Главная > Документ


14-я руна известна как Peorth, Peord или Perthro. Значениe этой руны, пожалуй, обширнее всех прочих. Многие исследователи рун видят в ней «стаканчик» или «качалку», в которой встряхивают игральные кости, прежде чем бросить их на доску. Иногда в ней видят стилизованное изображение сосуда для жеребьевки. Близкой к этому взгляду является интерпретация Peorth как пешки или фишки, чьи движения на игральной доске, подобно игральным костям, можно рассматривать как метафору, иллюстрирующую причудливость человеческого существования. Если смотреть на Peorth как на фишку, то она отражает динамическую связь между действием сознательной свободной воли и препятствиями существующих обстоятельств. В любой игре на доске возможные движения фишек обуславливаются правилами игры. Однако, помимо этих неизбежных ограничений, действительные движения в любой данной игре не являются раз и навсегда определенными. Они представляют собой результат сознательного умения игроков и их взаимодействия во время игры. Это служит удачным изображением того, как мы ведем нашу жизнь, где мы имеем свободную волю в пределах нашего Вирда. Эти наиболее общепринятые интерпретации Peorth не вполне совпадают с той, которую дает древнеанглийская руническая поэма. Этот текст описывает Peorth так: «Веселая музыка несет с собой смех и игру туда, где бравые молодцы сидят вместе в зале и с ними солдаты, пьющие пиво». Здесь Peorth считается символом веселой музыки — или даже танца, который чем-то похож на движения игральной фишки по доске. В заключение, согласно интуитивному анализу рун в «Листьях Иггдрасиля» Фрейи Асвинн, эту руну можно уподобить чреву Великой богини, Всеобщей Матери. Здесь Peorth представляет то, что несет с собой существование, как плодовитое чрево приносит ребенка в мир. Она проявляет то, что прежде было сокрыто. Во всех других интерпретациях этой руны Peorth представляет потенцию предопределения или судьбы, действующую в материальном мире, вводя в существование ранее сокрытые формы.

15-й руной является Elhaz, или Eiwaz, которая звучит как «KS» или «Z». По своей форме она напоминает рога лося, защитный «охранный знак» поднятой под углом руки и водяное растение, известное как «осока вытянутая». Это растение выносливое и упорное. Согласно древнеанглийской рунической поэме: «Осока растет, главным образом, на болотах. Привольно разрастаясь в воде, она жестоко ранит, обагряясь кровью того, кто пробует схватить ее». Изображенная в форме рогов лося или осоки, эта руна обозначает защиту. Она считается наиболее сильной руной защиты против тех воздействий или сил, которые мы обнаруживаем, пребывая в конфликте с самими собой. Эзотерически Elhaz обозначает устремленность человека к божественным свойствам.

16-я руна идет под именем Sigel, Sig или Sowilo и обозначает звук S>>. Как руна «солнца», она символизирует силы священного солнечного диска, олицетворяя собой живительные свойства дневного света. Sigel обозначает всепобеждающий блеск солнечного света. Символически она обозначает ясное видение и готовность к достижению цели, проявляющиеся либо на физическом, либо на духовном плане. Древнеанглийская руническая поэма объясняет ее так: «Когда моряки плывут по рыбьим купелям, для них Солнце всегда означает надежду, пока конь морей не донесет их к гавани». В символических понятиях руна Sigel олицетворяет сознательную магическую волю, благотворным образом действующую по всему миру. Она обозначает определенное духовное качество, которое имеет силу самоотверженно противостоять мощному действию смерти и разрушения. Эта руна торжественно прославляет победу света над тьмой, привлекая могущество солнца для покровительства и врачевания. Таким образом, это — руна победы.

17-я руна называется Туг, по имени небесного бога Центральной и Северной Европы, известного также как Тиу или Зиу, которого считают двойником римского Марса. Ее .фонетическое значение «Т». Тут является первой руной в атте того же наименования и находится под властью Верховного Судьи. Древнеанглийская руническая поэма описывает эту руну так: «Тут — это особый знак, которому верят благородные люди. Он всегда находится на своем месте и никогда не теряется в ночной тьме». Туг воплощает способность к твердому, надежному, уверенному руководству. Как и легенда о Тут'е, который пожертвовал своей правой рукой для того, чтобы асы могли связать волка Фенриса, эта руна дает понять, что для управления в согласии с законом нужно идти на жертвы. Она обозначает неразрывную связь между успешным выполнением чего-либо и необходимостью жертвенной самоотдачи ради успеха. Своей формой, «подобной стреле», она указывает на то, что для достижения наибольшего результата мы должны направлять нашу энергию в верное русло.

18-я руна известна как Веогс, Birkana или Ваг и читается «Ь». Эта буква обозначает березу — дерево, которое является символом очищения и возрождения. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам так: «Береза не приносит плодов, но растет без посева, узорчатым шлемом поднялись ее сияющие ветви, увешанные листьями, причесывая небеса». Здесь она выступает как символ воспроизводства и владений великой Матери Земли, богини Нертус. Этот аспект усиливается формой руны, напоминающей грудь богини. Веогс непосредственно связана с первой буквой огама Beth — деревом, которое символизирует весеннее возобновление энергии солнца. Как в рунах, так и в огамических и гаэльских традициях, береза является деревом очищения; именно из ее прутьев колдуньи вяжут свои метлы. Береза также является деревом, традиционно используемым для майского шеста. Число руны Веогс, как 18-й по счету, является удвоенным священным числом девятой руны Hagal. Это обозначает новое начало.

19-й руной является Ehwaz или Eh с фонетическим значением «Е». Эта руна в буквальном смысле означает лошадь. «Конь, радость пэров, выступает гордо, в то время как богатые всадники обсуждают все его стати, а для неугомонного — он всегда утеха» — говорит древнеанглийская руническая поэма. По своей форме и поэтическому содержанию Ehwaz является руной комбинирования. Она обычно ассоциируется с близнецами, братством или сестринством, а также с интуитивной связью между лошадью и ее седоком. Таким образом, глубинным свойством Ehwaz являются доверие и преданность. Ehwaz представляет движение, которое нам требуется для того, чтобы выполнить какую-либо задачу, а более специфически — «жизненную задачу», которую ставит перед нами наша судьба.

