Главная > Программа


Поэтому ряд прогнозов предусматривают уже с третьего десятилетия опережающий рост производства энергии на основе «прочих» возобновляемых источников (удельный вес которых в настоящее время незначителен), в том числе в результате совершенствования способов получения энергии из нетрадиционных источников (солнце, ветер, органические отходы и др.)

Оценка перспектив атомной и термоядерной энергетики противоречива. Большинство прогнозов не предусматривает увеличение ее доли, а некоторые предсказывают даже свертывание во второй половине века.

Пермский край занимает 7-е место в стране по производству электроэнергии. Доля электроэнергии, поставляемой за пределы региона, составляет порядка 20%. Таким образом, Пермский край - один из немногих регионов, где сохраняется резерв генерируемых мощностей в условиях прогнозируемого и уже фактического энергодефицита для ряда субъектов. Общий дефицит генерирующих мощностей в ОЭС Урала, по прогнозу, увеличится к 2010 г. без учёта ввода новых мощностей до 3860 МВт.

Край также является единственным регионом на Урале, обладающим мощной гидроэнергетикой с перспективой дальнейшего развития. На долю Камской и Воткинской ГЭС (мощностью 501 и 1020 МВт соответственно), расположенных на реке Кама, приходится порядка 25% установленной мощности всех электростанций в регионе, в 2007 году ими выработано 16% всей электроэнергии, произведенной в регионе.

Потенциал роста пермской гидроэнергетики как элемента энергосистемы, использующего экологически чистый и возобновляемый источник энергии, находится в развитии малой энергетики, использующей гидроресурсы горных притоков Камы (сегодня гидроресурсы Камского каскада полностью использованы).

Последние годы спрос на продукцию электроэнергетики стабильно растёт. С одной стороны, рост спроса обеспечивается активным развитием наиболее энергоёмких промышленных производств. С другой стороны, потребление электроэнергии населением последние годы также существенно росло (в среднем - до 10% в год) за счет резкого увеличения количества используемой бытовой техники.

1.1.3.7.Географическое положение
1.1.3.7.1.Положение на карте Российской Федерации

Пермский край занимает площадь 160,2 кв. км (0,94% от Российской Федерации). Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой восточный ";форпост"; Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии.

Край расположен на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, то есть в глубине материка Евразия на значительном удалении от морей и океанов. Территория края почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому).

Контур территории Пермского края представляет собой почти правильный прямоугольник, вытянутый в меридиональном направлении. Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км.

Край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере - с республикой Коми, на западе - с Кировской областью и Удмуртией, на юге - с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью. В состав края входит Коми-Пермяцкий округ, территория которого составляет 32,9 тыс. квадратных километров.

1.1.3.7.2.Транзитные пути

Несмотря на относительную удаленность края как от основных рынков сбыта продукции, так и «полюсов роста международного уровня» (Москва и Санкт-Петербург), территориальное положение является благоприятным.

Край занимает важное транзитное положение в транспортной сети России, и его транспортная инфраструктура имеет большой потенциал развития для усиления роли края в межрегиональных и международных интеграционных связях.

Пермский край пересекают (в том числе – краевой центр) две широтные железнодорожные магистрали, широтная республиканская автомагистраль и меридиональная водная магистраль (река Кама). Через территорию края проходят несколько нефте- и газопроводов.

Пермский край располагает значительной сетью внутренних водных путей, общая протяжённость которых составляет 1731 км. На них расположено 2 шлюза (на плотинах Камской и Воткинской ГЭС), около 90 речных портов, пристаней, остановочных пунктов и переправ, судоходных гидротехнических сооружений. Сеть внутренних водных путей Пермского края является составной частью Единой глубоководной системы Европейской части России, которая не имеет аналогов в мире с гарантированной глубиной 4 м и протяжённостью 6,5 тыс. км. Главным речным путем является Кама с притоками, из которых наибольшее значение для судоходства имеют Чусовая, Вишера с Колвой и Сылва. Река Кама является важнейшим элементом водной транспортной инфраструктуры, обеспечивая через систему каналов выход водным путем к пяти морям: Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому.

