Главная > Доклад


Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Департамент труда и социальной защиты населения

ДОКЛАД

ОХРАНА И УСЛОВИЯ ТРУДА

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ

АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ–ЮГРЕ

2008 год

Ханты-Мансийск

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Состояние производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и условий труда

4

1.1. Условия труда

4

1.2. Профессиональная заболеваемость

6

1.3. Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в автономном округе

6

1.4. Производственный травматизм

8

1.5. Показатели первичной инвалидности вследствие профессиональных заболеваний и трудового увечья

12

2. Состояние системы управления охраной труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

13

2.1. Законодательное и нормативное правовое обеспечение в области охраны труда

13

2.2. Государственная экспертиза условий труда

18

2.3. Аттестация рабочих мест по условиям труда

19

2.4. Обучение по охране труда

20

2.5. Охрана труда на муниципальном уровне

21

3. Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране и условиях труда

23

3.1. Государственная инспекция труда в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре

24

3.2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре

25

3.3. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа–Югры

28

3.4. Государственное учреждение регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре

31

4. Основные направления деятельности в области охраны труда

32

Заключение

37

Приложения

38

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад подготовлен Департаментом труда и социальной защиты населения автономного округа совместно с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, федеральными органами надзора и контроля, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом автономного округа от 10.02.1998 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и постановлением Правительства автономного округаот 24.12.2004 № 477-п«О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре на 2005 – 2007 годы». В докладе представлен анализ условий труда, производственного травматизма в автономном округе в 2008 году, а также меры, направленные на улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма в автономном округе.

Доклад подготовлен в целях обеспечения достоверной информацией исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, федеральных органов надзора и контроля, муниципальных образований автономного округа о состоянии условий и охраны труда в автономном округе, а также для разработки совместных мероприятий по дальнейшему снижению уровня производственного травматизма и улучшению условий труда на предприятиях автономного округа.

При составлении доклада были использованы официальные материалы Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа, Департамента образования и науки автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре, Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре, Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В докладе отражены вопросы соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях автономного округа, проведения государственной экспертизы условий труда, производственного травматизма.

В приложении к докладу приведены статистические данные, характеризующие динамику изменения уровня и причин производственного травматизма, условий труда, профессионально обусловленной заболеваемости.

1. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И УСЛОВИЙ ТРУДА

1.1. УСЛОВИЯ ТРУДА

В соответствии с выборочными статистическими данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре удельный вес работников занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно – гигиенических норм снизился с 26,9% (103640 чел.) в 2007 году, до 26,6% (108049 чел) в 2008 году, от общего числа работающих в организациях, отчитавшихся по форме 1-Т «Условия труда работников» (приложения 1,21).

По форме 1-Т (условия труда) в 2008 году выборочными статистическими данными были охвачены 47,4% (405,5 тыс. работающих) в 2007 году-56,3% (385,6 тыс. работающих).

Удельный вес женщин-работниц, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, за отчетный период вырос на 5,5%, в 2008 году составил 15,6% (14490 чел.), в 2006 году составил 15,1% (13693 чел.).

В 2008 году свыше 16,1% (65401 чел.), 2007 году свыше 15,4% (59470 чел.) работают под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука. В разрезе отраслей экономики наибольшее значение данного показателя наблюдается при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 23,4% (8553 чел.), в 2007 году – 21,9% (6261 чел.), в целом в промышленности – 15,2% (39729 чел.), в 2007 году – 14,6% (34354 чел.).

Удельный вес работников, работающих под воздействием повышенного уровня вибрации, увеличился с 4,9% (18899 чел.) в 2007 году до 5,7% (23135 чел.) в 2008 году. К наиболее неблагоприятным отраслям по этому показателю можно отнести транспорт – 10,6 (9925 чел.), в 2007 году- 9,8% (8498 чел.).

Под воздействием повышенной запыленности воздуха рабочей зоны работают 12172 чел. или 3,0% от общей численности работающих, в 2007 году этот показатель составлял соответственно 3577 чел. или 0,9%. Самый высокий показатель в разрезе отраслей экономики наблюдается в обрабатывающей промышленности (в 2008 году - 7,4%, в 2007 году – 2,1%,).

