Главная > Документ


Методические пояснения к базовым нормам

Общие положения

Базовые нормы по организации сети, ресурсному обеспечению общедоступных муниципальных библиотек являются минимальными (исходными) нормами, которые определяют гарантированный уровень библиотечного обслуживания и обеспечения общедоступности для граждан информации, знаний, культуры, позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.

Базовой библиотечной единицей муниципального образования является библиотека, не менее чем с 1 библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения, определяемым с учетом количества потенциальных пользователей, т.е. жителей, проживающих в районе обслуживания данного муниципального образования - сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа, административного района города.

Базовые нормы не исключают также при наличии у муниципалитета дополнительных финансовых возможностей экономически оправданного превышения рекомендованного минимума ресурсного обеспечения библиотек.

Предлагаемые базовые нормы должны уточняться с учетом местной специфики в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:

• суровый климат, отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками;

• сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне;

• большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;

• многонациональный состав обслуживаемого населения. Наличие этого фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.3

На основании учитываемых факторов влияния целесообразно применять поправочные коэффициенты, например для библиотек сельских и городских поселений:

Фактор влияния

Значения поправочных коэффициентов к разновидностям норм

Население на библиотеку

Книжный фонд

Новые поступления

Помещение

Персонал

Нагрузка

Суровый климат

0,3–0,5

1,2

0,9

Сложность рельефа местности

0,5-0,8

1,2

1,2

1,2

12

0,9

Радиус района обслуживания более 6 км или наличие в районе более 10 населенных пунктов

0,5-0,7

1,1-1,2

1,1-1,2

1,2

1,2

0,9

Многонациональное население

1,2

1,2

1,2

1,2

0,8


Виды библиотек муниципальных образований, их место в системе библиотечного обслуживания населения

Общедоступная муниципальная библиотека – общее определение для всех видов библиотек муниципальных образований, уровень и направление деятельности которых учитывается при определении каждого вида библиотек:

Библиотека сельского поселения

Библиотека городского поселения

Библиотека сельского населенного пункта

Детская библиотека сельского поселения

Детская библиотека городского поселения

Межпоселенческая библиотека

Центральная районная библиотека

Детская районная библиотека

Центральная городская библиотека

Библиотека административного района города

Библиотеки сельских и городских поселений, по решению администраций муниципальных образований, могут быть самостоятельными (и получать статус юридического лица) или являться подразделениями межпоселенческой библиотеки (или центральной районной или центральной городской библиотеки).

Библиотеки городского округа по решению администраций муниципальных образований могут быть самостоятельными или являться подразделениями центральной городской библиотеки (или централизованной библиотечной системы города, административного района города).

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» 29  декабря 1994 г. № 78-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (Статья 20. Центральные библиотеки):

1. …. Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

2. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.

3. … органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

4. Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ вводится понятие «межпоселенческая библиотека» (статья 16, п.19; статья 50, п.3, пп.12, 17).

Межпоселенческая библиотека учреждается органом местного самоуправления муниципального района для обеспечения библиотечным обслуживанием населения нескольких поселений (и межселенных территорий), входящих в состав муниципального района.

Межпоселенческая библиотека муниципального района по решению администрации муниципального района может быть вновь созданным самостоятельным учреждением или являться центральной библиотекой библиотечной системы (централизованной библиотечной системы, межмуниципальной библиотечной системы) муниципального района.

Как правило, межпоселенческая библиотека становится правопреемницей существующей центральной районной библиотеки (центральной городской библиотеки), является ведущей универсальной библиотекой, центральным книгохранилищем и организационно-методическим центром муниципального района, обслуживает в режиме локального и удаленного доступа население своего района библиотечного обслуживания административного центра и население всего муниципального района, развивается как интеллектуальный центр самого административного центра муниципального района, формируя своими средствами информационное и культурное пространство региона.

Детская районная библиотека является организационно-методическим центром по библиотечной работе с детьми на всей территории муниципального района (городского округа), обслуживает детское население своего района библиотечного обслуживания (административного центра), а также всего муниципального района.

В соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, межпоселенческая библиотека (центральная библиотека) осуществляет:

  • библиотечное обслуживание населения муниципального района (городского округа);

  • комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая: изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу, осуществление закупок изданий, их систематизация и каталогизация, индивидуальный и суммарный учет, техническая обработка и распределение по библиотекам, ведение финансового учета и отчетности и документации;

  • создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;

  • координацию совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа);

  • обслуживание по межбиблиотечному абонементу (МБА), через электронную доставку документов (ЭДД), организацию внестационарного обслуживания населения муниципального района (городского округа);

  • ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотек поселений;

  • методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников.

Территориальная доступность библиотек

Район библиотечного обслуживания – территория муниципального образования, закрепленная за общедоступной библиотекой муниципального образования с соблюдением нормативов по числу жителей и расстоянию до ближайшей библиотеки.

Общедоступные библиотеки муниципальных образований всех уровней обслуживают все категории жителей на расстоянии пешеходно-транспортной доступности: до 3 км – пешеходная; от 3 км и свыше – транспортная доступность.

Наибольшую проблему составляет организация библиотечного обслуживания сельских жителей, создание условий доступа к информации и культурным ценностям для жителей, проживающих в сельских населенных пунктах - малонаселенных, удаленных от культурных и экономических центров, труднодоступных. Общее число таких населенных пунктов в РФ по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. – 155 тыс. 289 с число жителей в них – 38 млн 737 тыс. 682 (26,6 % от общей численности населения России). Из них 28,7 % проживает в населенных пунктах с численностью до 100 жителей и от 100 до 500 жителей). Более 19% сельских жителей составляют лица в возрасте до 14 лет.

Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных образований ориентированы на принципы территориальной организации местного самоуправления с учетом границ муниципальных образований (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, статья 11).

Расчет количества библиотек для территории с малонаселенными пунктами производится с учетом принципа библиотечного районирования, когда в район библиотечного обслуживания могут быть включены несколько малонаселенных пунктов, каждый из которых в отдельности не обязательно соответствует указанной норме, но в совокупности отвечает ей.

В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (отсутствие коммуникаций, затрудненное сообщение с другими более крупными населенными пунктами) с населением менее 200 жителей может открываться стационарная библиотека либо пункт выдачи.

При отсутствии стационарной библиотеки жителям любого населенного пункта должна быть предоставлена любая другая удобная форма библиотечного обслуживания: библиотечный пункт, стоянка библиобуса и др.


Доступность библиотечно-информационных ресурсов

Базовые нормы на разные виды библиотечных ресурсов (в расчете на число жителей или на количество пользователей библиотеки) даются по каждому виду общедоступных муниципальных библиотек (библиотека сельского или городского поселения, детская библиотека, межпоселенческая библиотека или центральная районная библиотека, центральная библиотека городского округа, центральная библиотека города – административного центра субъекта РФ), которые различаются не только числом реальных и потенциальных пользователей, но и наличием и близостью других библиотек, информационных и культурно-досуговых учреждений (как, например, в городе-административном центре субъекта РФ). Этот подход позволяет реализовать присущую библиотечному делу закономерность: чем удаленнее расположена от центра библиотека, тем относительно выше, в расчете на число жителей, должна быть норма ее ресурсного обеспечения.

Базовые нормы по объему фондов общедоступных муниципальных библиотек следует рассматривать в качестве ориентировочных, т.к. они могут меняться и корректироваться в зависимости от местных и финансовых условий.

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» объем фонда «определяется многими факторами, включая наличие помещения и финансовых средств, контингент читателей, наличие поблизости других библиотек, роль фондов в масштабах региона, доступ к электронным ресурсам, оценку местных потребностей, темпы пополнения и списания фондов, а также политику обмена фондами с другими библиотеками». «Общий принцип гласит, что нормативный объем книжного фонда должен определяться из расчета 1,5 – 2,5 книги на душу населения. Минимальный объем книжного фонда даже самой небольшой библиотеки – не должен опускаться ниже порога в 2 500 книг».

