Главная > Документ


645

сов возможности социальной мобильности и самореализации. Но эффективных механизмов непротиворечивого сопряжения этнического и надэтнического найдено не было.

Многолетняя деятельность нац. школы в унитаризованной системе образования привела к тому, что неск. поколений было воспитано вне родного языка и нац. культуры, адаптированной и примитиви-зированной рус. культуры, что стало одним из факторов отрыва учащихся от этнич. традиций. Большинство родных языков было практически вытеснено из обществ, жизни в бытовую и разговорную сферы.

Во 2-й пол. 80-х гг., с началом перехода к демократич. и правовому гос-ву, ок. 40 рос. этносов обладали статусом гос.-политич. субъектов. С отказом от характерного для СССР монополизма центра многие управленч. полномочия, в т. ч. в сфере образования, были переданы «на места». Реформирование нац. школы осуществлялось по закону об образовании (1992, 1995), в к-ром ставились задачи защиты и развития нац. культур и обеспечения единства федерального образоват. и культурного пространств. Содержание образования структурируется в соответствии с федеральным и нац.-регион. компонентами гос. образоват. стандарта. Впервые для отеч. шк. практики закон отразил равенство трёх самостоят, субъектов, реализующих свои цели в образовании: индивида (семьи), этноса и гос-ва.

В нач. 90-х гг. предлагалось неск. концептуальных проектов школ для нерусских народов России. Т. н. компонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности «национальной» составляющей по отношению к «государственной», как нек-рого спец. информационного блока, охватывающего помимо родного языка сумму этнографич. и этнокультурных знаний. При этом особое внимание уделялось трансляции духовных ценностей родной культуры, формированию нац. характера и нац. самосознания.

Другая - «органическая» - модель трактовала этнич. образование как открытую пед. систему, выводящую носителя традиц. родной культуры к общероссийской и мировой.

Первая ступень такой образоват. системы (дошкольный период и нач. школа) погружена в стихию родной культуры и языка, а средняя и старшая выводят содержание образования в рос. и мировое культурное пространство. Т. о. личность получает возможности самоидентификации в этнокультурном (национальном), общероссийском (гражданском) и мировом (поликультурном) измерениях.

Во мн. субъектах Рос. Федерации расширена сфера функционирования родного языка в дошкольных учреждениях. В шк. программы введены предметы с нац.-культурной ориентацией, в т. ч.

интегрированные курсы по истории, лит-ре и культуре. Увеличилось число языков обучения и изучаемых школьниками родных языков. Эти процессы развиваются в русле количественного расширения знаний, а не в качественном преобразовании уч. процесса.

В базисном уч. плане рос. школы 1993 разделение содержания образования на компоненты призвано обеспечить эквивалентность образования в условиях его регион, дифференциации. К уч. курсам общекультурного значения (ядро федерального компонента) отнесены рус. язык (как государственный), математика, информатика, физика с астрономией и химия. Др. образоват. области и предметы, и прежде всего обеспечивающие формирование самосознания личности и её гражд. воспитание (история, социальные науки, иск-во, география, биология и др.), оказались зонами либо совместного ведения, либо только нац.-регион. компонентом (родной язык, лит-ра, история и география региона). Фактически реализация базисного уч. плана оказалась зависимой от степени гражд. зрелости и общенац. ответственности представителей законодат. и исполнит, власти республик и автономий. В нек-рых из них произвольно меняется отношение федерального и регион, компонентов, разрабатываются соответств. «свои» уч. планы, программы и учебники. Отмечаются тенденции формировать содержание образования в ущерб единству культурного пространства России с преимущественным вниманием к истории и культуре т. н. титульных этносов, хотя часто титульный этнос в республиках и автономиях не составляет большинства населения и не является доминирующим; перемещение из федерального в регион, компонент базовых гуманитарных предметов, формирующих мировоззрение школьника; актуализация традиц. верований и романтизация нац. культурных ценностей, относящихся к далёкому прошлому и несовместимых с целями совр. образования. Рус. культура объективно остаётся для этнич. культур России единственным посредником с мировой культурой. Исключит, значение приобрела проблема русской нац. школы. Разрабатываются её концепции, базирующиеся на разл. принципах - от эта-тистского до христианского святорусского.

