Главная > Методические рекомендации


Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Методические рекомендации

по преподаванию учебных предметов

с учетом примерного учебного плана

образовательных учреждений Санкт-Петербурга

на 2008-2009 учебный год

/ Под ред. Алексеева С.В., Журавлевой О.Н., Лебедевой И.Ю./

Санкт-Петербург 2008

Общие положения

При разработке учебных планов ОУ Петербурга на 2008-2009 учебный год необходимо опираться на Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Федеральный компонент образования разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756 от 29 декабря 2001 г. Содержание современного школьного образования определяется Государственным стандартом общего образования 2004 г.

При разработке учебных планов на 2008-2009 учебный год следует также учитывать:

Распоряжение КО «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 10.03.2005 №93-р

Распоряжение КО «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2006-2007 учебный год» от 25.04.2006 № 400-р

Распоряжение КО «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2007-2008 учебный год» от 08.05.2007 № 598-р

Распоряжение КО «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008-2009 учебный год» от 24.12.2007 № 1729-р.

Изучение учебных дисциплин на профильном и базовом уровне реализуется в соответствии с Федеральным компонентом образовательных стандартов 2004 г. Общие рекомендации по преподаванию предметов на базовом и профильном уровне содержатся в нормативных документах Министерства образования и науки (примерные программы по предмету для базового и профильного уровней), а также в Распоряжениях Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (см. выше). В связи с реализацией в средней школе профильного обучения все предметы федерального компонента учебного плана могут изучаться либо на базовом, либо на профильном уровне. Ни один из предметов, перечисленных в федеральном компоненте ФБУП – 2004 не может изучаться на уровне, ниже базового. Таким образом «базовый уровень» является минимальным форматом, допустимым в преподавании любого учебного предмета. В Санкт-Петербурге нормативными документами КО СПб разрешен промежуточный уровень изучения учебного предмета – «уровень, поддерживающий профиль». Программы преподавания любого предмета на уровне, поддерживающем профиль, разрабатываются конкретным ОУ на основе «Примерных программ» для профильного уровня и в соответствии с выбранным профилем обучения и реальными потребностями учащихся данного ОУ. Разработанные программы необходимо согласовать с методическими службами района или города. Конкретные методические рекомендации по планированию и преподаванию отдельных курсов, тем можно получить в предметных кабинетах и на кафедрах СПбАППО.

Изучение учебных дисциплин федеральной части учебного плана возможно только по учебникам, вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2008/2009 уч. год. или допущенным для использования в регионе решением Регионального экспертного совета.

Вариативность выбора ОУ учебно-методических комплектов сохраняется. При выборе УМК необходимо обратить внимание на завершенность соответствующей вертикали. Такие учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки». В этом случае можно получить полное представление о структуре, содержании, дидактическом и методическом аппарате УМК. При выборе УМК следует также руководствоваться особенностями тех учащихся, с которыми работает учитель (уровень стартовой подготовки, возрастные и психолого-педагогические особенности) и, конечно, целями обучения, конкретизированными для данного ОУ. В настоящее время состав Федерального перечня УМК расширяется за счет учебников, предназначенных для использования в профильной школе и открывающих новые линии. Такие учебники имеют гриф «Допущено Министерством образования и науки» и могут быть использованы учителями (см. интернет-сайт fsu.edu. ru).

Естественнонаучные дисциплины

Изучение предмета на базовом уровне предполагает общекультурную, мировоззренческую подготовку учащихся по соответствующему направлению. Поэтому из требований образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников для этого уровня изучения предметов исключены многие специфические компетенции, овладение которыми необходимо для успешной сдачи единого государственного экзамена. Важно информировать учащихся и их родителей: подготовка к ЕГЭ учащихся, выбравших базовый уровень изучения предмета, в рамках школьного обучения не предполагается и не является зоной ответственности учителя-предметника. Это не исключает для учащегося возможности самостоятельно готовиться к ЕГЭ.

Необходимо отметить, что в образовательных стандартах всех естественнонаучных предметов для базового уровня сохранены требования, предполагающие овладение учащимися методологией научного познания. Поэтому натурный эксперимент при изучении предмета на базовом уровне является обязательным. А уровень сформированности методологических умений учащихся должен обязательно отслеживаться и проверяться как в рамках промежуточного, так и в рамках итогового контроля знаний учащихся.

Особое внимание при изучении предметов на базовом уровне уделяется формированию надпредметных, общеучебных умений учащихся средствами учебного предмета. В частности, формированию умений, связанных с обработкой информации, представленной в разных формах и на разных носителях.

