Главная > Пояснительная записка


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

1 КЛАСС (34 часа)

Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС

Работа с бумагой

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта:
      
изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания;
      конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики);
      конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки;
      декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания.

Работа с тканью

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта:
      
изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации;
      конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута.

Работа с пластичными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта:
      
лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров.

Работа с природными материалами

      Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
      Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
      Формирование трудового опыта:
      
изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации;
      конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений.

      Примерное планирование уроков изобразительного искусства и художественного труда в 1 классе

№ урока

Тема урока ИЗО. Вид творческой работы

№ урока

Тема урока художественного труда. Вид творческой работы

1 четверть. Уроки 1—8

ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ

ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА

1

Какого цвета осень? Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Изображение золота осени (акварель, гуашь)

1

Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда

2

Земля-кормилица. Натюрморт. Сочинение сказки про осень (акварель, гуашь)

2

Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек

3

Щедра осенью земля-матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

3

Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья

4

Природа-художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь)

4

Природа-художница. Аппликация из природных материалов

5

В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

5

Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов

6

Осенью капуста — барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь)

6

Пора отлета птиц. Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование

7

В золоте хохломы — золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь черная, красная)

7

В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия — «птицы-ковша»

8

В золоте хохломы — золото осени. Рисование кистью элементов травного узора хохломы (гуашь черная, красная)

8

Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу

Рекомендуемые для ознакомления в I  четверти произведения:

      изобразительного искусства: Е.  Волошинов. Лук; С.  Куприянов. Золотая осень; И.  Левитан. Золотая осень; Т.  Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
      народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

II четверть. Уроки 9—15

ЗИМНЯЯ СКАЗКА

ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА

9

В золоте хохломы — золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы

9

Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям

10

В золоте хохломы — золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи

10

Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку»

11

Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер)

11

Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы

12

В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы)

12

Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки

13

Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок

13

Сани-самокаты разукрашены богато. Объемное конструирование из бумаги санок по образцу

14

Снежный пейзаж. Изображение черной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы)

14

Бумажный листочек, как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.)

15

Цвет зимы — белый. Рисование снежных цветов на окне

15

Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

      изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
      народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)

III четверть. Уроки 16—25

ВЕСНА-КРАСНА

ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ

16—17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь)

16—17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки

18—19

Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

18—19

Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей

20

Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер)

20

Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа

21

Весна-красна — праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

21

Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки

22—23

Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь)

22—23

Дымковская игрушка. Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки

24

Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

24

Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья

25

Вешней воды никто не уймет. Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

25

Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами)

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

      изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
      народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

IV четверть. Уроки 26—30

РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО

ЛЕТО СТРАДНОЕ

26

«У лукоморья дуб зеленый....» Рисование героев сказок А. С. Пушкина по представлению (акварель, гуашь)

26

Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами

27

Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь)

27

Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров

28

Образ приближающегося лета. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа (акварель, гуашь)

28

Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья

29

Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

29

Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала

30

Какого цвета страна родная? Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору)

30

Завершение темы урока 29

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

      профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
      народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев идр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «Школа России». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 Школа России. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... Школа России». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..