Главная > Автореферат диссертации


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ

EP

Distr.

GENERAL

UNEP/GC/21/5

18 January 2001

RUSSIAN

Original: ENGLISH

Совет управляющих

Программы Организации

Объединенных Наций по

окружающей среде

Двадцать первая сессия

Найроби, 5-9 февраля 2001 года

Пункт 4 b) предварительной повестки дня*

ГЛОБАЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ

ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ: ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ

Дискуссионный документ, представленный Директором-исполнителем

Настоящий документ представляет собой один из справочных документов по данной теме, подготовленный с целью стимулирования обсуждения и определения вопросов, вызывающих озабоченность у правительств, которые будут рассмотрены министрами и главами делегаций на консультации министров в ходе двадцать первой сессии Совета управляющих/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров.

Содержание

I. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ

НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ 2

II. НИЩЕТА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 13

III. НИЩЕТА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И
ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 22

IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАЛОГА МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ 27

I. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЙ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ

НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ

А. Введение

1. С тем чтобы ЮНЕП могла решать важнейшие экологические проблемы современности, Совет управляющих на своей девятнадцатой сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, принял Найробийскую декларацию о роли и мандате ЮНЕП. В мае 1998 года Совет управляющих на своей пятой специальной сессии еще более четко определил сферу деятельности ЮНЕП, обозначив пять конкретных областей концентрации усилий: а) экологический мониторинг, оценка, информация и исследования, включая раннее оповещение; b) более четкая координация деятельности в рамках природоохранных конвенций и разработка программных природоохранных документов; c) питьевая вода; d) передача технологии и промышленность; и е) поддержка Африке.

2. В 1999 году Совет управляющих и Генеральная Ассамблея одобрили доклад Генерального секретаря об окружающей среде и населенных пунктах, включая предложения по усовершенствованию системы природоохранного регулирования. Это привело к созданию Группы по управлению природопользованием и ежегодно созываемого Глобального форума по окружающей среде на уровне министров Совета управляющих.

3. В Мальмёнской декларации министров, принятой Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров в мае 2000 года, были определены основные экологические проблемы XXI века и обозначен ряд вопросов и программных мер реагирования, которые должны быть рассмотрены правительствами, ЮНЕП и другими организациями, а также всеми секторами гражданского общества, включая частный сектор. Декларация содержит предназначенные для ЮНЕП дополнительные стратегические указания по рассмотрению различных аспектов проблем глобальной окружающей среды.

4. Осуществление Найробийской декларации и Мальмёнской декларации министров, несомненно, заложит прочную основу для программной деятельности ЮНЕП. Вместе с тем проблемы, связанные с ресурсами и политикой, до сих пор не решены, и необходимо четко сформулировать приоритетные задачи, что, как можно надеяться, удастся сделать на форуме 2001 года. Цель настоящего документа заключается в том, чтобы обрисовать контекст проведения политического диалога относительно приоритетных задач с упором на четыре важных вопроса политики: энергетика; Африка; вклад ЮНЕП в ";Рио+10";; и глобальное природоохранное регулирование.

В. Энергетика: серьезный вызов устойчивости человеческого общества

и экологическому равновесию Земли

Прогресс и проблемы

5. Область энергетики существенно отличается от большинства других областей деятельности ЮНЕП хотя бы потому, что энергосистемы оказывают разнообразное воздействие на окружающую среду. Добыча, транспортировка и использование первичного топлива (в основном ископаемого), а также производство и передача электроэнергии могут оказывать разнообразное негативное воздействие на окружающую среду. Изменение глобального климата – это проблема, занимающая центральное место в межправительственной повестке дня в настоящее время. В результате роста спроса на энергию возник целый ряд других трудно преодолимых экологических проблем, в том числе проблемы удаления ядерных отходов, нефтяных разливов в море, нанесения ущерба экосистемам в результате строительства плотин и обезлесения в результате заготовки древесины. Энергия в том или ином виде ежедневно используется каждым человеком на Земле. Доступ к надежным источникам энергии, в частности к электроэнергии, имеет основополагающее значение для экономического роста, сокращения масштабов нищеты за счет создания рабочих мест в сельской местности, обеспечения образования и улучшения здоровья. Энергопользование лежит в основе современного индустриального общества: миллиарды долларов ежегодно расходуются на пользование энергетическими инфраструктурами и услугами. Вместе с тем развивающиеся страны по прежнему нуждаются в большем объеме энергетических услуг для удовлетворения своих первоочередных потребностей.

