Главная > Программа дисциплины


Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения»

для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное образование»

магистерская программа «Управление образованием»

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
";Национальный исследовательский университет
";Высшая школа экономики";

Санкт-Петербургский филиал

Факультет экономики

Программа дисциплины Экономика образования и образовательного учреждения



для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное образование»

магистерская программа «Управление образованием»

Анисовец Т.А., anissovets@

Одобрена на заседании кафедры институциональной экономики «__» ____________ 2011 г

Зав. кафедрой Н.А.Заиченко

Рекомендована УМС «___»____________ 2011 г

Председатель

Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________2011 г.

Председатель В.Э. Гордин

________________________ [подпись]

Санкт-Петербург, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное образование» магистерская программа «Управление образованием», изучающим дисциплину «Экономика образования и образовательного учреждения».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. №123 (с изм. от 31 мая 2011 г. приказ №1975);

  • Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным (программа «Управление образованием») в 2011 г.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Основными задачами экономики образования являются:

- определение причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования.

Исходя из этого, тематическое наполнение дисциплины разбито на две части: «Экономика образования» и «Экономика образовательного учреждения». Взаимосвязь этих частей очевидна. Так, например, невозможно подробно рассматривать формы финансирования образовательного учреждения без базовых знаний о финансовой системе, принципах формирования государственного бюджета. Выработка навыков определения эффективности системы образования невозможна без понимания циклического характера развития экономической системы, детального изучения факторов экономического роста.

Под экономикой образовательного учреждения в данной программе понимается учреждение дошкольного и среднего общего образования.

Содержание первой части отбиралось таким образом, чтобы обеспечить определенный объем экономических знаний, необходимых для понимания проблематики экономики образования. Материалы второй части последовательно раскрывают основные проблемы экономики образовательного учреждения, проводится оценка возможных вариантов их решения. Так несколько тем посвящено проблемам финансирования образовательных учреждений, оценке эффективности использования бюджетных средств, анализу механизмов внебюджетного финансирования.

Для подготовки данного курса были использованы аналитические и статистические материалы ОЭСР и Всемирного банка, монографии и другие публикации российских и зарубежных исследователей.

Программа строится на принципах:

- научности – соответствие содержания образования уровню современной экономической науки

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки и профессиональной деятельности магистрантов;

- системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь в программе;

- связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для задач, стоящих перед образовательным учреждением;

- элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления магистрантов;

- модульности - укрупнение дидактическмх единиц

1Цели освоения дисциплины

С точки зрения экономики ресурсы – такие как капитал, который инвестируют в здания или технологию, труд учителя – недостаточны, ограниченны. Этот дефицит означает, что необходимо ответить на 3 главных вопроса экономики – что произвести в образовании (то есть сколько потратить на каждую стадию образования), как произвести в образовании (как организовать процесс обучения, чтобы максимизировать его полезность для общества) и для кого обеспечить образование (у кого должен быть доступ к каждой стадии образования.

Экономика образования в состоянии помочь тактикам, обеспечивая их фактами о системе образования, его вкладу в общественное развитие, а также способствовать принятию решения.

Общество должно стремиться организовать такую систему образования, которая будет эффективна и равнодоступна. Эффективность означает, что образовательные услуги максимизируются при имеющихся ресурсах. Доступность означает, что услуги распределены согласно некоторому принципу социальной справедливости.

Обществу необходимо ответить на множество вопросов, вот некоторые из них:

• Тратить ли больше денег на школьное образование для улучшения качества образования?

• Какой эффект на достижения школьников оказывает политика сокращения размера класса?

• Как влияет оплата труда учителей на результаты образования школьников?

• Что мы знаем об эффективном использовании ресурсов в школах?

• Как финансировать школы для достижения лучших результатов?

• Как размер школы влияет эффективность использования ресурсов в школах?

Цель изучения «Экономики образования и образовательного учреждения» - обеспечить необходимый установленный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, уровень базовой подготовки магистрантов в области экономики образования, формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни российского образования; формирование культуры экономического мышления: выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в профессиональной жизни; формирование способности к саморазвитию, самостоятельности в принятии решений.

