Главная > Отчет


Разработана модель содержания послевузовского образования в форме модернизированных учебных планов подготовки аспирантов в области гуманитарных наук с включением курсов межотраслевого характера; концептуальная модель образовательного Интернет портала по методам коррекции данных для формализации решения задач многокритериальной оптимизации методами имитационного моделирования и распознавания образов. Реализация электронных учебных объектов (учебных курсов, методических и дидактических материалов по прикладной математике) на основе разработанной модели образовательного Интернет портала с применением типовых технологических сетевых решений. (Матросов В.Л.).

Проведен анализ достижений практической психологии и педологии 20  30-х годов ХХ в. и выявлено их значение для современного образования. (Мунипов В.М.).

Дана характеристика проектно-целевого подхода к организации профессионального образования; осуществлено обоснование интеграции образования, науки и производства как объекта научного анализа в контексте всех ее структурных компонентов; разработана современная концепция интеграции образования, науки и производства, включающая современные цели профессионального образования, совокупность общих и педагогических принципов, этапы обновления содержания образования, проектно-целевую технологию обучения и критерии качества подготовки и самоподготовки конкурентоспособного специалиста; установлено, что интеграция образования, науки и производства является методологическим основанием подготовки конкурентоспособного специалиста, при условии формирования единого образовательного пространства учреждения профобразования, науки и производства; управления развитием интеграционных процессов в профессиональной школе посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур; встроенности интеграции образования, науки и производства в содержание подготовки будущих специалистов; проектирования моделей интеграции образования, науки и производства, целей, задач, факторов профессионального образования, содержания подготовки будущих специалистов; разработана совокупность общих (принцип симбиоза, обоюдности развития, релевантности, коммутации, совместимости, функциональности) и педагогических (непрерывность и дискретность, стандартизация и вариативность, фундаментализация и практическая ориентация, проблемно-тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин, личностно-ролевая организация образовательного процесса) принципов интеграции образования, науки и производства. (Мухаметзянова Г.В.).

Проведен анализ тенденций изменения роли образования в современном постиндустриальном обществе и его влияние на развитие общества, экономики, организацию труда и производства. Исследованы перспективы развития целей, содержания, форм и методов обучения в условиях перехода к постиндустриальному обществу, тенденции организации образовательных систем в новых социально-экономических условиях. Рассмотрены вопросы влияния географических факторов на развитие образования, вопросы развития международного образования в современных условиях (Новиков А.М.).

В рамках исследования «Организационно-управленческие и методические инновации в национальных системах профессионального образования»: разработаны концептуальные научно-педагогические основы развития непрерывной системы образования Республики Дагестан; всесторонне исследована проблема развития поликультурного образовательного пространства национальной республики и личностно-ориентированной парадигме на основе взаимодействия и свободного развития русского и национального языков народов Дагестана; выявлены специфические особенности организационно-управленческой деятельности преподавателя высшей школы; разработаны и этнически обоснованы учебные технологии в методологической культуре преподавателя; выявлено и обосновано научно-методическое обеспечение непрерывного образования в многокультурной среде. Обоснованы и разработаны учебно-методические комплексы по разным направлениям профессиональной подготовки специалистов. Выявлены инновационные технологии в режиме непрерывного образования в разных этнических условиях. Выявлены закономерности интеграции общего и профессионального образования в поликультурной среде; исследование проводилось как на теоретико-методологическом, так и на технолого-эмпирическом уровне. Были обобщены результаты исследования, имеющие как теоретическую, так и практическую значимость для системы высшего профессионального образования в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов (магистратура, аспирантура, повышение квалификации). Целью исследования было выявление специфики организационно- управленческих и методических инноваций в национальных системах профессионального образования и раскрытия возможностей модульно- рейтинговой системы обучения и повышение его эффективной организации. В исследовании исходили из предположения о том, что применение и реализация модульно-рейтинговой системы обучения как методической инновации сможет вывести на более высокий и более качественный организационно-управленческий уровень в национальных системах профессионального образования. Определены теоретические подходы к содержанию и методам в условиях модульно-рейтинговой системой обучения по разным направлениям профессиональной подготовки специалистов; разработаны и обоснованы методологические основы и технологии мониторинга качества обучения студентов; спроектирована и экспериментально апробирована региональная модель университетского комплекса Республики Дагестан; определены социально-педагогические условия управления процессом модернизации системы образования Республики Дагестан; выявлены закономерности интеграции общего и профессионального образования; подготовлено научно-методическое обеспечение моделей университетского комплекса; разработана концепция организации университетского комплекса Республики Дагестан: определены цели, принципы, специфические признаки. Для решения поставленных в исследовании задач, были использованы многообразные методы: теоретический анализ, моделирование, методологический анализ, тестирование отношений и интеллектуальных достижений. (О.А. Омаров).

