Главная > архив


Дорогие друзья и коллеги!

Мы приветствуем Ваше участие в Курдюмовских чтениях, организуемых уже второй раз Тверским государственным университетом и Тверским государственным техническим университетом совместно с Московским государственным университетом, Институтом прикладной математики им. Келдыша РАН, Институтом философии РАН, Межрегиональной общественной организацией «Женщины в науке и образовании». Мы надеемся, что Курдюмовские чтения станут традиционными и будут регулярно собирать учеников, друзей, последователей Сергея Павловича Курдюмова – крупнейшего российского ученого, педагога, организатора науки, общественного деятеля.

Чтения посвящены синергетическим идеям в естественных и гуманитарных науках – идеям Сергея Павловича Курдюмова, которые с каждым годом все шире распространяются в научно-образовательном сообществе. Идеи самоорганизации, нелинейного развития, режимов с обострением завоевывают умы не только ученых- математиков и естественников, но также экономистов, философов, историков, социологов – людей, деятельность которых связана с выработкой идеологии и стратегии экономического и социального развития нашего общества.

Сергей Павлович Курдюмов был проповедником научного мировоззрения как основы жизни. Он считал, что общие законы мироздания, открытые физиками и математиками, необходимо рассматривать в широком контексте. Он сам был необыкновенно широким ученым и мыслителем, видел аналогии явлений разного уровня, чувствовал взаимосвязь научных представлений и религиозного опыта, и призывал своих коллег, слушателей и читателей сочетать научную строгость с широтой, с умением воспринимать другие, непохожие идеи в контексте общечеловеческой культуры.

Напряженно работая в науке и будучи директором Института прикладной математики им. Келдыша, Сергей Павлович приезжал в разные города на десятки научно-образовательных конференций, организованных по инициативе Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», определял дух этих конференций, выступал с лекциями и докладами, вел многочасовые беседы с участниками. Он считал чрезвычайно важной нашу общую деятельность, междисциплинарный характер и демократизм наших конференций. И наша миссия – продолжить эти традиции.

От имени всех участников конференции выражаю огромную благодарность нашим хозяевам - ректорату Тверского государственного университета и Тверского государственного технического университета, всем членам Оргкомитета во главе с руководителем Тверского отделения МОО «Женщины в науке и образовании» – деканом химического факультета ТГУ профессором Галиной Петровной Лапиной, за огромный труд по подготовке и проведению Курдюмовских чтений.

Программа Чтений очень разнообразна – она включает доклады естественно-научного направления, философской и социологической проблематики, доклады, посвященные проблемам образования, концерты, экскурсии.

Желаем всем нашим участникам интересных докладов, плодотворных научных дискуссий, теплого дружеского общения на гостеприимной тверской земле.

Со-председатель Оргкомитета

Председатель правления Межрегиональной

общественной организации «Женщины в науке и образовании»

Профессор Московского государственного университета

Галина Юрьевна Ризниченко

Пленарные доклады

Воплощение одной мечты

Г.Г. Малинецкий

Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.

Выдающийся отечественный учёный, специалист в области прикладной математики, синергетики, междисциплинарных иссле-дований член-корр. РАН Сергей Павлович Курдюмов в своё время окончил физический факультет Московского государственного универси-тета. Он окончил его в героическую эпоху, когда от работы исследователей – физиков, химиков, математиков зависела судьба нашей страны. Без преувеличения можно сказать, что и судьбы мира.

В те годы со знаменитой речи Уинстона Черчилля началась холодная война. В 50-летний юбилей первого испытания советского ядерного устройства, были опубликованы планы комитета начальников штабов США. В них всерьёз планировалась в 1954-1956 году серия ударов по советским военным и промышленным объектам, крупным городам. Было намечено 200 целей. Бомбардировка должна была обеспечить крутой поворот мировой истории.

Поэтому, преодолевая огромные трудности, наша страна создавала свой ракетно-ядерный щит. В советском ядерном проекте, как утверждают недавно обнародованные данные, принимало участие более полумиллиона человек, из которых 8000 исследователей. Стране для решения стратегических задач нужны были не только выдающиеся ученые, сильные инженеры, но и активная, творческая молодежь.

