Главная > Документ


Избирательное право как направление деятельности

Кабинета деловой информации

Центральной городской библиотеки им. Н. Островского

МУ «Централизованная библиотечная система» г. Березники

Кабинет деловой информации (КДИ) – самостоятельное структурное подразделение Центральной городской библиотеки им. Н. Островского МУ «Централизованная библиотечная система» г. Березники. Выполняет функции публичного центра правовой информации. Правовое просвещение населения, в том числе в области избирательного права, – одно из важнейших направлений его деятельности.

Особенностью 2010 года в Березниках стали прошедшие 14 марта одновременные выборы главы города, депутата ЗС Пермского края по округу № 14, депутатов Березниковской городской Думы. Библиотека предоставляет свое помещение для работы двух избирательных участков, для встреч жителей микрорайона с кандидатами в депутаты.

Сотрудники КДИ приняли в предвыборной кампании самое активное участие, особое внимание уделив молодежи, которой предстоит первый раз прийти на голосование.

Считая целью своей деятельности содействие формированию активной гражданской позиции населения и ответственного отношения к участию в выборах, мы поставили себе следующие задачи:

    1. изучить уровень правовой культуры 17-18-летних березниковцев;

    2. формировать у них представления об избирательном процессе;

    3. организовать мероприятия, популяризирующие избирательное право;

    4. аккумулировать информацию по вопросам выборов и избирательного права;

    5. обеспечить свободный доступ населения к информации по вопросам выборов и избирательного права;

    6. осуществлять справочно-информационное обслуживание населения по вопросам избирательного права и предвыборной кампании в городе.

Основными формами работы в этом направлении стали:

      1. социологическое исследование,

      2. мультимедийная презентация,

      3. игра-тест,

      4. обзор ресурсов Интернета,

      5. книжная выставка,

      6. пресс-досье,

      7. рекомендательный список литературы,

      8. консультации,

      9. выполнение справок.

В течение февраля-марта 2010 г. сотрудниками КДИ проведены следующие мероприятия:

      1. анкетирование учащихся средних профессиональных учебных заведений;

      2. акция для учащихся ССУЗов города «Если ты голосуешь впервые…»;

      3. обзор информационных ресурсов Интернета на тему выборов и избирательного права «Быть в курсе»;

      4. разработка и распространение закладок с рекомендательным списком литературы;

      5. распространение путеводителей молодого избирателя РФ «Каков твой выбор?»;

      6. оформление книжной выставки «Перед выборами»;

      7. составлен рекомендательный список литературы «Избирательное право, технология и организация выборов, избирательные кампании в России и за рубежом»;

      8. составлено пресс-досье из материалов СМИ «Березники. Избирательная кампания – 2010»; пресс-досье «Документы органов местного самоуправления по вопросам организации выборов»;

      9. оформлен стенд «КонсультантПлюс» в помощь поиску информации на тему избирательного права.

С целью выяснения уровня осведомленности и отношения молодежи к выборам было проведено анкетирование 120 учащихся ССУЗов. По результатам опроса выяснилось следующее.

Основной источник получения информации о выборах у молодежи 17-18 лет – это СМИ, то есть газеты и телевидение (70 %) и семья (37 %). Училище (лицей, техникум) не играют в этом процессе решающей роли. Всего 5 % опрошенных общается на тему выборов со своими друзьями.

82 % опрошенных считает участие в выборах важным для развития города, края, страны. Но только 15 % интересуется предвыборной кампанией в нашем городе. 25 % не знает, как происходит процедура голосования, из них 12 % хотели бы узнать.

Существует необходимость взаимодействия библиотеки и ССУЗов в работе по правовому просвещению молодежи. Примером такого сотрудничества можно считать масштабное мероприятие, организованное сотрудниками КДИ.

Акция «Если ты голосуешь впервые…» прошла в средних профессиональных учебных заведениях г. Березники. (ПУ №№ 31, 40, 51, ПЛ №№ 42, 47, политехнический и строительный техникумы).