Изучение предмета на профильном уровне предполагает овладение учащимися всеми компетенциями, характерными для данного учебного предмета и обозначенными в соответствующих образовательных стандартах.

Предполагается, что учащиеся, выбравшие профильный уровень изучения учебной дисциплины, ориентированы на продолжение образования в соответствующем вузе. Для поступления в каждый вуз (в соответствии с поправками к «Закону об образовании» в связи с введением государственной итоговой аттестации выпускников) необходимо сдать ЕГЭ по конкретным предметам, в зависимости от выбранной специальности. Поэтому профильный уровень изучения предмета предполагает целенаправленную работу учителя по подготовке учащегося к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Следует отметить, что требование образовательных стандартов по формированию общеучебных умений актуально и для этого уровня, поэтому работа с учебными текстами, широкое применение информационных технологий и т.д. в свете требований образовательных стандартов является необходимым атрибутом современного урока. Изучение предмета на уровне, поддерживающем профиль, реализуется, как правило, в случае, когда для поступления в вуз не требуется сдавать экзамен по данному предмету. Однако для успешного обучения в выбранном вузе требуется уровень знаний, значительно превышающий базовый, так как студенту необходимо будет изучать общий курс по данному предмету в течение нескольких семестров.

В таких случаях чаще всего реализуются скорректированные программы профильного уровня с общей ориентацией на стандарты профильного уровня и учебники, предназначенные для изучения предмета на профильном уровне. По вопросам корректировки или разработки программ и учебно-тематического планирования каждым предметным кабинетом проводятся индивидуальные консультации. Такой уровень изучения предмета не может быть массовым и вопрос о его целесообразности решается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Несмотря на то, что этот формат изучения учебного предмета в большей степени приближается к профильному уровню, чем к базовому, перед учителем не ставится задача целенаправленной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Напоминаем, что в связи с вступлением в силу поправок к «Закону об образовании», связанных с итоговой аттестацией учащихся в форме ЕГЭ, государственная итоговая аттестация учащихся во всех образовательных учреждениях, имеющих право на реализацию программ среднего (полного) образования (кроме отдельных школ для детей с отклонением в развитии и спецшкол для учащихся с девиантным поведением) в будущем 2008-2009 учебном году будет проводиться только в форме ЕГЭ.

В настоящий момент в каждом предметном кабинете факультета создан банк элективных курсов. Напоминаем, что это самостоятельные курсы, призванные удовлетворять разнообразные образовательные потребности учащихся, они не являются добавкой к предмету, которая может ими интегрироваться или поглощаться. Поэтому элективные курсы не могут дублировать содержание федеральных предметов. Тем не менее, в ряде образовательных учреждений происходит подмена понятий: курс по выбору объявляется обязательным для всех учащихся и, по сути, является дополнительным часом, отводимым на изучение учебной дисциплины из федерального компонента, хотя и фиксируется в отдельном журнале. Такая «двойная бухгалтерия» в корне не соответствует идеологии профильного обучения и ущемляет интересы учащихся.

До сих пор в Санкт-Петербурге велико количество образовательных учреждений, которые реализуют универсальное обучение. ФБУП 2004 года это не запрещает. Однако следует отметить, что этот вариант учебного плана школы в наибольшей степени ущемляет интересы учеников: все предметы федерального компонента изучаются, но на базовом уровне. Добавление «лишнего часа» на изучение ряда предметов проблемы не решает, так как и в этом случае ни один из них не изучается на уровне, объективно достаточном для прохождения учащимися государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Напоминаем, что с весны 2009 года учащимся придется сдавать экзамены по нескольким учебным предметам именно в этом формате, даже если они в перспективе не планируют продолжение образования в вузе.

Ниже приводится таблица, в которой указано количество уроков в неделю, отводимых для изучения каждого учебного предмета на профильном уровне, базовом уровне и уровне, поддерживающем профиль, в 10 и 11 классах, определенное нормативными документами Министерства образования и науки и Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга

Таблица 1.

Обязательный недельный минимум

учебных предметов и часов, отводимых на их изучение

Учебный предмет

При изучении предмета на профильном уровне

При изучении предмета на уровне, поддерживающем профиль

При изучении предмета на базовом уровне

Класс

X класс

XI класс

X класс

XI класс

X класс

XI класс

Математика

6

6

5

5

4

4

География

3

3

2

2

Физика

5

5

4

4

2

2

Химия

3

3

2

2

1

1

Биология

3

3

1

2

1

1

Технология

4

4

2

2

1

1

Естествознание

Учебный предмет «Природоведение» в 5 классе может изучаться по программам интегрированных курсов образовательной области «Естествознание». Данные курсы могут реализоваться в двух вариантах: в 5 классе - 2 часа в неделю, в 6 классе 2 часа в неделю (по решению образовательного учреждения за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю)) или только в 5 классе ( 2 часа в неделю) в зависимости от выбранной программы и сопровождающего ее УМК. Среди них представлены как межпредметные интегрированные курсы (естествознание), так и монопредметные курсы, в которых ярко выраженный пропедевтический характер относится к одному из предметов естественнонаучного цикла (физике, химии или биологии).