Некоторые энергетические показатели

  • Глобальный спрос на первичные энергоресурсы в период 1973 1997 годов возрос почти на 60 процентов.

  • Глобальные выбросы СО2 в результате сжигания топлива в период 1950 2000 годов увеличились в четыре раза.

  • На страны с высоким уровнем дохода, в которых проживает 20 процентов населения мира, приходится 60 процентов коммерческого энергопотребления.

  • Как предполагается, спрос на первичные энергоресурсы в Азии будет увеличиваться в два раза за каждый 12 летний период; в глобальных масштабах спрос увеличивается в два раза за каждый 28 летний период.

  • На биомассу – дрова, сельскохозяйственные отходы, животные отходы и древесный уголь - до сих пор приходится 20 80 процентов первичных энергоресурсов, потребляемых в развивающихся странах.

  • Согласно оценкам, для удовлетворения новых потребностей и замены устаревшего оборудования в течение ближайших двух десятилетий в инфраструктуру энергетического сектора потребуется вложить 15 триллионов долларов США.

  • Всемирный банк отнес проблему загрязнения воздуха внутри помещений в развивающихся странах к одной из четырех наиболее острых глобальных экологических проблем.

Ключевые элементынынешней программы ЮНЕП по энергетике

Главной целью программы ЮНЕП по энергетики является обеспечение глобального перехода к энергетическим системам, наносящим меньший вред окружающей среде. С этой целью ЮНЕП:

  • Содействует обмену информацией об энергоэффективных технологиях и технологиях, основанных на использовании возобновляемых источников энергии, путем подготовки и распространения публикаций и расширения сети информационных источников.

  • Укрепляет потенциал государственных директивных органов и директивных органов промышленных отраслей, с тем чтобы они могли решать энергетические и экологические (а также транспортные) проблемы.

  • Содействует предоставлению консультационных услуг финансовым учреждениям по инвестициям в энергетику.

  • Создает сеть региональных и субрегиональных центров передового опыта, которые могли бы оказывать техническую помощь государственным директивным органам и директивным органам промышленных отраслей.

  • Создает союзы и налаживает партнерские отношения с частным сектором (финансовыми учреждениями, предприятиями, использующими возобновляемые источники энергии, соответствующими промышленными ассоциациями) и другими организациями системы Организации Объединенных Наций (например, Всемирной программой по использованию солнечной энергии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)).

Перспективы

6. Важнейшей приоритетной задачей является переход на ";низкоуглеродные или безуглеродные технологии"; за счет принятия соответствующих мер на местном, национальном и международном уровнях. В рамках программы ЮНЕП по энергетике следует сосредоточить внимание на поощрении основных субъектов к внедрению таких энергетических технологий, которые оказывали бы незначительное воздействие на окружающую среду, будь то технологии, основанные на использовании энергии ветра, воды, солнца, биомассы или органического [или ядерного/водородного] топлива. Вместе с тем важно сократить объем выбросов и повысить эффективность всех энергосистем будущего. Устойчивая и не оказывающая негативного влияния на климат энергия, вероятно, может поступать из многих различных источников. Своевременный переход на более экологичные технологии с меньшим выбросом углерода произойдет только в том случае, если все страны будут проводить энергетическую политику, ведущую к постепенному уменьшению вредного воздействия на окружающую среду. Такая политика включает:

а) использование согласованных экономических подходов (установление цен, экономические и фискальные стимулы) к обеспечению лучшего регулирования спроса на энергию при обеспечении доступа к ней для малоимущих слоев населения;

b) сочетание мер регулирования и добровольного самоконтроля в энергоемких промышленных секторах с целью уменьшения потребления энергии;

c) ускорение темпов коммерческой разработки новых энергетических технологий с невысоким выбросом углерода, поскольку пройдет определенное время, прежде чем новые системы вытеснят значительную часть оборудования, используемого в настоящее время. Для того чтобы выйти на разумную траекторию сокращения объемов выброса до безопасного уровня, в ближайшее время потребуется ускорить процесс создания рынка для топливных элементов, солнечных батарей, использования энергии ветра и других чрезвычайно важных технологий;

d) содействие признанию и уделению должного внимания ";микроэнергетике"; с целью внедрения экономичных и экологичных энергетических технологий как в развитых, так и в развивающихся странах. В частности, рыночные и нормативные рамки на глобальном и национальном уровнях должны быть срочно изменены с целью более широкого применения экологичных микроэнергетических установок вместо устаревших централизованных и загрязняющих окружающую среду макропроизводителей энергии;

e) повышение в глобальных масштабах осведомленности государственных должностных лиц и общественности в целом о проблемах энергетики и окружающей среды;

f) развитие партнерских отношений с частным сектором, неправительственными организациями, общинами, местными органами управления и другими заинтересованными сторонами с целью внесения структурных изменений в энергетические системы;

g) стимулирование НИОКР с целью разработки и демонстрации преимуществ более экологичных и эффективных технологий производства и конечного потребления энергии. Необходимо также добиться взятия обязательств в отношении долгосрочных инвестиций в научные исследования и разработки, в частности, с целью дальнейшего снижения содержания углерода в используемом топливе, внедрения новых методов рекуперации и удаления СО2 и повышения эффективности конечного использования энергии;

h) задействование потенциала механизма ";чистого"; развития и других средств содействия широкомасштабной передаче развивающимся странам энергоэффективных технологий и технологий, основанных на использовании возобновляемых источников энергии, и достижение таким образом как целей развития, так и целей охраны окружающей среды;

i) концентрация усилий с целью решения проблем энергоснабжения сельских районов с использованием подхода, ориентированного на спрос, а не на предложение энергии.

Вопросы для министров

  • Как можно убедить потребителей в странах развивающегося мира требовать того, чтобы проводилась политика, направленная на сокращение производства и потребления энергии? Существует ли возможность или вероятность ";коренного"; изменения общественного мнения? Обеспечит ли ";микроэнергетика"; возможность беспроигрышного решения технологических проблем или политика изменится только тогда, когда такие явления, как наводнения, ураганы и засуха, начнут влиять на жизнь достаточно большого числа человек?

  • Каким образом мы стимулируем развитые страны и частный сектор передавать за невысокую стоимость энергоэффективные технологии развивающимся странам и странам с переходной экономикой? Какие должны быть созданы условия для содействия более широкомасштабной и эффективной передаче таких технологий?

  • Какие реальные и эффективные стимулы мы можем создать для развивающихся стран, с тем чтобы побудить их к внедрению экологически безопасных энергетических систем, особенно тогда, когда это связано с определенными расходами? Каким образом мы можем обеспечить учет ";экологических издержек"; при установлении цен на энергию (непосредственно или через стоимость товаров/оборудования) и какие другие системы стимулирования можно создать в развивающихся странах?

  • Какова роль частного сектора? Что должны сделать правительства для создания условий, способствующих принятию частным сектором мер по предоставлению устойчивых услуг в области энергетики? Ввиду нынешней тенденции к дерегулированию деятельности энергетических компаний какие меры должны быть приняты правительствами для обеспечения того, чтобы экологические цели не утратили своего значения и не выпали из поля зрения?

  • Каким образом организации системы Организации Объединенных Наций, в частности ЮНЕП, могут способствовать переходу на энергетические системы, использующие возобновляемые источники энергии? Например, должна ли ЮНЕП способствовать созданию сети центров передового опыта, что обеспечит синергию в деятельности таких центров, как ЦСЭОС в Рисо (Дания), ЕНДА (Западная Африка), ЕДРК (Южная Африка), ОЛАДЕ (Латинская Америка), ТЕРИ (Азия)?

