Главная > Документ


Каждая группа готовит ответы на контрольные вопросы и предлагает свои решения непосредственно в музее. На этой стадии, как и раньше, ребятам разрешается обращаться за помощью к сотрудникам музея. Это в корне меняет всю систему взаимоотношений между персоналом музея и посетителями. Вместо привычной роли пассивных потребителей заранее «разжеванной» и, как правило, безадресной информации учащиеся становятся заинтересованными исследователями, которые в сотрудниках музея готовы видеть своих наставников.

На заключительном этапе «журналистам» предлагается оформить свои впечатления от посещения музея и выступлений своих одноклассников-«экскурсоводов» в виде компьютерных презентаций по тем же проблемам, которым были посвящены экскурсии. Эти презентации считаются формой представления курсовой работы для данного контингента учащихся. «Журналистам» заранее выдается примерный план, отражающий в общих чертах содержание будущей презентации (этот план в основном совпадает с приведенным выше планом реферата). Задача «журналистов» — по ходу экскурсии в музее выбрать из рассказа своих одноклассников наиболее яркие и интересные факты, сделать необходимые фотографии, а затем изложить их во взаимосвязанной и занимательной форме, свойственной журналистскому материалу.

Таким образом, каждая тема курсовой работы оказывается проработанной дважды: сначала — группой «экскурсоводов», а затем — «журналистами». Но если для экскурсоводов источником информации при выполнении курсовой работы является неадаптированная научная и научно-популярная литература, то для «журналистов» источником информации являются работы их одноклассников. Тем самым обеспечивается дифференциация уровня сложности заданий и реализуется идея взаимообучения учащихся.

Оценка деятельности «экскурсоводов» и «журналистов» также осуществляется по различным критериям. Оценка «экскурсоводов» — групповая (каждый член творческой группы получает ту же оценку, что и вся группа), причем каждый этап работы оценивается отдельно: реферат (за полноту освещения поставленной проблемы), экскурсия (за доступность и занимательность изложения) и ответы на контрольные вопросы. При оценке деятельности «журналистов» оценивается умение отобрать главное из текста экскурсии, а также умение устанавливать причинно-следственные связи и излагать письменно свои выводы при подготовке журналистского материала.

Из подготовленных «журналистами» текстов и сделанных в музее фотографий оформляется общешкольная газета, благодаря чему вся работа обретает определенную законченность: во-первых, учащиеся девятых классов могут испытать удовлетворение, видя, что результаты их труда адресуются широкой аудитории, а во-вторых, учащиеся других классов (особенно, младших) имеют возможность ознакомиться с наиболее интересными сведениями, собранными при подготовке экскурсий, что развивает их познавательный интерес к химии и, в частности, к минералогии, а также подготавливает к будущему участию в похожей работе.

Описанная нами форма учебной деятельности — курсовая работа учащихся на базе минералогического музея — представляет собой модель активного использования в школьной практике образовательного потенциала естественно-научных музеев, и в качестве таковой может быть использована в разных учебных курсах и в отношении разных музеев. По типу использованных методов обучения данная модель включает в себя элементы групповых технологий, ролевой игры и взаимообучения, что делает ее эффективным инструментом современного образовательного процесса.

Дубоневич В. Н.
Метод проектов как способ формирования методологических знаний школьников

Слово «метод» — греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «путь исследования, теория, учение». В процесс обучения метод вступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей [1].

Метод обучения предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность с помощью имеющихся у него средств. В результате возникает цель ученика и его деятельность, которая осуществляется имеющимися у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели [1]. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.

Содержание образования, подлежащее усвоению неоднородно. Оно включает четыре основных компонента:

  • знания о мире;

  • опыт репродуктивной деятельности;

  • опыт творческой деятельности;

  • опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Многочисленные исследования психологов и опыт обучения в школе свидетельствуют о том, что каждый компонент содержания имеет свою специфику. Следовательно, каждому виду содержания соответствует определенный способ его усвоения.