Проблема адекватного выбора УМК – одна из определяющих в обеспечении качества естественнонаучного образования в основной школе. Критерий выбора интегрированного курса - установка на формирование ориентировочной основы системного мышления учащихся, что обеспечивает в дальнейшем целостное восприятие содержания предметных курсов естественнонаучной направленности.

Интегрированный курс «Естествознание»( 10 класс – 3 часа в неделю, 11 класс – 3 часа в неделю) является базовым для непрофилированных в естественно-научном направлении школ. Его введение позволяет:

- дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («Физика», «Химия», «Биология») в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.

Разработан стандарт этого учебного предмета, несколько авторских программ и УМК. Выбор УМК обусловлен центральной педагогической задачей курса естествознания – концептуальное обобщение естественно-научных знаний как основы миропонимания. Педагогам, преподающим этот курс, настоятельно советуем пройти профессиональную переподготовку.

При обучении естествознанию рекомендуется использовать сборник ";Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев"; Естествознание 10-11» 2005г., М.: Просвещение. В нем представлены авторские программы, соответствующие линиям рекомендованных МОиН РФ учебников.

Математика

При планировании учебной работы и формировании учебных программ по математике следует обратить внимание на следующие особенности:

  1. Введение внешних форм аттестации учащихся в 9 классе

  2. Обязательное введение в программы 7-9 классов элементов дискретной математики.

  3. УМК по алгебре под редакцией Ш.А.Алимова, не вошедший в Федеральный перечень, включен в региональный перечень учебной литературы и по решению регионального экспертного совета может использоваться в практике преподавания математики в 7-11 классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.

  4. В связи с проведением государственной итоговой аттестации учащихся в 2008/09 учебном году только в форме ЕГЭ, администрациям образовательных учреждений и учителям математики выпускных классов необходимо иметь в виду следующее:

    • Для успешной подготовки к итоговой аттестации в старших классах требуется целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7-9 классов и математики 5-6 классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.

    • Для обеспечения прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания, изучаемыми в старшей школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, нужно проводить систематическое повторение пройденного. Это может осуществляться через систему упражнений для домашней работы или использование в ходе обучения устных упражнений. Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на уроках математики в основной школе, но недостаточно используются в старших классах. При разработке содержания и формы представления устных упражнений следует обеспечивать простоту технических преобразований и вычислений, необходимых для их выполнения. Это позволяет сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне их выполнения, т.е. на определении метода их решения. Кроме того, такого рода задания позволяют моделировать различные нестандартные ситуации применения знаний и умений учащихся.

    • При работе с учебными материалами, связанными с подготовкой к ЕГЭ, необходимо обращать внимание на наличие грифа Федерального института педагогических измерений. Кроме того, чрезвычайно полезными окажутся издания, имеющие гриф Регионального экспертного совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

  1. Некрасов В.Б., Жигулев Л.А. и др. ЕГЭ: Математика: контрольно-измерительные материалы: 2006-2007 – СПб.: Просвещение, 2007.

  2. Некрасов В.Б., Жигулев Л.А., Гущин Д.Д. Готовимся к ЕГЭ – 2007. Математика. Учебно-справочное пособие. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.

  3. Некрасов В.Б. Школьная математика. Справочное пособие. – СПб.: Авалон, 2006.

Химия

Переход на стандарт для профильной школы требует серьезной подготовки и тщательной проработки материала. В связи с этим кабинет химии планирует открыть, начиная с 2008/2009 учебного года, специальный курс «Методика преподавания химии в профильных классах».

В некоторых школах существенно сократился объем практических работ учащихся. В ряде случаев учителя не уделяют достаточного внимания постановке демонстрационных опытов. В отрыве от эксперимента преподавание химии становится простым натаскиванием учащихся писать химические формулы уравнения по определенным правилам. Поэтому всеми силами надо стремиться, чтобы знания учащихся не были исключительно абстрактными, чтобы ребята четко могли сопоставить реальное вещество и его формулу на бумаге и на доске. Ни в коем случае нельзя сокращать то минимальное количество опытов, которое определено программой, по которой работает учитель. Недостаточное владение методикой постановки экспериментов учителя могут восполнить на специальном курсе в АППО «Методика организации практических работ. Решение задач».

