Главная > Отчет


Основные направления исследований членов Отделения

Действительные члены РАО

Баврин И.И.: совершенствование содержания программ по математике для естественно-научных специальностей и специальности «Информатика» педагогических вузов в аспекте модернизации образования; исследование педагогического и научно-методического наследия просветителя С.А. Рачинского; применение операторного метода в анализе, математической физике и теории распознавания образов.

Берулава М.Н.: разработка методологии и технологии развития личности в условиях интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство в рамках научного обеспечения модернизации профессионального образования.

Бордовский Г.А.: развитие новых гуманитарных технологий в образовательном процессе, поиск эффективных путей совершенствования подготовки педагогических кадров в системе высшего педагогического образования.

Вербицкая Л.А.: оценка состояния и определение приоритетных направлений развития современного российского образования, всестороннее изучение современной произносительной нормы.

Жураковский В.М.: совершенствование содержания и технологий инженерного образования на компетентностной основе с использованием активных методов обучения, разработка принципов формирования профессиональных и государственных образовательных стандартов уровневой подготовки по техническим направлениям; организация партнёрств технических вузов с организациями научной сферы и бизнеса с целью реализации образовательных программ, обеспечивающих приобретение студентами необходимых профессиональных и личностных компетенций в результате квазипрофессиональной и профессиональной деятельности в рамках учебного процесса.

Колягин Ю.М.: исследование истории развития системы математического образования в России; работа над созданием учебно-методических комплексов по математике для средней школы.

Кураков Л.П.: разрабатывались новая модель и методология разработки комплексной стратегической программы высокоэффективной социально-экономической политики в регионах РФ в рамках тематического плана научно-исследовательских работ ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова», проводимых по заданию Федерального агентства по образованию в 2008 г., по теме «Исследование теоретических основ и разработка эффективных механизмов реализации социально-экономической политики в регионах Российской Федерации»

Лиферов А.П.: интеграционные процессы в мировом образовании.

Манушин Э.А.: применение информационных и коммуникационных технологий для совершенствования образования всех уровней; совершенствование российской системы высшего профессионального образования.

Матросов В.Л.: Разработка актуальных проблем развития системы непрерывного педагогического образования; проблем интеграции академической науки и высшего образования; проблем научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития талантливой молодежи; проблем научно-методического и информационного сопровождения процесса совершенствования преподавания математики и информатики в педагогических вузах; проблем содержания послевузовского образования; учебных программ, учебников и учебных пособий по математическому анализу, дискретной математике, высшей математике для студентов, бакалавров и магистрантов физико-математических факультетов педагогических вузов Российской Федерации.

Мунипов В.М.: изучение современных тенденций развития эргономики и их связь с историческими корнями; изучение создания отечественной научной школы психотехники 20-30-х годов.

Мухаметзянова Г.В.: теоретико-методологические основы интеграции образования, науки и производства.

Новиков А.М.: развитие непрерывного образования в условиях его модернизации.

Омаров О.А.: концептуальные научно-педагогические основы развития непрерывной системы образования Республики Дагестан, развитие поликультурного образовательного пространства национальной республики в личностно-ориентированной парадигме на основе взаимодействия и свободного развития русского и национального языков народов Дагестана.

Подуфалов Н.Д.: методология создания комплексной системы научной информации в области наук об образовании, фундаментальных основ организации и проведения мониторинга развития психолого-педагогических наук, рассматривались вопросы методологии и технологии реализации этих разработок; проблемы развития в РАО системы мониторинга научных исследований, использования современных информационных технологий при проведении мониторинга, выявления закономерностей, перспективных направлений и узких мест в развитии наук об образовании, совершенствования планирования процессов развития этих областей науки; изучение функций на конечных линейных пространствах, их алгебраических и геометрических характеристик, в том числе с точки зрения применения в криптографии.

Попков В.А.: Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. Новые подходы в оценке качества и сертификации биологически активных соединений синтетического и природного происхождения, лекарственных препаратов, изделий медицинской техники (технологические и экологические аспекты).

