Главная > Документ


Умения применять алгоритмы развивают устную и письменную речь учащихся в такой мере, что они довольно быстро переходят к более сложным умениям — самостоятельному составлению новых алгоритмов, например — алгоритм для решения иррациональных уравнений методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

На специально подобранных примерах учащиеся под руководством преподавателя анализируют способ решения, выделяют общие шаги, и тем самым оформляют их в виде алгоритма.

Преподаватель строго следит за процессом составления алгоритма учащимися, чтобы предупредить ошибки и неточности, а так же способы наглядного оформления решения, и основное содержание объяснений, которые учитель хотел бы слышать от учащихся по ходу решения.

Пример 3.

Алгоритм решения иррациональных уравнений

1. Обе части уравнения возвести в одну и ту же степень, соответствующую показателю корня.

  1. Если полученное уравнение линейное или квадратное — решить его;

    1. Если полученное уравнение вновь содержит корень, то повторить шаг 1.

  1. Проверить, являются ли найденные значения переменной корнями исходного уравнения, для этого подставим значения переменной в данное уравнение

3.1. При получении верного равенства, делаем вывод, что рассматриваемое число — корень данного уравнения

3.2. При получении неверного равенства, делаем вывод, что рассматриваемое число — не является корнем данного уравнения.

4. Записать ответ.

Алгоритмы успешно применяются и при составлении различных карточек. Например, карточки информационного характера могут быть использованы как индивидуальные карточки-задания, предназначенные для повторения ранее пройденного материала, а также для быстрого ознакомления с материалом, не изученным учащимися из-за пропусков занятий. Такие кратковременные индивидуальные работы позволяют подключить к работе класса отдельных учащихся, не усвоивших этот материал своевременно. Такие карточки содержат образцы решения типовых примеров и упражнений для самопроверки.

Пример 4.

Карточка по теме: «Уравнение касательной к графику дифференцируемой в точке функции »

Алгоритм составления уравнения касательной
к графику функции

  1. Определить абсциссу точки касания х0.

  2. Вычислить .

  3. Найти .

  4. Вычислить .

  5. Подставить найденные числа х0, , в формулу уравнения касательной .

Образцы решения задач

а) Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой 1.

1. х0 = 1.

2. = .

3. = .

4. = .

5. Уравнение касательной

Ответ:

б) Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой .

1. .

2. .

3. .

4. .

5. Уравнение касательной .

Ответ:

Задания для самопроверки

Составить уравнение касательной в точке с абсциссой х0 к графику функции f :

  1. f(х) = х2, х0 = 3;

  2. , х0= 0.

Алгоритмический метод можно использовать и для осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся. Учащимся с недостаточной математической базой даются карточки-образцы и аналогичные задания; более подготовленным — после ознакомления с алгоритмом, можно предложить карточки только с заданиями; а учащимся, которые умеют применять знания и навыки в нестандартных ситуациях — решить уравнение на порядок выше.

Например:

– Группе слабоуспевающих учащихся можно заготовить карточку с алгоритмом решения иррационального уравнения и заданием решить уравнение .

– Учащимся, которые усваивают факты и понятия — предложить решить уравнение , не имея перед глазами алгоритм, т.е. по памяти, без внешней опоры.

– Учащимся, умеющим творчески мыслить — дается уравнение , решение которого приводит учащегося к «открытию» для себя новых знаний и методов решения.

Это дает возможность обучать учащихся способу решения в целом, а не решению каких-то отдельных конкретных задач.

Желательно на период изучения определенных тем, либо при их повторении, или перед контрольной работой, вывесить в кабинете соответствующие алгоритмы, оформленные в виде таблиц.

Приведенные примеры позволяют утверждать, что использование алгоритмов на уроках математики является целесообразным в учебном процессе. Можно выделить следующие положительные результаты:

– Алгоритмический метод может быть использован при изучении новых тем или повторении соответствующих тем, а также при систематизации и обобщении изученного материала.

– Учащиеся самостоятельно работают с учебным материалом, представленным в виде алгоритмов.

– Использование алгоритмического метода помогает не только управлению, но и самоуправлению мышлением учащихся в процессе решения задач.

– Алгоритм, как определенный порядок действий, позволяет предупреждать типичные ошибки учащихся при решении задач и устном ответе.

– Алгоритмы развивают устную и письменную речь учащихся.

– В результате неоднократного повторения и варьирования определенных действий у учащегося возникает цепь обобщенных математических ассоциаций.

– Усваивая различного рода алгоритмы и средства их описания, учащиеся приобретают умения, которые могут быть использованы на уроках информатики.

– Взаимодействие между преподавателем и учащимися строится на паритетной основе.

Литература

1. Алексеев А. С., Вяльцева И. Г., Глейзер Г. Д., Каетченко В. И. Дидактические материалы по математике. — М.: Просвещение, 1990.

2. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. — М.: Просвещение, 1990.

Кузнецова С. Л.
Информационные технологии обучения как средство формирования химических знаний школьников

Применение современных информационных технологий в обучении — одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Информационные технологии, согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г. К.), относятся к классу технологий, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников [1].

В последние годы стала очевидна необходимость изменения системы преподавания предметов естественнонаучного цикл. Эти изменения должны состоять не в «косметических преобразованиях» программ этих курсов, а в переосмысливании их содержания с учетом «профиля». Важную роль играют новые информационные технологии, которые позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

По определению, информационная технология обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и педагогические программные средства.

В настоящее время в школьном курсе химии наблюдается смещение изучения теоретического материала к начальным этапам обучения химии, при этом уменьшено количество фактов, которые служат обоснованием изучаемых теорий. Именно использование в процессе преподавания химии информационной технологии обучения позволяет создать методически обоснованный поток информации, включающий фактологический материал, который может стать базой для систематизации и объяснения теоретического знания. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, при этом, что более важно, происходит умственное развитие ребенка [2, 3].

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства, которые обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Их можно разделить: компьютерные учебники (уроки); программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тестовые оболочки); информационно-справочные (энциклопедии); имитационные; моделирующие; демонстрационные (слайд- или видеофильмы); учебно-игровые средства.

Средства информационных технологий позволяют визуализировать знания, моделировать объекты, процессы и явления, дают доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа, формируют умения обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками; осуществлять тренировки и самоподготовки; развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного); формировать культуру учебной деятельности; высвобождать учебное время.

Система использования информационных технологий в преподавании химии в образовательном учреждении должна представлять из себя поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по химии (см. рис. 1) [4].

На первом,подготовительном, этапе выявляются те вопросы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать в «компьютерной подаче» (содержание учебного материала больших блоков, например, раздел «Теоретические основы органической химии» — материал, по которому отсутствуют наглядные и изобразительные пособия; всем известно, насколько слабо сейчас материально-техническое оснащение школ). На этом этапе учитель может использовать различные электронные учебники, а также учитель может подобрать, выбрать темы, используемые для контроля.

Второй этап заключается в подборе и выборе электронных версий тем из существующего богатого рынка медиапродуктов, а также создание обучающих и демонстрационных предметных программ, презентаций уроков, Web-сайтов, набор и распечатка текстов, создание электронной базы рефератов (данный вид работы может осуществляться как самим учителем-предметником, так и учащимися).

Третий этап — применение созданных и подобранных информационных продуктов — реализуется через практику: проведение медиа-уроков, применение мультимедийных продуктов при руководстве учебно-исследовательскими работами учащихся, а также через внеклассную работу по предмету и через подготовку и проведение олимпиад.

Четвертый этап — анализ эффективности использованияинформационных технологий предусматривает отслеживание результативности применяемой системы посредством предметного рейтинга, контрольных срезов, анализа знаний, умений и навыков учащихся.

Рис.1. Система использования ИТ при обучении химии в ОУ.

В настоящее время достаточно много трудов методистов-химиков посвящено применению электронной техники для составления контрольных работ, моделированию химических процессов и явлений, компьютеризации химического эксперимента, решению задач и проведению количественных расчетов, разработкам учащимися алгоритмов и программ действий на базе компьютеров, осуществлению самоконтроля и стандартизированного контроля знаний. Однако не все вопросы, стоящие перед компьютеризацией обучения, разработаны достаточно детально, что затрудняет внедрение ее в практику обучения. Так, недостаточно обоснована роль и место персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) в процессе обучения химии, сочетание компьютера с традиционными подходами к обучению учащихся, отсутствует единая классификация педагогических программных средств, не разработаны критерии оценки компьютерных программ по химии и практическая методика применения ПЭВМ в обучении химии.

При использовании современных информационных технологий возникает ряд проблем. Во-первых, проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер ученику и объема сведений, которые ученик может охватить, осмыслить и усвоить.

Традиционный путь учебного познания заключается, согласно понятиям диалектической логики, в переходе от явления к сущности, от частного к общему, от простого к сложному и т. д. Такое пошаговое обучение позволяет ученику перейти от простого описания конкретных явлений, число которых может быть весьма ограниченным, к формированию понятий, обобщений, систематизации, классификации, а затем и к выявлению сущности разных порядков. Новый путь познания отличается большим информационным потоком, насыщенностью конкретикой (т. е. фактами), позволяет быстрее проходить этапы систематизации и классификации, подводить фактологию под понятия и переходить к выявлению различных сущностей. Однако, скорость осмысления фактов, их систематизация и классификация ограничены природными возможностями человека и довольна слабо изучены. В связи с этим, соотношение традиционного и информационного потоков учебной информации не может быть точно определено. Сюда же относится и проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.

