Главная > Отчет


Разработана Концепция формирование внутривузовского организационно-экономического механизма функционирования автономного образовательного учреждения высшей школы и мониторинг результативности его деятельности (Лукин Г.И.).

Выявлены возможности использования результатов научного исследования по теме «Русская литература и духовная культура» в связи с официальным решением ввести в учебные планы общеобразовательных учреждений курса православной культуры (Одиноков В.Г.).

Исследование вопросов кадрового обеспечения процессов становления и развития предпринимательства (на примере Владимирской области) позволили осуществить развитие и тиражирование «модульного» типа начального профессионального образования и профессиональной подготовки, обучаемых с учетом конкретных потребностей интегрального работодателя-работника-управленца, сообразно специфике определенной сферы (отрасли) профессиональной деятельности. (Попов В.В.).

Программа достижения мировых стандартов в образования анализируется по четырем направлениям: вовлечение высшего образования в структуру регионального экономического развития, структура высшего образования в США, классификация методов обучения в западной системе образования, проведение самообследования вузов (Проворов А.С.).

Разработаны научные основы, структура и содержание методических пособий для учащихся и студентов по бурятскому языку в аспекте гуманитаризации высшего образования в Республике Бурятия (Раднаев Э.Р.).

Выявлены и обоснованы философско-методологические, социально-психологические, педагогические и технико-технологические предпосылки развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях в современном информационном обществе массовой глобальной коммуникации. Разработаны философско-педагогические модели замещения реальной коммуникации учебного назначения на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях. Разработана теоретическая типология педагогической продукции, функционирующая на базе ИКТ, по функциональному и методическому назначению (на основе идеализированных моделей, отражающих устойчивые сочетания свойств каждого типа). Описаны теоретические идеализированные модели педагогической продукции, функционирующие на базе ИКТ, в здоровьесберегающих условиях. Разработаны психолого-педагогические требования к автоматизированной системе информационно-методического обеспечения образовательного процесса. (Роберт И.В.).

Проведены исследования в области разработки технологии содержания и критериев эффективности деятельности центров профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи; системы профилактики наркозависимости в учреждениях среднего профессионального образования; научно-методических основ деятельности психолого-педагогической службы в учреждениях среднего профессионального образования; методики проектирования модульных образовательных программ в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования; выявлены педагогические основы деятельности системы коррекционного и компенсаторно-развивающего обучения в колледжах (Смирнов И.П.).

Разработаны концептуальные основы стратегии федеральной образовательной политики. Раскрыта роль образования как фактора модернизации российского социума, включая экономический, социальный, политический и культурный аспекты. Уточнена выполненная ранее функциональная классификация законодательных актов России в сфере образования и дано теоретическое обоснование некоторым законопроектам в области образования. Произведен ситуационный разбор новелл российского образовательного законодательства. Подготовлены конкретные рекомендации в области социально-управленческой практики: по разработке такого курса экономической, социальной, информационной и других направлений внутренней политики, который обеспечивал бы наиболее эффективное развитие России, включая ее продвижение к «обществу знаний»; по развитию образования в Российской Федерации как фактора модернизации общества и укрепления его безопасности; по совершенствованию законодательного обеспечения отечественной образовательной политики. Разработка законопроектов и поправок к федеральным законам, касающимся интересов образования, рассматривавшимся в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ (Смолин О.Н.).

Разработаны концептуальные основы современных форм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда с учетом специфики сибирского региона в области обеспечения необходимой сбалансированности функционирующих в условиях рыночной экономики двух рынков: рабочей силы и образовательных услуг. Разработан и экспериментально апробирован ряд форм взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда (Фалалеев А.Н.).

Разработана модель реализации целевой благотворительной программы; программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании и социальное партнерство как инструмент развития детского учреждения» и «Педагогическая поддержка готовности подростков к профессиональному самоопределению. Современные формы и методы» (Чистякова С.Н.).

