Главная > Документ


НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

   Изменения, происходящие в современном российском обществе, непосредственно влияют на сферу образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной информационной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации образовательной системы. На рубеже 50 – 70 годов нашего столетия произошла информационная революция, которая характеризуется скачкообразным возрастанием интенсивности информационных процессов в познании и управлении, а именно:

  • увеличения объема передаваемой информации за счет роста пропускной способности каналов связи и внедрения средств сетевой информации;

  • ускорения обработки информации за счет роста производительности ЭВМ и увеличения их числа,

  • скорости передачи сообщений;

  • объема добываемой информации и ускорения ее внедрения;

  • визуального отображения информации в процессах управления за счет увеличения производства, расширения и использования средств отображения информации (терминалов);

  • технической оснащенности управленческого труда.

Опыт развитых стран, успешно вступивших в информационную цивилизацию, говорит о том, что государство процветает тогда, когда в нем гармонично взаимодействует пять независимых властей: законодательная, исполнительная, судебная, власть интеллекта и власть информации. В современном обществе информация становится наиболее важным и значительным товаром, а информационные услуги превращаются в лидирующий сектор экономики. Страны, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены на отставание, причем это отставание с некоторого момента может стать исторически необратимым.

Основой информатизации общества в каждой стране является образование. Система образования по отношению к процессу информатизации выступает в двух аспектах:

  • как система обеспечения необходимого уровня знаний населения, квалификации специалистов в области информатики и информационных технологий;

  • как система, подверженная процессу информатизации для совершенствования своего функционирования, роста результативности своей деятельности.

Результативность внедрения информационных технологий в управление образованием, образовательный процесс и подготовку кадров зависит от того, как будут учтены особенности городского образовательного пространства.

Приобретено 43 компьютерных класса, 15 мультимедийных проекторов (14 % школ), сетевое оборудование, принтеры, модемы и программное обеспечение учебного назначения.   В городе Ижевске на один компьютер приходится 64 ученика (в 2002 году - 221 ученик). Среднероссийский показатель - около 100 учащихся на один компьютер (в 2002 году - 250 учащихся). Однако, темпы приобретения техники значительно ниже, чем темпы её старения.  

В ряде школ города накоплен положительный опыт организации образовательного процесса с применением современных информационных технологий.

На условиях софинансирования и в рамках федеральной целевой программы ";Развитие единой образовательно-информационной среды на 2001 - 2005 г.г."; значительно улучшена материальная база школ:

Таблица №5

Средства, направленные на создание материальной базы информатизации школ города

Кол-во
компью-
теров

Количество
мульти-
медийных
проекторов

Федеральный
бюджет

Бюджет
города

Привлеченные
средства

Итого,

тысяч
рублей

%

Сумма,
тысяч
рублей

%

Сумма,
тысяч
рублей

%

Сумма,
тысяч
рублей

1756

92

41,8

16699,1

27,5

10992,5

30,6

12224,5

39916,2

   

 Построение качественно нового образовательного процесса на основе эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и воспитании школьников подтверждает опыт функционирования ижевских школ - №№ 29, 30, 35, 44, 56, 86, 97 и других.

 Необходимым условием эффективной организации процесса информатизации является кадровое обеспечение. Так, в течение 2001 - 2007 годов прошли обучение более 20 % управленческих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города. Таким образом, созданы предпосылки и условия для перехода к новому этапу информатизации муниципальной системы образования города.

Проведены организационно-массовые мероприятия по проблемам информатизации образования:

круглый стол для учителей информатики «Основные направления информатизации образования»;

семинар «Дистанционные формы образования в учебном процессе»;

городской конкурс «Компьютерная физика»;

городской конкурс школьных сайтов;

городские конкурсы «Мой электронный урок» по иностранному языку и информатике;

городской Фестиваль «Мой электронный урок».

Наряду с этим существует ряд трудностей, влияющих на развитие процессов информатизации:

  1. Использование современных технологий требует непрерывного повышения квалификации и переподготовки педагогических работников муниципальной системы образования. Отношение к роли и месту компьютера в образовательной среде сегодня пересматривается с учетом подготовленности кадров, материально-технической оснащенности каждого образовательного учреждения.

  2. В ряде образовательных учреждений города используется ";морально"; устаревшая техника (компьютеры на базе процессоров 286-486).

На начало 2007-2008 учебного года в городе Ижевске функционировало 131 образовательных учреждения. В систему общего образования входят 94 учреждений образования,в систему дополнительного образования - 26 учреждений, в системе специального (коррекционного) образования работают 11 учреждений.

Компьютерное оснащение: большая часть техники компьютерного парка приобретена в 2002-2003 годах и в 2006, 2007 годах в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Соотношение конфигураций компьютеров в школах:

  • типа ЭВМ 286 – 20 %

  • типа ЭВМ 386 – 30 %

  • типа ЭВМ 486 –типа Pentium – 30 %

  • устаревшей техники – 20 %, данные показывают, что каждый пятый компьютер требует замены.