  • Какую роль должна играть ЮНЕП в развитии энергетического сектора как в развивающихся, так и в развитых регионах? Каковы должны быть приоритеты и цели энергетической политики ЮНЕП?

С. Африка: необходимость интеграции стратегических мер реагирования

для решения проблем нищеты и окружающей среды

Условия и тенденции

7. В своем докладе о положении в Африке Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обратил внимание мирового сообщества на тот факт, что во многих отношениях анализ причин конфликтов и поиск путей к прочному миру и устойчивому развитию способствовали более широкому признанию взаимосвязей между миром и безопасностью человека, сокращением масштабов нищеты и соблюдением прав человека. Ввиду вышесказанного теперь нелегко отделить социальные проблемы от проблем безопасности, экономические проблемы от экологических, внутренние проблемы от глобальных, а проблемы государственного сектора от проблем частного сектора. Все они как в теории, так и на практике носят многогранный характер. ЮНЕП признает необходимость укрепления комплексных подходов, учитывающих и консолидирующих экологические, социальные и экономические условия и цели в африканском регионе.

8. Оценки, проведенные ЮНЕП или при поддержке со стороны ЮНЕП за последнее десятилетие, например, в рамках подготовки Глобальной экологической перспективы (ГЭП), показали, что экологическая база Африки является хрупкой и подверженной различным рискам. В этом регионе наблюдается целый ряд серьезных экологических проблем. Существует опасность того, что не отвечающие принципам устойчивого развития методы эксплуатации и ухудшение состояния лесов, почвы, диких животных, запасов пресной воды и других природных ресурсов могут нанести серьезный ущерб перспективам экономического развития этого региона. Экономика большинства африканских стран практически полностью зависит от сохранения экологического равновесия. Как сельское хозяйство, так и другие сектора экономики этих стран непосредственно зависят от экологических ресурсов и услуг. В целом появление новых знаний и информации о причинах деградации окружающей среды и его социально-политических, экологических и экономических последствиях способствовало более глубокому пониманию Организацией Объединенных Наций экологического положения Африки.

9. Последние оценки со всей очевидностью показали, что Африка относительно быстрыми темпами, по сравнению со многими другими регионами мира, утрачивает свои природные ресурсы. Существует много сложных и взаимосвязанных причин возникновения экологических проблем в Африке. Среди них можно перечислить следующие:

a) Африка является единственным континентом, на котором, согласно прогнозам, масштабы нищеты в течение следующего столетия увеличатся;

b) согласно оценкам, за период приблизительно с 1950 года 500 млн. гектаров земли пострадали от деградации почвы, в том числе 65 процентов сельскохозяйственных угодий;

c) в результате снижения уровня продовольственной безопасности число африканцев, страдающих от недоедания, увеличилось практически в два раза: со 100 млн. в конце 60 х годов до почти 200 млн. в 1995 году;

d) за период 80 х годов Африка потеряла 39 млн. гектаров тропических лесов, а к 1995 году было утрачено еще 10 млн. гектаров леса;

e) 14 стран испытывают водный стресс или нехватку воды, при этом к 2025 году к ним присоединятся еще 11 стран;

f) в настоящее время на Африку приходится лишь 3,3 процента совокупных мировых выбросов двуокиси углерода, и, как ожидается, к 2010 году эта доля увеличится лишь до 3,8 процента;

g) хотя крупная внешняя задолженность многих африканских стран вызывает серьезную озабоченность, многие из этих стран накапливают также ";долги перед окружающей средой";, в связи с чем меры по исправлению положения обойдутся им намного дороже, чем меры профилактики.

10. По прежнему вызывают серьезную озабоченность относительно низкие показатели экономической деятельности, что проявляется в широких и непрерывно растущих масштабах нищеты в большинстве африканских стран за последние 30 лет. В экономике африканских стран наблюдался значительный спад – в ряде случаев близкий к краху - с точки зрения как количественных, так и качественных показателей. Темпы экономического роста по крайней мере в половине стран этого региона не превышали 2 процентов в год (имеется в виду прирост валового внутреннего продукта), тогда как численность населения за последние 20 лет увеличивалась в среднем на 4 процента в год.

