Главная > Пояснительная записка


2 КЛАСС (34 ч)

Россия — Родина моя

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
      Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

День, полный событий

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
      Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
      Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
      Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

В музыкальном театре

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
      Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

В концертном зале

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
      Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
      Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 КЛАСС (34 ч)

Россия — Родина моя

      Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
      Музыкальный материал: Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский; «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого; «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого; «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Виватные кантаты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»; Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка.

День, полный событий

      Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
      Музыкальный материал: «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко; «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Золушка» (фрагменты из балета); «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев; «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«О России петь — что стремиться в храм»

      Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
      Музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Прелюдия № 1 (до мажор) из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах; «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной; «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер; «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока; Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
      Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Садко и морской царь», русская былина (Печорская старина), Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко»; третья песнь Леля, проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки, русские, украинские народные песни.

В музыкальном театре

      Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
      Музыкальный материал: «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Орфей и Эвридика» (фрагменты из оперы). К. Глюк; «Снегурочка» (фрагменты из оперы); «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Спящая красавица» (фрагменты из балета). П. Чайковский; «Звуки музыки». Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл (фрагменты). А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

В концертном зале

      Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
      Музыкальный материал: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части). П. Чайковский; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Мелодия». П. Чайковский; «Каприс» № 24. Н. Паганини; «Пер Гюнт» (фрагменты из Сюиты № 1 и Сюиты № 2). Э. Григ; Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты; Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части; «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен; «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; «Волшебный смычок», норвежская народная песня; «Скрипка», Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
      Джаз — музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизации. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
      Музыкальный материал: «Мелодия». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев; «Весна», «Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; «Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина; «Слава солнцу, слава миру!», канон; Симфония № 40 (фрагмент финала). В. А. Моцарт; Симфония № 9 (фрагмент финала). Л. Бетховен; «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского; «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой; «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Музыканты», немецкая народная песня; «Камертон», норвежская народная песня; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

4 КЛАСС (34 ч)

Россия — Родина моя

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
      Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

День, полный событий

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
      Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«О России петь — что стремиться в храм»

      Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
      Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
      Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.

В музыкальном театре

      Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
      Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И.  Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

В концертном зале

      Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
      Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

      Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
      Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

      Критерии уровня музыкального развития учащихся:
      
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
      — умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
      — умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
      — каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

1 Программа «Музыка» для 1—4 классов начальной школы обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса. Учебно-методические комплекты (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева — руководитель проекта, Т. С. Шмагина) включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, а также методические рекомендации по работе с УМК для начальной школы. Выпуск этого комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 г.
2 Эльконин  Д. Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 202.

ИНФОРМАТИКА

Авторы: А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко

 