Этнич. школа в Рос. Федерации переживает процесс трансформации из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную, с высоким удельным весом в уч. плане родного языка и нац. культуры, с широкими возможностями для формирования этнич. самосознания.

Покомпонентная организация содержания образования в этнич. школе выявила невозможность механич. сведения ценностных ориентации разных куль-

тур к общему знаменателю, нерешаемость интегративных проблем с позиций одностороннего этноцентризма, необходимость внутрипредметной координации уч. материала. Этнич. школа решает в интересах личности задачи обеспечения билингвизма, поликультурного образования и духовного сплочения многонационального народа России.

Лит.: Волков Г. Н., Этнопедагогика, Чебоксары, 1974; его же, Педагогика жизни, Чебоксары, 19892; Арутюнов С. А., Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 1989; Возрождение народов Российской Федерации и формирование нац. систем образования, в 1—3, М., 1992—93; Б а ц и и В. К, Кузьмин M. H., Нац. проблемы образования в Российской Федерации, М., 1994; Кузьмин M. H., Сусоколов А. А., Бацин В. К., Ешич М. Б., Концепция нац. школы: цели и приоритет содержания образования, М., 1994; Межкультурное образование. Подход Совета Европы, М., 1995; Кузьмин M. H., Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека, М., 1997; его же, Нац. школы России в контексте гос. образоват. и нац. политики, М., 1997; Нац школа: пути становления, П, 1997, № 1. M. H. Кузьмин.

 

ЭФЕНДИЕВ Рашидбек Исмаил-оглы (1863, Нуха, ныне Шеки, Азербайджан, - 31.8.1942, там же), азерб. педагог, просветитель, писатель. Окончил Закавказскую учительскую семинарию (ЗУС) в Гори (1882; ученик А. О. Черняевского и Д. Д. Семёнова) и Александрийский учительский ин-т в Тифлисе (1900). На пед. работе с 1882. С 1900 преподавал на азерб. отделении ЗУС. В 1916—17 инспектор азерб. школ Эриванской губ., организатор пед. курсов в Нахичевани, Кара-чае и др. С 1918 - в Баку: директор учительской семинарии, в 1920—33 директор и преподаватель рус. яз. пед. курсов (с 1926 пед. техникума). Один из первых последователей К. Д. Ушинского в Азербайджане. Автор первых учебников на родном языке для нач. обучения: «Ушаг бахчасы» («Детский сад», 1898) и «Баси-рат-ул-Эфтал» («Детский мир», 1901), где творчески использовал пед. и метод, идеи Ушинского, Н. А. Корфа, В. П. Вахтерова. Разрабатывал вопросы дидактики нач. обучения: вступит, ст. к кн. «Ушаг бахчасы», кн. «Руководство для учителей, как обучать детей грамоте по новому, звуковому методу» (1901) и др. Цель воспитания видел в формировании у детей трудолюбия, чувства патриотизма, уважения к др. народам. Выступал за распространение жен. образования (кн. «Арвад масаласи» - «Жен. вопрос», 1914) и организацию жен. школ. Просветит, характер носят многие худож. произв. Э., критикующие невежество, корыстолюбие.

Соч.: Избр. произведения, Б., 1979 (на азерб. яз.)

Лит..- Б а и III с в а Х.А., Р. Эфендиев - азерб. педагог и просветитель, СП, 1957, № 8; Абдуллаев А, Глашатай просвещения, Б., 1982 (на азерб. яз.). Г Ахмедов.

Ю

 

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, терр. в составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. км2. Нас. 98 тыс. чел. (1989, перепись). Центр - г. Цхинвали.