Это создавало особую атмосферу на физическом факультете – атмосферу поисков, свершений, ощущение возможности воплотить мечту. На факультете читали лекции нынешние и будущие академики Ландау, Тамм, Тихонов, Самарский. Студенты не только занимались наукой, стремясь поскорее стать участниками большого важного общего дела. Они ходили в походы, знакомясь со всей огромной страной от Памира до Камчатки, будущее которой зависело от них. Писали поэмы, песни, устраивали ";Дни физика";, о которых студенты следующих поколений будут узнавать с восхищением и светлой завистью к поколению, которое видело взлёт страны и готовилось в нём участвовать.

Это создавало и особое отношение к науке – широкое (Во всем можно разобраться и всё сделать!), романтичное (На ";Дне физика"; был сам великий Бор, да и нам пора подумать о своих будущих ";нобелевках";!), конкретное (Сначала дело должно быть сделано, а остальное потом!). Здесь возникала дружба, которую многие выпускники тех лет несли через всю жизнь, своеобразное братство. Среди друзей и коллег Сергея Павловича было очень много выпускников физфака – А.Г. Свешников, Ю.Н. Днестровский, Д.П. Костомаров, Т.А. Гермогенова, В.Б. Уваров, А.Ф. Ни­ки­фо­ров, а также много-много других и его судьба – Валентина Васильевна Мурина.

И работать Сергею Павловичу предстояло под руководством своих преподавателей, к которым он относился с любовью и глубоким уважением, которых называл Учителями – академиков Андрея Николаевича Тихонова и Александра Андреевича Самарского. К своим учителям он относил и выдающегося советского ученого, трижды Героя Социалистического Труда, создателя Института прикладной математики (ИПМ) – Мстислава Всеволодовича Келдыша.

Сергей Павлович писал диплом по теоретической ядерной физике у академика Маркова. Поэтому он всегда проявлял огромный интерес к атомной физике, к квантовой механике, которую считал и непонятой по-настоящему учёными, и незавершенной. Однако вся его научная жизнь прошла в ИПМе, созданном в 1953 году для решения стратегических задач, связанных с развитием и использованием прикладной математики и вычислительной техники. В те годы это были проблемы совершенствования ядерного оружия, создания водородной бомбы, ракетной техники. Создателем Института стал М.В. Келдыш, его заместителем по науке А.Н. Тихонов, заведующим отделом математической физики, куда пришел Сергей Павлович – А.А. Самарский. Наверно, стоит подчеркнуть молодость советской науки того времени. И руководителям крупнейших научных и технологических проектов, и их заказчикам было немногим больше сорока.

Крупные научно-технологические проекты национального масштаба, как правило, междисциплинарны. Обычно они гораздо шире одной предметной области и научной дисциплины. В таких проектах Сергей Павлович участвовал – это совершенствование ядерных вооружений, которое позволило почти полвека развиваться нашей стране без войн, разрушительных кризисов, и катастроф национального масштаба. Это проект управляемого термоядерного синтеза, опередивший своё время. Он должен был снабдить человечество дешёвой и чистой энергией. Сергей Павлович часто говорил, что достойная роль ученого – быть спасителем человечества. Это проект, связанный с широким внедрением вычислительного эксперимента в различные сферы науки, промышленности, управления. Может быть, этот проект, будь он реализован в полной мере, позволил бы избежать происшедшей геополитической катастрофы.

Междисциплинарность крупных проектов связана с необходимостью привлекать и координировать действия представителей разных специальностей – физиков, химиков, инженеров, управленцев, математиков. При этом приходится думать об управленческих, экономических, социальных механизмах, позволяющих воплотить замысел в реальность. И, наконец, надо заглядывать в будущее, стараясь представить последствия сделанного в дальней перспективе. Тут роль прикладной математики очень часто оказывается ключевой – для взаимодействия разных специалистов, для оценки того, что является главным, а чем можно пренебречь, необходим язык. И этим языком является язык математических моделей. Компьютерное же исследование моделей позволяет ";заглянуть в ответ"; – посмотреть, что получится в том или ином случае.

Эту широту и междисциплинарность Сергей Павлович очень любил и ценил. Он иногда вспоминал фразу Достоевского о том, что широк русский человек и хорошо бы чуть сузить его. По мысли Сергея Павловича, нынешнее и будущее поколения ученых должны быть ";шире"; своих предшественников. ";Неплохо бы поднять голову и посмотреть, что происходит за пределами своей узкой области! Ведь и наука родилась тогда, когда человек поднял голову, взглянул на звезды и задумался";, – часто повторял он.

