Главная > Доклад
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Департамент труда и социальной защиты населения
ДОКЛАД
ОХРАНА И УСЛОВИЯ ТРУДА
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ
АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ–ЮГРЕ
2008 год
Ханты-Мансийск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Состояние производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и условий труда | 4 |
1.1. Условия труда | 4 |
1.2. Профессиональная заболеваемость | 6 |
1.3. Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в автономном округе | 6 |
1.4. Производственный травматизм | 8 |
1.5. Показатели первичной инвалидности вследствие профессиональных заболеваний и трудового увечья | 12 |
2. Состояние системы управления охраной труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре | 13 |
2.1. Законодательное и нормативное правовое обеспечение в области охраны труда | 13 |
2.2. Государственная экспертиза условий труда | 18 |
2.3. Аттестация рабочих мест по условиям труда | 19 |
2.4. Обучение по охране труда | 20 |
2.5. Охрана труда на муниципальном уровне | 21 |
3. Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране и условиях труда | 23 |
3.1. Государственная инспекция труда в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре | 24 |
3.2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре | 25 |
3.3. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа–Югры | 28 |
3.4. Государственное учреждение регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре | 31 |
4. Основные направления деятельности в области охраны труда | 32 |
Заключение | 37 |
Приложения | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий доклад подготовлен Департаментом труда и социальной защиты населения автономного округа совместно с исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, федеральными органами надзора и контроля, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом автономного округа от 10.02.1998 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и постановлением Правительства автономного округаот 24.12.2004 № 477-п«О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре на 2005 – 2007 годы». В докладе представлен анализ условий труда, производственного травматизма в автономном округе в 2008 году, а также меры, направленные на улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма в автономном округе.
Доклад подготовлен в целях обеспечения достоверной информацией исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, федеральных органов надзора и контроля, муниципальных образований автономного округа о состоянии условий и охраны труда в автономном округе, а также для разработки совместных мероприятий по дальнейшему снижению уровня производственного травматизма и улучшению условий труда на предприятиях автономного округа.
При составлении доклада были использованы официальные материалы Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа, Департамента образования и науки автономного округа, Департамента здравоохранения автономного округа, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре, Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре, Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В докладе отражены вопросы соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях автономного округа, проведения государственной экспертизы условий труда, производственного травматизма.
В приложении к докладу приведены статистические данные, характеризующие динамику изменения уровня и причин производственного травматизма, условий труда, профессионально обусловленной заболеваемости.
1. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И УСЛОВИЙ ТРУДА
1.1. УСЛОВИЯ ТРУДА
В соответствии с выборочными статистическими данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре удельный вес работников занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно – гигиенических норм снизился с 26,9% (103640 чел.) в 2007 году, до 26,6% (108049 чел) в 2008 году, от общего числа работающих в организациях, отчитавшихся по форме 1-Т «Условия труда работников» (приложения 1,21).
По форме 1-Т (условия труда) в 2008 году выборочными статистическими данными были охвачены 47,4% (405,5 тыс. работающих) в 2007 году-56,3% (385,6 тыс. работающих).
Удельный вес женщин-работниц, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, за отчетный период вырос на 5,5%, в 2008 году составил 15,6% (14490 чел.), в 2006 году составил 15,1% (13693 чел.).
В 2008 году свыше 16,1% (65401 чел.), 2007 году свыше 15,4% (59470 чел.) работают под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука. В разрезе отраслей экономики наибольшее значение данного показателя наблюдается при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 23,4% (8553 чел.), в 2007 году – 21,9% (6261 чел.), в целом в промышленности – 15,2% (39729 чел.), в 2007 году – 14,6% (34354 чел.).
Удельный вес работников, работающих под воздействием повышенного уровня вибрации, увеличился с 4,9% (18899 чел.) в 2007 году до 5,7% (23135 чел.) в 2008 году. К наиболее неблагоприятным отраслям по этому показателю можно отнести транспорт – 10,6 (9925 чел.), в 2007 году- 9,8% (8498 чел.).
Под воздействием повышенной запыленности воздуха рабочей зоны работают 12172 чел. или 3,0% от общей численности работающих, в 2007 году этот показатель составлял соответственно 3577 чел. или 0,9%. Самый высокий показатель в разрезе отраслей экономики наблюдается в обрабатывающей промышленности (в 2008 году - 7,4%, в 2007 году – 2,1%,).
