Главная > Книга



Что такое философия?

Краткий очерк истории

философии

 Философская картина

     мира

Философия человека

 Философия деятельности

Задачи и упражнения

МОСКВА  2005

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник ";Философия"; издан издательско-торговой корпорацией ";Дашков и К"; в 2004 г.

ISBN  Балашов Л. Е., 2005 г.

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию? 10

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 13

ГЛАВА 1. Что такое философия? 13

1.1. Любовь к мудрости 13

1.2. Предмет и «части» философии 18

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 21

1.4. Практическая философия 29

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 32

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 32

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 32

2.2. Протофилософия 33

2.3. Ранние греческие философы 33

2.4. Сократ 38

2.5. Платон 40

2.6. Аристотель 42

2.7. Киники 44

2.8. Древняя философия после Аристотеля 44

2.9. Философия средневековья 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 49

3.2. Ф. Бэкон 51

3.3. Р. Декарт 53

3.4. Б. Спиноза 54

3.5. Т. Гоббс 56

3.6. Д. Локк 56

3.7. Г. Лейбниц 58

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 59

3.9. Вольтер и Руссо 60

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 61

3.11. И. Кант 62

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 66

4.1. Гегель 66

4.2. Послегегелевская философия 70

4.3. О. Конт 71

4.4. Л. Фейербах 72

4.5. Марксистская философия 73

4.6. А. Шопенгауэр 83

4.7. С. Кьеркегор 84

4.8. Ф. Ницше 84

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 90

5.1. Общая характеристика русской философии 90

5.2. Западники и славянофилы 92

5.3. П. Я. Чаадаев 93

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 94

5.5. В. С. Соловьев 95

5.6. Н. А. Бердяев 96

5.7. Русский космизм 97

5.8. В. И. Ленин 98

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 98

6.1. З. Фрейд 98

6.2. Феноменология 100

6.3. Экзистенциализм 100

6.4. Прагматизм 101

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 101

6.6. К. Поппер 102

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 103

6.8. Постмодернизм 104

6.9. Современная философская мысль 105

Раздел третий. Философская картина мира 106

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 106

7.1. Картины мира 106

7.2. Бытие, существование 111

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 115

7.4. Источники построения категориальной картины мира 116

7.5. Категориальная структура мира 118

7.6. О категориальном детерминизме 119

7.7. Категориальная картина мира 121

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135

7.9. Материя и движение 139

ГЛАВА 8. Материя 141

8.1. Структура материи 141

8.2. Качество 147

8.3. Количество 150

8.4. Мера 158

8.5. Виды материи 162

8.6. Тело 165

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 166

8.8. Виды тела 175

8.9. Группа (групповая материя) 176

8.10. Мезоматерия 179

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 181

ГЛАВА 9. Движение 184

9.1. Общая характеристика движения 184

9.2. Пространство 190

9.3. Время 192

9.4. Виды движения 196

9.5. Развитие 204

ГЛАВА 10. Противоречие 210

10.1. Общая характеристика противоречия 210

10.2. Структура противоречия 214

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 222

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 228

10.5. Сложные (органические) противоречия 234

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 234

10.7. Золотая середина 237

10.8. Противоречия в мышлении 239

ГЛАВА 11. Становление 242

11.1. Общая характеристика становления 242

11.2. Становление и развитие 245

11.3. Возможность 249

11.4. Действительность 254

11.5. Закон и явление 257

11.6. Причина — действие — следствие 260

11.7. Вещь — свойство — отношение 268

11.8. Сущность 271

11.9. Форма и содержание 276

11.10. Старое и новое 277

11.11. Эволюция и революция 280

Раздел четвертый. Философия человека 286

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 286

12.1. Что такое человек? 286

12.2. Человек-общество-природа 287

12.3. Сущность человека 288

12.4. Происхождение человека 291

12.5. Организация человека 293

12.6. Типология человека 294

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 297

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 298

13.2. Смерть и бессмертие 303

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 309

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 312

13.5. Потенциальное бессмертие 318