Речной транспорт взаимодействует с железнодорожным и автомобильным. Крупнейшими портами на Каме в районе тяготения железной дороги являются Пермь, Соликамск и Березники.

Расположение на пересечении транспортных путей различного вида дает возможность получения синергетического эффекта при активном и комплексном использовании. Транспортная инфраструктура имеет большой потенциал развития для усиления роли края в международных интеграционных связях.

1.1.3.8.Пространственная организация
1.1.3.8.1.Система расселения

В Пермском крае сформирована неоптимальная система расселения под влиянием следующих факторов:

историческое развитие системы расселения Пермского края, связанное с большим количеством исправительных учреждений на территории края, особенностями территориального разделения труда, вынужденной миграцией в военные годы (около 320 тыс. эвакуированных);

достаточно высокая доля сельского населения в общей численности населения в Пермском крае (на начало 2008 г. составила 25%, к примеру, в Свердловской области – 17%);

небольшая численность населения в отдельных территориях, которая приводит к возрастанию издержек на содержание инфраструктуры (более 70% населенных пунктов имеют среднюю численность поселений менее 100 человек);

значительное количество населенных пунктов, сформированных на базе учреждений ГУФСИН, которые в настоящее время сокращаются;

реструктуризация Кизеловско-Гремячинского каменноугольного бассейна и, как следствие, значительный миграционный отток населения;

лесопромышленное расселение северных районов края, сложившееся в советское время на основе молевого лесосплава.

П
о мере закрытия предприятий и производств, являющихся градообразуемыми на территориях края, наблюдается миграция населения в более развитые районы и города, которая также сильно различается по территориям.

С учетом значительной площади территории края это влечет за собой большую дифференциацию по плотности населения (от 1,1 чел./кв. км. на севере края до 1234,6 чел./кв. км. в г. Перми), а значит, существенно меньшие возможности для оптимизации затрат на обеспечение качественной инфраструктурой для территорий, теряющих значительную часть населения.

1.1.3.8.2.Транспортная инфраструктура

Текущее состояние региональной транспортной инфраструктуры характеризуется наличием двух основных проблем, определяющих ее общее несоответствие реальным потребностям экономики и ограничивающих рост качества жизни жителей Пермского края, – неравномерное (а на некоторых территориях - крайне ограниченное) развитие и общее неудовлетворительное техническое состояние.

Проблемы развития автодорожной сети региона связаны с перегруженностью в центральной части пермской агломерации; отсутствием прямых транспортных связей с соседними регионами – республиками Коми и Башкортостан, несоответствием основного меридионального транспортного коридора потребностям по усилению интеграционных связей между основными центрами развития края.

Железнодорожная сеть в крае также характеризуется ростом перегруженности центрального узла. Участок Пермь – Соликамск, формирующий основной промышленный грузопоток фактически является тупиковым, ограничивая доступ к лесным ресурсам и развитию северных районов края.

Водный транспорт в настоящее время используется незначительно. Основные ограничения развития водного транспорта связаны с невостребованностью портового хозяйства, отсутствием современных кораблей класса «река-море», неудовлетворительным состоянием перегрузочной техники, портовых терминальных комплексов.

Текущее состояние авиационного транспорта характеризуется отсутствием или незначительностью воздушного сообщения с центрами ближайших субъектов Федерации, ограниченностью географии дальних российских и международных сообщений. Инфраструктура воздушного транспорта значительно устарела и нуждается в модернизации, аэровокзальный комплекс в его текущем состоянии, отсутствие современного грузового терминала не соответствуют потребностям бизнеса и населения региона.

1.1.3.8.3.Инженерная инфраструктура

Неэффективная пространственная организация края влечет за собой рост расходов на поддержание инфраструктуры, избыточной на территориях, теряющих население и производственные активы.