Прошли годы. Многие крупные задачи уже были решены, а необходимость новых не осознавалась. Многие исследователи уходили в детали, в частности, в дорогие их сердцу подробности. Маячил ";кризис Вавилонской башни"; – утрата языка, научной стратегии, общего понимания важности тех ключевых задач, которые должны быть решены. Решены не только ";для удовлетворения своего любопытства за государственный счет";, но и для будущего человечества. С поколением физиков, ровесников Сергея Павловича произошло то, что в одной любимой физфаковской песне выражено в строках:

Мы разбредемся

По любимым и по улицам.

Наденем фраки

И закружимся в судьбе…

Но для одних людей проблема своя и поколения это тяжкий крест. Для других – вызов и путь в будущее.

Синергетика и междисциплинарность

Среди нехоженных путей

Один – пусть мой,

Среди невзятых рубежей

Один – за мной.

Владимир Высоцкий

Большая удача, когда время требует идей, результатов, усилий, созвучных внутренней структуре исследователя, его психологическому типу и темпераменту. И в этом смысле Сергей Павлович был очень счастливый человек. Междисциплинарность была в самом его характере. В студенческие годы он ходил в консерваторию на цикл ";Все симфонии Бетховена";, читал Платона, Спинозу и Канта и даже подумывал о переходе на философский факультет. Позже он мог часами беседовать с географами и психологами, биологами и медиками, философами и буддологами. Его широту и междисциплинарность отражает и ";разброс"; научных интересов его учеников – от нанотехнологии до качественной теории нелинейных параболических уравнений, от управляемого термоядерного синтеза до философских проблем естествознания, от управления риском до инвариантно-групповых свойств нелинейных систем.

Сергей Павлович был одним из первых советских исследователей, который занялся общими свойствами сложных нелинейных систем. Это требовало большой научной смелости – ведь сам факт существования таких свойств совсем неочевиден. По его мнению, исследование сложных нелинейных систем – это дорога в новый мир. Мир со своими понятиями, своим взглядом на реальность. При этом, двигаясь в будущее, Сергей Павлович опирался на пройденный им и коллегами путь – опыт исследования многочисленных неустойчивостей, которые изучали в физике плазмы, на результаты теории горения и взрыва. Новый мир связан с представлениями о нелинейности, неустойчивости, открытости и неравновесности.

По сходному пути шёл немецкий физик-теоретик, занимавшийся статистической физикой и физикой лазеров, профессор Штутгартского университета Герман Хакен.

Близкие идеи развивал лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, бельгийский исследователь Илья Романович Пригожин. Лейтмотивом его научной деятельности была попытка создать нелинейную неравновесную термодинамику и проблема времени и необратимости.

Название новому подходу дал Герман Хакен. Это теория самоорганизации или синергетика (дословно ";теория совместного действия"; в переводе с греческого). Вводя этот термин, Г. Хакен вкладывал в него два смысла. Первый – это междисциплинарный подход, занимающийся возникновением новых свойств и качеств у сложных систем, каковыми составляющие их подсистемы не обладают. Второй – это направление, развитие которого требует совместной работы представителей различных научных дисциплин.

Время летит быстро. Синергетике уже 35. Наверно, её началом следует считать статью Германа Хакена, где появился и сам термин, и были высказаны принципиальные идеи.

За прошедшие три с лишним десятилетия был пройден большой путь, на котором многое было понято, многое открыто, многое создано.

Развитие этого подхода – совсем не простой и не очевидный процесс. Обычно в синергетику приходят люди, состоявшиеся в своих областях знаний. Приходят со своими задачами, идеями и методами. Приходят, чтобы выйти на новый уровень. Поэтому ";научить синергетике"; совсем не просто. Кроме того, все эти люди, как правило, работают в своих организациях, поэтому собрать ";под крыло";, как например математиков в математический институт, физиков в физический, химиков в химический обычно не удается. И это тоже проблема. Синергетика ";делается"; в своеобразном ";незримом колледже";. Делается людьми, работающими в разных областях, в разных городах, на разных континентах. И на конференции, в общем-то, эти специалисты ездят на разные.

