Главная > Пояснительная записка


Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

      знать/понимать
      
• значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
      • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
      • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
      • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
      • название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);

      уметь
      
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
      • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
      • составлять композиции с учетом замысла;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
      • решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
      • выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
      • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
      • применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
      • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
      • выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
      • выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
      • конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
      • пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      
• проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
      • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
      • проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2 КЛАСС (34 ч)

Ведущая тема года: КАКОГО ЦВЕТА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (16 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно прикладного искусства, народного творчества, отражающих состояния цветовой палитры в пейзаже золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветового многообразия в природных и рукотворных формах.
      Расширение знаний и представлений:
      
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира. Освоение приемов работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешивания цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам), получение нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Экспериментирование с цветовой палитрой (выявление формы предмета с помощью мазка в определенном направлении, превращение раздельных удлиненных мазков в изображение, получение разных оттенков одного цвета, плавное и ступенчатое растяжение цвета);
      о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно-силуэт), их использование в рисовании с натуры, по представлению (натюрморта, цветов, животных, орнамента и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета;
      о станковой композиции (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-тематическая композиция). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между объектами композиции;
      о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
      Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению:
      пейзажа живописными и графическими средствами. Выполнение зарисовок отдельных объектов природы, архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов. Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций. Передача состояния природы в разное время года («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»);
      натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе»). Выявление графическими средствами многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону. Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
      человека, животных. Выполнение набросков в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитков, штрихов, точек и т. д.);
      станковой и декоративной композиции. Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение иллюстраций к сказкам с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом.

Основы народного декоративно прикладного искусства (18 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь содержания произведений с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря.
      Расширение знаний и представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаменте вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий, обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов. Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
      Опыт художественно-творческой деятельности.
      
Упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птица-пава, мать сыра земля, засеянное поле); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций.
      Филимоновская глиняная игрушка. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность), своеобразие элементов, характер начертания элементов — геометрический (линии, круги, квадраты, елочки). Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций).
      Полхов-майданская деревянная игрушка. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — орнаментальные мотивы (большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке). Изготовление игрушки по мотивам полхов-майданской на уроках труда и ее роспись.
      Гжельская керамика. Необычность форм, названий сосудов, цветовой гаммы и элементов росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций).
      Народный костюм. Продолжение знакомства с основными элементами северного женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения: головного убора — драгоценными камнями, бисером, рубахи и сарафана — вышивкой. Продолжение знакомства с элементами воинского костюма. Выполнение орнаментов на основе повтора и вариаций (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов на боевых конях, в полном боевом снаряжении.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

2 КЛАСС (34 ч)

Ведущая тема года: ВСЯКОМУ РУКОДЕЛИЮ ЕСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ

Работа с бумагой

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман) и картон; об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); о способах технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание  — гофрирование; оригами, сквозное вырезывание из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скручивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («катамаран»); об обозначениях (скручивание, гофрирование, прокалывание); о работе по технологической карте — чтение обозначений.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов оригами; складывания; художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; работа по технологической карте. Организация выставки творческих работ, коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта в процессе изготовления изделий из бумаги:
      
виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции, включающие детали в технике гофрирования (по мотивам традиционных щепных птиц), плавающие конструкции в технике оригами (катамаран); объемное конструирование на основе цилиндра (по мотивам гжельской керамики и изделий Полхов-Майдана);
      конструирование с включением готовых вспомогательных форм: санки с деталями со сквозным узором;
      моделирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: ветряки с вращающимися лопастями;
      декоративные композиции: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).

Работа с тканью

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: полотняное переплетение в тканях из натуральных волокон; разновидности ниток для вышивания; способы изготовления домотканых узорных тканей, половичков, дорожек; об инструментах и приспособлениях: история применения человеком ножниц, иглы, изобретение ткацкой рамы; о декоре предметов быта, народного костюма вышивкой по рисовке (свободной), шитьем из лоскута.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование собственного изделия из ткани на основе вариации (внесение изменений в размеры, форму, колорит представленных вариантов изделий); выбор ткани в соответствии с назначением изделия, его художественными качествами; самостоятельное составление выкройки изделия простой формы; раскрой в разворот; обработка края изделия бахромой и краевыми швами; вышивка швами «петельный», «стебельчатый»; узорное ткачество на рамке; плетение из полос ткани; лоскутное шитье из квадратов-модулей; организация рабочего места; предварительное планирование работы по изделию и технологической карте; самостоятельная оценка работы по заданным критериям.
      Формирование трудового опыта:
      