20-й руной является Man, или Mannaz, с фонетическим значением «М>. Man рассматривается как человеческое существо вообще, а не только как мужской род. Она представляет основную сущность нашей человеческой природы, то свойство, которое наличествует в каждой человеческой особи, будь то мужчина или женщина. Man обозначает частицу основного опыта, достающуюся каждой личности, которая осознает свое существование. Древнеанглийская руническая поэма заявляет об этой сущности: «Счастлив человек, любимый своими близкими, но каждый должен расстаться с другими, ибо боги предадут его плоть земле». Своей формой руна отражает архетип человеческого существа, согласно древнему представлению о человеке как микрокосме. Человеческое существо на своем коротком пути рассматривается как отражение общества, мира и космоса. Руна выражает весь спектр человеческого опыта, без которого невозможно реализовать общий потенциал нашей жизни.

21-й руной является Lagu, с фонетическим значением «L». Она обозначает воду во всех ее многочисленных аспектах и растение, известное как лук-порей. Будучи преимущественно руной текучести, Lagu олицетворяет вечно изменяющуюся природу существования. Lagu символизирует ошеломительное увеличение энергии роста. Лук-порей известен своей огромной энергией, благодаря которой он пробивается сквозь землю, и руна символизирует эту силу, против которой не устоит ничто. Эта несокрушимая сила роста является фундаментальным свойством материи. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что: «Сухопутным жителям вода внушает тревогу, когда они отправляются в море на качающемся судне и конь морей не повинуется узде». Это представляет опасную сторону потока, могущество моря. Как вода, Lagu является посредником, благодаря которому происходит продвижение, но не без риска. Однако, как и все на свете, Lagu имеет два аспекта. Хотя человеческая жизнь не может существовать без воды, человек может жить в воде лишь очень и очень недолго. Это равновесие, закон единства противоположностей, проявляется таким же образом, как и циклический процесс роста. О нем свидетельствуют ростовые кольца морских раковин и деревьев, а в сфере Lagu он проявляется как прилив и отлив.

22-й руной, символизирующей бога Инга, является Ing, или Ingwaz. Она читается как «N». В северной традиции бог Инг является супругом богини плодородия и взращивания Нертус. Инг представляет собой бога мужской плодовитости, который охраняет домашний очаг, inglenook, так что эта руна долго использовалась для защиты домашнего хозяйства. На более общем уровне Ing является символом света. Это — огонь маяка, который передает сигнал далеко вокруг. Ингви — прозвище скандинавского бога плодородия Фрейра, явно тождественного богу Ингу. В языческие времена в определенные святые дни изображение Ингви провозили на освященной повозке вокруг ограды его священной обители. Это записано в древнеанглийской рунической поэме: «Сначала жители восточной Дании увидели Инга, удаляющегося по морю на своей колеснице. Так хердинги называли этого богатыря». На общем уровне руна Ing представляет потенциальную энергию. Форма руны указывает на способность к безграничному расширению. Как аспект фаллического бога Фрейра, она обозначает мужскую оргастическую силу и ее последствия. Это — энергия, которая должна создаваться постепенно в течение периода накопления, прежде чем она будет выделена в едином взрыве огромной силы.

23-я руна называется Odal, Odil Etbil или Ethel с фонетическим значением «О». В буквальном смысле, Odal означает землю предков, в более специфичном — собственность семьи — усадьбу. В фризском языке эта руна называется «Ееуеn-eerde»: «своя земля», «свой край». Древнеанглийская руническая поэма называет ее «домом» и говорит нам: «Все человеческие существа любят домашний приют, если они могут благоденствовать там в мире и радоваться частым урожаям». Odal воплощает свойства принадлежности, объединенности, родового наследия и не поддающиеся определению, но тем не менее реально существующие фамильные качества, которые передаются из поколения в поколение. На менее личностном уровне эта руна обозначает врожденные свойства чего-либо, его материальное и духовное наследие. Она является символом сопротивления против вмешательства произвольного правления государственных властей; она обозначает целостность, разумное и бережливое пользование ресурсами и свободу индивидуума и клана в пределах естественного закона.

24-й и заключительной руной старшего футарка является Dag, или Dagaz. Ее фонетический эквивалент «D». Dag, буквально, означает «день». «День — посланец Бога, свет приносит утешение и счастье равно как богатым, так и бедным». Dag является руной яркого света дня, особенно в его зените. Таким образом, это — руна полдня и середины лета. Dag — всецело благотворная руна света, здоровья и благоденствия. В своей духовной сфере она представляет космическое сознание, божественный свет как источник силы и радости. Как руна полдня и середины лета, высших точек дня и года, Dag отмечает конец одного цикла и начало следующего. Своей формой руна Dag символизирует равновесие между противоположностями, особенно такими, как свет и темнота. Dag имеет гаэльского двойника в виде «Doir» — дубового дерева и огамической буквы «Duir». В огамическом календаре деревьев, как в рунических циклах года, она обозначает середину лета. Это — «дверь», которая находится в точке встречи полугодия прибавляющегося света с полугодием убавляющегося. Этот аспект «двери» делает Dag руническим двойником древнееврейской буквы Daleth.

Первой руной четвертого атта является Ас. Ее фонетический эквивалент — краткое «А». Иногда этот атт называют «аттом богов», посвященным группе скандинавских богов, именуемых асами. Возникнув в Англии, эта группа рун ассоциируется с рядом деревьев, в чем можно усматривать признак кельтского влияния. Руна Ас буквально означает дубовое дерево, которое по всей Европе посвящено Богу Громовержцу, под каким бы именем он ни выступал: Зевс, Диспатер, Юпитер, Тор, Таранис, Дагда, Перун или Перкунас. Эзотерически эта руна олицетворяет желудь, символ большой потенции: «могучие дубы вырастают из маленьких желудей». Этот плод дуба является природным воспроизведением космического яйца, которое заключает в себе потенциальную энергию перехода к существованию и роста. Вследствие этого руна Ас обозначает потенцию могучего роста и постоянной надежной поддержки.

