Главная > Документ


651

ных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам «маскулинности» и «фемининности» составляет один из осн. стержней юношеского сознания и самосознания. С этим связано много драматич. переживаний. Напр., мальчики тяжело переживают своё отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие у себя черт характера, к-рые кажутся им «немужскими»; и юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью. Вообще половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются. Психол. различия между полами, измеренные с помощью спец. тестов, в этом возрасте также максимальны. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротич. переживания, фантазии и интересы. Юношеская гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимость находит выход в мастурбации, к-рая у 15- 17-летних мальчиков является массовой, и сама по себе, вопреки распространённым представлениям, не влечёт к.-л. болезненных последствий. Рост эротич. интересов характерен и для девушек.

Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для мл. подростков, к-рые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротич. чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с пси-хол. интимностью, к-рую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Разобщённость любви и чувственности, к-рую всячески насаждает ханжеское антисексуальное воспитание, приводит к тому, что «чистая любовь» представляется подростку асексуальной, а чувственность - соблазнительной, но низменной и постыдной.

Под влиянием урбанизации и ряда др. социально-культурных сдвигов сексуальное поведение юношей и девушек в последние десятилетия существенно изменилось: раньше происходит половое созревание (см. Акселерация), раньше пробуждаются сексуальные интересы и начинается половая жизнь, причём возрастные границы в этом отношении между юношами и девушками резко сблизились; терпимее стало отношение к добрачным связям (оценка интимной близости зависит не столько от того, имела ли она место в браке или вне его, сколько от наличия или отсутствия любви); молодёжь всё более критически относится к т. н. двойному стандарту,

т с разным нормам сексуального поведения для мужчин и для женщин Эти изменения отражают общую тенденцию роста индивидуальной свободы в этой, как и в остальных, сферах человеческой жизни Но с ними сопряжены также серьезные проблемы и трудности известная неопределенность нормативных предписаний, на к-рые ориентируется молодежь, рост неустойчивости брака, высокий процент нежелательных беременностей и внебрачных рождений в юности, опасность распространения венерич заболеваний, снижение у нек-рых молодых людей чувства моральной и социальной ответственности за свою интимную жизнь и ее последствия Выход здесь тот же, что и в др сферах жизни, - рост свободы предполагает также рост ответственности и самоконтроля Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см Половое воспитание)

Ранняя юность насыщена множеством новых эмоциональных переживаний Хотя в целом жизненный мир юноши кажется более упорядоченным, чем подростковый, многие юноши и девушки испытывают значит психол трудности Осознание своей индивидуальности, непохожести на других оборачивается у многих, даже общительных старшеклассников острым чувством одиночества и непонятости Новое чувство необратимости времени, без к-рого невозможна постановка вопроса о смысле жизни, сталкивает их с проблемой смерти Переживается она весьма остро у одних вызывает панический страх, у других - болезненное влечение к смерти, желание разрешить житейские трудности путем самоубийства Типичной массовой коммуникативной проблемой ранней юности выступает застенчивость, особенно тяжело переживаемая мальчиками, т к она противоречит эталону маскулинности Возраст 14—18 лет - критич период проявления разл психопатий В этом возрасте особенно резко проявляется характер, нек-рые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность пси-хич травм или отклоняющегося от норм поведения Даже сами нормативы пси-хич здоровья, устанавливаемые с помощью спец тестов, для юношеского возраста несколько иные, чем для взрослых Все это подчеркивает необходимость внимательного, индивидуального подхода, учитывающего половые, средо-вые и типологич особенности учащихся Ю - своего рода рубеж между детством и взрослостью, а «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (Выготский Л С, Избр психол исследования, M, 1956, с 277)

Сов система воспитания была по сути своей авторитарной Перемены в жизни России с нач 90-х гг дали юношам и

