Главная > Отчет


Государственная академия наук
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Утвержден

Бюро Отделения

профессионального

образования РАО

___ ноября 2008 года

академик-секретарь Отделения профессионального образования

Подуфалов Н.Д.

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2008 ГОД

(ЧАСТЬ 1)

Москва – 2008

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

за 2008 год

Состав Отделения

Отделение состоит из 29 действительных членов (академиков) и 35 членов-корреспондентов Российской академии образования.

Академик-секретарьОтделения – Подуфалов Н.Д.

Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М., Роберт И.В., Сластенин В.А., Чистякова С.Н.

Основные направления работы Отделения

Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных исследований РАО на 2008 г., Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., Планом действий РАО по реализации стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006–2008 гг. с учетом конкретных задач развития фундаментальных исследований в области педагогических, психологических и смежных с ними наук в целях модернизации профессионального образования, развития процессов информатизации профессионального и дополнительного образования.

Приоритетными являлись фундаментальные и практико-ориентированные исследования в следующих областях: разработка концептуальных основ развития педагогической системы проектно-технологического типа в системе непрерывного образования; политеоретические основы научного и методического обеспечения развития непрерывного образования в условиях его модернизации; подготовка специалистов в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда в условиях модернизации образования; педагогическое, психологическое и информационное сопровождение готовности учащейся молодежи к самоопределению в социально востребованной деятельности; теория и практика инновационного развития системобразования взрослых в условиях модернизации профессионального образования;

Важное место занимали фундаментальные исследования, раскрывающие теоретические основания развития информатизации образования в условиях информационного общества, описывающие подготовку научно-педагогических кадров информатизации образования, психолого-педагогические основы автоматизации управления технологическими процессами в сфере образования, оценку качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ее эффективного и безопасного использования, вопросы формализации информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний. Разрабатывались: требования к ИКТ-компетентности педагогических работников; научно-методическое обоснование требований к созданию и технологии использования мультимедийных средств обучения

Проводились исследования по следующим направлениям: методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования; совершенствование содержания и технологий инженерного образования, принципы формирования профессиональных и государственных образовательных стандартов уровневой подготовки по техническим направлениям; кластерный подход к управлению профессиональным образованием; механизмы образования кластеров и основных направлений их деятельности в развитии системы корпоративного образования; развитие системы непрерывного педагогического образования; методологические и методические основы проектирования содержания и технологий многоуровневого профессионально-педагогического образования и управления его качеством; менеджмент высшего профессионального образования; глобализация и интернационализация в высшем образовании; модернизация профессионального социологического образования в современной России; учебно-методическое обеспечение подготовки профессиональных социальных работников; создание общероссийской системы оценки качества образования; совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров; методология исследования научно-инновационного потенциала вуза и инструментарий оценки эффективности его использования; формирование организационно-экономического механизма управления университетским комплексом; профессиологические положения теории производственного обучения учащихся профессиональных учебных заведений в структуре начального и среднего профессионального образования; теоретико-методологические основы развивающегося профессионально-образовательного пространства, на основе синергетического, диатропического и субъектного подходов.

Осуществлялось выявление и исследование доминирующих признаков новых форм организации профессионального обучения (пространственно-временная определенность, социальные, профессиональные и возрастные особенности работников, планирующих построить профессиональную карьеру; приоритет личности обучающихся в организации учебного процесса; дидактические принципы и закономерности новых форм организации обучения профессии), которые позволяют идентифицировать новые формы организации профессионального обучения граждан, подчеркивают их целенаправленность и эффективность использования.