Следующей руной должна считаться Os, хотя она никогда не занимала эту позицию. Ее нет в старшем футарке из 24 рун, но она входит в более длинные рунические ряды из 29-ти и 33-х букв. В этих алфавитах она занимает место четвертой руны. Тогда она становится 26-й руной. Фонетически Os передает звук «О». Значения As и Os близки друг другу. Os означает «речь» или «рот» и является специфической руной вдохновения, связанной с Одином как богом красноречия. Звук Os принято считать первоначальной вибрацией существования, Логосом греческой традиции. Вследствие этого руна Os олицетворяет собой творческую силу слова и, таким образом, самую мудрость. На другом уровне она символизирует идею информации. Именно благодаря информации могут иметь место все жизненные структуры и процессы. В гуманистическом смысле она обозначает культуру, тот кодекс устанавливающей идентичность информации, который находит выражение в поэзии, песне, саге или литературе.

27-я руна называется Yr. Она передает звук «Y” и означает лук, из которого пускают стрелы. В Северной Европе самые лучшие луки выделывали из рокового дерева тиса. Кроме охоты и войны, лук может употребляться и для ведовства. Известно, что в народной традиции лозоходцы, наряду с использованием Y-образных веточек орешника или вместо них, в своих поисках подземной воды прибегали к упругому луку из тиса в качестве «магического жезла». Своей формой в виде лука Yr представляет творческие силы. Именно благодаря знаниям и мастерству обращения с материалами физического мира творения человеческих рук обретают свое существование. Таким образом, руна Yr обозначает сохранность, индивидуальную защиту за счет других, правильное определение своего положения — в должном месте в должное время — и попадание в цель.

28-й руной является Ior, которая своей формой подобна руне Hagal младшего футарка. Она имеет фонетическое зна чение «Io». Ior обозначает «морское животное». В то время как некоторые комментаторы связывают его с бобром, животным, теперь исчезнувшим в Британии, более приемлемым является предположение о мифическом животном, известном как Морской змей. Это существо появляется в норвежской мифологии в виде Червя Мидгарда, Мирового змея по имени Ермунганд. По аналогии с двойственной природой животных-амфибий, — земной и водной, — Ior символизирует ту двойственность, которая проявляется во многих вещах. В мифе о Ермунганде мировой змей изображен, естественно, как самое опасное животное. Хотя периодически его движения угрожают лишить мир устойчивости, тем не менее он является его существенной частью. Если бы он был устранен, то это привело бы к нескончаемым переменам. Последствия этого были бы более гибельными для земной жизни человека, чем его постоянное присутствие. Червь Мидгарда и его руна Ior, таким образом, символизируют те затруднения и тяготы, с которыми мы должны справиться, если намерены вести сносную жизнь. Случающиеся время от времени природные катастрофы, символически представляемые в виде движений змея, являются составной частью естественного порядка человеческой жизни. В скандинавской мифологии это объясняется мифом о Торе. Ловя рыбу на бычью голову, которую представляет Ur, руна силы, Тор поймал Червя Мидгарда. Но суть этой истории не в демонстрации ловкости Громовержца. Этот поступок показан как безрассудная попытка переступить через закон равновесия в природе — как нечто такое, чего даже бог не может сделать, не вызывая ужасных последствий. К счастью, прежде чем Тор смог вытянуть змея со дна океана, великан Хюмир, спутник Тора, перервал леску, и Ермунганд снова погрузился в бездонные глубины океана. Будучи опасными, силы, олицетворяемые Ior, признаны, в то же время, существенными компонентами жизни. Реакция современного общества на эти опасные силы выражается в попытке полностью устранить их. Но в скандинавской традиции безоговорочно признан закон единства противоположностей. Как и миф о Торе, идея, лежащая в основе Ior, показывает нам, что, если мы пытаемся изъять одну из полярных составляющих чего-либо, то это обязательно будет обречено на неудачу. Опыт современной медицины наглядно показывает эту закономерность, так как при искоренении одной болезни возникает другая, чтобы заполнить место, освобожденное прежней болезнью. Однако, ирония такого положения вещей состоит в том, что новые болезни более заразны, чем старые, поскольку они совсем непривычны для нас и сопротивляемость им невелика. Отсюда девиз Ior — «оставь в покое».

29-й руной является Ear, чье фонетическое значение «Еа». Этаруна обозначает «прах», из которого созданы наши тела и в который мы возвратимся со смертью. Она служит символом могилы и олицетворяет конец всяческой жизни. Но не стоит смотреть на нее как на плохую руну, ибо, не будь конца, никогда не было бы и начала. Само существование жизни предопределяет смерть. Ear указывает на этот неминуемый конец, на неизбежность возвращения отдельного живого человеческого существа к недифференцированному материалу, из которого созданы наши тела. Олицетворяя конец, Ear является последней буквой в англосаксонском руническом алфавите из 29 знаков.

Около 800-го года англосаксы Нортумбрии (район Англии в северной части реки Хамбер) дополнили ряд из 29 рун добавочными буквами. Так получился самый длинный алфавит из 33 букв. В результате этого составилась дополнительная группа (атт) с одной добавочной руной, которая служит символической центральной точкой. Первой исключительно нортумбрианской руной является Cweorth, тридцатая в руническом ряду. Ее фонетическое значение «Q». Cweorth изображает взвивающееся и колеблющееся пламя ритуального огня. Это может быть и праздничный костер, и «чистый огонь» или огонь погребального костра. Но что бы ни значил здесь огонь, руна Cweorth заключает в себе идею ритуального очищения посредством огня. Все виды огня являются микрокосмическим отражением священного домашнего очага.

31-й руной является Calc, с фонетическим значением «К». Это ещеодна руна, чей смысл не так ясен, как у других. Обычно говорят, что она представляет ритуальный сосуд или жертвенную чашу. Ее название, напротив, означает «мел» — мягкую горную породу, используемую в строительстве и для письма на грифельной доске. Если смотреть на нее как на чашу, она видится перевернутой и опорожненной. Будучи однажды полной, сейчас она пуста. Ее содержимое было использовано или пролито. Возможно, напиток был выпит или выплеснут на землю как священное возлияние богам. И как жертвенная чаша, и как средство записи, Calc означает воспоминание об отсутствующих или умерших друзьях. По форме она напоминает перевернутую руну Elhaz — 15-й руны, символ зашиты. Поэтому Calc можно трактовать как олицетворение смерти индивидуума. Эзотерически тайна Calc обозначает то, что будучи полным, все же пусто. Подобно Ior, этот ее аспект несет в себе единство противоположностей. На духовном уровне Calc обозначает характерную особенность всего священного: оно может казаться легко доступным, но коснуться его нельзя — оно недосягаемо. В средневековом мире Calc считалась руной Святого Грааля.

