Главная > Документ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Климантова Г.И.  Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие - М.: Дашков и К, 2004.

  2. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева.- 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2004.

  3. Холостова Е.И.  Социальная работа с семьей: Учеб. пособие - М. : Дашков и К, 2007.

  4. Черняк Е.М.  Социология семьи: Учеб. пособие - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. - СПб.: Речь, 2005.

  2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2003.

  3. Антонов А. И. Микросоциология семьи: Учеб. для студ. вузов - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.

  5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учеб. для студ. Вузов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ГАРДАРИКИ, 2003.

  6. Гольцова Н.В. Педагогическая социология : учеб. пособие для вузов - М.: Академический проект, 2006.

  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

  8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие - М. : Академия, 2003.

  9. Елизаров А.Н.  Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие - М.: Ось-89, 2003.

  10. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. М., 2007.

  11. Карабанова О.А.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие - М. : Гардарики, 2004.

  12. Кравченко А.И.  Социология: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2008.

  13. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2003.

  14. Макаренко А.С  Книга для родителей - Изд. 6-ое. - М.: Учпедгиз, 1956.

  15. О положении семей в Российской Федерации / Под ред. С.В. Дармодехина. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.

  16. Основы гендерной политики (гендерология): Учеб. пособие // Под общ. ред. Г.И. Климантовой. - М. : Изд-во РГСУ, 2006.

  17. Падерин В.Н., Нигматуллина Л.К. Социология семьи. - Казань, 1999.

  18. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. вузов / Под ред. Е.Г.Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.

  20. Романова И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен. - Екатеринбург, 1995.

  21. Семейное предпринимательство в России как стратегия борьбы с бедностью / Под ред. Г. И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2006.

  22. Семьеведение: словарь-справочник //Авт.-сост. О.Г. Прохорова, В.А. Румянцев. – М.: «Сотис», 2006.

  23. Суслова, Т.Ф.  Социальная работа с семьей: Учеб.-метод. пособие - М. : Изд-во МГСУ, 2003.

  24. Формирование семейных ценностей православия (методики, технологии) / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2006.

  25. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во МПСИ, 2005.

Разработчики:

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

доцент кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии

Фомина С.Н.

Эксперты:

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

профессор кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии

Черняк Е.М.

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии

Тарасов Л.В.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Рациональные модели поведения в условиях неопределенности и риска»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

1. Цель курса – сформировать у студентов углубленные знания в области социологии нестабильности и риска, социологического анализа социальной неопределенности и риска, моделях поведения в этих условиях.

2. Задачи курса:

• дать основные понятия и принципы социологического анализа нестабильности;

• дать представления о социальной неопределенности и природе рисков;

• ознакомить студентов с моделями и способами выхода из ситуаций неопределенности и риска;

• ознакомить с основными социально-психологическими функциями и механизмами социальной неопределенности и риска;

• сформировать умение защищать жизненно важные интересы социальных субъектов (макро и микро уровней);

• сформировать способность к сохранению и развитию собственного потенциала, систем жизнеобеспечения, непреходящих ценностей, образа жизни, нравственного поведения и деятельности;

• изучить различные модели рационального поведения в условиях неопределенности.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Настоящий спецкурс является адаптацией подобных курсов читаемых в университетах стран с развитой рыночной экономикой, с учетом, как российских особенностей, так и уникального российского опыта и достижений отечественной школы рискологии. В спецкурсе рассматриваются фундаментальные основы социологии нестабильности, возникновения социальной неопределенности и рисков с акцентом на их социальные проявления, рассматриваются социальная неопределенность и различные типы рисков, инструменты и механизмы их регулирования, модели поведения в условиях неопределенности и риска.

Предлагаемый спецкурс является новым, обобщающим современные представления о социальной неопределенности и риске и, несомненно, послужит дальнейшему углублению знаний студентов.

Изучение курса предполагает предварительное знакомство студентов с основами социологии, социальной психологии, права, менеджмента.

4. Требования к уровню усвоения курса.

Освоение данного курса требует от студентов выработки научного подхода и понимания проблем социальной неопределенности и риска. Особое внимание уделяется изучению социально-психологических особенностей рискованного поведения, а также безопасного поведения, в том числе в сфере труда, в экономическом поведении и в повседневной жизни. Понимать современные технологии безопасного поведения и уметь применять их на практике.

Студент должен:

  • знать основные понятия и принципы социологического анализа нестабильности;

  • иметь представления о природе рисков;

  • изучить основные социально-психологические функции и механизмы социальной неопределенности и риска;

  • изучить различные модели рационального поведения в условиях неопределенности;

  • уметь защищать жизненно важные интересы социальных субъектов (макро и микро уровней);

  • уметь сохранять и развивать собственный потенциал, системы жизнеобеспечения, непреходящие ценности, образ жизни, нравственное поведение и деятельность;

5. Содержание курса состоит из 3-х разделов и 10 тем; учебно-методического обеспечения курса; таблицы с распределением часов по тематикам и видам занятий; списка рекомендуемой литературы.