Основным принципом при установлении предлагаемой базовой нормы по объему фондов является ориентир на сложившуюся книгообеспеченность на 1 жителя в разных регионах России, а также на отсутствие для большинства библиотек сельских и городских поселений, небольших городских округов доступа к фондам и информационным источникам других библиотек. Поэтому, например, норма книгообеспеченности библиотек поселений с числом 500-1000 жителей может устанавливаться в пределах от 7 до 9 книг (и других документов на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры для детей и др.) на 1 жителя.

Объем фонда библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района (городского округа) должна увеличиваться из расчета на 1 жителя муниципального района (городского округа).

Межпоселенческая библиотека (центральная районная библиотека, центральная городская библиотека) должна получать обязательный местный экземпляр документов, издаваемых на территории муниципального района и местные официальные документы.

Базовая обеспеченность межпоселенческой библиотеки (центральной районной библиотеки, центральной городской библиотеки) периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета не менее 20 названий изданий на библиотеку. Каждая библиотека должна получать не менее 1 названия районной периодики, не менее 2 названий областной периодики, не менее 2 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет, не менее 1 литературно-художественного журнала, не менее 5 названий детских периодических изданий.

В составе фонда муниципальной общедоступной библиотеки должно быть: не менее 30 % фонда – литература для пользователей в возрасте до 14 лет, если в районе обслуживания нет специализированной детской библиотеки; не менее 10% фонда – справочные и библиографические издания.

Базовые нормы объемов пополнения библиотечных фондов (норма ежегодного обновления фонда) предлагаются с учетом нескольких методических подходов к их определению.

А. Нормы, принятые в международной практике («Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек»):

Население

Число книг, приобретаемых на душу населения в год

Число книг, приобретаемых на 1000 человек населения в год

Менее 25000

0,25

250

От 25000 до 50000

0,225

225

Более 50000

0,20

200

Однако, общепринятые темпы пополнения фондов не относятся к небольшим библиотекам, фонды которых ограничены и имеют нормативно определенный минимальный объем. Темпы пополнения из расчета 250 книг на 1000 жителей могут не соответствовать реалиям самых малых библиотек, не имеющих физической возможности поддерживать рекомендуемый минимальный уровень фонда в 2500-3000 книг.

Б. Оптимальные размеры текущего комплектования на планируемый год (без учета докомплектования) определяются по методике РНБ. Они рассчитываются как 3, 8 % к прогнозируемым размерам книговыдачи. Например, при книговыдаче, равной 10 тыс.экз., оптимальный размер комплектования составляет 10000 х 3,8 / 100 = 380 экз.

Путем специальных исследований получены следующие данные: ежегодно в порядке текущего комплектования допускается попадание в фонд общедоступной библиотеки определенного количества непрофильной литературы - не более 0,066% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки образуется массив устаревшей литературы – около 1,954% к размерам книговыдачи; ежегодно в фонде средней общедоступной библиотеки, в результате интенсивного использования, физически приходит в негодность, определенная часть фонда, примерно 1,78% от размера книговыдачи.

Все эти части фонда подлежат списанию и, соответственно, замене (амортизации). Размер замены определяется суммой указанных выше величин: 0,066% + 1,954% + 1,78% = 3,8% от размера книговыдачи.

Естественно, если растет книговыдача, то пропорционально увеличивается и размер необходимого обновления фонда.

В. Норма новых поступлений может определяться также с учетом книгообеспеченности в расчете на 1 жителя в районе библиотечного обслуживания: для общедоступной муниципальной библиотеки - 6-7 % от нормы обеспеченности жителя книгами и другими документами; для межпоселенческой библиотеки, центральных библиотек – 2-4 % от установленной для них нормы обеспеченности книгами и другими документами.