Особое внимание было сосредоточено на разработке учебных планов и программ повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, особое внимание было уделено заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который является главным действующим лицом в решении задачи повышения качества образования в школе. Разработанные программы повышения профессиональной компетентности этой категории управленцев, прошли практическую апробацию в условиях юго-западного округа Москвы. В процессе опытной работы обоснованы интерактивные технологии обучения слушателей. Теоретической новизной подхода в работе заместителей директоров по учебно-воспитательной работе явился иной подход к их деятельности: он должен осуществляться не со сбора информации о состоянии образовательного процесса от учителя к завучу, а прежде всего со сбора информации и ее анализа о состоянии результатов образовательного процесса (о знаниях, воспитанности и развитости учащихся). Новым аспектом общей проблемы управления развитием качества образования в ОУ явилось впервые обращение внимания к подготовке магистров, готовящихся в педвузах, с одной стороны к управлению образовательным процессом, а с другой – к проведению исследований в области менеджмента (Шамова Т.И.).

Совместно с ИСМО РАО разработан план подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, с Московским институтом открытого образования Департамента образования г. Москвы организованы курсы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений по духовно-нравственному воспитанию. Продолжаются исследования в области развития системы высшего образования для православных специалистов – мирян (выпускников и студентов) Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова (Экономцев И.Н.).

Основные результаты исследований, выполненных Отделением профессионального образования РАО в рамках проектов федеральных и региональных программ

В аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 2008 гг.)» принимали участие:

Академик РАО Вербицкая Л.А. в качестве сопредседателя комиссии по отбору научных проектов по подпрограмме «Фундаментальные исследования».

Чл.-корр. РАО Болотов В.А. – созданы и апробированы организационные системы оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне; разработано технологическое обеспечение аттестационных процедур общеобразовательных учреждений; разработан механизм управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений; разработаны методы повышения эффективности экспертизы аттестационных дел соискателей ученых степеням и ученых званий с использованием доступных баз данных и средств ИКТ; разработаны индикаторы и методики оценки деятельности вузов по внедрению рекомендаций Болонского процесса в части признания документов об образовании.

Чл.-корр. РАО Карамурзов Б.С.продолжал выполнять исследования по ведомственной целевой аналитической программе «Развитие научного потенциала высшей школы» 2006-2008 годы (проекты «Изучение сложно-построенных флюидно-магматических систем на территории Кабардино-Балкарии и в прилегающих регионах с целью создания принципиально-новых методов прогнозирования крупномасштабных катастрофических природных процессов», «Исследование межфазных явлений в многокомпонентных системах, включая наносистемы» и «Исследование влияния наноструктурной морфологии на макроскопические характеристики полимер-полимерных композиций»).

Академик РАО Омаров О.А. осуществлял руководство Проектом РНП 2.1.1.4883 «Комплексное экспериментальное и теоретическое исследование кинетических эффектов в плазме импульсно-периодических высоковольтных наносекундных разрядов плазменно-пучкового типа» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».

В Федеральной целевой программе развития образования (2006 2010 гг.) и приоритетном национальном проекте «Образование»принимали участие:

Академик РАО Жураковский В.М. руководил рабочей группой Рособразования по формированию тематики проектов Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), направленных на совершенствование содержания и технологий образования, и был членом Научно- координационного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, принимал непосредственное участие в выполнении проектов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

Академик РАО Бордовский Г.А. осуществлял руководство инновационной образовательной программой «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» по приоритетному национальному проекту «Образование».

Академик РАО Мухаметзянова Г.В принимала участие в качестве научного руководителя в проекте «Разработка и апробация дополнительных образовательных программ и педагогических технологий их реализации, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся старшей школы», проводимого в рамках реализации мероприятия «Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана», «Совершенствование содержания и технологий образования».

Чл.-корр. РАО Карамурзов Б.С. был руководителем работ по проекту «Повышение эффективности различных форм ученического и студенческого самоуправления в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования», мероприятие 18 «Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования. Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования», задача III «Повышение эффективности управления в системе образования».