Изучение «Экономики образования и образовательного учреждения» ставит следующие задачи:

- содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию экономических моделей и принципов в управлении образовательным учреждением;

- осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования экономических процессов в образовательном учреждении;

- обладание методами получения современного научного и эмпирического знания;

- активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу магистранта.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса «Экономики образования и образовательного учреждения» магистрант должен:

ЗНАТЬ:

  • основные концепции экономики образования, к которым относятся:

    • Основные классификации благ, в том числе частные и общественные

    • Анализ предельных затрат и результатов

    • Спрос и предложение

    • Типы рыночных структур

    • Основные экономические институты

    • особенности финансирования ОУ, способы распределения доходов, внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях

  • основные причины и направления усиления самостоятельности (автономизации) образовательных учреждений, в том числе, в аспекте финансовой деятельности;

  • систему государственного финансирования среднего образования в России;

  • изменение роли государственного бюджета  в новых условиях;

  • современные подходы к финансированию среднего образования, нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;

  • тенденции изменения объемов и источников финансирования среднего образования в развитых странах;

  • современные модели стратегий финансирования среднего образования, практикуемые в различных странах;

  • значение факторов обеспечения качества в решении задач финансирования;

  • знать особенности финансирования ОУ, способы распределения доходов, внебюджетной деятельности образовательных учреждений, платных услуг в образовательных учреждениях

  • знать основные источники наборов данных, используемых для исследования в экономике образования и как получить доступ к таким вторичным данным;

  • механизм формирования стоимости и возмещения затрат

  • иметь представление о маркетинге ОУ

  • действие хозяйственного механизма образовательного учреждения, организацию его деятельности

  • знать материально-техническую базу системы образования РФ,

уметь:

  • понимать характер экономики образования как науки и ее место в системе наук;

  • понимать сущность основных экономических явлений и процессов в образовании;

  • анализировать факторы обеспечения качества среднего образования в решении задач финансирования;

  • разрабатывать современные стратегии финансирования среднего образования и модели управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений;

  • анализировать общие характеристики и различия в системах финансирования среднего образования в разных странах мира;

  • применять на практике современные подходы к государственному финансированию среднего образования;

  • анализировать конкурентные особенности рынка образовательных услуг;

  • рассчитывать величину, структуру затрат на обучение;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • определять современную ценность будущих благ.

  • определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования.

  • анализировать ситуации, проводить микроисследования, проводить связь между понятиями профессиональной направленности и экономическими категориями

  • разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий

  • провести на основе построенной модели исследование выдвинутых гипотез, используя стандартные инструменты микроэкономического анализа,

  • проинтерпретировать полученные результаты в терминах исходной ситуации;

  • формировать собственную позицию по отношению к реальным экономическим ситуациям, вырабатывать свою точку зрения

  • понимать, анализировать и оценивать образовательную политику с экономической точки зрения

  • понимать и применять навыки исследования оценки доказательств относительно тестирования гипотез о причинной связи между переменными

  • уметь работать с научной литературой,

  • понимать и разбираться в теориях, при этом используя источники как обязательные так и дополнительные;

  • ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной коммуникации

  • формировать собственную позицию, вырабатывать свою точку зрения на экономические процессы в образовании;

владеть:

  • изученными концепциями экономики образования на уровне знаний - синтеза, т.е. умения комбинировать элементы, чтобы получить целое и использовать знания из разных областей, оценивать логику построения материала, проводить экономический анализ, основываясь на четких критериях, что соответствует уровню методологической компетентности – уровень образованности для самостоятельного решения исследовательских и творческих задач.

  • специальной экономической терминологией;

  • системой теоретических и практических знаний и навыков по экономике образования в объеме программы;

  • основами управленческого учета в образовательном учреждении;

  • навыками самостоятельного получения новых знаний, профессиональной аргументации, методами экономического анализа

  • навыками сравнительного анализа фактов и явлений экономической жизни;

  • навыками аналитической работы в практической ситуации

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС

Показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

компетенция общественного служения.

ОК-1

Стремление работать для общества. Позиционирует себя как социально и политически активная личность.