Ученика не приучили ориентироваться в мощном потоке учебной информации, он не может разделять ее на главное и второстепенное, выделять направленность этой информации, перерабатывать ее для лучшего усвоения, выявлять закономерности и т. п. В сущности, информация (сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах) может рассматриваться как некая многофакторная система, детали которой скрыты от учащихся, а потому и весь этот поток сведений в целом (его основы, направленность, цели, связи между элементами, причинно-следственные зависимости и т. п.) оказывается трудно доступным для восприятия.

Во-вторых, это — проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

В результате использования обучающих программных средств происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т. е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала, и при этом все отведенное время для работы у них было занято. По-видимому, это может быть достигнуто при сочетании различных технологий обучения, причем обучающие программные средства должны содержать несколько уровней сложности. В этом случае ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может просмотреть более сложные разделы данной темы, а также поработать над закреплением изучаемого материала. Слабый же ученик к этому моменту усвоит тот минимальный объем информации, который необходим для изучения последующего материала. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.

В-третьих — проблема соотношения компьютерного и человеческого мышления. Машинное и человеческое мышление существенным образом различаются. Если машина мыслит только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности?

Для решения этой проблемы необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, мы приучим учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др. С другой стороны, обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего собственного алгоритма действий, а не навязывать ему готовый, созданный программистом. Благодаря построению собственного алгоритма действий ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.

В-четвертых, существует проблема создания виртуальных образов. Работая с моделирующими программными средствами, пользователь может создавать различные объекты, которые по некоторым параметрам могут выходить за грани реальности, задавать такие условия протекания процессов, которые в реальном мире осуществить невозможно. Появляется опасность того, что учащиеся в силу своей неопытности не смогут отличить виртуальный мир от реального. Поэтому, во избежание возможного отрицательного эффекта использования информационной технологии в процессе обучения школьников, при разработке программных средств, содержащих элементы моделирования, необходимо накладывать ограничения или вводить соответствующие комментарии (например, в реальных условиях ваша модель не может существовать и т. п.), чтобы ученик не мог уйти за грани реальности в результате манипулирования химическими явлениями.

Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически. Это объясняется тем, что при разработке современного курса химии не стоял вопрос о привязке к нему информационной технологии. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем (химическое равновесие, синтез веществ, скорость реакции и др.), где имеется очевидная возможность вариативности. Для систематического использования информационной технологии в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) весь школьный курс химии.

Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Литература

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

2. Жильцова О. А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии // Химия в школе. — 2001. — №2.

3. Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования // Химия в школе. — 2001. — №1.

4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.

Ольховская Е. Н.
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе

Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное обучение связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно- ориентированными педагогическими технологиями. Это предполагает необходимость всестороннего развития способностей ученика.

В последние годы большое внимание уделяется освоению метода проектов. Но интерес к нему возник ещё в 90-е гг. ХХ в., а в начале XXI-го перерос в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин.

Учёными-методистами, как в зарубежной, так и в российской науке (Н. Видал, Р. Рибе, Д. Фрид-Буд, И. А. Зимняя, Т. А. Сахарова, Е. С. Полат), метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий для школы, так как в нём может быть реализовано сразу несколько современных подходов: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и др.

Важной особенностью метода является то, что он ориентирует на переход от авторитарного стиля обучения, центрированного на учителе и передаче знаний, к демократическому образовательному процессу, фокусом которого становится учащийся и его самостоятельная исследовательская и творческая деятельность.

Метод проектов применительно к русскому языку и литературе — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта.

Целеполагание метода проектов ориентировано на развитие у школьников

  • личностно и социально значимых качеств;

  • познавательного интереса;

  • умения самостоятельно находить информацию;

  • способности ориентироваться в этой информации;

  • умения анализировать, обобщать её и представлять в виде оформленного результата деятельности.

Среди перечисленных целей необходимо выделить первую (развитие личностно и социально значимых качеств), так как она учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, который сам выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких качеств характера, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность, креативность.

Помимо того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

В целом современная педагогическая наука признаёт большое влияние метода проектов на учащихся как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспектах.

Как нами применяется метод проектов в практике на уроках русского языка и литературы в средней школе?

Проектная деятельность — это серия спланированных, обоснованных мероприятий, предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных задач за нормированный промежуток времени. Например, целью проекта «Евгений Онегин — «энциклопедия русской жизни» является научить школьников давать самостоятельную оценку художественному произведению, исследуя язык, историческую основу, литературную жизнь произведения.

Ученикам также предлагается задание составить проекты, например, на темы: «Родословная семьи», «Родословное древо», « Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Что в имени тебе моём?», «Происхождение фамилии». Учащиеся проводят исследовательскую работу по предложенной теме, расспрашивают родных и близких людей, пишут, рисуют, пользуются различными источниками информации, а впоследствии « защищают» свои проекты. Практически все цели метода проектов используются при выполнении этой работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..