Главная > Документ


Русский язык и культура речи

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040400 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует цели формирования современной языковой личности, повышения общей речевой культуры студентов; совершенствования владения нормами устного и письменного литературного языка; развития навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи изучения дисциплины формулируются следующим образом:

1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества.

2. Познакомить студентов с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления и правописания, объяснить закономерности их формирования и развития.

3. Показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально-деловой речи), а также специфику устной и письменной форм существования РЛЯ, выделив их разновидности.

4. Расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры.

5. Сформировать у студентов навыки правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения.

6. Сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи с учетом таких принципов, как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность.

7. Сформировать у студентов умение выступать публично; научить эффективному общению в различных речевых ситуациях.

8. Познакомить с основными положениями техники речи — важной стороной ораторского мастерства.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

– нормы современного русского литературного языка, специфику их использования в устной и письменной речи, а также в функциональных разновидностях литературного языка;

– основные правила эффективной речевой коммуникации;

уметь:

– анализировать чужую и строить собственную речь с учетом принципов правильности, точности, лаконичности, чистоты речи, ее богатства и выразительности, логичности и уместности;

– работать с лексикографическими изданиями (словарями, справочниками);

владеть:

– нормами устной и письменной литературной речи;

– навыками правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения;

– навыками публичного выступления с четко выстроенной системой аргументации.

Цель преподавания дисциплины.

Цель преподавания дисциплины состоит в совершенствовании речевой культуры студентов, в развитии навыков эффективной речевой коммуникации, особенно в учебно-научной и деловой сферах деятельности.

Задачи изучения дисциплины.

Задачи изучения дисциплины состоят в следующем: освоение студентами норм литературного языка; формирование умений публичного выступления;

постижение студентами особенностей функционирования языка в различных стилях речи в их устной и письменной реализациях; обогащение лексического запаса студентов.

Специалисты должны знать: нормы устной и письменной литературной речи; основные правила эффективной речевой коммуникации, в том числе этику речевого поведения.

Специалисты должны уметь: строить собственную речь с учетом принципов правильности, точности, уместности, логичности, лаконичности, чистоты речи и ее богатства; владеть на практике научной и официально-деловой речью – как устной, так и письменной.

Цель преподавания дисциплины - формирование и развитие языковой личности на основе знаний русского языка как единства взаимосвязанных сторон системы и функционирования его законов в коммуникативном воздействии;

- овладение нормами литературного языка, знаниями риторики – этики и эстетики речевого поведения и общения.

Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения курса студент должен знать:

- о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации;

- основы культурной речи;

- различные нормы литературного языка с его вариантами;

- функциональные стили речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаки, правила их использования;

- основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения.

В связи с вышеизложенным студент должен уметь:

- ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения;

- создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жанрами устной речи (вести деловую беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, инструкции и т.п.; редактировать написанное);

- грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу;

- соблюдать правила речевого этикета.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с речевыми задачами. Владение культурой речи– характеристика профессиональной пригодности будущих специалистов по работе с молодежью.

II. Содержание дисциплины

Курс состоит из четырех разделов. Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка Раздел 2. Культура речи. Раздел 3. Речевое общение. Раздел 4. Основы ораторского искусства.

Курс предусматривает активные формы занятий и итоговую аттестацию.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины: ";Философия";

Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 ";Философия";

Квалификации (степени) выпускника: бакалавр,

1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина из базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла;

специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., ";философия науки";, философия техники";), если таковые предусмотрены учебным планом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

    Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (не менее 4 зачетных единиц – 144 час.)

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

3 (3-4)

Аудиторные занятия (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Лекции

36-54

36-54

Семинары (С)

36-54

36-54

Самостоятельная работа (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Другие виды самостоятельной работы

48-72

48-72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144-216

144-216

4-6

4-6

(Виды учебной работы указываются в соответствии)

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

3

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

4

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

5

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

6

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

7

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса

8

Философские проблемы в области профессиональной деятельности

(содержание раздела определяется вузом в рамках ООП направления или специальности подготовки)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами (заполняется разработчиками ООП вуза в соответствии с циклом ГСЭ и профилями подготовки)

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Философия, ее предмет и место в культуре

2

2

2

6

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

6-10

6-10

10-14

22-34

3

Философская онтология

6-8

6-8

8-12

20-28

4

Теория познания

4-8

4-8

6-10

14-26

5

Философия и методология науки

4-6

4-6

4-6

12-18

6

Социальная философия и философия истории

6-8

6-8

8-10

20-32

7

Философская антропология

4-8

4-8

6-10

14-26

8

Философские проблемы области профессиональной деятельности

2-4

2-4

2-4

6

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Всего

36-54

36-54

72-108

144-216

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению экономика профиль страхование

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновныхобразовательныхпрограммбакалавриата по направлению Экономика ... ответственности»и прохождения производственной практики. Требования к результатамосвоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины ...
  2. Матрица компетенций и карта формирования компетенции требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

    Документ
    МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ И КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ Требования к результатамосвоенияосновныхобразовательныхпрограммбакалавриата Направление подготовки «Педагогическое образование» Направление ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (8)

    Документ
    ... Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы ... Уровень основнойобразовательнойпрограммыБакалавриат Рекомендуется для ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    ... Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы ... Уровень основнойобразовательнойпрограммыБакалавриат Рекомендуется для ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (7)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... требует знаний на уровне бакалавриата по специальности «Психология». 3. Требования к результатамосвоения дисциплины. Процесс изучения ...

Другие похожие документы..