Цель акции: формировать представления об избирательном праве и избирательном процессе, охватив как можно большее количество молодежи, достигшей возраста избирателя.

Мероприятие готовилось в контакте с территориальной избирательной комиссией и руководителями ССУЗов; для СМИ были составлены пресс-релизы, опубликовано две статьи в газете «Березниковский рабочий» и «Наш округ».

Акция начиналась с экскурса в историю избирательного права, разъяснения основных принципов российского избирательного права и избирательного процесса. Мультимедийная презентация позволила максимально выгодно и эмоционально преподнести сложную информацию, сделать ее более наглядной и запоминающейся. Для закрепления полученных знаний был просмотрен видеоролик «Парламентский урок – 2008».

Своеобразной шоковой терапией, заставившей задуматься, стала проведенная игра-тест «Нелегкое право выбора» (материал взят с сайта некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов», рубрика «Избирательный юмор»). Ребятам было предложено проголосовать за одного из трех кандидатов, сделав свой выбор на основе фактов биографии. Проголосовав большинством голосов за положительного на первый взгляд кандидата, ребята и преподаватели были озадачены, узнав, что это Адольф Гитлер (два других кандидата – Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль).

Выводы, которые были сделаны: надо интересоваться политической жизнью общества не только перед выборами, когда на людей обрушивается огромный поток информации, в которой простому избирателю сложно ориентироваться. Нужно постоянно быть в курсе политических процессов, судить о политиках по конкретным делам, быть политически грамотным.

Логическим продолжением акции стал обзор Интернет-сайтов «Быть в курсе». Ребята познакомились с возможностями сайта ЦИК России (), узнали, как найти подробную информацию о городских выборах () и выборах в зарубежных странах (он-лайн журнал о выборах «Избиратель.ru» – ), какие фильмы можно посмотреть о выборах (фильмотека на сайте Ассоциации «ГОЛОС» – ). Некоторых заинтересовало предложение стать волонтером Ассоциации «ГОЛОС», а другим было интересно узнать, что существуют «Горячие линии» связи с избирателями, куда можно обратиться с вопросом или сообщить о нарушениях в избирательной сфере (сайт некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов» – ).

Возможности Интернета как средства поиска правовой информации вызвали заинтересованность молодежной аудитории.

Запоминающейся стала встреча во время акции в ПУ № 31 с председателем территориальной избирательной комиссии г. Березники В. И. Михайловым. Он сумел вызвать ребят на откровенный разговор на тему «Чем лично мне важны выборы депутатов городской Думы?» и вовлечь в диалог даже самых скептически настроенных учащихся. Юношеской аудитории было профессионально и аргументированно доказано, что работа депутатов затрагивает многие важные социальные вопросы обычной жизни, а значит, выборы действительно важны в жизни каждого из нас. Общение получилось неформальным, эмоциональным, информативно полезным.

В завершение акции будущие избиратели получали в подарок «Путеводитель молодого избирателя Российской Федерации: Каков твой выбор?», изданный избирательной комиссией Пермского края, закладки на память с рекомендательным списком литературы о выборах и рекламой КДИ, памятки избирателя. Всего распространено 210 путеводителей, 160 закладок.

Акция «Если ты голосуешь впервые…» прошла в семи средних профессиональных учебных заведениях города и охватила 522 человека. По ее итогам получены положительные отзывы. Такая форма повышения правовой культуры молодых избирателей оказалась востребована преподавателями ССУЗов, интересна студентам, максимально эффективна из-за своей информационной насыщенности, мобильности, наглядности.

Активно использовались и традиционные формы работы: книжная выставка и стендовая информация. Разделы книжной выставки «Перед выбором»:

  • «14 марта – выбираем будущее!» (материалы о событиях избирательной кампании 2010 г. и ее участниках, информация раздела постоянно обновляется),

  • «Логика избирательных законов» (история и основы избирательного права России),

  • «Избирательные технологии».

