Главная > Документ


  1. Общие сведения

Центр развития футбола в МГУ подразумевается как организация следующего типа:

- по отраслевому признаку – сфера услуг;

- по региональному признаку – региональная;

- по масштабу деятельности – малый.

    1. Бизнес-идея:

  • Развитие всех видов студенческого футбола:

организовывать, систематизировать и направлять футбольную активность в Московском государственном университете, предоставив возможность студентам с различным уровнем подготовки тренироваться и принимать участие в соревнованиях по существующим направлениям футбола, как внутри университета, так и вне него.

Привлекать заинтересованных студентов к процессу организации и управления футбольными мероприятиями, выполнять функцию «социального лифта».

    1. Бизнес-среда («поле игроков» или «карта влияния заинтересованных лиц»)

  • Партнеры

  • Конкуренты

    • Лужники (и другие «платные» площадки)

  • Третьи силы

    • Российский союз ректоров (РСР)

    • Российский студенческий спортивный союз (РССС)

    • Российский футбольный союз (РФС)

      • АМФР («Мини-футбол в ВУЗы»)

      • Федерация футбола 8х8

      • Департамент массового и детско-юношеского футбола

      • Московская федерация футбола (МФФ)

    • Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт)

    • МГУ имени М.В. Ломоносова

      • Ректорат

      • Кафедра физического воспитания

      • ОПК

      • Факультеты

    • Инициативные группы студентов

    1. Бизнес-модель (указаны возможные источники доходов):

  • Сдача в аренду спортивных площадок

    • Разовая или еженедельная аренда для тренировок

    • Предоставление под организацию спортивно-зрелищного мероприятия

    • Еженедельная аренда для внешних мероприятий (например, для проведения соревнований ЛФЛ г. Москвы)

  • Организация соревнований внутри Университета

    • Взносы за участие

    • Поддержка университетских структур (факультеты, ОПК и т.д.)

  • Организация Студенческой футбольной ассоциации (СФА), Студенческого чемпионата Москвы по мини-футболу на траве (СЧМ) и иных внешних мероприятий

    • Взносы за участие

    • Аренда полей (м.б. включена во взносы)

    • Оплата судейства (аналогично)

    • Спонсоры (технические и финансовые)

    • В перспективе: отчисления с трансляций

    • В перспективе: продажа билетов на финальную часть

    • Поддержка Москомспортом

  • Создание/поддержка футбольного клуба, представляющего МГУ

    • Поддержка администрации Университета (ректорат, ОПК, факультеты)

    • Внешние спонсоры

    • Траст болельщиков/студентов-аспирантов-сотрудников

  • Продажа питания/экипировки/атрибутики

    • Экипировка и атрибутика с символикой МГУ, клуба и СФА

    • Питание и вода

    • Спортивная обувь

    1. Видение организации

Центр развития футбола в МГУ – это коммерческое, но социально ориентированное предприятие, использующее потенциал студентов и абитуриентов. Это управляющая комплексом футбольных объектов МГУ организация, являющаяся учредителем, организатором и совладельцем футбольных турниров (чемпионатов, первенств) внутри и вне МГУ, в частности CФА 8x8, СЧМ по мини-футболу на траве 5х5, победители которых на регулярной основе попадают на международные футбольные турниры.

    1. Миссия организации

Мы делаем студенческий футбол социально значимым, динамично развивающимся, коммерчески привлекательным. Формируя для студентов конкурентоспособный образ «спортивной футбольной» жизни, вовлекая их в процесс управления, мы создаем и предоставляем социальные лифты для движения наверх как в спортивной, деловой, так и в социально-политической жизни.

    1. Стратегические цели организации

  • Функционирование комплекса футбольных полей (включая фонд з/п) и поддержка главных команд Университета осуществляются за счет собственных средств (доходов от сдачи в аренду, розничной торговли, спонсорских поступлений, пожертвований и т.д. – см. п. 1.3).

  • Каждый студент, аспирант, сотрудник МГУ знает о существовании и результатах главных команд, представляющих МГУ во внешних турнирах, вследствие чего обеспечивается полный стадион болельщиков на матчах этих команд.

  • Студенты МГУ соответствующего уровня имеют возможность быть привлеченными в профессиональные команды.