Поведен анализ использования современных информационных технологий в работе научных организаций РАО. Рассматривались проблемы развития этих технологий в Российской академии образования, включая проблемы развития портала РАО и сайтов научных организаций в сети Интернет. Исходя из проведенного анализа и положений Концепции формирования электронных баз данных и организации мониторинга в области наук об образовании, утвержденной Бюро Президиума РАО в 2007 г., были уточнены основные задачи и направления информатизации на данном этапе. В ходе исследований подготовлена Аналитическая справка «Фундаментальные вопросы развития информационной составляющей в психолого-педагогических исследованиях РАО». Также рассматривались проблемы развития в РАО системы мониторинга научных исследований, использования современных информационных технологий при проведении мониторинга, выявления закономерностей, перспективных направлений и узких мест в развитии наук об образовании, совершенствования планирования процессов развития этих областей науки. На данном этапе выделены в качестве основных следующие направления мониторинга: мониторинг состояния развития научных организаций и мониторинг планирования научных исследований в РАО. По первому направлению разработана форма проведения мониторинга на основании опыта, накопленного при проведении инвентаризации подведомственных научных организаций. По второму направлению проведен пробный мониторинг планов научных исследований РАО. Итогом проведенной работы в области мониторинга стал Аналитический отчет «Методологические основы мониторинга и экспертной оценки качества и результативности научных исследований, проводимых в РАО». В направлении «Изучение функций на конечных линейных пространствах, их алгебраических и геометрических характеристик, в том числе с точки зрения применения в криптографии» продолжается изучение функций, отображающих конечные линейные пространства в себя, в том числе функций, имеющих хорошие параметры с точки зрения криптографии. Продолжается изучение множества квазипроизводных произвольной функции на конечном линейном пространстве. Исследуются вопросы аппроксимации таких функций и их квазипроизводных функциями, имеющими хорошие линейные свойства и влияния аппроксимаций на характеристики функций, важные с точки зрения криптографии (Н.Д. Подуфалов).

Рассмотрены методические проблемы разработки организационно-экономического механизма формирования и реализации инновационной политики на примере конкретного вида. Разработана методология прогнозирования научно-инновационного развития высшего профессионального образования, и сформулированы предложения по повышению инновационной образовательной деятельности высшей школы; рассмотрены методологические проблемы педагогического исследования, как компонента содержания после вузовского профессионального образования преподавателей высшей школы. Обоснована применимость ДСК для стандартизации и контроля качества лекарственных веществ относящихся к карбоновым кислотам и их производных; разработаны состав и технология вагинальных суппозиториев для подготовки шейки матки к родам или искусственному прерыванию беременности, метод их испытания in vitro, позволяющий проводить сравнительную оценку поведения вагинальных препаратов; рассмотрены современное состояние использования диуренических лекарственных средств в медицине и проблемы, связанные с их применением, побочные эффекты и отравления, разработаны способы анализа широко используемых в синтетических диуретиков в биологических объектах, проанализированы вопросы сохраняемости и распределения диуретиков в организме отравленных животных; сформулированы теоретические положения и экспериментально подтверждены подходы обнаружения потенциальных фальсификаций среди лекарственных средств и биологически активных добавок, получаемых из жиромасличного растительного сырья (Попков В.А.).

Разработано научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в Уральском регионе; территориального и отраслевого развития науки в образовании в Уральском регионе; интеграции образования в экономику Уральского региона; развития педагогического, научного и научно-педагогического кадрового потенциала Уральского региона; процессов регионализации образования в Уральском регионе в этнокультурном, социально-экономическом контексте; комплексно исследованы процессы социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе. Стратегия и методология развития ППО в новых условиях. Выявлены пути повышения академического и научного уровня образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения; организации и развития профессиональных и профессионально-педагогических образовательных систем. Внедрены психолого-педагогические основы ППО и современные информационные системы и технологии в подготовке специалистов для системы профессионального образования (Романцев Г.М.).