На время предвыборной кампании стенд «КонсультантПлюс» был оформлен для рекламы и помощи в поиске информации на выборную тематику.

В дополнение к книжной выставке составлен рекомендательный список литературы «Избирательное право, технология и организация выборов, избирательные кампании в России и за рубежом», который раскрыл фонд литературы правового содержания библиотек всей ЦБС – как печатных изданий (книги, статьи), так и электронных документов (СПС «КонсультантПлюс»).

Подготовлены пресс-досье из материалов, опубликованных в местных СМИ: «Избирательная кампания – 2010 в г. Березники» и «Документы органов местного самоуправления по вопросам организации выборов».

Традиционно КДИ формирует фонд неопубликованных официальных документов органов местного самоуправления и собственную электронную базу данных, в том числе и по вопросам организации выборов.

Опыт проделанной работы показал, что библиотека может и должна стать связующим звеном между избирателями и специалистами правовых организаций.

Дальнейшее направление нашей деятельности: разработка Программы повышения правовой культуры избирателей, использование сайта библиотеки для правового просвещения населения, активное применение новых современных форм информирования (ресурсы Интернета, молодежный форум, виртуальные экскурсии), развитие сотрудничества с работниками территориальной избирательной комиссии.

Чупина Светлана Анатольевна,

главный библиотекарь

Центральной городской библиотеки им. Н. Островского

МУ «ЦБС» г. Березники

Проект «Государство в режиме он-лайн»:

итоги и перспективы развития

Реализация административной реформы в России привела к тому, что Интернет сегодня стал одним из главных источников официальной информации о деятельности различных учреждений и организаций, а также нормативно-правовой информации, полезной и необходимой в различных жизненных ситуациях.

Граждане, активно пользующиеся Интернетом, имеют явные преимущества, получая государственные и муниципальные услуги в новом электронном формате, экономя время, без всяких бюрократических барьеров.

Но существует проблема неосведомленности граждан, отсутствия информации об электронных сервисах. Рядовой потребитель услуг просто не знает, что есть возможность, не выходя из дома, осуществлять коммунальные платежи, записаться на прием к врачу, проверить задолженности по налогам, обратиться с жалобой в Интернет-приемную, поставить ребенка на учет для зачисления в детский сад и т. д.

Одним из вариантов решения проблемы информирования населения о возможностях и преимуществах электронных систем стал проект МУ «Централизованная библиотечная система» г. Березники.

Центральная библиотека им. Н. Островского – крупнейшая библиотека города Березники, информационный и культурно-досуговый центр для населения. Доступ к правовым и социально значимым ресурсам обеспечивает Кабинет деловой информации (КДИ), выполняющий функции центра правовой информации.

В 2010 году сотрудниками КДИ был реализован проект «Государство в режиме он-лайн» в рамках краевого конкурса «Информационно–коммуникационная модель библиотеки», номинация «Библиотека – центр информационных технологий».

В рамках проекта создана информационно-консультационная служба, предоставляющая населению необходимую информацию и доступ к электронным ресурсам и услугам органов власти.

Наш проект был ориентирован на березниковцев 55-65 лет – самых активных потребителей государственных услуг. Участниками проекта стали члены городских клубов общения «Добрые встречи», «Леди», «Светёлочка». Уровень компетентности: от тех, кто не имеет навыков работы с компьютером (50 %), до уверенных пользователей (20 %).

Работа информационной службы осуществлялась в следующих направлениях:

  • сбор, анализ и распространение информации;

  • просветительская деятельность, проведение мероприятий;

  • справочно-информационное обслуживание.

Была проведена большая работа по выявлению и анализу соответствующих сайтов, подготовке информационных материалов, наполнению информационного пространства библиотеки.