Романцев Г.М.: Научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в Уральском регионе; территориальное и отраслевое развитие науки в образовании в Уральском регионе; интеграция образования в экономику Уральского региона; развитие педагогического, научного и научно-педагогического кадрового потенциала Уральского региона; процессы регионализации образования в Уральском регионе в этнокультурном, социально-экономическом контексте; комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе. Стратегия и методология развития ППО в новых условиях; повышение академического и научного уровня образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения; организация и развитие профессиональных и профессионально-педагогических образовательных систем; психолого-педагогические основы ППО; современные информационные системы и технологии в подготовке специалистов для системы профессионального образования.

Сластенин В.А.: развитие и наращивание научно-теоретического потенциала профессионального педагогического образования.

Соколов В.С.: целенаправленная работа по разработке и реализации системы качества образования в рамках программы развития Сибирского федерального университета в г. Красноярске до 2010 года.

Таюрский А.И.: определение факторов, влияющих на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования; разработка методических основ мультимедийных учебных ресурсов для технического образования; разработка научно-образовательных основ подготовки специалистов в условиях инновационного производства; определение педагогических методов в развитии профессионально-педагогического образования (на примере подготовки магистров).

Ткаченко Е.В.: профессионально-педагогическое образование, многоуровневое профессиональное образование (проблемы развития, интеграции образовательных учреждений), проблемы воспитания и здоровьесбережения; дизайн-образование (проблемы организации и развития).

Филиппов В.М.:менеджмент высшего профессионального образования; глобализация и интернационализация в высшем образовании; сравнительная образовательная политика (в высшем образовании).

Шакуров Р.Х.: социально-психологические проблемы оптимизации педагогического процесса в региональной системе образования.

Эрдниев П.М.: укрупнение дидактических единиц.

Члены-корреспонденты РАО

Александров И.А.: формирование системы непрерывной (от школы до вуза) математической подготовки молодежи, направленной на подготовку специалистов, как в гуманитарных, так и в математических областях знаний с учетом современных потребностей общества.

Батышев А.С.: теоретические основы медицины сотрудничества.

Болотов В.А.: совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций); развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ; создание общероссийской системы оценки качества образования; совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Вербицкий А.А.: научное обоснование, разработка и внедрение педагогических технологий контекстного обучения в процессе подготовки учителя математики в университете; научное обоснование, разработка и внедрение интегративно-контекстной модели и педагогических технологий формирования иноязычной профессиональной компетенции при подготовке специалистов в неязыковом вузе; обоснование принципа учета при организации образовательного процесса кросс-культурных особенностей обучающихся в их влиянии на формирование научной картины мира; разработка и экспериментальная апробация модели диагностики понимания учебного материала в контекстном обучении; проблемы интеграции личностного и компетентностного подхода в образовании: исследование психологических аспектов реализации контекстного подхода: понятия «контекст» как психологической категории, поступка как единицы учебной деятельности в контекстном обучении; проблемы (в отличие от задачи) в развивающих типах обучения; психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетентности менеджера в контекстном обучении.

Волович Л.А.: разработка теоретико-прикладной модели философских оснований формирования ключевых личностно-социально-профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования педагогического профиля в процессе преподавания гуманитарных учебных предметов; компетентностная отработка и проверка эффективности философского звена теоретико-прикладной модели формирования ключевых компетенций личностно-социально-профессионального статуса педагогов нового поколения в средней профессиональной школе.

Гладкий Ю.Н.: Исследование проблем инновационной подготовки специалистов в условиях высокотехнологичной образовательной среды и роли экономической, социальной и политической географии российского государства в системе национального образования

Григорьев С.И.: Формирование модели государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров, разработка интегрированных программ начального и среднего профессионального образования на модульно-компетентностной основе и инновационного механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования.

Журов Ю.В.: исследование основных направлений истории России советского периода, в рамках 1917-1953г.г.

Зеер Э.Ф.: теоретико-методологические основы развивающегося профессионально-образовательного пространства, на основе синергетического, диатропического и субъектного подходов. Психологические особенности развивающего профессионально-педагогического образования на основе компетентностного подхода.

Ибрагимов Г.И.: Научное и методическое обеспечение системы управления качеством образовательного процесса в профессиональной школе с целью определения педагогических возможностей инновационной технологии концентрированного обучения в повышении качества познавательной деятельности студентов средней и высшей профессиональной школы.