Особое значение было уделено исследованиям в области методологических основ модернизации непрерывной профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования; разработке и апробации методологических основ интеграции начального и среднего профессионального образования и методики нормативного подушевого финансирования учреждений среднего профессионального образования; педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения; методологического, организационно-нормативного и учебно-методического обеспечения становления ремесленного профессионального образования. Определялись и обосновывались условия развития инновационных процессов в системе профессионального образования: разработка нормативно-правовой базы деятельности учреждений профессионального образования; реструктуризация учреждений системы профобразования на принципе оптимизации; определение стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО; поддержка гибких, интегративных, междисциплинарных форм организации фундаментальных и прикладных научных исследований. Осуществлялась разработка: теоретических основ принятия управленческих решений при организации и управлении вузовскими инновационными комплексами, а также методики управления сложными инновационными вузовскими комплексами, включающими в себе все уровни образования; концептуальных положений и методик формирования образовательных проектов в интересах работодателей и построения виртуальных корпоративных университетов на основе современных дистанционных технологий с использованием принципов создания образовательных гипермаркетов; проблем формирования компетентности руководителей учреждений профессионального образования, разработка критериев и определение уровней их управленческой компетентности.

Продолжались теоретические исследования, ориентированные на формирование и развитие баз данных научно-педагогической информации на основе современных информационных технологий, определялись методологические и методические основы и направления мониторинга развития наук об образовании.

Проводилась разработка системы мониторинга как единого основания для выбора инструментария прогнозирования развития образовательных программ в системе непрерывного образования в рамках основных моделей его развития; определялись методологические и содержательные условия применения маркетингового инструментария на различных уровнях как ведущего инструмента прогнозирования развития образовательных программ.

Изучались факторы, оказывающие влияние на отношение человека к образованию, выявлялись сущностные характеристики самореализации личности и целевых групп потенциальных участников образовательного процесса. Исследовались мотивы, влияющие на запросы личности в развитии своей образовательной траектории и построении профессиональной карьеры, выявлялись и изучались виды профессиональной карьеры. Изучались основные ситуации, в которых человек делает выбор профессии, разрабатывался алгоритма деятельности личности по преодолению кризиса своей карьеры.

Выявлялись сущности, закономерности и системологические основания развития непрерывного образования взрослых: фундаментальные основы инновационного поведения человека, концептуальные основы построения постпенитенциарной педагогики, предпосылки создания государственной системы неформального образования. Разрабатывалась концепция образования взрослых как социокультурного института развития человека и общества, выявлялись направления его модернизации. Определялись функции и условия построения систем андрагогического обеспечения обучения взрослых, выявлялись сущностные принципы андрагогического обеспечения открытого образования взрослых. Осуществлялась модернизация нормативно-правовой базы развития образования взрослых в СНГ.

Разрабатывались принципы педагогического моделирования творческого подхода к процессу подготовки специалистов; модели креативной подготовки студентов в системе профессионального образования; антропологической теории творчества и креативности, методологических основ и принципов креативной педагогики; формирования опыта креативной и самообразовательной деятельности студентов в процессе их обучения.

Выявлялись приоритетные принципы воспитательной деятельности педагога в системе профессионального образования, в частности, повышение роли интеграционных структур в системе «наука-образование-производство»; широкое распространение дуального, комбинированного производственно-вузовского обучения; увеличение количества форм и способов взаимодействия профессионального образования, бизнеса и производства. Обосновывались организационно-педагогические, социально-педагогические, дидактические и эргономические условия взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий-заказчиков кадров.

Определялись и обосновывались подходы (системный, функционально-объектный, интегративный, компетентностный, деятельностный, кластерный) и принципы модернизации профессионального образования. Разрабатывались теоретико-методологические основы образовательного кластера и научно-методического сопровождение кластерного подхода к управлению профессиональным образованием.

Определялись теоретико-методологические основы проектирования профессионально-педагогической подготовки специалистов. Разрабатывались и классифицировались профессиограммы выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования; модели формирования профессионала-специалиста на основе компетентностного подхода. Разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий реализации моделей формирования ключевых компетенций у профессионала-специалиста, методологии отбора содержания образования в высшей технической и военной школе.

Определелялись принципы обеспечения разностороннего развития личности специалиста в условиях включения профессиональной школы в Болонский процесс. Систематизировались и типологизировались условия формирования академической мобильности студентов в отечественных высших учебных заведениях.