Разработан инновационный образовательный проект МПГУ по направлению: «Учебно-методическое обеспечение высшего педагогического образования». В рамках этого проекта по грантам Министерства образования и науки подготовлены программы для аспирантов «Методология и методы научно-педагогических исследований», «Психология и педагогика инновационного образования» (спецкурс), «Актуальные проблемы теории и методики профессионального образования», «Современные парадигмы высшего педагогического образования» (спецкурс). Разработана концепция профессионально-личностного развития учителя как субъекта инновационной педагогической деятельности и на основе данной концепции теоретически обоснован субъектный подход к подготовке педагогических кадров. Опираясь на современные научные исследования в области педагогики и философии образования, осуществлялась работа над обоснованием аксиологической составляющей содержания высшего педагогического образования. По результатам исследования была опубликована монография: «Педагогическая аксиология», в которой раскрыто содержание педагогической аксиологии, представлены результаты исследований научной аксиологической школы В.А.Сластенина, Г.И.Чижаковой, выполненные в Сибирском государственном технологическом университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева, Сибирском научном центре Российской академии образования. Данные исследования позволяют раскрыть ценностное наследие философии, психологии, педагогики, получить систематическое аксиологическое знание, показывают возможности их практического применения. (Сластенин В.А.).

Ведется работа в рамках «Программы развития СФУ на 2007-2010 годы», по разработке научно-методических основ создания информационно-аналитической модели развития субъекта РФ, проведено исследование (по материалам официальной статистики США) роли государственой политики в развитии высшей школы США, как главного фактора становления инновационной экономики в США (Соколов В.С.).

Продолжалась работа по изучению современного регионального двухступенчатого профессионально-педагогического образования, по координации органов исполнительной власти по развитию образования в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (Таюрский А.И.).

В рамках развития теории профессионально-педагогического образования разработана концепция непрерывного дизайн-образования в России, издано учебное пособие по итоговой аттестации педагогов профессионального обучения в области дизайна. Впервые в стране выпущен специализированный сборник, посвященный проблемам становления и развития дизайн-образования, в котором отражены принципы, цели, задачи, практический опыт реализации дизайн-образования, проектирование содержания и направления его развития. Разработан понятийный аппарат дизайн-образования, условия взаимодействия учреждений профобразования с работодателями на основе компетентностного подхода (Ткаченко Е.В.).

Обеспечено научное руководство темами, выполняемыми по заданиям Рособразования: «Научно-методические основы формирования программ третьего уровня в рамках Болонского процесса»; «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение приема иностранных граждан в российские вузы»; «Научно-методическое обеспечение создания представительств российских университетов за рубежом» (Филиппов В.М.).

Проведены исследования в области технологии укрупнения дидактических единиц (Эрдниев П.М.).

Члены-корреспонденты РАО

Продолжаются исследования в направлении совершенствования непрерывного математического образования в системе школа – университет, учитываются современные запросы в подготовке специалистов, как в гуманитарных областях знаний, так и особенно в тех, которые требуют углубленной математической подготовки (Александров И.А.)

Разработаны теоретические основы медицины сотрудничества (Батышев А.С.).

Разработаны показатели системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования; усовершенствована технология оценки соответствия требованиям ГОС рабочих учебных планов вузов и ссузов; создано программно-методическое обеспечение для процедур оценки результатов самообследования учреждений высшего и среднего профессионального образования; разработаны модели диагностических средств оценки уровня профессиональной компетенции выпускников при реализации стандартов ВПО III-го поколения; созданы и апробированы организационные системы оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне; разработано технологическое обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений; проведен анализ опыта применения механизмов управления качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков; разработан механизм управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов в условиях расширения общественного участия в оценивании деятельности общеобразовательных учреждений; разработаны методы повышения эффективности экспертизы аттестационных дел соискателей ученых степеням и ученых званий с использованием доступных баз данных и средств ИКТ; исследовано современное состояние и пути развития международных договоров о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий; разработаны индикаторы и методики оценки деятельности вузов по внедрению рекомендаций Болонского процесса в части признания документов об образовании (Болотов В.А.).

Осуществлялась работа по научно-методическому обеспечению использования педагогических технологий контекстного обучения при реализации компетентностного подхода в образовании. Разработаны комплексы научно-методических рекомендаций по реализации контекстного обучения в системе профессионального образования. Материалы исследований отражались также в содержании читаемых в упомянутых вузах курсов лекций, проводимых семинарско-практических занятий (Вербицкий А.А.).

