Главная > Документ

1

Смотреть полностью

26

Российская библиотечная ассоциация

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения

общедоступных библиотек муниципальных образований

2007

«Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» подготовлены по решению Совета РБА рабочей группой под руководством Л.В. Куликовой (Российская национальная библиотека). В разработке документа приняли участие библиотеки различного уровня.

Документ принят на XII Ежегодной сессии Конференции РБА 16 мая 2007 года (г. Брянск) по рекомендации Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции публичных библиотек.

РБА рекомендует использовать документ при организации библиотечного обслуживания населения на территории России.

Оглавление

Предисловие

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований

Методические пояснения к базовым нормам

Общие положения

Виды библиотек муниципальных образований и их место в системе библиотечного обслуживания населения

Территориальная доступность библиотек

Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных образований
Доступность библиотечно-информационных ресурсов

Базовые нормы по объему фондов

Базовые нормы объемов пополнения библиотечных фондов

Базовые нормы для средств технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации

Базовые нормы размеров площадей помещений библиотек

Базовая норма штатной численности персонала

Заключение

Предисловие

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ библиотечное обслуживание населения осуществляется на территориях муниципальных образований - сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул следующее: «В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело. … На уровне субъектов Федерации — руководители региональной и муниципальной власти должны позаботиться — прошу вас об этом: об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами. Для реализации вышеназванных задач необходимо принять соответствующую программу, выделив дополнительные финансовые средства». Эти мысли прозвучали также и во вступительном слове В.В. Путина на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству: «Библиотеки, в том числе сельские и школьные, должны быть оснащены передовыми информационными системами и едиными программными продуктами, программным обеспечением». Кроме того, как подчеркнул Президент, в библиотеках должны работать современные специалисты, способные превратить их из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры.

Решение поставленных Правительством Российской Федерации задач в области социально-экономического развития государства также предполагает комплекс мер, направленных на поддержку библиотек, в том числе создание на их базе общественных центров повышения компьютерной грамотности; развитие системы общественного доступа к сети Интернет; внедрение технологий "дистанционного образования" и “дистанционной информационной среды”, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, "электронных библиотек". Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. и план действий по их реализации, согласованные с Правительством Российской Федерации 01.06.2006 №МФ-П44-2462, включают создание условий для повышения качества, доступности и адресности культурных и информационных услуг в рамках единого культурно-информационного пространства.

Общедоступные муниципальные библиотеки являются важнейшим элементом единой инфрастуктуры информационного, культурного, сервисного обслуживания подавляющего числа жителей страны. В своей деятельности они используют как традиционные, так и новейшие информационные технологии, книжные фонды и современные носители информации, обеспечивая доступ в глобальные информационные сети и содействуя образованию и просвещению общества.

«Базовые нормы по организации сети, ресурсному обеспечению общедоступных муниципальных библиотек» предусматривают создание необходимых условий для библиотечного обслуживания населения различного административно-территориального уровня и позволяют, в случае их применения, значительно повысить общий уровень требований к качеству библиотечных услуг.

Базовые нормы разработаны с учетом отечественного и международного опыта развития общедоступных (публичных) библиотек, а также с учетом предложений ряда регионов России и их местной специфики и включают основные параметры, определяющие гарантированное библиотечное обслуживание жителей муниципальных образований:

1. Территориальная доступность библиотек.

2. Доступность библиотечно-информационных ресурсов, в том числе:

2.1. объем документного фонда

2.2. объем новых поступлений

2.3. средства технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации

2.4. размеры площадей помещений библиотек

2.5. штатная численность персонала

Документ имеет рекомендательный характер и призван оказать необходимую практическую помощь руководителям органов власти и библиотечных учреждений. Его рекомендации, наряду с другими профессиональными стандартами, в частности, «Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001) и «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО о развитии службы публичных библиотек» (СПб, 2002), следует рассматривать в контексте законодательных и иных нормативных правовых актов.

После принятия настоящего документа на XII Ежегодной сессии Конференции РБА 16 мая 2007 года (г. Брянск) распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р утверждены «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 1063-р». Изменения, внесенные в ранее принятые Правительством Российской Федерации социальные нормативы и нормы, относятся к размещению сети библиотек и формированию их фондов с учетом реформы местного самоуправления и образования новых административно-территориальных уровней.

В то же время они не учитывают другие стратегические ресурсы, в том числе новейшие информационные технологии, способствующие развитию общедоступных муниципальных библиотек в соответствии с современными требованиями1.

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований

п\п

Наименование показателя (обеспечения)

Административно- территориальный уровень

Вид библиотеки

Норма обеспечения

Примечания

1

2

3

4

5

6

1.