В 7—9 вв. предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. обр. с немногочисл. православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. письменности на основе церк.-слав. алфавита. Началось издание осет. книг. После включения вост. Грузии в состав Рос. гос-ва (1801) Осетинская духовная комиссия открывала православные школы на терр. Ю. О. (гл. обр. в 20-х гг.). В 1821 издан осет. букварь на груз, графич. основе, составленный советником картлийского и кахет. царя Ираклия II Иваном Ялгу-зидзе (Габараевым). В уч. практике распространился вариант письменности на рус. графич. основе, составленный в 1836 А. М. Шегреном и усовершенствованный А. Ф. Миллером. С 40-х гг. 19 в. открывались частные жен. уч-ща в сёлах Кор-ниси (1848), Дзау (1866) и др. Создание миссионерских школ продолжило Об-во восстановления христианства на Кавказе (осн. в 1860). Осн. учебником был букварь-молитвенник, составленный в 1859 архимандритом И. Чепиговским. Позже в ряде школ использовалась «Осет. азбука» А. Канукова (1890). Значит, вклад в распространение просвещения в Ю. О. внесли осет. учителя Ф. Чочиев, А. Тибилов, С. Кокиев, П. Тедеев и др. В 1881 в Цхинвали открылась первая министерская школа; к нач. 1913 их стало 8. Грамотность осет. населения (1897) составляла ок. 20%.

В 1913/14 уч. г. действовало 9 церк.-приходских, 29 министерских школ (св. 2 тыс. учащихся, в т. ч. ок. 300 девочек), 1 высшее нач. уч-ще. В 1915 усилиями осет. педагогов Б. Кочиева и Тедеева открыты осет. гимназия и муз. школа. В 1918—20 в условиях Гражд. войны, разорения сёл и геноцида осетин со стороны груз, националистов большинство школ прекратило работу.

После установления сов. власти существовала Юго-Осет. авт. область (1922- 1990). Началось восстановление сети школ (в 1924 их насчитывалось уже 107, в т. ч. 4 семилетние и 1 средняя). В 20-х гг. начала формироваться сеть дошк. учреждений (в 1924 - 2 дет. сада, 1 дет. дом). В 1923—28 подготовлены и изданы сов. учебники для осет. школ. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1924 создано св. 100 ликпунктов, позже их число увеличилось до 420, что позволило к 1936

полностью ликвидировать неграмотность населения, несмотря на трудности, связанные с переводом письменности на лат. графику и переподготовкой учительских кадров.

С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1935 им было охвачено 98% детей. Работали 308 осетинских (ок. 15,5 тыс. учащихся), 75 грузинских (3,5 тыс. учащихся) школ. Имелись также армянская, еврейская, 2 русские (2,5 тыс. учащихся) школы. В 1932 осн. пед. ин-т в Цхинвали.

В 1936/37 уч. г. начался переход к 7-летнему всеобучу. Действовало 39 неполных ср. школ (св. 5 тыс. учащихся), 18 ср. школ (ок. 1,5 тыс.), 258 нач. школ (9,5 тыс.). В школах преподавали св. 1 тыс. учителей. В кон. 30-х гг. письменность переведена на груз, графику, что потребовало переподготовки педагогов и обновления всей уч. лит-ры. В 1944 большинство школ преобразовано в грузинские; резко сократилось кол-во учащихся.

В 1955/56 уч. г. восстановлена письменность на основе рус. графики, что позволило использовать в школах учебники и метод, пособия Сев. Осетии, а также совместно с сев.-осет. педагогами разрабатывать учебники. В 1958 осуществлён переход к 8-летнему всеобучу. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодёжи.

После провозглашения независимости Грузии (1991) произошли межнац. столкновения, в ходе к-рых сожжено ок. 70 школ. В сер. 90-х гг. работали св. 20 дошк. учреждений (гл. обр. в Цхинвали), св. 120 общеобразоват. школ (св. 20 тыс. учащихся), в т. ч. ок. 80 осетинских, с преподаванием в ст. классах на рус. яз и углублённым изучением родного яз. и культуры. На базе пед. ин-та образован (1993) ун-т того же профиля с осет. гимназией. Открылся лицей осет. иск-ва. Появились негосударств, общеобразоват. школы. Среди дет.'досуговых учреждений муз., худож. и спорт, школы, дом дет. творчества. В Цхинвали 4 ПТУ, муз. и мед. уч-ща, с.-х. техникум. Учебники для школ готовят специалисты Юго-Осет. НИИ (осн. в 1925), ун-та, ИПК работников образования и культуры (осн. в 1967) в сотрудничестве с педагогами Сев. Осетии.

