Главная > Автореферат диссертации


обеспечение качественными и безопасными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения;

предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Четвертая цель Министерства - повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках данной цели решаются следующие задачи:

оптимизация системы оказания социальных услуг, развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания;

укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Пятая цель Министерства - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

В рамках данной цели решаются следующие задачи:

содействие эффективной занятости населения;

сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь, задолженности по оплате труда;

обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;

содействие развитию социального партнерства.

Кроме того, Минздравсоцразвития России участвует в достижении следующих стратегических целей Правительства Российской Федерации:

повышение уровня удовлетворения потребности граждан в образовании. Целью Минздравсоцразвития России является создание условий для профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обеспечения здравоохранения и социального обслуживания кадрами высокой квалификации, решения вопросов трудоустройства и закрепления на рабочих местах выпускников образовательных учреждений;

развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы. Целями Министерства являются:создание условий для развития фундаментальных исследований в области медико-биологических наук, профилактической и клинической медицины, внедрение их результатов в практику; создание условий для развития прикладных научных исследований в области профилактической и клинической медицины и социально-трудовой сферы, внедрение их результатов в практику;

повышение эффективности государственного управления. Целями Министерства являются: создание условий для эффективной профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих; комплексного внедрения информационных технологий в здравоохранение и социальную сферу;

развитие потенциала международных связей. В рамках данной стратегической цели Министерство решает национальные задачи интеграции России в мировое социальное пространство, активного участия России в международных организациях (МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, МАСО, МАИТ, МАИР, ЮНЭЙДС, Совет Европы, Европейский Союз, ОЭСР, Глобальный фонд по борьбе со СПИД, туберкулезом и малярией и др.);

обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития. В рамках данной стратегической цели Министерство осуществляет содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.

По каждой из стратегических целей и тактических задач Министерством определены показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей, намечены этапы достижения этих показателей.

Для оценки эффективности государственной политики в сфере ведения Министерства используется более 80 показателей, характеризующих положение дел в здравоохранении, социальном развитии, труде и занятости.

Приоритетные задачи Министерства на 2012 год определены:

в картах проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 30 апреля 2010 г. № ВП-П13-3011 и 9 июня 2010 г. № ВП-П13-4019:

Поддержка семьи;

Поддержка социально незащищенных групп населения;

Формирование здорового образа жизни;

Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения;

Развитие пенсионной системы;

Развитие рынка труда.

в проектах государственных программ, согласно перечню утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, ответственным исполнителем которых определено Министерство:

Развитие здравоохранения;

Социальная поддержка граждан;

Доступная среда на 2011–2015 годы;

Развитие пенсионной системы;

Содействие занятости населения.

I. УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

В 2011 году, несмотря на ухудшение поло-возрастной структуры населения (сокращение числа женщин активного репродуктивного возраста и увеличение численности населения старше трудоспособного возраста), удалось сохранить позитивные демографические тренды.

По предварительным данным Росстата в январе-декабре 2011 года родилось 1793,8 тыс. детей, что на 4,2 тыс. детей (на 0,2%) больше, чем за аналогичный период 2010 года. Общий коэффициент рождаемости, рассчитанный с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, в январе-декабре 2011 года составил 12,6 на 1000 населения (январь-декабрь 2010 года - 12,5 на 1000 населения). Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,606 детей на одну женщину (2010 год - 1,569).

В январе-декабре 2011 года умерло 1925,0 тыс. человек, что на 106 тыс. человек (на 5,2%) меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Это лучший результат за последние 19 лет. Общий коэффициент смертности, рассчитанный с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, в январе-декабре 2011 года составил 13,5 на 1000 населения (январь-декабрь 2010 года - 14,2 на 1000 населения).

Улучшение показателя смертности фиксируется по всем основным причинам смерти. Самый лучший показатель в снижении смертности - от внешних причин (за исключением смерти от всех видов транспортных несчастных случаев).

В 2011 году зарегистрировано снижение младенческой смертности на 305 детей (на 2,3%). В 2011 году умерли 13,1 тыс. детей в возрасте до 1 года (в 2010 году - 13,4 тыс. детей). Коэффициент младенческой смертности снизился на 2,7% - с 7,5 на 1000 родившихся живыми в 2010 году до 7,3 на 1000 родившихся живыми в 2011 году, что является самым низким показателем за все время его исчисления.