Территори-

альная доступность библиотек

Муниципальный район

Общее число общедоступных библиотек на территории муниципального района определяется в соответствии с нормами для библиотек сельских и городских поселений

В состав муниципального района могут входить сельские и городские поселения

Административный центр муниципального района

Межпоселенческая библиотека (или

центральная район-ная библиотека)

1 библиотека

Детская районная библиотека

1 библиотека

Вариант: обслуживание взрос-лых и детей на базе межпо-селенческой (или центральной районной) библиотеки; организация детского отдела в межпоселенческой (или центральной районной) библиотеке

Сельское поселение

Библиотека административного центра сельского поселения

1 библиотека независимо от числа жителей

В сельских поселениях с числом жителей свыше 2000 дополнительно создаются общедоступные библиотеки из расчета – 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории сельского поселения с числом жителей не менее 1000 и при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

Детская библиотека административного центра сельского поселения

1 библиотека при наличии в районе обслу-живания библиотеки не менее 20% жителей в возрасте до 14 лет

Вариант: обслуживание взрослых и детей на базе библиотеки администра-тивного центра сельского поселения (отдел библиотеки сельского поселения)

Библиотека в составе культурно-досугово-го (социально-куль-турного) комплекса сельского поселения

При обязательном условии сохранения специфики библиотечной работы и ресурсного обеспечения выполнения библиотечных процессов и услуг в соответствии с базовыми нормами для библиотек сельских поселений

Сельский населенный пункт, не входящий в состав сель-ского поселения, на терри-ториях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодо-ступных местностях 2

Библиотека при наличии менее 500 жителей.

Библиотечный пункт или обслуживание с помощью передвижных средств при наличии до 100 жителей

Внестационарное обслуживание организует библиотека поселения или межпоселенческая библиотека (или центральная районная библиотека)

Библиотека в составе культурно-досугово-го (социально-куль-турного) комплекса сельского населенного пункта

При обязательном условии сохранения специфики библиотечной работы и ресурсного обеспечения выполнения библиотечных процессов и услуг для жителей сельского населенного пункта

Городское поселение

Библиотека городского поселения

Общее число общедо-ступных библиотек на территории городского поселения определяется из расчета: 1 библиотека на каждый самостояте-льный участок террито-рии поселения с населе-нием не менее 2000 жите-лей и при расстоянии до ближайшей библиотеки не менее 3 км1

Административный центр городского поселения

Библиотека административного центра городского поселения

1 библиотека

Библиотека может выполнять функции центральной городской библиотеки (или межпоселенческой библиотеки)

Детская библиотека административного центра городского поселения

1 библиотека при наличии в районе обслуживания не менее 17% жителей в возрасте до 14 лет

Городское поселение, на территории которого находится администрация муниципального района

Библиотека муниципального района (центральная районная библиотека)

Районная библиотека, по совместному решению адми-нистраций муниципальных образований, может выпол-нять функции обслуживания жителей городского поселения

Городской округ

Библиотека городского округа

Общее количество биб-лиотек городского округа определяется из расчета – 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории с числом жителей не менее 15 тыс. и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки

При организации библиотечного обслуживания может учитываться градостроительная специфика: наличие районов с многоэта-жной застройкой (1 библио-тека на 20 тыс. жителей);

со среднеэтажной застройкой - (1 библиотека на 10-15 тыс. жителей)

Детская библиотека городского округа

Общее количество детских библиотек городского округа определяется из расчета - 1 библиотека при наличии 17 % жителей в возрасте до 14 лет.

Административный центр городского округа

Центральная городская библиотека

Независимо от числа жителей на территории административного центра городского округа

Детская библиотека

административного центра городского округа

Независимо от числа жителей в возрасте до 14 лет на территории административного центра городского округа

Юношеская библи-отека администра-тивного центра городского округа

Вариант: создание детско-юношеской библиотеки.

Вариант: обслуживание юношества (в возрасте от 15-23 лет) на базе Центральной городской библиотеки.