Лит.: Гадиев П. Ю., История нар. образования в Юго-Осетии до установления сов. власти, «Изв. Юго-Осет. НИИ АН Груз. ССР», 1958, в. 9; Цховребова О. Д., Развитие школы в Сов. Юж. Осетии (1921- 1941), Цхинвали, 1974. О. Д. Цховребова.

 

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, (ЮАР) (Republik of South Africa), гос-во на Ю. Африки. Пл. 1,2 млн. км2. Население св. 41 млн. чел. (1995): африканцы (св. 76%); выходцы из Европы (13%, гл. обр. англичане и буры) и Азии (св. 1%), метисы (св. 8%). Офиц. языки - английский и африкаанс. Столица - Претория.

Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колони-

стами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу приходской школы. С кон. 18 в. создавалась сеть миссионерских церк. школ для африканцев. Воен. методы захвата земель коренных народов, соперничество между европ. державами за владение колониями, приводившие к вооружённым конфликтам, долгое время сдерживали становление регулярной школы. В 1-й пол. 19 в. на большей части территории Юж. Африки создана система брит, колониальных школ (отдельных для детей разных рас) с обучением на англ. яз. (с 1828 официальный). В 30-х гг. 19 в. власти провинций начали выделять дотации на цели образования; позже организованы средние уч. заведения для европейцев, в т. ч. университетские колледжи в Блумфонтейне (1855), Бюр-герсдорпе (1869), Греймстауне (1904) и др. Деятельность миссионерских школ (среди них появились и колледжи) способствовала распространению просвещения среди африканцев. Для ряда афр. языков разработана письменность на основе лат. алфавита, к-рая стала использоваться в шк. деле и в периодич. изданиях. Начала формироваться афр. интеллигенция.

В Южно-Африканском Союзе (1910- 1961) организация ср. уч. заведений отнесена к компетенции гос-ва, нач. и неполное ср. образование - к ведению про-винц. администрации. Обязательное образование (возраст 7—14 лет) было провозглашено только для детей белой расы. С 1914 африкаанс введён как язык обучения в школах нек-рых провинций, а в 1925 - признан вторым офиц. языком гос-ва. С 1926 действовал закон о «цивилизованном труде», по к-рому африканцы лишены права занимать проф. должности, требовавшие квалификац. подготовки.

С 1943 пр-во взяло под контроль обучение и афр. детей. Значит, часть миссионерских школ переподчинена провинц. властям, но различия в программах образования для отд. групп населения сохранялись. Дошкольные учреждения (гл. обр. «школы для малышей»; давали предшкольную подготовку) были доступны только для белых. С 1950 действовал закон о «расселении по группам», установивший этнич. зоны для «небелого» населения. В сфере образования фактически сложились 4 отд. системы. По закону 1953 о просвещении банту обу- • чение афр. детей распределялось на 8-летнее начальное (2 г. низшей и 6 лет высшей), 3-летнее промежуточное (мл. ср. школа) и годичное среднее. Школы управлялись местными к-тами из африканцев, но направленность обучения диктовалась адм. органами по делам банту (с 1958 действовал и соотв. общегос. департамент). С 1959 создавались бантустаны, территориальные афр. этнич. резервации, адм. органы к-рых формально осуществляли самоуправление, в т. ч. и в

647

сфере образования. Тогда же в ряде бандустанов открыты колледжи, в т. ч. т. н. племенные для народностей зулу (в Нгойе), коса (в Умтату), сото, тон-га и венда (в Турфлопе). Закон об университетском образовании (1959) запретил совм. обучение студентов разл. рас.