32-й руной является Stan, что значит «камень». Ее можно трактовать как описание камня в любом из его аспектов. Она может означать «кости земли», ее подстилающую горную породу. В основном, руна служит для обозначения отдельного валуна, булыжника или камня. Но она может относиться и к особым видам камня, таким, как мегалит или облицовочный камень для зданий. Она также может быть «камешком» или фишкой, используемыми в игре на доске, потому что очертания руны подобны традиционным формам игральных фишек, используемых в играх на доске — таких, как тавлеи (о подробностях этой и других игр см. в моей книге «Игры богов», Century, 1988).

Какую бы форму камня ни обозначала Stan, она отмечает связь между силой земли, человеческими существами и небесными силами. Точно так же, как камень может преградить дорогу или одна фишка может блокировать движение другой, руна Stan может либо обеспечить защиту, либо действовать как препятствие нашему прогрессу. Stan имеет фонетическое значение «St».

Gar является заключительной, 33-й руной нортумбрийского рунического ряда. Она имеет фонетическое значение «G». Этот знак означает «копье». В мифологии он относится к Гунгниру, копью Одина. Традиционно для копий использовали ясеневые древки. Как сказано в «Беовульфе»: «Там же составили копья из ясеня вместе с мечами — бремя железное». В отличие от предыдущей, 32-й руны, Gar не может быть отнесена ни к одному из четырех общепринятых аттов. Как копье Одина, которое является микрокосмом вселенского дерева, ясеня Иггдрасиль, Gar служит центральной точкой, которую окружают все другие руны. Кроме того, в нортумбрийской системе Gar считается руной законченности. Но, дополнительно к вышеуказанным 33-м рунам с их почти стандартным порядком, имеется несколько других рунических знаков, чьи значения известны, но сами они редко используются. Возможно, это объясняется тем, что они .не являются частью какого-либо стандартного рунического ряда. Может быть, однако, что они вместе с Gar представляют собой фрагменты или ядро пятого атта.

Наиболее широко известной из этих сохранившихся дополнительных знаков является руна Wolfsangel, фонетически передающая “Ai”. Это«волчий крюк», руна в форме оружия, использовавшегося в средние века для ловли и уничтожения волков. Поэтому Wolfsangel имеет значение пленения и связывания. По своей форме она близка тисовой руне ЕоЬ и подобным же образом имеет несущие горесть свойства. Wolfsangel иногда служил образцом для стенных якорей, которые молено видеть на постройках в Северной Германии и Восточной Англии. Он также встречается в государственной геральдике Северной Германии. Его можно обнаружить между инициалами художника на картине «Мастера Н. G»., написанной в .1541 году и изображающей мученичество св. Екатерины (в Государственной галерее в Штутгарте). Как орудие ловли волков, «волчий крюк» не позволяет животному приносить вред человеку, а как стенной якорь, он предотвращает разрушение здания. Таким образом, в изначальном смысле Wolfsangel является руной блокирования и удерживания.

Другой важной нестандартной руной является Ziu с фонетическим значением «Z». Ее можно принять за руну, сопряженную с Туг и Sigel, но ее название указывает на более раннее происхождение, так как Ziu является одним из древних имен небесного бога Тюра, вариантом имени «Зевс». Немецкий город Аутсбург, где находилось святилище этого бога, в старину назывался Зиусбург. Руна небесного бога Ziu изображает молнию, которая является атрибутом этого божества. Это руна концентрированной силы и энергии, прежде всего посвященной соблюдению справедливости. В средневековой символике этот знак имел значение прошлого, берущего реванш в настоящем, то есть восстановления справедливости в течение длительного периода.

Erda — это руна с фонетическим значением «Ое». Она символизирует Землю, будучи руной богини, которая является воплощением Земли. Таким образом, Erda является руной ограждения и защиты, как и подобает ее форме, напоминающей руну Odal. Однако два дополнительных «хвостика», которые отличают Erda от Odal, передают идею о защитном ограждении более широкого мира. Эта руна состоит из восьми прямых линий равной длины и, таким образом, является еще одной руной, символизирующей стабильность и целостность.

Pyna Ul относится к фризскому богу небес Вальду, или Уальду, связанному со скандинавским Уллем, богом зимней поры. Она имеет фонетическое значение «Ue». Ul является руной личной силы и олицетворяет все качества, которые обозначаются словами «быть сильным». Она также обозначает поворотные пункты. “Ul» — составная часть слова «yule» («святки») — «коромысла года» и праздника зимнего солнцестояния; «ul» входит и в слово «Thule» — название таинственного места, «где принуждают повернуть назад». В целом, она является воплощением силы и энергии, позволяющих пройти через переломные пункты без вреда для себя и даже обогатиться опытом.

Еще одной руной «пятого атта» является Sol, которую можно принять за версию Sigel, хотя и в совершенно другой форме. Она представляет собой кружок с вертикальной палочкой над ним, что обозначает восходящее солнце. Эта руна имеет фонетическое значение «Ss». Она символизирует скандинавскую богиню солнца Соль, посылающую миру благотворные тепло и свет. Sol — могущественная руна врачевания и благодеяний, воплощение спокойного роста и энергии насыщения.

Во всех алфавитах существует много вариантов форм, древних и современных, и это касается также и названий рун. В «Abecedarium Nordmannicum», рукописи 9-го столетия из Сент-Галена, Швейцария, названия датских рунических знаков подаются так: «Feu — первый, Ur — за ним, Thuris — третий знак, Os — над ним, Rait на конце напиши Chalion, здесь отделить; Hagal, Naut имеет Iss, Ar и Sol, T, Bria и Man посредине, Lagu — исполненный света, Yr заканчивает все». Норвежские календарные руны, происходящие от датских рун, имеют несколько другие названия (их эквиваленты в старшем футарке приведены в скобках): Prey (Feoh); Ur (Ur); Thor (Thorn); Os (Os); Reid (Rad); Kaun (Ken); Hagl (Hagal); Naud (Nyd); Is (Is); Ar (As); Sun (Sigel); Туг (Туг); Biark (Beorc); Laugur (Lagu); Madur (Man); Aur (Yr); Aurlaugr (составная руна из Aur и Laugur = Yr и Lagu); Twimadur (составная руна из Aur и Madur, Man и Yr) и Belgtzhor Qara).