Демонстрирует максимальную готовность и мобильность в рамках изменений рынка труда.

Дискуссии, ролевые игры

компетенция этического поведения.

ОК-2

Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения. Имеет активную жизненную позицию.

Уважает свою профессиональную репутацию и практическую деятельность. Проявляет гражданскую ответственность.

Дискуссии, ролевые игры

компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями.

ОК-3

Учитывает интересы и потребности граждан и других организаций при взаимодействии с ними.

Работает над выполнением запросов клиентов и следит за соблюдением их интересов.

Домашние задания, дискуссии

компетенция применения коммуникативных технологий и средств.

ОК-6

Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. Обладает знаниями и необходимой информацией для обмена идеями с другими людьми. Использует способы представления и передачи информации, адекватные ситуации.

Самостоятельная работа

компетенция постановки проблем.

ОК-9

Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества. Понимает проблемы и принимает решения. Формулирует суждения, адекватные обстоятельствам. Признает ошибки и учится на них.

Ситуационные задачи, ролевые игры, контрольные работы

компетенция аналитической работы.

ОК-10

Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций. Привлекает различные данные для анализа и решения профессиональных проблем. Адекватно использует терминологию экономики образования. Выявляет, отбирает и объединяет фрагменты знания, адекватно ситуации.

Самостоятельная работа, лекции, практические работы

компетенция критического анализа.

ОК-15

Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей.

Консультируется, проверяет факты, анализирует ситуации с различных точек зрения.

Домашние работы, дискуссии, самостоятельная работа

обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления

ПК-1

Осуществляет прогнозирование развития экономических процессов в образовании. Осуществляет последовательность действий на основе сознательного выбора адекватных проблеме знаний, информации и поставленных целей в различных ситуациях.

Лекции, дискуссии, ситуационные задачи

уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона

ПК-6

Определяет эффективное направление действий.

Дискуссии

владеть навыками использования инструментов экономической политики

ПК-8

Предлагает выполнимые решения. Обосновывает практическую и теоретическую ценность полученных результатов.

Контрольные работы, дискуссии

понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции

ПК-10

Демонстрирует оценочные суждения в терминах экономики образования.

Практические задания, дискуссии, контрольные работы, домашние задания

разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности

ПК-12

Четко определяет цели и задачи деятельности. Ставит ясные цели. Проводит оценку проекта и уточняет дальнейшие шаги.

Самостоятельная работа, ситуационные задания

способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников

ПК-13

Осуществляет поиск всей необходимой информации для решения проблем и принятия решения. Самостоятельно получает новые знания на основе анализа, синтеза имеющейся информации.

Самостоятельная работа, домашние задания, практические задания

уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач

ПК-14

Выделяет главное и систематизирует информацию. Определяет ключевые позиции своих высказываний. Организует и структурирует материалы для презентации.

Самостоятельная работа, презентации домашних работ

обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ

ПК-19

Демонстрирует экономическое мышление при решении профессиональных проблем. Использует экономические знания для принятия профессиональных решений.

Дискуссии, практические задания, домашние работы, контрольные работы.

владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства

ПК-21

Критически оценивает полученную информацию. Фиксирует целостность свойств объекта, его структуру и динамику. Применяет соответствующие знания, навыки и процедуры экономического анализа в профессиональной деятельности. Проявляет культуру мышления.

Дискуссии, практические задания, домашние работы, ситуационные задания



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное " Высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...
  2. Правительство российской федерации федерального государственного автономного образовательного " высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ... ПравительствоРоссийскойФедерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего ... исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет менеджмента Программадисциплины БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ...
  3. Правительство российской федерации федерального государственного автономного образовательного " высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ... университет «Высшаяшколаэкономики»Программадисциплины [Введите название дисциплины] для направления ... ПравительствоРоссийскойФедерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего ...
  4. Правительство российской федерации " высшая школа экономики "

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...
  5. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «вопросы реформирования энергетических отраслей»

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...
  6. Правительство российской федерации " высшая школа эконом ики" программа дисциплины программа дисциплины «иностранный язык (немецкий)»

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...

Другие похожие документы..