девушкам огромные преимущества перед их сверстниками из предшествовавших поколений вместо того чтобы покорно следовать предписаниям старших, они получили возможность самостоят выбора своего жизненного пути и право сойти с заранее проложенных для них дорог Однако эта свобода, особенно в условиях общего социального и духовного кризиса, чревата огромными издержками Совр юноши и девушки раньше взрослеют, у них стало меньше инфантилизма и иждивенческих настроений Но отсутствие социальных гарантий, резкое социальное расслоение общества и идейный разброд в нем способствуют вовлечению многих из них в криминальную деятельность Наблюдается рост молодежной преступности, наркомании, жестокости и сексуального насилия Нек-рые юноши и девушки попадают под влияние тоталитарных сект и полит экстремизма Увлечение специфически-молодежными формами иск-ва сопровождается падением интереса к классическому культурному наследию Выявился и необычайно обострился долгие годы скрывавшийся и отрицавшийся ценностный конфликт поколений отцов и детей

В этих драматич условиях родителям и педагогам необходимо помнить две тривиальные, но трудные истины Во-первых, при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы, они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может Во-вторых, авторитарные меры воспитат воздействий в этом возрасте, тем более в ситуации социального кризиса, принципиально не работают и, скорее, производят эффект бумеранга Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь не просто включить их в какие-то заранее указанные рамки и сферы жизнедеятельности, но пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление

Лит К о и И С, В поисках себя (Личность и ее самосознание), M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989, Формирование личности в переходный период от подросткового возраста к юношескому возрас ту, под ред И В Дубровиной, M, 1987, Магун В С, Литвинцева А 3 Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации 90 с и 80 с гг, M 1993, ЩепанскаяТ Б, Символика молодеж ной субкультуры, СПБ, 1993 E r i k s o n E H, Identity Youth and cnsis, № V [1968], A d e l s o n J (ed), Handbook of adolescent psychology, № V, 1980, HarrelmannK, Engel U (eds), The social world of adoles-cents, B - № V, 1989, B o s m a H A, Jackson A E (eds), Copmg and seif-con-cept m adolescence, Hdlb, 1990, Jackson S, Rodriguez-Tome H (eds), Ado lescents and its social worlds L, 1993

И С Кон.

 

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, - 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца-священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило-софич наук» В 1861 приглашен возглавить кафедру философии Моек унта Преподавал также историю философии, логику, психологию, педагогику Одновременно работал в учительской семинарии воен ведомства В 1869—73 декан ист -филол ф-та Моек ун-та

Гл сфера филос интересов Ю - антропология («Сердце и его значение в духовной жизни человека», «Тр Киевской Духовной академии», 1860, кн 1, отд 2, новое изд в кн Филос произведения, M, 1990) В русле, близком славянофилам, особенно А С Хомякову (с его идеей целостного духа) и И В Киреевскому (с его учением о «живом средоточии» души), а также Ф M Достоевскому (настаивавшему на вторичности «рассудочной способности» по сравнению с «хотением»), Ю развивал христ учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравств источнике душевной деятельности Не в мысли, а именно в жизни сердца - переживании, чувствах, реакции - выражается индивидуальность С этих позиций Ю выступал против идеи самозаконности разума, лежавшей в основании нем классич философии, против интеллектуализма нового времени, усматривавшего в рациональном начале сущность человека Ю подчеркивал, что «не дерево познания есть дерево жизни», - ум есть лишь ее вершина, а корень же ее уходит в духовно-нравств побуждения, захватывающие человеческое сердце

Дальнейшее развитие воззрения Ю получили в ст «Из науки о человеческом духе», направленной против материализма, сторонником к-рого выступал, в частности, H Г Чернышевский (серия статей «Антропологич принцип в философии») Ю настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения объекта от ощущающего и понимающего субъекта, поскольку представление о материи «самой по себе» - это чистая абстракция ума « изъяснить духовное начало из материального нельзя потому, что самое это материальное начало есть таково, каким мы знаем его в наших опытах» («Рус вестник», 1861, №4, с 105) В дискуссии с И M Сеченовым Ю выражал взгляд на рефлекс как на чисто физиол понятие, относящееся лишь к «механич устройству» нервной системы «Эти же темы продолжили 4 статьи «Язык физиологов и психологов» («Рус вестник», 1862, № 4-g) P А Галецева

Религ -филос и психол идеи Ю определили характер его пед концепции В воспитании ребенка Ю решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христ этики Цель воспи-

