Главная > Документ


Современное информационное общество предъявляет новые требования к педа­гогическим работникам в вопросах примене­ния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоя­тельного извлечения и представления зна­ний.

Информатизация образовательного про­цесса — одно из приоритетных направлений модернизации образования.

Под информационным управлением образования понимается создание информационных потоков для участников процесса информатизации сферы образования, которые облегчат решение учебных, научных, экономических и административных задач.

Для построения информационно-управляющей системы необходимо исходить из требований к информации, циркулирующей в рамках педагогической образовательной системы.

Организация образовательного процесса с использованием новых информационных технологий (НИТ) и сетевых информационных технологий (СИТ) имеет ряд особенностей и преимуществ перед традиционными методами обучения и воспитания, а именно:

1. Позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).

2. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • экономию времени при объяснении нового материала;

  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

  • постоянный оперативный контроль за усвоением материала обучающимися.

3. Сетевые информационные технологии обеспечивают обучаемому доступ ко всему многообразию мировой системы знаний во всех областях современной цивилизации. Свободный доступ к достижениям человечества приводит к свободному формированию мировоззрения и понимания реалий нового мира, отраженных в сети Интернет.

4. Вырабатывается потребность учиться самому, получать знания самостоятельно, умение видеть глобальные процессы, глобально мыслить.

5. Приводит к изменению содержания образования, интегрированным и другим новым педагогическим технологиям, что позволяет значительно интенсифицировать процесс обучения.

Превращение информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса напрямую связано со способностью педагога через систему заданий для самостоятельной работы и различных педагогических ситуаций обратить учащегося к использованию возможностей ИКТ-средств. Поэтому подготовка педагога должна включать в себя:

- овладение ИКТ на уровне продвинутого пользователя,

- овладение дидактическими методами и приемами организации самостоятельной работы учащихся в информационной среде.

Также следует отметить изменение роли учителя информатики, который из учителя-предметника превращается в консультанта, сопровождающего проектную или другие формы самостоятельной деятельности учащегося в информационной среде образовательного учреждения.

Проблемы дальнейшего развития информатизации образования

  1. Отсутствует системный подход совершенствования сферы общего образования на основе новых информационных технологий, новых сетевых технологий в рамках перехода к информационному обществу.

  2. Требуется программно-техническое, содержательное, методическое оснащение образовательного пространства для его перехода на качественно иной уровень развития – уровень компьютерных технологий, информационных телекоммуникаций.

  3. Необходимо разрешить противоречия, возникшие в контурах управления развитием образования при формировании и организации в них информационных потоков, а именно:

  • между структурной и функциональной сложностью системы образования, с одной стороны, и отсутствием мобильных информационных средств координации их функционирования;

  • между наличием значительных объемов управленческой информации функционирования городской системы образования, с одной стороны, и потребностью, во-первых, в высокой скорости передачи и обработки этой информации и, во-вторых, в многоаспектном анализе с другой;

  • между имеющимся объемом информации об отечественном и зарубежном опыте моделирования системы образования и организацией оперативного доступа к ней работникам образования.

4. Необходимо создать оптимальную систему информатизации образовательного процесса, результат которой – высокий профессионализм педагогов, высокий уровень знаний, умений, навыков учащихся, высокий уровень адаптации выпускников в условиях информационного общества.

Информатизация сферы общего образования г. Ижевска должна привести к изменениям системных свойств объектов информатизации, в первую очередь, управленческой структуры, муниципального методического центра с целью повышения их восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного и целенаправленного использования мировой информационной магистрали, создания новых возможностей влиять на развитие образования.

Приоритетные направления информатизации образовательного пространства.

  1. Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, множительной, аудио-видео техникой, телекоммуникационными средствами.

  2. Создание единой городской информационной образовательной сети как средства изменения качества системы образования г. Ижевска на основе сети Интернет.

  3. Информатизация управления образованием и процессами его развития.

  4. Создание банка статистических данных системы образования.

  5. Повышение педагогического мастерства работников образования на основе новых информационных технологий.

