Главная > Пояснительная записка


Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

      знать / понимать:
      
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
      • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
      • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

      уметь:
      
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
      • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
      • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
      • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
      • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
      • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

 

4 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ведущая тема года: ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов (образы растений, птиц и животных, природных стихий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
      Расширение знаний и представлений:
      
о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Прием получения звучных, чистых, сложных цветовых сочетаний для передачи объема и освещенности реальных предметов. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»);
      о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приемы передачи объема, светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
      о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
      о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
      Опыт художественно-творческой деятельности в процессе рисования с натуры, по памяти и представлению:
      
пейзажа (отдельных элементов и композиции) живописными, графическими и декоративными средствами. Создание композиции, отражающей собственное видение мира, с отражением характерных признаков природы родных мест. Передача в пейзаже динамики, движения («Вольный ветер — дыхание земли»);
      натюрморта (передача характерных признаков формы, объема предметов графическими и живописными материалами). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов старинного и современного быта («Вещи старого дома», «Вещь во времени и пространстве»);
      человека (наброски и зарисовки сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армии времен Отечественной войны 1812 г. в военном обмундировании). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, предметном окружении;
      сюжетно-тематических и декоративных композиций иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы конкретного месяца с помощью цвета и декора. Передача в сюжетной композиции реальных (или вымышленных) образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Выявление сходства и различия в создании художественного образа времен года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

Основы народного декоративно-прикладного искусства (16 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается народное представление о строении мироздания, о природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
      Развитие знаний и представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания в образе древа, жилища русского крестьянина, прялке, в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Освоение особенностей орнаментики на основе повтора, вариаций, импровизаций.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      
искусство прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо, птица-счастья), по мотивам вологодской и пермогорской прялок.
      Искусство городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшения интерьера, как подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Последовательности росписи («подмалевка», «разживка черным цветом», «разживка белилами»). Особенности мотивов росписи («Купавки, розаны, бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация).
      Искусство резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре мастеров узбекского и других народов Востока. Своеобразие ганча как художественного материала (эластичность, прочность, белизна). Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

4 КЛАСС (34 часа)

Ведущая. тема года: ТРУДОМ МИР СТРОИТСЯ

Работа с бумагой

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта:
      
конструирование из бумаги: воздушные конструкции в технике модульного оригами — звезды; объемное конструирование на основе формирования цилиндрической и конусообразных поверхностей (поставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;
      изготовление изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;
      декоративные композиции: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки, приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

Работа с тканью

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; выполнение ткачества на бердышке; приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      Формирование трудового опыта:
      
Изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники; панно из узорной тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа).
      Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.
      Конструирование приспособлений для работы: бердышко и челнок для ткачества.

Работа с пластичными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      Формирование трудового опыта:
      
Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
      Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, пластики) с символикой родного края.

Работа с природными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      Формирование трудового опыта:
      
Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.
      Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.

Работа с разными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
      Формирование трудового опыта:
      
Конструирование из разных материалов: сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни.
      Проектирование из разных материалов: новогодняя игрушка из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др.

Примерное планирование уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе

№ урока

Тема урока ИЗО. Вид творческой работы

№ урока

Тема урока художественного труда. Вид творческой работы

I четверть. Уроки 1—8

РЫБАМ — ВОДА,
ПТИЦАМ — ВОЗДУХ,
ЧЕЛОВЕКУ — ВСЯ ЗЕМЛЯ

СТОИТ ДЕРЕВО,
ЦВЕТОМ ЗЕЛЕНО:
ДОМ УКРАШАЕТ, РЕМЕСЛО
ОСНАЩАЕТ, МИР ОСВЕЩАЕТ

1

Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага)

1

Искусство составления букета. Составление букета из живых природных форм

2

Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

2

Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты

3

Мой край родной — моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

3

Завершение темы урока 2

4

Цветущее дерево — символ жизни. Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья, гуашь)

4

Комплекты бытовой утвари. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца

5

Пава-краса, птица счастья. Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)

5

Продолжение темы урока 4

6

Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра. Изображение мотива коня в технике городецкой росписи (гуашь)

6

Завершение темы урока 4

7

Образ мира в городецкой прялке. Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)