Изучались стереотипы поведения человека в конфликтных ситуациях и его стилевые паттерны поведения, оказывающие непосредственное влияние на презентацию соответствующего типа конфликтного поведения. Выявлялись типы паттернов поведения, реализуемых студентами в ситуации хронического неуспеха. Разрабатывались проблемы патриотического воспитания молодежи как важной составной части воспитательного процесса; вопросы формирования национального самосознания личности; воспитания экологической культуры личности; педагогических основ теоретико-игровых моделей внутрифирменного управления в образовании.

Определялись задачи: качественного изменения требований к содержанию и методам преподавания дисциплин художественного цикла в условиях современной культуры и в условиях системы непрерывного образования; модернизации содержания профессионального художественно-педагогического образования.

Разрабатывались методологические основы построения универсальной дидактической системы современного вуза, новые подходы к определению и построению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала. Исследовался образ мира субъекта в связи с процессами самопознания в ходе профессиональной подготовки личности.

Разрабатывалась содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения в контексте ценностно-нравственных основ самоопределения с учетом конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирования престижности выбираемого труда.

Определялись основные тенденции и направления фундаментальных исследований педагогического образования в России и за рубежом, проводились прогностические исследования в области педагогического образования. Рассматривались актуальные проблемы мониторинга качества образовательного процесса и обосновывались теоретические положения модели системы мониторинга качества педагогического образования.

Выявлялись сущности, функции и принципы интегративной методологии исследования профессиологии педагогического образования, проводился анализ структуры и содержания педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования различного профиля и уровня в России, Украине, Финляндии.

Разрабатывались методологические основы инновационных интенсивных методических систем. Определялись тенденции и направления развития разработки и использования интенсивных инновационных методических систем для формирования программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Разрабатывалась методология исследования проблемы интегративной самореализации личности педагога начальной и средней профессиональной школы; концептуальная модель самореализации личности, базирующаяся на личностно-деятельностном и аксиологическом подходах.

Выявлялись и обосновывались место, структура и содержание дидактики в современной профессиональной педагогике и педагогическом образовании. Разрабатывались концепция дидактики непрерывного многоуровневого педагогического образования и концепция междисциплинарного исследования развития ценностно-смыслового содержания деятельности современных педагогов профессиональных лицеев и колледжей. Выявлялись основные направления и тенденции инновационных процессов в педагогическом образовании и разрабатывалась методология исследования инновационных процессов в педагогическом образовании. Систематизировались основные научные подходы – акмеологический и системно-матричный – в исследовании профессиональной зрелости педагога,

Проводились исследования полипарадигмальной гуманитарной методологии постнеклассического периода развития науки. Выявлялись важные типологические характеристики современной науки, основания и формы проявления полипарадигмальности в отношении системы постдипломного педагогического образования. Исследовались проблемыформирования рынка образовательных услуг как фактора гуманизации экономического роста. Разрабатывались региональные системы управления качеством образования.

Определялись актуальные проблемы управления педагогическим образованием, разрабатывались предложения для обеспечения ключевых факторов и условий создания единого образовательного пространства стран ЕвразЭс.

Проводился анализ образовательного процесса с точки зрения коммуникации социальных субъектов, имеющих различные статусы, которые отражают и различный уровень освоения культуры этими субъектами. Осуществлялась разработка социопаремиологической анкеты и процедура шкалирования на основе социопаремиологической анкеты второго поколения.

Разрабатывались: методология конструирования современных моделей образования, предполагающих усиление роли регионального компонента содержания образования; концептуальные основы обновления вузовской системы качества предметной подготовки будущего учителя в условиях реализации компетентностного подхода к образованию; динамическая модель качества подготовки учащихся с позиций компетентностного подхода, критериальные и структурные модели предметной подготовки будущего учителя; модель сотворчества преподавателя и студентов, представляющая собой механизм развития личности преподавателя и личности студента, отражающий педагогическую сущность их взаимодействия.

Исследовались факторы и условия эффективности современного регионального профессионально-педагогического магистерского образования. Разрабатывались основные подходы к региональной концепции здоровьесохраняющего образования, определялись факторы формирования современной региональной системы здоровьесохраняющего образования.