Еще одна тревожная тенденция связана с однобокостью в знаниях учащихся. Наблюдается перекос в знаниях: выпускник школы может определять тип гибридизации атомов углерода в тех или иных органических веществах, и в то же самое время не знать, как выглядят и где применяются важнейшие вещества, широко используемые в быту и в технике. Для учета этого обстоятельства следует четко расставить акценты в преподавании предмета.

Различные УМК по химии отличаются между собой последовательностью изложения материала, методическими подходами к той или иной теме. Для того чтобы сохранить единое образовательное пространство Санкт-Петербурга, учесть традиции, сложившиеся в регионе, накопленный опыт и достижения Санкт-Петербургской методической школы, кабинет химии АППО разработал варианты учебно-тематического планирования.

Рассмотрим особенности этапов изучения химии в школе. Первый год изучения химии (8-ой класс) оказывается довольно сложным: на восьмиклассника обрушивается огромная масса теоретического материала. Наиболее оптимальной с точки зрения методики оказалась следующая последовательность изучения материала: первоначальные химические понятия, знакомство с важнейшими веществами и их свойствами (кислород, водород, вода), основные классы неорганических веществ, строение атома, периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева, химическая связь. Следует отметить, что центральной и важнейшей темой 8-го класса является изучение классов неорганических веществ. Именно в ходе изучения этой темы закладываются основы химической грамотности учащихся. Некоторые авторы УМК начинают изучение химии с темы «Строение атома. Периодический закон». В этом есть свои положительные стороны, но следует учесть, что абстрактное мышление, как правило, еще недостаточно развито у учащегося 8-го класса, он еще не обладает достаточным знанием конкретных химических фактов и плохо себе представляет те абстрактные понятия, о которых идет речь.

Важнейшими темами 9-го класса являются «Закономерности химических процессов», «Окислительно-восстановительные реакции», «Реакции в водных растворах электролитов», «Неметаллы», «Металлы», «Знакомство с органическими веществами». В связи с сокращением учебного времени, отводимого на изучение химии, предполагается. что знакомство со свойствами неметаллов и металлов происходит обзорно, по методу укрупненных дидактических единиц. При 2 ч химии в неделю невозможно остановиться на особенностях соединений неметаллов, изучать металлы и неметаллы по группам, как это было раньше. В новом стандарте в 9-м классе не предполагается изучение химических производств, опущены такие темы как «Гидролиз солей», «Электролиз». В тех школах, где в учебном плане химии отведено 3 ч в неделю в 9-м классе, целесообразно сохранить систематическое изучение металлов, неметаллов и их соединений по группам. Следует обратить внимание на то, что в 9-м классе не предполагается изучение органической химии как отдельного предмета. Это только знакомство с органическими веществами и их особенностями.

Обратим внимание, что в соответствии с действующим стандартом, в основной школе предполагается решение задач только следующих типов: вычисления молярной массы и количества вещества, расчеты по уравнению реакций (по одному из реагентов или продуктов), вычисления массовой доли элемента в соединении, растворенного вещества в растворе, массовой доли примесей в веществе.

Что касается распределения материала в профильном и базовом курсе химии, то, учитывая сложившейся традиции можно рекомендовать в 10-м классе после повторения важнейших тем курса 8-9 классов («Строение атома», «Химическая связь») начать изучение органической химии. Тогда в 11-м классе заканчивается курс органической химии и учащиеся переходят к курсу общей химии. В профильных классах предполагается систематическое изучение химии элементов по группам.

Кабинет химии АППО консультирует учителей по организации и особенностям обучения химии. Вопросы можно также задавать по электронной почте: lan@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... ; рекомендациипо распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебнымипредметами, основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... ; рекомендациипо распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебнымипредметами, основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений ...
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    ... основанные на методическихрекомендацияхпо организации деятельности образовательныхучреждений надомного обучения и др.; минимальный и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся. 2. Особенности ...
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга (1)

    Методические рекомендации
    ... постдипломного педагогического образования Методическиерекомендациипопреподаваниюучебныхпредметов с учетомпримерногоучебногопланаобразовательныхучрежденийСанкт-Петербурга на 2009/10 учебный год Санкт-Петербург 2009 Авторский коллектив ...
  5. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана образовательных учреждений санкт-петербурга (2)

    Методические рекомендации
    ... постдипломного педагогического образования Методическиерекомендациипопреподаваниюучебныхпредметов с учетомпримерногоучебногопланаобразовательныхучрежденийСанкт-Петербурга на 2009/10 учебный год Санкт-Петербург 2009 Авторский коллектив ...

Другие похожие документы..