изготовление изделий из ткани: узорное ткачество на рамке — коврик, панно из лоскутных полос по мотивам традиционных половичков; платочек, украшенный вышитой монограммой (стебельчатый шов);
      конструирование из ткани: коллективное лоскутное панно или сувениры (салфетки, прихватки и др.) из квадратов-модулей (на основе традиционных мотивов «мельница», «конверт», лоскутная кукла из нескольких деталей (по мотивам народной куклы-«покосницы»);
      проектирование из ткани: сумочка (лакомка), самостоятельный выбор формы, размера, мотивов декора;
      конструирование приспособлений для работы: рамка для ткачества из деталей набора «Конструктор».

Работа с пластичными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: разновидности глины — белая (каолин), красная, «синика»; зависимость приемов лепки от природных свойств глины; об инструментах и приспособлениях: выкройки для фигурных изделий из пластичных материалов, коробочки для формовки пластин; о способах декора изделий из пластичных материалов: рельеф, роспись, «муравление».
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: подготовка пластичных материалов к работе (вымешивание глины, теста); вырезание фигурных изделий по выкройке; выполнение основы декоративной пластины с помощью заготовленной формы; лепка из целого куска способом вытягивания; лепка формы посуды и обрядового печенья приемами кругового налепа из жгутиков; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; умение выполнять совместную работу; самостоятельная оценка работы по заданным критериям.
      Формирование трудового опыта:
      
лепка из пластичных материалов: посуда по мотивам народной керамики (горшок, крынка, чашка и др.) с лепным декором; глиняная игрушка по мотивам традиционных образов филимоновской игрушки; новогодняя игрушка-подарок (фигурный пряник), «тетерки» — изделия по мотивам традиционного печева;
      проектирование из пластичных материалов: фриз или панно из декоративных пластин, украшенных лепным декором по мотивам традиционных муравленых изразцов.

Работа с природными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: береста и солома, их цвет, фактура, пластические качества; об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, нити, клей и др.; о декоре изделий из соломки (инкрустация) с помощью тонирования, плетения (игрушка).
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: заготовка деталей орнамента для инкрустации из соломки; заготовок для бусинок из бересты; выполнение симметричного орнамента из природных материалов с учетом формы и размеров изделия; приемы конструирования соломенных игрушек из нескольких деталей способами сгибания, скручивания, связывания, плетения; украшений из бересты способами скручивания и склеивания, низания деталей на нить; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; умение выполнять совместную работу; самостоятельная оценка работы по заданным критериям.
      Формирование трудового опыта:
      
Изготовление изделий из природных материалов: коллективное панно в технике инкрустации соломкой по мотивам работ народных мастеров.
      Конструирование из природных материалов: бусы из бересты по мотивам традиционных украшений; панно или головной убор (венец), украшенный симметричным орнаментом из природных материалов в технике аппликации; игрушки из соломы (конь, птица и др.) по мотивам работ народных мастеров.

Примерное планирование уроков изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе

№ урока

Тема урока ИЗО.

Вид творческой работы

№ урока

Тема урока художественного труда.

Вид творческой работы

I четверть. Уроки 1—8

КРАСКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

ЗЕМЛЯ — ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

1

Лето в произведениях художников. Композиции «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)

1

Волшебная глина. Лепка из глины с использованием традиционных приемов изготовления керамических сосудов (крынка, горшок): круговой налеп из жгутиков

2

Многоцветие земли в произведениях живописцев. Какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью. Рисование по памяти, представлению (акварель)

2

Встречаем золотую осень. Украшение симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев силуэтов изделий из бумаги, картона: девичий головной убор (венец) или панно

3

Палитра и форма сокровищ земли. Украшение девичьих праздничных головных уборов драгоценными самоцветами (акварель)

3

Золотая соломка. Аппликация из соломки

4

В мастерской мастера-гончара.Тайна рождения древних сосудов. Украшение силуэтов сосудов по мотивам традиционных балхарских и греческих орнаментов