Академик Романцев Г.М. принимал участие в разработке следующих тем и проектов: «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел № 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования». Подраздел № 3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования». Проект «Исследование, разработка и апробация модели формирования территориальной научно- методической среды, интегрирующей научно- методические ресурсы научных организаций и учебных заведений системы непрерывного профессионального образования региона». «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел № 3.2. «Научно-методическое обеспечение управления образованием: прогнозирование развития образования, мониторинг, статистика. Научно-методическое обеспечение индустрии образования и безопасности образовательных учреждений. Развитие технологий информационного общества». Подраздел №3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования». Проект «Методика анализа требований рынка труда к содержанию и качеству профессионального образования». «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел№ 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования». Подраздел№ 3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования». Проект «Исследование методов диагностики компетенций при оценке качества профессионального образования». «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел № 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования». Подраздел № 3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования». Проект «Разработка терминологического аппарата профессионального образования в связи с введением новых ФГОС». «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования». Раздел № 3.2. «Научно-методическое обеспечение управления образованием: прогнозирование развития образования, мониторинг, статистика. Научно-методическое обеспечение индустрии образования и безопасности образовательных учреждений. Развитие технологий информационного общества». Подраздел № 3.2.2. «Научно-методическое обеспечение индустрии образования и безопасности образовательных учреждений». Проект «Анализ состояния нормативного правового и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования рабочих».

Член-корреспондент Роберт И.В. Научное руководство пп. 1.3, 1.4 Проекта «Создание электронных образовательных ресурсов профессионального образования по наиболее востребованным на рынке труда профессиям НПО, специальностям СПО», проводимому в рамках мероприятия 6 «Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий» задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2012 годы»принимали участие:

Чл.-корр. Карамурзов РАО Б.С. в 2008 году принимал участие в выполнении работ по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (проект «Проведение исследований по созданию информационно-технологических и математических методов эффективного прогнозирования природных (в т.ч. катастрофических) процессов с использованием комплексной геофизической информационно-измерительной системы КБГУ»).

Кроме того, члены отделения принимали участие в научных исследованиях в рамках следующих проектов федеральных и региональных целевых программ:

Академик РАО Вербицкая Л.А. член научно-координационного совета федеральной целевой программы «Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств»; осуществляла руководство темой Федеральной целевой программы «Русский язык 2006-2010»; принимала участие в работе Совета по русскому языку при Правительстве Р.Ф. являлась членом руководящего совета в Российско-американской программе «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE), совета в Программе «Межрегиональные исследования в общественных науках», научно-координационного совета в федеральной целевой программе поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ; осуществляла руководство грантом «Интегральное описание языка: система и функционирование (когнитивный и социолингвистический подход) (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 годы)» РНП.2.1.3.5037; Социальная коммуникация и социальная инновация в создании основ общества знания (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы») РНП.2.1.3.2234., Интегральное описание языка: система и функционирование (когнитивный и социолингвистический подход) (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»); Школа общего языкознания Ю.С.Маслова. НШ-1242.2008.6. Государственная поддержка научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации; РГНФ 08-04-14105г Конференция ";Неоэллинистика и византинистика в С.-Петербурге";.

Чл.-корр. РАО Зеер Э.Ф. руководил темой «Психологические основы развивающего профессионально-образовательного пространства» по координационному плану Российского государственного профессионально-педагогического университета по проблемам профессионально-педагогического образования.

Академик РАО Кураков Л.П. является членом комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Стратегии развития образования  Чувашской Республики до 2040 года.

Академик Лиферов А.П. участвовал как руководитель (или соруководитель) следующих грантов: Грант Минобрнауки РФ и ДААД для научной стажировки в рамках программы «Иммануил Кант». Результат работы – научный отчет за 2008 год; Грант РГНФ по проекту «Дворянство Центрально-Черноземного района России в пореформенную эпоху». 08-01-00380а. Результат работы – научный отчет за 2008 год; Грант РГНФ по проекту «Язык и коммуникации в контексте культуры». 08-04-14088. Результат работы – научный отчет за 2008 год и Международная научно-практическая конференция (21-22 марта 2008г.); Грант РГНФ совместно с Правительством Рязанской области по проекту «Изучение психологических особенностей сотрудников и работников в организациях и производственных комплексах в системе профилактики техногенных катастроф». 07-06-53404 а/Ц. Результат работы – научный отчет за 2008 год; Грант РГНФ совместно с Правительством Рязанской области по проекту «Новые информационно-коммуникационные технологии в организации в регионе дистанционной консультативной работы для учителей». 08-06-53401 а/Ц. Грант РГНФ совместно с Правительством Рязанской области по проекту «Новые технологии внедрения региональных исторических материалов в практику преподавания школьного курса истории России». 08-01-53080 г/Ц. Результат работы – научный отчет за 2008г., а также Всероссийская научно-практическая конференция и сборник материалов.