11. Вследствие этого многие домохозяйства в африканских странах имеют доступ лишь к очень ограниченному кругу товаров и услуг. В сельских районах домохозяйства, не имея возможности использовать надлежащие технологии, удовлетворяют свои экономические потребности непосредственно за счет природных ресурсов и хрупких экологических систем. Их технологические возможности в области устойчивой эксплуатации или использования природных ресурсов весьма ограничены.

12. С учетом этих факторов нельзя не прийти к выводу, что сокращение масштабов нищеты, от которой страдает большинство малоимущих африканцев, является задачей первостепенной важности. Нищета в таких масштабах является главной причиной и следствием ухудшения состояния окружающей среды и истощения ресурсов, что может подорвать экономический рост. Новые подходы, ставящие малоимущие слои населения в центр повестки дня по окружающей среде и развитию, могли бы направить процесс развития по экономически, социально и экологически устойчивому пути.

Факторы, препятствующие достижению социальной, экономической и экологической устойчивости в Африке

13. В дополнение к препятствиям, создаваемым нищетой, существует целый ряд других причин деградации окружающей среды, которые связаны с отсутствием институционального потенциала, необходимого для осуществления природоохранной политики, применения природоохранного законодательства и реализации природоохранных соглашений на национальном, субрегиональном и региональном уровнях. На национальном уровне был разработан широкий круг стратегических, административных и правовых инструментов для решения экологических проблем. К ним относятся национальные планы природоохранных действий и секторальные и всеобъемлющие природоохранные стратегии и законы. Кроме того, был достигнут значительный прогресс в области разъяснения общественности последствий деградации окружающей среды и необходимости обеспечения увязки между экономическим развитием и устойчивостью окружающей среды. Многие африканские страны прилагают усилия к тому, чтобы интегрировать экологические соображения в национальные стратегии и планы экономического развития. Однако практическая реализация последних, очевидно, сдерживается нехваткой финансовых ресурсов и ограниченной организационной базой.

14. Кроме того, на способность африканских стран вкладывать средства в исследовательские работы и реализацию программ обеспечения экологической устойчивости в значительной мере влияет экономическая конъюнктура. Большинство этих стран принимают меры, с тем чтобы добиться хотя бы временного восстановления экономики. Хотя они и сознают важность рационального природопользования, они вынуждены решать довлеющие над ними проблемы и преодолевать часто случающиеся краткосрочные экономические кризисы, которые подрывают социальную и политическую стабильность. В условиях незначительного экономического роста страны не могут вкладывать средства в организацию рационального природопользования или направлять в эту сферу ресурсы, предназначенные для других секторов. Вместе с тем как ни парадоксально, но для того, чтобы обеспечить долгосрочный экономический подъем, эти страны должны вкладывать средства именно в рациональное использование ресурсов окружающей среды. Таким образом, задача обеспечения экологической устойчивости в Африке должна решаться с помощью тех мер, которые обеспечат обновление и рост экономики стран региона.

Вопросы для министров

  • Какие новые цели и задачи должна преследовать деятельность ЮНЕП в интересах стран Африки? Каким образом можно было бы добиться принятия в глобальных масштабах соответствующих политических обязательств и оказания поддержки новым усилиям по обеспечению экологически оптимального развития Африки?

  • Каким образом мы можем добиться реального и эффективного осуществления ключевых многосторонних природоохранных соглашений в Африке? Что еще ЮНЕП может сделать, в частности, для увязки мероприятий в рамках конвенций по опустыниванию, биоразнообразию, химикатам и климату в африканском контексте?

  • Почему мероприятия, предусмотренные Повесткой дня на XXI век, оказались неэффективными в особых условиях Африки? Требуется ли разработать новую повестку дня, для того чтобы увязать цели охраны природы и развития в этом регионе? Должна ли ";Повестка дня для Африки на 2002 год"; являться одним из приоритетов ";Рио+10";?

