Главная > Пояснительная записка


1 КЛАСС (32—64 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

      Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного года обучения.
      На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Открытием для детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью — тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство).
      Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года входит осознание того, что Мастера работают с определенными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
      Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они скрываются под шапкой-невидимкой. В первой четверти снимает с себя шапку и начинает открыто играть с детьми Мастер Изображения. Во второй четверти он поможет снять шапку-невидимку с Мастера Украшения, в третьей — с Мастера Постройки. А в четвертой четверти они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством.

Ты изображаешь — знакомство с Мастером Изображения (10—20 ч)

      Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать детям видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей, и в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит этому.
      Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.
      Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
      
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
      Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, мелки.
      Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
      Музыкальный ряд: К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
      Литературный ряд: стихи про зверей; про носы и хвосты.
      Изображать можно пятном
      
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
      Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
      Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных.
      Изображать можно в объеме
      Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
      Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
      Зрительный ряд: слайды природных объектов выразительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, форма которых что-нибудь напоминает.
      Изображать можно линией
      
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков.
      Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
      Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам — рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
      Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
      Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
      Наши краски
      
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
      Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.
      Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
      Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
      Материалы: цветные фломастеры, гуашь, цветные карандаши или мелки, белая бумага.
      Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
      Художники и зрители (обобщение темы)
      Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
      Зрительный ряд: В. Ван Гог. «Подсолнухи»; Н. Рерих. «Заморские гости»; В. Васнецов. «Три богатыря»; П. Кончаловский. «Сирень»; М. Врубель. «Царевна-Лебедь».

Ты украшаешь  — знакомство с Мастером Украшения (7—14  ч)

      Мастер Изображения, с которым дети познакомились ранее,  — это Мастер Познания, помогающий внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения делает в жизни совсем иное — он Мастер Общения, так как организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли.
      Сегодня мы идем в поход, завтра — на работу, потом — на бал и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, эта работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем, например, одних птиц или бабочек от других по их украшениям.
      Мир природы полон украшений
      
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
      Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
      Зрительный ряд: слайды «Бабочки», коллекции бабочек, книги с их изображением.
      Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
      Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды и книги с изображениями различных птиц.
      Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым моментом (звон колокольчика, имитация пения птиц и т. д.).
      Красоту надо уметь замечать
      
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
      Материалы: для учителя — валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей — дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
      Зрительный ряд: слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек и т. д. При возможности — кору, спилы дерева, камни.
      Как, когда, для чего украшает себя человек
      
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
      Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.
      Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.
      Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.
      Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.
      Мастер Украшения помогает сделать праздник
      
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.
      Зрительный ряд: детские работы, выполненные ранее.
      Литературный ряд: стихи о празднике Новый год.
      Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10—20 ч)

      Мастер Изображения — Мастер Познания, Мастер Украшения — Мастер Общения, а Мастер Постройки — это Мастер Созидания предметной среды жизни.
      В этой четверти его братья снимают с него шапку-невидимку и передают ему бразды правления. Люди могут познавать мир и общаться, только имея человечески организованную среду. Каждый народ строит с первобытных времен. Строят и дети в своих играх из песка, кубиков, стульев — любого подручного материала. Перед началом изучения учитель (с помощью детей) должен собрать как можно больше «строительного материала» (например, коробки от молока, йогуртов, от ботинок и т. д.).
      Дом для себя
      
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
      Материалы: цветная бумага, гуашь, кисти или фломастеры, цветные карандаши.
      Зрительный ряд: иллюстрации детских книг с изображением жилищ.
      Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.
      Какие можно придумать дома
      
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
      Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.
      Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам «Винни Пух...» А. Милна (русский пересказ Б. Заходера), «Незнайка в Цветочном городе» Н. Носова, «Чиполлино» Дж. Родари, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
      Литературный ряд: описания сказочных городков.
      Музыкальный ряд: музыка к мультфильму «Чиполлино», к балету «Чиполлино» К. Хачатуряна.
      Мастер Постройки помогает придумать город
      
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
      Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
      Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.
      Все, что мы видим, имеет конструкцию
      
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
      Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.
      Зрительный ряд: слайды животных или художественных изображений животных.
      Все предметы можно построить
      Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
      Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды различных предметов, соответствующих заданию.
      Литературный ряд: стихи о веселых и трудолюбивых мастерах.
      Дом снаружи и внутри
      
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
      Материалы: белая или цветная бумага, карандаши или цветные мелки.
      Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
      Город, где мы живем
      
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
      Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).
      Литературный ряд: стихи о своем городе.
      Музыкальный ряд: песни о своем городе.
      Обобщение темы
      
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5—10 ч)

      Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? Сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

      Обобщением здесь является первый урок. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год — своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей.
      А в конце урока демонстрируются слайды произведений «взрослого» искусства, и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
      Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
      