Городской округ при наличии районного деления

Библиотека административного района города

Не менее 1 библиотеки в каждом административном районе города

Общее количество библиотек административного района городского округа определяется из расчета - 1 библиотека на каждый самостоятельный участок территории с числом жителей не менее 15 тыс. и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки

Детская библиотека административного района города

Не менее 1 детской библиотеки в каждом административном районе города

Городской округ при наличии на его территории администрация муниципального района

Библиотека муниципального района (центральная районная библиотека)

Районная библиотека, по совместному решению администраций муниципаль-ных образований, может выполнять функции обслужи-вания городских жителей, в том числе в небольших горо-дах - функции центральной городской библиотеки

Городской округ при наличии сельских поселений на территории городского округа

Общедоступная муниципальная библиотека

1 библиотека на каждый участок сельского посе-ления на территории городского округа с численностью жителей не менее 1000 и при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

Город – административный центр субъекта Российской Федерации (без отнесения к городскому округу)

Центральная городская библиотека

1 библиотека в каждом городе - административном центре субъекта РФ

Общедоступные муниципа-льные библиотеки, включая центральную городскую библиотеку, в городах - административных центрах субъектов Российской Федерации создаются при наличии в них национальных (республиканских), краевых, областных библиотек на рас-стоянии не ближе 2 км от них.

При наличии районного деле-ния в городе – администра-тивном центре субъекта Российской Федерации создаются библиотеки административных районов города в соответствии с нормативами для городских библиотек

2.

Доступность библиотечно-информацион-ных ресурсов

2.1.

Объем документного фонда

Библиотека сельского поселения

7-9 книг и других документов на 1 жителя в районе обслуживания

Библиотека городского поселения

5-7 книг и других документов на 1 жителя в районе обслуживания

Межпоселенческая

библиотека

(центральная районная библиотека)

Не менее 4 книг и дру-гих документов на 1 жителя районного цент-ра и дополнительно от 0,14 до 0,5 книг и других документов на 1 жителя муниципального района

Межпоселенческая библиоте-ка (центральная районная библиотека) получает обяза-тельный местный экземпляр документов, издаваемых на территории муниципального района

.

Центральная городская библиотека

Не менее 3 книг и других документов на 1 жителя в районе обслу-живания и дополните-льно по 0,1 книги и других документов на 1 жителя города

Центральная городская биб-лиотека получает обязате-льный местный экземпляр документов, издаваемых на территории городского округа

Центральная библиотека административного района города

Не менее 2, 5 книг и других документов на 1 жителя, проживающего в районе обслуживания и дополнительно по 0,1 книги и других докуме-нтов на 1 жителя города

2.2.

Объем новых поступлений

Район обслуживания по численности жителей:

Менее 25 тыс. жителей;

От 25 до 50 тыс. жителей;

свыше 50 тыс. жителей

Для всех видов общедоступных муниципальных библиотек

Число приобретаемых книг и других документов на 1000 жителей

250

200

150

Вариант: Для всех видов общедоступных муниципальных библиотек - 3,8% новых поступлений от объема книговыдачи за год

2.3.

Средства технического оснащения и дистанцион-

ного доступа к информации

Библиотека сельского или городского поселения

На каждые 500 пользователей:

1 компьютер,

1 принтер,

доступ в Интернет,

телефон

Доступ в Интернет обеспечи-вается с использованием альтернативных источников, включая беспроводный Интерент

Межпоселенческая (центральная) библиотека, Центральная библиотека города

Не менее 10 компьютеров, объединенных в локальную сеть,

2 принтера,

1 сканер,

доступ в Интернет,

телефон

Доступ в Интернет обеспечи-вается с использованием альтернативных источников, включая беспроводный Интерент

Для всех видов общедоступных муниципальных библиотек

Обязательный пакет лицензионных программных средств,

средств для работы с Интернет, с электронной почтой)

2.4.

Размеры площадей помещений библиотек

Для всех видов общедоступных муниципальных библиотек

Размеры площадей устанавливаются на основе Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 (М., 1983) с учетом различных групп помещений

2.5.

Штатная численность персонала

Библиотека сельского или городского поселения

1 библиотекарь на 500 пользователей

Фактически устанавливается по мере увеличения объемов обслуживания и необходимости выполнения основных библиотечных процессов

Библиотека городского округа

1 библиотекарь на 750 пользователей

Фактически устанавливается по мере увеличения объемов обслуживания и необходимости выполнения основных библиотечных процессов

Детская библиотека

1 библиотекарь на 500 пользователей – детей в сельской местности

1 библиотекарь на 600 пользователей - детей в городе

Межпоселенческая библиотека (центральная районная библиотека),

центральная городская библиотека

Штатная численность устанавливается на основе Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках (1997 г.) с учетом выполняемых библиотекой функций

Методические пояснения к базовым нормам

Общие положения

Базовые нормы по организации сети, ресурсному обеспечению общедоступных муниципальных библиотек являются минимальными (исходными) нормами, которые определяют гарантированный уровень библиотечного обслуживания и обеспечения общедоступности для граждан информации, знаний, культуры, позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.