тания, по Ю., совпадает с целью самой жизни: человек призван реализовать себя как «творение Божье». Осн. фактором формирования «достойной человеческой личности» Ю. признавал гуманное пед. воздействие, не отрицая при этом значения наследственности, влияния объективных условий и самовоспитания. Среди обществ, институтов роль гл. воспитателя отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, к-рый понимал как «стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям». Выступал против «многознайства», считая, что учащиеся должны иметь глубокие и прочные знания по конкретно очерченному обязательному кругу предметов. Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. «Курс общей педагогики» Ю. содержит характеристику разл. «воспитательных мер», к к-рым он относил среду, обстановку, дисциплину, надзор, непосредств. влияние, совет, просьбы и др. В особую группу «воспи-тат. побуждений» выделял похвалу и порицание, искусств, побуждения (почётное место в классе, похвальная грамота и т. п.), а также наказание. В отличие от большинства современных ему педагогов Ю. значит, внимание уделял «пед. попечению о теле воспитанника». Пед. труды Ю. явились для своего времени наиб, содержательными и доступными источниками гуманистич. идей, основанных на признании приоритета христ. ценностей.

Соч.: Филос. произв., М., 1990; Непосредственное нравств. влияние, в кн.: Антология пед. мысли России второй пол. 19 - нач. 20 вв., М., 1990; Методика и личность учителя, там же.

Лит.: Соловьев В. С.,О филос. трудах П. Д. Юркевича, в кн.: Юркевич П. Д., Филос. произв., М., 1990; Шпет Г. Г., Филос. наследие П. Д. Юркевича, там же; Плеханов А. В., П. Д. Юркевич - философ и педагог, СП, 1991, № 12. П. А. Лебедев.

 

ЮРТОВ Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин-ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, - 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус.-инородч. учительской семинарии (1872) оставлен учителем приготовит, класса, затем преподавал в морд, уч-ще при семинарии. С 1883 учитель нач. нар. уч-щ в морд, сёлах Самарской и Уфимской губерний. В 1891 оставил пед. деятельность и принял сан священника в одном из морд, приходов Уфимской губ.

Ю. был привлечён Н. И. Ильминским для внедрения системы инородч. образования в практику обучения мордвы. В этих целях изучал язык мокши и эрзи, быт и религ. верования, собирал фольклор. Выпустил «Образцы морд, народной словесности» (1882—83). Под руководством Ильминского создал первый морд, букварь для мордвы-эрзи (1884),

отразивший опыт составления букварей для народов Поволжья (И. Я. Яковлева и др.), в к-ром новаторски подошёл к использованию рус. графики, введя ориг. диакритич. знаки. Просветит, значение имела переводч. деятельность Ю., переложившего на эрзя-морд, язык ряд вероучительных книг. В комплексе созданной им лит-ры начал унификацию правописания и введения новых принципов и единых орфографич. норм морд, письменности, к-рые завершил его ученик и последователь M. E. Евсевъев.

Деятельность Ю., способствуя становлению письменных морд, языков и методики обучения в рус.-морд. нач. уч-щах, имела важное значение для пробуждения нац. самосознания нерус. народов Поволжья.

Соч.: Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и рус. азбуки, Каз., 1884; Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губ., «Известия по Казанской епархии», 1887, № 8, с. 227—29.

Лит.: Ильминский Н. И., Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородч. языки в начале текущего столетия, Каз., 1883; Феоктистов А. П., Очерки по истории формирования морд, письменно-лит, языков, М., 1976; О со век ий Е. Г., А. Ф. Юртов - предтеча морд, просветительства, Саранск, 1995. Е. Г. Осовский.

 

ЮСЬКОВИЧ Василий Фомич [15(28).2.1903, дер. Щербово Камене-цкого р-на Брестской обл., - 2.4.1980, Москва], физик-методист, дер пед. наук (1971), проф. (1972). Окончив 2-й МГУ (1930), работал учителем физики в ср. школе на Д. Востоке. В 1936—41 преподавал в Благовещенском пед. ин-те и др. вузах. С 1946 в Москве: в НИИ методов обучения АПН СССР (1946—58), МГПИ (1959—65). В 1966—70 в ГДР занимался подготовкой педагогов в области методики физики. С 1970 в МОПИ им. Н. К. Крупской. Гл. место в трудах Ю. занимали проблемы структуры и содержания курса физики ср. школы, воспитания учащихся в процессе обучения, развития мышления учащихся, а также проблемы методики физики как науки. Им разработана ориг. методика преподавания вопросов динамики, аэро- и гидродинамики, газовых законов, строения атома и др. разделов шк. курса физики.