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
      Материалы: бумага, гуашь, кисти; ножницы, клей, цветная бумага, фольга.
      Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.
      Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
      Уроки любования. Умение видеть
      
Наблюдение живой природы с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

2 КЛАСС (34—68 ч)

Ты и искусство

      Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности. Нарушение ее нежелательно.
      Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Чем и как работают художники (8—16 ч)

      Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
      Три основные краски создают многоцветье мира.
      Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
      Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
      Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
      Пять красок — все богатство цвета и тона
      
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
      Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы белой бумаги.
      Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях: гроза, буря и т. д. — и произведения художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
      Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности
      
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
      Материалы: пастель или мелки, акварель, бумага белая или серая суровая (оберточная).
      Зрительный ряд: наблюдение природы; слайды видов осеннего леса и произведения художников на эту тему.
      Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Осень» (из цикла «Времена года»).
      Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
      Выразительные возможности аппликации
      
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
      Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
      Зрительный ряд: живые листья; слайды видов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
      Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский. «Сентябрь».
      Литературный ряд: Ф. Тютчев. «Листья».
      Выразительные возможности графических материалов
      
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
      Материалы: тушь (или черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.
      Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.
      Музыкальный ряд: П.  Чайковский. «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
      Литературный ряд: М. Пришвин. «Рассказы о природе».
      Выразительность материалов для работы в объеме
      
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
      Материалы: пластилин, стеки.
      Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни; слайды животных и скульптурные произведения; мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина.
      Литературный ряд: В. Бианки. «Рассказы о животных».
      Выразительные возможности бумаги
      
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению. При наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.
      Материалы: бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макеты прошлого года, выполненные учащимися; показ приемов работы с бумагой.
      Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)
      Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
      Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.

Реальность и фантазия (7—14 ч)

      Изображение и реальность
      
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
      Материалы: гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.
      Зрительный ряд: произведения искусства; фотографии с изображением птиц и зверей.
      Изображение и фантазия
      
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т. д.
      Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной).
      Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.
      Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.
      Украшение и реальность
      
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
      Материалы: уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.
      Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденной глазами художника.
      Украшение и фантазия
      
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
      Материалы: любой графический материал (один-два цвета).
      Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др.
      Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
      Постройка и реальность
      
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей). Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира.
      Материалы: бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.
      Постройка и фантазия
      
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
      Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
      Материалы: бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию; слайды работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические работы прошлых лет.
      Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)
      Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.
      Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, маленькие кисти.
      Зрительный ряд: детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

О чем говорит искусство (11—22  ч)

      Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие темы подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, только ради искусности изображения. Искусство (Братья-Мастера) выражает человеческие чувства и мысли, т. е. отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, а постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят.
      До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь это должно перейти для детей на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все последующие годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, в каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процессы восприятия и созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
      Выражение характера изображаемых животных
      
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
      Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), бумага.
      Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам.
      Литературный ряд: русские народные сказки; Д. Р. Киплинг. «Маугли».
      Музыкальный ряд: К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
      Выражение характера человека в изображении (мужской образ)
      
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
      Материалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.
      Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина и др.
      Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...», отрывки из былин.
      Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
      Выражение характера человека в изображении (женский образ)
      
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых.
      Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага (для фона).
      Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.
      Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...».
      Образ человека и его характер, выраженные в объеме
      
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
      Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
      Зрительный ряд: слайды скульптурных произведений С. Коненкова, Л. Голубкиной, керамики М. Врубеля, средневековой европейской скульптуры.
      Изображение природы в разных состояниях
      
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
      Материалы: гуашь, крупные кисти, бумага.
      Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы, или слайды картин художников, изображающих разные состояния моря.
      Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков. «Садко», «Шехеразада» или М. Чюрленис. «Море».
      Литературный ряд: А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
      Выражение характера человека через украшение
      
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она (например, смелый воин-защитник или злой воин). Разными будут украшения у Царевны-Лебеди и бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
      Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, заготовки из больших листов бумаги.
      Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев женских костюмов.
      Выражение намерений через украшение
      
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
      Материалы: гуашь, кисти, клей, склеенные листы или обои, заготовки из белой бумаги одинаковых корабликов.
      Зрительный ряд: слайды картин Н. Рериха, иллюстрации И. Билибина; произведения народного искусства.
      Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)
      Три Брата-Мастера совместно с детьми (группами) выполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев — добрых и злых (например, терем Царевны-Лебеди, дом Бабы-яги, изба богатыря и т. д.).
      На панно создаются дом (наклейками), фон-пейзаж как образная среда и фигура — образ хозяина дома. Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
      Обобщение может быть завершено выставкой работ, сделанных ранее, ее обсуждением совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы экскурсоводов. Педагогом для этого могут быть использованы дополнительные часы. Выставка и представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся, их близких, способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяевидр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «ШколаРоссии». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 ШколаРоссии. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «ШколаРоссии. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... ШколаРоссии». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..