4

Завершение темы урока 3

5

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Рисование с натуры натюрморта из 2—3 сосудов (художественные материалы по выбору)

5

Ветряк дует всяк. Объемное конструирование из бумаги и картона модели ветряка

6

Красота родной земли в произведениях графиков. Экспериментирование с графическими материалами. Рисование с натуры крупных цветов

6

Завершение темы урока 5

7

Осень — пора цветовых контрастов. Экспериментирование с палитрой осенних цветовых контрастов. Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов (живописные материалы, мозаика из цветной бумаги)

7

Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек

8

Секреты филимоновских узоров. Повтор за мастером элементов филимоновских узоров. Декоративная композиция «Дом деда Филимона» (акварель, гуашь)

8

Завершение темы урока 7

Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:

      профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника; На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обёзово. (Фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д.  Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус; Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
      народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхары), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки

II четверть, уроки 9—16

СЕКРЕТЫ ЦВЕТОВ РАДУГИ

НЕ ДОРОГ ПОДАРОК, ДОРОГО УМЕНИЕ

9

Красный-прекрасный. Повтор за мастером знаков-символов природных стихий (цветные карандаши, фломастеры)

9

В ткацкой мастерской. Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества (на раме)

10

Оттенки красного цвета. Декоративный натюрморт с разными оттенками красного цвета (гуашь, пастель, тушь)

10

Завершение темы урока 9

11

Создание образа с помощью белого и черного цветов. Рисование с натуры стеклянной или хрустальной вазы белой линией, штрихом. Изображение животного черным пятном и белой оживкой

11

Птица счастья. Объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы-оберега. Приемы многократного прямолинейного складывания (гофрирования) со сквозным вырезыванием

12

В мастерской художников Гжели. Секрет рождения синей розы. Повтор за мастером гжельского мазка. Украшение гжельской посуды (силуэты) (гуашь)

12

В мастерской художников Гжели. Объемное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, четырехгранная призма

13

В мастерской художников Гжели. Повтор за мастером силуэтов заснеженных деревьев и кустов. Изображение зимнего леса (гуашь)

13

Завершение темы урока 12

14

Маска, кто ты? Изображение разных выражений лица. Веселая маска для новогоднего представления (материалы по выбору)

14

Маска, кто ты? Конструирование маски по заданным условиям и эскизу. Коллаж (бумага, ткань, природные материалы)

15

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Передача цветом радости зимнего праздника. Рисование с натуры новогодних цветных шаров (акварель, гуашь, пастель)

15

Пряники на елку. Лепка из теста (глины) по образцу резного пряника с использованием народных традиций

16

Русь белокаменная. Чтение композиционных схем храмов на Руси. Изображение белокаменного храма, передача стройности и красоты его пропорций (гуашь, акварель, фломастеры)

16

Русь белокаменная. Плоское и объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной русской храмовой архитектуры (приемы многократного складывания, симметричного силуэтного вырезывания со сквозным декором (прокалывание)

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

      профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный; Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. ХIХ в.;
      народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно: Городец; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира (Япония, Монголия, Северная Америка)

III четверть, уроки 17—26

ЦВЕТА РАДОСТИ И ПЕЧАЛИ

ВСЯКОМУ ВРЕМЕНИ — СВОЕ РЕМЕСЛО

17

Какого цвета снег? Зимние пейзажи в произведениях художников. Разбеливание цвета. Изображение зимы как любимого времени года (гуашь)

17

Родные зимние пейзажи. Объемное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм (русский лес). Приемы скручивания, сгибания, склеивания

18

Зимние забавы. Рисование схематических фигурок в движении. Изображение на зимней картине фигурок людей (гуашь, аппликативный материал)

18

Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани на основе двойного силуэта. Прием симметричного силуэтного вырезывания, аппликация

19

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей. Повтор узора старинного изразца. Вариации по сюжетным или орнаментальным мотивам муравленных изразцов (акварель, белая гуашь)

19

Завершение темы урока 18

20

Печка, печка, расскажи сказку. Иллюстрация к эпизоду сказки, где печь является главным героем (акварель, белая гуашь)