Соч.: Методика преподавания физики в ср. школе, т. 1—2, М., 1958-<Ю (соавт.); Строение атома в шк. курсе физики, M., 19562 (соавт.); Политехн. обучение в преподавании физики, M., 19573 (соавт.); Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики ср. школы, М., 1963; О теоретич. основах методики физики, СП, 1964, № 3; Основы методики преподавания физики, М., 1965 (соавт.).

Лит.: Шестидесятилетие В. Ф. Юськовича, ФШ, 1963, № 4; В. Ф. Юськович, ФШ, 1973, № 3. И. К. Турышев.

Я

 

ЯБЛОНСКИС (Jablonskis) Йонас [18(30). 12.1860, Кубилеляй, ныне в Ша-кяйском р-не Литвы, - 23.2.1930, Каунас], литов. языковед, просветитель, педагог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та по специальности «классич. филология». Ученик Ф. Е. Корша (канд. унта, 1888). С 1890 преподавал в гимназиях в Митаве (Елгава), Ревеле (Таллин) и др., в учительской семинарии в Паневе-жисе и в Воронежском учительском ин-те. В 1902—03 за причастность к литов. заграничной печати был выслан в Псков. Проф. в Каунасском ун-те (1922—26). Своими лингвистич. трудами, написанными под влиянием рус. филол. школы (Ф. Ф. Фортунатов и др.), способствовал становлению норм литов. лит. языка. «Грамматика литов. языка» Я. (1901) была обобщением этого процесса и после офиц. разрешения преподавать родной язык (1905) стала первым руководством для обучения по этому предмету в литов. школах. Автор первой программы (1906) и ряда уч. пособий по литов. языку. Упорядочил орфографию литов. яз., принятую в 20-х гг. Составил одну из первых шк. хрестоматий литов. лит-ры (ч. 1—2, 1916—35). Был автором метод, пособий для учителей. Содействовал разработке уч. терминологии по ряду предметов шк. курса: химии, математике, географии и др., а также по лингвистике. Перевёл на литов. яз. нек-рые худож. произведения И. А. Крылова и др. рус. авторов, книги Ж. Санд и др.; уч. пособия по арифметике А. П. Киселёва, по географии С. П. Меча и др. Впервые издал под своей редакцией соч. Жемайте.

Соч. на литов. яз.: Собр. соч., т. 1—5, Каунас, 1932—36; Избр. соч., т. 1—2, Вильнюс, 1957—59; Письма, Вильнюс, 1985; Статьи и письма, Вильнюс, 1990.

Лит. на литов. яз.: Пирочкинас А. М., У истоков лит. языка, Вильнюс, 1977; его же, И. Яблонские и литов. лит. язык, Вильнюс, 1978. А. М. Пирочкинас.

 

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, - 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, обществ, деятель; дер искусствоведения (1941), проф. Киевской (1916) и Моск. (1938) консерваторий. Окончил Моск. консерваторию (1903) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 принимал участие в организации и преподавал в первой в России Моск. нар. консерватории, готовил для неё уч. планы, программы, метод, материалы. Организатор «Муз. выставок». Рассматривал нар. консерваторию как школу, к-рая способна приобщить к муз.

культуре широкие слои населения. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке муз. педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп муз. воспитания - детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 дет. муз. школ и классов в образоват. учреждениях для больных детей, в т. ч., напр., в «Доме слепых».

С 1921 по приглашению A. B. Луначарского заведовал муз. отделом Нарком-проса. Под руководством Я. проведена реорганизация муз. образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый уч. план. В 1921—31 преподавал в 1-м Моск. муз. техникуме. В 1922 открыта первая дет. муз школа, работавшая по системе Я. как первая ступень проф. муз. образования.