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 323

13.7. Активное долголетие 325

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 332

13.9. Человеческое счастье 336

13.10. Любовь 341

13.11. Человеческий смысл творчества 352

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 354

14.1. Гуманизм — философия человечности 354

14.2. Либерализм 358

14.3. Cвобода 363

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 378

15.1. Общество — взаимодействие людей 378

15.2. Структура общества 379

15.3. Государство 381

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 390

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 390

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 392

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 393

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 396

15.9. Мораль, право, политика 403

15.10. Золотое правило поведения 405

15.11. Добро и зло 413

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 424

15.13. О культуре поведения 428

15.14. Культура 431

15.15. Наука 434

15.16. Искусство 435

15.17. Религия 436

Об атеизме и свободомыслии 442

Мистика 443

15.18. Цивилизация 446

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 447

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 467

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 467

16.1. Деятельность 468

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 474

16.3. Цель, средство, результат 475

16.4. Субъект и объект 479

16.5. Виды человеческой деятельности 483

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 488

16.7. Психика 490

16.8. Сознание 495

16. 9. Воля 497

16.10. Язык 498

16.11. Опыт 499

ГЛАВА 17. Мышление 500

17.1. Как мы думаем? 500

17.2. Способности мышления 502

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 511

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 513

17.5. Вероятностное мышление 518

17.6. Ум (интуиция) 520

17.7. Разум (диалектическое мышление) 523

17.8. Категориальный строй мышления 534

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 550

ГЛАВА 18. Творчество 562

18.1. Жизнедеятельность 562

18.2. Сущность творчества 562

18.3. Познание 566

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 571

18.5. Формы индивидуального познания 572

18.6. Наука (коллективное познание) 573

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 578

18.8. Практика 579

18.9. Игровая деятельность 585

18.10. Искусство (художественная деятельность) 586

18.11. Спорт 588

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 590

К разделу «Введение. Что такое философия?» 590

К разделу «История философии» 591

К разделу «Философская картина мира» 592

К разделу «Философия человека» 593

К разделу «Философия деятельности» 600

Разное 603

Пояснения и методические рекомендации 605

Литература 607

Книги автора 608

Указатель имен 610

Предметный указатель 614

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.1

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Что такое философия?

    Список учебников
    ... гимнастика... ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ К разделу «Введение. ЧтотакоефилософияЧто я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта ...
  2. «Что такое философия?» Жиль Делез Феликс Гваттари Жиль Делёз

    Книга
    «Чтотакоефилософия?» Жиль Делез, Феликс Гваттари. Жиль Делёз (1925 — 1995) — французский философ-постмодернист. Феликс ... и критику капитализма в его связи с шизофренией. Чтотакоефилософия? Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие ...
  3. Что такое философия? 1981 (Делез Ж Гваттари Ф ) Часть 1

    Автореферат диссертации
    Чтотакоефилософия? 1981. (Делез Ж., Гваттари Ф.) Часть 1. Жиль Делез, Феликс Гваттари. Чтотакоефилософия? Gilles Deleuze, Felix ... самом, которое позволяет поставить проблему "чтотакоефилософия"?). Так же и с теми, кто умирает молодым ...
  4. Философия Притворись ее знатоком Джим Хэнкинсон (Блеф-серия) ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

    Документ
    ... знатоком. Джим Хэнкинсон (Блеф-серия) ЧТОТАКОЕФИЛОСОФИЯ Ответить на этот вопрос даже ... наружу. Рассказав эту историю, философ принялся так хохотать, что подавился и умер. Можно представить ...
  5. Введение или предварительные рассуждения о том что такое философия 7

    Автореферат диссертации
    ... ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТОТАКОЕФИЛОСОФИЯ 7 Раздел 1 ИСТОКИ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ... и интересы социального субъекта 304 ГЛАВА 3 ЧТОТАКОЕ ОБЩЕСТВО? 312 § 1. Коллективность как условие ...

Другие похожие документы..