Базовой библиотечной единицей муниципального образования является библиотека, не менее чем с 1 библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения, определяемым с учетом количества потенциальных пользователей, т.е. жителей, проживающих в районе обслуживания данного муниципального образования - сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа, административного района города.

Базовые нормы не исключают также при наличии у муниципалитета дополнительных финансовых возможностей экономически оправданного превышения рекомендованного минимума ресурсного обеспечения библиотек.

Предлагаемые базовые нормы должны уточняться с учетом местной специфики в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:

• суровый климат, отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками;

• сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне;

• большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;

• многонациональный состав обслуживаемого населения. Наличие этого фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.3

На основании учитываемых факторов влияния целесообразно применять поправочные коэффициенты, например для библиотек сельских и городских поселений:

Фактор влияния

Значения поправочных коэффициентов к разновидностям норм

Население на библиотеку

Книжный фонд

Новые поступления

Помещение

Персонал

Нагрузка

Суровый климат

0,3–0,5

1,2

0,9

Сложность рельефа местности

0,5-0,8

1,2

1,2

1,2

12

0,9

Радиус района обслуживания более 6 км или наличие в районе более 10 населенных пунктов

0,5-0,7

1,1-1,2

1,1-1,2

1,2

1,2

0,9

Многонациональное население

1,2

1,2

1,2

1,2

0,8


Виды библиотек муниципальных образований, их место в системе библиотечного обслуживания населения

Общедоступная муниципальная библиотека – общее определение для всех видов библиотек муниципальных образований, уровень и направление деятельности которых учитывается при определении каждого вида библиотек:

Библиотека сельского поселения

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского населенного пункта

Детская библиотека сельского поселения

Детская библиотека городского поселения

Межпоселенческая библиотека

Центральная районная библиотека

Детская районная библиотека

Центральная городская библиотека

Библиотека административного района города

Библиотеки сельских и городских поселений, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными (и получать статус юридического лица) или являться подразделениями межпоселенческой библиотеки (или центральной районной или центральной городской библиотеки).

Библиотеки городского округа по решению администраций муниципальных образований могут быть самостоятельными или являться подразделениями центральной городской библиотеки (или централизованной библиотечной системы города, административного района города).

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» 29  декабря 1994 г. № 78-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (Статья 20. Центральные библиотеки):

1. …. Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

2. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

3. … органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

4. Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ вводится понятие «межпоселенческая библиотека» (статья 16, п.19; статья 50, п.3, пп.12, 17).

Межпоселенческая библиотека учреждается органом местного самоуправления муниципального района для обеспечения библиотечным обслуживанием населения нескольких поселений (и межселенных территорий), входящих в состав муниципального района.

Межпоселенческая библиотека муниципального района по решению администрации муниципального района может быть вновь созданным самостоятельным учреждением или являться центральной библиотекой библиотечной системы (централизованной библиотечной системы, межмуниципальной библиотечной системы) муниципального района.

Как правило, межпоселенческая библиотека становится правопреемницей существующей центральной районной библиотеки (центральной городской библиотеки), является ведущей универсальной библиотекой, центральным книгохранилищем и организационно-методическим центром муниципального района, обслуживает в режиме локального и удаленного доступа население своего района библиотечного обслуживания административного центра и население всего муниципального района, развивается как интеллектуальный центр самого административного центра муниципального района, формируя своими средствами информационное и культурное пространство региона.

Детская районная библиотека является организационно-методическим центром по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального района (городского округа), обслуживает детское население своего района библиотечного обслуживания (административного центра), а также всего муниципального района.

В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, межпоселенческая библиотека (центральная библиотека) осуществляет:

  • библиотечное обслуживание населения муниципального района (городского округа);

  • комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая: изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу, осуществление закупок изданий, их систематизация и каталогизация, индивидуальный и суммарный учет, техническая обработка и распределение по библиотекам, ведение финансового учета и отчетности и документации;

  • создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;

  • координацию совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа);

  • обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа);

  • ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотек поселений;

  • методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников.

Территориальная доступность библиотек

Район библиотечного обслуживания – территория муниципального образования, закрепленная за общедоступной библиотекой муниципального образования с соблюдением нормативов по числу жителей и расстоянию до ближайшей библиотеки.

Общедоступные библиотеки муниципальных образований всех уровней обслуживают все категории жителей на расстоянии пешеходно-транспортной доступности: до 3 км – пешеходная; от 3 км и свыше – транспортная доступность.