Решение исследовательских задач, связанных с повышением статуса компетентностного подхода в процессе системной гуманитарной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля (Волович Л.А.).

Разработаны основы технологии обучения географии, адекватные условиям открытой коммуникации и развития высокотехнологичной информационно-образовательной среды современного общества. Элементы подобной технологии отражены, в частности, в учебно-методическом комплексе «Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды». Приоритетные исследования, связанные с рольюэкономической, социальной и политической географии российского государства и в системе национального образования были ориентированы на совершенствование образовательных стандартов и поиск новых методических путей преподавания общественной географии в связи с изменением методологической парадигмы в общественных науках. В этой связи были модернизированы практически все учебные программы по гуманитарной географии, как вузовских курсов, так и для средней школы по курсу «Экономическая и социальная география зарубежных стран» (10-11 кл.) и элективному курсу «Глобальная география» (10-11 кл.) (Гладкий Ю.Н.).

Разработано методическое обеспечение учебного курса «Отечественная история 19-21 в.в.», усовершенствовано учебное пособие для учителей истории и студентов «Четверть века страны Советов» (Журов Ю.В.).

Разработаны теоретико-методологические основы развивающегося профессионально-образовательного пространства на основе синергетического, диатропического и субъектного подходов. Сформулированы основные методологические подходы и принципы исследования, определены основные характеристики развивающего образовательного пространства, эмпирически исследованы возможные виды актуального профессионально-образовательного пространства. Определены основные концептуальные положения и технологии развивающего профессионального образования, разработано понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании (Зеер Э.Ф.).

Обоснованы возможности инновационной технологии концентрированного обучения в развитии мотивационной и операционной сторон познавательной деятельности. Установлено, что на актуализацию и формирование стремления к самостоятельной познавательной деятельности студентов оказывают влияние те существенные свойства концентрированного обучения, которые обеспечивают студентам на каждом этапе познавательной деятельности не только осознание профессиональной и личностной значимости учения, но и высокую вероятность успеха. Среди таких свойств – отсутствие постоянной смены мотивов учения; наличие реальных возможностей для своевременной диагностики трудностей и оказания оперативной помощи студентам в их преодолении; вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности и др. Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективное формирование мотивационной стороны познавательной деятельности студентов являются построение учебного процесса на основе сочетания инвариантной и вариативной структуры учебного блока, что позволяет разнообразить виды познавательной деятельности студентов; учет структуры мотивационной основы деятельности, в соответствии с которой выстраивается последовательность приемов побуждающего воздействия, учитывающая уровень развития мотивации студентов и др. Раскрыты возможности учебного блока и их системы в развитии операционной основы познавательной самостоятельности студентов. Показано, что преимущество концентрированного обучения в этом процессе перед традиционной организацией, обусловлено реальными возможностями дидактического влияния на все элементы познавательной самостоятельности целостно, в их взаимосвязи и взаимодействии. Определены требования к построению структурных единиц учебного блока (лекции, самостоятельной работы, практического занятия и зачета) в числе которых опора на структуру и логику формирования познавательной самостоятельности как свойства личности; ориентация на обеспечение взаимосвязи и преемственности процесса обучения в сессионный и межсессионный периоды; гибкость и вариативность учебного блока в зависимости от учебного курса, изучаемой дисциплины, особенностей учебных возможностей студентов и подготовки преподавателей; построение учебного блока с учетом его роли и места в системе организации обучения (Ибрагимов Г.И.).

Проведена экспертиза наиболее эффективных моделей студенческого самоуправления образовательных учреждений профессионального образования, отобранных в результате ежегодного конкурса на лучшую форму организации студенческого самоуправления. Подготовлен справочно-аналитический материал за период с 2005 по 2007 годы по результатам экспертизы наиболее эффективных моделей студенческого самоуправления в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Разработана карта оценочных показателей по определению эффективности участия органов студенческого самоуправления в деятельности образовательных учреждений профессионального образования. Выявлены и описаны успешные модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. Разработана концепция деятельности органа студенческого самоуправления в системе профессионального образования (по видам учреждений), программа деятельности, типовое положение по организации студенческого самоуправления, экономических механизмов его самостоятельного функционирования; регламента взаимодействия органа студенческого самоуправления с администрацией образовательного учреждения профессионального образования и внешними партнерскими организациями. Разработана комплексная программа семинаров и тренингов для актива органов студенческого самоуправления по определению приоритетных направлений работы для образовательных учреждений профессионального образования; семинаров и тренингов по оптимизации направлений государственно-общественного управления в системе образования для кадрового состава образовательных учреждений, курирующих вопросы воспитательной работы с обучающимися. (Карамурзов Б.С.).