Создан и используется в работе виртуальный указатель «Электронные госуслуги» – аннотированный список адресов сайтов с указанием полезных онлайн-сервисов. Оформлена настольная демонстрационная система «Навигатор по сайтам органов власти». Разработаны сценарии и презентации к мероприятиям, раздаточные материалы: буклет «Государственные услуги: алгоритм действий», закладки со списками ссылок на Интернет-ресурсы. Для читателей библиотеки действовала тематическая выставка «Электронное будущее: информационные ресурсы и услуги для граждан в сети Интернет».

С целевой аудиторией проекта проводились веб-экскурсии по сайтам федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Стояла задача: объяснить возможности Интернета, сориентировать в информации, которую можно получить на конкретных сайтах, помочь приобрести индивидуальный практический опыт.

Но прежде были проведены вводные занятия: нужно было дать элементарные знания об Интернете. На программе «Окно в мир» мы знакомились с понятиями «ссылки», «сайты», с тем, как устроен Интернет, как работает электронная почта, как находится информация, какую полезную информацию мы можем получить через Интернет. Познакомились с сайтами для людей старшего возраста.

На программе «Государство в Интернете» узнали, что такое «электронное правительство», «электронные государственные услуги». Познакомились с самым главным порталом для оказания государственных услуг в электронном виде «Государственные услуги» ().

На программе «Здоровый образ жизни: государственные проекты в Интернете» совершили виртуальную экскурсию на официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ ().

Познакомились с проектом «Электронная регистратура» на Едином медицинском портале Пермского края (k-vrachu.ru); с новым Интернет-порталом, посвященным здоровому образу жизни (), открытым Минздравсоцразвития РФ, с официальным сайтом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (); с сайтом, объединяющим всю информацию, касающейся медицины в Перми (), созданным при участии муниципального управления здравоохранения администрации г. Перми, и с другими сайтами («Народная медицина», «Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья» и т. д.).

По данным портала «Государственная сеть» в Интернете существует 5 636 государственных сайтов. На программе «Госсайты: типы, возможности, рейтинг» мы познакомились с основными их видами. Например: официальный сайт органа власти, сайт Федеральной целевой программы, сайт государственного проекта/инициативы, портал государственных услуг, личный сайт государственного деятеля и т. д. Узнали, что блог губернатора Пермского края Олега Чиркунова, по данным сайта ГосЛюди.Ру, в рейтинге читаемости находится на 2 месте (после блога президента России), а в сводном рейтинге – на первом месте.

Познакомились с возможностями Интернет-приемных на сайтах органов власти (по каким правилам составляется электронное обращение к чиновнику, в какие сроки рассматривается и т. д.). Посетили общественные Интернет-приемные Президента, Председателя Правительства (сервис «Письмо Премьеру» на официальном сайте Председателя правительства В. В. Путина (), вновь открытую Интернет-приемную на официальном сайте Госавтоинспекци; Интернет-приемную на Пермском региональном сервере, единую для Губернатора ПК, Правительства ПК и Администрации губернатора; Интернет-приемную главы города Березники.

Знания, полученные на массовых мероприятиях, закреплялись на индивидуальных Интернет-сессиях, во время которых все желающие могли самостоятельно завести электронный почтовый ящик, пройти процедуру регистрации в «Электронной регистратуре», подробно познакомиться с сервисом «Личный кабинет» портала «Госуслуги».

Ежедневно велось справочно-информационное обслуживание посетителей: индивидуальные консультации, выполнение справок с использованием Интернета и ресурсов библиотеки.

Тема проекта, возможность получить бесплатные индивидуальные консультации и практические навыки работы в Интернете вызывали живой отклик и интерес у людей пожилого возраста. Самими участниками были предложены новые темы для будущих занятий.

Реализация проекта позволила отработать систему предоставления/получения необходимых знаний и навыков, помогла многим березниковцам научиться ориентироваться в информационном потоке и использовать его в своих интересах. Библиотека фактически выступила посредником между населением и властью, предоставив необходимую информацию и доступ к электронным государственным и муниципальным ресурсам.