В отчетном году было проведено 7 расширенных заседаний Бюро Отделения. На заседаниях Бюро Отделения рассмотрены следующие вопросы:

  • законы развития фундаментального образования в регионе;

  • философско-методологческие, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях;

  • об утверждении Плана мероприятий на 2008 год по реализации Концепции формирования электронных баз данных и организации мониторинга в области наук об образовании;

  • концепция системного мониторинга качества образовательной среды вуза;

  • разработка и апробация системы ресоциолизации детей – сирот (работа экспериментальной площадки РАО профессионального колледжа № 23 г. Москвы);

  • о проекте Положения об отделении профессионального образования РАО;

  • о проекте Плана работы отделения профессионального образования на II полугодие 2008 г.;

  • о состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований в области профессионального образования;

  • профессионально-педагогическое образование: проблемы стандартизации;

  • о совершенствовании мониторинга научных исследований и экспериментальной деятельности в области наук об образовании;

  • утверждение составов экспертной комиссии и экспертного совета отделения;

  • система организационно-педагогического взаимодействия органов управления образованием, учреждений РАО и педагогических вузов в вопросах качества подготовки педагога;

  • учреждения дополнительного профессионального образования как научно-методические центры развития инновационной практики в региональной системе профессионального образования;

Отделение участвует в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; Комиссии по вопросам развития информационного общества Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; Совета по присуждению Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий; Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов; Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Также члены отделения входят в состав Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники; руководства Российского Союза ректоров; Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа; Ассоциации классических университетов; Общественного Совета по профессиональному образованию Комитета Государственной Думы по образованию; Межведомственного совета по образованию при Министре образования и науки Российской Федерации; Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, Межведомственной комиссии по русскому языку при Министерстве образования и науки; Рабочей группы Рособразования по формированию тематики проектов Федеральной целевой программы развития образования; Научно-координационного совета Министерства образования и науки Российской Федерации; экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров; конкурсной комиссии Минобрнауки России по отбору программ для участия в приоритетном национальном проекте «Образование»; Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию; Комиссии РАН по образованию; Евразийской Ассоциации Университетов; Российского общественного совета развития образования (РОСРО), Международного Совета по высшему образованию при ЮНЕСКО.

Осуществляются систематические контакты с международными организациями, реализующими в России программы и проекты в области профессионального образования (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Международный Совет по высшему образованию при ЮНЕСКО и др.).

Научно-организационная и научно-координационная деятельность Отделения направлена на решение проблем развития научных исследований Российской академии образования, на организацию научно-методической деятельности сообщества исследователей – членов Академии, которые работают в сфере образования, являются научными руководителями коллективов-разработчиков НИР и НИОКР по научным программам РАО, выполняют региональные программы, участвуют в работе экспериментальных площадок. Как правило, члены Отделения являются руководителями авторских коллективов-разработчиков региональных программ и международных проектов, организаторами конференций, семинаров, различных форм повышения квалификации, авторами учебной и методической литературы, руководителями аспирантур и докторантур, диссертационных советов. Члены Отделения возглавляют учебно-методические объединения, учебно-методические советы, экспертные советы и комиссии, региональные советы ректоров вузов, руководят отраслевыми, региональными и международными программами, издательскими, редакционными и диссертационными советами, входят в состав советов, комиссий, комитетов сферы образования, Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.

Члены Отделения принимают участие в работе редсоветов журналов «Профессиональное образование», «Информатика и образование», «Известия Российской академии образования», «Профессиональное образование. Столица», «Химия в школе», «Преподаватель XXI века», «Вестник Новосибирского государственного университета», «Гуманизация образования», «Казанский педагогический журнал», «Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина», «Вестник Университета Российской академии образования», «Вестник Дагестанского научного центра РАО», «Вестник Дагестанского государственного университета», «Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина» – Теория и методика профессионального образования», «Вестник Герценовского университета», «Психолого-педагогический поиск», «Известия Южного федерального университета», а также в различных координационных, стратегических, научно-технических, учебно-методических объединениях и советах федерального и регионального уровней. Члены Отделения для решения задач развития профессионального образования привлекают дополнительные ресурсы из региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетные средства и ресурсы, получаемые от реализации проектов, самоокупаемых научно-исследовательских работ, грантов, финансируемых федеральных или региональных комплексных программ.