  • Все ВУЗы Москвы (а лучше – и Московской области) знают о существовании турниров, организованных ЦРФ, большинство из них принимают в этих турнирах участие.

  • Все интересующиеся футболом студенты МГУ хотят участвовать во внутриуниверситетских мероприятиях, организованных ЦРФ.

    1. Стратегические задачи организации

  • Организация и контроль процесса постройки комплекса футбольных полей (КФП) и документооборота.

  • Создание юридического лица (ЦРФ) и получение им функций управляющей компании КФП.

  • Объединение вокруг Центра развития футбола организаторов всех футбольных турниров, проводимых в МГУ.

  • Составление стандартов для организации и проведения футбольных мероприятий в Университете.

  • Создание прозрачного календаря соревнований и графика загруженности КФП.

  • Создание штата сотрудников ЦРФ, обеспечивающих функционирование КФП и организацию футбольных мероприятий.

  • Достижение договоренности с федерацией футбола 8*8 и создание оргкомитета (с главенствующей ролью представителей ЦРФ) Московской студенческой футбольной лиги.

  • Проведение I чемпионата СФА (кол-во ВУЗов от 8 до 16) на полях Университета.

  • Заключение спонсорских контрактов на проведение чемпионата СФА.

  • Увеличение кол-ва ВУЗов, участвующих в СФА, начиная со 2 года проведения.

  • Достижение соглашений с Москомспортом о проведении под эгидой ЦРФ МГУ чемпионата Москвы среди студенческих команд по мини-футболу на траве.

  • Проведение 1 чемпионата Москвы среди студенческих команд ВУЗов (2-3 команды призеров различных внутривузовских турниров от 6-8 ВУЗов) по мини-футболу на траве на базе комплекса футбольных полей МГУ.

  • Заключение декларации о сотрудничестве с Международной ассоциацией мини-футбола на траве.

  • Создание Центром развития футбола тренерского штаба для 3 основных команд (11*11, 8*8, 5*5) Университета, обеспечение для них руководящей и административной функций.

  • Создание судейского корпуса (при сотрудничестве с РФС) для обслуживания турниров, организованных под эгидой ЦРФ.

  • Организация на всех крупных факультетах футбольных секций для студентов факультетов и подготовка сборных команд факультетов для участия во внутренних и внешних турнирах по футболу.

  • Организация на крупных факультетах открытых футбольных турниров различного формата (не более 2-3) с максимально широким представительством студенческих команд.

  • Заявка этих команд для участия в основных соревнованиях (пер-во «Буревестник», СФА, «Мини-футбол в ВУЗы»).

  • Договоренность с администрацией МГУ о возможности розничной торговли (в т.ч. продуктами питания) на территории КФП.

  • Организация точки по продаже атрибутики, амуниции и продуктов питания.

  • Обеспечение доступа к раздевалкам манежа и трехзального корпуса, взаимодействие с кафедрой физвоспитания по контролю и проведению ремонта раздевалок и оборудования их современными средствами (ящики с эл. ключом и т.п.)

  1. Элементы внешней среды (PELSEDET- анализ и анализ Портера)

    1. Макросреда

      1. Политический аспект

  • Общее политическое руководство страны.

Нестабильность политической ситуации в стране негативным образом сказывается на работе МГУ в целом и ректора, и ректората в частности. С другой стороны, интерес к спорту непосредственно в МГУ, проявляемый представителями высшего руководства страны С. Фурсенко, А. Коноваловым, А. Дворковичем, вынуждает ректора и ректорат содействовать активному развитию спорта и самой массовой его части – футболу.

  • РФС и РСР (Круглый стол о создании Студенческой футбольной лиги)

11 июля 2010 г. в Нахабино прошел круглый стол «Студенческая футбольная лига – национальный проект России», на котором присутствовали представители РФС, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства образования и науки, РСР и РССС. Участники договорились создать СФЛ, в том числе обеспечивать поддержку всех типов и на всех уровнях. По истечении года уже можно сказать, что СФЛ так и не была создана. При том, что «СФЛ» включена в график проведения соревнований РССС как общероссийское соревнование, лига не проводится.