В целом по автономному округу удельный вес работников занятых тяжелым физическим трудом по сравнению с 2007 года увеличился и в 2008 году составил 9,5% (38652 чел.), в 2007 году составил 8,2% (31562 чел.). Рост данного показателя на 12,7% наблюдается в добывающей промышленности.

Фактов работы на оборудовании, не отвечающим требованиям безопасности в 2007 и 2008 году не отмечено.

Численность работников, пользующихся компенсациями за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 7,7 % и в 2008 году составила 228,3 тыс. работников (в 2007 году - 210,7 тыс. работников).

По выборочным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 54,6% (в 2006 году - 55,8%) составляют работники, которым установлен хотя бы один вид компенсаций (приложение 2), при этом:

- дополнительным отпуском пользуются 194,3 тыс. работников (в 2007 году - 181,0);

- сокращенным рабочим днем свыше 2,4 тыс. работников (в 2007 году – 3,0);

- повышенными тарифными ставками 94,6 тыс. работников (в 2007 году- 86,1);

- бесплатно получают молоко 106,0 тыс. работников (в 2007 году - 93,7);

- имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по старости 99,1 тыс. работников (в 2007 году - 86,2).

Важнейшими факторами, определяющими неблагоприятные условия труда, являются:

- старение основных производственных фондов, заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, большая доля устаревшего, отработавшего свой срок оборудования, использование традиционных, малопроизводительных способов заготовки, низкий уровень механизации основных технологических процессов, отсутствие эффективных средств индивидуальной защиты;

- прекращение финансирования разработок по созданию новой техники, технологий, технологического обновления производства на этой основе;

- ухудшение контроля за охраной труда в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;

- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;

- ухудшение производственной и технологической дисциплины.

Для реального улучшения условий труда на рабочих местах необходимо повсеместное, качественное проведение аттестации рабочих мест в организациях. С последующей разработкой и внедрением эффективных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также сертификацией работ по охране труда.

1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Профессиональная заболеваемость является общепризнанным критерием вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников и выступает как отдельная категория, отражающая состояние условий труда и здоровья работающих.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре за 2008 год количество зарегистрированных больных с профессиональной патологией составило 50 человек (в 2007 году - 76 человек).

Профессиональную заболеваемость в большей мере определяют условия труда, в которых осуществляют производственную деятельность работники организаций.

По этиологическим факторам профессиональная заболеваемость распределилась следующим образом: физический фактор – 85,5%, химический фактор – 4%, биологический фактор – 10,5%.

По видам заболеваемости на первом месте стоит сенсоневральная тугоухость 40,1%, на втором месте вибрационная болезнь 39,5%; на третьем месте туберкулёз 10,5%.

Наибольшее число случаев кохлеарного неврита выявлено на авиационных предприятиях 25 случаев, наибольшее число случаев вибропатологии выявлено на предприятиях лесозаготовительной и нефтедобывающей промышленности 34 случая.

Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний в 2008 году, как и ранее, послужили: конструктивные недостатки машин, несовершенство технологического процесса, отсутствие санитарно-технических установок.

1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Дополнительные медицинские осмотры в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре организованы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 №760 «О порядке финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»; приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2007 №813 «Об утверждении Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 15.02.2008 №51а/315-08/52 «Об организации углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» был утвержден Перечень лечебно-профилактических учреждений, проводящих углубленные медицинские осмотры (далее по тексту УМО) работников, в который было включено 33 муниципальных и государственных лечебно-профилактических учреждения.

Одним из основных требований к лечебным учреждениям было обязательное наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности на работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также лицензии на работы и услуги по специальностям: неврология, офтальмология, рентгенология, терапия, функциональная диагностика, хирургия, эндокринология, урология.

В каждом муниципальном образовании автономного округа сформирован календарный план мероприятий по проведению УМО, определена численность работников подлежащих углубленным медицинским осмотрам. В Югре на 2008 год углубленным медицинским осмотрам подлежит 115 780 человек (в 2007 году подлежало осмотрам - 115 892, осмотрено 115 892; в 2006 году подлежало 85 555, осмотрено - 84 795 человек).

