосудистых заболеваний планируется продолжить мероприятия в рамках дополнительной диспансеризации работающего населения.

Для реабилитации и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний проводить долечивание пациентов, перенесших острое расстройство мозгового кровообращения и острый инфаркт миокарда, в специализированных санаторно-курортных отделениях.

2. Создание федерального центра высоких технологий.

Создание кластера высоких медицинских технологий в кардиохирургии - федерального центра сердечно - сосудистой хирургии. Центр рассчитан на 160 коек для детского и взрослого населения. Планируется выполнять 5500 операций в год. Это восполнит потребность в лечении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Пермском крае.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года оглавление

    Программа
    Проект ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯПЕРМСКОГОКРАЯНА2009-2012ГОДЫ И НАПЕРИОДДО2017ГОДАОглавление 1. Основы стратегии социально-экономическогоразвитияПермскогокрая 8 1.1. Факторы развитияПермскогокрая 8 1.1.1. Человеческий ...
  2. Социально-экономическое раз

    Доклад
    ... на 2011 год и на плановый период2012 и 2013 годов. За основу при формировании бюджета приняты показатели социально-экономическогоразвития ... целевая программа «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до2017года с объемом ...
  3. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (1)

    Документ
    ... долгосрочного социально-экономическогоразвития Российской Федерации напериоддо 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации напериоддо2012года ...
  4. РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 9

    Доклад
    ... на 2011 год и на плановый период2012 и 2013 годов. За основу при формировании бюджета приняты показатели социально-экономическогоразвития ... целевая программа «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до2017года с объемом ...
  5. ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АКРОН»

    Отчет
    ... 2009годуна 26%, в 2010 годуна 22%, в 2011 годуна 18%. В этот же период ... Пермскомкрае. ОАО «Акрон» приобрело лицензии на ... программанапериоддо 2015 года, в соответствии с которой на ... значительный экономический рост и развитиесоциальной сферы ...

Другие похожие документы..