Главная > Программа


Самарское Епархиальное управление

Русской Православной Церкви

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования

Муниципальное образовательное

учреждение школа № 54 «Воскресение»

По благословению архиепископа

Самарского и Сызранского СЕРГИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

(Начальная и основная школа)

Авторы: игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко,

Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева

Научные редакторы: Буранок О.М., доктор филологических наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; протоиерей Димитрий Лескин, кандидат философских наук, кандидат богословских наук, директор православной классической гимназии города Тольятти.

© Самарское епархиальное управление

Русской Православной Церкви

© СИПКРО

© Авторы

Данная программа предназначена для курса «Основы Православной культуры» для учащихся 1-9 классов. Содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей. Приложением к программе является диск (СД), содержащий иллюстративный и музыкальный материал. Предложенный систематизированный программный материал представляет интерес для педагогов образовательных учреждений для студентов и преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.

Пояснительная записка

Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса “Основы православной культуры”. Кроме того, в процессе раскрытия духовно-нравственного потенциала содержания учебных предметов обозначена проблема интеграции знаний, представлений в единой картине мира. Таким интегрирующим курсом является предмет “Основы православной культуры”, рекомендованный Министерством образования России в форме факультатива или регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.

Предоставление учащимся возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы. В настоящее время существуют различные учебные программы культуроведческого, религиозного характера, в которых выстроена система образования в области православной культуры. Данные материалы обобщены на уровне Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Результаты обобщения представлены в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов в содержание учебного предмета “Основы Православной культуры”.

Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Задачи:

  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности.

Известный психолог В.П. Зинченко, размышляя о душе и ее воспитании, отмечает, что душа всечеловечна, внеисторична, архитипична. В ее эмоциональной памяти хранятся общечеловеческие, внеисторические ценности и смыслы. Душа причастна к абсолютному, к Истине, то есть к Божественному Слову. Благоприятным условием по воспитанию и развитию душевных качеств является освоение культуры и традиций через уклад жизни. Это утверждение обосновано в научных исследованиях М. Бахтина, В. Зинченко, М. Громыко. Они отмечают диалогичность и полифоничность души, ее способность к развитию и расширению опыта, уделяют особое внимание культуре и традициям как посредникам между душой и абсолютной Истиной, проводникам в мир общечеловеческих ценностей. Устойчивой формой сохранения традиций являются календари (государственный, народный, православный).

Общеизвестно, что нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Данный курс “Основы православной культуры” базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса “Основы православной культуры”. Ее содержание раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческих, исторических, нравственных, библейских, катехизационных аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу концентричности, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний о православной культуре. В соответствии с этой установкой были разработаны сквозные событийные линии с 1 по 9 классы.

Событийные линии:

  1. Велика сладость учения книжного (первый урок, сентябрь).

  2. Рождество Богородицы – Успение Богородицы. Круг жизни. Промысел Божий. Божественное домостроительство (3-я неделя сентября).

  3. Монашество: история возникновения, монашеская культура (2-я неделя октября).

  4. Хлеб жизни. Плоды земные. Поле – образ, понятие, символ (4-я неделя октября).

  5. Защита Отечества – Казанская икона Божией Матери. Родина, родной дом. Служение Отечеству (2-я неделя ноября).

  6. Рождество – Крещение. (Пост – путь-дорога; обновление Бытия) (с 4-й недели ноября по 2-ю неделю января).

  7. Перемена (метанойя – покаяние). Масленица – Прощеное воскресенье. Усилие к обновлению – пост. Позитивная аскеза (февраль, март).

  8. Пасха (апрель, май).

  9. Радоница – Вселенская Пасха (разрушение силами зла красоты и чудо восстановления). Вечная жизнь. «Зеленые святки». Вознесение – Троица.

  10. День славянской письменности и культуры (последний урок, май).

Каждая сквозная линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В программе просматривается три концентра: начальная школа, основная школа (5-6 классы), основная школа (7-9 классы).

В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, начальных сведениях о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В основной школе (5-6 классы) – целенаправленное изучение Ветхозаветной и Новозаветной истории в контексте культуры и традиций народа. Основная школа (7-9 классы) – систематизация и обобщение полученных знаний и их углубление и расширение при раскрытии интегрированных проблемных тем исторического и нравственного содержания. Такой подход позволит подготовить подростков к решению проблем мировоззренческого уровня, проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, позитивной ориентации в различных системах социума.

Курс «Основы православной культуры» предназначен для учащихся 1-9 классов и рассчитан на 32 часа в каждом классе (по 1 уроку в неделю).

Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом (компакт-диск и аудиокассета).

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, которые изложены в федеральном проекте стандарта курса “Основы православной культуры” (фрагменты ожидаемых результатов представлены ниже).