По предварительной оценке Росстата показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2011 году составил для мужчин и женщин - 70,3 лет (для мужчин - 64,3 лет, для женщин - 76,1 лет), что соответствует целевым показателям второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Это самый высокий показатель после 1987 года. В 2010 году показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении для мужчин и женщин составлял 68,83 лет, для мужчин - 62,98 лет, для женщин - 74,77 лет.

Естественная убыль населения снизилась до 131,2 тыс. человек, что в 1,8 раза меньше, чем в 2010 году. Это самый низкий показатель за последние 20 лет.

На начало 2012 года по предварительной оценке численность населения России с учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила 143,03 млн. человек. С учетом внешней миграции второй раз за последние 20 лет был обеспечен прирост численности населения - на 165 тыс. человек (впервые - в 2009 году, когда прирост составил 10,5 тыс. человек).

Решение задач улучшения демографической ситуации осуществлялось по всем направлениям Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: сокращение уровня смертности, в том числе младенческой и материнской; укрепление общего и репродуктивного здоровья; создание условий и формирование здорового образа жизни; укрепление института семьи, совершенствование системы социальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей.

В результате последовательной реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях на первом этапе реализации Концепции (2007-2010 годы) удалось снизить остроту демографических проблем и существенно улучшить демографическую ситуацию в стране.

С 2011 года Правительство Российской Федерации приступило к реализации второго этапа (2011-2015 годы) Концепции, основная задача которого закрепить положительные демографические тренды, обеспечить стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 143 млн. человек и создать условия для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р утвержден план мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

При формировании мероприятий плана учтены неблагоприятные демографические факторы наступившего пятилетия, прежде всего, значительное снижение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), сокращение численности лиц трудоспособного возраста и рост численности лиц пожилого возраста.

Для закрепления достигнутых демографических показателей, обеспечения стабилизации и перехода к росту численности населения на втором этапе реализации Концепции основной акцент сделан на принятии более активных мер по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения.

На решение этих задач нацелены мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Особое внимание уделяется снижению рисков для здоровья населения, сокращению потребления алкоголя и табака, сохранению здоровья на производстве, в том числе профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, формированию у населения мотивации ведения здорового образа жизни.

В целях контроля за реализацией мер по улучшению демографической ситуации проводится мониторинг выполнения плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Осуществляется мониторинг реализации мероприятий по улучшению демографической ситуации, включающий общие показатели демографического развития, информацию о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, о предоставлении дополнительных мер государственной поддержки семьям с детьми в форме материнского (семейного) капитала при рождении вторых и последующих детей, информацию о проведении диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

1.1. Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положений семей с детьми

В 2011 году в целях сохранения покупательной способности доходов семей с детьми проведена индексация на 6,5% государственных пособий гражданам, имеющим детей, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, что несколько выше фактической инфляции (6,1%).

С 1 января 2011 года размер единовременного пособия при рождении ребенка составил 11703 рублей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим гражданам и минимальные размеры данного пособия работающим гражданам по уходу за первым ребенком - 2194 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми - 4389 рублей, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - 439 рублей, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 18533 рубля, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 7943 рубля.

В связи с изменением в 2011 году периода исчисления сохранены на уровне 2010 года максимальные размеры пособия по беременности и родам за полный календарный месяц - 34583 рублей в месяц, по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию - 13833,3 рублей в месяц.

По оперативным данным Федерального фонда социального страхования в 2011 году средний размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составил 5596 рублей (91% прожиточного минимума ребенка), за вторым и последующими детьми - 6028 рублей (98% прожиточного минимума ребенка (до 2007 г. - 700 рублей). Пособие получали более 2,2 млн. человек. Пособие по уходу за ребенком получали почти 1,6 млн. человек, не подлежащих обязательному социальному страхованию. Размер пособия по уходу за первым ребенком составил 36% прожиточного минимума ребенка, по уходу за вторым и последующими детьми 71% прожиточного минимума ребенка.

В 2011 году принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию возможности гражданами использовать средства материнского (семейного) капитала.

