Главная > Документ


Чрезвычайно важным аспектом является опора на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например, учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работая над текстом стихотворения А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» в 6 классе, чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения учащимся можно предложить вопросы:

  • Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

  • Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?

Затем предлагается проследить, что и как о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой поэтическими средствами рассказывает своему читателю А. Фет. Находим такие средства художественной выразительности, как олицетворения — «Ель рукавом… завесила», «всё гудёт и колышется», «листья кружатся…»; эпитеты — «взывающий рог», «странника бедного» и др.)

Прежде чем начать работу над стихотворением «Бородино» М. Ю. Лермонтова в 5-м классе, учитель пытается выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своём произведении поэт:

  • Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?

  • Что вам известно о Бородинском сражении?

  • Кто такой Кутузов?

В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало. Рассказ учителя или знающего об этом учащегося помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.

Такая же работа проводится и перед изучением поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» в 7-м классе. Ученикам задаются вопросы:

  • Кто такие декабристы? Какие требования они выдвигали царскому правительству?

  • Как сложилась судьба многих, кто участвовал в восстании на Сенатской площади в Петербурге? Что стало с их родными?

Учащиеся с интересом «впитывают» в себя новые сведения из истории Отечества.

В работе нами широко используются активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, цель которых — способствовать и реализовать творческий потенциал каждого ученика. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, ибо саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Думается, в таких условиях, когда основной функцией языка становится коммуникативная, наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения — работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика это работой, начинаем работать над этим с 5-гокласса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения»; узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаем приобщать детей к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно используются практически на каждом уроке русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют написать сочинении-миниатюры по личным впечатлениям и другие их виды.

Так, в 5-м классе, после изучения волшебных сказок, все ребята пишут свои волшебные сказки и в то же время оформляют их как книжки, то есть являются не только авторами, но и художниками-оформителями, и, конечно же, издателями.

В 6-м классе после изучения повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» учащиеся также сочиняют свои новогодние истории и оформляют их, то есть создают проекты. После изучения в 6-м классе по теории литературы двусложных и трёхсложных размеров стиха, ребятам предлагается задание написать свои стихотворения. Конечно, это только пробы пера, не всегда у всех сразу всё получается, но, кто знает…

Олег Куваев писал: «Во всяком человеке — Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, но пробовать нужно всегда». Именно метод проектов, применяемый на уроках в школе, помогает в формировании личности.

Панкратова Г. П.
Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

В настоящее время стремительно возрастает объём информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.

О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В. Г. Бе­линский. К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эль­конин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка.

Концептуальной идеей построения технологии обучения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность.

Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Для успешной реализации технологии базового процесса в любой системе деятельности необходимо выполнение определённых требований для элементов системы.

Такими требованиями являются семь условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформированные в виде дидактических принципов:

1) принцип деятельности успешной реализации в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности;

2) принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики;

3) принцип целостного представления о мире предполагает формирование у ребёнка обобщённого, целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук;

4) принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума;

5) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

6) принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к системному перебору вариантов и выбору оптимального варианта;

7) принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Приведённые выше принципы деятельности, обеспечивают передачу детям знаний в соответствие с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы — принципами наглядности, преемственности, доступности, научности, системности, активности, сознательности усвоения знаний.

К важным особенностям деятельностного метода относится его универсальность и гибкость, творчество и непрерывность, этот метод содержит в себе богатый воспитательный потенциал, возможно ещё не раскрытый в полной мере.

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становлению личности» Ш.А. Амонашвили.

Во всём педагогическом процессе подразумевается направленность предстоящей деятельности на сотворчество учителя и ученика.

Внутренняя потребность (Хочу.) → Доверительные отношения (Могу?) → Духовная общность (Верю!).

Учитель верит в безграничные возможности своего ученика так , как и ученик верит в то, что участие учителя будет искренним, совет — добрым, а вера — созидательной. На этом пути важным моментом, определяющим веру в успех, формирующим устойчивый интерес к деятельности, творчеству, ставится на первое место — воспитание воли. Ведь очень важно, чтобы первые волевые решения доставляли ребёнку радость, давали опыт побед над собой. Ведь известно, что даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее. Это путь к воспитанию воли, к утверждению собственного «Я». Это важнейший психолого-педагогический момент, когда воспитание, обучение и развитие неделимы и проявляются в своей целостности.

