Главная > Автореферат диссертации


III. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, УЛУЧШЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. Развитие законодательства в сфере охраны здоровья граждан

В 2011 году одним из важнейших направлений деятельности Минздравсоцразвития России являлось совершенствование правового регулирования конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В целях реализации этого направления подготовлен и с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Закон представляет собой базовый нормативный правовой акт для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливающий правовые основы ее регулирования, конкретизирующий конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепляющий гарантии и механизмы их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения, в том числе на разных уровнях исполнительной власти.

Закон является логическим продолжением принятого в 2010 году Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Закон направлен на решение основополагающих задач национальной системы здравоохранения по повышению качества и доступности медицинской помощи, по реализации прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья.

При определении принципов охраны здоровья граждан в основу заложен принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, что демонстрирует приоритеты системы государственного управления в сфере охраны здоровья граждан и преемственность законодательного регулирования.

Закон закрепляет правила бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Кроме того, сформулированы и детализированы новые принципы охраны здоровья граждан, такие как доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Основные нововведения включают:

закрепление прав граждан: на выбор врача и медицинской организации, на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, на совместное пребывание с ребенком в медицинской организации;

в целях гарантированного возмещения вреда, причиненного здоровью пациента, введение обязательного страхования медицинских организаций на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи;

введение понятийного аппарата, закрепляющего дефиниции, напрямую связанные с организацией системы охраны здоровья граждан и определяющие отдельные ее компоненты, например, «медицинская помощь», «медицинская организация», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «пациент», «заболевание», «качество медицинской помощи» и др.;

дополнение классификации видов медицинской помощи новым видом - «паллиативная медицинская помощь»;

закрепление на законодательном уровне порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, являющихся важными элементами обеспечения доступности и качества медицинской помощи и необходимым инструментом в расчете программы обязательного медицинского страхования;

внедрение в практику здравоохранения вспомогательных репродуктивных технологий, защиты прав семьи и детей;

введение механизмов защиты прав пациентов, направленных на установление правил взаимодействия медицинских и фармацевтических работников с представителями фармацевтических компаний в целях предупреждения возникновения конфликта интересов;

закрепление правовых норм, касающихся вопросов редких (орфанных) заболеваний и лекарственного обеспечения больных этими заболеваниями.

Закон также содержит нормы, отвечающие принципам международного законодательства, в частности, регламентирующие обращение медицинских изделий.

Законом четко определены источники финансового обеспечения отдельных видов медицинской помощи, конкретизированы основные требования к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, порядок регулирования отношений в сфере оказания платных медицинских услуг.

Одним из важнейших направлений реформирования системы охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, закрепляемых Законом, является возложение на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации оказания населению субъекта Российской Федерации в медицинских организациях субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, ранее относившихся к полномочиям органов местного самоуправления, а также нового вида медицинской помощи - паллиативной медицинской помощи, дополнительно к ныне осуществляемым полномочиям регионального уровня по организации оказания скорой специализированной медицинской помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанные решения позволяют сконцентрировать ответственность за организацию оказания медицинской помощи в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечить преемственность в оказании отдельных видов медицинской помощи, оптимизировать и более рационально использовать сеть медицинских учреждений в субъекте Российской Федерации, эффективнее использовать необходимые для их поддержки ресурсы, создавать межмуниципальные медицинские центры, повысить доступность и качество медицинской помощи населению.

С учетом масштабности структурных преобразований Законом установлен переходный период (до 1 января 2013 года) для завершения перераспределения полномочий по организации медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, решения имущественных вопросов.

Помимо этого, в целях снятия социальной напряженности и создания условий для закрепления медицинских кадров Законом предусмотрено сохранение медицинскими и фармацевтическими работниками на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации права пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

С 1 января 2012 года запланирована передача на уровень субъекта Российской Федерации полномочий по лицензированию медицинской деятельности (за исключением деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации.

При этом в период с 1 января по 31 декабря 2012 года объем полномочий субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности, охватывавший до 1 января 2012 года медицинские организации муниципальной и частной систем здравоохранения, фактически не изменится, поскольку в этот период на уровень субъектов Российской Федерации передаются полномочия по лицензированию только тех медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации, которые по состоянию на 1 января 2011 года находились в муниципальной собственности.

В связи с принятием Закона существенные изменения претерпел институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью.