7

Все краски русской осени. Декоративное панно. Ляпачная техника:колорит и вариантыпришивания лоскута

8

Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)

8

Завершение темы урока 7

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:

      изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; Среди долины ровныя...; Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Голебен; А. Саврасов. Дубы на берегу;
      народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; городецкие изделия, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Н. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки)

II четверть. Уроки 9—16

НА ДВОРЕ ОСЕНЬ — ПОГОД ВОСЕМЬ

РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ

9

Вольный ветер — дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

9

Изящный сувенир. Конструирование по мотивам техники филиграни

10

Движение — жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору)

10

Завершение темы урока 9

11

Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)

11

Импровизации из глины. Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор

12

Родословное древо. Семейный портрет (материалы по выбору)

12

Завершение темы урока 11

13

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». (материалы по выбору)

13

Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка

14

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры)

14

Завершение темы урока 13

15

Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки)

15

Творческий проект: «Новогодняя игрушка».
Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм

16

Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки)

16

Завершение темы урока 15

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

      изобразительного искусства: А. Вагин. Над полями да над чистыми. Линогравюра Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маяковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова; Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; В. Домашников. Утро. Урал; А.  Дейнека. Разворот книги В. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник;
      народного декоративно-прикладного искусства: И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы. Пластина. Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова, Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.

III четверть. Уроки 17—25

ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ; ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ

ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ

17

Зимняя прогулка.
Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки)

17

Природные и архитектурные мотивы родного края.
Бумага: симметричная вырезанка

18

Зимняя прогулка.
Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь)

18

Завершение темы урока 17

19

Вещи старого дома.
Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы)

19

Забавный сувенир.
Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

20

Вещь во времени и пространстве.
Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)

20

Завершение темы урока 19

21

Да, были люди в наше время...
Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору)

21

Подарочный набор.
Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование

22

Да, были люди в наше время...
Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору)

22

Завершение темы урока 21

23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору)

23

Деревенская улица.
Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

24

Потешные листы.
Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

24

Завершение темы урока 23

25

Потешные листы.
Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

25

Радужные узоры.
Ткачество на бердышке

26

Вода — жизнь.
Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору)

26

Завершение темы урока 25

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

      изобразительного искусства: В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. В. Барклай де Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Верещагин. Не замай, дай подойти!; Атака; на большой Смоленской дороге;
      народного декоративно искусства: лубочные картинки: Сильный богатырь Еруслан Лазаревич; Медведь с козою прохлаждаются; Трапеза благочестивых и нечестивых; Славный рыцарь Петр Златые ключи; Шут Фарнос на свинье; Угощение гостя по старому обычаю; Кот казанский — ум астраханский...; Ай во поле...; Пряди, моя пряха...;

IV четверть. Уроки 27—34

ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ!

 

27

Вода — жизнь.
Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору)

27

Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)».
Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф

28

За весной, красой природы, лето красное придет.
Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы)

28

Завершение темы урока 27

29

Завершение темы урока 28

29

Звезды Победы.
Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами

30

Этот праздник со слезами на глазах.
Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору)

30

Завершение темы урока 29

31

Медаль за бой, за труд из одного металла льют.
Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

31

Народные игрушки из природных материалов.
Конструирование: традиционные образы-символы

32

Резьба по ганчу.
Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

32

Завершение темы урока 31

33

Символика ганчевых арабесок.
Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель)

33

На острове Буяне.
Конструирование: текстильный коллаж

34

Круглый год.
Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору)

34

Завершение темы урока 33

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

      изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник. Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П.  Петровичев. Ледоход на Волге; Т.  Лящук. Вода  — жизнь. Плакат; К.  Пюсс. Нашим водоемам  — чистую воду! Плакат; Г.  Серебряков. Мир тебе, наша Земля! Плакат; Н.  Чарухин. Пусть всегда будет солнце! Плакат; В.  Говорков. Нам нужен водоем! Плакат; В.  Каракашев. Миру  — мир! Плакат; О.  Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе; Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине. Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах;
      народного декоративно-прикладного искусства: В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника. Усманов. Панно из ганча

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев идр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «Школа России». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 Школа России. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... Школа России». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..