(Программа находится в процессе разработки.)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Аксеологические проблемы социологии молодежи»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная

Краткое содержание курса дисциплины.

Тема 1 «Аксиология как философская теория ценностей».

Актуальность изучения аксиологических проблем в условиях глобализации реформируемого российского общества в теоретическом и практическом аспектах. Специфика аксеологических проблем социологии молодежи. Междисциплинарный и полипарадигмальный статус аксиологии как теории ценностей.

Тема2 «Историческое развитие представлений о ценностях»

Донаучный этап развития аксиологических представлений: Древний Восток и античность, Древние своды законов и моральных обязанностей. Моральные истины Конфуция, Этические школы античности. Гедонизм, эвдемонизм. Этические воззрения Сократа, Платона, Аристотеля. Этические теории Средневековья и эпохи Возрождения. Фома Аквинский о морали. Аксиологические принципы в «Русской правде», в сборнике этикетных и нравственных правил «Юности честное зерцало». Гуманистические установки эпохи Возрождения. Новое время. Этика Э. Канта. Этические воззрения просветителей: Вольтера, Руссо. Моральные принципы в трудах Н. Чернышевского, Н. Добролюбова.

Тема 3 «Возникновение аксиологии как самостоятельной философской теории ценностей»

Анализ условий возникновения аксиологии как самостоятельной теории ценностей. Проблемы аксиологии в трудах Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. Этические взгляды Ф. Ницше. Сравнительная характеристика этики Э.Дюркгейма и М.Вебера. Аксиологические проблемы в трудах Л. Толстова, С. Булгакова. Аксеологичсекие воззрения П. Сорокина. Этика Э. Фромма и Г. Маркузе. Экзистенциальные в воззрениях о ценностях Н. Бердяева, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Аксеологическая теория постмодернизма. Э. Гидденс, Ж. Деррида. Изучение ценностного сознания молодежи в зарубежной социологии.

Тема 4 «Ценность как социокультурный феномен»

Современные представления о ценностях и механизме формирования ценностных ориентациях индивида. Понятие «ценность» в современной трактовке различных авторов. Методологические причины исследования ценностей. Современные представления о природе и сущности ценностей. Типология ценностей. Ценности в жизни общества. Ценностные представления и моральные позиции в жизни индивида.

Тема 5 «Методологические принципы исследования ценностей в условиях глобализации»

Особенности ценностных систем в различных национальныхкультурах. Влияние глобальных и рациональных факторов на эволюцию ценностных систем. Особенности ценностного сознания и поведения в обществе риска.

Тема 6 «Разработка и образование аксиологических проблем в отечественной социологии молодежи»

Исследованиеаксиологических проблем молодежи в трудах отечественных социологов 30-50 гг XXв. Разработка методологических проблем в социологии молодежи в аспекте аксиологии. Определение молодежи как социальной общины, специфика ее ценностных систем, внутренняя дифференциация ценностных установок различных групп молодежи. Определение понятий «социальный возраст молодежи», «социальная зрелость». Исследования ценностных ориентаций молодежи в сфере труда, образования. Проблемы воспитания молодежи. Анализ работ И.Кона, В.Лисовского, С. Иконниковой. Анализ итогов реализации проекта «Человек и его работа» И.М. Слепенкова. Итоги социологических исследований 60-70 гг.

Тема 7 «Аксиологические проблемы социологии молодежи в условиях радикальных перемен»

Анализ ценностных ориентаций модели 80- начала 90 гг. и фактов, определивших их эволюцию. Отношение молодежи к радикальным переменам в строе. Изменение в политическом сознании. Молодежь и рынок. Ценности молодежи в межэтническом взаимодействии. Анализ итогов социологических исследований ценностного сознания и массового поведения молодежи (1985-1989).

Тема 8 «Исследовательские и практические аспекты программы государственного комитета СССР по образованию «Общественное мнение»».

Анализ исследований. Духовный мир российского студенчества; политическая культура и общественные науки; студент и религия; человек-природа-технология; русский вопрос в межэтнических отношениях студентов и преподавателей; студент и рынок; студент и реформа высшей школы. Анализ аксиологических проблем международного проекта «Молодежь России: три жизненные ситуации». Динамика ценностных ориентаций российской молодежи на рубеже XX-XXI вв.

«Особенности ценностных ориентаций различных социальных групп современной российской молодежи».

Особенности национальной идентификации молодых русских в современной России; аксиология проблемы в изучении армейской молодежи и курсантов военных училищ; жизненные стратегии и модели поведения выпускников школ, лицеев, гимназий; патриотизм как ценность; общественно-политическая активность современного студенчества мегаполиса. Динамика ценностных ориентаций современной российской молодежи.