Необходимым инструментом в обеспечении качества и доступности медицинской помощи является организация контроля в сфере охраны здоровья.

В этой связи Законом определена организационная структура данного вида контроля, введен новый его вид - контроль качества и безопасности медицинской деятельности, представляющий собой трехуровневую систему, включающую государственный, ведомственный и внутренний контроль, оптимизированы полномочия органов государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан.

В целях реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ в 2011 году изданы следующие приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

от 27 декабря 2011 г. № 1687н «Об утверждении медицинских критериев рождения, включая сроки беременности, массу ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядка выдачи и формы документа о рождении»;

от 27 декабря 2011 г. № 1661н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности»;

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 1689н «Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы»;

от 28 декабря 2011 г. № 1690н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи».

Кроме того, Министерством подготовлен Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 369-ФЗ.

Законом, в частности, предусмотрены единовременные компенсационные выплаты в 2012 году медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор.

Министерство также подготовило распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2329-р, в соответствии с которым, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предусмотрено представление иных межбюджетных трансфертов из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

Выплаты будут предоставляться без ограничений в направлениях использования. Эти средства можно будет использовать на обустройство на новом месте, решение жилищных и других бытовых проблем.

Выплаты будут осуществляться органами власти субъектов Российской Федерации, при этом источником финансового обеспечения указанных компенсационных выплат являются субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для дальнейшего перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом основными условиями предоставления субсидий субъектам Российской Федерации являются:

наличие мер социальной поддержки для медработников со средним и высшим медицинским образованием;

принятие всех нормативных правовых актов субъектом Российской Федерации.

Необходимую нормативную базу приняли 53 регионов, 35 - представили заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 898 человек.

В соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерство в 2011 году осуществляло разработку схемы территориального планирования в области здравоохранения.

31 января 2012 года Минздравсоцразвития России и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» заключили Государственный контракт на выполнение работ по разработке схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения. Разработка схемы территориального планирования в области здравоохранения планируется в три этапа.

По итогам первого этапа, в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. № 1 Минздравсоцразвития России 7 февраля 2012 года направило в Минрегион России карту с отображением существующих и строящихся объектов федерального значения в сфере здравоохранения, которая была размещена Минрегионом России в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Реализация программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Одним из важнейших направлений деятельности Минздравсоцразвития России является обеспечение государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в полном объеме.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году реализовывалась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом Программой предусмотрено увеличение норматива объема амбулаторной медицинской помощи с 9,5 до 9,7 посещений на 1 человека в год за счет включения в базовую программу обязательного медицинского страхования медицинской помощи, предоставляемой во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики.

Доля финансового обеспечения Программы за счет средств обязательного медицинского страхования увеличена с 53 до 54%.

В течение 2011 года Минздравсоцразвития России осуществлялся мониторинг формирования и реализации территориальных программ государственных гарантий с ежеквартальным получением информации от субъектов Российской Федерации.

Результаты мониторинга реализации территориальных программ государственных гарантий в части оценки критериев качества и доступности медицинской помощи, включая основные показатели здоровья населения, использовались для стимулирования субъектов Российской Федерации при распределении нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1219.

Министерством подготовлена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856.

В Программе государственных гарантий на 2012 год сохраняется преемственность подходов, установленных ранее.

Программа государственных гарантий на 2012 год конкретизирована в части оказания медицинской помощи застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Основные задачи на 2012 год

В 2012 году Министерством планируется подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Указанным законопроектом предполагается внесение изменений в действующие федеральные законы, в той или иной мере регулирующие или затрагивающие сферу охраны здоровья граждан, с целью приведения к единообразию терминологии, видов, форм и условий оказания медицинской помощи, уточнения прав пациентов в сфере охраны здоровья граждан, а также прав медицинских работников и медицинских организаций в зависимости от специализации в отрасли.

Организация работы в 2012 году по принятию нормативных правовых актов Минздравсоцразвития России в целях реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ будет осуществляться в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21 ноября 2011 г. № 1377 «О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В 2012 году планируется подготовить 11 проектов постановлений Правительства Российской Федерации и 18 приказов Министерства.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 году планируется осуществлять единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания высшего учебного заведения на работу в сельский населенный пункт, либо переехавшим на работу в сельский населенный пункт.