В перспективе работы библиотеки в этом направлении – использование библиотечного сайта для информирования о муниципальных социально значимых Интернет-ресурсах, привлечение квалифицированных экспертов для консультаций, выход на молодежную аудиторию. Обязательным условием осуществления всех этих планов является наличие в библиотеке высокоскоростного доступа в Интернет для работы в режиме реального времени.

Турова Людмила Алексеевна,

заведующая информационно-библиографическим отделом

Большесосновской межпоселенческой центральной библиотеки

Организация работы общественной приемной

службы судебных приставов на базе ЦПИ

Большесосновской межпоселенческой центральной библиотеки

Уникальным опытом совместной деятельности столь разных структур, как библиотека и служба судебных приставов, стал проект по массовому созданию в сентябре 2005 года на базе центров правовой информации муниципальных библиотек Пермского края общественных приемных территориальных служб судебных приставов (ССП).

В сентябре Главное управление Федеральной службы судебных приставов (ГУ ФССП) по Пермскому краю запланировало проведение месячника права среди образовательных учреждений и учреждений культуры с целью правового просвещения населения. Именно тогда было принято решение о создании общественных приёмных на базе всех муниципальных библиотек Пермской области. Региональная библиотека совместно с ГУ ФССП по Пермскому краю и фирмой «Телеком Плюс» разработали систему информационной поддержки проекта (были выпущены брошюра и CD-ROM о деятельности судебных приставов).

Создание общественных приёмных шло во всех территориях региона на основе двустороннего «Договора о совместной деятельности по организации общественных приёмных на базе центров правовой информации муниципальных библиотек Пермской области», который подписывался руководителем Главного управления ФССП по Пермской области и директором муниципальной библиотеки. Во все центральные библиотеки края было разослано типовое «Положение о порядке и условиях организации общественных приёмных со службами судебных приставов на базе центров правовой информации муниципальных библиотек Пермской области», а также формы учёта и отчётности. Вся система действий стала мощным толчком для открытия общественных приёмных практически во всех территориях Пермского края. С этого периода такая форма работы, как общественная приёмная, стала повсеместно внедряться в библиотечную деятельность Прикамья. В разных муниципалитетах действуют общественные приёмные, например, с территориальными службами Роспотребнадзора, регистрационных палат, пенсионного фонда, налоговых и других служб. Созданные в 2005 году отношения между библиотеками и службами судебных приставов продолжаются в регионе по сей день.

Первая общественная приёмная с ССП в Прикамье открыта 8 сентября 2005 года в селе Большая Соснова на базе Центра правовой информации.

Основным направлением работы общественной приемной стало консультирование граждан по вопросам, входящим в компетенцию судебных приставов, а также информирование граждан о деятельности местной ССП. С тех пор каждый третий понедельник месяца в Центре правовой информации работает общественная приемная. На все интересующие вопросы, касающиеся взыскания алиментов, задолженности по заработной плате, возмещения ущерба отвечает начальник отдела службы судебных приставов по Большесосновскому району, старший судебный пристав Ирина Степановна Васёва. Общественная приёмная осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым планом-графиком работы.

За годы работы в общественную приемную обратилось более 300 человек. Большинство обращений – от ветеранов, пенсионеров, одиноких матерей, многодетных семей, а также работников бюджетной сферы, сельскохозяйственных предприятий. Обращения касались широкого круга проблем, они отражают всю сложность жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются люди. Всем обратившимся были даны разъяснения, в т. ч. по вопросам, не входящим в непосредственную компетенцию службы судебных приставов.

Большое количество желающих получить юридическую консультацию проживает в селах района. Некоторые из них в связи с тяжелым финансовым положением либо семейными обстоятельствами не могут выехать в районный центр, поэтому принято решение проводить выездные заседания в селах. Такие встречи прошли почти во всех населённых пунктах района. Особенно запомнились заседания в Петропавловской, Полозовской, Тойкинской сельских библиотеках. На встречу с начальником отдела ССП по Большесосновскому району в этих селах пришло по 20 и более человек. Везде население заранее оповещается через библиотекарей сельских поселений.