Подходы, используемые в ряде регионов при установлении нормы обновления фондов для сохранения их значимости, получившие отражение в региональных нормативных документах4:

  • ежегодное обновление фонда должно составлять не менее 7 % от имеющегося, в том числе 250 экземпляров новых книг, а также 170 наименований новых изданий на различных носителях, включая периодику, обеспечиваемых посредством каналов межбиблиотечной связи6ВСО, МБА, электронная доставка документов (Пензенская область);

  • постоянное обновление фонда в объеме не менее 5% от общего объема фонда; ежегодное пополнение фонда на 1 жителя должно составлять 0,2 книги; 0,1 книга для детей; 0,5 документов для обеспечения внестационарного обслуживания; 0,02 звукозаписей; 0,004 видеозаписей; 0,004 электронных издания (Архангельская область);

  • ежегодный объем пополнения фондов муниципальных библиотек из расчета на 1 жителя: 0,2 книг для взрослых; 0,1 книг для детей; на 1000 жителей - 20 звукозаписей; 4 видеозаписи, а также дополнительно для центральных библиотек – 0,1 книг на 1 жителя для обеспечения внестационарного обслуживания (республика Карелия);

  • ежегодно фонды муниципальных библиотек должны обновляться на 5 % от общего объема муниципального библиотечного фонда, в том числе не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей в расчете на 1000 жителей (объем фонда звукозаписей и видеозаписей формируется, исходя из 10 единиц на 1000 жителей) (г. Челябинск).

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой (Оценка эффективности работы публичных библиотек. М., 1990) в большинстве библиотеках 10% фонда должны составлять издания последних 2-х лет; 40% - книги, опубликованные за последние 5 лет. Для фонда с относительно низкой обращаемостью эти пропорции будут значительно меньше.

Базовые нормы для средств технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации вводятся и рекомендуются впервые. Их разработка во всем мире находится на ранней стадии. В то же время наличие этих средств является для муниципальных общедоступных библиотек жизненноважным ресурсом развития, т.к. позволяют им обеспечивать более широкий и более оперативный доступ к информации, формируемой не только на местном уровне, но и на уровне региона, страны и мира.

Базовые нормы обеспеченности техническими средствами, позволяющими расширять доступ к информации, сориентированы на необходимость существенно сократить разрыв между «бедными» и «богатыми» в информационном отношении библиотеками. В этой связи

хотя бы 1 компьютер, 1 принтер, 1 точку доступа в Интернет должна иметь даже самая небольшая библиотека (сельского или городского поселения) из расчета на каждые 500 пользователей.

В ряде региональных нормативных документов эта ситуация находит основательное отражение. Так, в соответствии с рекомендациями «Модельного стандарта общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области» в качестве норматива технического оснащения библиотек предлагается:

    • «в библиотеке сельского поселения должно быть не менее 1 персонального компьютера, 1 принтера, 1 сканера или ксерокса, 1 телефона и 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в библиотеке городского поселения должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в библиотеке городского округа должно быть не менее 2 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 принтера, 1 сканера, 1 ксерокса, 1 модема для подключения к Интернет, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра;

    • в межпоселенческой библиотеке должно быть не менее 10 персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть, 1 мультимедиапроектора, 2 принтеров, 1 сканера, 2 ксероксов, 1 модема для подключения к Интернет по ADSL, 1 телевизора, 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, 1 музыкального центра.

Основное программное обеспечение персонального компьютера должно включать операционную систему; офисный пакет MS Office, включающий текстовый процессор, электронные таблицы, при необходимости СУБД, и средства создания презентаций, средства для работы с Интернет (как минимум браузер и программа для работы с почтой), антивирусный пакет, программы архивации, просмотра изображений и др.; автоматизированную библиотечно-информационную систему».

Критерием информатизации для муниципальных библиотек республики Карелия является обеспечение доступа читателей к информационным ресурсам Интернет, в том числе к корпоративным ресурсам библиотек Карелии. В качестве норматива предлагается следующий набор: для центральных библиотек – телефон, 5 персональных компьютеров, 3 принтера, сканер, ксерокс, 2 модема с подключением к выделенному каналу связи, объединение в локальную компьютерную сеть; для библиотек поселений – телефон, 1 персональный компьютер, 1 принтер, 1 модем.

В соответствии с «Положением об организации библиотечного обслуживания жителей города Челябинска муниципальными библиотеками» ежегодное приобретение и обновление аудио, видео, компьютерной техники, программного обеспечения осуществляется из расчета не менее 20 % от средств, выделяемых на пополнение и обновление фонда муниципальных библиотек.

В соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой в «Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» в Англии рекомендуется иметь не менее 0,7 рабочих (автоматизированных) мест на 1000 жителей, в том числе для онлайновой работы с каталогами общественного пользования. В Кливленде (Австралия) рекомендованы следующие нормативы:

  • для населения численностью менее 50 000 человек – доступ к 1 персональному компьютеру на каждые 5000 жителей;

  • для населения численностью свыше 50 000 человек - доступ к 1 персональному компьютеру на каждые 5000 жителей в пределах 50 000 человек и 1 персональный компьютер на каждые дополнительные 10 000 жителей.

В соответствии с этими нормативами рекомендуется, чтобы каждый компьютер был подключен к принтеру, а не менее половины (50%) имели выход в Интернет.

Базовые нормы размеров площадей помещений библиотек также являются ориентировочными и могут корректироваться в зависимости от вида библиотеки, числа жителей в районе обслуживания, специфики работы, объема имеющихся ресурсов и, прежде всего – книжных фондов. Так, для библиотеки поселения с числом жителей от 500 до 1000 за минимальную норму в расчете на 100 жителей можно принять 6 кв.м (объем книжного фонда – 3000-6000 экз.). Для более крупных библиотек, с учетом типовых зданий, размеры площадей, увеличиваясь, также могут зависеть от объемов книжного фонда.

Однако, размеры площадей конкретной библиотеки должны определяться теми функциями, которые она выполняет, и действующими нормами, установленными на основе Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 с учетом различных групп помещений.

В ряде региональных нормативных документов используются указанные нормы, а также нормы, рекомендованные международной практикой, в том числе, для обслуживания пользователей: площадь абонемента - не менее 5 кв.м на 1000 томов; площадь читальных залов - 10 кв. м на 1000 томов; площадь для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) - не менее 3,5 кв.м на 1 каталожный шкаф; площадь для проведения культурно-массовых мероприятий не менее 25 кв. м (отдельное помещение) и т.д.

Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, требуют увеличения площади из расчета 2,7-3,0 кв.м на 1 пользователя. Кроме того, общедоступная библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания людей с плохим зрением и другими физическими ограничениями: иметь пандусы при входе-выходе; при уровневых переходах; специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.

Базовая норма штатной численности персонала муниципальных библиотек фактически устанавливается по мере увеличения объемов обслуживания и необходимости выполнения основных библиотечных процессов. Минимальная норма - 1 библиотечный работник на библиотеку поселения с числом жителей 1000; 1 библиотечный работник на библиотеку городского округа с числом жителей 2000.

В случаях сохранения стационарной библиотеки, имеющей в районе обслуживания от 500 до 1000 жителей, устанавливается базовая норма – 1 библиотечный работник на 500 жителей. При необходимости библиотекарь (с соответствующей оплатой) может дополнительно к библиотечной вести клубную работу или совмещать свою основную работу с выполнением других обязанностей (например, социального работника, почтальона), вести другую работу по поручению администрации поселения.

Для межпоселенческих, центральных библиотек нормативная потребность штатной численности обеспечивается в соответствии с необходимостью выполнения основных библиотечных процессов как внутри самой библиотеки, так и централизованного производственно-технологического обеспечения библиотек сети. Так, в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2001) обозначена нормативная потребность в штатных работниках, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе: комплектование и обработка документов - из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов; организация фонда - из расчета 1-1,2 человек на 100 000 томов; обслуживание пользователей - из расчета 3-3,5 человек на 1000 жителей; информационная, библиографическая деятельность - из расчета 1-1,5 человек на 1000 жителей.

Заключение

Предлагаемые базовые нормы отражают минимальные требования к организации сети, информационному наполнению, материально-техническому и кадровому обеспечению муниципальных общедоступных библиотек и регламентируют определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей человека в получении информации, знаний и культуры. Они призваны выравнивать возможности для граждан, проживающих в разных географических зонах России, в разных социально-экономических и демографических условиях, в получении качественного библиотечного обслуживания по месту жительства за счет развития сети муниципальных общедоступных библиотек, полноценного формирования их библиотечно-информационных ресурсов, обеспечения помещениями и техническими средствами, персоналом, а также посредством взаимодействия с другими библиотеками с целью обеспечения более полного и оперативного удовлетворения существующих потребностей.