Поэтому огромное значение в развитии синергетики сыграла в своё время серия Springer Series in Synergetics. Она в течение нескольких десятков лет выходила в издательстве Springer-Verlag под общей редакцией Германа Хакена. В ней были и учебники, и монографии, и труды конференций. Сергей Павлович высоко ценил эту серию.

На многое, в том числе и на развитие науки, Сергей Павлович смотрел с точки зрения синергетики. В построенной им совместно с учениками теории режимов с обострением изучается, сколько и каких структур может существовать в различных нелинейных средах. И оказывается, что этот набор структур – спектр структур, как называл его Сергей Павлович – жестко связан со свойствами среды. Чтобы получить что-то более сложное, нужно не вкладывать энергию, не воздействовать каким-то другим способом, а менять свойства самой среды. И серию, подобную хакеновской, Сергей Павлович рассматривал, как инструмент для изменения научной среды. А открытия, научные направления, научные школы, можно рассматривать как структуры, которые на этой среде вырастают. Так же он подходил и ко многочисленным конференциям, которые организовывала ассоциация ";Женщины в науке и образовании";, которой в течение многих лет руководит профессор биологического факультета Г.Ю. Ризниченко.

Из тех же соображений он высоко ценил огромную работу по переводу классиков естествознания и основополагающих работ по нелинейной динамике, которую в течение многих лет вёл талантливый учёный, блестящий переводчик и прекрасный популяризатор науки Юлий Александрович Данилов. Этот выдающийся человек владел 20 европейскими языками и перевёл на русский язык 110 книг. Много поколений физиков и математиков выросло на переведенных им работах.

Сергей Павлович вкладывал огромную энергию в коллег, учеников, участников сотен конференций, семинаров, круглых столов, телепередач, которые он организовывал или в которых принимал участие. Его неиссякаемый оптимизм, надежда, вера в будущее очень поддерживали многих в трудные для российской науки годы. И вместе с тем он ясно видел, как стремительно тает научный потенциал Института прикладной математики, в котором он прожил всю свою научную жизнь. Тает и влияние, и авторитет Академии, научный потенциал России.

И примерно с 2000-го года он начал размышлять и обсуждать с учениками, что можно и должно сделать, чтобы сохранить и развить синергетику в России. Попыток было сделано много. Тут и усилия по созданию кафедры синергетики на физическом факультете МГУ, и попытка организовать журнал, посвященный междисциплинарным проблемам, и многое другое. Сергей Павлович энергично и настойчиво раз за разом пытался сделать всё, что мог и считал необходимым.

Он иногда говорил, что его мечта – направить послание в будущее, помочь следующему поколению исследователей в России и в мире, решать свои задачи, опираясь на тот огромный потенциал, который уже создан. Мне как-то довелось слышать его разговор с замечательным ученым в области прикладной математики и системного анализа, мыслителем, развившим концепцию универсального эволюционизма, академиком Никитой Николаевичем Моисеевым. Никита Николаевич сетовал на то, что некому передать эстафету. Сергей Павлович энергично возражал, убеждая, что эстафету передать можно и исследователям этого поколения, и даже следующего. Просто мы этого пока не научились делать.

И эту мечту моего учителя о передаче эстафеты, видимо, наиболее полно и эффективно удалось воплотить в двух проектах. ";Если информации нет в Сети, то её просто нет";, – иногда говорят программисты. Поэтому Сергей Павлович постарался, чтобы идеи синергетики, книги, основополагающие работы были представлены в Сети обширно и подробно.

Одно из воплощений этого – материалы по синергетике на сайтах Института прикладной математики – http://www.keldysh.ru и http://risk.keldysh.ru. Сайт Института в прошлом году ежедневно в среднем просматривало более 4000 человек. И, судя по статистике, многие интересовались работами, проектами и книгами по синергетике. Кроме того был создан сайт самого Сергея Павловича http://spkurdyumov.narod.ru. На этом сайте выложено более 300 оригинальных работ, обзоров, научно-популярных статей и книг по синергетике. За несколько лет этот сайт стал одним из крупнейших научно-образовательных порталов России. Огромная заслуга в этом принадлежит самому Сергею Павловичу и его сыну – председателю центра ";Стратегии динамического развития"; Владимиру Сергеевичу Курдюмову1.