Пояснительная записка

      Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. Это понятие находится в ряду таких понятий, как «художественная культура», «культура поведения» и т. п. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации — справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
      В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым:
      • Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, непосредственно связанных с используемыми ИКТ. Школьники знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами могут осваиваться ими самостоятельно в ходе их применения.
      • Изучение информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета разгружается за счет практической отработки умений и навыков в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности; основным вариантом изучения становится полная интеграция содержания информатики и информационных технологий в математике, технологии, других школьных дисциплинах без выделения отдельного предмета.
      • Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования.
      • Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией).
      • Начало изучения информатики переносится в начальную школу, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся.
      Задача курса и связи с другими предметными областями. Перечисленные тенденции были учтены авторами при создании курса «Информатика в начальной школе». Курс объединяет теоретическую информатику, социальную информатику и информационные технологии и закладывает базис для основных информационных и коммуникативных знаний высокого уровня, дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические знания и навыки, лежащие в основе информационной культуры.
      Этот курс служит также существенным подспорьем в развитии новой грамотности, содержание которой значительно шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать.
      Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом) и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющих основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).
      Новая грамотность — сочетание осваиваемых детьми основных лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры, т. е. внутренних и внешних технологий, — служит базой последующих этапов и сфер обучения.
      Характерно, что в связи с изменением места и роли образовательной области «Информатика» в школе меняются не только образовательные технологии, но и сама структура предметных областей. Постепенно информатика, бывшая некогда периферийной дисциплиной, находит свое значимое место в школьном обучении. Изучение курса «Информатика в начальной школе» поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире. Основные идеи курса находят свое отражение и в других школьных предметах, поэтому данный курс вполне может войти в базовое ядро обучения в начальной школе. При этом, по мнению авторов, работа с компьютером является полезным и важным дополнением, но не необходимой частью для достижения главных целей курса.
      Авторы курса считают, что его изучение параллельно с основными курсами русского языка и математики позволяет существенно повысить качество освоения традиционных тем в этих курсах за счет формирования у учащихся еще одной, «информатической» точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных способностей.
      Одна из задач курса информатики в начальной школе — научить ребят:
      • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
      • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
      • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
      • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
      • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
      • анализировать языковые объекты;
      • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
      Курс рассчитан на три года в объеме 34 часа в год и предполагает возможность изучения при отсутствии компьютеров в школе. Однако если оснащенность школы позволяет, можно сочетать изучение информатики в рамках этого курса с занятиями по информационным технологиям. Эти занятия также могут проводиться до 34 часов в год, и программа таких занятий разработана. Независимость этих частей друг от друга дает возможность реализовать различные варианты изучения курса в зависимости от технических возможностей и желания школы. В случае если оснащенность школы позволяет ученикам начальной школы посещать компьютерный класс, а плотность расписания не дает возможности проводить больше одного урока информатики в неделю (34 часа в год), можно организовать уроки смешанного типа. В таком случае часть урока ребята могут работать с учебником, а остальное время — за компьютером. При таком типе уроков время для изучения теоретической части можно экономить за счет проведения уроков, интегрированных с другими предметами.
      Программа курса «Информатика в начальной школе» соответствует рекомендациям ЮНЕСКО-ИФИП «Информатика в начальном образовании».
      Комплект учебных материалов. В материалы курса каждого года обучения входят: учебник-тетрадь (в 2 частях), тетрадь проектов и методическое пособие для учителя.
      Учебник-тетрадь содержит страницы, где даются определения понятий, — листы определений — и страницы с заданиями, которые выполняются детьми прямо в учебнике-тетради. На листе определений вводится новый объект, свойство, дается определение нового понятия. Эти определения даются в основном с помощью графических примеров. Страницы с заданиями содержат задачи по темам, представленным на листах определений. Разумеется, блоки задач не всегда однородны  — часто встречаются задачи на повторение и обобщение, многие задачи комплексные, использующие большинство уже пройденных тем. Вынимаемый вкладыш учебника-тетради содержит необходимый дополнительный рабочий материал: контрольные работы в двух вариантах, листы вырезания, запасные поля для решения задач и  др.