В настоящее время работа с рунами ведется, большей частью, на основе либо старшего футарка из 24 знаков, либо системы Арманен (см. рис. 26). Современные мастера и любительницы рун создают свои собственные варианты, особые формы и порядки, которые отвечают каким-то персональным запросам или видению мира. С 1980 г. вошли в моду рунические талисманы и амулеты. Невозможно объяснить, почему на талисманах, которыми торгует Нью-йоркский Археологический трест, появились вновь изобретенные руны для букв D, X и Z. Но хотя эти новшества вызывают некоторые нарекания среди тех, кто пользуется рунами, их появление в настоящее время является очевидным доказательством жизнеспособности рунического письма. Лично я с одобрением отношусь к удлиненным руническим рядом, таким, как нортумбрийский, но, в сущности, это дело личного предпочтения, так лица, занимающиеся рунами, в ходе практики найдут ту систему, с которой они смогут работать наилучшим образом.

Наиболее значительной из этих современных вариантов является система Арманен, широко используемая в немецкоязычных странах. Эта система, которая содержит 18 букв, происходит от скандинавских рунических рядов с двумя добавочными рунами. Она была изобретена или открыта австрийским мистиком Гвидо фон Листом в начале 20-го столетия. Когда он лежал в темноте с завязанными после операции глазами, для него прояснились тайны рун. Каким бы ни было их происхождение, все эти руны имеют в своей геометрической основе руну Hagal, которая в Арманене приняла форму шестилучевой «звезды». Все остальные руны вписаны в шестиугольную решетку} производную от этой «Материнской руны». Большинство из них имеют формы, подобные или идентичные скандинавским рунам. Арманен имеет специфический порядок и числовые соответствия от 1 до 18. Это Fa (F), Ursache (U), Thor (Tb), Os (О), Rit (R), Ka (K), Hagal (H), Not (N), Is (I), Ar (Ai, Sig (S), Туг (Т), Bar (В), Laf (L), Man (M), Yr (Y), Eh (E) и Gibor (G). В рамках этой системы возникла целая школа рунической магии, гадания и упражнений в рунах. Важной частью этой рунической системы является руническая йога, в которой практикующийся принимает напоминающую руну позу, называемую stodhur, и повторяет звук, который она представляет. Этот метод, изображенный на двух старинных датских рогах из Галлехуса, был разработан Зигфридом Адольфом Куммером и Фридрихом Бернардом Марби, а позже развит дальше Карлом Списбергером и в настоящее время широко используется практиками рун в Германии.

Рис 26. Система Арманен из 18 рун, предлагаемая Гвндо фон Листом.

Рис. 27. Фигуры в рунических позах, вырезанные на роге, найденной в Галлехусе (Дания). Эти изображения послужили толчком для развития современной рунической йоги

ГОТСКИЙ АЛФАВИТ

Подлинный готский алфавит не имеет ничего общего с «готическими» вариантами латинского шрифта, использовавшимися во времена позднего средневековья (и, в частности, с английским Black Leter). Все эти шрифты, вместе с архитектурой стрельчатых арок, получили прозвище «готических» от критиков XVIII столетия, которые считали их «варварскими» по сравнению с классическими греко-римскими формами. К несчастью, этот ошибочный эпитет сохранился как название возвышенного стиля средневекового искусства. Подлинный готский алфавит, однако, в свое время использовался «варварским» народом готов, которые обитали на балтийском острове Готланд и распространились путем завоеваний через Восточную Пруссию, Литву и Польшу до северных берегов Черного моря. Оттуда готы мигрировали на запад, чтобы в конечном итоге завоевать Италию, южную Францию и Испанию. На своей родине язычники-готы пользовались рунами. Наиболее древняя из известных записей всего рунического алфавита — камень в Килвере, о. Готланд, — была сделана готскими резчиками рун. В четвертом столетии н. э. епископ Ульфила, обращавший язычников-готов в арианское христианство, изобрел параллельный вариант готского письма. Чтобы создать новый алфавит, Ульфила взял ряд прописных греческих букв и модифицировал некоторые существующие руны так, чтобы их можно было писать кисточкой или пером, а не вырезать на дереве или камне. После своего создания этот новый готский алфавит использовался параллельно рунам. Вестготы в Испании и на юге Франции пользовались ими, пока оба шрифта не были запрещены как языческие постановлением Толедского Собора в 1018 г. Несмотря на то, что параллельный готский алфавит был изобретен христианским епископом, этот церковный эдикт вызвал немедленное уничтожение многих ценных книг, написанных готским шрифтом, которые до этого хранились в кафедральной библиотеке в Толедо и других местах.

Рис 28. Готский алфавит и готские руны.

Даже если бы не имелось исторических свидетельств, из названий и порядка букв ясно, что готский алфавит Ульфилы моложе готских рун. Доказательством происхождения готского алфавита от рун служит его порядок букв — такой же, как в рунах, а не в греческом или латинском алфавитах. Как и руны, готский алфавит начинается с буквы Fe, эквивалентной готской руне Faihu. За ней следуют буквы Uraz (звук «U», руна Uras); «Th” Thyth (Thauris); «A», Aza (Ansus); «R» Reda (Raida); «K», Chozma (Kusma); «G», Gewa (Giba) и «W”, Winne (Winja). Это составляет первый атт. Второй атт начинается с Haal («H»), эквивалентной руне Hagal. За ней следуют «N», Noicz (Nauths); «I», liz (Eis); «G», Gear (Jer) затем «Z», Waer, в форме греческой Теты или руны Aihus. Далее идет Pertra, звук «Р» в форме греческой Пи, с руническим эквивалентом Pairthra. За ней следует Erez («X»), аналог руны Algs, затем «S”, Sugil (руна Sauil); «Т», Tyz (Teiws); «В», Bercna (готская руна Bairkan); «F”, Eyz (Egeis) и «M», называемая Manna и как готская буква, и как руна. За Manna следует Laaz (звук «1”, руна Lagus). Затем идет «Ng», Enguz, эквивалент руны Iggws. Последними тремя буквами являются Utal, передающая “О” (руна Othal); Daaz, звук «D» (руна Dags) и Quertra, «Q», которая не имеет рунического аналога в готской системе. Следовательно, каждая буква готского алфавита имеет то же значение, что и ее рунический двойник, и использовалась в магии таким же образом, как и руны. Но алфавит содержит и 11 греческих букв в их прописной и стандартной форме. Это Aza, Bercna, Gewa, Daaz, Eyz, Ezec, Chozma, Laaz, Noicz, Pertra и Tyz. Эти греческие буквы унаследовали свое эзотерическое значение в дополнение к значению их рунических эквивалентов. Благодаря этому, готский алфавит заключает в себе богатую россыпь значений, которая лежит без применения в современной эзотерической практике. Методы рунического гадания в равной мере приложимы и к готскому алфавиту.