Гуманно-личностный подход и деятельностный метод способствуют развитию интеллектуальных и эмоциональных свойств маленького человека. Учитель ищет сближение со всеми актуальными современными подходами к образовательной деятельности. Таким образом, реализацией современных подходов к образовательной деятельности является интеграция деятельностного и гуманно-личностного подходов.

Интеграция деятельностного и гуманно-личностного подхода предполагает:

1) самоопределение к деятельности;

2) актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности;

3) выявление причин затруднения и постановка цели;

4) проект выхода из затруднения («открытие» нового знания);

5) первичное закрепление во внешней речи;

6) самостоятельная работа;

7) включение в систему знаний и повторения;

8) рефлексия деятельности (итог урока).

Органичное соединение гуманно-личностного и деятельностного подходов, их взаимопроникновение позволяет вывести на качественно другой уровень диалог учителя и ученика, наполняет его высоким чувством доверия и ответственности, радостного созидания. В практике используются уроки деятельностной направленности по всем предметам такого типа:

– уроки «открытие» нового знания;

– уроки рефлексии;

– уроки общеметодологической направленности;

– уроки развивающего контроля.

В каждом уроке существуют две основные цели каждого типа, например:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к коррекции способов действий и реализации коррекционной нормы. (Другими словами, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно — методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

При подготовке к урокам в соответствии с его типологией необходимо придерживаться структуры урока, которую можно изобразить блок-схемой.

Организационный момент → Актуализация знаний → Про­блемное объяснение с использованием моделей и схем → Первичное закрепление во внешней речи → Самостоятельная работа с самопроверкой → Включение в систему знаний и повторение → Рефлексия деятельности (итог урока).

Наблюдения показали, что в классах, обучающихся по системе деятельностного метода, идёт: тенденция к снижению личностной тревожности, отмечается высокий уровень интеллекта, глубокое овладение понятиями, развивается логическое мышление, умение переносить полученные навыки на другие учебные предметы, умение ориентироваться в сложных ситуациях, появился интерес к процессу познания. Придерживаясь системы деятельностного метода Центра «Школа 2000…» можно реализовать многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного, своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.

Хочется процитировать, что именно: «Результат будет укреплять твою веру в ребёнка и в себя как Учителя»

«Победи себя — и ты будешь так горд и счастлив, что не захочешь побеждать других».

Несомненно, выделяются определённые проблемы. Вот некоторые из них:

1. Для освоения всего объёма программного материала необходимым условием является ритм учащихся, а на практике часть детей обладает противоположными психологическими качествами или личностными качествами. А это сказывается на результате обучения.

2. Наблюдается слабая мотивация к деятельности, не сформировано положительное отношение к учению. Умение включатся в самостоятельную учебно — познавательную деятельность. Но, несмотря на имеющиеся проблемы, практика показывает, что введение новых программ — «Школа 2000…», «Школа 2100», основанных на системно — деятельностном подходе привело к формированию у выпускников младших классов следующие показатели познавательного развития: инициативность, наблюдательность, склонность искать причины увиденного, склонность к размышлению, аргументации своего мнения.

Любой педагог хорошо знает — только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу — и забываю, вижу — и понимаю, делаю и умею».

Литература

1. Петерсон Л. Г. Теория и практика непрерывного образования. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001.

2. Школа 2000… Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы / Под науч. ред. Г.В. Дорофеева. — Вып. 3. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.

3. Школа 2000… Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг / Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. — Вып.4. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2002.

4. Школа 2000… Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. — Вып. 5. — М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.

Семке А. И.
Методика решения познавательных задач

Сегодня учитель на уроке не только может профессионально изложить новую тему, дать необходимые объяснения, выполнить практические задания, использовать мультимедийные средства обучения, ответить на вопросы ученика, но может добиться правильного и полного понимания изученного материала, удовлетворить потребности неуспевающих и успешных учеников, развить их творческие и интеллектуальные способности. В рамках урока, применяя активные формы работы, учитель создает условия для самообразования, систематического изучения нового материала. Положительное воспитательное воздействие при решении познавательных задач возникает при понимании, осмыслении ценностной ориентации, то есть при участии каждого ребенка в содержательной структуре урока. В результате активизации мыслительной деятельности, развивающей составляющей работы ученика на уроке можно получить высокие результаты учебной деятельности, хороший уровень образовательной подготовки и еще более высокий уровень воспитанности.