Нач. образование для неафриканских народов также было различным. В то время как срок обязат. обучения белых увеличивался, для др. групп населения этот вопрос долгое время вообще не поднимался и лишь в кон. 40-х гг. установлен (в нек-рых провинциях) для метисов и индийцев (7—14 лет). Программы обучения для «небелого» населения, приближавшиеся к уровню брит, школьных, реально не давали равенства шансов для продолжения образования. Это положение усугублялось различием финансирования образоват. учреждений (для белых - гл. обр. из гос. бюджета и частных фондов, для других - на пожертвования, для афр. детей - из налогов с племён).

После создания ЮАР (1961) курс нач. образования для афр. детей реформирован (4 г. младшей, 4 г. старшей школы) и вёлся гл. обр. на родном языке. Власти выдвигали на первый план приоритет этнич. традиций в обучении, что создавало доп. барьеры в получении совр. образования. Для африканцев был открыт только заочный ун-т. Для др. групп «небелого» населения создавались сегре-гированные группы в ун-тах и проф. колледжах.

В 70-х гг. в условиях антирасистского движения «небелого» населения и между-нар. критики политики апартеида пр-во вынуждено было расширить возможности проф. и высшего образования африканцев и др. В 1976 введено обязат. обучение афр. детей (возраст 7—11 лет), т.е. фактически закреплена сложившаяся практика нач. шк. образования, когда большинство афр. детей учились не более 4 лет. В кон. 70-х гг. ок. 50% афр. детей не посещали школу. Для «небелого» населения нач. школа была 5-летней с обучением на нач. ступени на родном языке с последующим переходом на англ, или на африкаанс. На базе курса мл. средней школы можно было получить учит, подготовку, нач. коммерч. образование.

Ср. школа для неафриканского населения состояла из 3-летней младшей (унифицированной) и 4-годичной старшей (дифференцированной). Обязат. предметами признавались 2 офиц. языка, общая математика, общее естествознание, цикл обществоведч. предметов и др. Предметы по выбору: иностр. яз., музыка, нек-рые виды ручного труда, делопроизводство и др. Курсы ср. школы различны по набору предметов в отд. провинциях.

В ср. школах для афр. детей гл. внимание уделялось офиц. языкам, культуре и иск-ву коренных народов Юж. Африки,

гл обр. банту. Ср. школу оканчивали ок. 4% афр. учащихся, прошедших нач. обучение. В П. Лапчинская.

В соответствии с Конституцией 1983 (введена в 1984) принят закон о нац. политике в области всеобщего образования и создано мин-во образования (его возглавил Ф. де Клерк). Для каждой группы населения были созданы соотв. департаменты образования. В сер. 80-х гг. грамотность белых составляла св. 93%, выходцев из Азии - ок.70%, метисов - ок. 60%, африканцев - ок. 40%. К нач. 90-х гг. ок. 1,8 млн. детей (большинство - африканцы) не посещали школу.

С приходом к власти пр-ва президента Ф. де Клерка (1989) взят курс на отказ от апартеида. В 1990—91 отменены все дис-криминац. законы. Началась демократизация образования. С янв. 1991 все гос школы открыты для детей и подростков без различия рас. Вузы расширили приём абитуриентов. После избрания президентом ЮАР Н. Манделы (1994) курс на демократизацию образования стал более последовательным. Обучение с 1995 в гос. школах бесплатное. В 3 раза выросли расходы на нужды образования, достигнув ок. 23% бюджетных ассигнований (св. 7% ВВП). Созданный в ЮАР независимый науч. фонд финансирует разработку и совершенствование шк. и вузовских программ, гл. обр. предназначенных для афр. учащихся и студентов, а также повышение квалификации учителей и укрепление техн. базы шк. обучения.

В реформировании образования поддержку гос-ва получает и частный сектор; создаются и альтернативные уч. заведения для выпускников неполных средних и ср. школ, испытывающих трудности в продолжении образования.

Современная система образования представлена дошкольными учреждениями (с нач. 90-х гг. впервые открытая для детей всех рас) - одногодичные дет. сады и т. п. для детей в возрасте 5 лет. В них организована предшкольная подготовка. В сер. 90-х гг. ок. 1,5 тыс. дошк. учреждений охватывали св. 286 тыс. детей (28% населения соотв. возраста).