    • В 10 школах отсутствуют компьютерные классы.

    • 5 учреждений дополнительного образования имеют возможность применять персональные компьютеры в учебно-воспитательном процессе;

    • все образовательные учреждения имеют доступ к информации мирового уровня через систему Internet;

    • слабо оснащены ЭВТ районные отделы образования;

    • управление образования и только один районный отдел народного образования Индустриального района оснащены современной техникой, имеют доступ в Internet.

    • бухгалтерии системы образования используют в своей работе пакеты компьютерных программ бухгалтерского учета.

Причины недостаточного использования информационно-коммуникационных технологий

в учебном процессе.

Как показывает практика, учителя не очень активно используют компьютер на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:

  1. Низкая психологическая готовность учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образова­тельном процессе.

  2. Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.

  3. Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

  4. Низкая степень информированности учителей о состоянии современного рынка электронных ресурсов.

  5. Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

Еще одной, очень важной причиной является то, что педагогический процесс носит системный характер, имеющиеся же электронные средства обучения, как правило, раз­розненные и методически малообоснован­ные. Например, содержание электронных учебников не всегда соответствует содержа­нию образовательных программ, по которым работают учителя. К тому же учебный про­цесс является в высокой степени индивидуальным, требующим дифференцированного подхода, зависящим от большого количества переменных. Наилучший вариант - когда учитель, мыслящий достаточно свободно, творчески, имеет возможность самостоятельно готовить электронный дидактичес­кий материал. Но создание собственного ди­дактического материала, а также изучение, разработка и внедрение новых методик тре­буют больших временных затрат, что зат­руднительно при недостатке свободного вре­мени у учителя.

Таким образом, выше обозначенные причины объясняют тот факт, что ограниченное количество учителей используют информационные технологии на своих уро­ках.

Для того чтобы эффективно использовать информационно-коммуникационные техно­логии в своей деятельности, учитель должен:

    • знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные ла­боратории, интегрированные обучающие среды и т.д.);

    • уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления аудиторией;

    • устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой,

    • владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками ра­боты с различными презентационными про­граммами, создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать в Интернете, приобретать обучающие электронные средства.

Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходимо орга­низовать его методическую, организацион­ную, техническую и мотивационную поддер­жку. Выделение этих видов поддержки педагогической деятельности обусловлено тем, что в педагогическом сообществе мотивация использования информационно-коммуника­ционных технологий в учебном процессе, к сожалению, еще недостаточно высока: те учителя, которые владеют ИКТ на высоком профессиональном уровне, в большей части не имеют большого методического опыта, и наоборот. Необходимость методической поддержки обусловлена потребностью фор­мирования у учителя интегративных профессиональных умений и развитием инфор­мационной культуры как самого учителя, так и социума.

Методическая поддержка должна включать в себя:

    • обучение учителя работе с существующими электронными обучающими средствами (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории и т.д.); технологиям создания собственных электронных обучающих средств (компьютерные презентации, flash, html); методикам создания собственных электронных обучающих средств;

    • предоставление возможности дистанционного обучения;

    • привлечение к экспериментальной работе, связанной с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создание творческих коллективов по разработке сценариев уроков с использова­нием ИКТ и самого электронного дидактичес­кого материала.

    • Трансляцию положительных результа­тов опыта работы учителей-предметников по использованию электронных средств обучения.

Большую роль в системе поддержки учителя по использованию ИКТ играет медиатека, поэтому так важно правильно органи­зовать ее работу. К задачам медиатеки относят следующие:

    • сбор, накопление, обработку, систематизацию педагогической информации, представленной в электронном виде, и доведение ее до пользователя; формирование списка образователь­ных услуг Интернета со ссылками на наиболее перспективные образовательные ре­сурсы;

    • разработку и тиражирование методик, которые учитывают и используют аудио-, видео- и компьютерные технологии;

    • выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров в области новых информационных технологий и педагогических инноваций;

    • компьютерную каталогизацию и обработку информационных средств (CD, видео­материалов, аудиокассет);

    • осуществление взаимодействия с другими информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информа­ции;

    • организацию обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных источников;

    • электронную поддержку организации самостоятельной работы учащихся и учеб­но-методической работы учителей.

Получение качественно новых результатов и решение обозначенных проблем информатизации образовательного пространства города связано с формированием у всех участников образовательного процесса четких представлений о целях и задачах информатизации муниципальной системы образования и механизма их достижения

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА ИЖЕВСКА

В городе Ижевске накоплен большой опыт по воспитанию и дополнительному образованию подрастающего поколения. Сложилась многовариантная система дополнительного образования детей. Вместе с тем, социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения, невыполнение семьями своих воспитательных функций, негативное влияние средств массовой информации на сознание и поведение детей осложнили решение воспитательных задач.