Наибольшую проблему составляет организация библиотечного обслуживания сельских жителей, создание условий доступа к информации и культурным ценностям для жителей, проживающих в сельских населенных пунктах - малонаселенных, удаленных от культурных и экономических центров, труднодоступных. Общее число таких населенных пунктов в РФ по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. – 155 тыс. 289 с число жителей в них – 38 млн 737 тыс. 682 (26,6 % от общей численности населения России). Из них 28,7 % проживает в населенных пунктах с численностью до 100 жителей и от 100 до 500 жителей). Более 19% сельских жителей составляют лица в возрасте до 14 лет.

Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных образований ориентированы на принципы территориальной организации местного самоуправления с учетом границ муниципальных образований (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, статья 11).

Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в район библиотечного обслуживания могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.

В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (отсутствие коммуникаций, затрудненное сообщение с другими более крупными населенными пунктами) с населением менее 200 жителей может открываться стационарная библиотека либо пункт выдачи.

При отсутствии стационарной библиотеки жителям любого населенного пункта должна быть предоставлена любая другая удобная форма библиотечного обслуживания: библиотечный пункт, стоянка библиобуса и др.


Доступность библиотечно-информационных ресурсов

Базовые нормы на разные виды библиотечных ресурсов (в расчете на число жителей или на количество пользователей библиотеки) даются по каждому виду общедоступных муниципальных библиотек (библиотека сельского или городского поселения, детская библиотека, межпоселенческая библиотека или центральная районная библиотека, центральная библиотека городского округа, центральная библиотека города – административного центра субъекта РФ), которые различаются не только числом реальных и потенциальных пользователей, но и наличием и близостью других библиотек, информационных и культурно-досуговых учреждений (как, например, в городе-административном центре субъекта РФ). Этот подход позволяет реализовать присущую библиотечному делу закономерность: чем удаленнее расположена от центра библиотека, тем относительно выше, в расчете на число жителей, должна быть норма ее ресурсного обеспечения.

Базовые нормы по объему фондов общедоступных муниципальных библиотек следует рассматривать в качестве ориентировочных, т.к. они могут меняться и корректироваться в зависимости от местных и финансовых условий.

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» объем фонда «определяется многими факторами, включая наличие помещения и финансовых средств, контингент читателей, наличие поблизости других библиотек, роль фондов в масштабах региона, доступ к электронным ресурсам, оценку местных потребностей, темпы пополнения и списания фондов, а также политику обмена фондами с другими библиотеками». «Общий принцип гласит, что нормативный объем книжного фонда должен определяться из расчета 1,5 – 2,5 книги на душу населения. Минимальный объем книжного фонда даже самой небольшой библиотеки – не должен опускаться ниже порога в 2 500 книг».

Основным принципом при установлении предлагаемой базовой нормы по объему фондов является ориентир на сложившуюся книгообеспеченность на 1 жителя в разных регионах России, а также на отсутствие для большинства библиотек сельских и городских поселений, небольших городских округов доступа к фондам и информационным источникам других библиотек. Поэтому, например, норма книгообеспеченности библиотек поселений с числом 500-1000 жителей может устанавливаться в пределах от 7 до 9 книг (и других документов на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры для детей и др.) на 1 жителя.

Объем фонда библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района (городского округа) должна увеличиваться из расчета на 1 жителя муниципального района (городского округа).

Межпоселенческая библиотека (центральная районная библиотека, центральная городская библиотека) должна получать обязательный местный экземпляр документов, издаваемых на территории муниципального района и местные официальные документы.

Базовая обеспеченность межпоселенческой библиотеки (центральной районной библиотеки, центральной городской библиотеки) периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 20 названий изданий на библиотеку. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 1 литературно-художественного журнала, не менее 5 названий детских периодических изданий.

В составе фонда муниципальной общедоступной библиотеки должно быть: не менее 30 % фонда – литература для пользователей в возрасте до 14 лет, если в районе обслуживания нет специализированной детской библиотеки; не менее 10% фонда – справочные и библиографические издания.

Базовые нормы объемов пополнения библиотечных фондов (норма ежегодного обновления фонда) предлагаются с учетом нескольких методических подходов к их определению.

А. Нормы, принятые в международной практике («Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек»):

Население

Число книг, приобретаемых на душу населения в год

Число книг, приобретаемых на 1000 человек населения в год

Менее 25000

0,25

250

От 25000 до 50000

0,225

225

Более 50000

0,20

200

Однако, общепринятые темпы пополнения фондов не относятся к небольшим библиотекам, фонды которых ограничены и имеют нормативно определенный минимальный объем. Темпы пополнения из расчета 250 книг на 1000 жителей могут не соответствовать реалиям самых малых библиотек, не имеющих физической возможности поддерживать рекомендуемый минимальный уровень фонда в 2500-3000 книг.