В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России в 2011 году:

внесены изменения в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в связи с установлением возможности использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу на приобретение или строительство жилого помещения независимо от даты заключения кредитного договора (договора займа) и возраста ребенка, в связи с рождением которого возникает право на материнский (семейный) капитал;

уточнены полномочия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по проверке достоверности информации, содержащейся в документах, представляемых гражданами при подаче заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала;

установлен порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и необходимых документов в электронной форме;

внесены изменения в Правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в части, касающейся предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, информации о лицах, содержащихся в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года выдано 3312,6 тыс. сертификатов, в том числе в 2011 году 700,5 тыс. человек.

По сравнению с 2007 годом размер материнского (семейного) капитала вырос с 250 тыс. рублей до 365,7 тыс. рублей в 2011 году (на 46,3%). В 2011 году в федеральном бюджете на предоставление гражданам средств материнского (семейного) капитала предусмотрено 120,8 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2012 года средствами материнского (семейного) капитала воспользовались 867,0 тыс. человек на общую сумму 270,953 млрд. рублей (в том числе в 2011 году - 520,8 тыс. человек на общую сумму 166,796 млрд. рублей). Из них направили средства материнского капитала на:

улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных средств) - 213,1 тыс. человек на сумму 65,558 млрд. рублей (в том числе в 2011 году - 182,3 тыс. человек на сумму 56,053 млрд. рублей);

погашение кредита (займа) - 636,5 тыс. человек на сумму 204,45 млрд. рублей (в том числе в 2011 году - 325,1 тыс. человек на сумму 110,01 млрд. рублей);

получение образования детьми - 16,8 тыс. человек на сумму 0,850 млрд. рублей (в том числе в 2011 году - 13,1 тыс. человек на сумму 0,678 млрд. рублей);

формирование накопительной части трудовой пенсии матери - 548 человек на сумму 0,095 млрд. рублей (в том числе в 2011 году - 320 человек на сумму 0,055 млрд. рублей).

По основным направлениям расходования средств материнского (семейного) капитала распорядились полностью или частично 26% владельцев сертификатов, в том числе более 15% владельцев сертификатов полностью использовали средства капитала.

Наиболее востребованным направлением является улучшение жилищных условий путем погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства.

Абсолютное большинство семей - 849,7 тыс. (98%), распорядившихся средствами материнского (семейного) капитала, направили их на улучшение жилищных условий, их них 636,5 тыс. семей (75%) направили средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья.

Материнский (семейный) капитал является востребованной мерой государственной поддержки семьи. В 2011 году произошло значительное увеличение количества обращений владельцев сертификатов за использованием средств материнского (семейного капитала). В 2011 году подали заявление (без учета заявлений о предоставлении единовременной выплаты) 523,3 тыс. человек, в 2010 году - 302,7 тыс. человек.

В 2011 году объем средств, направленных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки (171,5 млрд. руб.) по сравнению с 2010 годом (97 млрд. руб.) увеличился на 77%.

В 2011 году с заявлениями на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обратились 320 тыс. человек на сумму 109,5 млрд. рублей; в 2010 году 250 тыс. человек на сумму 79,5 млрд. рублей.

С заявлениями на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств в 2011 году обратились 187,7 тыс. человек на сумму 57,4 млрд. рублей, в 2010 году 47,6 тыс. человек на сумму 15,1 млрд. рублей; на получение образования ребенком (детьми) с заявлениями обратились в 2011 году 14,3 тыс. человек на сумму 747 млн. рублей, в 2010 году 5,3 тыс. человек на сумму 281 млн. рублей.

Востребованности материнского (семейного) капитала способствует создание в ряде субъектов Российской Федерации благоприятных условий для направления средств материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий граждан (программы «Социальная ипотека», «Обеспечение жильем молодых семей», «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» и др.).

Федеральные меры поддержки семей с детьми в виде материнского (семейного) капитала дополнены региональными.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 2011 году в 67 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы или иные нормативные правовые акты о введении материнского (семейного) капитала, финансируемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2 субъектах Российской Федерации (в Смоленской и Ульяновской областях) дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала, предоставляемого за счет средств бюджета субъекта, реализуются с 1 января 2008 года. В большинстве регионов право на региональный материнский капитал возникает в связи с рождением третьего ребенка. В среднем размер капитала составляет 50-100 тыс. рублей. Во всех субъектах одним из направлений использования регионального материнского капитала является улучшение жилищных условий.