Известно, что усвоение первого компонента содержания образования — знаний о мире, в том числе о мире веществ, материалов и химических процессов, — требует прежде всего деятельного восприятия, которое первоначально протекает как чувственное восприятие: зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое, тактильное. Иными словами, химические знания ученик усваивает путем различных видов восприятия, осознания приобретенной информации о мире и запоминания ее.

Второй компонент содержания образования — опыт осуществления способов деятельности. Чтобы обеспечить этот вид усвоения, учитель организует репродуцирующую деятельность учащихся по образцу, правилу, алгоритму (упражнения, решение задач, составление уравнений химических реакций, выполнение лабораторных и практических работ и т. д.).

Перечисленные способы деятельности, однако, не могут обеспечить освоение третьего компонента содержания школьного химического образования — опыта творческой деятельности. Для усвоения этого опыта необходимо самостоятельное решение учеником новых для него проблем.

Последний компонент содержания образования — опыт эмоционально-ценностного отношения к миру — предполагает формирование нормативных установок, оценочных суждений, отношения к веществам, материалам и реакциям, к деятельности по их познанию и безопасному применению и др. [1].

Классификация методов, в основу которых положены специфика содержания и характер учебно-познавательной деятельности, включает несколько методов: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод [1]. Из перечисленных методов остановимся на исследовательском методе обучения.

Наиболее ярко этот метод реализуется в проектной деятельности учащихся. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующий личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Внедрение в школьную практику проектной деятельности преследует цель развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательского проекта [6]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечель):

  • постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;

  • обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий выбор способов;

  • самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;

  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

  • исследование, решение конкретных задач;

  • обобщение результатов, выводы;

  • реализация проекта;

  • анализ успехов и ошибок [6].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов (рассказ, беседа, объяснение, анализ, синтез, обобщение, сравнение, эксперимент и др.), средств обучения, а с другой — необходимость интегрировать знания и умения из различных областей науки, применять их на практике. Иными словами, метод проектов позволяет не только и не столько учить, сколько помогает учиться, направлять познавательную деятельность учащихся. Ведущая роль отводится развитию умений пользоваться своими знаниями. Главное утверждение этого метода — знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте [5].

К сожалению, выпускники школ часто не умеют применять полученные знания в различных ситуациях, характерных для повседневной жизни, не умеют интегрировать естественно-научные знания для объяснения природных явлений и биохимических процессов, протекающих в организме человека. Вот почему необходимо усилить практическую направленность обучения химии. Создание на уроках химии пробных пространств для формирования ключевых компетенций немыслимо без использования проектной деятельности.

Работа учащихся при подготовке проекта по химии позволяет им:

  • расширять и углублять знания по химии, приобретенные на уроке, а также получать новые химические знания по проблематике проекта;

  • обучаться поиску химической информации, ее анализу, отбору необходимой информации для успешной реализации проекта и ее фиксации в виде грамотного оформления списка литературы;

  • формировать практические умения и навыки обращения с химическими веществами и оборудованием при планировании и проведении химического эксперимента;

  • проводить химический анализ объектов окружающей среды: анализ кислотности почв, природных вод, продуктов питания и др.;

  • узнавать отсутствующие в школьной программе способы выделения веществ из реакционных смесей, их очистки, а также знакомиться с основами вузовских дисциплин (аналитической, физической, коллоидной химии и т. д.), что, в свою очередь, позволит учащимся продолжить образование в вузе или сузе по выбранной химической специальности.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Он позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у школьников, а именно учить их:

  • проблематизации;

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации, усвоению необходимого знания;

  • практическому применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • презентации в различных формах результатов своей деятельности (компьютерная презентация, плакат, модель и др.);

  • самоанализу и рефлексии [2].

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность, направленная на решение проблемы, носит практический характер, имеет прикладное значение, а также интересна и значима для самого открывателя [2].

Проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования во внеурочное время, в частности, в рамках существующего в МОУ СОШ «Земля родная» г. Новый Уренгой научного общества учащихся «Росток». Именно так и был накоплен первый опыт организации исследовательской деятельности учащихся по химии. В настоящее время проектное обучение внедряется в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, например, при изучении химии в 10 классе.

В конце изучения курса химии в 10 классе по программе О. С. Габриеляна последняя глава учебника «Химия. 10 класс» посвящается биологически активным веществам. Она включает в себя четыре темы: «Витамины», «Ферменты», «Гормоны», «Лекарства». В поурочных разработках [3] авторы предлагают изучать этот материал с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Традиционное изучение предполагает лишь обсуждение определенного круга вопросов с использованием материалов учебника.

При изучении этой главы мы с учащимися выбрали иную форму. Уроки, которые проходили в форме защиты учебных проектов, мы объединили в конференцию по теме «Биологически активные вещества в жизни человека».

Подготовка учебных проектов включала в себя несколько этапов:

  • ознакомление учащихся с технологией проектирования, типами учебных проектов по Е.С. Полат [6];

  • создание творческих групп, распределение обязанностей внутри групп;

  • выбор темы проекта с учетом индивидуальных способностей учащихся;

  • подбор информационных источников (литературных, электронных пособий обучения, Интернет-ресурсов), их анализ и отбор материала по теме проекта;

  • составление плана написания проекта в соответствии с его тематикой;

  • подготовка докладов;

  • выбор формы защиты учебного проекта (для четырех приведенных выше учебных проектов учащиеся выбрали такую форму защиты как компьютерная презентация);

  • составление плана его защиты;

  • защита и оценивание проекта;

  • анализ успехов и ошибок.

Презентация учебного проекта по химии не мене важна, чем сам проект. Это навык и умение, которые развивают речь, ассоциативное мышление, рефлексию. И не только. Во время презентации проекта учащиеся получают возможность формировать умение выступать публично, доказательно отвечать на вопросы, вести дискуссию. Этапы формирования умения выступать на конференции с презентацией проекта отражены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы формирования умения выступать на конференции

Структура деятельности

Содержание деятельности

1

Составление доклада

Обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора; характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения; краткий анализ по данной теме информационных источников; описание процессов или явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы; собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом. Регламент выступления 7-10 мин.

2

Пробное чтение перед учителем

Редактирование доклада в соответствии с регламентом; отработка выразительного и осмысленного чтения доклада, ответы на возникшие вопросы по докладу (вопросы желательно сформулировать заранее и продумать возможные ответы на них).

Таблица 1 (продолжение)

Структура деятельности

Содержание деятельности

3

Изготовление средств наглядности

Подготовка и оформление презентации: тема, актуальность, гипотеза, цели и задачи, методы, процессы и явления, непосредственно относящиеся к экспериментальной части, результаты исследования, их обсуждение, а также графики, диаграммы, таблицы, расчеты, рисунки, фотографии и др. Возможно изготовление моделей, компьютерных программ, приборов и т. д.

4

Пробное чтение доклада перед учителем с использованием средств наглядности

Отработка чтения доклада с элементами рассказа, объяснения, показа слайдов, экспериментов и т. д.; редактирование доклада в соответствии с регламентом. Ответы на возникшие по докладу вопросы.

5

Выступление с докладом перед учителем и учащимися на конференции

Анализ всех замечаний и учет их в дальнейшем; фиксация всех вопросов, на которые не смогли ответить

В обучении химии долгое время господствовал так называемый результативный подход к творчеству — творчество связывали с конструированием приборов и моделей, а также с получением новых для учащихся веществ. Включение в образовательный процесс метода проектов принципиально изменило подход к творчеству: важен не конечный результат, а поиск его, творческая активность, исследовательский опыт, сам процесс творчества.

Проектная деятельность открывает большие возможности для усвоения содержания образования в соответствии с его основными компонентами — знания о мире, опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В результате у учащихся вырабатываются стремление и умения самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения; приобретаются коммуникативные умения и навыки, что особенно важно в современном мире.