Б. Оптимальные размеры текущего комплектования на планируемый год (без учета докомплектования) определяются по методике РНБ. Они рассчитываются как 3, 8 % к прогнозируемым размерам книговыдачи. Например, при книговыдаче, равной 10 тыс.экз., оптимальный размер комплектования составляет 10000 х 3,8 / 100 = 380 экз.

Путем специальных исследований получены следующие данные: ежегодно в порядке текущего комплектования допускается попадание в фонд общедоступной библиотеки определенного количества непрофильной литературы - не более 0,066% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки образуется массив устаревшей литературы – около 1,954% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки, в результате интенсивного использования, физически приходит в негодность, определенная часть фонда, примерно 1,78% от размера книговыдачи.

Все эти части фонда подлежат списанию и, соответственно, замене (амортизации). Размер замены определяется суммой указанных выше величин: 0,066% + 1,954% + 1,78% = 3,8% от размера книговыдачи.

Естественно, если растет книговыдача, то пропорционально увеличивается и размер необходимого обновления фонда.

В. Норма новых поступлений может определяться также с учетом книгообеспеченности в расчете на 1 жителя в районе библиотечного обслуживания: для общедоступной муниципальной библиотеки - 6-7 % от нормы обеспеченности жителя книгами и другими документами; для межпоселенческой библиотеки, центральных библиотек – 2-4 % от установленной для них нормы обеспеченности книгами и другими документами.

Подходы, используемые в ряде регионов при установлении нормы обновления фондов для сохранения их значимости, получившие отражение в региональных нормативных документах4:

  • ежегодное обновление фонда должно составлять не менее 7 % от имеющегося, в том числе 250 экземпляров новых книг, а также 170 наименований новых изданий на различных носителях, включая периодику, обеспечиваемых посредством каналов межбиблиотечной связи6ВСО, МБА, электронная доставка документов (Пензенская область);

  • постоянное обновление фонда в объеме не менее 5% от общего объема фонда; ежегодное пополнение фонда на 1 жителя должно составлять 0,2 книги; 0,1 книга для детей; 0,5 документов для обеспечения внестационарного обслуживания; 0,02 звукозаписей; 0,004 видеозаписей; 0,004 электронных издания (Архангельская область);

  • ежегодный объем пополнения фондов муниципальных библиотек из расчета на 1 жителя: 0,2 книг для взрослых; 0,1 книг для детей; на 1000 жителей - 20 звукозаписей; 4 видеозаписи, а также дополнительно для центральных библиотек – 0,1 книг на 1 жителя для обеспечения внестационарного обслуживания (республика Карелия);

  • ежегодно фонды муниципальных библиотек должны обновляться на 5 % от общего объема муниципального библиотечного фонда, в том числе не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей в расчете на 1000 жителей (объем фонда звукозаписей и видеозаписей формируется, исходя из 10 единиц на 1000 жителей) (г. Челябинск).

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой (Оценка эффективности работы публичных библиотек. М., 1990) в большинстве библиотеках 10% фонда должны составлять издания последних 2-х лет; 40% - книги, опубликованные за последние 5 лет. Для фонда с относительно низкой обращаемостью эти пропорции будут значительно меньше.

Базовые нормы для средств технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации вводятся и рекомендуются впервые. Их разработка во всем мире находится на ранней стадии. В то же время наличие этих средств является для муниципальных общедоступных библиотек жизненноважным ресурсом развития, т.к. позволяют им обеспечивать более широкий и более оперативный доступ к информации, формируемой не только на местном уровне, но и на уровне региона, страны и мира.

Базовые нормы обеспеченности техническими средствами, позволяющими расширять доступ к информации, сориентированы на необходимость существенно сократить разрыв между «бедными» и «богатыми» в информационном отношении библиотеками. В этой связи

хотя бы 1 компьютер, 1 принтер, 1 точку доступа в Интернет должна иметь даже самая небольшая библиотека (сельского или городского поселения) из расчета на каждые 500 пользователей.

В ряде региональных нормативных документов эта ситуация находит основательное отражение. Так, в соответствии с рекомендациями «Модельного стандарта общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области» в качестве норматива технического оснащения библиотек предлагается:

    • «в библиотеке сельского поселения должно быть не менее 1 персонального компьютера, 1 принтера, 1 сканера или ксерокса, 1 телефона и 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в библиотеке городского поселения должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в библиотеке городского округа должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в межпоселенческой библиотеке должно быть не менее 10 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 мультимедиапроектора, 2 принтеров, 1 сканера, 2 ксероксов, 1 модема для подключения к Интернет по ADSL, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра.