С учетом климатических условий края и продолжительности отопительного периода значительную часть стоимости проживания составляют затраты на производство теплоэнергии. В связи с плохим состоянием теплосетей и нерациональным использованием первичных теплоносителей, данные затраты достаточно высокие и постоянно растут.

Себестоимость услуг теплоснабжения за период с 2002 г. по 2007 г. в целом по краю увеличилась в 1,9 раз. На рост затрат также влияет существующий значительный избыток производственных мощностей, содержание которых перекладывается на потребителей, и монопольное положение многих производителей тепла на локальных рынках.

Эти причины приводят к тому, что среднеотпускной тариф по всем видам тепловых источников, регулируемых Региональной энергетической комиссией, составил в 2005 г. 412,6 руб. за одну Гкал, в то время как нормативный тариф составлял 360,1 руб. за 1 Гкал. В отдельных районах края эта разница существенно выше.

Системы газораспределения края также не всегда оптимальны. Нагрузка производственных мощностей газораспределительной сети и газопроводов-отводов составляет всего 30%, существует проблема с большой удаленностью негазифицированных потребителей от существующих систем газораспределения. Эксплуатация расширяющейся газораспределительной сети приводит к росту тарифа на транспортировку природного газа, устанавливаемого газораспределительным организациям для конечных потребителей.

1.1.3.8.4.Социальная инфраструктура

Сложившаяся система расселения повлияла на неэффективность системы размещения социальной инфраструктуры на территории края.

В учреждениях начального и общего образования показатель количества учеников на 1 учителя существенно различается как в городской, так и сельской местности.

По городам данный показатель варьируется от 10,8 учеников в г. Перми до 16,5 – в г. Березники при расходах бюджета на 1 ученика соответственно 16 214 руб. и 29 855 руб. По сельской местности – от 5,6 учеников в Гайнском районе до 11 – в Пермском районе при расходах бюджета на 1 ученика соответственно 62 552 руб. и 38 508 руб.

1.1.3.9.Приоритетные направления в сфере ресурсного потенциала и развития инфраструктуры

Нерациональное использование природных ресурсов, заниженная цена природных благ приводят к неэффективному использованию ресурсного потенциала края. В связи с этим приоритетным направлением является максимизация доходов с имеющегося ресурсного потенциала при его рациональном использовании.

Управление инфраструктурой связано с эксплуатационными характеристиками инфраструктурных объектов. Ресурсные ограничения заставляют наиболее эффективно использовать существующую инфраструктуру, удерживать расходы на минимальном уровне как для населения, так и для бизнеса. Приоритетным направлением является сокращение стоимости для человека и инфраструктурных издержек бизнеса до уровня ниже, чем у регионов-конкурентов.

1.2.Принципы формирования стратегии

1.2.1.Конкурентное развитие (конкурентные принципы управления)

1.2.1.1.Конкуренция регионов

В настоящее время регионы начинают работать по законам глобальной конкуренции, которая не ограничена государственными границами. В своем развитии регионы должны стремиться к усилению существующих и созданию новых конкурентных преимуществ в ответ на быстро меняющиеся условия рынка. И раньше, и теперь регионы сталкивались и сталкиваются с конкуренцией за инвестиции, за место в сложившемся региональном и международном разделении труда.

Мир изменился. Люди стали мобильнее. Конечно, далеко не все сегодня могут позволить себе свободно выбирать, где им жить. Но те, кто формируют доходы государства, достаточно мобильны и способны выбирать свое местожительство в России или за рубежом. Это относится ко многим предпринимателям, к профессионалам высокого уровня, к менеджерам, имеющим в своем активе историю успеха. Это относится и к молодежи. Она полна амбиций, и ее не сдержать традициями. Пройдет время, и она, осознав свою свободу, начнет в массовом масштабе принимать решения о перемене места жительства. И этот процесс уже начался.

Конкуренция стала глобальной. Ее уже не ограничить национальными границами. Товары разрабатываются в той точке мира, где сосредоточен интеллект, производятся там, где более доступны и дешевые средства производства: природные ресурсы, рабочая сила, а реализуются там, где есть покупательная способность. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда.