20

Печка, печка, расскажи сказку. Лепка из глины плоскорельефной пластины-изразца по эскизу

21

Русское поле... Доблестные воины в работах народных мастеров и художников. Композиция «Русское поле»: изображение воинов, выступивших в поход на боевых конях; изображение воинских доспехов (материалы по выбору)

21

Тридцать три богатыря. Объемное художественное конструирование из бумаги образа богатыря с использованием базовой формы — цилиндра

22

«А сама-то величава, выступает, будто пава...» Образ русской женщины в искусстве. Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь)

22

Превращение разноцветных лоскутков. Конструирование из ткани прихватки по мотивам традиционного лоскутного шитья из деталей квадратной формы. Приемы заготовки двухцветных модулей-квадратов, изготовление лоскутных мотивов «мельница», «конверт», технология сшивания прихватки с помощью петельного шва

23

Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха. Иллюстрирование

«Сказки о царе Салтане...» (гуашь, цветные мелки)

23

Завершение темы урока 22

24

Натюрморты с предметами старинного быта. Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (гуашь, акварель)

24

Весенняя ярмарка. Конструирование украшений из берестяных полос и деталей треугольной формы на основе скручивания и склеивания

25

Передача радости и веселья в произведениях искусства. Украшение праздничных саночек по мотивам народных узоров (гуашь, акварель)

25

Саночки-катаночки. Объемное конструирование из бумаги. Приемы: силуэтное, симметричное вырезывание, складывание, скручивание, роспись

26

Черный — не только цвет печали. Нарисуй яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидел грача — весну встречай» (гуашь, акварель, пастель)

26

Кулички-жаворонушки. Лепка традиционного обрядового печенья «тетерки» из глины (теста). Приемы лепки: заготовка жгутиков, выкладывание элементов, примазывание; для жаворонков: раскатывание лепешки, надрезание, скручивание, прищипывание

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

      профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; Б. Кустодиев. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Подмосковье. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; Коньки; В. Васнецов. Богатыри; фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
      народного искусства: старинные муравленные изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане. Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; К. Юон. Конец зимы; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область

I V четверть, уроки 27—34

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БЫЛИ И ФАНТАЗИИ

РАДОСТЬ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА

27

Космические фантазии. Изображение космических далей с передачей праздника цвета незнакомых планет (материалы по выбору)

27

Весна звонкая, бурливая. Художественное конструирование из бумаги по технологическим картам катамарана и парусника (оригами)

28

Весна разноцветная. Выполнение весенней картины-монотипии в любой нежной цветовой гамме с графической дорисовкой (гуашь, фломастер, перо и тушь)

28

Игрушки-тарарушки. Конструирование из бумаги объемного поставка на основе базовой формы — цилиндра

29

Игрушки-тарарушки. Повтор за мастером из Полхов-Майдана элементов росписи. Импровизация: роспись силуэта игрушки, поставка (акварель)

29

Завершение темы урока 28

30

Гостинец с весенней ярмарки. Повтор за мастером рисунка с пряничной доски. Эскиз резной доски (графические материалы)

30

В швейной мастерской. Конструирование из ткани сумочки по мотивам традиционной «сумочки-лакомки»

31

Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре. Эскиз рельефной плиточки (тушь, гуашь, акварель, фломастер)

31

Завершение темы урока 30. Работа с тканью. Приемы витья шнура для сумочки. Сшивание и оформление изделия петельным швом

32

Братья наши меньшие. Изображение домашних животных (графические материалы)

32

Вышитые буквицы. Оформление предмета быта монограммой. Работа с тканью. Приемы обработки ткани: стебельчатый шов, петельный шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом

33

Цветут цветы в орнаменте народов мира. Повтор за мастером элементов растительного узора (гуашь, акварель, фломастеры)

33

Завершение темы урока 32

34

Город мастеров. Завершение цветом фигур народных мастеров (гуашь, акварель, фломастеры)

34

Город мастеров. Конструирование из бумаги, ткани, природного материала по мотивам изделий народных мастеров

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

      профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; Неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный Путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; Солнечный весенний денек; Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
      народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; Декоративный фарфор. Китай; Ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяевидр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «ШколаРоссии». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 ШколаРоссии. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «ШколаРоссии. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... ШколаРоссии». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..