Таким образом, методологические знания, полученные в ходе осуществления проектной деятельности, дают возможность учащимся мобильно оперировать знаниями и умениями в различных жизненных ситуациях, являются важнейшим условием формирования ключевых компетенций.

Литература

1. Габриелян О. С., Краснова В. Г., Сладков С. А. Методы обучения химии // Химия. — 2007. — № 21. — С. 5-12.

2. Габриелян О. С., Краснова В. Г., Сладков С. А. Личностно-ориентированные технологии обучения химии // Химия. — 2007. — № 23. — С. 5-12.

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2004.

4. Игнатьева С. Ю. Химия: нетрадиционные уроки. 8—11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007. — С. 43-44.

5. Лобанова Н. Е. Метод проектов в практике обучения // Химия в школе. — 2005. — № 4. — С. 9-10.

6. Ширшина Н. В. Химия: проектная деятельность учащихся. — Волгоград: Учитель, 2007.

Капштык М. Ф.
Алгоритмический метод решения познавательных задач по математике

Изучение математики на уроках направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Анализируя результаты входного контроля, анкетирование учащихся, поступивших на I курс Новоуренгойского профессионального училища, обнаруживается недостаточность знаний по математике у большинства ребят, отсутствие глубокого интереса к ней. Кроме того, у многих учащихся выявляется несформированность учебных умений, невысокая математическая культура, учащиеся с трудом усваивают учебный материал, не могут применять знания в измененной ситуации, выбрать тот или иной метод решения задачи. Недостаточный уровень знаний по математике, может существенно затруднить изучение предметов естественнонаучного цикла и специальных дисциплин по выбранной профессии.

Поэтому и возникает вопрос — как учить ребят, испытывающих трудности в учении, и, что еще важно, как учить результативно? Какие методы, какие средства и технологии нужно использовать, чтобы развивать у учащихся память, внимание, речь, мышление.

В обучении математике используются и общедидактические методы, и те, которые разработаны в специфических условиях преподавания математики. Последние используются как непосредственно, так и косвенно через методы обучения. Одним из таких методов является алгоритмический метод, как эффективное методическое средство не только формирования умения решать задачи, но и самого процесса обучения математике.

Использование алгоритмического подхода в обучении математике помогает не только управлению, но и самоуправлению мышлением учащихся в процессе решения типовых задач. Чем больше методов решения знает учащийся, тем лучше и быстрее развивается его интуиция.

Успешное использование алгоритмического метода зависит от ряда условий:

– алгоритм должен быть по возможности наиболее кратким — краткие указания легко запоминаются уже после выполнения нескольких упражнений;

– указания в алгоритме желательно давать в таком виде, чтобы они содержали в себе все необходимые объяснения, какие преподаватель должен услышать от учащихся по ходу решения задания, поэтому даже глаголы в указаниях стоит давать не в повелительном, а в изъявительном наклонении;

– необходимо сочетание алгоритма с применением образца ответа — учащиеся читают его и одновременно выполняют упражнение;

– важное значение имеет пунктуальное соблюдение данного алгоритма решения задачи, как учащимися, так и самим преподавателем;

– «читая и применяя алгоритм, старайтесь его запоминать» — подобная рекомендация и соответствующие требования преподавателя должны вызывать у учащихся установку на прочное запоминание.

Каждый преподаватель всегда требует (во всяком случае, должен требовать), чтобы учащиеся объясняли выполняемые упражнения. Однако многие ребята работают у доски молча или с трудом объясняют решение задачи. Для того чтобы исправить такое положение, учащимся прежде всего надо показать образец ответа. Чтобы каждому учащемуся обеспечить возможность выполнения упражнения с необходимыми объяснениями и в той же последовательности, какую показал преподаватель, дается алгоритм, точнее — список указаний. Он предлагается в готовом виде, или составляется вместе с учащимися.