Начальная школа

Учащиеся должны:

  • знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;

  • уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

  • понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников;

  • узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

  • проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Основная школа (5-6 класс)

Учащиеся должны:

  • знать: источники познания, библейские события, смысл заповедей Ветхого и Нового Заветов, их отличие, географические условия Палестины, Ханаанейской земли, историю зарождения религии;

  • уметь: изложить некоторые библейские истории, заповеди, притчи Нового Завета, видеть в жизненной ситуации, собственном поведении проявления пороков (зло, непослушание, жадность и др.), узнавать духовные смыслы событий Священной истории в современной жизни;

  • понимать: причины грехопадения прародителей, человека, пагубные последствия нарушения закона, нравственные каноны Любви, Добра, Красоты.

Основная школа (7-9 класс)

Учащиеся должны:

  • знать: историю возникновения раннехристианской Церкви, особенности православной богослужебной культуры, причины разделения Церквей, становление и развитие православной религии на Руси, библейские источники, святоотеческую литературу, древнерусскую литературу, традиции проведения православных праздников;

  • уметь: охарактеризовать особенности язычества, мировых религий, различных тоталитарных сект, читать символику икон, храмов, отличать различные школы иконописи и зодчества, объяснять смысл православных праздников, сопоставлять особенности православной культуры и культур других религий, объяснять влияние проводимых государственных реформ на различные сферы жизни общества;

  • понимать: православную трактовку понятия «свобода», доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей, православные нравственные основы правосознания, правовой культуры и гражданственности личности и общества, содержательные и смысловые особенности художественной культуры.

Условные обозначения в программе:

* - материал используется по усмотрению учителя;

** - «плавающие» темы; учитель может использовать по своему усмотрению: изменяя содержание и время проведения;

*** - домашнее задание.

Библиография по данному курсу в достаточно полном объеме представлена в сборнике научно-методических материалов: “Православная культура: концепции, учебные программы, библиография” под редакцией иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. М., 2004 г.

Программа 1-го класса

Урок №1: «В начале было Слово…»

Слово – дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.

Слово устное – сказки, песни, изречения. Мамины колыбельные. Бабушкины сказки.

Слово письменное - Буквы. Грамота. Азбука. Книжная грамота. Учение книжное.

Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Благоговейное отношение к Библии. Детская Библия (знакомство с книгами).

Исполнение Слова - Пение и чтение в Церкви.

Словарная работа: Библия.

Урок №2: Сотворение мира (рай)

Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия).

Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Блаженство рая».

Практическое занятие: как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).

Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.

Урок №3: Матерь Господа нашего.

Дева Мария – Матерь Божия.

Традиция празднования Рождества Пресвятой Богородицы в семье, храме.

***Подготовка к празднику Матери: изготовление цветов, рисунков (домашнее задание).

Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя).

Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.

Урок №4: Слово о родителях: наши небесные и земные покровители и защитники.

Наши домашние защитники и покровители.

Расскажи историю своего наречения.

Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днем именин.

Духовное песнопение и размышление над содержанием: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их)».

Словарная работа: ближний, жертва, чадо, прадед, дед.

Урок №5: Светлый образ: детские годы преподобного Сергия Радонежского.

Фрагменты Жития. Младенец, не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.

Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.

Православная икона: преподобного Сергия Радонежского.

Изобразительное искусство: М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.). Триптих М.В. Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского».

Словарная работа: преподобный, отрок, монах.

Урок №6: Образ Богородицы: Язык и символика одежды

Повторение: Рождество Богородицы.

Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).

Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Духовное песнопение и размышление над содержанием: «Пресвятая Богородица, покрой меня своим омофором!»

Краеведение: храмы родного края - храм Покрова Богородицы.

Словарная работа: плат, омофор, риза, ризница.

Урок №7: Плоды земные.

Почему к хлебу надо относиться с благоговением.

Путешествие с зернышком (от зернышка до хлеба).

Пословицы о хлебе.

***Практическая работа: Составление гербария из злаковых растений.

Православная икона: Спорительница хлебов.

Изобразительное искусство: И.И. Шишкин «Рожь».

Духовное песнопение: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Урок №8: Мир природы.

Постоянство и изменчивость Божьего мира. Времена года. Наблюдение за природой (М.М. Пришвин; св. Игнатий Брянчанинов).

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

Изобразительное искусство: пейзажная живопись (И.И. Левитан, И.И.Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев и др.); В.М. Васнецов «Блаженство рая».

Размышление о содержании: «Ты ввел меня в эту жизнь, как чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворящий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях». (Фрагмент акафиста «Слава Богу за все», Икос 2).

Словарная работа: умиротворящий, блаженство.

Урок №9: Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.

Устройство дома. Красный угол. Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома.

Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).

Православная икона: Казанская икона Божией Матери.

Концерт «Духовный венок Пресвятой Богородице» (духовные песни и стихи).

Словарная работа: заступница.

Урок №10: Вера и суеверия.

Ветхозаветная история: заповеди Божии «Не сотвори себе кумира».

Различение понятий Вера и суеверие.

Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним.

Народные представления о мире в фольклоре: дом – путь –испытание – встреча - иные царства.