Тема 9 «Современные проблемы этики и духовный мир молодежи»

Насилие и ненасилие в массовом сознании и поведении молодежи. Биоэтика и медицинская этика. Отношение молодежи к проблеме смертной казни. Ответственность личности за риск морального выбора.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Данная программа предусматривает рассмотрение следующих проблем: Актуальность изучения аксиологических проблем в условиях глобализации реформируемого российского общества в теоретическом и практическом аспектах. Специфика аксеологических проблем социологии молодежи. Междисциплинарный и полипарадигмальный статус аксиологии как теории ценностей.

Историческое развитие представлений о ценностях. Донаучный этап развития аксиологических представлений: Древний Восток и античность, Древние своды законов и моральных обязанностей. Моральные истины Конфуция, Этические школы античности. Гедонизм, эвдемонизм. Этические воззрения Сократа, Платона, Аристотеля. Этические теории Средневековья и эпохи Возрождения. Фома Аквинский о морали. Аксиологические принципы в «Русской правде», в сборнике этикетных и нравственных правил «Юности честное зерцало». Гуманистические установки эпохи Возрождения. Новое время. Этика Э.Канта. Этические воззрения просветителей: Вольтера, Руссо. Моральные принципы в трудах Н.Чернышевского, Н. Добролюбова.

«Возникновение аксиологии как самостоятельной философской теории ценностей». Анализ условий возникновения аксиологии как самостоятельной теории ценностей. Изучение ценностного сознания молодежи в зарубежной социологии.

«Ценность как социокультурный феномен». Современные представления о ценностях и механизме формирования ценностных ориентациях индивида. Понятие «ценность» в современной трактовке различных авторов. Методологические причины исследования ценностей. Современные представления о природе и сущности ценностей. Типология ценностей. Ценности в жизни общества. Ценностные представления и моральные позиции в жизни индивида.

«Методологические принципы исследования ценностей в условиях глобализации». Особенности ценностных систем в различных национальныхкультурах. Влияние глобальных и рациональных факторов на эволюцию ценностных систем. Особенности ценностного сознания и поведения в обществе риска.

«Разработка и образование аксиологических проблем в отечественной социологии молодежи».

«Аксеологические проблемы социологии молодежи в условиях радикальных перемен». Анализ ценностных ориентаций модели 80- начала 90 гг. и фактов, определивших их эволюцию. Отношение молодежи к радикальным переменам в строе. Изменение в политическом сознании. Молодежь и рынок. Ценности молодежи в межэтническом взаимодействии. Анализ итогов социологических исследований ценностного сознания и массового поведения молодежи (1985-1989).

«Особенности ценностных ориентаций различных социальных групп современной российской молодежи». Особенности национальной идентификации молодых русских в современной России; аксиология проблемы в изучении армейской молодежи и курсантов военных училищ; жизненные стратегии и модели поведения выпускников школ, лицеев, гимназий; патриотизм как ценность; общественно-политическая активность современного студенчества мегаполиса. Динамика ценностных ориентаций современной российской молодежи.

«Современные проблемы этики и духовный мир молодежи». Насилие и ненасилие в массовом сознании и поведении молодежи. Биоэтика и медицинская этика. Отношение молодежи к проблеме смертной казни. Ответственность личности за риск морального выбора.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бердяев Н.А. «Смысл истории» М., 1990

  2. Бердяев Н.А. «Философия свободного духа» М., 1994

  3. Васенина И.В., Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н «Студенты МГУ о своей жизни и учебе. Итоги пятнадцатилетнего мониторинга» М., 2005

  4. Гусейнов А.А. «Великие моралисты» М., 1995

  5. Добреньков В.И. «Глобализация и Россия: социологический анализ» М., 1996

  6. Зубок Ю.А. «Феномен риска в социологии. Опыт и исследования молодежи»

  7. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. «Молодежь о себе и своих сверстниках» М., 1969

  8. Панарин А.С. «Россия в циклах мировой истории» М., 1999

  9. Социология молодежи. Энциклопедический словарь М., 2008

  10. Томалинцев В.Н., Козлов А.А «Введение в социальную экстремологию» СПб., 2005

  11. Э.Фромм «Анатомия человеческой деструктивности» М., 1998

  12. Фукуяма Ф. «Доверие» М., 2004

  13. Этика под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко М., 2007

Разработчики:

Московский государственный университет МГУ имени М.В.Ломоносова, социологический факультет

профессор кафедры социология молодежи, профессор

Кухтевич Т.Н.