  6. внедрение технологий открытого образования (дистанционного образования) в систему образования;

  7. разработка и внедрение программно-методических комплексов обучения информатике с 1 по 11 класс;

8) создание на основе новых информационных технологий программно-методического сопровождения реализации целевых программ, которое должно обеспечить:

  • свободный доступ администрации, педагогов, учащихся этих школ к общедоступным банкам данных, знаний регионального, федерального и мирового уровней с целью организации процессов саморазвития образовательных учреждений;

  • создание оптимальной компьютерной учебно-методической среды для организации психолого-педагогического процесса в образовательных учреждениях;

  • организация дистанционного повышения квалификации работников образования;

  • новый информационный уровень формирования культурных национальных традиций.

9) Мониторинг эффективности информатизации городского образования.

Процесс развития общего образования по этим приоритетным направлениям будет осуществляться при комплексном их обеспечении, включающим:

  • социальную поддержку;

  • научно-методическую оснащенность;

  • учебно-методическую оснащенность;

  • учебно-методическое сопровождение;

  • информатизацию единого регионального образовательного пространства.

Реализация этих направлений предоставит возможность:

  • руководителям образования - сменить парадигму образования постиндустриального общества на парадигму образования информационной цивилизации;

  • учителям проводить обучение учащихся с использованием электронных средств обучения из медиатеки образовательного учреждения;

  • учащимся 8-11 классов - индивидуально выходить в «Интернет – классах» свободного доступа;

  • руководителям образования использовать городскую автоматизированную базу статистических данных управления образования;

  • педагогам – сформировать информационную культуру у подрастающего поколения как основу их профессиональной деятельности в эпоху информационной цивилизации.

  • позволит оптимально организовать информационные потоки в системе управления развитием образования и процессами его развития, в системе дополнительного образования. Упорядочение информационных потоков приведет к тому, что за единицу времени будет использоваться все больший объем информации. Это информативно сокращает временной интервал на выполнение операций в сфере управления, информативно сближает взаимодействие объектов – сближает события. Благодаря этому усиливается действие причинно - следственных связей, что ведет к образованию новых взаимодействий, новых точек роста.

  • создать качественно новый образовательный процесс с высоким познавательным и развивающим потенциалом, позволит легко адаптироваться выпускнику школы.

  • сформировать условия организации коммуникационной структуры образования, ее развитие.

  • обеспечить доступ учителей школьников, родителей к банкам данных, базам знаний различных сфер деятельности образовательных учреждений.

Более подробно мероприятия, планируемые к реализации в рамках данного направления, представлены в таблице № 10.

Таблица №10

Мероприятия, предполагаемые к реализации в рамках направления «Информатизация городской системы образования»

Мероприятия

Ответственные исполнители

Показатель

(ед. измерения)

Ожидаемый результат

2009 год

2010 год

2011 год

Цель 1 Разработка путей и средств создания и развития единой информационной образовательной среды муниципальной системы образования г. Ижевска

Задача 1 Создание единой информационной среды

Закупка электронных образовательных ресурсов:

- Проведение конкурса на закупку электронных образовательных ресурсов

- Определение требований к электронным образовательным ресурсам

- Заключение договоров с министерством образования и науки на долевое финансирование по закупке компьютерного оборудования

- Приобретение и замена оборудования для кабинетов информатики

Управление образования, районные отделы образования, образовательные учреждения

наличие

Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, множительной, аудио-видео техникой последнего поколения телекоммуникационными средствами.

Повышение качества образования, приведение учебных процессов в соответствие с современными требованиями;

обеспечение выполнения требований к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности.

- Заключение договора с Министерством образования и науки Удмуртской Республики на порядок и условия участия в подключении к сети Интернет общеобразовательных учреждений, не имеющих такого доступа

Управление образования, районные отделы образования, образовательные учреждения

количество учреждений, имеющих доступ к сети Интернет

Расширение доступа к электронным ресурсам сети Интернет

Задача 2 Интеграция учреждений образования и органов управления образованием в единую автоматизируемую систему управления образованием (АСУО)

Создание единой телекоммуникационной сети с отделами образования Администраций города и образовательными учреждениями

Управление образования

наличие

Единая коммуникационная сеть с отделами образования Администраций города, способствующая оперативному обмену информационными потоками;

.