Главным фактором экономики становится интеллект, то есть люди, способные организовать мир вокруг себя, разглядеть новую идею, создать для ее реализации новые рабочие места. За этих людей идет конкуренция во всем мире.

Бизнес воспринял изменение мира вокруг себя и отреагировал на него. Возникли новые отрасли, занимающиеся тем, чего ранее просто не существовало. Крупнейшие традиционные корпорации, располагающие огромными материальными активами, вынуждены менять свою структуру и идеологию, применять новые возможности управления, становиться более прозрачными как для внутреннего учета, так и для внешнего мира. Бизнес принял новую экономику как способ самоорганизации, оценил, признал, что за ней — будущее.

В этих условиях выявление и сохранение специфичности Пермского края, обусловленной его моделью конкурентоспособности, геополитическим положением, географическими и природными особенностями, акцентирование особой культуры и имиджа, выделяющих его среди других регионов, могут служить способом создания устойчивых конкурентных преимуществ.

Мы не отказываемся от развития традиционных отраслей экономики. Наше месторасположение, наши природные ресурсы, наша инфраструктура дает возможность основывать преобразования на серьезном экономическом фундаменте. В то же время инерционное развитие имеет меньшие стратегические перспективы. Без серьезных преобразований мы рискуем оказаться однажды реликтом прошлого в изменившемся мире.

Поэтому мы должны выявить наши конкурентные преимущества, те точки роста, где возможен прорыв в новое качество региона, и направить все силы на реализацию этих новых идей.

Конкуренция регионов — это конкуренция моделей развития. Пермский край имеет исторический шанс. Он заключается в том, чтобы возглавить процесс перемен региональных государственных институтов. Новые центры развития возникнут в течение 10-20 лет. Возникнут в новых местах. У Пермского края есть шанс стать таким центром, центром активных людей, новых технологий, идей и проектов, новой экономики, нового государства.

1.2.1.2.Конкуренция муниципалитетов

Эффективная работа власти невозможна без создания системы самостоятельных и конкурентоспособных муниципалитетов. С увеличением мобильности населения не только регионам, но и муниципалитетам придется конкурировать за население и бизнес. Одни территории будут развиваться, другие – деградировать. Самообеспеченность муниципалитетов будет зависеть от численности населения, проживающего на территории муниципального образования, влияющего на налоги, которые формируют бюджет. При отсутствии условий для жизни населения будет происходить отток в другие муниципалитеты, следовательно, уменьшаться поступление средств в бюджет.

Конкуренция муниципалитетов должна привести к формированию системы самообеспеченных в финансовом плане муниципалитетов, способных конкурировать между собой.

Таким образом, конкуренция муниципалитетов заключается в создании условий для привлечения населения и эффективного использования ресурсов.

1.2.1.3.Конкуренция в бюджетной сфере

Динамика, лежащая в основе конкурентной борьбы в любой отрасли, остается неизменной: конкуренция заставляет компании предоставлять растущую ценность потребителям. Наличие конкуренции производителей дает возможность выбора для потребителя того или иного товара, работы, услуги, идеи и т.п.

В бюджетной сфере ввиду отсутствия конкуренции стимула для улучшения качества услуг нет, что ведет к неэффективной работе бюджетных учреждений.

Государство никогда не являлось эффективным собственником, более того, состав государственного имущества не всегда соответствует тем функциям, которые выполняет государство. Необходима реструктуризация государственного имущества для того, чтобы оставить в составе государственного имущества только те объекты, которые необходимы для выполнения государственных полномочий и оказания бюджетных услуг. Все остальное имущество должно быть продано по правилам приватизации.

Государство не должно само оказывать услуги населению, оно обязано в интересах граждан заказывать эти услуги внешним исполнителям, в число которых входит и бизнес.

Для создания конкурентной среды, для того чтобы потребитель стал объектом конкуренции между бюджетными учреждениями, лучше всего подходит рыночное решение: нужно разместить заказ на рынке, отдавая безусловное предпочтение частному сектору.