МАГИЯ РУН

В прежние времена, когда руны использовались для магических целей, они были известны как руны Ram, т, е. сильные или крепкие руны, которые подразделялись на категории по своим функциям. Первыми шли руны Mal. Это название происходит от слов mal или maal, что значит речь. Таким образом, это руны речи. Они использовались в целях законного возмещения ущерба и вырезались на колоннах, сиденьях и т. п. в помещении, где происходил суд и оглашался приговор. Затем шли руны Sig, руны победы, используемые для того, чтобы добиться преимущества во всех его видах. Для обеспечения успеха их следовало изображать на личной одежде, доспехах и оружии. Прибегая к рунам Sig, нужно было дважды призывать имя Тора. К третьей категории относились руны Lim, используемые во врачевании. Они вырезались на обращенных к югу коре или листьях соответствующих лечебных деревьев. Четвертую группу составляли руны Вrun, руны источника. Их вырезали на корме, рулевом весле или руле корабля, чтобы обеспечить безопасное плавание. Следующими были руны Hug, руны ума. Изображенные на груди или «скрытых частях», эти руны помогали их владельцу превзойти других быстротой соображения. Руной шестого рода была Biarg, которая призывала Богиню-Мать способствовать благополучным родам и вообще покровительствовать женщинам и младенцам. Седьмую группу составляли руны Swart, или некромантические знаки, используемые при вызывании духов умерших. К ним примыкали руны Troll, применяемые для гадания и колдовства. Руны Ale были в ходу у мужчин, как средство для обольщения чужих женщин. Они должны были быть вырезаны на чаше, из которой пила женщина, и на тыльной стороне руки мужчины — вместе с руной Nyd, которую следовало вырезать на ногте. К рунам Wend относились руны, перевернутые и написанные в магических целях в обратном порядке, справа налево. Составные или связанные руны представляли собой буквы, которые совмещали в себе две или больше руны, образуя магический знак для особой цели. Этот прием очень напоминает связывание букв, иногда применяемое в латинских надписях, греческие монограммы имени Христа и более сложные монограммы, которыми пользовались императоры Византии и Священной Римской империи. Родственные им шифрованные руны играли важную роль в искусстве рун. Каждый вид шифрованных рун имел свое собственное наименование. Две разновидности шифрованных рун называются Kvist (разветвленные) и Tjald (шатровые). Разветвленные руны основаны на простом числовом принципе. Футарк делится на три группы (атта), которые нумеруют— по порядку или кодированным способом. Затем каждая руна в каждом атте получает номер — опять-таки по порядку или согласно коду. Таким образом, каждая буква представлена двумя номерами: номером атта и номером руны внутри атта. Такие руны изображаются в виде вертикальной черточки с боковыми ответвлениями. Количество ветвей на одной стороне представляет номер атта, куда входит буква, а на другой стороне — номер буквы внутри атта. В качестве примера мы можем выбрать разветвленную руну с одной черточкой справа и пятью слева. Если применялась система только прямой нумерации, где каждый атт и каждая руна нумеруются по порядку, то так будет обозначена четвертая руна первого атта, то есть Rad. Пользуясь такой системой, можно составлять целые слова и предложения. «Шатровые» руны действуют по тому же принципу, но они основаны на Х-образных формах и читаются по часовой стрелке, начиная слева. Другую форму шифрования представляют руны «lis», в принципе, подобные разветвленным и шатровым рунам, но в которых единичные черточки не соединены с основной несущей чертой. Чтобы записать номер атта, здесь используются короткие черточки, а для номера буквы — длинные. Еще одной формой подобного типа являются руны «Lagu», где для обозначения номера атта и буквы используются только руны Lagu, иногда написанные наоборот. Наконец, руны Klap или Klop были в своем роде предтечей азбуки Морзе, так как здесь отдельные рунические буквы передавали рядом ударов или постукиваний по дереву. Детали этой системы утеряны, но весьма вероятно, что принцип был тот же, что и в криптографии разветвленных и других рун.

Рис. 29. Защитные руны (Ing и Dag). «Шесты колдуний» (Англия и Германия).

Рис. 30. Магические составные руны: (верхний ряд, слева направо): долго длящийся; доброй удачи; любовная руна—мужчина для женщины; любовная руна—женщина для мужчины; (средний ряд) Я есмь, Аlu» (власть), успех в законном действии, сила ума; (нижний ряд) составная руна из Сеста (Германия) ок. 625 г. н. э.

И, наконец, существовал вид шифрования, в котором значения рун вводились в прозаический или стихотворный отрывок, составленный таким образом, что в тексте прочитываются скрытые слово или слова. Англосаксонская поэма «Елена», написанная Киневулфом в последние годы восьмого столетия, содержит именно такой вид кодирования рун. Это отчетливо видно в отрывке из главы 15 (в скобках интерпретация автора):

«Прежде этого человека всегда одолевали приступы печали; он был пылающим факелом [Ken, С], хотя в Медовых Палатах ему вручили сокровище, золотое яблоко. Он оплакивал зло [Yr, Y]; он был братом скорби [Nyd, N]; он страдал от несчастий, терзающих его тайных мыслей, хотя для него конь [Ehwaz, E] мерил дорожные мили, гордо несся, имея на себе украшения. Радость [Wyn, W] уменьшается и удовольствие тоже по мере того, как уходят годы; юность миновала, а с ней и прежняя гордость. Блеск юности был когда-то у нас [Ur, U]. Теперь старые дни отдалились, и радости жизни ускользают с течением времени, так же как истекает вода [Lagu], меняющиеся потоки. Богатство [Feoh, F] преходяще для всех людей под небесами: красоты земли исчезают под облаками, подобно ветру, когда он дует с шумом...»