Сайт Управления образования как средство открытости городской системы образования

- Создание образовательного портала Управления образования

- Приём отчетов и размещение электронных образовательных ресурсов в сети Интернет

- Создание системы унифицированных форм отчетов

- Мониторинг образовательных учреждений, не имеющих доступа к Интернету

Управление образования

наличие, количество информационных образовательных ресурсов

Разработано Положение о мониторинге

Разработана система учёта детей, непосещающих учебные занятия, экспертиза

информационных образовательных ресурсов

внедрение информационных образовательных ресурсов,
электронных образовательных средств и АСУО

- Разработка и внедрение электронных информационных ресурсов и средств АСУО

- Создание на основе современных информационных технологий системы учета детей школьного возраста, непосещающих учебные занятия в образовательных учреждениях

Цель 2 Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса

Задача 1. Повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий.

Внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных технологий

- Организация мониторинга состояния системы образования города

Управление образования

наличие банка данных и показателей оценки качества деятельности

Единая методика изучения состояния и развития системы образования

Банк статистических данных о состоянии и развитии системы образования

Комплексная оценка качества деятельности муниципальных образовательных учреждений и отделов образования Администраций города

- Внедрение электронных учебно-методических комплексов, разработанных в рамках ФЦП “Развитие единой образовательной информационной среды”

Управление образования

количество информационных образовательных ресурсов по различным предметам учебного плана образовательных учреждений

Требования к форме и содержанию информационных образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных, изучение опыта регионов в области использования электронных средств обучения, анализ существующих электронных средств обучения в библиотеках

Разработка информационных образовательных ресурсов, организация экспертизы информационных образовательных ресурсов, создание банка информационных образовательных ресурсов по каждому образовательному учреждению

Размещение информационных образовательных ресурсов на сайте Управления образования

- Разработка и издание мультимедийных учебных пособий, обеспечивающих реализацию предмета «информационные технологии»

Управление образования

- Внедрение информационных технологий в образовательный процесс

Управление образования

- Создание системы дистанционного обучения для учащихся, детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе

Управление образования

- Компьютеризация библиотек и пополнение книжных фондов библиотек образовательных учреждений информационными образовательными ресурсами (электронные издания учебного назначения, мульти-медиа средства)

Управление образования, районные отделы образования

Задача 2. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов образования в области информационно-коммуникационных технологий, профильного обучения, воспитания

- Создание системы комплексного обслуживания, подготовки и переподготовки специалистов и пользователей инфраструктуры информационно-коммуникационных образовательных систем

Управление образования, муниципальный методический центр

количество руководящих и педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

создание системы повышения квалификации

по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

Обучение руководящих и педагогических работников по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

- Проведение курсов повышения квалификации работников образования по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

- Проведение городского конкурса школьных сайтов

Управление образования, муниципальный методический центр

количество учреждений, учащихся и педагогов

Ежегодное проведение конкурсов

- Проведение конкурса «Мой электронный урок» по различным предметам для обучающихся и учителей

Мероприятия

Ответственные исполнители

Показатель

(ед. измерения)

Ожидаемый результат

2009 год

2010 год

2011 год

Цель 1 Разработка путей и средств создания и развития единой информационной образовательной среды муниципальной системы образования г. Ижевска

Задача 1 Создание единой информационной среды

Закупка электронных образовательных ресурсов:

- Проведение конкурса на закупку электронных образовательных ресурсов

- Определение требований к электронным образовательным ресурсам

- Заключение договоров с министерством образования и науки на долевое финансирование по закупке компьютерного оборудования

- Приобретение и замена оборудования для кабинетов информатики

Управление образования, районные отделы образования, образовательные учреждения

наличие

Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, множительной, аудио-видео техникой последнего поколения телекоммуникационными средствами.

Повышение качества образования, приведение учебных процессов в соответствие с современными требованиями;

обеспечение выполнения требований к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности.

- Заключение договора с Министерством образования и науки Удмуртской Республики на порядок и условия участия в подключении к сети Интернет общеобразовательных учреждений, не имеющих такого доступа

Управление образования, районные отделы образования, образовательные учреждения

количество учреждений, имеющих доступ к сети Интернет

Расширение доступа к электронным ресурсам сети Интернет

Задача 2 Интеграция учреждений образования и органов управления образованием в единую автоматизируемую систему управления образованием (АСУО)

Создание единой телекоммуникационной сети с отделами образования Администраций города и образовательными учреждениями

Управление образования

наличие

Единая коммуникационная сеть с отделами образования Администраций города, способствующая оперативному обмену информационными потоками;

.