Иоанн (Экономцев И.Н.): координация деятельности системы религиозного образования в аспекте духовно-нравственного воспитания; изучение традиций русской православной культуры.

Карамурзов Б.С.: разработка и управление университетскими комплексами различных видов; развитие регионального университета как университетского комплекса; интеграция высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО) на базе университетского комплекса с правом единого юридического лица и учетом специфики и задач входящих в него структур; интеграция и оптимизация структур управления и организации ВПО и СПО в университетском комплексе с учетом менеджмента качества образования, Болонского процесса и перехода на систему зачетных единиц; совершенствование системы нормативного обеспечения функционирования комплексов высшего профессионального образования - интегрированных многоуровневых учреждений профессионального образования; инновационные разработки в области образования в учреждениях ВПО и СПО; модульно-рейтинговые технологии в образовании; разработка моделей и технологий воспитания студентов в духе толерантности, вовлечения молодежи в созидательную жизнь общества.

Копытов А.Д.: актуальные проблемы интеграции образования и науки, разработка методологии и стратегии исследования оптимального развития образовательных систем; исследование механизмов изменений системы образования; сравнительно-педагогический анализ системы профильного обучения в России и зарубежных странах.

Кубрушко П.Ф.: содержание профессионально-педагогического образования (ППО); перспективы развития ППО и его кадровое обеспечение; педагогическая подготовка преподавателей вузов.

Кузьмина Н.В.: разработка акмеологической теории фундаментального образования.

Куцев Г.Ф.: Стратегия развития образования и образовательная практика в условиях рыночной экономики, организация экономического и социального развития учреждений высшего профессионального образования в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Лисов В.И.: структура и содержание профессионального экономического образования; образовательные технологии, управление и мониторинг в профессиональном образовании.

Лукин Г.И.: методология и прикладные исследования по перспективному планированию опережающей подготовки и переобучения кадров для вновь вводимых мощностей и инновационных технологий в отраслях материального производства; формирование внутривузовского организационно-экономического механизма функционирования автономного образовательного учреждения высшей школы и мониторинг результативности его деятельности; интеграция и диверсификация в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг; активизация инвестиций в системе высшего профессионального образования

Матушкин С.Е.: модернизация непрерывной профессиональной подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Медведев В.М.: региональная модель духовного развития учащихся.

Одиноков В.Г.: роль русской литературы XIXXX вв. и духовной культуры в учебно-методической практике высших и средних учебных заведений.

Попов В.В.: исследование рынка труда и рынка образовательных услуг, проблемы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Проворов А.С.: Создание и развитие крупных федеральных университетов и достижение международных стандартов в образовании. Разработка учебно-методических комплексов физических дисциплин. Фундаментальные и прикладные исследования по новым технологиям в медицинской физике.

Раднаев Э.Р.: гуманитаризация высшего образования в Республике Бурятия.

Роберт И.В.: Научно-педагогические, технологические и эргономические предпосылки развития информатизации образования в здоровьесберегающих условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации; комплексная оценка качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, в здоровьесберегающих условиях.

Смирнов И.П.: Формирование модели государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров; методология разработки интегрированных программ начального и среднего профессионального образования на модульно-компетентностной основе; разработка инновационного механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования.

Смолин О.Н.: выработка стратегии и законодательное обеспечение современной российской образовательной политики и формирование научных основ стратегии федеральной образовательной политики.

Фалалеев А.Н.: проблема взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда в условиях сибирского региона.

Чистякова С.Н.: подготовка специалистов-профориентологов к педагогической поддержке жизненного и профессионального самоопределения школьников в условиях изменений на рынке труда и образовательных услуг; воспитательные ресурсы семьи в жизненном и профессиональном самоопределении детей; педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения; содержание общего среднего образования как компонента системы непрерывного образования; источники, факторы и механизмы формирования содержания образовательных областей и учебных предметов как средства приобщения человека к культурному опыту человечества

Шамова Т.И.: управление процессом развития качества образования в образовательном учреждении.

Важнейшие научные достижения членов Отделения в 2008 году.

Действительные члены РАО

Реализация содержания программ по математике для направления «Естествознание» и специальностей «Физика», «Информатика», химико-биологических специальностей педвузов и применения операторного метода в написании учебников для студентов этих вузов, монографии и научных статей (Баврин И.И.).