Этот отрывок из англосаксонской поэмы является типичным по способу, посредством которою древние северные барды и скальды кодировали послания для тех, кто был достаточно образован, чтобы расшифровать их. Здесь содержатся рунические эквиваленты букв имени Киневулфа (Супеwulf).

РУНЫ И ДЕРЕВЬЯ

Современные исследования рун вновь открыли соответствия между рунами и деревьями, каждое из которых выражает какое-то свойство руны. В этом наблюдается заметная аналогия с кельтским огамическим и гаэльским алфавитами, в которых наиболее характерные названия и качества связаны с соответствующими деревьями. Эти системы соответствий были детально сверены несколькими знатоками рун, включая Энреда Торссона, Фрею Асвинн и автора этой книги. В ряде случаев имеются альтернативные варианты, но это неудивительно, поскольку руны проявляют свои аспекты по-разному в различных обстоятельствах. Единого вселенского закона, который сводил бы эти соответствия в однозначную схему, просто не существует. Ниже следуют наиболее распространенные примеры.

Деревом Feoh является бузина (Sambucus nigra), а для Ur — это «первоначальное дерево» береза (Betula pendula). Священными деревьями Thorn являются дуб (Quercus robur), терновник (Primus spinosa), ежевика или куманика (Rubus fruticosa) и боярышник или майское дерево (Cratae-gus monogyna). Как As, так и Os связаны с ясенем (Fraxinus excelsior). Руной Rad правят дуб (Quercus robur) и часто игнорируемая калина гордовина (Viburnum lantana). Деревьями, связанными с руной Ken, являются сосна (Pinus sylves-tris) и черника (Vaccinium myrtillus). Gyfu имеет два родственных дерева: ясень (Fraxinus excelsior) и вяз шершавый (Ulmus glabra). Подобно ей, Wyn тоже связана с ясенем. Деревом Hagal является долгоживущий европейский вид — тис (Taxus baccata). Она также ассоциируется со зловещей травой переступнем (Bryonia alba) — мандрагорой Северной Европы. В традиционном учении и деревья и травы рассматриваются как растения, связующие подземный и наземный миры через шаманскую практику и смерть. Деревьями Nyd являются бук (Fagus sylvatica) и рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia). Дерево руны Isольха, а ее трава — белена (Hyoscyamus niger). Дуб (Quercus robur) является деревом Jera.

Рис 31. Альрауны—средневековые магические фигурки с руническими надписями.

Название Eoh означает тис, благодаря чему она, Yr и Wofsangel являются (преимущественно) рунами тиса. Eoh также связана с травой мандрагорой (Mandragora officinarum), чей корень имеет много хорошо известных магических свойств. К ней также относится тополь (Populus canescens). Руна Peorth является прямым аналогом кельтской огамичес-кой буквы Peith, которой соответствует калина обыкновенная (Viburnum opulus). Peorth, как руне, соответствует два дерева. Одно из них — бук (Fagus sylvatica), а другое — осина (Populus tremula). Как Hagal и Eoh, Elhaz имеет своим священным деревом тис (Taxus baccata). Но, несколько реже, с ней связывают еще дикую рябину (Sorbus minalis), которая традиционно считается деревом защиты от несчастных случаев. Травой Elhaz является осока (Carex elongata), форма которой напоминает очертания руны и ее англосаксонское название Eolc-Secg. Следующая руна, Туг, соответствует дубу, а следующая за ней Веогс ассоциируется с березой, посвященной Великой Богине-Матери. Ehwaz имеет два священных дерева — дуб и ясень. Священными деревьями Man являются ольха (Alnus glutinosa), падуб остролистный (Ilex aquifoli-um) и полевой клен (Acer campestre). Трава, соответствующая Man, имеет большое значение, так как это марена красильная (Rubiatinctortmi), из которой получали красящее вещество под названием «tiver», традиционно использовавшееся для окрашивания рун. Lagu, чьей стихией является вода, имеет в качестве священного дерева один из видов ивы, известный как ива корзиночная (Salix viminalis).

Священным деревом Ing является яблоня (Mains spp), a деревом Odal — боярышник (Crataegus monogyna). Dag посвящена Хеймдаллу и своим деревом имеет ель европейскую (Picea abies). Ее травой является один из видов шалфея (Salvia horminoides). Ac является тезкой дуба, в то время как As или Aesc — это ясень, a Yr — тис. Соответствующими Yr травами являются растения с подземными корневищами. Это бриония (Bryonia alba) и мандрагора (Mandragora officinalis). В Британии корень брионии часто используется в народной магии как заменитель чужеземной мандрагоры. Деревьями Ior являются липа (Tilia platyphyllos) и плющ (Hedera helix). Деревом Ear является тис (Taxus baccata), а ее травой — болиголов (Conium maculatum). К деревьям Cweorth относятся лавр (Lauras nobilis) и бук (Fagus sylvatica). Деревьями Calc являются полевой клен (Acer campestris), из древесины которого вытачивали священные чаши, и рябина (Sorbus acttparia). Деревьями Stan являются терн (Prunus spinosa) и гамамелис (Hamamellis mollis). Руна Gar связана со своим тезкой, отводящим зло чесноком (Allium sativum). Ее деревьями являются ясень (Fraxinus excelsior) и бересклет европейский (Euonymus europaeus). Деревом Wolfsangel является тис (Taxus baccata), что соответствует ее связи с руной Eoh, в то время как Ziu, руна бога небес, имеет дуб (Quercus robur). Деревьями Erda — руны богини Земли — являются бузина (Sambucus nigra) и береза (Betula pendula). Для Ul — это облепиха крушинная (Hippophae rhamnoices), тогда как деревом, ассоциированным с руной Sol, является можжевельник (Juniper communis).