Сайт Управления образования как средство открытости городской системы образования

- Создание образовательного портала Управления образования

- Приём отчетов и размещение электронных образовательных ресурсов в сети Интернет

- Создание системы унифицированных форм отчетов

- Мониторинг образовательных учреждений, не имеющих доступа к Интернету

Управление образования

наличие, количество информационных образовательных ресурсов

Разработано Положение о мониторинге

Разработана система учёта детей, непосещающих учебные занятия, экспертиза

информационных образовательных ресурсов

внедрение информационных образовательных ресурсов,
электронных образовательных средств и АСУО

- Разработка и внедрение электронных информационных ресурсов и средств АСУО

- Создание на основе современных информационных технологий системы учета детей школьного возраста, непосещающих учебные занятия в образовательных учреждениях

Цель 2 Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса

Задача 1. Повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий.

Внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных технологий

- Организация мониторинга состояния системы образования города

Управление образования

наличие банка данных и показателей оценки качества деятельности

Единая методика изучения состояния и развития системы образования

Банк статистических данных о состоянии и развитии системы образования

Комплексная оценка качества деятельности муниципальных образовательных учреждений и отделов образования Администраций города

- Внедрение электронных учебно-методических комплексов, разработанных в рамках ФЦП “Развитие единой образовательной информационной среды”

Управление образования

количество информационных образовательных ресурсов по различным предметам учебного плана образовательных учреждений

Требования к форме и содержанию информационных образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных, изучение опыта регионов в области использования электронных средств обучения, анализ существующих электронных средств обучения в библиотеках

Разработка информационных образовательных ресурсов, организация экспертизы информационных образовательных ресурсов, создание банка информационных образовательных ресурсов по каждому образовательному учреждению

Размещение информационных образовательных ресурсов на сайте Управления образования

- Разработка и издание мультимедийных учебных пособий, обеспечивающих реализацию предмета «информационные технологии»

Управление образования

- Внедрение информационных технологий в образовательный процесс

Управление образования

- Создание системы дистанционного обучения для учащихся, детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе

Управление образования

Задача 2. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов образования в области информационно-коммуникационных технологий, профильного обучения, воспитания

- Создание системы комплексного обслуживания, подготовки и переподготовки специалистов и пользователей инфраструктуры информационно-коммуникационных образовательных систем

Управление образования, муниципальный методический центр

количество руководящих и педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

создание системы повышения квалификации

по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

Обучение руководящих и педагогических работников по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

- Проведение курсов повышения квалификации работников образования по программе “Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании”

- Проведение городского конкурса школьных сайтов

Управление образования, муниципальный методический центр

количество учреждений, учащихся и педагогов

Ежегодное проведение конкурсов

- Проведение конкурса «Мой электронный урок» по различным предметам для обучающихся и учителей

Направление деятельности: Воспитание и дополнительное
образование



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск»

    Доклад
    ... среднего предпринимательства в городеИжевскена2009–2013 годы, утвержденной постановлением Администрации городаИжевска от 26.06 ... муниципального образования «ГородИжевск»на2011год», ожидаемые фактические расходы за 2011годна реализацию РЦП « ...
  2. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (1)

    Доклад
    ... в городеИжевске с 2009года реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «ГородИжевск»на2009-2011 ...
  3. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (2)

    Доклад
    ... малого и среднего предпринимательства в городеИжевскена2009 – 2013 годы (далее – Программа) и составляет в 2011году – 351,3 тыс. руб ...
  4. Паспорт ведомственной целевой программы «развитие профессионального искусства в республике татарстан 2009-2011 годы»

    Документ
    ... сети, к численности населения городов – 102,14%; -театрально ... 2007 году значительно расширил свою гастрольную карту и провел гастроли в г.Уфа в г. Ижевск, ... 7,3млн. рублей. Прогноз на2009-2011годы представлен в таблице: Годы Число зрителей – всего ( ...
  5. Город Ижевск Удмуртской Республики ул Дзержинского 71 (3412) 45 14 12

    Документ
    ... Космонавтов, рабочем микрорайоне Индустриального района городаИжевска. В микрорайоне школы имеются учреждения социальной ... здорового образа жизни детей и подростков на20092011годы «Путь к успеху». Реализация данной программы ...

Другие похожие документы..