Способствовал созданию основ массового муз. воспитания в стране. Целью муз. воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию худож. и муз. мышления. Я. считал, что внутр. худож. потенции ребёнка пробуждает «вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества - нар. песню во всём её объёме...». Придавая значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, Я. уже в ранних работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитат. работы. Согласно Я., муз. иск-во выступает в триединстве: композитор - исполнитель - слушатель. Восприятие, или, по Я., слушание музыки, наиб, активная форма муз. деятельности.

Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Я. на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Муз. образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки разл. видов худож. деятельности, Я. стремился че-оез них стимулировать муз. творчество. Процесс его формирования охватывал, но мнению Я., накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание ориг. композиций.

В основе системы обучения Я. - «метод расширения», преследовавший цели раскрытия и развития худож.-муз. дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Я. связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.

Соч.: Избр. труды, т. 2, ч. 1, под ред. Д. Д. Шостаковича, M, 1987.

Лит. Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т. l, M, 19722; Морозова С., Из истории массового муз. воспитания. Б. Л. Яворский, «Муз. воспитание в школе», 1977, в. 12; с е ж е, Далекое-близкое. (Б. Л. Яворский о муз. воспитании детей), там же, 1985, в. 16.

С. Н Морозова.

 

ЯГАВА ТОКУМИЦУ (1900, Нагасаки, - 14.7.1983, Токио), япон. педагог. Окончил ун-т Киото. Проф. ряда ун-тов Японии. В 30-х гг. публиковал в журн. «Новая педагогика» статьи о сов. школе и педагогике. После 2-й мировой войны в работах «Критика нового воспитания» (1950), «Кризис япон. образования» (1953), «Нар. педагогика» (1957) противопоставил идеи нар. педагогики новому воспитанию. В кн. «Развитие сов. педагогики» (1950), «Совр. сов. педагогика» (1955) Я. Т. осветил осн. идеи сов. педагогики, теорию и практику А. С. Макаренко, дал трактовку политехн. обучения в сов. школе. Я. Т. был членом Об-ва за демократизацию нар. образования, с 1960 пред. Об-ва по изучению сов. педагогики, созданного по его инициативе. Перевёл на япон. яз. пед. соч. Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, ряд учебников и монографий сов. педагогов.

В работах «О методологич. значении детерминизма в сов. педагогике» (1961), «Поиски нар. образования» (1962), «Что такое воспитание» (1970) и др. Я. Т. сформулировал собственную концепцию личности, рассматривая ребёнка как «объект-субъект» воспитания.

M Л Родионов.

 

ЯГОДИН Геннадий Алексеевич (р. 3.6.1927, с. Большой Вьяс, ныне в Пензенской обл.), деятель образования, учёный-химик, педагог, ч.-к. РАН (ч.-к. АН СССР с 1976), акад. РАО (1992), дер хим. наук (1967), проф. (1967). Окончил Моск. хим.-технол. ин-т им. Д. И. Менделеева (МХТИ, 1950), впоследствии преподавал там же (с 1966 декан ф-та; в 1974—86 ректор). Автор трудов и изобретений по химии и технологии неорганич. материалов ядерной техники. Гос. пр. СССР (1985). В 1963- 1965 зам. ген. директора МАГАТЭ (Вена).

С 1985 мин. высшего и ср. спец. образования СССР, в 1987—91 пред. Гос. к-та СССР по нар. образованию. Один из инициаторов первого в СССР съезда работников образования (1988), на к-ром получил обществ, поддержку курс на гуманизацию уч.-воспитат. процесса и демокра-

654

тизацию управления уч. заведениями. Гл. путями реформ считал выдвижение личности учащегося в центр пед. работы образоват. учреждения, превращение школы из учреждения сугубо государственного в управляемое при широком участии общественности, родителей и самих учащихся, восстановление принципов внутр. автономии и экон. самостоятельности вузов (кн. «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», 1988). С 1991 ректор Между нар. ун-та (Москва), одного из первых в Рос. Федерации негос. ун-тов.

