Главная > Рабочая программа


Рабочая программа учителя

Бельтюковой Светланы Викторовны

основного общего образования по физике

XI классы

Статус документа

Данная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г. и примерной программы основного общего образования по физике.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, показывает последовательность изучения разделов физики по годам обучения, адаптировано к учебникам «Физика 10 кл» и «Физика 11 кл» авторов Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Данная программа использовалась для составления календарно-тематического планирования курса физики в 10 и 11 классах.

Структура документа

1. Пояснительная записка;

2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса для каждого года изучения физики, последовательность изучения тем и разделов;

3. Требования к уровню подготовки учащихся по физике, после окончании изучения курса в 10 и 11 классах.

4. Учебно-методическое обеспечение для учащихся

5. Учебно-методическое обеспечение для учителя

6. Дополнительная литература

7. Раздаточные материалы:

8. Контрольные и проверочные работы

9. Используемые виды контроля знаний и умений:

10. Учебно-тематический план:

11. Тематическое планирование (приложение)

Программный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников

1. Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

X класс

2.1 Основное содержание

Физика и методы научного познания (4 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (32 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика (27 час)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Электродинамика (35 час)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

3.1 Требования к уровню подготовки учащихся,

после окончании изучения курса физики в 10 классе

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды

XI класс

2.1 Основное содержание

Электродинамика

Магнитное поле тока. Плазма.Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы

Измерение магнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии.Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемойВселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

Наблюдение линейчатых спектров.

Резерв свободного учебного времени (14 час)

3.2 Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик 11 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличатьгипотезы от научных теорий;

  • делать выводына основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний:различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования средств радио- и телекоммуникационной связи

4.2 Учебно-методическое обеспечение для учащихся

1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин «Физика -11 кл.», Москва, «Просвещение», 2008

2. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев «Физика 11 кл. Задачник»

5.2 Учебно-методическое обеспечение дляучителя

1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин «Физика -11 кл.», Москва, «Просвещение», 2008

2. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев «Физика 11 кл. Задачник»

3. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике»

4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике, Москва, «Просвещение», 1998

5. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»: СД «Уроки физики 11 кл», «Кирилл и Мефодий», 2002

6. СД «Виртуальная физическая лаборатория», Лабораторные работы по физике 11 кл., Дрофа, 2006

7. Мультимедийное учебное пособие под ред. Козелла С.М. «Открытая физика», часть 1, «Физикон», 2003

8. Мультимедийное учебное пособие под ред. Козелла С.М. «Открытая физика», часть 2, «Физикон», 2003

9. П.П.Головин Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике

6.2 Дополнительная литература:

1. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007

2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

3. Пёрышкин А.В., Чемакин В.П. «Факультативный курс физики» (оптика), Москва, «Просвещение», 1980

4. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002

5. Тарасов Л. В. «Этот удивительно симметричный мир», Москва, «Просвещение», 1982

6. Манолов К., Тютюник В. «Биография атома», Москва, «Мир», 1985

7. Дягтлев Ф.М. «Из истории физики и её творцов», Москва, «Просвещение», 1986

7.2 Раздаточные материалы:

1. Самойленко П.И., Сергеев А.В. «Сборник задач и вопросов по физике», Москва, ACADEMA, 2002

2. Тульчинская Г.М. «Тесты по физике», Псков, 1994

3. Шевцов В.А. «Контрольные работы по физике 7-8 кл.» Волгоград, 2004

8.2 Контрольные и проверочные работы:

1.Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Самостоятельные и контрольные работы 10-11 кл», Москва, «Дрофа», 2004

2.Куперштейн Ю.С. «Физика. Дифференцированные контрольные работы 7-11 кл», Санкт-Петербург, «Сентябрь», 2005

9.2 Используемые виды контроля знаний и умений:

1. Самостоятельные работы

2. Тестовые работы

3. Лабораторные работы

4. Практические работы

5.Контрольные работы

10.2 Учебно-тематический план:

тема

Количество часов

Виды и формы работ для контроля

Электродинамика

12+3=15

Тесты, лабораторные работы, самостоятельные работы, контрольная работа

Колебания и волны

16+5=21

Контрольная работа, самостоятельная работа, физический диктант, тесты

Оптика

19+6=25

Тесты, лабораторные работы, самостоятельные работы, контрольная работа

Квантовая физика и элементы астрофизики

28+3=31

Тесты, практические работы, самостоятельные работы, контрольная работа

Резерв

8-1=0

Повторение

18-9=9

Тесты

Итого

102



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учителя бельтюковой светланы викторовны основного общего образования по физике vii — ix классы

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммаучителяБельтюковойСветланыВикторовныосновногообщегообразованияпофизике VII—IX классы Статус документа Данная программапофизике составлена на основе федерального компонента ...
  2. Рабочая программа учителя бельтюковой светланы викторовны основного общего образования по физике vii — ix классы

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммаучителяБельтюковойСветланыВикторовныосновногообщегообразованияпофизике VII—IX классы Статус документа Данная программапофизике составлена на основе федерального компонента ...
  3. Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Задача
    ... 2011 Технология Программаосновногообщегообразованияпо технологии Рабочиепрограммы «Технология. 5-8 класс» (модифицированный ... Учитель»,2007г. Элективный курс пофизике« Кинематика и динамика движения тела» Программа элективного курса пофизике ...
  4. Образовательная программа начального общего образования (8)

    Основная образовательная программа
    ... общегообразования: содержание и технологии», …………. 6. Осипова Наталья Викторовна Высшее педагогическое учитель начальных классов, ... Примерной основной образовательной программы начального общегообразования приводится основное содержание курсов по ...
  5. Образовательная программа (81)

    Основная образовательная программа
    ... Образования и науки РФ Быханова СветланаВикторовна Котякина Валентина Викторовна ... Физика 11 класс Волгоград «Учитель» 2009 Г.Н. Степанова Сборник задач пофизике 9-11 классы Просвещение 2005 химия программаосновногообщегообразованияПо ...

Другие похожие документы..