Основное программное обеспечение персонального компьютера должно включать операционную систему; офисный пакет MS Office, включающий текстовый процессор, электронные таблицы, при необходимости СУБД, и средства создания презентаций, средства для работы с Интернет (как минимум браузер и программа для работы с почтой), антивирусный пакет, программы архивации, просмотра изображений и др.; автоматизированную библиотечно-информационную систему».

Критерием информатизации для муниципальных библиотек республики Карелия является обеспечение доступа читателей к информационным ресурсам Интернет, в том числе к корпоративным ресурсам библиотек Карелии. В качестве норматива предлагается следующий набор: для центральных библиотек – телефон, 5 персональных компьютеров, 3 принтера, сканер, ксерокс, 2 модема с подключением к выделенному каналу связи, объединение в локальную компьютерную сеть; для библиотек поселений – телефон, 1 персональный компьютер, 1 принтер, 1 модем.

В соответствии с «Положением об организации библиотечного обслуживания жителей города Челябинска муниципальными библиотеками» ежегодное приобретение и обновление аудио, видео, компьютерной техники, программного обеспечения осуществляется из расчета не менее 20 % от средств, выделяемых на пополнение и обновление фонда муниципальных библиотек.

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» в Англии рекомендуется иметь не менее 0,7 рабочих (автоматизированных) мест на 1000 жителей, в том числе для онлайновой работы с каталогами общественного пользования. В Кливленде (Австралия) рекомендованы следующие нормативы:

  • для населения численностью менее 50 000 человек – доступ к 1 персональному компьютеру на каждые 5000 жителей;

  • для населения численностью свыше 50 000 человек - доступ к 1 персональному компьютеру на каждые 5000 жителей в пределах 50 000 человек и 1 персональный компьютер на каждые дополнительные 10 000 жителей.

В соответствии с этими нормативами рекомендуется, чтобы каждый компьютер был подключен к принтеру, а не менее половины (50%) имели выход в Интернет.

Базовые нормы размеров площадей помещений библиотек также являются ориентировочными и могут корректироваться в зависимости от вида библиотеки, числа жителей в районе обслуживания, специфики работы, объема имеющихся ресурсов и, прежде всего – книжных фондов. Так, для библиотеки поселения с числом жителей от 500 до 1000 за минимальную норму в расчете на 100 жителей можно принять 6 кв.м (объем книжного фонда – 3000-6000 экз.). Для более крупных библиотек, с учетом типовых зданий, размеры площадей, увеличиваясь, также могут зависеть от объемов книжного фонда.

Однако, размеры площадей конкретной библиотеки должны определяться теми функциями, которые она выполняет, и действующими нормами, установленными на основе Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 с учетом различных групп помещений.

В ряде региональных нормативных документов используются указанные нормы, а также нормы, рекомендованные международной практикой, в том числе, для обслуживания пользователей: площадь абонемента - не менее 5 кв.м на 1000 томов; площадь читальных залов - 10 кв. м на 1000 томов; площадь для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) - не менее 3,5 кв.м на 1 каталожный шкаф; площадь для проведения культурно-массовых мероприятий не менее 25 кв. м (отдельное помещение) и т.д.

Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, требуют увеличения площади из расчета 2,7-3,0 кв.м на 1 пользователя. Кроме того, общедоступная библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания людей с плохим зрением и другими физическими ограничениями: иметь пандусы при входе-выходе; при уровневых переходах; специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.

Базовая норма штатной численности персонала муниципальных библиотек фактически устанавливается по мере увеличения объемов обслуживания и необходимости выполнения основных библиотечных процессов. Минимальная норма - 1 библиотечный работник на библиотеку поселения с числом жителей 1000; 1 библиотечный работник на библиотеку городского округа с числом жителей 2000.

В случаях сохранения стационарной библиотеки, имеющей в районе обслуживания от 500 до 1000 жителей, устанавливается базовая норма – 1 библиотечный работник на 500 жителей. При необходимости библиотекарь (с соответствующей оплатой) может дополнительно к библиотечной вести клубную работу или совмещать свою основную работу с выполнением других обязанностей (например, социального работника, почтальона), вести другую работу по поручению администрации поселения.

Для межпоселенческих, центральных библиотек нормативная потребность штатной численности обеспечивается в соответствии с необходимостью выполнения основных библиотечных процессов как внутри самой библиотеки, так и централизованного производственно-технологического обеспечения библиотек сети. Так, в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001) обозначена нормативная потребность в штатных работниках, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе: комплектование и обработка документов - из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов; организация фонда - из расчета 1-1,2 человек на 100 000 томов; обслуживание пользователей - из расчета 3-3,5 человек на 1000 жителей; информационная, библиографическая деятельность - из расчета 1-1,5 человек на 1000 жителей.

