Главная > Документ


НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития личности. Конкурентное преимущество любого города связано с возможностью развития человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования.

Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Ее результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, умеющей адаптироваться и активно трудиться.

Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути. Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив среднее учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.

Самоопределение выпускников города Ижевска.

На вопрос: «Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10 – 11 класса» обучающиеся 9-х классов ответили:

Таблица №1

Факторы, оказавшие влияние на выбор профиля обучения

Факторы

%

1

Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя

21%

2

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

22,4%

3

Профессии родителей

5,7%

4

Школьные предметы, которыми бы вы хотели углубленно заниматься

15,2%

5

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

3,6%

6

Собственный практический опыт профессиональной работы

5%

7

Примеры и опыт друзей, знакомых

7,2%

8

Советы родителей или других родственников

15,2%

9

Рекомендации учителей

5,7%

10

Дополнительное (внеклассное) образование

4,3%

11

Пока ничего не повлияло, выбор не сделан

22,4%

На вопрос: « Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10 – 11 классах Вашего успешного профессионального самоопределения?» старшеклассники ответили:

Таблица №2

Мероприятия по профессиональному самоопределению

Предложения

%

1

Увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий

8,6%

2

Ввести в школе предметы типа « Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха» и др.

21%

3

Увеличить возможности диагностирования и само диагностирование профессионально важных качеств

7,2%

4

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

16,6%

5

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

14,4%

6

Организовать технологические и профессиональные практики

20,2%

7

В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии

29,7%

8

Предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам

20,2%

9

Приблизить содержания образования к практической деятельности людей

4,3%

10

Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов

10,8%

11

Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

22,4%

12

Ничего менять не надо

8,7%

Какие факторы вы считаете наиболее важные при выборе вами будущей профессии (а также специальности, должности, место работы)?

Таблица №3

Распределение факторов при выборе будущей профессии

Факторы

%

1

Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная, физическая; опасная – безопасная; творческая, монотонная и др.)

24,6%

2

Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.)

15,9%

3

Возможность постоянного повышения квалификации

13,7%

4

Сообразность развитию задатков вашей личности

7,9%

5

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

32,6%

6

Востребованность на рынке труда

10,1%

7

Достаточная престижность профессии

21,7%

8

Достойный уровень оплаты труда

44,2%

9

Ничего, просто нравится такая профессия

11,6%

С какой областью Вы связываете свою будущую профессию?

Таблица №4

Спектр выбора областей будущих профессий

Области

%

1

Техника, производство, материальные технологии

7,9%

2

Информационные техника и технологии

8,6%

3

Медицина

7,2%

4

Строительство

3,6%

5

Транспорт

5%

6

Торговля

2,9%

7

Сервис, обслуживание населения, услуги

7,2%

8

Педагогика

2,1%

9

Экономика, организация и управление

11,5%

10

Армия, милиция

3,6%

11

Право и юриспруденция

7,2%

12

Психология

5%

13

Искусство

3,6%

14

Фундаментальная наука

0,7%

15

Литература, история

0%

16

Другое

15,9%

17

Пока не знаю

21%

Отсутствие профильности в обучении старшеклассников является причиной неудовлетворительных результатов их образования. Сегодня мы должны рассматривать школьника как личность и это во многом зависит от того, какие требования к результатам работы школы предъявляет общество. Модернизация образования нацеливает руководителей образовательных учреждений на то, что школа должна, прежде всего, реализовывать цели развития личности ребёнка, т.е. служить его собственным интересам. Современная школа не в полной мере решает эти новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

У многих учащихся ОУ не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.

Введение профильного обучения призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории. При этом радикально должно измениться качество образования выпускника школы, которое характеризуется уровнем владения им системой общеобразовательных компетенций. Они определяют возможности активного взаимодействия обучаемого с окружающим миром и эффективного решения задач, возникающих в разных сферах науки и практической деятельности людей.

Концепцияпрофильного обучениянаправлена на создание и апробацию оптимальных моделей профильного обучения, системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда г. Ижевска и Удмуртской Республики.

В последнее время в образовательной системе города получила развитие тенденция профилизации классов и даже школ в целом. Это даёт возможность для более целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся по определённой отрасли знания и к выбору профессии. Однако практика комплектования профильных классов и школ нуждается в существенном совершенствовании. Как правило, профиль «привязан» к определённому образовательному учреждению, а ребёнок, подросток - к микрорайону своего проживания, что нередко осложняет, а порой и препятствует реализации его образовательных устремлений. Необходим более совершенный механизм, регулирующий и расширяющий доступ детей школьного возраста к избранному ими профилю, в основу которого должны быть положены критерии не ограничительного, а разрешительного и стимулирующего характера.

Работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляется в основном в рамках республиканских и городских экспериментов. Так, анализ тематики экспериментов всех уровней показывает, что 35 % - темы связанные с введением профильного обучения, 15% составляют темы по совершенствованию воспитательного процесса.

Итоги введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в Ижевске показали, что во всех районах города ведется работа по выстраиванию образовательных сетей. Примером удачного осуществления такого взаимодействия в рамках сетевой формы (по типу «школа – техникум – ВУЗ») является опыт Устиновского района г. Ижевска. Впервые (2004 – 2005 г.г.) в данной сети экспериментально проходило взаимодействие «школа – ДД(Ю)Т» по предпрофильной подготовке обучающихся.

