Главная > Сборник научно-методических статей


Психолого-педагогическое Сопровождение
учебно-воспитательного процесса

Сборник научно-методических статей

Чебоксары 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Психолого-педагогическое Сопровождение
учебно-воспитательного процесса

Сборник научно-методических статей

Чебоксары 2009

ББК 74.20

88.40

П 863

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса : сб. научно-методических статей / отв. ред. С. Г. Григорьева,
З. М. Беляева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 315 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Сборник подготовлен на основе материалов Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса», состоявшейся на психолого-педагогическом факультете ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
20 марта 2009 г.

Адресован педагогам, психологам, студентам, преподавателям вузов, работникам образования, научным работникам.

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2009

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

Психолого-педагогическое Сопровождение
учебно-воспитательного процесса

Сборник научно-методических статей

Ответственные редакторы Григорьева С. Г., Беляева З. М.

Материалы представлены в авторской редакции

Подписано в печать 27.03.09. Формат 60×84/16. Бумага писчая.
Печать оперативная. Усл. печ. л. 19,6. Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

ОГЛАВЛЕНИЕ

Абрамова Т. А. Реализация личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования…………………………………..

7

Аврамова Н. А. Тренинговые формы работы с родителями учащихся...

9

Алеева Ф. И. Консилиум как организационная форма взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающего обучения………..

16

Александрова А. А. Обучение грамоте как процесс развития языковых способностей учащихся…………………………………………………

19

Алексеева Л. И. Национально-региональный компонент в личностно ориентированном обучении………………………………………………….

22

Антропова О. В. Арт-терапия в подготовке будущих педагогов-психологов…………………………………………………………………….

24

Баженова Е. А. Джазовые вокальные произведения на уроках музыки в общеобразовательной школе………………………………………………

26

Брызжева Н. В. Портфолио как средство развития познавательного потенциала студентов………………………………………………………...

31

Брызжева Н. В., Гарифзянов А. Р. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения биологии……………………………………….

36

Вавилова В. А., Воеводина Е. Н. Факторы риска, влияющие на успешность обучения учащихся начального звена гимназии ; пути их преодоления……………………………………………………………………….

42

Васильева О. В. Возрастные особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность…………………………………………..

46

Васильева О. Л. Зрительные диктанты в развитии оперативной памяти

49

Васильева О. Л. Дискуссия как активный метод обучения на уроках чувашской литературы……………………………………………………….

53

Вашуркина В. А. Работа с одаренными детьми…………………………

56

Вербина Г. Г. Индивидное, психическое и профессиональное здоровье − важнейшая человеческая ценность………………………………………..

59

Вербина Г. Г., Капланова А. Ш. Влияние свойств темперамента на эффективность в обучении иностранным языкам………………………….

61

Григорьева В. Н. Игра как действенное средство активизации познавательной деятельности ребенка…………………………………………….

64

Григорьева С. Г. Самообразование как средство повышения эффективности учебной, научной и профессиональной деятельности будущих специалистов………………………………………………………………….

68

Григорьева Т. К. Модульное обучение в системном образовании…….

72

Губина А. А. Обучение жизненно важным навыкам на основе интеграции литературы и психологии……………………………………………

74

Гунина Е. В. Реализация компетентностного подхода в вузе…………..

79

Деточка И. П. Личностно-ориентированный классный час : характерные черты, технология подготовки и проведения………………………….

82

Димитриев Д. А., Сапёрова Е. В., Куруленко Д. Ю. Изучение влияния психологических особенностей студентов на функционирование сердечно-сосудистой системы в условиях экзаменационного стресса…..

85

Дубова Л. П. Особенности личностно ориентированного урока………

88

Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной подготовке и мастерстве будущих учителей иностранных языков………………………………

90

Егорова С. Н. Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на учебную деятельность…………………………………………..