  • Каким образом можно было бы облегчить использование преимуществ Интернета с целью оказания содействия мерам по охране окружающей среды и развитию в Африке? Каким образом могла бы ЮНЕП способствовать расширению доступа гражданского общества в Африке к экологической информации?

  • Каким образом можно было бы перебороть традиционную склонность частных инвесторов и разработчиков к рассмотрению окружающей среды как ";бесплатного африканского товара";? Не удастся ли это сделать с помощью мер по включению ";экологических издержек"; в цены или с помощью более строго нормативного подхода, который необходимо применить, для того чтобы побудить как инвесторов, так и страны с должным уважением относится к экосистемам суши и морской окружающей среде в Африке?

D. Обеспечение консенсуса в качестве основы международной солидарности:

вклад ЮНЕП в процесс ";Рио+10";

15. Время идет, а повестка дня ";Рио+10"; пока еще не приобрела конкретных очертаний. За исключением договора о стойких органических загрязнителях (СОЗ), составление которого было завершено в декабре 2000 года в Йоханнесбурге, никаких других крупных природоохранных договоров, по которым ведутся переговоры и которые могли бы быть готовы к началу совещания ";Рио+10";, нет. Не осталось времени и для создания до начала конференции 2002 года каких либо новых механизмов по решению громадного числа экологических и социальных проблем, обозначенных в Повестке дня на XXI век.

16. В качестве главной цели конференции 2002 года был предложен обзор деятельности за десятилетний период, прошедший со времени проведения Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Подготовка к конференции началась во всех регионах, и ЮНЕП взяла на себя ведущую роль в организации этой работы. ЮНЕП будет сотрудничать с Департаментом по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций, Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна, Европейской экономической комиссией, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана, а также другими региональными и субрегиональными организациями в подготовке докладов, справочных документов, оценок и в организации подготовительных совещаний на субрегиональном и региональном уровнях. Что же в конечном счете было достигнуто? В докладе ЮНЕП о глобальной экологической перспективе (ГЭП 2000) подтверждается, что ";глобальная система природоохранной политики и рационального природопользования движется в правильном направлении, но слишком медленно";. Как представляется, в Мальмёнской декларации министров четко указывается, что политическая воля к принятию мер по решению социальных и экологических проблем, отмеченных в Повестке дня на XXI век, является недостаточной, а средства, необходимые для этого, не поступают. Многие из целей и задач, установленных 10 лет назад, не были достигнуты, и совершенно необходимо, чтобы на конференции 2002 года правительства провели искреннее обсуждение и взяли на себя обязательство принять меры для выполнения целей Повестки дня на XXI век, мобилизации международных и национальных ресурсов и оказания содействия усилиям по созданию благоприятных условий для выполнения поставленных целей и задач, например, путем передачи технологии.

Вопросы для министров




Похожие документы:

  1. Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по (3)

    Документ
    ... : ENGLISH СоветуправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо окружающей среде Двадцать вторая сессия Советауправляющих/ Глобальный форум по окружающей среде ...
  2. Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по (1)

    Доклад
    ... СоветуправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо окружающей среде Двадцать вторая сессия Советауправляющих/ Глобальный форум по ... ГЛОБАЛЬНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ВКЛАД ПРОГРАММЫОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙПО ОКРУЖАЮЩЕЕ СРЕДЕ В РЕШЕНИЕ ...
  3. Совет управляющих программы организации объединенных наций по населенным пунктам

    Документ
    ОРГАНИЗАЦИЯОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙ HSP HSP/GC/20/5 ООН-Хабитат СоветуправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо населенным ... представляется на рассмотрение СоветауправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо населенным пунктам (ООН ...
  4. Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по (2)

    Документ
    ... January 2001 RUSSIAN Original: ENGLISH СоветуправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо окружающей среде Двадцать первая сессия ...
  5. Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по (4)

    Документ
    ... October 2001 RUSSIAN Original: ENGLISH СоветуправляющихПрограммыОрганизацииОбъединенныхНацийпо окружающей среде Седьмая специальная сессия ...

Другие похожие документы..