Проведено эмпирическое исследование состояния высшего образования в России. Выявлены содержательные медиаторы его развития в условиях информационного общества. Выявлена роль масс-культуры, и в частности, масс-медиа на развитие личности (Берулава М.Н.).

Разработаны: новая магистерская программа «Гуманитарный технолог в социальной сфере», содержащая 39 вариативных модулей (и их методическое обеспечение), комбинация которых позволяет адресно готовить магистров образования по широкому спектру направлений; механизм управления изменениями в современном вузе; программы и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов; Интернет-поддержка профессионального развития педагогов: обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне, как дополнительная подготовка педагогов-кураторов и сетевых преподавателей; исследование процессов становления профессиональной компетентности будущего педагога (Бордовский Г.А.).

Осуществлялось экспериментально-фонетическое изучение произносительной нормы русского языка и её вариантов. Начата работа совместно с РУДН по разработке учебных пособий по русскому языку для мигрантов из стран СНГ. Разрабатываются специальные «профессиональные языковые модули» по отдельным специальностям: строительству, медицине, сельскому хозяйству и т.д. В дополнение к базовым знаниям по русскому языку такие пособия будут включать минимальный лексический набор, необходимый для людей одной профессии. Подготовлена к выпуску II часть Комментариев к Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации», разрабатываются учебные пособия для реализации. За отчетный период взаимодействие и сотрудничество осуществлялось с Межведомственной комиссией по русскому языку, с Государственной Думой Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством иностранных дел, Российским центром международного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентром) (Вербицкая Л.А.).

Проведено изучение лучшей отечественной и мировой практики инженерного образования, включая результаты приоритетного национального проекта «Образование», обобщён передовой опыт и результаты включены в разрабатываемые методологические положения педагогики инженерного образования как самостоятельного раздела профессиональной педагогики. Аналитические исследования результатов выполнения инновационных образовательных программ 57-мью вузами – участниками приоритетного национального проекта «Образование» положены в основу предложений по их развитию в рамках федеральных целевых программ. Результаты мониторинга участия российских вузов в реализации принципов Болонского процесса использованы для подготовки Национального доклада Российской Федерации (Жураковский В.М.).

Разработаны учебно-методические комплексы по математике для профильной средней школы; подготовлены пособия по методике преподавания математики для физико-математических факультетов педагогических и классических университетов и электронно-образовательного комплекса по математике для основной школы (теория и практика). Продолжено исследование по истории развития системы математического образования России (Колягин Ю.М.).

Проведены оценка текущего состояния социально-экономической ситуации в Чувашской Республике, в том числе и в сфере образования, и анализ процессов инфраструктурного обеспечения рыночной экономики, с целью создания конкурентной среды в республике, инновационного развития Чувашской Республики. Сформулированы принципы социально-экономической стратегии развития Чувашской Республики и Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 г.(Кураков Л.П.).

Изучены новые факторы процесса глобализации образования, касающиеся роли и места транснациональных корпораций в углублении интеграционных процессов в мировом образовании и их влияние на совершенствование современного отечественного высшего образования (Лиферов А.П.).