97

Ефремова Н. И. Роль музыкальной подготовки в становлении будущего учителя начальных классов……………………………………………

101

Ешкина Н. И. Диагностика сформированности готовности студентов-словесников к эстетическому воспитанию школьников…………………..

104

Иванова И. П. Психология эффективного общения родителей с детьми младшего школьного возраста…………………………………………...

106

Иванова Н. С. Особенности преподавания естествознания в начальной школе……………………………………………………………………..

110

Иванова С. В. Обучение младших школьников иностранному языку на основе социокультурного подхода……………………………………….

114

Игнатьева С. Г.Школьная адаптация и ситуация успеха……………….

118

Игнатьева Э. А. Психологический тренинг «Формирование умений виртуального общения»………………………………………………………

122

Ильина М. Г. Особенности художественной деятельности детей шестилетнего возраста……………………………………………………………

126

Кайсарова А. В. Психологические особенности адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности………………………………..

128

Кедрова С. В. Изучение мотивационной сферы младших школьников

132

Которова О. С. Ролевое поведение участника конфликта и определяющие его факторы…………………………………………………………

135

Краснова О. А., Юсупова А. Г. Формирование экоцентрического сознания в процессе профессиональной подготовки специалиста…………..

139

Краснова О. А. Экономическая социализация: основные подходы к проблеме………………………………………………………………………

141

Кузнецов А. В., Ковалев В. П., Латыпова И. А. Педагогическое сопровождение создания здоровьеформирующей технологии как основа экологии детства……………………………………………………………...

144

Кузнецов А. В., Ковалев В. П., Шмелев С. Н. Педагогическое сопровождение младшего школьника в аспекте развития его самоценности….

151

Кузнецова Е. В. Содержание, формы и методы подготовки коммуникативно компетентного социального педагога……………………………..

158

Купцова Н. Н. Как сделать процесс познания увлекательным, доступным и результативным?....................................................................................

163

Маклакова Т. В. Личностно-ориентированное обуче­ние………………

167

Маряхичева О. А. Индивидуальная программа развития ученика…….

171

Мельников Г. М., Петров Л. В. Национально-региональный компонент в личностно-ориентированном обучении младших школьников на уроках технологии……………………………………………………………

175

Мизурова Т. Н. Учет национальной специфики при изучении фразеологизмов на уроках русского языка и чтения……………………………….

176

Миллина Г. Н. Психологическое просвещение как форма работы по профилактике вербальной агрессии…………………………………………

179

Михайлова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника………………………………………………………………….

182

Михайлова Т. И. Использование воспитательного потенциала художественного произведения…………………………………………………...

186

Михайлова Ю. С. Деятельность психолога в психолого-педагогическом сопровождении подростков……………………………….

188

Озерова И. В. Использование психолого-педагогической диагностики в организации учебно-воспитательного процесса (1 класс)……………….

191

Павлова И. В. Развитие мышления детей 5-6 лет при подготовке к школе на занятиях «Ознакомление с окружающим миром»………………

193

Павлова Н. В. Особенности деятельности психолога отделения психолого-педагогической помощи семье и детям центра социального обслуживания населения в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся школ района………………………………………………

196

Патеева О. В. Профилактика агрессивного поведения подростков…….

199

Петрова И. Н. Воспитание высоконравственной, толерантной, свободной и ответственной личности…………………………………………..

202

Пономарева Т. М. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам в контексте компетентностного подхода

205

Порфирьева Н. М. Рациональное мышление как наиболее эффективный способ осуществления учебно-образовательной деятельности……...

212

Порфирьева С. И. Организационно-содержательные аспекты психологического сопровождения пятиклассников………………………………

215

Самарина А. А. Что нужно знать педагогу о возрастных и индивидуальны особенностях детей……………………………………………………

219

Сафронова Л. В. Формирование конструктивных умений будущих учителей в процессе педагогической практики…………………………….

222

Селезнева Л. А., Григорьева Е. В. Психолого-педагогического сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения……

226

Семенов П. С. О методах и дидактике обучения рисованию…………..