Выезжая в населенные пункты, мы одновременно проводим различные коллективные мероприятия просветительского характера или групповые консультации по новому законодательству. Тема выбирается с учетом тех проблем, которые волнуют граждан конкретной территории. В Кленовском поселении провели совместное заседание с Центром занятости населения, уголовно-исполнительной инспекцией, органом опеки и попечительства по вопросу взыскания алиментов. В таких селах, как Левино и Тойкино, где основная проблема поселений – трудоустройство и занятость, выездное заседание общественной приемной провели совместно с центром занятости населения. Форму выбрали такую: день информации для безработных граждан на тему «Умей защищать свои трудовые права». Для населения Полозовского сельского поселения наиболее острой является проблема собственности на землю. К этому заседанию общественной приемной был привлечен юрист МУ по землеустройству. После проведения мероприятий и коллективных консультаций все желающие получают индивидуальные консультации. Также жителям отдаленных сел и деревень оказываются консультации по телефону. Люди довольны: их проблемы решаются на местах. Поэтому в планах общественной приемной – продолжать проводить выездные заседания.

Работа не ограничивается консультированием граждан по их проблемам: одним из направлений работы общественной приемной является широкое информирование населения о деятельности службы судебных приставов путем организации совместных мероприятий с Центром правовой информации.

Так, стало уже традиционным совместное проведение в сентябре месячника права для учащейся молодёжи. Замечательным дополнением к рассказу о профессии судебного пристава стала постановка сцены из комедии Жана Батиста Мольера «Тартюф». Сотрудники библиотеки сумели отлично показать образ судебного пристава в литературе.

В рамках общественной приемной проходят мероприятия на темы актуальные и злободневные для нашей территории. К примеру, ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения, новые штрафы и наказания порождают немало конфликтных ситуаций на дорогах. Поэтому тема о правах и обязанностях участников дорожного движения, о защите интересов граждан-водителей всегда интересна и актуальна. Ежегодно в центре правовой информации для учащихся ПУ-74 – будущих водителей проходит День информации «О правах на дорогах» с участием сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Сотрудники ЦПИ подготовили памятки под названием «Возьми с собой в дорогу», где даны разъяснения административного кодекса, правил дорожного движения и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пермская государственная ордена «знак почёта»

    Программа
    ... из 4-х разделов: 1-й раздел «Чтение для ... процесс освоения новых технологий в библиотечно-информационной практике. Среди ... экологического содержания Варианты ... работы библиотек России и Пермского края с социально-незащищенными слоями населения. В работе ...
  2. Отчет об исполнении планового задания за 2010 год учреждениями культуры пермского края

    Отчет
    ... и содержание деятельности музеев Пермского края шт. ... сообществах Пермского края: практики ... социально-значимой информации прошел семинар «Результаты деятельности и пути развития ПЦПИ Пермского края» ... работы сайта. Введен новый раздел ... технологии в работе ...
  3. Библиотеки прикамья в 2007 году обзор деятельности

    Анализ
    ... Красновишерск). В содержании диска 4 раздела: «Президент», « ... в практику работы современных форм ... работы ПЦПИ Пермского края» ... социальной политики. Направления и тематические приоритеты в работе ПЦПИ ... освещены вопросы «Новые технологии в экологическом ...
  4. Пермская государственная краевая универсальная

    Методические рекомендации
    ... работу по внедрению новых информационных технологий в библиографическую практику ... ПЦПИ. ... и социальным аспектам ... практику работы» получили высокую оценку библиографов муниципальных библиотек Пермского края ... структуре и содержанию раздела 7. «Информационно ...
  5. Пермская государственная ордена знак почёта (1)

    Информационный бюллетень
    ... раскрыто содержание программы ... И. С. Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента / ... села Сепыч Пермского края А. М. ... , о социальных партнерах библиотеки ... по использованию новых технологий в работе с детьми ... разделе «Библиографу. Сотруднику ПЦПИ».

Другие похожие документы..