По результатам углубленных медицинских осмотров в 2008 году работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда распределены по группам здоровья:

1 группа – практически здоровые – 36,3% (2007г.- 35,1%);

2 группа – имеющие риск развития заболевания – 21,3% (2007г.-19,6%);

3 группа – нуждаются в дополнительном обследовании лечении в амбулаторных условиях – 42,1% (2007г.-44,6%);

4 группа - нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях – 0,2% (2007г.-0,6%);

5 группа – имеют показания для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи – 0,01% (2007г.-0,05%).

Полученные данные указывают на то, что более 57,6% (2007г.-54,5%) осмотренных являются здоровыми и относительно здоровыми, стационарная и высокотехнологичная помощь требуется менее чем 1% работающих.

При углубленных медицинских осмотрах в 2008 году снизились по сравнению с 2007 годом впервые выявленные заболевания на 24,7% (в 2007г. на 30% по сравнению с 2006 г.).

Среди впервые выявленных заболеваний лидируют болезни системы кровообращения (гипертоническая болезнь), болезни эндокринной системы, и болезни глаза (миопия).

Проведенные в 2008 году углубленные медицинские осмотры позволили оценить состояние здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Производственный травматизм с тяжелым, смертельным исходом и в групповых случаях на предприятиях автономного округа за 2008 год представлен в приложениях 3-15.

Сведения о пострадавших на производстве с тяжелым, смертельным

исходом и в групповых случаях за 2003-2008 годы (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре)

Сравниваемый период

Количество несчастных случаев

Кол-во пострадавших

всего

смерт.

тяжел.

групп.

всего

смерт.

тяжел.

2003 год

424

89

294

41

461

98

351

2004 год

381

73

269

39

451

93

302

2005 год

398

72

285

41

475

93

339

2006 год

287

55

194

38

338

81

227

2007 год

256

50

171

35

315

80

209

2008 год

241

50

170

21

281

67

193

По данным Государственной инспекции труда в Ханты – Мансийском автономном округе–Югре за 2008 год произошло 241(в 2007 году - 256) несчастных случая с тяжёлым, смертельным исходом и групповых случаях, в которых пострадал в общей сложности 281 работающий, тогда как за 2007 год пострадало 315 работающих. Таким образом, наблюдается снижение количества пострадавших на 10,8%(приложения 3-5).

На 16,3% снизилось число пострадавших со смертельным исходом в 2008 году -67 (в 2007 году - 80) работающих (приложение 6).

Снижение пострадавших со смертельным исходом по сравнению с прошлым годом наблюдается в 10 из 22 муниципальных образований:

город

Нягань

с 12 до 3

Нижневартовск

с 14 до 11

Сургут

с 18 до 14

Югорск

с 3 до 1

Ханты-Мансийск

с 9 до 6

Нефтеюганск

с 6 до 5

Лангепас

с 4 до 1

Пыть-Ях

с 1 до 0

район

Октябрьский

с 2 до 0

Советский

с 2 до 1

Количество пострадавших со смертельным исходом по сравнению с прошлым годом увеличилось:

город

Когалым

с 2 до 4

Покачи

с 0 до 1

Мегион

с 1 до 3

Урай

с 1 до 3

Радужный

с 0 до 4

район

Нижневартовский

с 0 до 2

Ханты-Мансийский

с 0 до 2

Нефтеюганский

с 2 до 3

В Белоярском, Берёзовском и Кондинском районе за 2008 и 2007 годы не зафиксировано ни одного смертельного случая.

На 7,7% снизилось количество пострадавших с тяжёлым исходом в 2008 году 193(в 2007 году209)работающих (приложение 7).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние

    Автореферат диссертации
    ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫТРУДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМАВТОНОМНОМОКРУГЕЮГРЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР - 2010 г. Ханты-Мансийск, 2011 Состояние условий и охранытруда в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре ...
  2. Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Доклад
    ... экологии автономногоокруга, на новую систему оплаты труда»; - Постановление Правительства автономногоокруга ... Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры» Реализация Программы направлена на: – создание условий для рационального использования и охраны ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... условия. На территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры приняты и действуют два Закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре" ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ... условия. На территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры приняты и действуют два Закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре" ...
  5. Отчет губернатора ханты-мансийского автономного округа – югры о результатах деятельности правительства ханты-мансийского автономного округа – югры в 2011 году

    Отчет
    ... № 292-п “О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры”; Распоряжение Правительства Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры от 05 ...

Другие похожие документы..