Главная > Пояснительная записка


Древние города твоей земли (7—14 ч)

      Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
      Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
      Древнерусский город-крепость
      
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
      Материалы: согласно выбранному варианту задания.
      Древние соборы
      
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
      Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
      Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки.
      Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».
      Древний город и его жители
      
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
      Материалы: тушь, перо (пастель), бумага.
      Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.
      Древнерусские воины-защитники
      
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
      Материалы: гуашь, бумага.
      Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
      Древние города Русской земли
      
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
      Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
      Узорочье теремов
      
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
      Материалы: тонированная или цветная бумага, гуашь, кисти.
      Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
      Праздничный пир в теремных палатах
      
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
      Материалы: склеенные обои для панно, листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
      Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля; иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.
      Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
      Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

Каждый народ — художник (11—22 ч)

      Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
      Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
      Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
      Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
      Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
      
Образ художественной культуры Древней Греции
      
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
      Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
      Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
      Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
      Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.
      Литературный ряд: мифы Древней Греции.
      Образ художественной культуры Японии
      Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
      Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
      Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
      Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хокусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
      Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
      Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
      Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
      Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
      Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель; кисти, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.
      Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
      Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (8—16 ч)

      Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
      Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
      
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
      Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
      Все народы воспевают материнство
      
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
      Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
      Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
      Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.
      Музыкальный ряд: колыбельная песня.
      Все народы воспевают мудрость старости
      
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
      Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
      Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
      Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортреты В. Тропинина, Леонардо да Винчи, Эль Греко.
      Сопереживание — великая тема искусства
      
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
      Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
      Материалы: черная или белая гуашь, бумага, кисти.
      Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
      Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».
      Герои, борцы и защитники
      
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
      Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
      Материалы: пластилин, стеки.
      Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения; скульптурные произведения ХIХ и ХХ веков.
      Юность и надежды
      
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
      Материалы: гуашь или пастель, бумага.
      Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; З. Серебрякова. «Девочки у рояля».
      Искусство народов мира (обобщение темы)
      Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
      Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
      Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
      Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация сообщений экскурсоводов по итоговой выставке.

Знания и умения учащихся

      В итоге освоения программы учащиеся должны:
      — усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
      — приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно прикладные и народные формы искусства;
      — развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
      — развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
      — освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
      — приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
      — научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
      — овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
      — приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
      — приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
      — приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
      — сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

1 Программа обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Б. М. Неменского, выпущенным издательством «Просвещение» (Москва): Неменская  Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. (2005); Коротеева  Е. И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. (2005); Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 кл. (2005); Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. (2005); Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. (2005); Неменская  Л. А. Каждый народ — художник: Учеб. для 4 кл. (2005); Неменская  Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. (2005); Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под ред. Б. М. Неменского (2003).
2 Программа обеспечена методикой на 1 или 2 ч в неделю. Реализация ее возможна в течение 2 ч в неделю за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Авторы: Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова

Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и «Допущено»

Пояснительная записка

      Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

      Основные цели программы:
      • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
      • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
      • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
      • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
      • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
      • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

      Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:
      • развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
      • основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.

      В построении содержания обеих программ предусмотрена:
      • в выборе заданий, материалов и техник;
      • в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
      • в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

      Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: изобразительное искусство — 1 час, художественный труд — 1 час из образовательной области «Технология» или из вариативной части базисного учебного плана.
      Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
      Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
      Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.
      Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.
      Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
      Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
      Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1 КЛАСС (30 ч)

Ведущая тема года: КАКОГО ЦВЕТА ЗИМА И ЛЕТО

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния сезонных явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве.
      Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе с различными художественными материалами (акварелью, гуашью, тушью, фломастерами); в изображении отдельных предметов симметричной (прием отпечатка) и асимметричной формы (замкнутый контур); в изображении взаимосвязанных между собой предметов. Первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомство с теплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешивания цветов. Начальные знания о графике: о роли черной и белой линий, о разнообразии штриха, контура, о возможностях силуэта, штриха в графических работах.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      
Рисование природы с натуры, по памяти и представлению в разное время года и суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Зимний пейзаж», «Цветущий луг», «Вешние воды»). Экспериментирование с цветом (превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение осеннего пейзажа, воды, весенних цветов и т. д.). Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен.
      Рисование натюрморта по представлению. Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема «раздельного мазка».
      Изображение героев народных и литературных сказок. Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей (добрый, злой, волшебный и т. д.).
      Составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Исполнение их черной и белой линией, с помощью теплых и холодных, контрастных и сближенных оттенков цвета («Узор с рябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Богатыри земли Русской»).

Основы народного декоративно-прикладного искусства (12 ч)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания произведений с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями.
      Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы-символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.
      Опыт художественно-творческой деятельности.
      
Упражнения по освоению приемов составления композиции, выполнения росписи, в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций и импровизаций по мотивам народных орнаментов (кистью, тычком).
      Хохломская роспись по дереву. Элементы травного хохломского орнамента (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, ягодки), приемы их выполнения. Украшение узором изделий, изготовленных на уроке художественного труда.
      Народная глиняная игрушка.
      Дымковская игрушка
. Особенности формы (округлость, статность барыни, стройность коня, богатство оперения и элементов декора птицы), своеобразие орнамента, цветовой гаммы. Приемы выполнения орнаментальных элементов (кистью, тычком). Украшение бумажных силуэтов и лепных игрушек, изготовленных на уроке художественного труда.
      Каргопольская игрушка. Своеобразие формы (обобщенность и простота силуэта), архаичность орнаментики, сдержанность цветовой гаммы. Освоение приемов выполнения орнаментальных мотивов. «Оживление» орнаментом силуэтов и вылепленных на уроках труда каргопольских игрушек.
      Народный костюм.
      
Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, головной убор, душегрея), традиции украшения костюма вышивкой. Изображение женской фигуры в народном костюме («Русская красавица» — выполнение украшений по своему усмотрению).
      Первоначальные представления о воинском снаряжении (шлем, кольчуга, щит, меч). Примеры орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха. Самостоятельное создание орнаментов для украшения снаряжения воина-богатыря.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев идр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «Школа России». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 Школа России. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... Школа России». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..