Разработаны теоретико-методологические основы создания и эффективного функционирования модели национальной школы в условиях современной России, выявлены потенциальные возможности предложенной модели как фактора преодоления межэтнических противоречий и разрешения национальных конфликтов; показана роль инновационных педагогических систем в разрешении межнациональных противоречий и конфликтов; разработаны теоретико-методологические основы модели инновационных образовательных систем в форме «национальная школа» применительно к современным российским условиям»; раскрыты основные подходы к профилизации обучения на старшей ступени общеобразовательной школы России и в экономически развитых стран; установлена связь профилей с базовым содержанием образования (ядром обучения) в экономически развитых странах»; выявлены основные теоретические подходы к профилизации обучения в России и зарубежных странах (США, Великобритания, Германия, Польша): дифференциация и индивидуализация обучения; ориентация на непрерывность образования; учет положений концепции профессионального самоопределения молодежи; опора на ведущие концепции профильной ориентации и др.; указанные подходы лежат в основе построения принципов построения структуры профильного обучения; во-вторых, определено, что в основе разработки содержания профильного обучения и в России, и в зарубежных странах лежат такие педагогические идеи, как формирование умения учиться как важнейшей социальной компетенции; развитие индивидуального и личностно-ориентированного характера обучения; в-третьих, выявлено, что инновационные модели профильного обучения в зарубежных странах построены на основе национально специфических философских концепций и характеризуются организацией гибких моделей профилизации, внедрением новых форм и программ обучения; своевременным обновлением и закрытием профилей, введением широких профилей обучения, связью профилей с базовым содержанием образования, уходом из жесткой дифференциации за счет введения разнообразия элективных курсов; в-четвертых, установлено, что концепции и теории предпрофильной и профильной ориентации и профессионального консультирования, возникшие в США и западноевропейских странах, имеют значительный адаптационный потенциал для использования их в российских условиях (теория характерных особенностей, когнитивная теория, теория принятия решений, сегменитативная теория и др.). (Копытов А.Д.).

В аспекте развития профессионально-педагогического образования разработаны научные основы и инновации в системе сельскохозяйственного образования (Кубрушко П.Ф.).

Создана акмеологическая теория фундаментального образования; осуществлялась подготовка специалистов образования региона (всех подсистем – общего, профессионального, постдипломного), субъектов изучения качества результатов своей деятельности как средства развития их продуктивной компетентности и повышения качества образования в регионе и стране до уровня фундаментального (Кузьмина Н.В.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... несвоевременно представили отчетыза II полугодие 2008года МОУ Доскинская, ... спорта учреждений начального и среднего профессиональногообразования; 5 группа – специалисты физической ... по учреждениям управления образованияза2008год № п/п Наименование ...
  2. Годовой отчет оао «курганхиммаш» за 2008 год

    Отчет
    ... работы за2008год ОАО «Курганхиммаш» имеет следующие показатели: Показатели Ед. изм. Отчет 2007 г. Отчет2008 г. 2008 ... чел 27,3% Численность работников по образованию: Высшее профессиональное 522 чел 20,8% Среднее ...
  3. Отчет о выполнении основных направлений развития архивного дела в республике карелия за 2008 год 1 государственное регулирование архивного дела совершенствование управления архивной отраслью организационная и правовая работа

    Отчет
    ... показатели на 2009 год и отчет о работе за2008год. К 90- ... через реализацию образовательных программ дополнительного профессиональногообразования в партнерстве с вузами. ... профессиональных контактов, разработку проектных идей и предложений. За2008год ...
  4. Отчет о самообследовании программ дополнительного профессионального образования за период 2008-2010гг

    Отчет
    ... им. ак. В.И.Шумакова) Отчет о самообследовании программ дополнительного профессиональногообразованияза период 2008-2010гг. СОДЕРЖАНИЕ Введение ... числе в 2008году – 70 человек, в 2009 году – 169 человек, в 2010 году – 149 человек В 2008году по ...
  5. ОТЧЕТ о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за 2008 год Красноярск 2009

    Отчет
    ... .pdf в Годовом отчете ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за2008год (стр. 9). В 2008году членам Совета ... с высшим профессиональнымобразованием. Число таких сотрудников увеличилось в течение 2008года на 71 человек, а за весь ...

Другие похожие документы..