В целом по автономному округу удельный вес работников занятых тяжелым физическим трудом по сравнению с 2007 года увеличился и в 2008 году составил 9,5% (38652 чел.), в 2007 году составил 8,2% (31562 чел.). Рост данного показателя на 12,7% наблюдается в добывающей промышленности.
Фактов работы на оборудовании, не отвечающим требованиям безопасности в 2007 и 2008 году не отмечено.
Численность работников, пользующихся компенсациями за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 7,7 % и в 2008 году составила 228,3 тыс. работников (в 2007 году - 210,7 тыс. работников).
По выборочным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 54,6% (в 2006 году - 55,8%) составляют работники, которым установлен хотя бы один вид компенсаций (приложение 2), при этом:
- дополнительным отпуском пользуются 194,3 тыс. работников (в 2007 году - 181,0);
- сокращенным рабочим днем свыше 2,4 тыс. работников (в 2007 году – 3,0);
- повышенными тарифными ставками 94,6 тыс. работников (в 2007 году- 86,1);
- бесплатно получают молоко 106,0 тыс. работников (в 2007 году - 93,7);
- имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по старости 99,1 тыс. работников (в 2007 году - 86,2).
Важнейшими факторами, определяющими неблагоприятные условия труда, являются:
- старение основных производственных фондов, заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, большая доля устаревшего, отработавшего свой срок оборудования, использование традиционных, малопроизводительных способов заготовки, низкий уровень механизации основных технологических процессов, отсутствие эффективных средств индивидуальной защиты;
- прекращение финансирования разработок по созданию новой техники, технологий, технологического обновления производства на этой основе;
- ухудшение контроля за охраной труда в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;
- ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
- ухудшение производственной и технологической дисциплины.
Для реального улучшения условий труда на рабочих местах необходимо повсеместное, качественное проведение аттестации рабочих мест в организациях. С последующей разработкой и внедрением эффективных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также сертификацией работ по охране труда.
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Профессиональная заболеваемость является общепризнанным критерием вредного влияния неблагоприятных условий труда на здоровье работников и выступает как отдельная категория, отражающая состояние условий труда и здоровья работающих.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре за 2008 год количество зарегистрированных больных с профессиональной патологией составило 50 человек (в 2007 году - 76 человек).
Профессиональную заболеваемость в большей мере определяют условия труда, в которых осуществляют производственную деятельность работники организаций.
По этиологическим факторам профессиональная заболеваемость распределилась следующим образом: физический фактор – 85,5%, химический фактор – 4%, биологический фактор – 10,5%.
По видам заболеваемости на первом месте стоит сенсоневральная тугоухость 40,1%, на втором месте вибрационная болезнь 39,5%; на третьем месте туберкулёз 10,5%.
Наибольшее число случаев кохлеарного неврита выявлено на авиационных предприятиях 25 случаев, наибольшее число случаев вибропатологии выявлено на предприятиях лесозаготовительной и нефтедобывающей промышленности 34 случая.
Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний в 2008 году, как и ранее, послужили: конструктивные недостатки машин, несовершенство технологического процесса, отсутствие санитарно-технических установок.
1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Дополнительные медицинские осмотры в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре организованы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 №760 «О порядке финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»; приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2007 №813 «Об утверждении Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 15.02.2008 №51а/315-08/52 «Об организации углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» был утвержден Перечень лечебно-профилактических учреждений, проводящих углубленные медицинские осмотры (далее по тексту УМО) работников, в который было включено 33 муниципальных и государственных лечебно-профилактических учреждения.
Одним из основных требований к лечебным учреждениям было обязательное наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности на работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также лицензии на работы и услуги по специальностям: неврология, офтальмология, рентгенология, терапия, функциональная диагностика, хирургия, эндокринология, урология.
В каждом муниципальном образовании автономного округа сформирован календарный план мероприятий по проведению УМО, определена численность работников подлежащих углубленным медицинским осмотрам. В Югре на 2008 год углубленным медицинским осмотрам подлежит 115 780 человек (в 2007 году подлежало осмотрам - 115 892, осмотрено 115 892; в 2006 году подлежало 85 555, осмотрено - 84 795 человек).
По результатам углубленных медицинских осмотров в 2008 году работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда распределены по группам здоровья:
1 группа – практически здоровые – 36,3% (2007г.- 35,1%);
2 группа – имеющие риск развития заболевания – 21,3% (2007г.-19,6%);
3 группа – нуждаются в дополнительном обследовании лечении в амбулаторных условиях – 42,1% (2007г.-44,6%);
4 группа - нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях – 0,2% (2007г.-0,6%);
5 группа – имеют показания для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи – 0,01% (2007г.-0,05%).