Эксперты:

Новосибирский государственный педагогический университет, Институт молодежной политики и социальной работы

директор института

Пель В.С.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Информационное обеспечение и работа с молодежью»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040400 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

В курсе «Информационное обеспечение и работа с молодежью» рассматривается информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики. Изучаются принципы отбора содержания информации для молодежи; каналы и ресурсы информирования молодежи. Обсуждается развитие молодежных СМИ и каналов информирования; специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи. Анализируется опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ и опыт деятельности информационных молодежных центров и служб.

Анализ каналов и ресурсов информирования молодежи, уровень информационной компетентности молодежи показывает, что их информирование молодежи в РФ остается достаточно острой проблемой. Решение этой проблемы является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Для реализации указанных приоритетов необходимы специалисты знающие принципы отбора содержания информации для молодежи; владеющие технологиями построения каналов информирования, развития СМИ.

Введение

РАЗДЕЛ 1. Информация – неотъемлемая часть взаимодействия молодого поколения и общества.

Тема 1. Генезис понятия информация.

Содержание темы:

  1. Сущность понятия информации

  2. Виды и свойства информации.

  3. Информационные потребности молодежи в современных условиях.

Тема 2. Молодежь в условиях современного информационного поля.

Содержание темы:

  1. Особенности информирования молодежи.

  2. Информационное мышление молодежи.

  3. Информационная культура и информационная компетентность.

Тема 3. Концепция государственной информационной политики

Содержание темы:

  1. Концепция государственной информационной политики.

  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Проект «Новый взгляд»

Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики.

История развития понятия «информация». Классификация видов информации: графическая, звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Свойства информации: достоверность, полнота, точность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и т.д.

Молодежные информационные службы (мировой и отечественный опыт). Результаты исследований информационных потребностей студентов и молодежи в целом.

Когнитивные особенности молодежи.

Отношение молодежи к СМИ, популярные темы и жанры.

Взаимосвязь информационного мышления молодежи, информационной культуры и информационной компетентности.

Создание единой молодежной информационной среды.

Государственная информационная политика. Экономические основы государственной информационной политики. Принципы государственной информационной политики. Концепции государственной политики в информационной сфере.

Стратегия государственной молодежной политики и информирование молодежи. Цели и приоритеты проекта «Российская информационная сеть «Новый взгляд». Технико-экономические обоснование проекта «Новый взгляд».

Тема 4. Принципы отбора информации для молодежи.

Содержание темы:

1. Принципы отбора информации для молодежи.

РАЗДЕЛ 2. Социальная реклама

Тема 1. Социальная реклама.

Содержание темы:

  1. Сущность понятия и виды социальной рекламы.

  2. История возникновения и развития социальной рекламы

  3. Нормативно-правовое обеспечение.

Тема 2. Социальная реклама и социальный PR.

Содержание темы:

1. Сравнительный анализ социальной рекламы и социального PR.

Принципы отбора информации для молодежи. Актуализация информации и нацеленность на настоящее. Учет возрастных, половых, религиозных и региональных различий. Использование диалоговых форм.

Социальная реклама – как форма представления общественных интересов. Виды социальной рекламы. История социальной рекламы : США, Советская Россия. Спонсорство социальной рекламы. Нормативное регулирование социальной рекламы. Проект закона о социальной рекламе.

Цели, задачи, адресная аудитория социальной рекламы.

Цели и задачи социального PR.

РАЗДЕЛ 3. Эффективное информационное обеспечение.

Тема 1. Каналы и ресурсы информирования молодежи.

Содержание: Каналы и ресурсы информирования молодежи.

Тема 2. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования.

Содержание:

  1. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования.

  2. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации:общее и отличия.

Тема 3. Достоверность информации.

Содержание темы:

  1. Достоверность информации: источники, количество источников, оценка, первоисточники, время.

  2. Критерии популярности информационных источников

Тема 4. Информационное обеспечение решения ключевых проблем молодежи

Содержание темы:

1. Роль информационных технологий в содействии занятости и трудоустройству молодежи

Официальные и неофициальные источники информации. Классификация каналов информирования.

Актуальность информации различных групп. Референтная источниковая группа.

Особенности поиска информации. Диалог- основная форма информирования молодежи. Ресурсы информирования – молодежная коммуникационная среда.

Анализ существующих СМИ позиционирующих себя как молодежные СМИ. Государственная поддержка молодежных СМИ. Конкурсы и гранты.

Понятие «средства массовой коммуникации». Отличие средства массовой коммуникации от средства массовой информации. Коммуникационная парадигма развития цивилизации.

Методы оценки достоверности информации. Критерии достоверности источника. Оптимальное количество источников. Выделение первоисточника. Актуальность информации. Информационные фильтры.

Критерии популярности ведущего, модератора.

Система содействия трудоустройству и занятости молодежи. Сайты, печатная продукция, СМИ.