Другое воплощение этого – серия книг ";Синергетика: от прошлого к будущему";. Этой серии Сергей Павлович придавал огромное значение, сам, несмотря на болезнь, принимал активное участие в работе редакционной коллегии. Его очень радовали первые успехи новой серии и сам её замысел – донести до студентов, аспирантов, исследователей идеи синергетики в её развитии. Издать и переиздать основоположников этого подхода, синергетическую классику. Создать или дать вторую жизнь учебникам, рассчитанным на разный круг читателей, желающих познакомиться с синергетическими идеями от математиков и физиков до гуманитариев и философов. Издать отечественных и зарубежных исследователей, находящихся на переднем крае синергетических исследований.

Я помню, как после решения о создании серии он возбужденно ходил по институту и радостно рассказывал друзьям (а к ним можно было отнести более половины сотрудников Института!) о важном событии. ";Мы начинаем важнейшее дело. Это серия изменит научную среду! В серии будет 100 томов! Подумай, что бы ты мог для неё предложить!"; – вдохновенно говорил Сергей Павлович коллегам. Когда это говорилось, то в серии ещё не было ни одной книги. И коллегам, которых направлял в связи с серией Сергей Павлович ко мне, приходилось объяснять, что всё это дело далекого будущего, давать представление о больших трудностях на этом пути и огромном объёме предстоящей работы. Сам Сергей Павлович в ответ на эти слова восклицал: ";Конечно, ты прав. Но я уверен, что всё получится!";

Символом серии стал трёхглавый дракон, замечательный рисунок которого сделала Кира Иванова. Этот дракон имеет множество интерпретаций. Напри-мер, есть такая. Одна голова смотрит в далёкое будущее, занимается тем, что может изменить саму общенаучную парадигму. (Это не преувеличение. Несколько лет назад директор Института философии РАН В.С. Стёпин, один из ведущих специалистов в мире по философии науки, выступил с тезисом о том, что именно синергетика в XXI веке окажется в центре научной картины мира.) То, что делает эта голова, витающая в небесах, может понадобиться немедленно, а может через 50 или 100 лет.

Вторая голова занимается ";нормальной наукой";, как называл её философ и историк науки Томас Кун. Занимается тем, что популярно здесь и сейчас, что уже воплощается в конкретные технологии. Синергетика сегодня представляется развитой сложившейся областью со своими научными школами, проблемами, многочисленными приложениями. Среди них многие задачи нанотехнологии и проблемы прогноза, методы медицинской диагностики и новые подходы к защите информации, химическая технология и проблемы физики плазмы, а также многое, многое другое.

Третья голова занимается ";тяжёлыми задачами";, тем, чем нужно заниматься, чтобы сберечь или разумно улучшить нашу реальность. Это проблемы мировой динамики, стратегический прогноз развития стран и регионов, управление риском природных и техногенных катастроф и социальных нестабильностей. Или прогноз развития высшей школы России при различных управляющих воздействиях. Этой задачей в течение ряда лет и с большим успехом занимались в отделе, которым руководил Сергей Павлович.

Другая интерпретация нашего дракона связана с тем, что синергетика требует совместных усилий естественных (наверно, это левая голова), математических (";неестественных"; по классификации Л.Д. Ландау) и гуманитарных (";противоестественных";) наук. И судя по облику дракона, все они неплохо ладят между собой.

Третья, философская интерпретация, принадлежит сотруднику Института философии РАН и научному редактору телевизионной программы А. Гордона ";2030"; В.Г. Буданову. В одной из недавних работ, посвященных принципам синергетики, он определил её, как междисциплинарный подход, лежащий в области пересечения трёх сфер – предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии. Именно это даёт новое качество, по сравнению с другими направлениями, рождающимися на стыке наук. Может быть каждая голова дракона и олицетворяет свою сферу знания?

У дракона три головы, поэтому, наверно, и трёх интерпретаций пока достаточно.

Небольшой юбилей

Зачем нужны нам юбилеи?

Чтоб жизнь бежала веселее!

Из институтского фольклора

В начале 2006 серия ";Синергетика – от прошлого к будущему"; отметила юбилей – в этой серии вышло 25 книг. И сейчас она выглядит следующим образом:

  1. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б.Современные проблемы нелинейной динамики. 2002.

  1. Баранцев Р.Г.Синергетика в современном естествознании. 2003.