230

Сергеева Н. А. Формирование устойчивой самооценки школьника с интеллектуальной недостаточностью………………………………………

234

Сергеева Р. Г. Способы повышения интереса к русскому языку………

237

Сергеева С. Н. Особенности содержания педагогического сопровождения воспитания младших школьников в неблагополучной семье на основе причинно-следственного анализа их поведения …………………..

240

Сергеева Ю. Г. Психологические основ формирования лидерских качеств студентов……………………………………………………………….

245

Скворцова Н. Н. Об особенностях психолого-педагогического сопровождения младших школьников……………………………………………..

246

Славутская Е. В. Актуальные вопросы деятельности психологической службы образования в сопровождении школьника………………………..

248

Смелова В. М. Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в организации учебно-воспитательного процесса (3-й класс) (из опыта работы)…

254

Соколова С. Г. Интеграция уроков ИЗО и информатики при изучении темы «Солнце в чувашском орнаментальном искусстве»…………………

257

Трифонова Н. Г. Специфика психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях лицея (из опыта работы)……

264

Тихонова Я. Ю. Региональный компонент на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………..

270

Тухлина Н. В. Роль психолого-педагогической диагностики в организации учебно-воспитательного процесса……………………………………

273

Фадеева Г. Г. Школьный проект «Профессионал» (творческое саморазвитие и самореализация личности педагога)……………………………

276

Фадеева К. В. Коммуникативные функции и их значение для профессиональной деятельности будущего инженера……………………………..

280

Федорова Е. Г. Технология работы с детьми по подготовке их к передаче в приемные семьи……………………………………………………….

285

Харитонов М. Г. Педагогическое сопровождение ориентации старшеклассников на профессию учителя…………………………………………..

289

Харитонова Н. Г. Функции психолого-педагогической диагностики и методика ее использования в организации учебно-воспитательного процесса (2-й класс)………………………………………………………………

292

Харитонова Ф. П. Педагогическое взаимодействие в формировании этнопедагогической компетентности будущего учителя…………………..

295

Чамина А.В. Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции…………………………………….

298

Чернова Т. В. Учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей в деятельности педагога………………………………

301

Шемякина М.Н. Психологические Мастер – классы как одна из технологий психологического просвещения педагогов……………………….

305

Шушина М.И. Игровые задания, направленные на развитие интеллекта младших школьников……………………………………………………...

307

Щуринова И. А. Развитие познавательной деятельности студентов как фактор формирования их информационной культуры ……………………

310

Абрамова Татьяна Александровна,

преподаватель музыки

РГОУ СПО «Канашский педагогический колледж»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно ориентированным обучением называется такое обучение, при котором обучающийся является субъектом обучения и собственного развития.

Чтобы освоить личностно ориентированное обучение, преподавателю необходимо научиться соотносить свою методическую деятельность с субъектным опытом студента, с целями обучающегося как субъекта нескольких уровней. Среди этих целей можно выделить учебно-познавательные, рефлексивные, цели, связанные с жизнедеятельностью учащихся, творческие цели учащихся по изменению элементов педагогического процесса, цели по саморазвитию, цели коллективной деятельности учащихся.

В связи с этим, образовательными целями являются:

1. Достижение учащимися определенного учебного результата;

2. Обогащение опыта связанного: с постижением знаний; с организацией процесса обучения с организацией процесса самообучения; с рефлексией.

Одним из средств реализации этих целей являются образовательные технологии. Технология − это стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности (при условии гарантирования достижения цели), интенсивности, инструментальности, технической вооруженности.