РАЗДЕЛ 4. Технологии информационного обеспечения.

Тема 1. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи

Содержание темы:

  1. Общее и особенное в различных проектах информирования молодежи.

  2. Специфика и требования к разработке проектов

Тема 2. Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ.

Содержание темы:

  1. Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ.

  2. Информационные молодежные центры и службы в регионах РФ.

Тема 3. Молодежные СМИ – содержание и структура информации

Содержание темы:

  1. Характеристика Интернет-ресурсов, блогов, их информативность и достоверность.

  2. Методы анализа содержания и структуры информации в СМИ.

.

Тема 4. Модели и процессы молодежных коммуникаций

Содержание темы:

1. Психологические модели коммуникации и массовые информационные процессы.

Критерии популярности информационных источников:

Критерии популярности ведущего, модератора.

Методы оценки популярности

Типология проектов информирования молодежи.

Общее и особенное в различных проектах информирования молодежи. Специфика и требования к разработке проектов: учет возрастных, региональных, социальных, и иных особенностей аудитории. Информационное насыщение проекта.

Региональные проекты информирования молодежи: цели, задачи, механизмы реализации. Технико-экономическое обоснование проектов.

Информационные молодежные службы и центры. Цели, задачи, структурно-функциональные модели информационных служб государственных органов власти, муниципального уровня, общественных организаций.

Обзор состояния молодежных СМИ. Интернет-ресурсы, блоги – новое средство коммуникации. Информативность и достоверность молодежных СМИ.

Методы анализа содержания и структуры информации в СМИ. Анализ СМИ различного уровня: местных, региональных и государственных.

Психологические модели коммуникации и массовые информационные процессы.

Понятие социально-психологических установок. Формирование клише, штампов, стереотипов.

В результате изучения дисциплины «Информационное обеспечение и работа с молодежью».

Специалист должен:

Знать: Сущность, цели, основные элементы молодежной политики в сфере информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи.

Принципы отбора содержания информации для молодежи. Каналы и ресурсы информирования молодежи.

Стратегию государственной молодежной политики в области информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи.

Механизмы государственной поддержки и развития СМИ, ориентированной на проблемы молодежи.

Специфику и требования к разработке проектов информирования молодежи.

Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ.

Уметь проектировать деятельность по информированию молодежи,

Владеть навыками организации деятельности информационных молодежных центров и служб.

Быть компетентным в методах освоение информационного пространства, построения эффективных каналов информирования молодежи

Для достижения поставленных целей теоретической и практической подготовки студентов используются лекции, семинары, практические занятия, круглые столы, доклады по актуальным проблемам молодежи.

Контроль усвоения студентами программы делится на текущий (семинары) и итоговый (экзамен).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Ерофеева И.В. Аксиосфера СМИ: структура и содержание. Российская духовность в пространстве коммуникативных технологий. Чита. Из-во Забайкалье, 2005 г.

  2. Стратегия государственной молодежной политики. Собрание законодательства РФ.2007 г. т 6.

  3. Копылов В.А, Информационное право: Учебник. – 2 изд. переработанное и допол. М.: Юристь, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Аверин А.Н. Социальная информация и ее роль в управлении. Учеб.пособие. М., 1985.

  2. Антапольский А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности// Информационные ресурсы России. 2004 № 3

  3. Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право – вопросы стратегии// Центр «Право и средства массовой информации» 2004.

  4. Васильев Г.Г. Становление информационной цивилизации и тенденции обновления регулятивной системы общества//Роль государства в формировании современного общества. М., 1998.

  5. Воробьев А.М. СМИ как фактор формирования гражданского общества: прогресс, тенденции, противоречия. _ Екатеринбург, 2003.

  6. Егоров В.С. Человек информационный // Человек, наука, управление. М, 2000.

  7. Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. М., 1999.

  8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.,2000.

  9. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. М.: Наука, 1980.

  10. Мелюхин И.с. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

  11. Осьмук Л.А. Динамика информационных процессов. Новосибирск, 1994.

  12. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл –бук. 2003.

  13. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникаций. М., 2000.

  14. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.

Разработчики:

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

доцент кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии

Авдошкина Н.Н.

Эксперты:

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

профессор кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии

Усков С.В.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Мэжэтническая коммуникация в молодежной среде»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040400 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

В рамках курса межэтническая коммуникация в молодёжной среде студенты должны ознакомиться с важнейшими направлениями развития современной этнической мысли. Дать представление об основных теориях и концепциях межэтнической коммуникации народов и национальных обществ мира и их практическом применении. Целью курса является приобретение студентами специальных теоретических знаний и практических навыков в сфере межэтнической, межкультурной коммуникации и межнациональных отношений с целью использования их в профессиональной деятельности. Понимание особенностей развития этносоциальных явлений позволит специалисту принимать адекватные решения на всех этапах его развития.