ГАДАНИЕ НА РУНАХ

Римский историк Тацит (около 120 гг. н. э.) оставил нам наиболее раннее из известных упоминание о руническом гадании. В своем труде «Германия», описывавшем германские племена Северной Европы, он писал, что жители этой области в чрезвычайной степени склонны к гаданию и бросанию жребия. Для гаданий германцы отламывали ветку фруктового дерева и, расколов на щепочки, раскладывали их на белом полотне. Если гадание имело общественное значение, толкование производилось официальным жрецом, а если оно касалось частных дел, то его производил глава семьи. За один раз тянули три палочки, значение которых истолковывалось согласно рунам, вырезанным на них. Разумеется, Тацит смотрел на это глазами постороннего наблюдателя, не имеющего внутреннего знания, необходимого для менее обобщенного описания этого процесса. Однако несколько доступных методов раскладывания рун сохранились в устной традиции и дошли от древних времен до настоящих дней. В наше время руны раскладывают таким же способом, используя каменные, деревянные или пластиковые таблички, сделанные различными изготовителями. Конечно, в магии предпочтительнее пользоваться рунами, изготовленными самим гадателем.

Конечно, можно просто вынимать рунные камешки по одному из мешочка или тянуть по одной карте из рунной колоды, но для того, чтобы извлечь пользу из чтения рун, предпочтительнее выполнять обряд, находясь в должном расположении духа. Обрядовый метод бросания рун известен как «Raed Waen». В буквальном смысле это значит «ехать в колеснице», т. е. уподобиться божеству в священной колеснице, из которой можно обозревать все вещи в прошлом, настоящем и будущем. Raed Waen является обрядовым актом, в котором происходит бросание гадательных знаков, и, хотя он связан с рунами, может в равной мере применяться к греческому или кельтскому алфавитам. При выполнении Raed Waen сперва обращают внимание на геолокацию, т. е. на ориентацию комнаты или наружного пространства, где будет происходить бросание рун. Внутри помещения первым делом определяют ось комнаты. Это — линия, проходящая через комнату или по земле, где энергии земли и неба наиболее оптимальны для бросания рун. Определение этой горизонтальной проекции — большей частью дело интуиции, так как здесь имеет место динамическое взаимодействие между преобладающими локальными условиями и правилами обычая, но есть несколько очень простых правил, которыми можно воспользоваться. В здании или комнате, правильно ориентированных в кардинальных направлениях (т. е. со стенами, смотрящими в четырех направлениях — на север, восток, юг и запад), ось должна лежать параллельно самой длинной стене и делить пол на две половины. Внутри помещения должен быть сделан shoat (место, в котором будут бросаться руны), днем направленный на восток, а ночью — на запад. Таким образом, руны будут бросаться перпендикулярно «присутствию», т. е. месту на севере, где располагаются боги. В дневное время «присутствие» будет находиться слева от гадателя, а ночью — справа. Руны бросают строго перпендикулярно «присутствию», поскольку результат этого действа заботит человека, а не богов. Если ритуал проводится на открытом воздухе, shoat должен быть повернут к солнцу.

Согласно традиционным представлениям, бытующим в Восточной Англии, поток земной энергии всегда направлен к солнцу. В идеале все действо должно выстраиваться в направлении солнца. Это направление может быть определено непосредственным наблюдением солнца или с помощью магнитного компаса.

Рис 32. Круг времени, представляющий почасовые и календарные соответствия рун Старшего Фугарка.

Теперь следует определить положение плоскости shoat вдоль оси. Для этого часто используется кусок белого полотна, размеры которого определяются длиной тела гадателя от ног до кончиков пальцев руки, вытянутой над головой, а в ширину — расстоянием между раскинутыми руками. (Shoat является телесным пространством гадателя во времени и пространстве.) Внутри помещения полотно расстилают так, чтобы точка «Nowe», или «пупок», отделяла собой одну третью часть пути вдоль оси. Стена перед гадателем известна как «положительная стена», а та, что позади него, — «отрицательная». Прежде чем начать бросать руны, на полотне размещают различные обрядовые предметы. Это «stol», подушка, на которую садится гадатель. Она помешается у отрицательной стены. На противоположной стороне может быть помещена салфетка из белого полотна с обрядовой вышивкой. На нее кладется личный талисман. В каждом из четырех углов расположены освященные символы четырех стихий. Когда все принадлежности ритуала расположены правильно, гадатель производит соответствующее личное очищение ума, а затем «заряжает руны», символически пронося камешки через каждый элемент по очереди. В заключение руны бросают вдоль shoat в сторону положительной стены. Существует несколько приемов бросания рун, а также значительное количество литературных описаний рунического гадания. Один из популярных приемов состоит в том, чтобы взяв пригоршню рун из мешочка, бросить их вдоль shoat. Затем гадатель рассматривает, какие из камешков перевернулись, так как, по правилу, принимаются во внимание только те руны, которые легли лицевой стороной кверху. При использовании рун старшего футарка учитываются также «обратные» значения. Если руна оказывается перевернутой, ее значение считается противоположным обычному. Это правило применяется также и к англосаксонской системе из 29 рун. Но для нортумбрийской системы, состоящей из 33 рун, или удлиненного ряда из 38 рун имеется только одно чтение для каждой руны. Комбинационные возможности и сложная система интерпретаций делают руны идеальной системой для гадания или принятия решений по проблемам.

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Найджел Пенник Магические алфавиты

    Документ
    НайджелПенник Магические алфавиты Рис. 1. "Буквенные ... смертью. Древнеисландская легенда, повествующая о происхождении рун, связывает их возникновение с изнурением и ... Матери (Германия) можно обнаружить руну Туг вместе с рунами Sigel, Ing, Odal и ...
  2. Платов антон - магические искусства древней европы

    Автореферат диссертации
    ... . Некое разнообразие в трактовку слова руна внёс НайджелПенник, указавший на его несевероевропейские параллели ... животное»; фонетическое значение — «io». НайджелПенник связывает эту руну с Ёрмунгандом — Мировым Змеем, опоясывающим ...
  3. Содержание Предисловие 7 Часть I Тема 1

    Документ
    ... животное»; фонетическое значение — «io». НайджелПенник связывает эту руну с Ёрмунгандом — Мировым Змеем, опоясывающим ... (фриз., сканд.). По мнению НайджелаПенника, «является руной личной силы». Насколько это так ...
  4. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... спецнавыки. Также целям популяризации рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»1. Автор попытался ... значение — 18. Англосаксонские руны. По Н. Пеннику1. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»2. Feoh Скот ...
  5. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... спецнавыки. Также целям популяризации рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»76. Автор попытался ... значение — 18. Англосаксонские руны. По Н. Пеннику98. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»99. Feoh Скот ...

Другие похожие документы..