Разработан методологический подход к адаптации автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа к дисциплинам общего среднего и среднего профессионального образования, который позволяет использовать новейшие сетевые образовательные ресурсы, созданные в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, для повышения уровня практической подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего образования. Разработаны принципы адаптации методических материалов по автоматизированным лабораторным практикумам удаленного доступа применительно к среднему образованию и на основе их применения в качестве примера создан универсальный практикум с удаленным доступом, который может быть использован при изучении как общих и специальных учебных дисциплин в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, так и при изучении курса физики в учреждениях среднего образования. Разработанные методические материалы дают возможность преподавателям ознакомиться с основами проведения удаленных учебных экспериментов на реальных лабораторных установках и подготовить их проведение в своем образовательном учреждении. Разработаны методики применения трех информационно-аналитических систем (Система когнитивного кибернетического моделирования, Интегрированная система эволюционной оптимизации с помощью генетических алгоритмов и Прикладная информационно-аналитическая система «Мониторинг социально-экономического положения в Федеральном округе») в среде УСЦ для выполнения конкретных учебно-аналитических задач (УАЗ). Методики апробировались в реальном учебном процессе УСЦ Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Предложены формы занятий и методическое обеспечение, необходимое для выполнения УАЗ. Приведены и проанализированы психологические, содержательные, дидактические, организационные и обеспечивающие факторы, которые необходимо учитывать при учебном применении информационно-аналитических систем. Некоторые результаты, касающиеся возможностей реализации человеко-машинных нестационарных систем удаленного управления дифференцированным обучением и ресурсами удаленного пользователя, использовались преподавателями технического университета при составлении технических заданий и выполнении курсовых проектов по дисциплинам «Системное программирование», «Базы данных», «Распределенные системы обработки информации», «Информатика», а также при выполнении дипломных проектов бакалавров, магистров и инженеров. На основании полученных результатов студентами старших курсов выполнялись исследования по программам НИРС с использованием WEB-технологий и сайта для дистанционного управления. Рассмотрены побудительные мотивы, обусловливающие необходимость коренных преобразований в системе высшего профессионального образования, а также тенденции развития рынков интеллектуального труда и образовательных услуг. Исследована эффективность социально-экономических преобразований в системе высшего профессионального образования и характер существующих противоречий. Рассмотрена принципиальная возможность ментально структурированного проектирования образовательных программ и лекционных курсов. Исследована специфика использования теории информации для оценки сложности читаемых курсов и научно обоснованного определения их трудоемкости в информационных и временных единицах (в том числе и учебных единицах – кредитах). Исследована специфика использования для этих целей больших вычислительных машин, позволяющих выявлять резервы учебного времени и определять не только интегральную оценку качества рассматриваемых учебных материалов (учебно-методических комплексов), но и давать практические рекомендации по их совершенствованию с учетом ментального структурирования (методологического «сжатия»). Рассмотрены главные отличительные особенности используемого психолого-синергетического подхода. Подчеркнуто, что функциональное объединение трех разнохарактерных составляющих – психофизиологических характеристик человека, логической структуры той или иной предметной области и вычислительных возможностей современных ЭВМ – является весьма трудной междисциплинарной задачей в силу ее нечеткой обусловленности. Решение этой задачи лежит в основе нового научного направления, получившего условное название «Инженерная психосинергетика». Излагаемые основные положения ментально структурированной технологии квантового обучения являются принципиально новыми как для отечественной, так и для зарубежной практики (Манушин Э.А.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы управления образования за 2008 год

    Документ
    ... несвоевременно представили отчетыза II полугодие 2008года МОУ Доскинская, ... спорта учреждений начального и среднего профессиональногообразования; 5 группа – специалисты физической ... по учреждениям управления образованияза2008год № п/п Наименование ...
  2. Годовой отчет оао «курганхиммаш» за 2008 год

    Отчет
    ... работы за2008год ОАО «Курганхиммаш» имеет следующие показатели: Показатели Ед. изм. Отчет 2007 г. Отчет2008 г. 2008 ... чел 27,3% Численность работников по образованию: Высшее профессиональное 522 чел 20,8% Среднее ...
  3. Отчет о выполнении основных направлений развития архивного дела в республике карелия за 2008 год 1 государственное регулирование архивного дела совершенствование управления архивной отраслью организационная и правовая работа

    Отчет
    ... показатели на 2009 год и отчет о работе за2008год. К 90- ... через реализацию образовательных программ дополнительного профессиональногообразования в партнерстве с вузами. ... профессиональных контактов, разработку проектных идей и предложений. За2008год ...
  4. Отчет о самообследовании программ дополнительного профессионального образования за период 2008-2010гг

    Отчет
    ... им. ак. В.И.Шумакова) Отчет о самообследовании программ дополнительного профессиональногообразованияза период 2008-2010гг. СОДЕРЖАНИЕ Введение ... числе в 2008году – 70 человек, в 2009 году – 169 человек, в 2010 году – 149 человек В 2008году по ...
  5. ОТЧЕТ о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за 2008 год Красноярск 2009

    Отчет
    ... .pdf в Годовом отчете ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» за2008год (стр. 9). В 2008году членам Совета ... с высшим профессиональнымобразованием. Число таких сотрудников увеличилось в течение 2008года на 71 человек, а за весь ...

Другие похожие документы..