В процессе освоения данной дисциплины студенты получают представление об истории становления и развития этнических и социальных процессах; понятийном аппарате, методологии в исследовании межэтнических коммуникаций; социально-психологических и культурных проблемах этничности; современные модели этносоциального и этнокультурного развития национальных обществ.

Программа способствует формированию следующих компетенций:

  • уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

  • понимание закономерности исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению;

  • готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность;

  • способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей;

  • способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации;

  • способность и готовность применять знания о методах исследования;

  • способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике;

  • умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности;

  • умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

  • умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ

(Программа находится в процессе разработки.)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Молодежь в общественно-политической жизни общества»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040400 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Курс готовит студентов к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Формирует первоначальное представление студентов о систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в области патриотического воспитания.

Изучение курса предусматривает: формирование социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания; изучение процесса организации патриотической работы, осуществляемой государственными структурами, общественными движениями и организациями; исследование деятельности СМИ, творческих союзов, музеев, образовательных учреждений и др.

Содержание курса лекционных занятий

Тема 1. Основные институты формирования гражданской и правовой культуры.

Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Конституция – договор между гражданами. Суверенитет РФ. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам гражданского и патриотического воспитания. Общественная палата. Федеральные и региональные центры патриотического воспитания.

Тема 2. Актуальные вопросы гражданского, патриотического, правового воспитания в ГМП.

Молодежная политика как сфера общественных преобразований. Содержание, принципы гражданского и патриотического воспитания в системе ГМП. Нормативно-правовая база. Институты государственной и общественной молодежной политики. Деятельность региональной молодежной политики. Учреждения, ведущие работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.

Тема 3. Роль СМИ в становлении гражданственности российской молодежи.

Информационное обеспечение системы патриотического воспитания граждан РФ. Теле и радиопередачи патриотической направленности. Организация постоянно действующих рубрик о гражданском и патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах, в печати с участием ученых, государственных и общественных деятелей, представителей культуры, искусства и спорта, ветеранов войны и др.

Производство кино- и видеофильмов, издательская деятельность, постановка спектаклей, направленных на гражданское и патриотическое воспитание граждан с учетом особенностей развития, истории и культуры народов России. Конкурсы по патриотической тематике. Государственные премии в области литературы, искусства.

Тема 4. Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры.

Понятие правовая культура (исторический экскурс). Теоретические представления о правовой и политической культуре. Российское гражданство. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Политические права и свободы. Экономические права и свободы. Культурные права. Преступления и наказание (об уголовном праве).

Концепция патриотического воспитания. Федеральные целевые программы «Молодежь России». РЦП «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Тема 5. Типы политического лидерства и предпочтения молодежи.

Особенности теории политических элит. Особенности рекрутирования, функций и задачи политической элиты в РФ. Современные теории и школы политического лидерства. Характерные черты политического лидерства и формирование лидерских технологий в РФ.

Тема 6. Политические ожидания молодежи.

Теоретические представления о политической культуре и ее роли в воспитании молодежи. Политическая социализация, ее особенности в РФ. Общественное сознание и политическая психология молодежи. Политический конфликт, основные механизмы его разрешения. Мониторинг СМИ. Политические рейтинги.

Тема 7. Программы, концепции по участию молодежи в выборных кампаниях.

Рождение партий и их роль в современной политической жизни молодежи. Российские политические партии в начале XXI в. Процесс становления многопартийности в современных российских условиях. Политические выборы и избирательные системы. Партийные программа развития государственной молодежной политики. Молодежные отделения партий.

Тема 8. Модели политического поведения российской молодежи.

Координация деятельности общественных объединений и организаций. Модели политического поведения. Молодежные политические субкультуры. Мониторинг.

Тема 9. Виды социальной активности.

Принципы социальной политики. Принцип справедливости, индивидуальной социальной ответственности, социальной солидарности, социального партнерства, социальной компенсации, социальных гарантий, субсидиарности. Человек, группа, коллектив как субъекты социальной активности. Гражданская ответственность – условия развития социальной самоорганизации. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

Тема 10. Программы и модели формирования позитивно направленной социальной активности молодежи и гражданской ответственности.

Правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Тема 11. Понятие патриотизма сквозь призму истории, современные подходы, концептуальные основания.

Проблемы патриотического воспитания в отечественной педагогике. Понятие «Патриотизм». Концепции и теоретические подходы в контексте проблем формирования: патриотизма (А. Голев, В.А. Кобылянский, Ю.В. Лазарев, В.И. Лутовинов, Р.Ш. Маликов и др), гражданственности (Н.И. Васильев, Ф.Б. Горелик, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, И.Л. Судакова и др.), национального самосознания: (Л.А. Альшевская, А.И. Володин и др.); национально-регионального компонента (Т.С. Буторина, Ю.В. Лазарев и др.). Теоретические подходы в философии, истории, социологии.