Заключение

Предлагаемые базовые нормы отражают минимальные требования к организации сети, информационному наполнению, материально-техническому и кадровому обеспечению муниципальных общедоступных библиотек и регламентируют определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей человека в получении информации, знаний и культуры. Они призваны выравнивать возможности для граждан, проживающих в разных географических зонах России, в разных социально-экономических и демографических условиях, в получении качественного библиотечного обслуживания по месту жительства за счет развития сети муниципальных общедоступных библиотек, полноценного формирования их библиотечно-информационных ресурсов, обеспечения помещениями и техническими средствами, персоналом, а также посредством взаимодействия с другими библиотеками с целью обеспечения более полного и оперативного удовлетворения существующих потребностей.

Базовые нормы должны стать также основой для объективной оценки уровня библиотечного обслуживания, степени влияния муниципальных библиотек на население, выраженного в таких показателях, как охват библиотечным обслуживанием (в расчете: число пользователей библиотек/число жителей); востребованность библиотеки (в расчете: число посещений в год/число жителей); доступность библиотечно-информационных ресурсов (в расчете: число выданных документов/число жителей, число выданных справок/число жителей, число отказов/число пользователей).

1 Позднее документ РБА «Базовые нормы по организации сети, ресурсному обеспечению общедоступных муниципальных библиотек» использован, наряду с другими основными источниками, при подготовке «Нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)», утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20 февраля 2008 г. № 32.

2 На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, статья 11, п.9).

3 В каждом поселении выясняется наличие факторов, дающих право на льготные нормы, или фиксируется их отсутствие. С учетом принятой основной или скорректированной нормативной базы формулируется, какой, по требованиям базовой нормы и условиям данной территории, должна быть «нормальная» сеть муниципальных общедоступных библиотек. На основании полученных данных о количестве и виде библиотек, которые должны быть в такой «нормальной» сети, а также в зависимости от района обслуживания (т.е. количества населения, которому оно требуется) для каждой из библиотек рассчитывается штатная численность; фонд документов; объем основных средств.

Сопоставление полученных данных с данными о фактическом состоянии библиотечной сети позволит выявить необходимость в ее упорядочении или расширении, а также определить размер дефицита в ресурсах, требующихся для доведения до нормы основных и текущих материальных фондов, потребности в текущем пополнении библиотек книгами и другими документами.

4 «Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки социокультурного центра Пензенской области» «Модельный стандарт общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области», «Критерии расчета нормативов и стоимости библиотечных услуг общедоступных (публичных) библиотек Республики Карелия», «Положение об организации библиотечного обслуживания жителей города Челябинска муниципальными библиотеками».

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... г. Договора о сотрудничестве между Белорусской библиотечной ассоциацией, Российской библиотечной ассоциацией и Украинской библиотечной ассоциацией. Таким образом была заложена надежная ...
  2. Российская библиотечная ассоциация руководство для публичных библиотек россии по обслуживанию молодежи

    Руководство
    ... Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Российская библиотечная ассоциация. – Санкт-Петербург: Российская ...
  3. Российская библиотечная ассоциация практическое руководство по развитию общедоступных муниципальных библиотек

    Руководство
    РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РАЗВИТИЮ ... информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ (), Ассоциация региональных библиотечных консорциумов АРБИКОН (), ГПНТБ (), Ассоциация пользователей ...
  4. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    Российская библиотечная ассоциация Секция по библиотечной политике и законодательству ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ... -Петербург, Садовая ул., 18. ©Российская библиотечная ассоциация, 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие положения ...
  5. Российская библиотечная ассоциация секция публичных библиотек ифла комитет по культуре санкт-петербурга имени всероссийский форум публичных библиотек 4-8 декабря 2007 года

    Документ
    ... России» Организаторы Форума Российская библиотечная ассоциация Российская национальная библиотека Центральная городская ... от имени Российской национальной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации 5 декабря Российская национальная библиотека, ...
  6. Российская библиотечная ассоциация профессиональная ассоциация какой ей быть? дорогие коллеги!

    Вопросы к экзамену
    Российская библиотечная ассоциация Профессиональная ассоциация: какой ей быть? Дорогие коллеги! Российская библиотечная ассоциация (РБА) объединяет ... статус: По поручению Совета Российской библиотечной ассоциации, вице-президент, председатель секции ...

Другие похожие документы..