Любая технология предполагает предварительное определение диагностической цели и ее достижение в процессе педагогической деятельности. С этой точки зрения для обучения можно определить диагностическую цель. В качестве таковой, например, может выступать требуемый объем учебного материала, который необходим студенту при подготовке к профессиональной деятельности. Достижение подобной цели легко поддается итоговому контролю. Из этого следует, что процесс обучения может быть организован на технологической основе. Значительное число педагогов-исследователей сходится на том, что применение термина «технология» в области воспитания и развития является неправомерным, т. к. в педагогике и психологии не существует критериев, позволяющих диагностировать поставленные воспитательные и развивающие цели. В соответствии с современными концепциями воспитания, в настоящее время речь должна идти не о формировании у студентов определенных качеств личности, а о создании в учебном заведении оптимальных условий для их саморазвития.

Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:

1) разделением процесса на взаимосвязанные этапы;

2) координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

3) однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике.

Рассмотрим в качестве критерия для классификации технологий обучения триаду методология - стратегия – тактика.

Методологические технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов), выступают в качестве интегральных моделей. К этим технологиям относятся:

- теория поэтапного формирования умственных действий;

-теория программированного обучения;

- личностно-деятельностное обучение;

- проблемное обучение;

- проективное обучение;

- дифференцированное обучение, индивидуально-дифференцированное обучение;

- контекстное обучение;

- модульное, модульно-рейтинговое обучение;

- концентрированное обучение;

- игровое обучение;

- активное обучение.

Стратегические технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса, выступают как способ достижения стратегических целей.

 К основным стратегическим технологиям можно отнести следующие формы: лекционные занятия; практические; дискуссионные; игровые процедуры, исследовательские; тренинговые; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самоуправления.

Тактические технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являются конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии. Путем использования различных тактических приемов, методов и т. д. могут быть достигнуты определенные стратегические цели. Примерами тактических технологий являются групповые формы работы, прием затребованной помощи, приемы работы с литературой, и т. п.

Подводя итог, можно утверждать, что рационально выбранная обучающая технология, основанная на принципах личностно ориентированного обучения, опирающаяся на грамотную методическую основу, выводит педагогический процесс на новый, более высокий уровень развития. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что традиционный педагогический опыт – наше богатство, которое необходимо бережно сохранять, с уважением относиться к нему и максимально использовать в современных условиях.

Аврамова Наталия Анатольевна,

педагог-психолог МОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района ЧР

Тренинговые формы работы с родителями учащихся

При всей значимости работы с семьей, приходится признать, что существует мало эффективных технологий. Как правило, основными формами работы психолога с родителями становятся индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях.

И, несмотря на то, что часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается «правильное» воспитание, на практике эти родители испытывают значительные трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является не только ознакомление их со способами правильного общения и взаимодействия с детьми (лекции, беседы, рассказы и т. д.), но и применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые и позволяют пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще.

Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинги предоставляют возможность научиться общению другим способом. В большинстве своем игры тренинга являются моделями жизненных ситуаций. Положительным в данных игровых ситуациях является то, что даже совершая ошибки в ходе тренинга, родители не несут той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни; из нескольких решений ситуации всегда можно сделать оптимальный выбор (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь; возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную; возможность творчества (так как, есть время подумать, «переиграть»).

На родителей большое влияние оказывает их предыдущий опыт. Им присуще наличие определенной системы ценностей и стереотипов. При этом они склонны сопротивляться изменениям сложившихся у них стереотипов и ценностей. Взрослые лучше общаются в неформальной обстановке и приятной дружественной атмосфере.

При проведении тренингов с родителями мы придерживаемся нескольких основных правил [1]:

1. Интересное начало родительского тренинга может способствовать успеху в его проведении. Оно дает возможность родителям раскрепоститься, включиться в обсуждение возникающих проблем. Для организации общения с родителями важно создать атмосферу взаимопонимания и уважения. Например, можно использовать такие варианты создания доброжелательного климата и начала тренинга:

- Каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуй, я рад тебя видеть!», - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

- Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

- Родителям предлагается разделиться на малые группы по различным признакам: цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д., и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

- Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.