Тема 12. Программы военно-патриотической направленности. Допризывная молодежь, подготовка к службе в армии.

Деятельность РОСТО. Программы военно-патриотической направленности. Символы России и Вооруженных сил. Исторический экскурс о днях воинской славы России. Деятельность общественных объединений «Долг», общественная деятельность ветеранов локальных войн. Организация поисковой работы. Деятельность музеев, залов боевой славы и проведение «Вахты памяти» и др.

Тема 13. Гендерные аспекты патриотического воспитания.

Проведение научно-пракитческих конференций «Патриотизм – истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Организация и проведение социологических опросов на тему «Гражданская позиция молодежи». Организация работы по изучению психологических проблем молодежи допризывного, призывного возраста по вопросам готовности к защите Отечества. Становление института контрактной службы (гендерный аспект).

Тема 14. Традиционные формы, инновации.

Организация и проведение системы мероприятий по совершенствованию гражданского и патриотического воспитания. Участие во Всероссийских акциях, фестивалях, конкурсах, военно-спортивных играх. Организация и проведение мероприятий по поддержке историко-краеведческих музеев и музеев боевой и трудовой славы. Организация и проведение республиканских акций, конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, военно-спортивных игр. Роль PR в продвижении специальных мероприятий. Социальная реклама.

Тема 15. Профильные клубы и объединения, программы, формы работы.

Деятельность кадетских классов, военно-патриотических клубов, центров, программы. Формы работы.

Цель курса

- формирование у студентов общего представления о системе гражданского и патриотического воспитания на основе систематизации научного знания о молодежи, ознакомления с развитием социально-философской, исторической мыслью, деятельностью политических и социальных институтов.

Задачи курса:

- раскрыть базовые теоретические подходы и перспективы развития гуманитарных, естественных и социальных наук о развитии гражданских и патриотических идей;

- представить основные понятия социальных наук, современного законодательства, государственной молодежной политики в развитии и взаимосвязи с гражданским и патриотическим воспитанием;

- представить характеристики положения молодежи в современном обществе и основные проблемы формирования патриотических чувств;

- сформировать научные представления о гражданском и патриотическом воспитании молодежи как общественном явлении и целенаправленном педагогическом процессе, о системном подходе к организации работы с молодежью;

- сформировать гуманистические установки по отношению к молодежи и процессу гражданского и патриотического воспитания.

В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

- существующие теоретические подходы гражданского и патриотического воспитания;

-понятийный аппарат, необходимый для восприятия методологии гражданского и патриотического воспитания;

-основные направления политики государства применительно к гражданскому и патриотическому воспитанию;

Иметь представления

- о специфике работы с молодежью как особом виде практической деятельности;

- об отечественном и зарубежном опыте работы учреждений системы гражданского и патриотического воспитания;

- об особенностях гражданского и патриотического воспитания в нашей стране в различные исторические периоды;

Понимать:

- специфику молодежи как социально-демографической группы допризывной и призывной части населения;

- специфику организации патриотической работы с молодежью по месту жительства, учебы, отдыха, работы.

Литература:

  1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939.

  2. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М., 1910.

  3. Бехтерев С.Л. Политическое развитие Удмуртии на завершающем этапе советской истории. - Ижевск: Издат. дом “Удмурт. ун-т”, 2004. - 199 с.

  4. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.

  5. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - 7-е изд. - СПб., 1913.

  6. Гаджиев К.С. Политология: учеб. для студентов вузов. - М.: Логос, 2002. – 486 с.

  7. Гражданское образование в российской школе / сост. Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2003. - 605 с.

  8. Зайцевский П.Г. Избирательные технологии / П.Г. Зайцевский, А.В. Зворыкина, С.В. Мироненко. - М.: Юнити, 1999. – 412 с.

  9. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. – Ростов н/Д, 2003. –556 с.

  10. Иванов В.Н. Патриотизм - высшее проявление духовности и культуры / В. Н. Иванов, В. К. Сергеев. - М.: Прогресс, 2002.

  11. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация: в 2 т. - М., 2002.

  12. Кузнецов Н. Славы воинской творцы. - Ижевск: Удмуртия, 2005. - 360 с.

  13. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.

  14. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999.

  15. Мошер Р. Воспитание гражданина: демократ. школы: пер. с англ. / Р. Мошер, Р. Кенни, Э. Гаррод ; под общ. ред. Т.Э. Балуян, Е.Я. Мигунова. - М.: Нар. образование, 1996. - 232 с.

  16. Новиков Н. И О воспитании и наставлении детей // Новиков Н. И. Избр. пед. соч. - М., 1956.

  17. Общая теория права и государства: учеб. для студентов вузов / под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000. – 517 с.