      В тетради проектов собраны материалы, которые потребуются при проведении специальных проектных уроков,  — задания для детей, карточки со словами, рабочие тексты и прочие раздаточные материалы. В отличие от задач в учебнике-тетради, в которых новая информация вводится последовательно и систематически и соответственно формируется новое знание, проекты обычно представляют собой выход в реальный мир, включают большой объем новой информации, представляют собой целостную деятельность. При этом в работе с проектом, естественно, используются уже приобретенные знания и мотивируется приобретение новых знаний. Работа с проектами подразумевает также развитие различных коммуникативных навыков, поскольку в основном она выполняется по группам.
      Создатели учебника постарались выбрать бумагу для учебных материалов достаточно плотную, чтобы чернила фломастеров не проступали на обороте листа.
      Пособие для учителя содержит, помимо программы и описания курса и общих советов по проведению занятий, обсуждение каждой новой темы и блока задач, относящегося к этой теме, а также комментарии к контрольным работам. В отдельной главе пособия приведены подробные описания работы в проектах.
      Организация учебного процесса. Авторские идеи, положенные в основу курса, требуют не только иного материала для своего воплощения, но и иной организации урока. Основная модель урока курса  — это самостоятельная работа учащегося с учебником-тетрадью, изучение им листов определений и дальнейшее решение задач. Приветствуется обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощью-консультацией в сложных ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника-тетради, который содержит полную информацию, необходимую для решения любой задачи. Роль учителя при этом состоит в том, что он индивидуально обсуждает ход решения той или иной задачи с теми учащимися, которые столкнулись с трудностями, просматривает решения задач и комментирует их. Кроме того, задача учителя как консультанта состоит не только в индивидуальной и групповой помощи при решении или толковании сложных заданий, но и в правильной организации обсуждения по итогам решения, в организации проектной деятельности внутри какой-либо темы или задания, в умении вовремя подхватить и развить инициативу учащихся по расширению и углублению разбираемого задания.
      Такая организация урока позволяет детям учиться и развивать свои способности более охотно и эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков. Построение учебника-тетради ориентировано именно на такую модель урока. Все новые понятия вводятся при помощи графических примеров, простых и понятных детям. При этом курс не теряет ни логической четкости, ни математической точности. Листы определений и формулировки заданий учебника не допускают неопределенности, неоднозначности и одинаково понимаются всеми учениками и учителем — все участники учебного процесса играют по общим правилам. Это является условием успешной самостоятельной работы ученика с курсом, а также результативности помощи учителя и при необходимости родителей.
      Наряду с самостоятельной работой учащихся важным видом учебной деятельности является групповое обсуждение, в котором фигурирует заданный кем-то вопрос, неожиданное решение или трудность, с которой столкнулись некоторые дети. Учитель старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей.
      Безусловно, какое-то время на уроке может быть посвящено и более традиционной модели работы — объяснению учителя. Такое объяснение, как правило, продолжается не более 2—3 минут, хотя возможен и более продолжительный, до 5 минут, рассказ учителя, вовлекающий детей в диалог.
      Важной составляющей курса являются также проектные уроки. Проектная деятельность отличается от обычного урока как постановкой целей, так и организацией. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом. Групповая проектная работа учащихся может иметь самые разнообразные воплощения в зависимости от конкретной задачи для каждого проекта.
      Общее содержание курса. Информатические разделы математики в современной начальной школе тесно связаны с другими начальными разделами математики, поддерживают их изучение. Перемещение центра тяжести математического образования в направлении объектов и задач информатики является объективной тенденцией развития математики. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем формирования общих учебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных способностей ребенка.
      В ходе освоения курса важные фрагменты математических основ информатики осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной (трехмерной) форме, этот процесс достаточно легко вписывается в формат обучения в начальной школе.
      В основу построения курса положен следующий ряд принципов:
      • ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
      • графические и телесные объекты учебной деятельности;
      • введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на материале графических примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
      • использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.
      Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. И создатели курса (математики и лингвисты), и учителя, и дети, работающие с учебником, — все играют по одним и тем же правилам, правилам математики и информатики. Ведь гроссмейстер выигрывает партию у любителя не потому, что его «назначили» гроссмейстером, — правда в шахматах для всех одна. Задача, которую авторы ставят с первых уроков перед учителем и детьми, — договориться о правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. На протяжении всей работы с курсом необходимо ясное и явное понимание этих правил детьми. Такие правила часто считаются в школе самоочевидными и потому несущественными, при этом иногда служат причиной учебной неуспешности. Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно решенная задача, — важнейший элемент всего учебного процесса. Авторы стараются как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю.
      Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Давиду Гильберту, одному из крупнейших математиков конца ХIХ — начала ХХ века. В информатическом контексте такое сравнение особенно плодотворно — конечно, не в связи с компьютерными играми, а в связи с общим стилем взаимодействия человека с компьютером, когда компьютер действует по правилам, не воспринимая обширного и не всегда четкого окружения, в котором живет человек.
      Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, — это освоение языка. В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, понятным и одинаковым для всех детей и учителя. Для всех ключевых слов авторы стараются максимально подробно и ясно для ребенка (а также для учителя и родителей) разъяснить, проиллюстрировать и зафиксировать их смысл. Очень важно, чтобы относительно каждого ключевого слова у учителя с детьми было фиксированное и одинаковое понимание, что это слово значит.
      Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения. Так, в процессе решения задач курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей, фигурками животных и т. п. Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины.
      Математико-информатическое содержание курса. Отдельное внимание следует уделить терминологии, используемой в курсе. В курсе используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и затем в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
      Понятие цепочка (англ. string) относится к числу наиболее часто используемых базовых научных понятий информатики (именно научных, в какой-то степени практических, технологических, инженерных, а не методических понятий обучения информатике). Для этого понятия в русском языке могут использоваться различные термины, в частности «слово», «конечная последовательность», «кортеж» (обычно в математическом контексте), «строка» (как правило, в несколько ином смысле), однако термин цепочка является наиболее употребительным и, по мнению авторов, наиболее подходящим для курса.
      С термином бусина ситуация иная, ему в научном и технологическом языке соответствуют термины символ, элемент (цепочки), буква. Этот термин не применяется в научной литературе. Тем не менее авторы используют его в курсе. Это связано прежде всего с необходимостью установить устойчивую связь между общим понятием и его конкретной реализацией в виде графических и телесных объектов. При этом авторы считают, что переход на последующих этапах обучения к стандартным (и различным в разных изложениях и контекстах) терминам трудностей у учащихся не вызывает.
      Понятие мешок (англ. bag) используется в информатике так же, как и в учебнике-тетради. Его отличие от понятия «множество» просто и формально: в множество каждый элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два, три раза и т. д. Например, мешок букв слова МАМУ содержит две буквы М, одну букву А и одну букву У. Это понятие при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем понятие множество. Его использование в начальной школе имеет и методические преимущества: оно легче воспринимается детьми, чем понятие множества; оно более непосредственно связано с понятием числа и т. д. С другой стороны, на последующих этапах обучения разница между этими двумя понятиями становится малосущественной.
      Понятие дерево также одно из важнейших базовых понятий современной информатики, чаще используемое в научном и образовательном языке, чем понятие произвольного графа.
      Объекты, базовые операции и отношения на них:
      •  атомарные объекты — символы различных алфавитов; одинаковость; свойства — цвет, форма;
      • цепочки (конечные последовательности) — одинаковость; порядковая нумерация, следование; соединение цепочки цепочек; алфавитный порядок букв, лексикографический порядок слов;
      • мешки (множества, в которых элементы могут повторяться) — одинаковость; ссыпание цепочки в мешок, раскрытие цепочки мешков;
      • таблицы (одно- и двумерные таблицы мешка);
      • деревья, включая упорядоченные;
      • разбиения плоскости; число областей.
      Языки:
      • объекты и их имена;
      • утверждения; истинностные значения: истина, ложь, неизвестно; утверждения, не имеющие смысла для данного объекта;
      • понятия «все», «каждый» (по отношению к утверждениям и объектам).
      Процессы:
      • проверка утверждения для объекта;
      • последовательный просмотр объектов цепочки и мешка;
      • порождение натурального ряда;
      • чередование операций двух процессов; пересчет объектов;
      • выполнение цепочки команд;
      • построение объекта по описанию — системе (мешку) условий;
      • перебор последовательных возможностей, дерево перебора, построение всех объектов, удовлетворяющих данной системе условий;
      • выявление несуществования путем полного перебора;
      • игра, позиции, ходы, правила, дерево игры, стратегия в игре;
      • алгоритмическое выполнение базовых операций над основными объектами;
      • процессы сортировки;
      • параллельные процессы;
      • частично заданные объекты, индуктивные построения объектов;
      • метод последовательного приближения;
      • разбиение задачи на подзадачи; соединение решений.
      Реальные объекты, языки и процессы
      (в качестве реальных языков используются различные языки народов мира, для некоторых только алфавиты):
      • алфавитные цепочки русского и других языков; дефис, апостроф; имена букв;
      • словари — орфографические, толковые, двуязычные; полная и частичная характеризация понятия;
      • генеалогические деревья;
      • базовые операции с реальными мешками и цепочками;
      • реальные сортировки;
      • реальные игры («Крестики-нолики», «Сим» и др.);
      • турниры и соревнования.