Базовые нормы должны стать также основой для объективной оценки уровня библиотечного обслуживания, степени влияния муниципальных библиотек на население, выраженного в таких показателях, как охват библиотечным обслуживанием (в расчете: число пользователей библиотек/число жителей); востребованность библиотеки (в расчете: число посещений в год/число жителей); доступность библиотечно-информационных ресурсов (в расчете: число выданных документов/число жителей, число выданных справок/число жителей, число отказов/число пользователей).

1 Позднее документ РБА «Базовые нормы по организации сети, ресурсному обеспечению общедоступных муниципальных библиотек» использован, наряду с другими основными источниками, при подготовке «Нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)», утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20 февраля 2008 г. № 32.

2 На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, статья 11, п.9).

3 В каждом поселении выясняется наличие факторов, дающих право на льготные нормы, или фиксируется их отсутствие. С учетом принятой основной или скорректированной нормативной базы формулируется, какой, по требованиям базовой нормы и условиям данной территории, должна быть «нормальная» сеть муниципальных общедоступных библиотек. На основании полученных данных о количестве и виде библиотек, которые должны быть в такой «нормальной» сети, а также в зависимости от района обслуживания (т.е. количества населения, которому оно требуется) для каждой из библиотек рассчитывается штатная численность; фонд документов; объем основных средств.

Сопоставление полученных данных с данными о фактическом состоянии библиотечной сети позволит выявить необходимость в ее упорядочении или расширении, а также определить размер дефицита в ресурсах, требующихся для доведения до нормы основных и текущих материальных фондов, потребности в текущем пополнении библиотек книгами и другими документами.

4 «Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки социокультурного центра Пензенской области» «Модельный стандарт общедоступной библиотеки муниципального образования Архангельской области», «Критерии расчета нормативов и стоимости библиотечных услуг общедоступных (публичных) библиотек Республики Карелия», «Положение об организации библиотечного обслуживания жителей города Челябинска муниципальными библиотеками».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... г. Договора о сотрудничестве между Белорусской библиотечной ассоциацией, Российской библиотечной ассоциацией и Украинской библиотечной ассоциацией. Таким образом была заложена надежная ...
  2. Российская библиотечная ассоциация руководство для публичных библиотек россии по обслуживанию молодежи

    Руководство
    ... Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 г., г. Томск / Российская библиотечная ассоциация. – Санкт-Петербург: Российская ...
  3. Российская библиотечная ассоциация практическое руководство по развитию общедоступных муниципальных библиотек

    Руководство
    РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РАЗВИТИЮ ... информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ (), Ассоциация региональных библиотечных консорциумов АРБИКОН (), ГПНТБ (), Ассоциация пользователей ...
  4. Российская библиотечная ассоциация секция по библиотечной политике и законодательству организация библиотечного обслуживания

    Документ
    Российская библиотечная ассоциация Секция по библиотечной политике и законодательству ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ... -Петербург, Садовая ул., 18. ©Российская библиотечная ассоциация, 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие положения ...
  5. Российская библиотечная ассоциация секция публичных библиотек ифла комитет по культуре санкт-петербурга имени всероссийский форум публичных библиотек 4-8 декабря 2007 года

    Документ
    ... России» Организаторы Форума Российская библиотечная ассоциация Российская национальная библиотека Центральная городская ... от имени Российской национальной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации 5 декабря Российская национальная библиотека, ...
  6. Российская библиотечная ассоциация профессиональная ассоциация какой ей быть? дорогие коллеги!

    Вопросы к экзамену
    Российская библиотечная ассоциация Профессиональная ассоциация: какой ей быть? Дорогие коллеги! Российская библиотечная ассоциация (РБА) объединяет ... статус: По поручению Совета Российской библиотечной ассоциации, вице-президент, председатель секции ...

Другие похожие документы..