  • Ректор МГУ

Старается реагировать на массовый интерес и обращения студентов, в результате чего, несмотря на личное индифферентное отношение к футболу, склонен оказывать поддержку проведению соревнований и прочих инициатив, при условии соблюдения всех требований безопасности.

Иными словами, его позицию можно выразить следующим образом: «Я за проведение турниров среди студентов, только чтоб всё было организовано на должном уровне и проходило под жёстким контролем ответственных лиц, пользующихся моим доверием».

  • Ректорат МГУ

В целом нейтрален, оглядывается на мнение ректора, однако с появлением проректора, курирующего спортивные вопросы (Реймерс А.Н.), стало возможным говорить о поддержке спортивных инициатив. Важным фактором является и наличие хорошего личного контакта руководства ЦРФ с Реймерсом А.Н.

  • Руководство кафедры физ. воспитания.

Позиция кафедры: МГУ не является спортивным ВУЗом, поэтому задача кафедры обеспечивать учебный процесс и поддерживать спортивные инициативы, не пытаясь руководить ими. Отсюда благожелательное отношение к ЦРФ. Плюс, опять же, отличный личный контакт, позволяющий рассчитывать на поддержку в реализации инициатив.

  • Деканы факультетов.

В целом отношение опять же нейтральное. Положительным моментом является хорошее взаимодействие с руководством кафедры физ. воспитания.

      1. Экономический аспект

  • Выбор оптимальной системы налогообложения (в зависимости от организационно-правовой формы организации)

  • Участие в программе по поддержке малого бизнеса1

Правительство Москвы в конце апреля утвердило городскую целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2011 год. Она предусматривает выдачу субсидий предпринимателям и инновационным предприятиям, компенсацию процентных ставок по кредитам и другие меры адресной поддержки, программы обучения предпринимателей, правовую поддержку и консультационную работу в округах Москвы.

  • Субсидии спортивным социальным проектам от Москомспорта2

    • Возмещение затрат в связи с подготовкой, организацией и проведением спортивных мероприятий и (или) календарь физкультурно-спортивных мероприятий города Москвы – физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

    • Возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением на льготных условиях спортивных сооружений и спортивного инвентаря учебным организациям, сборным командам города Москвы, отдельным категориям населения города Москвы – физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности

  • Отсутствие четких тарифных ставок или оговоренных сумм, ежегодно отчисляемых ЦРФ на счета МГУ.

  • Существенный разброс цен за аренду открытых искусственных полей.

В Москве около 60-ти больших футбольных полей с раздевалками. В среднем, стоимость аренды одного футбольного поля составляет 8000-12000 руб./час. Главное – достаточно точно определить цену аренды в различное время суток для различных вариантов полей, исходя из качества полей в различных погодных условиях, их местоположения, наличия раздевалок и технического обслуживания, транспортной доступности и т.п.

  • Стабильное экономическое положение МГУ.

Университет получает достаточные финансовые средства от государства (см., например, «Программу развития»), развивая при этом и собственные коммерческие проекты. Комплекс футбольных полей будет построен на деньги, выделенные МГУ.

Также имеет место наличие значительной доли т.н. «внебюджетных доходов» у многих факультетов.

  • Заметная дифференциация материальной обеспеченности различных категорий студентов.

Часть студентов могут пользоваться подобными услугами (например, аренда полей), но большинство не имеют возможности платить собственных средств.

      1. Правовой аспект

  • Все права на футбол в России принадлежат РФС

  • Нормативы по строительству футбольных полей с искусственным покрытием

    • Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 196-РП «О проектировании и строительстве футбольных полей с искусственным покрытием и соответствующей инфраструктурой в административных округах города Москвы».

    • Проект РД Москомспора от 26.05.2010 «О мерах по обеспечению проектирования и строительства футбольных полей с искусственным покрытием и инфраструктурой на территории административных округов города Москвы».

    • Порядок подтверждения характеристик искусственного покрытия футбольного поля (сертификация футбольного поля) Дата: 24.11.2009 Источник: Российский футбольный союз

    • Типовой проект конструкции основания и системы дренажа для футбольного поля с искусственным покрытием. Дата 20.07.2007 Источник: Российский футбольный союз.

    • Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием. Дата: 16.12.2008. Источник: Российский футбольный союз

  • Отсутствие чётких правовых норм, регламентирующих условия проведения соревнований

На любительском уровне не определено, кому могут быть переданы полномочия для проведения соревнований, в том числе статусный уровень этих соревнований, условия технического и медицинского обеспечения.

  • Выделение денег госструкурами возможно только посредством процедур конкурса, госнадзора.

  • Двухмесячный стипендиальный фонд:

Указ Президента № 443 от 12.04.93 (с последующими изменениями и дополнениями) прямо обязывает Правительство Российской Федерации изыскивать средства для реализации мер по усилению социальной защищенности студентов и аспирантов, в т.ч. организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Целевые средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии, поступающие из федерального бюджета в стипендиальный фонд МГУ на казанные цели не перечисляются в стипендиальные фонды факультетов и расходуются на основании приказов ректора МГУ с учетом предложений общественных организаций и стипендиальной комиссии Университета.

  • Программа «Спорт Москвы-3» предусматривает:

    • Обеспечение дальнейшего развития на территории города Москвы физической культуры и спорта среди молодежи и студентов, в том числе как важного средства оздоровления и физического совершенствования, профилактики негативных проявлений в молодежной среде.

    • Содействие использованию студентами спортивных площадок жилых микрорайонов и межшкольных стадионов.

    • Развитие студенческого спорта за счет улучшения материальной базы и более широкого привлечения студентов к занятиям спортом в спортивных клубах, их участия в окружных и городских соревнованиях.

    • Формирование студенческих спортивных лиг для систематизации и оптимизации студенческого спортивного движения.

    • Проработка совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области вопроса о возрождении в каждом вузе спортивных клубов, спортивных секций, в том числе по видам спорта, включенным в программу Московских студенческих игр, Московской городской универсиады.

    • Обеспечение тесного взаимодействия центров физической культуры и спорта административных округов с представителями вузов и молодежных советов административных округов.

      1. Социальный аспект (с точки зрения влияния футбола)

  • Футбол – спорт №1 в России:

самыми популярными и массовыми видами спорта в России являются:

1. Футбол – 11,2% (1,53 млн. чел.);

2. Волейбол – 10,8% (1, 47 млн. чел.);

3. Баскетбол – 9,8% (1,34 млн. чел.);

4. Легкая атлетика – 6,7% (917 тыс. чел.);

5. Плавание – 5,6% (768 тыс. чел.);

6. Лыжные гонки – 4,7% (638 тыс. чел.);

7. Настольный теннис – 4,1% (554 тыс. чел.);

8. Шахматы – 3,0% (406 тыс. чел.);

9. Спортивный туризм – 2,4% (323 тыс. чел.);

10. Спортивная аэробика – 1,8% (245 тыс. чел.).

Другой важный параметр – зрительский интерес и тут футбол находится вне конкуренции. Например, за трансляциями матчей Евро-2008 с участием сборной России следило около 70% всех жителей страны.

  • Футбол – в основном «однополый» вид спорта.

В общественном сознании футбол является именно мужским видом спорта и по доле игроков мужского пола, и по доле болельщиков. Доля женской части населения, в той или иной мере интересующейся футболом, пренебрежимо мала.

  • МГУ – главный ВУЗ страны

Организаторы любых крупных студенческих соревнований проявляют серьезную заинтересованность в Московском университете как в участнике, поскольку это повышает статус проводимых соревнований и интерес к ним.

  • Необходимость каждого ВУЗа иметь «свою команду»

  • Сезонность обучения студентов

В летние месяцы практически все студенты отечественных ВУЗов озабочены сдачей летней сессии, а после разъезжаются на каникулы. Соответственно, проведение различного рода соревнований в этот период вызывает крайне низкий интерес. Также пониженным интересом к студенческим спортивным первенствам характеризуется первый месяц в году, когда длинные Новогодние каникулы сочетаются с зимней сессией.

  • Рост количества непрофессиональных футбольных команд

За последние 10 лет в МГУ количество любительских команд возросло с 15 до 100; в ЛФЛ – со 130 до 800; в ТДК – от 150 до 600. Отметим, что темпы роста на протяжении всех этих лет оставались примерно на одном уровне. При этом регламент проведения соревнований и ЛФЛ и ТДК (см. ниже) не позволяет существенно увеличить количество участников.