 

ПРОГРАММА КУРСА

2 КЛАСС (34 ч)

      1. Правила игры — 7 ч. Допустимые действия: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Базисные объекты: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства базисных объектов: цвет, форма, одинаковые и разные объекты.
      2. Области — 2 ч. Понятие область картинки. Подсчет областей картинки.
      3. Логические значения утверждений — 5 ч. Истинность, ложность и неопределенность утверждений для данного объекта. Ситуации, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
      4. Цепочки — 6 ч. Понятие цепочка, порядок бусин в цепочке, одинаковые и разные цепочки, понятия «следующий», «предыдущий», «идти раньше», «идти позже» для бусин цепочки.
      5. Мешки — 6 ч. Понятие мешок. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Одномерная таблица для мешка. Понятие «все» и «каждый». Понятия «есть в мешке», «нет в мешке».
      6. Язык — 5 ч. Алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово, словарь, имена.
      7. Проекты — 3 ч. «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй» — поиск одинаковых объектов в большом массиве с использованием разбиения задачи на подзадачи. «Знакомство с русским текстом» — исследование знаков в русских текстах.

3 КЛАСС (34 ч)

      1. Деревья — 10 ч. Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков.
      2. Мешки — 3 ч. Двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков, операция раскрытия цепочки мешков.
      3. Цепочки — 6 ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки цепочек.
      4. Исполнитель Робот — 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота. Конструкция повторения.
      5. Язык — 3 ч. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и избыточное толкование. Лингвистические задачи.
      6. Проекты — 6 ч. «Одинаковые мешки» — поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» — работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» — построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» — сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования» — изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя.

4 КЛАСС (34 ч)

      1. Игры — 8 ч. Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Игры: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим», «Слова» и «Города». Цепочка позиций игры. Круговой турнир.
      2. Исполнитель Робот — 3 ч. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
      3. Дерево вычисления — 2 ч. Дерево вычисления значения арифметического выражения.
      4. Деревья — 7 ч. Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора.
      5. Выигрышные стратегии — 9 ч. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре: игра «Камешки», игры на шахматной доске, игра «Ползунок».
      6. Язык — 2 ч. Лингвистические задачи.
      7. Проекты — 3 ч. «Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение метода деления пополам. «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии.

      Требования к знаниям и умениям учащихся
      2 класс
      Учащиеся должны:
      • иметь представление об общих правилах игры: правилах работы с учебником (листы определений и задачи), правилах работы в проектах и др.;
      • иметь представление об условии задачи как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкции;
      • иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
      • иметь представление о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);
      • иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах (одинаковость, взаимное расположение бусин в цепочке, принадлежность бусины к мешку или цепочке);
      • уметь использовать и строить цепочки и мешки; строить или достраивать объект по заданным свойствам, выделять нужный объект или несколько объектов по заданным свойствам;
      • оперировать понятиями все, каждый, следующий, предыдущий;
      • иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;
      • иметь представление о началах топологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;
      • иметь представление об имени объекта и его значении;
      • иметь представление о логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность; иметь представление о ситуациях, в которых утверждение не имеет смысла для данного объекта; уметь строить утверждение с заданным значением для данного объекта;
      • иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре любого объема;
      • уметь самостоятельно проверить соответствие результата выполнения задачи поставленному условию;
      • уметь строить информационные и материальные объекты по инструкции и собственному замыслу (в том числе из заданных блоков);
      • участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры.

      3 класс
      Учащиеся должны:
      • иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
      • уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
      • иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
      • иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
      • использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
      • иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
      • иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
      • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
      • иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
      • иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
      • иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
      • уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.

      4 класс
      Учащиеся должны:
      • иметь представление о цепочке выполнения программ и дереве выполнения программ, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить программу по результату ее выполнения исполнителем;
      • иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры;
      • уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной информацией;
      • иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
      • использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
      • иметь представление о методе последовательного приближения;
      • иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со скобками и без скобок;
      • иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебники и учебные пособия (5)

    Программа курса
    ... Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев идр.] –М.: Просвещение, 2007г. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы ... Ч 2. - М.: Просвещение, 2002г. «Школа России». Геронимус Т.М. Технология: Маленький мастер: учебник ...
  2. 2012-2013 учебный год (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 Школа России. Концепция и программы для ... .кл. В 2 х ч.Ч2 /(Е.В.Алексеенко,Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др -М.:П-е, 2009 г В.И.Лях ... для о/о учреж.в 2-х ч./В.Я. Коровина идр. -М.:П-е,2007 1. Макарова Б.А., И.В.,Егорова ...
  3. Кол-во часов (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2-х ч. / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... 4 ч. Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова,Е.А.Бунимович идр.Алгебра для 7,8,9 кл..Сборник « ...
  4. Предметы в соответствии с учебным планом

    Учебники
    ... Школа России». Концепция и программы начальных классов в 2 частях. Рук. проекта А.А.Плешаков Авт. Ч/2. Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев ... Л.Н. , Иванова Л.Ф. Матвеев А.И идр. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных ...

Другие похожие документы..