- «Девиз родительского собрания». Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании.

- Родителям по кругу предлагается продолжить предложение: «Я горжусь…», «Мне приятно сказать…», «У меня хорошо получается…», «Я удовлетворен...», «Мне нравится в себе…» и другие.

- «Мои сильные качества». Все садятся в круг. Один начинает рассказывать о своих сильных качествах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что ему дает чувство уверенности и т.д. Разговора о негативном следует избегать и сразу же пресекать попытку самокритики.

- «Мнения». Все участники по очереди называют его лучшие качества одного человека из группы. Затем говорят о другом участнике, чтобы каждый услышал коллективную, положительную оценку своих качеств.

2. При проведении тренингов очень важно опираться на жизненный опыт участников. Для того используются такие упражнения:

- Вспомнить, какими ласковыми словами их называют близкие, какие чувства они при этом испытывают, как этот опыт перенести в общение с другими людьми, со своими детьми?

- Предлагается вспомнить одну из своих неудач или ошибок и рассказать о ней партнеру, пользуясь следующей структурой: Что-то не так, Кто виноват? Почему так вышло? Что мне не нужно делать? Каков был результат? Чему я научился? Как я могу это использовать? Мои новые возможности.

- «Кто Я». Предлагается описать внешность, манеры особые приметы кого-либо, не называя его имени.

- «Объявление». Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть объявление в газете (несколько строчек) или реклама на радио, телевидении.

- «Волшебное зеркало». Участникам предлагается нарисовать себя в зеркале маленькими и испуганными. Во втором зеркале - большими и веселыми. В третьем - счастливыми. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он больше всего похож?

- «Анализ собственного опыта». Рассмотрев теорию какого-либо вопроса, ведущий предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом, и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающие его.

3. В тренинге необходимо предоставлять родителям возможность высказать свое мнение, проанализировать свои чувства и мысли. Это можно делаеть различными способами:

- «Круг». Такое упражнение полезно, когда необходимо за короткий промежуток времени выяснить уровень владения участниками конкретной темой, проблемой.

- «Письмо самому себе». Родителям предлагается написать письма самим себе. Это письмо может быть от мудрого человека, от друга или родственника. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или группах. При работе в парах и группах тематику писем следует связать с общей темой родительского собрания.

- «Исследование случаев». Данное упражнение направлено на решение конкретной проблемы путем анализа рассматриваемой ситуации. Она может быть реальной и вымышленной. Участники родительского собрания отрабатывают аналитические навыки, которые им пригодятся при анализе поступков своих детей.

- «Фантастические добавки». Ведущий сообщает участникам фантастическую идею, связанную с темой родительского собрания. Родители продолжают развивать предложенную идею. Основная цель данного приема - поиск новых идей.

- Творческие задания направлены на развитие разнообразных способов выражения собственных мыслей: словом, рисунком, моделированием, игрой, песней и т. д. Разнообразные формы представления способствуют возникновению новых идей.

- «История с продолжением». Ведущий, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нем. Другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Желательно идею и содержание рассказа связывать с проблемой родительского собрания.

- «Айсберг». Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части. Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная - невидимая часть). Участникам родительского собрания предлагается задание: дайте характеристику айсбергу, подумайте с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга. Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?

- «Победа – победа». Данное упражнение направлено на то, чтобы найти оптимальное решение проблемы, удовлетворяющее всех.

- «Горячий стул». Приглашается один из участников родительского собрания, он садится на стул в центре классной комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра выступает ведущий. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.

4. Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются своеобразной разминкой, служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание.

5. Тренинг должен обязательно завершаться оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители, т.е. провести рефлексию. Важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на тренинге подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Родители должны оценить себя с позиции рассматриваемого вопроса. Варианты обратной связи:

- «Рефлексия» (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского тренинга, но наиболее целесообразно это сделать в конце. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем мероприятии. Психолог побуждает родителей к высказываниям вопросами: «Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?» Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.

- Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: «Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание больше всего на собрании? Какое выступление вы считаете наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?» Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

- «Игра в мяч». Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч, - задает вопрос.

- «Жест дня». Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

- «Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

- «Слово дня». Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному мероприятию.

- «Система координат». На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации.

- «Блиц-опрос». Психолог задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

- «Анонимный совет». Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет психологу или другим участникам.

- «Выставки». На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время тренинга.

- Анкетирование родителей на завершающем этапе тренинга для того, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты тренингового занятия.

- «Пирамида знаний». Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на тренинге. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.

- «Синтез информации в кратких выражениях». Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы.

- Ответить на вопрос: «За что я благодарен себе сегодня?»

- «Чудесный ларец» (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Психолог предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

- Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний.

- «Письмо». Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает изменения в себе, которые ему показались значимыми.

- «Работа в круге». Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании.

- «Прощание». Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и психолога, родительские тренинги и собрания интересными и запоминающимися.

В ходе выполнения заданий, игр и упражнений, очень важно не преподносить готовые ответы, а давать возможность переработать и переосмыслить проблему, предоставлять возможность родителям наглядно отслеживать свои мысли, идеи, иллюстрировать рассуждения примерами из собственного опыта, принимать любую позицию и точку зрения, не давая им категоричной оценки.

Варианты разработанных тренинговых занятий:

«Выбор профессии»

- Вводная беседа. Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.

- Знакомство. Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе и продолжить предложение «Я пришел(ла) сюда, чтобы / потому что….».

- Упражнение «Тест предельных смыслов». Цель:сформировать представление участников о высших целях и смыслах своей жизнедеятельности; показать связь текущих и глобальных целей и смыслов. Участникам предлагается на листе бумаги ответить на вопрос «Для чего вы пришли на этот тренинг? Что вы хотите здесь получить? Какова ваша цель здесь?». Затем на втором листе написать ответ на другой вопрос: «А зачем лично вам нужно то, что написано на листе № 1?», а на следующем чистом листе снова написать ответ на вопрос: «А зачем именно вам нужно то, что написано на листе № 1?» [2].

- Слово ведущего. Представление формулы выбора профессии и объяснение значения каждого компонента: хочу, могу, надо.

- Упражнение «Продолжение сказки – «хочу – могу – надо»«. Цель: обыгрывание трех компонентов выбора профес­сии (хочу, могу, надо) [2].

- Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...». Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения. Родителям предлагается нарисовать круговую диаграмму, в которой будет распределена доля ответственности каждого (родителей, ребенка, учителей, психолога, друзей) за выбор профессии [2].

- Домашнее задание. Родителям предлагается вместе с детьми вечером нарисовать еще раз диаграмму ответ­ственности при выборе профессии.

- Упражнение «Состязание мотивов» [4]. Цель:помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

P.S. Можно ознакомить родителей с результатами выполнения этого упражнения их детей, сравнить и обсудить отличия / сходства.

- Упражнение «Если бы... я стал...» [2]. Цель: пробуждение интереса участников к осознанному профессиональ­ному самоопределению; исследование влияния окружения и разных обстоятельств на выбор профессии. Родителям предлагается составить список таких условий и обстоятельств, которые невозможно игнорировать при выборе профессии, а затем примерить эти обстоятельства на себя. Родители начинают со слов «Если бы у меня...»

- Упражнение «Рейтинг ошибок» [5].Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии; нахождение способов защиты от ошибок. В списке «Ошибки в выборе профессии» родители должны отобрать три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для них и их ребенка. Затем ведущий предлагает ответить на вопросы: что нужно прекратить делать, чтобы не совершить этой ошибки? Что нужно продолжать делать, чтобы не совершить этой ошибки? Что нужно начать делать, чтобы не совершить этой ошибки?

- Ведущий обобщает пройденное: мотивы, ошибки…и предлагает исходя из полученного нарисовать карту профессионального пути ребенка.