В сфере науч. интересов Я. - проблемы экологич. образования. В МХТИ организовал кафедру пром. экологии (1966), впервые начавшую выпускать инженеров этого профиля. Руководитель (с 1988) Центра экологич. образования в Москве. Автор и соавтор мн. книг по этой проблематике, в т. ч. обращённых к шк. учителям («Проблемы экологич. образования», Каз., 1990). Под ред. Я. опубликован рус. перевод учебника Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде» (1993—95).

Соч.: Непрерывная экологич. подготовка студентов, М., 1984 (соавт.); Об экологич. подготовке инженеров-технологов, М., 1985 (соавт.); Нар. образование в СССР на пороге XXI в.: курсом перестройки и обновления, М., 1988; Нек-рые рекомендации по созданию системы непрерывного экологич. образования, М., 1995.

 

ЯГОДОВСКИЙ Константин Павлович [23.5(4.6). 1877, с. Комаровка, ныне в Харьковской обл. Украины, - 23.12.1943, Москва], методист-естественник. Окончил Петерб. ун-т (1901), преподавал естествознание в школах Оренбурга, Петербурга. С 1916 возглавлял учительский ин-т в Глухове (ныне в Сумской обл. Украины). После 1919 Я. открыл в Глухове уч. заведение нового типа, в к-ром проводил на практике идеи трудовой школы. В 1923—43 работал в пед. вузах и н.-и, учреждениях Ленинграда, Москвы, Свердловска. Труды по методике естествознания в нач. школе, в к-рых осн. внимание уделялось руководству процессом формирования и развития понятий. Разрабатывал содержание и методику практич. и лабораторных работ по естествознанию, ботанике, анатомии и физиологии, стремился придать им исследовательский характер, учитывая интересы и возможности учащихся. Автор мн. наглядных пособий.

С о ч.: Уроки по естествознанию в нач. школе, ч. 1—2, П., 1916; то же, ч. 1—2, [М.], 1921; Живой уголок в школе и дома. Растения, М.-Л., 1927; Вопросы общей методики естествознания. Вступ. статья М. Н. Скаткина, М.,1936;М.,19542.

Лит.. Райков Б. Е., Пути и методы натуралистич. просвещения, М., I960.

3. А. Клепинина.

 

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ, язык, на к-ром осуществляется образоват. процесс в данном образоват. учреждении (т.е. язык общения учителя с учениками на уроке, язык программ и учебников и т. д.). В ряде

правовых документов (напр., в Законе «О языках народов РСФСР») употребляется также понятие «язык воспитания и обучения», чётко не определённое.

В мононац. гос-вах Я. о., как правило, служит государственный, являющийся одновременно и родным языком для большинства учащихся.

Значительно более сложна проблема Я. о. в многонац. гос-вах, где наряду с мажоритарными (т.е. преобладающими) существуют т. н. миноритарные языки (языки меньшинств). Свободный выбор учащимся (или его родителями) того или иного Я. о. является одним из основополагающих языковых прав человека (наряду с правом выбора родного языка). Право на такой выбор закреплено рядом междунар., регион, правовых документов. Так, в Европ. Хартии по регион, языкам и языкам меньшинств, принятой Советом Европы 5 нояб. 1992, предусмотрены обязательства сторон «делать доступным» дошк., нач., ср., техн. и проф., университетское и др. высшее образование на регион, языках и языках меньшинств «в соответствии с положением каждого из этих языков и без ущерба для преподавания официального языка», а также принимать меры по обеспечению курсов для взрослых и курсов непрерывного образования, где преподавание ведётся гл. обр. или целиком на регион, языках или языках меньшинств.

Принятая ООН Декларация о правах лиц, принадлежащих к нац. или этнич., религ. и языковым меньшинствам (18 дек. 1992), содержит более осторожные формулировки: «Государства принимают соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке» (ст. 4.4).