Особую тревогу вызывают такие явления, как физическое и психическое нездоровье учащихся, агрессивность в их поведении, рост наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, суицидов в подростковой среде, беспризорность детей.

В этой связи необходимо межведомственное решение проблемы развития воспитания и дополнительного образования детей в городе Ижевске, направленное на создание оптимальных условий для приобщения юных граждан республики к опыту созидательной, разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития, укрепления позитивных отношений ребенка и его родителей, семьи и образовательного учреждения. Данная проблематика подтверждается результатами исследований.

Были проведены опросы по диагностическим методикам: «Профиль влияния школьной среды». Цель: оценить влияние воспитательной среды школы методом полярного шкалирования.

Результаты диагностики иллюстрируют, что среда школ имеет ряд негативных значений, к примеру, среда школ гимназического и лицейского типа по мнению обучающихся более «разъединяет» и «обременяет» детей. Учреждения дополнительного образования имеют среду с позитивными значениями по параметрам «освобождает», «раскрывает», «объединяет», но потенциал среды ограничен по значениям «облагораживает», «обогащает».

Диагностическая методика «Оценка возможностей и качества воспитания и дополнительного образования в образовательном учреждении».Цель методики: выявить социальные проблемы, подлежащие воспитательному разрешению.

Выявлены следующие результаты:

        1. Отсутствие гражданской позиции (обывательство, нигилизм по отношению к родине и т.п.) – 63%.

        2. Неумение организовать культурный досуг (незанятость, вовлечение в асоциальные неформальные группы, вандализм, драки и т.п.) – 56%.

        3. Пренебрежение проблемами экологии человека и природы (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, сексуальная распущенность, засорение окружающей среды) – 48%.

        4. Отсутствие творческих способностей, креативных действий (социальное приспособленчество, иждивенчество, отсутствие проявления положительных социальных инициатив) – 42%.

        5. Неблагоприятная семейная ситуация (конфликты с родителями, отстраненность родителей от решения воспитательных проблем, неучастие в жизни образовательного учреждения) – 42%.

И актуальные направления организации воспитания:

1) гражданское образование;

2) организация культурного досуга (воспитание культуры социальных инициатив);

3) поддержка одаренных детей;

4) валеологическое и физическое воспитание;

5) семейное воспитание и педагогическое просвещение родителей;

6) методическая поддержка классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других специалистов воспитательной работы.

Для системной реализации данных направлений необходима консолидация усилий городского сообщества, развития сети учреждений дополнительного образования, повышение их адаптивности к образовательным потребностям детей в едином воспитательном пространстве.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связанны с состоянием здоровья школьников. Здоровье – категория многогранная, следует принимать во внимание и наследственность, и плохую экологию, и социально - экономическую составляющую. В последние годы наметились негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;

  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые отмечаются более чем у 60% школьников;

  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости учащихся со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к 11-ому с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психологическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %.

Таблица № 6

Информация о заболеваемости детей в образовательных учреждениях города Ижевска

Заболевание

Количество обучающихся

%

Нарушение зрения

9426

15,5

Нарушение осанки

16665

27,3

Сколиоз

1274

2,1

Таблица № 7



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск»

    Доклад
    ... среднего предпринимательства в городеИжевскена2009–2013 годы, утвержденной постановлением Администрации городаИжевска от 26.06 ... муниципального образования «ГородИжевск»на2011год», ожидаемые фактические расходы за 2011годна реализацию РЦП « ...
  2. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (1)

    Доклад
    ... в городеИжевске с 2009года реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «ГородИжевск»на2009-2011 ...
  3. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (2)

    Доклад
    ... малого и среднего предпринимательства в городеИжевскена2009 – 2013 годы (далее – Программа) и составляет в 2011году – 351,3 тыс. руб ...
  4. Паспорт ведомственной целевой программы «развитие профессионального искусства в республике татарстан 2009-2011 годы»

    Документ
    ... сети, к численности населения городов – 102,14%; -театрально ... 2007 году значительно расширил свою гастрольную карту и провел гастроли в г.Уфа в г. Ижевск, ... 7,3млн. рублей. Прогноз на2009-2011годы представлен в таблице: Годы Число зрителей – всего ( ...
  5. Город Ижевск Удмуртской Республики ул Дзержинского 71 (3412) 45 14 12

    Документ
    ... Космонавтов, рабочем микрорайоне Индустриального района городаИжевска. В микрорайоне школы имеются учреждения социальной ... здорового образа жизни детей и подростков на20092011годы «Путь к успеху». Реализация данной программы ...

Другие похожие документы..