      1. Природно-климатический аспект

  • Сезонность футбола под открытым небом, как вида спорта

      1. Демографический аспект

  • В России:

около 3 тыс. ВУЗов и филиалов. Одних вузов (без филиалов) в России около 12003. Общее количество студентов составляет 7 млн. человек (2010 год), общее количество преподавателей – около 341 тыс. человек.

  • В Москве и области:

около 600 ВУЗов. Общее количество студентов порядка 1.5 млн. человек.

  • Особенности студенческой среды

Уникальность в том, что демографический состав людей Университета не меняется из года в год и крайне благоприятен для проведения турниров. По большей части Университет состоит из людей такого возраста, в котором это интересно, и в котором возникает желание принимать участие в мероприятиях проекта, т.е. такие люди составляют целевую аудиторию проекта.

      1. Этический аспект

  • Возможное давление со стороны руководства ВУЗов на участников на предмет результатов.

  • Национальный менталитет: отсутствие «чистоты» футбола.

  • Отторжение студентами коммерческой составляющей проекта: «Я же студент МГУ – спортивные объекты должны предоставляться бесплатно»

      1. Научно-технологический аспект

  • Разнообразие размеров полей от 15х25 м. до 70х110 м. и их сочетаний в пределах одного стадиона или манежа.

  • Разнообразный состав покрытий на полях и в залах – от искусственной травы 2-4 поколения различной длины до наливных покрытий типа «Регупол».

  • Современные технологии дают возможности проводить соревнования на качественном уровне (поля, трибуны, форма, трансляции, экипировка, оборудование, инвентарь).

  • Возможность быстро и недорого произвести собственную символику, атрибутику.

  • Интернет-технологии и их 100% использование потребителями.

    1. Микросреда

      1. Конкуренты

  • Организаторы турниров

    • «Наша лига» (напр. Бизнес-лига)

«Наша Лига» - партнер МФФ по проведению многих коммерческих турниров. Эта фирма обладает большим опытом проведения коммерческих турниров и имеет хорошую клиентскую базу (крупные страховые компании, банки, добывающие предприятия).

    • Проект «Мини-футбол в ВУЗы»

Проект разработан Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России, финансируется в том числе из федерального бюджета. Является продолжением проекта «Мини-футбол в школу». Соревнования проходят в 3 этапа. Первый – в феврале-марте внутри субъектов РФ, второй – в середине апреля внутри федеральных округов и заключительный – в середине мая. Как видно, его наличие не мешает проведению регулярного чемпионата, но ограничивает возможности студентов участвовать в них в определенные сроки.

    • Любительская футбольная лига (ЛФЛ)

За последние 10 лет размеры ЛФЛ ощутимо увеличились. Лига вошла в РФС в качестве федерации футбола 8х8. Только в Москве более 900 команд участвуют в регулярном чемпионате ЛФЛ. Средний возраст участников составляет от 18 до 40 лет, среди игроков в т.ч. множество студентов. ЛФЛ может быть как очень сильным конкурентом, так и полезным партнером, с которым можно активно сотрудничать, организовывая взаимную рекламу.

    • «Турнир дворовых команд» газеты «Спорт-Экспресс» (ТДК)

    • Московская студенческая футбольная лига (МСФЛ)

Недавно созданная организация, которая развивает студенческий футбол в формате 8х8. Московская студенческая футбольная лига осуществляет свою работу под руководством Москомспорта, Московской федерации футбола и Московской коллегии арбитров. С ней придется либо конкурировать в целевом сегменте рынка, либо искать другие форматы и способы организации студенческих соревнований.