В 2012 году Министерством будет продолжена работа по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в полном объеме, а именно:

работа с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению своевременной разработки и утверждению территориальных программ государственных гарантий на 2012 год;

осуществление мониторинга формирования и экономического обоснования, а также реализации территориальных программ государственных гарантий в 2012 году по утвержденным показателям финансового обеспечения и условиям оказания медицинской помощи, а также фактического финансирования территориальных программ государственных гарантий за 2011 год.

В соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации в 2012 году Министерством будет завершена подготовка проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения.

3.2. Реализация программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

Во исполнение Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в период 2011-2012 годов Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:

укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 года должна составлять не менее 80% фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования заключены соглашения со всеми субъектами Российской Федерации о реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы (далее - региональные программы). Утвержденная стоимость региональных программ за счет всех источников финансирования на 2011-2012 годы составила 619029,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 297362,3 млн. рублей; 2012 год - 321667,2 млн. рублей.

На укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году предусмотрено 175,6 млрд. рублей, из которых 141,7 млрд. рублей составили субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Освоение средств составило 53% (93,6 млрд. рублей).

В 2011 году завершено строительство 34 ранее начатых объектов, капитальный ремонт проведен в 1746 учреждениях (80% площадей в 21 субъекте Российской Федерации), текущий ремонт - в 168 учреждениях. Приобретено 89,99 тыс. единиц медицинского оборудования, что составило 55,6% от плана.

На внедрение современных информационных систем в здравоохранение в 2011 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году предусмотрено 14 млрд. рублей, из которых 9,5 млрд. рублей составили субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Освоение средств составило 25,3% (2,4 млрд. рублей). С целью реализации данного направления Министерство утвердило Концепцию создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, разработало методические рекомендации и технические требования по оснащению лечебно-профилактических учреждений. Начата разработка базовых федеральных сервисов, создан аппаратно-программный комплекс для их пилотирования. В настоящее время в 8 субъектах Российской Федерации проводится пилотный проект по подключению к федеральным сервисам.

В рамках задачи по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 году осуществлялась реализация следующих мероприятий:

внедрение стандартов медицинской помощи при оказании стационарной медицинской помощи;

повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами;

На внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году предусмотрено 108,7 млрд. рублей, из которых 39,2 млрд. рублей составили субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Освоение средств составило 74,4% (80,9 млрд. рублей). Результатом проведенных мероприятий стало: внедрение 89 стандартов в 3178 учреждениях; прошли диспансеризацию 1123,6 тыс. 14-летних подростков.

В рамках повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами, запланировано осуществление денежных выплат 132192 врачам и 227850 средним медицинским работникам. Фактически получили выплаты 152 327 врачей (115,2%) и 241238 средних медицинских работников (105,9%).

В 2011 году было открыто: 38 фельдшерских пунктов, 75 ФАПов, 223 офиса общей врачебной практики и 163 врачебных амбулатории. На 133 единицы увеличилось количество врачебных бригад для выездных форм работы.

С целью совершенствования оказания первой помощи сельскому населению в 2011 году была начата организация домовых хозяйств первой помощи в малонаселенных пунктах с численностью населения до 100 человек. Домовые хозяйства первой помощи оснащаются телефонной связью, укладкой первой помощи для сельских поселений. Министерством разработана программа по обучению оказанию первой помощи, в соответствии с которой в субъектах Российской Федерации проводится специальная подготовка лиц, на которые возложены функции по оказанию первой помощи. В Российской Федерации уже открыто 4028 домовых хозяйств первой помощи, максимальное количество - в 14 субъектах Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " российская газета" - федеральный выпуск №5418 (42) от 1 марта 2011 г статья «правила хорошего развода верховный суд разъяснит с кем должны жить дети после развода родителей»

    Документ
    ... на почве личных политических пристрастий. В итоге ... , что задачи выполнены, ... Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н "Об ... работу" с привлечением общественности. Напомним, что 11 марта 2011года ...
  2. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Задача
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  3. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Документ
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

    Документ
    ... на 2006-2008 годы; - Концепция Стратегии социально-экономического развития районов Российской Федерации; - Стратегии федеральных министерств ... 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 Выпуск продукции, работ, услуг по базовым ...
  5. Итоги работы департамента за 2011 год и задачи на 2012 год разработка законодательных и иных нормативных правовых актов

    Закон
    Итогиработы департамента за 2011год и задачина2012год Разработка законодательных и иных нормативных правовых актов В течение 2011года отделом методической ...

Другие похожие документы..