При изучении теорем по геометрии, особенно трудно дается доказательство, которое надо грамотно рассказать и письменно оформить. Так, разобрав вместе с учащимися общую схему изучения теоремы, разбив ее на соответствующие шаги, учащимся предлагается алгоритм изучения теоремы. Имея алгоритм перед глазами, даже слабые учащиеся перестают испытывать затруднения при подготовке к ответу на доказательство теоремы.

Пример 1.

Алгоритм изучения теоремы

1. Прочитать формулировку теоремы, понять ее смысл, выделить условие и заключение.

2. Записать, что дано и что нужно доказать в теореме.

3. Рассмотреть чертеж, выполнить последовательно все построения по ходу доказательства теоремы.

4. Попытаться самостоятельно доказать теорему.

5. Если получилось, то проверить правильность доказательства по учебнику, если нет, то прочитать доказательство по учебнику.

6. Оформить в тетради все этапы доказательства.

7. Выучить формулировку теоремы и ее доказательство.

8. Провести самоконтроль: воспроизвести формулировку, чертеж и доказательство письменно и сверить с записями в тетради.

Постепенно учащиеся запоминают порядок действий, и знание переходит в умение доказывать теоремы.

Пример 2. При решении задач на исследование непрерывной функции на монотонность и экстремумы даются в готовом виде необходимые алгоритмы. Алгоритм заранее записывается на доске или демонстрируется на экране. Преподаватель показывает образец выполнения упражнения — читает последовательно указания алгоритма и выполняет их, решая задачу. Учащиеся слушают, читают алгоритм и одновременно с преподавателем записывают задачу в тетради. Затем у доски работают учащиеся, при этом они руководствуются и алгоритмом, и образцом ответа — учащийся последовательно читает и выполняет указания, видоизменяя их в соответствии с условием решаемой задачи и образцом ответа, данным преподавателем. Приведенный список указаний вместе с образцом ответа, показанным преподавателем, дает возможность учащимся связно объяснять решение задачи и не только самостоятельно исправлять ошибки, но и избегать их.

Алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность

  1. Найти область определения .

  2. Найти производную .

  3. Решить уравнение = 0 и определить критические точки.

  4. На числовой прямой отметить критические точки и определить знаки производной на получившихся промежутках

    1. Если на промежутке, то функция возрастает на этом промежутке.

    2. Если на промежутке, то функция убывает на этом промежутке.

  1. Записать ответ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-педагогические издания рао

    Документ
    ... научногознания: материалы Всерос. методол. конф.-семинара ... обучаемых ... // МатериалыВсероссийскойнаучно-практической ... развития региона – 2009: материалы науч. конф. / под ред. Г. А. Дзида. – Нов.Уренгой ... подход в развитииметодологической культуры ...
  2. Непрерывное образование ориентиры инновационного развития

    Документ
    ... развития педагогов и организации практического освоения новых педагогических знаний, но научная ... НовыйУренгой ... МатериалыВсероссийскойнаучно ... знаний, обучаемости ... научно-практическими конференциями педагогов; 2) методологическими и методическими семинарами ...
  3. «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

    Тезисы
    ... ГУБКИНА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ» VIII Всероссийскаянаучно-техническая конференция, ... материалов и учебном пособии «Oil & Gas English», предполагают: - ознакомление обучаемых с базовыми профессиональными знаниями ...
  4. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... Всероссийского ... 16. Материалы международного семинара «Мобильность ... развитиянаучногознания, но в первую очередь потребностью осмысления новых ... обучаемыми ... материалов; сравнение и сопоставление обучающей программы научно-методологическим ... НовыйУренгой ...
  5. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    ... развитиянаучной психологии. В периоды кризисов, как это хорошо известно, оказываются наиболее востребованными методологическиезнания ... МатериалыВсероссийского ... А. Кореляков (Москва), Г. А. Дзида (НовыйУренгой), О. С. Зяблова (Воронеж), Н. И. ...

Другие похожие документы..