    • Футбольные турниры внутри МГУ:

      • факультетские турниры (экономический, физический, ВМК…)

      • межфакультетский чемпионат МГУ по футболу

      • турниры ОПК на открытых площадках

  • Арендодатели спортивных площадок

В данном сегменте конкуренция очень высокая, в качестве основных конкурентов рассматриваются стадионы и манежи. В Москве более 60 больших футбольных полей такого типа, еще более 60 аналогичных сооружений расположены в Московской области (стадионы в городах и поля в санаториях). В среднем, стоимость аренды одного футбольного поля составляет 8000-12000 руб./час. Однако до 25% всех рассматриваемых полей составляют площадки с естественным покрытием (трава), что не позволяет использовать их круглогодично. По месторасположению и по дифференциации предложений самый серьезный конкурент – ОАО «Лужники». Ценовая политика и спектр размеров полей, предлагаемых конкурентом, достаточно гибки, а наличие теплых раздевалок с душевыми в непосредственной близости от полей являются несомненным конкурентным преимуществом. Основные слабые стороны предложения ОАО «Лужники» – отсутствие удобного подъезда к спорткомплексу, отсутствие бесплатных парковок, высокие цены на сопутствующие товары.

      1. Потребители

  • ВУЗы

  • Факультеты

  • Сложившиеся организованные любительские клубы

  • МГУ (напр. кафедра физ. воспитания)

  • Студенты, аспиранты, сотрудники МГУ и других ВУЗов

Выделение обязательных бесплатных часов пользования футбольными полями для проведения студенческих занятий (ОФП) по футболу на кафедре физ. воспитания, тренировки сборных МГУ по футболу.

      1. Поставщики

  • Московский университет, который передает организации права управления своими активами (комплексом футбольных полей).

  • Многочисленные поставщики спортивного оборудования, материалов, инвентаря, есть возможность выбора на конкурентном рынке.

      1. Потенциальные конкуренты

  • Студенческая футбольная лига (СФЛ)

В случае создания официальной Студенческой футбольной лиги независимо от ЦРФ, шансы проекта СФА на выживание становятся крайне низкими, поскольку в проект СФЛ ожидаются очень большие финансовые вливания со стороны государства.

  • Создание новых комплексов полей под открытым небом с искусственной травой. До 2013 г. в различных округах Москвы будет построено еще 10 больших полей: 1 этап - 2 объекта по префектурам: ЮЗАО, Зеленоградского АО. 2 этап - 3 объекта по префектурам: ЦАО, ВАО, ЮАО. 3 этап - 3 объекта по префектурам: ЮВАО, СВАО, ЗАО. 4 этап – 2 объекта по префектурам: САО; СЗАО4.

      1. Товары-субституты

  • Другие игровые виды спорта, например, мини-футбол. Только в Москве существует более 100 залов для игры в мини-футбол. Стоимость аренды от 1500 до 8500 руб./час, в среднем 2000-4000 руб. Однако, площади ок. 30-50% залов меньше регламентируемых размеров.

  • Культурно-массовые мероприятия

  • Развлечения: телевидение, интернет, бары, дискотеки и т.п. Более того, по статистическим данным такого рода пассивные «образы жизни» значительно превалируют над активными, спортивными «образами жизни».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общие сведения (17)

    Документ
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Кипров Дмитрий Владимирович дата рождения: ... , изготовление наружной световой рекламы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Профессиональные навыки: Электромонтажные работы в НКУ ...
  2. Общие сведения (7)

    Документ
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Название научного направления: Молекулярно- ... и проявления пола у растений Краткие сведения об основателе и современном руководителе направления ... в селекционной работе и в решении общих проблем развития живых организмов. Разработан ...
  3. Общие сведения (11)

    Документ
    Общие сведения: К публикации в «Сборнике статей» до 20 ... представить работу для публикации в разделах: - Общие вопросы сигнализации - Рецепторы - Внутриклеточная сигнализация ... , таблиц, графиков. При этом общий объем работы, включая заглавие, рисунки ...
  4. Общие сведения (8)

    Документ
    Общие сведения В конце 2011-2012 учебного ... А.С., Высоцкую Л.Р., Исаева В.Г., Корчагину Е.Г. ,Рыженкову Ю.И.. Общее руководство и разработку содержания Праздника осуществляла ... наших детей. Эта общая тенденция несоответствия психологического возраста ...
  5. Общие сведения (28)

    Документ
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ НИР В ПЕТРОЗАВОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ... и контрактам 2003 Количество НИР (% от общего количества) 210 60 (28,6 %) 3 (1,4 ... Периодика», 10 п.л. Назаров А.И. Каф. общей физики Инновационные технологии открытого обучения ...

Другие похожие документы..