Анализ предлагаемых многими образовательными учреждениями вариантов профильного обучения позволяет зафиксировать ряд недостатков. Выделим наиболее типичные из них:

  • непонимание сути моделирования образовательного процесса, выраженное в несоответствии его цели и содержания представленных моделей профильного обучения;

  • отсутствие научно-педагогических идей, раскрывающих эффективные пути становления профильного обучения;

  • представленные модели не характеризуют профильное обучение как целостную систему во взаимосвязи его основных составляющих;

  • профильное обучение понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору. При этом качественно образовательный процесс не меняется;

  • представленные модели профильного образования рассчитаны в основном на школьников, ориентированных на получение высшего профессионального образования;

  • не выделены проблемы, возникающие в связи с современными требованиями к качеству образования школьников, усилением его прикладной и практической направленности, реализацией компетентностного подхода;

  • не раскрываются в полной мере механизмы достижения главной цели профилизации образования - формирование социального, в т.ч. профессионального самоопределения учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению развития личности в условиях профильного обучения в данном случае наименее разработаны;

  • индивидуальное обучение рассматривается лишь как форма дополнительной работы, чаще всего с нуждающимися в особой помощи детьми;

  • отсутствует целостная система критериев качества профильного образования учащихся. Это свидетельствует о том, что оценить в полной мере качество профильного образования школьников и, как следствие, эффективность предлагаемых вариантов профилизации образования не представляется возможным;

  • существенным недостатком всех моделей профильного обучения является отсутствие механизмов использования результатов мониторинга качества профильного образования различными участниками образовательного процесса, т.е. мониторинг не будет выполнять своего главного предназначения – выступать средством управления качеством профильного образования;

  • образовательные учреждения формируют учебные курсы профильной направленности, как правило, в рамках бюджетного финансирования, возможность профилизации образования за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг не используются в полной мере;

  • в предлагаемых моделях профильного обучения недостаточно внимания уделяется описанию механизмов управления их введением в реальную практику (не фиксируются состав, структура и содержание управленческих действий различных субъектов управления в связи с профилизацией образования; не закреплена ответственность структурных подразделений и отдельных структурных единиц за организацию профильного обучения).

В целом отчетливо прослеживаются две тенденции в организации профильного обучения.

В первом случае предусматривается дифференциация учащихся в зависимости от выбранного профиля обучения и достаточно однозначное построение содержания образования с выделением профильных предметов и системы курсов по выбору как специализации в рамках выбранной сферы науки. Это образование соответствует профильному уровню образовательных стандартов.

Во втором случае общеобразовательная подготовка школьников дополняется определенной системой курсов по выбору, часто логически не связанных между собой и отвечающих интересам учащихся в освоении тех элементов содержания образования, которые являются для них значимыми на данном этапе обучения. В обоих случаях не удается в полной мере учесть интересы всех обучаемых, поскольку спектр услуг одного образовательного учреждения весьма ограничен.

Очевидно, что нужны формы профильного обучения, позволяющие сочетать фундаментальность подготовки по дисциплинам учебного плана с их прикладной и практической направленностью, одновременно обеспечивая развитие профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, целесообразно эффективно использовать ресурсы не конкретного образовательного учреждения, а в целом всей системы образования г. Ижевска, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования. В условиях образовательного процесса в средней школе – это может быть индивидуально-групповая форма обучения, а в масштабе города – сетевая организация образования.

Данный подход к профильному обучению соответствует личностной парадигме образования и является привлекательным в социальном плане, поскольку учащихся специально готовятся к активному вхождению в социум и самоопределению в нем. Практическая реализация этого подхода требует разработки особых механизмов становления профильного обучения в системе образования г. Ижевска. В данный момент они отсутствуют. Имеющие место стихийные процессы формирования моделей профильного обучения должны регулироваться на муниципальном уровне, быть юридически правомерными, педагогически целесообразными и гарантирующими необходимое качество образования.

В связи с этим возникает потребность в создании муниципальной модели профильного обучения, реализация которой должна обеспечить доступность профильного обучения для каждого школьника г. Ижевска на основе интеграции образовательных ресурсов городской системы образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск»

    Доклад
    ... среднего предпринимательства в городеИжевскена2009–2013 годы, утвержденной постановлением Администрации городаИжевска от 26.06 ... муниципального образования «ГородИжевск»на2011год», ожидаемые фактические расходы за 2011годна реализацию РЦП « ...
  2. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (1)

    Доклад
    ... в городеИжевске с 2009года реализуется Ведомственная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «ГородИжевск»на2009-2011 ...
  3. I показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «город ижевск» (2)

    Доклад
    ... малого и среднего предпринимательства в городеИжевскена2009 – 2013 годы (далее – Программа) и составляет в 2011году – 351,3 тыс. руб ...
  4. Паспорт ведомственной целевой программы «развитие профессионального искусства в республике татарстан 2009-2011 годы»

    Документ
    ... сети, к численности населения городов – 102,14%; -театрально ... 2007 году значительно расширил свою гастрольную карту и провел гастроли в г.Уфа в г. Ижевск, ... 7,3млн. рублей. Прогноз на2009-2011годы представлен в таблице: Годы Число зрителей – всего ( ...
  5. Город Ижевск Удмуртской Республики ул Дзержинского 71 (3412) 45 14 12

    Документ
    ... Космонавтов, рабочем микрорайоне Индустриального района городаИжевска. В микрорайоне школы имеются учреждения социальной ... здорового образа жизни детей и подростков на20092011годы «Путь к успеху». Реализация данной программы ...

Другие похожие документы..