Словарная работа: суеверие, испытание, иное царство.

Урок №11: На пути к высотам мудрости.

Беседа: «Мальчик из Холмогор». Русский православный ученый

Художественная литература: Некрасов Н.А. «Школьник» и другие стихи о М.В. Ломоносове, его детских и отроческих годах.

Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).

Подготовка к праздникуБукваря.

Словарная работа: честь, доброе имя, честность, почести, бесчестье.

Урок №12: Чистота духовная и телесная.

Гигиена тела, гигиена питания.

Чистота души. Греховные пороки и их преодоление: лень, ночные страхи.

Как победить лень.

Почему появляются ночные страхи

Художественная литература: В. Одоевский «Утренняя песня»; рассказ Л. Толстого «Ученый сын» (другие произведения по усмотрению учителя).

Народная православная традиция: молитва за трапезой.

Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).

Духовное песнопение и размышление о содержании: «Не бойся никого, кроме Бога одного...» (музыка протоиерея Николая Гурьянова, текст священника Павла (Покровского).

Словарная работа: грех, лень, страх, грезы.

Урок №13: Красота внешняя и внутренняя.

Беседа о красоте на основе рассмотрения икон и картин русских живописцев, фотографий (семейных).

Православная икона: иконы Пресвятой Богородицы, святых отцов и жен.

Изобразительное искусство: картины В.А.Серова, В.А. Тропинина., И.П. Аргунова, М.В. Нестерова и других.

Творческая работа: Творчество детей, посвященное празднику «Введение в храм Пресвятой Богородицы».

Концерт: песнопения, духовные стихи.

Словарная работа: красота, красивый, прекрасный.

Урок №14: Нравственные понятия: добро и зло.

Сказки славянских народов: слезы добрые и недобрые.

Размышление о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития).

Духовное песнопение: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас».

Словарная работа: обида, обидчик, обиженный.

Урок №15: Любовь к ближнему как к самому себе.

Сердце и душа: почему болит сердце.

Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.

Ветхозаветная история: Каин и Авель.

*Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий) (фрагмент).

*Размышление о прочитанном: М.В. Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).

Словарная работа: жадность, гнев, гордость.

Урок № 16: Рождественские праздники.

Подготовка к Рождественской елке.

Рождество Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Радость пастухов. Дары волхвов.

Рождественский концерт: песнопения, выставка поделок и рисунков.

Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей.

Урок №17: Крещение Господне.

Крещение: Иоанн Креститель, Предтеча Христов.

Крещенская вода и ее свойства.

Православная икона: икона “Крещение Господне”.

Духовное песнопение: “К Вечерне” (сл. И. Аксакова, обработка для хора Э. Леонова).

Словарная работа: крещение, Иордан.

Урок №18: Церковная седмица и государственная неделя.

Церковная седмица (литургический круг) – неделя, понедельник, вторник, среда, суббота: церковный смысл, отличия от государственной недели.

***Практическая работа: рассмотрение календарей.

Словарная работа: неделя, неделя, седмица.

Урок № 19: Дела милосердия.

Новозаветная история: Исцеление сухорукого (Мф. 9: 18- 26); исцеление слепорожденного (Ин. 9: 1-12); воскрешение дочери Иаира (Мф. 9: 18-26).

Дела милосердные: посещение больного (родственников, друзей, знакомых).

Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира».

Словарная работа: посетить, подарить, помочь.

Урок № 20: Отношение святых к родителям.

Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей (Исх. 20; пятая заповедь).

Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.

Художественные произведения: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».

Музыкальные произведения: песни о маме.

Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Самарское епархиальное управление русской православной церкви работников образования

    Учебная программа курса
    СамарскоеЕпархиальноеуправлениеРусскойПравославнойЦерквиСамарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работниковобразования Муниципальное образовательное учреждение школа № 54 « ...
  2. Православная религиозная организация – религиозного образования «смоленская православная духовная семинария русской православной церкви»

    Методические рекомендации
    ... ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙЦЕРКВИ» Кафедра гуманитарных ... институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации работниковобразования. РАЗДЕЛ 3. ...
  3. Самарская епархия русской православной церкви

    Документ
    ... Самарской области САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙЦЕРКВИ ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ... управленияСамарского ... Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работниковобразования ... Детского епархиального образовательного ...
  4. История русской православной церкви синодальный и новейший периоды синодальный период

    Документ
    ... РусскойПравославнойЦеркви церковного суда, независимого от епархиального ... епархиальногоуправления. Покровский предложил такую формулировку епархиальногоуправления ... образования. Шароевсий с образованием, ... по Самарской области ... 2-х работников ГПУ была ...
  5. Социальная деятельность русской православной церкви на урале во второй половине xix – начале xx в

    Автореферат диссертации
    ... православного исповедания, епархиальных архиереев, специальных епархиальных комитетов (например, Екатеринбургского епархиального ... управления, ... Самарской ... Значение благотворительности Русскойправославнойцеркви в становлении системы образования на Урале ...

Другие похожие документы..