С целью координации научных исследований в области профессионального образования, а также с целью участия в решении стратегических и оперативных задач совершенствования системы профессионального и дополнительного образования Отделение взаимодействует с научно-исследовательскими коллективами НИИ, университетов, вузов России

Институты, курируемые Отделением, реализуют научно-исследова­тельскую, опытно-конструкторскую и опытно-экспериментальную работу в сотрудничестве с 25 регионами России, в том числе по проблемам развития информатизации образования, подготовки педагогических кадров в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Так, головная организация по направлению «7. Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» Тематического плана фундаментальных исследований Российской академии образования на 2008 г. – Институт информатизации образования РАО – привлекает к выполнению научных исследований исполнителей более чем из двадцати научно-исследовательских и образовательных учреждений, осуществляет подготовку и повышение квалификации кадров информатизации образования, является органом по сертификации 10 видов педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, осуществляет экспертную оценку ее качества. Институты Отделения имеют разветвлен­ную сеть филиалов, лабораторий, экспериментальных площадок и других партнеров в своей исследовательской и научно-методической деятельности.

Задачи интеграции науки и образования решают члены Отделения, являющиеся руководителями ведущих вузов России, научно-исследовательских институтов, в том числе педагогического профиля (М.Н. Берулава, Г.А. Бордовский, Л.А. Вербицкая, Ю.Г. Круглов, Л.П. Кураков, А.П. Лиферов, В.Л. Матросов, О.А. Омаров, Г.В. Мухаметзянова, В.М. Филиппов, Н.И. Халеева, Г.М. Романцев, В.И. Данильчук, Б.С. Карамурзов, А.Д. Копытов, Г.Ф. Куцев и др.).

В целях повышения качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и осуществления координации научных исследований в области ее разработки и экспертизы Отделением профессионального образования при участии Отделения общего среднего образования, Отделения психологии и возрастной физиологии, Отделения образования и культуры был создан Экспертный совет при Президиуме РАО по оценке качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ.

ИИО РАО участвует в работе Комиссии РАО по экспертизе учебных изданий (печатных и электронных) для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по специальности «Образование и педагогика».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... несвоевременно представили отчетыза II полугодие 2008года МОУ Доскинская, ... спорта учреждений начального и среднего профессиональногообразования; 5 группа – специалисты физической ... по учреждениям управления образованияза2008год № п/п Наименование ...
  2. Годовой отчет оао «курганхиммаш» за 2008 год

    Отчет
    ... работы за2008год ОАО «Курганхиммаш» имеет следующие показатели: Показатели Ед. изм. Отчет 2007 г. Отчет2008 г. 2008 ... чел 27,3% Численность работников по образованию: Высшее профессиональное 522 чел 20,8% Среднее ...
  3. Отчет о выполнении основных направлений развития архивного дела в республике карелия за 2008 год 1 государственное регулирование архивного дела совершенствование управления архивной отраслью организационная и правовая работа

    Отчет
    ... показатели на 2009 год и отчет о работе за2008год. К 90- ... через реализацию образовательных программ дополнительного профессиональногообразования в партнерстве с вузами. ... профессиональных контактов, разработку проектных идей и предложений. За2008год ...
  4. Отчет о самообследовании программ дополнительного профессионального образования за период 2008-2010гг

    Отчет
    ... им. ак. В.И.Шумакова) Отчет о самообследовании программ дополнительного профессиональногообразованияза период 2008-2010гг. СОДЕРЖАНИЕ Введение ... числе в 2008году – 70 человек, в 2009 году – 169 человек, в 2010 году – 149 человек В 2008году по ...
  5. ОТЧЕТ о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за 2008 год Красноярск 2009

    Отчет
    ... .pdf в Годовом отчете ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за2008год (стр. 9). В 2008году членам Совета ... с высшим профессиональнымобразованием. Число таких сотрудников увеличилось в течение 2008года на 71 человек, а за весь ...

Другие похожие документы..