Изучение физики надо начинать с познания Природы. Именно раскрывая секреты живой и неживой природы, юный человек находит ответы на многие «почему?» и постигает практическую значимость предмета.

Очень важно, чтобы каждый ребенок включился в умственную и творческую деятельность. Однажды начал урок по теме «Плоское зеркало» с задачи:

Юный Пол Маккартни, решивший научиться играть на гитаре столкнулся при этом с затруднением, связанным с тем, что он был левшой. Он долго не мог придумать, как разрешить свою проблему, пока не догадался использовать некий предмет, который есть дома и у каждого из вас. Назовите этот предмет.

Большинство групп справилось с заданием за 2—3 минуты, безошибочно назвав предмет — зеркало, отражение в стекле. При этом в группах возникла активная мыслительная и эмоциональная деятельность. Школьники высказывали различные версии, доказывая и опровергая идеи. Решение познавательных задач представляет собой один из самых эффективных способов развития сознания и мышления детей.

При таком подходе важно грамотно организовать работу в группах.

1. Для работы в группах не требуется дополнительного материала, необходимых помещений, они могут проводиться в больших и маленьких классах.

2. Она не требует вспомогательного оборудования, но помогает учителю внедрять активные подходы в образовании, помогает детям вырабатывать критическое мышление, коммуникабельность и успешность.

3. При групповой работе школьники совершенствуют умения общаться и слушать, решать задачи, принимать решения и критически мыслить.

4. Для повышения эффективности работы групп необходимо правильно их организовать.

Прежде всего, группы не должны быть большими. Для того чтобы каждый ученик мог принять участие в обсуждении, оптимальная численность в группе 3-4 ученика. Детей необходимо рассадить так, чтобы все они хорошо видели друг друга. В каждой группе должен быть лидер. Все группы должны быть равнозначными, в состав группы могут входить отличники, успешные ученики и ребята, которым учеба дается с трудом. На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». При решении познавательных задач в группах возникает свободное общение, обсуждение, ученики высказывают свои взгляды, проверяют их правильность. После обсуждения принимаю абсолютно все ответы, правильные и неправильные. Главное для учителя — воспринимать ответы, как новые открытия, сделанные каждым ребенком. Как говорил Джозеф Томсон: «Открытия обязаны остроте и силе наблюдательности, интуиции, непоколебимому энтузиазму до окончательного разрешения всех противоречий, сопутствующих пионерской работе». Все ответы записываю на доске, а затем группы обсуждают вопрос повторно.

Обычно в конце урока по теме «Оптические явления», рассказываю: «В поэме «Искандер-нами» Низами описал удивительный случай: Александр Македонский, завоевав одну из восточных стран и в честь победы выстроил триумфальную арку, внутри которой по обе ее стороны два художника, соревнуясь в мастерстве, стали расписывать стены. Арка была разделена занавесом, и художники не могли видеть работы друг друга. И вот занавеса снята. На одной стороне арки все увидели кружевной узор, а на противной стене он был в точности повторен. Зрители были поражены. Предположите, как сотворили чудо художники?» Задача вызвала интерес, потому что в ней есть элементы занимательности и необычности. После ответа на нее: «По приказу полководца занавес вновь повесили, и тогда на одной стороне картина исчезла, а на другой продолжала сиять всеми красками. Военачальник разгадал тайну арки: один из художников так отшлифовал камень, что превратил его в зеркальную поверхность, отражающую картину второго художника», возникает новый вопрос: «Предположите, какую форму имела триумфальная арка?» Обычно, решение этой задачи остается домашним заданием, а новый урок начинается с дискуссии, которая обычно сопровождается показом форм арок и хода световых лучей.

Работу в группах необходимо организовать таким образом, чтобы не возникла ситуация, когда думают и говорят одни и те же. Часто даю задание, чтобы группа придумала количество версий по числу участников. Например: «У птиц, как в современных самолетах, имеется несколько систем для ориентации навигации в воздухе. Расскажите о них». Учитель наблюдает за работой групп, прислушивается к ответам, ищет положительное зерно. При этом часто менее успешные ученики могут давать уникальные версии, которые становятся победами, а ситуация способствует радости учения.