- Упражнение «Дорожная карта». Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей дости­жения своей профессиональной цели.

- Завершение. Участники по кругу высказывают свои впечатления, мысли и отвечают на вопросы: Что нужно начать делать нового сразу после тренинга? Что нужно продолжать делать после тренинга? Что нужно прекратить делать?

Результативность тренинга можно оценить по вербализации участников профессиональных планов, осознании ошибок и желании исправить их.

2. Психологический тренинг «Я тебя люблю».

- Приветствие. Упражнение «Нас с вами объединяет...»

- Сообщение целей и задач тренинга.

- Упражнение «Чувства»: родители получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.

- «Приятное воспоминание».Родителям предлагается вспомнить приятный случай, связанный с общением с детьми, описать ситуацию и переживания.

- Разминка. Упражнение «Паровозики». Это упражнение сочетает в себе возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться.

- Задание 1. Продолжите фразу «Мой ребенок...» [3]. Родителям предлагается продолжить фразу, а затем связать ее с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжить ее в разных вариантах, указывая черты характера ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен». Затем необходимо разделить все черты на 2 группы: 1-я — те, которые устраивают в ре­бенке; 2-я — те, которые родители хотели бы изменить. Затем ведущий делит родителей на две группы

- Задание 2. Прорекламировать эти ка­чества, которые родители выделили в своем ребенке, требующие, по их мнению, изме­нения с целью их продажи [3].

- Обсуждение в кругу: В процессе обсуждения ведущий подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.

- Притча «О двух ангелах» [3].

Литература

  1. Кибардина, Л. П. Родительское собрание / Л. П. Кибардина, Е. П. Алексеева. – М., 1995.

  2. Тюшев, Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Чоповская И. Мудрость Ангелов / И. Чоповская, М. Галишникова // Школьный психолог. – № 15. – 2003.

  4. http://azps.ru/training/41.html Список мотивов.

http://kemocpom.chat.ru/marsh.html - «Маршруты успеха». Кемеровский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения.

Алеева Фаина Ильинична,

преподаватель педагогики




Похожие документы:

  1. 1 Анализ результатов учебно-воспитательного процесса на второй и третьей ступени обучения за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    ... . 5.Обеспечение психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательногопроцесса. 6.Реализация внеурочной деятельности. 7.Методическое руководство и сопровождениеучебно-воспиательного процесса. Современные условия ...
  2. Анализ учебно-воспитательной работы моу «гимназия» за 2011/2012 учебный год

    Анализ
    ... в текущем году осуществлялось психолого-педагогическоесопровождениеучебно-воспитательногопроцесса гимназии на всех параллелях ... 2012 учебный год показывает, что психолого-педагогическоесопровождениеучебно-воспитательногопроцесса проводилось ...
  3. План учебно – воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год педагогического совета

    Документ
    ... ученический Краеведческие чтения апрель 3.Психолого-педагогическоесопровождениеучебно-воспитательногопроцесса 3.1. Работа по преемственности начального ... справка, педсовет 4 неделя Учебно-воспитательныйпроцесс в ГПД режим работы Тематический ...
  4. План учебно – воспитательной работы и основные направления деятельности педагогического коллектива на 2010 – 2011 учебный год

    Анализ
    ... воспитателей 29 3. Воспитательная деятельность 31 4. Психологопедагогическоесопровождениеучебновоспитательногопроцесса 40 5. ... педагогики. 4. Психолого-педагогическоесопровождениеучебно-воспитательнеого процесса Психологическое обеспечение ...
  5. Педагогическим советом МОУ «Степновская сош»

    Программа
    ... Оптимизировать систему валеологического и психолого-педагогическогосопровожденияучебно-воспитательногопроцесса; Разнообразить формы работы по ... подпрограмм; Создание службы сопровожденияучебно-воспитательногопроцесса; Освоение стандартов второго ...

Другие похожие документы..