Главная > Пояснительная записка
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
1 КЛАСС (34 часа)
Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта:
изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;
конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);
конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки;
декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта:
изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации;
конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.
Работа с пластичными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта:
лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров.
Работа с природными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта:
изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации;
конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.
Примерное планирование уроков изобразительного искусства и художественного труда в 1 классе
№ урока | Тема урока ИЗО. Вид творческой работы | № урока | Тема урока художественного труда. Вид творческой работы |
1 четверть. Уроки 1—8 | |||
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ | ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА | ||
1 | Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Изображение золота осени (акварель, гуашь) | 1 | Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда |
2 | Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень (акварель, гуашь) | 2 | Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек |
3 | Щедра осенью земля-матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь) | 3 | Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья |
4 | Природа-художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь) | 4 | Природа-художница. Аппликация из природных материалов |
5 | В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги) | 5 | Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов |
6 | Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь) | 6 | Пора отлета птиц. Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование |
7 | В золоте хохломы — золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь черная, красная) | 7 | В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия — «птицы-ковша» |
8 | В золоте хохломы — золото осени. Рисование кистью элементов травного узора хохломы (гуашь черная, красная) | 8 | Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу |
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения: изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); | |||
II четверть. Уроки 9—15 | |||
ЗИМНЯЯ СКАЗКА | ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА | ||
9 | В золоте хохломы — золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы | 9 | Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям |
10 | В золоте хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи | 10 | Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку» |
11 | Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер) | 11 | Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы |
12 | В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы) | 12 | Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки |
13 | Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок | 13 | Сани-самокаты разукрашены богато. Объемное конструирование из бумаги санок по образцу |
14 | Снежный пейзаж. Изображение черной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы) | 14 | Бумажный листочек, как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.) |
15 | Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне | 15 | Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации |
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения: изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; | |||
III четверть. Уроки 16—25 | |||
ВЕСНА-КРАСНА | ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ | ||
16—17 | В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь) | 16—17 | В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки |
18—19 | Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | 18—19 | Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей |
20 | Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер) | 20 | Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа |
21 | Весна-красна — праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь) | 21 | Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки |
22—23 | Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь) | 22—23 | Дымковская игрушка. Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки |
24 | Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | 24 | Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья |
25 | Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | 25 | Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами) |
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения: изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; | |||
IV четверть. Уроки 26—30 | |||
РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО | ЛЕТО СТРАДНОЕ | ||
26 | «У лукоморья дуб зеленый....» Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению (акварель, гуашь) | 26 | Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами |
27 | Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь) | 27 | Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров |
28 | Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа (акварель, гуашь) | 28 | Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья |
29 | Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь) | 29 | Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала |
30 | Какого цвета страна родная? Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору) | 30 | Завершение темы урока 29 |
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения: профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками; |
Похожие документы:
Учебники и учебные пособия (5)
Программа курса... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяевидр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «ШколаРоссии». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...2012-2013 учебный год (1)
Учебно-методический комплекс... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 ШколаРоссии. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...Кол-во часов (4)
Учебники и учебные пособия... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «ШколаРоссии. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...Предметы в соответствии с учебным планом
Учебники... ШколаРоссии». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...