Чл.-корр. РАО Карамурзов Б.С.продолжал выполнять проект «Инновационно-производственный бизнесс-инкубатор КБГУ». Продолжены мероприятия по организационно-методическому обеспечению создания инновационно - производственного бизнес-инкубатора КБГУ «СТАРТ»; по программе Президиума РАН «Исследования вещества в экстремальных условиях» (проект «Геодинамические и кристаллофизические модели поведения некоторых горных пород в условиях сверхвысоких давлений»). На базе работ региональной геодинамики и сейсмотектоники проведено изучение внутреннего строения области Главного Кавказского хребта, включая уникальный район Главного Кавказского хребта – Приэльбрусье. Сделана оценка экстремальных состояний вещества, которые сопровождаются реконструктивными фазовыми переходами в условиях высоких (и сверхвысоких) температур и давлений; по гранту РФФИ «Исследование межфазных характеристик в композиционных алмазосодержащих материалах».

Академик РАО Омаров О.А. осуществлял руководство выполнением гранта РФФИ, проект № 06-02-96609. «Комплексное лазерно-спектроскопическое исследование живых систем и биообъектов IN VIVO»; Проектом 1.1.06 по заданию Министерства образования и науки РФ (ЕЗН) «Спектроскопические исследования поперечных наносекундных разрядов с щелевым катодом, ограниченных диэлеотрическими границами»; Проектом 1.4.06 по заданию Министерства образования и науки РФ (ЕЗН) «Исследования кинетики заряженных и возбужденных частиц в объемном разряде в парогазовых смесях инертных газов высокого давления в режиме распыления материалов электродов».

Академик РАО Романцев Г.М. осуществлял руководство научными исследованиями по проектам:

«Разработка научно-методических основ для создания специальной отрасли образования по профессиональному обучению работников малых и средних предприятий ремесленного профиля», проект № 06-06-00413а, 2006-2008 гг. Для совершенствования перечней профессий и специальностей сделаны предложения по дополнению перечня специальностей СПО группой «Ремесленничество», охватывающей основные виды ремесленной деятельности. Проведен анализ действующих государственных образовательных стандартов, в результате которого отмечено, что они не в полной мере соответствуют целям и содержанию профессионального образования ремесленников-предпринимателей. На основании анализа сформированы специфические требования к образовательным стандартам для подготовки ремесленников-предпринимателей и в соответствии с ними и с учетом проекта макета стандарта СПО, предложенного Федеральным институтом профессионального образования, сделан проект ГОС для ремесленников по проектируемой специальности «Электротехника» с применением рекомендуемого в настоящее время компетентностного подхода. Разработанные документы имеют статус проектов.

«Разработка компетентностной модели подготовки специалиста по обучению рабочих кадров для инновационных производственных технологий и инновационных технопарков», проект № 07-06-00606а, 2007-2009 гг. Комплексное исследование и описание структуры базовых компетенций педагога профессионального обучения как специалиста по подготовке кадров для инновационных производственных технологий и инновационных технопарков.

«Научно-методическое обеспечение измерения и оценки универсальных компетенций в профессионально-образовательном процессе», проект № 08-06-00510а, 2008-2009 гг. Проведен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме профессионального образования, концептуальных подходов, теоретико-методологических и прикладных аспектов измерения и оценки компетенций в профессиональном образовании. Разработаны концептуальные положения психолого-дидактических основ формирования универсальных компетенций в процессе профессиональной подготовки, а также методы и процедуры измерения и оценки универсальных компетенций в профессионально-образовательном процессе и организация пилотажного исследования.