1.2.2.Функционально-целевая модель управления

В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом, которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.

Основными элементами данной модели являются система целеполагания, система функционально-целевых блоков как центров ответственности, а также набор принципов формирования и исполнения бюджета.

Система целеполагания является отправной точкой формирования всей функционально-целевой модели управления. В ее основе лежит определение целей регионального развития, иными словами, определение того «продукта», который «производит» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития.

На основе анализа выделены основные сферы постановки целей на региональном уровне, которые объединены в следующие блоки: развитие человеческого потенциала, экономическое развитие, развитие инфраструктуры, территориальное развитие, управление государственной и муниципальной собственностью. Все задачи управленческого характера, стоящие перед органами власти на уровне субъекта Российской Федерации, вписываются в эти пять блоков. Каждый блок имеет собственную цель, отвечает за ее достижение, имеет достаточный объем ресурсов и прав для достижения цели. Все решения по проблемам блока принимаются внутри блока. Для каждой цели определены показатели деятельности для оценки эффективности работы блока, цифровые параметры на среднесрочную перспективу, создана структура управления, система планирования и контроля.

1.3.Цели социально-экономического развития края

На среднесрочную перспективу поставлены следующие главные цели:

развитие человеческого потенциала;

экономическое развитие;

рациональное использование ресурсов и развитие инфраструктуры;

развитие территорий;

управление государственной и муниципальной собственностью.

Развитие человеческого потенциала отражает цели, связанные с состоянием и развитием человека на территории: численность населения и ее динамика, а также улучшение качественных характеристик населения: здоровье, накопленные знания, структура общества и развитие социальных процессов внутри него, преобладающая мотивация людей, направленная на достижение поставленных целей.

Экономическое развитие включает цели, связанные с материальной основой существования участников регионального развития, и направлено на создание устойчивой в долгосрочной перспективе системы занятости населения, максимально использующей имеющийся человеческий потенциал региона и способствующей увеличению доходов населения. Стратегической основой экономического развития является формирование экономики нового типа.

Рациональное использование ресурсов и развитие инфраструктуры представляет цели, связанные с комплексом объектов и систем, необходимых для создания комфортных и безопасных условий для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности в регионе, в том числе вопросы состояния и охраны окружающей среды. Целью является максимизация прибыли от использования природных ресурсов и снижение издержек на содержание инфраструктуры для бизнеса и населения при сохранении качества.

Целью развития территорий является создание саморегулируемой системы муниципальных образований, обладающих ресурсами для самостоятельного развития.

Управление государственной и муниципальной собственностью нацелено на повышение качества бюджетных услуг через конкуренцию за потребителя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года оглавление

    Программа
    Проект ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯПЕРМСКОГОКРАЯНА2009-2012ГОДЫ И НАПЕРИОДДО2017ГОДАОглавление 1. Основы стратегии социально-экономическогоразвитияПермскогокрая 8 1.1. Факторы развитияПермскогокрая 8 1.1.1. Человеческий ...
  2. Социально-экономическое раз

    Доклад
    ... на 2011 год и на плановый период2012 и 2013 годов. За основу при формировании бюджета приняты показатели социально-экономическогоразвития ... целевая программа «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до2017года с объемом ...
  3. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (1)

    Документ
    ... долгосрочного социально-экономическогоразвития Российской Федерации напериоддо 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации напериоддо2012года ...
  4. РАЗДЕЛ 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 9

    Доклад
    ... на 2011 год и на плановый период2012 и 2013 годов. За основу при формировании бюджета приняты показатели социально-экономическогоразвития ... целевая программа «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до2017года с объемом ...
  5. ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АКРОН»

    Отчет
    ... 2009годуна 26%, в 2010 годуна 22%, в 2011 годуна 18%. В этот же период ... Пермскомкрае. ОАО «Акрон» приобрело лицензии на ... программанапериоддо 2015 года, в соответствии с которой на ... значительный экономический рост и развитиесоциальной сферы ...

Другие похожие документы..