  18. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Рос. фонд правовых реформ. - М.: Новый учеб., 2003. – 416 с.

  19. .Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын отечества // Радищев А.Н. Избранное. - М., 1959. - С. 50-58.

  20. . Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М.: Весь мир, 2001. - 272 с.

  21. . Степанов А. С. Триумф и трагедия: о молодежи 1917-1991. - М.: Республика, 2005. - 383 с.

  22. . Уткин Э.А., Баяндаев В.В., Баяндаева М.Л. Управление связями с общественностью. PR. – М.: ТЕИС, 2001. – 296 с.

  23. .Федерации: учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М - КОДЕКС, 1996. - 512 с.

  24. Яновский Р.Г. Идеология патриотизма // Р.Г. Яновский, В. Патрушев // Безопасность Евразии. – 2004. - № 2. - С. 412-419.

  25. Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. - М.: Книга и бизнес, 2004. – 528 с.

Разработчик:

Удмуртский государственный университет, Институт социальных коммуникаций

доцент кафедры истории и политологии, кандидат исторических наук

Даньшина С.А.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины «Организация досуга молодежи»

Рекомендуется для направления подготовки

040400 Организация работы с молодежью

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения: очная

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Данный курс читается как дисциплина, изучающая культурно-досуговую деятельность как одну из сфер профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью.

Целью курса является формирование знаний о сущности досуговой деятельности, ее теоретическом обосновании и способах реализации в условиях современного общества. Курс нацелен на выработку у студентов навыков и умений научного анализа, методологического обобщения, распространения и внедрения передового зарубежного и отечественного опыта в теорию и практику досуговой деятельности в современном российском обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.-539с.

  2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие -2е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. «Дашкова К», 2006.-596с.

  3. Дик, Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей Н.Ф. Дик. -Ростов на Дону: Феникс, 2006.-352с.

  4. Технологии социальной работы: Учебник Под общ. Ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА –М, 2004.- 400с.

  5. Невлева, И.М., Трунов, А.А. Технология социальной работы: Учебное пособие.- Белгород, 2005. -234с.

Дополнительная литература:

  1. Алиева, Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография /Л.В. Алиева. –М.: Макс-Пресс, 2002. -224с.

  2. Березина, В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций /В.А. Березина. //Внешкольник. -1998. -№3. –С. 6-8.

  3. Волохов, А.В., Рожков, М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации /А.В. Волохов, М.И. Рожков. –М., 1991. -70с.

  4. Гусев, Б.Б., Лопухин, А.М., Стратегия государственной молодежной политики /Б.Б.Гусев, А.М. Лопухин. –М.: Изд. РГСУ, 2007. -148 с.

  5. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. /И.М. Ильинский. – М.: Голос, 2001. -696с.

  6. Мальцева, Э.А., Костина, Н.М. Педагогика детского движения: Учебное пособие /Э.А. Мальцева, Н.М. Костина. – Ижевск: Изд. дом. «Удмуртский университет», 2000. -516с.

  7. Тетерский, С.В., Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография /С.В. Тетерский. – М.: РЕГЛАМЕНТ, 2003. -214с.

  8. Манько, Ю., Слуцкий, Е., Кондратьева, Я., и др. Основы социальной работы с молодежью: учебное пособие. Под редакцией Ю. Манько /Ю. Манько, Е. Слуцкий, Я. Кондратьева. –СПб.: МПГБУТД, 2005.

  9. Захарова, Е., Николаев, Г., Тетерский, С. Молодежная общественно полезная деятельность в России /Е. Захарова, Г. Николаев, С. Тетерский. –М.: «Созидание», 2005. -104с.

(Программа находится в процессе разработки.)

1 При необходимости более детальное описание языковой компетенции см. в Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. – Strasbourg: Council of Europe Press, 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению экономика профиль страхование

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновныхобразовательныхпрограммбакалавриата по направлению Экономика ... ответственности»и прохождения производственной практики. Требования к результатамосвоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины ...
  2. Матрица компетенций и карта формирования компетенции требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

    Документ
    МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ И КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ Требования к результатамосвоенияосновныхобразовательныхпрограммбакалавриата Направление подготовки «Педагогическое образование» Направление ...
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (8)

    Документ
    ... Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы ... Уровень основнойобразовательнойпрограммыБакалавриат Рекомендуется для ...
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (9)

    Документ
    ... Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Бакалавр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основнойобразовательнойпрограммы ... Уровень основнойобразовательнойпрограммыБакалавриат Рекомендуется для ...
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (7)

    Документ
    Требования к результатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы Выпускник должен обладать следующими ... требует знаний на уровне бакалавриата по специальности «Психология». 3. Требования к результатамосвоения дисциплины. Процесс изучения ...

Другие похожие документы..