Академик РАО Сластенин В.А. осуществлял работу по разработке инновационного образовательного проекта МПГУ по направлению: «Учебно-методическое обеспечение высшего педагогического образования». В рамках этого проекта по грантам Министерства образования и науки подготовлены программы для аспирантов «Методология и методы научно-педагогических исследований», «Психология и педагогика инновационного образования» (спецкурс), «Актуальные проблемы теории и методики профессионального образования», «Современные парадигмы высшего педагогического образования» (спецкурс). Разработана концепция профессионально-личностного развития учителя как субъекта инновационной педагогической деятельности и на основе данной концепции теоретически обоснован субъектный подход к подготовке педагогических кадров. Опираясь на современные научные исследования в области педагогики и философии образования, в отчетном году осуществлялась работа над обоснованием аксиологической составляющей содержания высшего педагогического образования. По результатам исследования была опубликована монография: «Педагогическая аксиология», в которой раскрыто содержание педагогической аксиологии, представлены результаты исследований научной аксиологической школы В.А.Сластенина, Г.И.Чижаковой, выполненные в Сибирском государственном технологическом университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева, Сибирском научном центре Российской академии образования. Данные исследования позволяют раскрыть ценностное наследие философии, психологии, педагогики, получить систематическое аксиологическое знание, показывают возможности их практического применения.

Академик РАО Ткаченко Е.В. участвовалв работе комиссий и Экспертных советов ВАК РФ, Президиумов РАО и УрО РАО, проведении Пленума УМО РФ по профессионально-педагогическому образованию, научно-методических советов, а также семинаров по проблемам аттестации кадров высшей квалификации, восьми конференциях международного, российского и регионального уровней с пленарными докладами. Проводились консультации и экспертные оценки в рамках региональных целевых программ Кемеровской области и г. Москвы, семинары с председателями и членами диссертационных советов в г. Екатеринбурге (РГППУ, УрО РАО), Оренбурге (ОГУ), Москве (РАО). Проведены мастер-классы и семинары с молодыми учёными Екатеринбурга (РГППУ), Кемерово (КРИРПО), Москвы (НИИРПО).

Чл.-корр. РАО Зеер Э.Ф. участвовал в исследованиях: «Психологическое обеспечение оценки профессионально-личностного потенциала субъекта предпринимательской деятельности», (грант РГНФ-Урал: 08–06–83604а/У), как научный руководитель; «Научно-методическое обеспечение измерения и оценки универсальных компетенций в профессионально-образовательном процессе» (грант РГНФ: 08-06-00510а), «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (грант РГНФ: 06-06-00413а), как член творческого коллектива.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... несвоевременно представили отчетыза II полугодие 2008года МОУ Доскинская, ... спорта учреждений начального и среднего профессиональногообразования; 5 группа – специалисты физической ... по учреждениям управления образованияза2008год № п/п Наименование ...
  2. Годовой отчет оао «курганхиммаш» за 2008 год

    Отчет
    ... работы за2008год ОАО «Курганхиммаш» имеет следующие показатели: Показатели Ед. изм. Отчет 2007 г. Отчет2008 г. 2008 ... чел 27,3% Численность работников по образованию: Высшее профессиональное 522 чел 20,8% Среднее ...
  3. Отчет о выполнении основных направлений развития архивного дела в республике карелия за 2008 год 1 государственное регулирование архивного дела совершенствование управления архивной отраслью организационная и правовая работа

    Отчет
    ... показатели на 2009 год и отчет о работе за2008год. К 90- ... через реализацию образовательных программ дополнительного профессиональногообразования в партнерстве с вузами. ... профессиональных контактов, разработку проектных идей и предложений. За2008год ...
  4. Отчет о самообследовании программ дополнительного профессионального образования за период 2008-2010гг

    Отчет
    ... им. ак. В.И.Шумакова) Отчет о самообследовании программ дополнительного профессиональногообразованияза период 2008-2010гг. СОДЕРЖАНИЕ Введение ... числе в 2008году – 70 человек, в 2009 году – 169 человек, в 2010 году – 149 человек В 2008году по ...
  5. ОТЧЕТ о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за 2008 год Красноярск 2009

    Отчет
    ... .pdf в Годовом отчете ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за2008год (стр. 9). В 2008году членам Совета ... с высшим профессиональнымобразованием. Число таких сотрудников увеличилось в течение 2008года на 71 человек, а за весь ...

Другие похожие документы..