Полученные данные указывают на то, что более 57,6% (2007г.-54,5%) осмотренных являются здоровыми и относительно здоровыми, стационарная и высокотехнологичная помощь требуется менее чем 1% работающих.
При углубленных медицинских осмотрах в 2008 году снизились по сравнению с 2007 годом впервые выявленные заболевания на 24,7% (в 2007г. на 30% по сравнению с 2006 г.).
Среди впервые выявленных заболеваний лидируют болезни системы кровообращения (гипертоническая болезнь), болезни эндокринной системы, и болезни глаза (миопия).
Проведенные в 2008 году углубленные медицинские осмотры позволили оценить состояние здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Производственный травматизм с тяжелым, смертельным исходом и в групповых случаях на предприятиях автономного округа за 2008 год представлен в приложениях 3-15.
Сведения о пострадавших на производстве с тяжелым, смертельным
исходом и в групповых случаях за 2003-2008 годы (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре)
Сравниваемый период | Количество несчастных случаев | Кол-во пострадавших | |||||
всего | смерт. | тяжел. | групп. | всего | смерт. | тяжел. | |
2003 год | 424 | 89 | 294 | 41 | 461 | 98 | 351 |
2004 год | 381 | 73 | 269 | 39 | 451 | 93 | 302 |
2005 год | 398 | 72 | 285 | 41 | 475 | 93 | 339 |
2006 год | 287 | 55 | 194 | 38 | 338 | 81 | 227 |
2007 год | 256 | 50 | 171 | 35 | 315 | 80 | 209 |
2008 год | 241 | 50 | 170 | 21 | 281 | 67 | 193 |
По данным Государственной инспекции труда в Ханты – Мансийском автономном округе–Югре за 2008 год произошло 241(в 2007 году - 256) несчастных случая с тяжёлым, смертельным исходом и групповых случаях, в которых пострадал в общей сложности 281 работающий, тогда как за 2007 год пострадало 315 работающих. Таким образом, наблюдается снижение количества пострадавших на 10,8%(приложения 3-5).
На 16,3% снизилось число пострадавших со смертельным исходом в 2008 году -67 (в 2007 году - 80) работающих (приложение 6).
Снижение пострадавших со смертельным исходом по сравнению с прошлым годом наблюдается в 10 из 22 муниципальных образований:
город | |||
Нягань | с 12 до 3 | Нижневартовск | с 14 до 11 |
Сургут | с 18 до 14 | Югорск | с 3 до 1 |
Ханты-Мансийск | с 9 до 6 | Нефтеюганск | с 6 до 5 |
Лангепас | с 4 до 1 | Пыть-Ях | с 1 до 0 |
район | |||
Октябрьский | с 2 до 0 | Советский | с 2 до 1 |
Количество пострадавших со смертельным исходом по сравнению с прошлым годом увеличилось:
город | |||
Когалым | с 2 до 4 | Покачи | с 0 до 1 |
Мегион | с 1 до 3 | Урай | с 1 до 3 |
Радужный | с 0 до 4 | ||
район | |||
Нижневартовский | с 0 до 2 | Ханты-Мансийский | с 0 до 2 |
Нефтеюганский | с 2 до 3 |
На 7,7% снизилось количество пострадавших с тяжёлым исходом в 2008 году –193(в 2007 году–209)работающих (приложение 7).
Похожие документы:
Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние
Автореферат диссертации... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫТРУДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМАВТОНОМНОМОКРУГЕ – ЮГРЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР - 2010 г. Ханты-Мансийск, 2011 Состояние условий и охранытруда в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре ...Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Доклад... экологии автономногоокруга, на новую систему оплаты труда»; - Постановление Правительства автономногоокруга ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры» Реализация Программы направлена на: – создание условий для рационального использования и охраны ...Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития
Документ... условия. На территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры приняты и действуют два Закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре" ...Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития
Документ... условия. На территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры приняты и действуют два Закона - "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре" ...Отчет губернатора ханты-мансийского автономного округа – югры о результатах деятельности правительства ханты-мансийского автономного округа – югры в 2011 году
Отчет... № 292-п “О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры”; Распоряжение Правительства Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга – Югры от 05 ...