Обучение в нач. и неполной ср. школе считается обязательным. Нач. школа - 7-летняя. В 1995 действовали св. 20,5 тыс. нач. школ (ок. 8 млн. уч-ся; св. 215 тыс. учителей). Нач обучением охвачено св. 96% детей.

Средняя общеобразоват. школа - 5-летняя, подразделяется на ступени неполной средней (3 г.) и полной средней (2 г.). Среднее образование в 1995 получили св. 3,5 млн. учащихся; в школах занято св. НО тыс. учителей. В полной ср. школе обучение дифференцировано с учетом индивид, возможностей и наклонностей учащихся.

Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. школы. В 1995 проф.-

техн. подготовку получали св. 47,8 тыс. чел.

Высшее образование представлено 2 категориями уч. заведений: ун-тами и уч. заведениями политехнического (техниконы) или пед. (колледжи) профиля. В большинстве ун-тов обучение на англ, яз., в трех - на африкаанс. 4 ун-та предлагают свои курсы на 2 языках. В сер. 90-х гг. в вузах училось св. 617 тыс. студентов, в т. ч. в ун-тах св. 350 тыс. Среди 19 ун-тов преобладают государственные или автономные, субсидируемые гос-вом. Крупнейший вуз - ун-т Юж. Африки в Претории (осн. в 1873; статус ун-та с 1877; 6 ф-тов и неск. НИИ; св. 120 тыс. студентов; часть получает образование по заочной системе). Старейший вуз - Ун-т Кейптауна (осн. в 1829 как колледж Юж. Африки; статус ун-та с 1918; 10 ф-тов, св. 14 тыс. студентов). Среди новых вузов - Ун-т «Виста» в Претории (осн. в 1982; 5 ф-тов и филиалы в разл городах ЮАР; 28 тыс. студентов). Большинство ун-тов имеет пед. ф-ты. Науч.-пед. исследования ведутся в ун-тах.

В 15 техниконах училось св. 165 тыс. чел. В пед. колледжах св. 97 тыс. студентов. Они получают подготовку для работы учителями в нач. школах и воспитателями в дошк. учреждениях.

В. 3. Клепиков.

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кес-виль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. психолог. В 1900 закончил мед. ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902—03 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрич. клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905—09 гл. врач); здесь в 1904 он организовал эксперим. лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. диагностики. В 1905—13 приват-доцент мед. ф-та Цюрихского ун-та.

В нач. 1900-х гг. известность Ю. принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обратите внимание!

    Документ
    ... Кэрроллом и Б С Блумом (США) Обративвнимание на то, что в традиц у ... уч-ща С. А. Владимирским, обратившимвнимание на возможность комбинирования приёмов и ... это впервые в отеч. дидактике обратилвнимание М. А. Данилов) — рассогласованность между ...
  2. Обратите внимание! дистанционные олимпиады и конкурсы

    Конкурс
    Обратитевнимание! Дистанционные олимпиады и конкурсы С 15.11.2- ...
  3. Обратите внимание что первый процессор был выпущен за 10 лет до появления первого компьютера IBM PC

    Документ
    ... , Cyrix, IDT и Rise Technologies. Обратитевнимание, что первый процессор был выпущен ... работы других 32-разрядных программ. Обратитевнимание, что любая программа, выполняющаяся в ... частоте; необходимо принимать во внимание то, что на эффективность ...
  4. Обратите внимание в стоимость программы включено 3-х разовое питание русскоговорящий гид оплачивается дополнительно

    Документ
    ... кхемерского искусства – Храм Бантей Срей. Обратитевнимание!!!! В стоимость программы включено 3-х разовое питание ...
  5. ВНИМАНИЕ Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по СОПС и ПЗ

    Документ
    ... материал" означает: а) металлы; [4] б) сплавы (обратитьвнимание на примечание, следующее за заголовком ... "микроструктурным устройствам" и "микроструктурным системам". (2) Необходимо обратитьвнимание на примечание (2), следующее за заголовком ...

Другие похожие документы..