  1. Гленсдорф П., Пригожин И.Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. Перевод с английского. Изд.2. 2003.

  2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г.Синергетика и прогнозы будущего. Изд.3. 2003.

  1. Пригожин И., Николис Г.Познание сложного. Введение. Перевод с английского. Изд.2. 2003.

  1. Пригожин И., Стенгерс И.Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Изд.4. 2003.

  1. Трубецков Д.И.Введение в синергетику. Колебания и волны. Изд.2. 2003.

  1. Андрианов И.В., Баранцев Р.Г., Маневич Л.И.Асимптотическая математика и синергетика: путь к целостной простоте. 2004.

  1. Арнольд В.И.Теория катастроф. Изд.4. 2004.

  1. Гельфанд И.М., Розенфельд Б.И., Шифрин М.А.Очерки о совместной работе математиков и врачей. Изд.2. 2004.

  1. Котов Ю.Б.Новые математические подходы к задачам медицинской диагностики. 2004.

  1. Трубецков Д.И.Введение в синергетику. Хаос и структуры. Изд.2. 2004.

  1. Чернавский Д.С.Синергетика и информация. Динамическая теория информации. Изд.2. 2004.

  1. Безручко Б.П., Короновский А.А., Трубецков Д.И., Храмов А.Е.Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях. 2005.

15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Изд.2. 2005.

  1. Малинецкий Г.Г.Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. Изд.4. 2005.

  1. Пенроуз Р.Новый Ум Короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. Перевод с английского. Изд.2. 2005.

  1. Пригожин И.Неравновесная статистическая механика. Изд.2. 2005.

  1. Пригожин И., Стенгерс И.Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. Изд.6, стереот. 2005.

  1. Редько В.Г.Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики. 2005.

  1. Хакен Г.Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Перевод с английского. Изд.2. 2005.

  2. Чумаченко Е.Н., Смирнов О.М., Цепин М.А.Сверхпластичность: материалы, теория, технологии. 2005.

  3. Данилов Ю.А.Лекции по нелинейной динамике. Элементарное введение. Изд.2. 2006.

  1. Суздалев И.П.Нанотехнология: физико-химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов. 2006.

  1. Будущее России в зеркале синергетики. Ред. Малинецкий Г.Г. 2006.

Серия состоялась, в состав её редакционной коллегии вошли многие ведущие учёные, работающие в междисциплинарной сфере и добившиеся крупных успехов в своих областях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дорогие друзья уважаемые коллеги!

    Конкурс
    Дорогиедрузья, уважаемые коллеги! Настоящим письмом рады сообщить Вам о ...
  2. Дорогие друзья! уважаемые коллеги! приглашаем вас 28 апреля 2012 г в субботу

    Документ
    Дорогиедрузья! Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас 28 апреля 2012 г., в ...
  3. Дорогие друзья и коллеги! 19 мая 2012 при центральной детской библиотеке № 124 цбс «черемушки»

    Документ
    ... мая 2012.doc 35 КБСкачатьПросмотреть Дорогиедрузья и коллеги! 19 мая 2012 МУЗЕЙ-БИБЛИОТЕКА ... . Будем рады видеть Вас, Ваших друзей, коллег, учеников. В программе: 18-00–18 ...
  4. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ С НОВЫМ ГОДОМ ВАС ВСЕХ ВСЕХ БОЛЬШОГО СВЕТЛОГО СЧАСТЬЯ ВСЕМ ВАШИМ БЛИЗКИМ

    Документ
    ... 23:39 31/12/2005 ДОРОГИЕДРУЗЬЯ С НОВЫМ ГОДОМ ВАС ВСЕХ ... 19:15 31/12/2005 Дорогиедрузья, КИРОВЦЫ! С Новым 2006 ... это сложно-сам такой.С уважением коллега. Петров Евгений 88 г.в. 5 ... проживание не должно быть дорогим. Вот дорога для каждого... особенно ...
  5. дорогие друзья дорогие коллеги!

    Доклад
    ... съезде школьных библиотекарей Россиской Федерации Дорогиедрузья, дорогиеколлеги! Для меня и честь, ... – его разобщенность. Наши коллеги и друзья – библиотекари системы Минкультуры – ... также поприветствовать наших коллег системы Министерства культуры ...

Другие похожие документы..