(Положение солнца на небе они сверяют со своими биологическими часами. Чтобы ориентироваться по поляризации света, достаточно небольшого голубого участка неба среди облаков. Ночью лучшие ориентиры – звезды: в Северном полушарии курс полета сверяется с Полярной звездой. Если небо полностью затянуто облаками, помогает внутренний компас. У птиц в голове и шее имеются специальные частицы, являющиеся крошечными магнитами, с помощью которых можно определять направление силовых линий магнитного поля Земли. Эти линии образуют угол с поверхностью планеты, зависящий от географической широты, и пернатые оценивают эту координату довольно точно.)

При решении познавательных задач необходимо, чтобы ребята использовали справочный материал. Так как время обсуждения ограничено, ребята довольно быстро начинают ориентироваться в справочных пособиях, учатся читать по диагонали. Особенности решения познавательных задач (памятка для ученика):

1. Внимательно послушайте условие задачи (учитель при необходимости может прочитать задачу 2-3 раза, либо поручить это сделать одному из участников группы).

2. Обратите внимание на ключевые слова, фразы.

3. Осмыслите условия.

4. Используйте для решения дополнительную литературу, справочники.

5. Проследите за логичностью ваших рассуждений и правильной интерпретацией вашего ответа.

6. Не отчаивайтесь, если вы не нашли правильного ответа.

Пока у детей есть интерес, надо этим пользоваться. Надуваю воздушный шар и начинаю повествование.

«Летом 1932 г. на плавающем в Арктике ледоколе «Таймыр» произошел следующий случай. С его борта периодически запускали наполненные водородом метеорологические шары–зонды, предназначенные для исследования направления и скорости ветра на различных высотах верхних слоев атмосферы. Однажды в ясную, не предвещающую ухудшения погоду один из аэрологов, держа в руках надутый, приготовленный к запуску шар-зонд, случайно прикоснулся к нему лицом …и тотчас вскрикнул от резкой боли в ушах. Присутствующие при этом сотрудники удивились, даже недоверчиво посмеялись. Однако повторить «эксперимент» никто не пожелал: слишком уж неправдоподобным показалось то, что упругий, податливый резиновый шар может причинить боль. Правда, о произошедшем все же сделали запись в вахтенном журнале. Ночью на «Тайфун» обрушился сильный шторм. Не так уж редко бывает, когда случай наталкивает на открытие.

А что открыли ученые?» Совсем немного времен уходит на рассказ, внезапное озарение и: «Вскоре было установлено, что перед приближением шторма оболочка шара–зонда начинает вибрировать с частотой 6-13 Гц. Она не издает слышимых звуков, но если попытаться прислонить к ней ухо, барабанная перепонка откликается сильной болью. Распространяясь со скоростью 1200 километров в час, эти инфразвуковые колебания несут информацию о приближающемся шторме. Оснащение кораблей и береговых служб устройством для улавливания инфракрасных колебаний позволило эффективно и заблаговременно предсказывать шторм». Возникает вопрос для обсуждения: полезен или нет инфразвук? Дети готовы обсуждать, высказываться, приводить примеры. Урок получился насыщенным, эмоциональным, ребята получили возможность говорить о практических вещах. Вот так каждый урок становится познавательным, информационно насыщенным, а самое главное интересным. Обучение школьника при решении познавательных задач побуждает к самостоятельному поиску ответа, к новым открытиям и создании ситуации успеха.

Физика прошла большой и сложный путь развития — от египетских пирамид и плавления бронзы до космических полетов и атомных электростанций. Без Архимеда и Аристотеля не было бы Ньютона и Коперника, без Ньютона и Коперника не было бы Эйнштейна и Хаббла. Очень важно на уроках физики и астрономии показывать связь между прошлым, настоящим и будущим, рассказывать об ученых, которые своим трудом, а иногда и своей жизнью создавали будущее, в котором мы сейчас живем.

Наиболее продуктивной и интересной формой знакомства с биографическими и научными достижениями ученых является поиск информации и решение задач, составленных на основе исторического материала, фрагментов из сочинений ученых, биографического материала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..