Активизированы меры по созданию условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей гражданам, имеющим детей.

В рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2011 году организована профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, состоящих в трудовых отношениях и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, которые хотят вернуться на прежнее рабочее место или приступить к трудовой деятельности. Профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации указанной категории женщин осуществлялась под конкретные рабочие места, либо по имеющимся профессиям, специальностям по согласованию с женщиной и работодателем, предоставляющим рабочее место для трудоустройства женщины после выхода из отпуска по уходу за ребенком.

В 2011 году в рамках мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей оказывалось содействие в их трудоустройстве.

1.2. Содействие снижению смертности

Снижение смертности населения остается в числе приоритетных задач, направленных на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проводилась работа по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также по оказанию иных видов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Расширился перечень субъектов Российской Федерации, включенных в указанные мероприятия. В регионах, в которых осуществляются мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, показатели динамики снижения смертности лучше, чем в субъектах Российской Федерации, в которых такие мероприятия не проводились.

Разработан Комплекс мер, направленных на предотвращение роста смертности населения в аномальных климатических условиях, связанных с повышением или понижением температуры, и письмом от 4 апреля 2011 г. № 14-8/10/2-3230 направлен руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В 2011 году показатели смертности улучшились практически по всем видам основных заболеваний, кроме всех видов транспортных несчастных случаев.

По предварительным данным наилучшие показатели достигнуты в снижении смертности от внешних причин (снижение на 9,0%). Смертность от ДТП составила в 2011 году 18,8 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек (на 5,6%) меньше, чем в 2010 году. Смертность от случайных отравлений алкоголем уменьшилась на 18,4% (с 14,4 тыс. случаев в 2010 году до 11,7 тыс. случаев в 2011 году).

Смертность от самоубийств уменьшилась на 2,7 тыс. случаев, или на 12,3%.

Второй год фиксируется снижение смертности от новообразований. Число умерших от новообразований в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилось на 2,85 тыс. человек или на 1,0% и составило 289,5 тыс. человек. Коэффициент смертности снизился с 204,8 в 2010 году до 202,6 на 100 тыс. населения в 2011 году.

В 2010 году удалось сохранить сложившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения абсолютного количества несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом.

Одной из задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является обеспечение безопасных условий труда, снижение смертности граждан трудоспособного возраста от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Разработан комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, который нацелен на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества условий труда на рабочих местах, снижение смертности от предотвратимых причин, улучшение здоровья работающего населения.

Приняты законодательные нормы, предусматривающие страховые стимулы для работодателей к повышению ответственности за здоровье работников.

Большое внимание в 2011 году уделялось созданию условий по снижению рисков здоровью населения и формированию у граждан мотивации ведения здорового образа жизни, включая сокращение потребления табака и алкоголя, профилактику социально значимых заболеваний, связанных с нарушениями питания детей и взрослых.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " российская газета" - федеральный выпуск №5418 (42) от 1 марта 2011 г статья «правила хорошего развода верховный суд разъяснит с кем должны жить дети после развода родителей»

    Документ
    ... на почве личных политических пристрастий. В итоге ... , что задачи выполнены, ... Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 ноября 2009 N 906н "Об ... работу" с привлечением общественности. Напомним, что 11 марта 2011года ...
  2. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Задача
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  3. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года (информационно-аналитический обзор) Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса

    Документ
    Министерство транспорта Российской Федерации Об основных итогахсоциально-экономического развития транспортного комплекса в 2011году и задачахна2012год и среднесрочную перспективу до 2014 ...
  4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

    Документ
    ... на 2006-2008 годы; - Концепция Стратегии социально-экономического развития районов Российской Федерации; - Стратегии федеральных министерств ... 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 Выпуск продукции, работ, услуг по базовым ...
  5. Итоги работы департамента за 2011 год и задачи на 2012 год разработка законодательных и иных нормативных правовых актов

    Закон
    Итогиработы департамента за 2011год и задачина2012год Разработка законодательных и иных нормативных правовых актов В течение 2011года отделом методической ...

Другие похожие документы..