В этом отношении законодательство РФ соответствует мировому и европ. уровню. В действующем Законе о языках народов РСФСР (окт. 1991) в ст. 8 предусмотрено право свободного выбора языка воспитания и обучения, гос. обеспечение создания системы образоват. учреждений на языках народов России, право выбора родителями образоват. учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения, а также содействие гос-ва «в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке» для граждан России, проживающих за пределами своих нац.-гос. и нац.-терр. образований, а также не имеющих таковых, для представителей малочисленных народов и этнических групп. В Законе РФ об образовании право выбора Я. о. дано учредителю образоват. учреждения. Эти права на практике ограничены объективными условиями, напр, недостатком или отсутствием подготовленных преподавателей, учебников и др. уч. материалов, отсутствием у языка письмен-

ной формы, неразработанностью науч. и социально-политич. терминологии и т. д.

В большинстве законов о языках республик в составе РФ скопирована структура и воспроизведены формулировки федерального закона. Одним из исключений является закон о языках, действующий в Туве, где подчёркивается, в частности, важность «преемственности и непрерывности воспитания и обучения на родном языке».

Я. о. в многонац. (многоязычных) гос-вах нередко меняется при переходе от одной ступени образования к другой. Так, в РФ наряду с языками, используемыми на всех ступенях образования от начальной до высшей (напр., башк., тат., рус.), есть языки, являющиеся Я. о. только для нач. и ср. образования, или Я. о. только для нач. школы (аварский, даргинский, коми-зырянский и др.) или даже только в 1—2 кл. (калмыцкий, карельский). В дальнейшем данный язык обычно продолжает изучаться уже как предмет, а в качестве Я. о. используется рус. яз. Я. о. в высшей школе чаще всего является русский, др. языки используются как Я. о. только при подготовке специалистов по данному языку, лит-ре и культуре; так башкирский является Я. о. только на ф-те башк. филологии и журналистики Башк. ун-та, ф-тах башк. филологии и нач. классов Башк. пед. ин-та и на аналогичных ф-тах Стер-литамакского пед. ин-та.

Среди «миноритарных» языков РФ есть много бесписьменных или имеющих письменность, но ограниченных в своих социальных функциях в основном бытовым общением и не используемых в системе образования. В этих случаях с самого начала Я. о. служит язык меж-нац. общения. Необходимым условием для этого является массовое двуязычие, имеющее место, напр., у хан-тов, кетов (с рус. языком), у ряда малочисленных народов Дагестана (с аварским языком). Однако на практике далеко не все дети с родным бесписьменным языком в достаточной мере владеют языком межнац. общения, что резко снижает эффективность обучения на нём.

По декрету «О школах для нац. меньшинств», принятому Наркомпросом РСФСР в 1918, все народы России имели право организовывать шк. обучение на своих родных языках; это право активно реализовалось в 20-х гг. Отсюда и повышенное внимание властей к обучению



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обратите внимание!

    Документ
    ... Кэрроллом и Б С Блумом (США) Обративвнимание на то, что в традиц у ... уч-ща С. А. Владимирским, обратившимвнимание на возможность комбинирования приёмов и ... это впервые в отеч. дидактике обратилвнимание М. А. Данилов) — рассогласованность между ...
  2. Обратите внимание! дистанционные олимпиады и конкурсы

    Конкурс
    Обратитевнимание! Дистанционные олимпиады и конкурсы С 15.11.2- ...
  3. Обратите внимание что первый процессор был выпущен за 10 лет до появления первого компьютера IBM PC

    Документ
    ... , Cyrix, IDT и Rise Technologies. Обратитевнимание, что первый процессор был выпущен ... работы других 32-разрядных программ. Обратитевнимание, что любая программа, выполняющаяся в ... частоте; необходимо принимать во внимание то, что на эффективность ...
  4. Обратите внимание в стоимость программы включено 3-х разовое питание русскоговорящий гид оплачивается дополнительно

    Документ
    ... кхемерского искусства – Храм Бантей Срей. Обратитевнимание!!!! В стоимость программы включено 3-х разовое питание ...
  5. ВНИМАНИЕ Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по СОПС и ПЗ

    Документ
    ... материал" означает: а) металлы; [4] б) сплавы (обратитьвнимание на примечание, следующее за заголовком ... "микроструктурным устройствам" и "микроструктурным системам". (2) Необходимо обратитьвнимание на примечание (2), следующее за заголовком ...

Другие похожие документы..