Главная > Документ


Но руны наносили не только на оружие. В ходе раскопок древнего поселения норманнов, произведенных Ф. Уолесом на Фишембл-Стрит в Дублине (1980 г.), были обнаружены и другие рунические предметы. Одним из них был кусок дерева с руническим рядом, известным как дублинский Футарк (два слегка измененных варианта скандинавского младшего Футарка из 16 букв). Другой важной находкой был отросток оленьего рога с рунической надписью «Hum Hiartar» («рог оленя») — возможно, магическое обращение к материалу перед его использованием. Другая надпись на отростке рога — «La Ausap” — остается неразгаданной.

Несмотря на повсеместное использование рун как средства коммуникации и записи, они больше известны в качестве магического алфавита. Конечно, они интенсивно используются для магических целей в наши дни, но сохранилось также много примеров того, как их использовали в старину. Среди этих примеров — и магические формулы языческих времен, и христианские надписи, и тексты средневековой магии, сочетающие в себе язычество и христианство. Кентерберийский рунический амулет против заражения ран, датируемый 1073 годом, содержит слова: «Да хранит тебя Тор». Интересную смесь религиозных традиций — исламской, христианской и языческой — представляет собой загадочная монета, найденная в могиле, относящейся к XI столетию, на острове Борнхольм в Прибалтике. Это — куфическая монета из Самарканда, датируемая 907—13 гг., с мусульманской надписью на арабском языке, поверх которой выгравированы руны. Эта магическая руническая надпись сделана по-латыни и является традиционной христианской фразой о вечной жизни погребенного.

Любовные амулеты были еще одним средством рунической магии, благодаря которому она процветала. Раскопки при монастыре Эбельхольм в Сьеланде (Дания) явили на свет свинцовый любовные амулеты с руническими надписями, а старинная палочка из Виборга, Северная Ютландия, с резьбой, представляющей собой смесь крестиков и рун, давно известна как виборгская «любовная палочка». Прошли столетия, но этот магический способ процветает еще и сегодня! Но одним из наиболее впечатляющих пережитков средневековой рунической магии является «лечебная палочка» из Рибе (Дания). Она представляет собой квадратную в сечении сосновую палочку длиной около тридцати сантиметров с вырезанным на ней руническим заговором против «трясовицы» — малярии. Датируемая примерно 1300 гг., она содержит заклинание, отражающее двойное вероисповедание: «Молю о защите Землю и Небеса свыше, Солнце и св. Марию и Самого Господа Бога. Дабы он даровал мне руки, чтобы возвращать здоровье, и врачующее слово, чтобы лечить от трясовицы, когда в том будет надобность». В формуле сначала призываются божественные силы — Господь Бог и Божья Матерь, в образе св. Марии, солнечная сила небес и Земля. После этого следует экзорцизм, формула для устрашения и изгнания демона болезни: «В синем море стоит камень по имени Сварт. На нем лежат девять Бед. Да не заснут они и не согреются, пока тебе не станет лучше». Руническое заклинание заканчивается словами: «Thoet se» — «Да будет так!»

Использование рун в магических формулах продолжалось в течение всего средневековья, особенно в Швеции. Надгробный памятник епископу Гизике в Лозене содержит руническую надпись, датируемую 1310 или 1311 годом. Лундский собор в провинции Скане содержит более позднюю руническую надпись на нижненемецком языке, вырезанную приблизительно в 1500 г. Она была сделана Адамом ван Дюреном у основания скульптурной колонны и гласит: «Got help» («Бог помощь!»). Даже после того, как официальное использование рун скандинавской церковью свелось к нулю, руны продолжали находить употребление в переписке. В 1543 г. датский адмирал Могес Гилденстйерне делал записи в своем дневнике рунами. Во время Тридцатилетней войны (1618—46) шведский генерал Якоб де ла Гарди использовал руны в качестве «секретного» кода. В Исландии, однако, руны были объявлены вне закона как «колдовство». За использование рун людей сжигали живьем. В этот запретный список были включены и магические рунические формулы «котруверс», заклинавшие святых и королей помочь игроку выиграть в шашки или в триктрак. Закон непреклонно приводился в действие: к примеру, в 1681 г. Арии Петурссон был сожжен на костре в присутствии исландского альтунга (парламента) за употребление «котруверс». Но в различных районах Скандинавии руны продолжали использоваться в календарях вплоть до конца восемнадцатого столетия.

Рис. 25. Обращение за советом к руническим столбикам. Скандинавия, XIV в.

В наше время наблюдается возобновление интереса к рунам, которое привело к их широкому распространению по всему миру и появлению большего чем когда-либо числа практиков. Применяемые в настоящее время руны оперируют на глубоком символическом уровне, на уровне архетипов глубинной реальности, которая является активным началом в жизни каждого из нас, вне зависимости от того, насколько он с этим согласен. Старший Футарк и его производные, англосаксонский и нортумбрианский, включают в себя почти все руны, названия которых известны. Имеется также ряд других, которые будут описаны ниже и которые уже не входят в арсенал людей, пользующихся рунами. Далее следует подробное описание значений рунических букв:

Первой руной всех рунических алфавитов является Feoh, главная руна первого атта. Как первый буквенный знак, эта руна имеет значение «скот», передает звук «F». Такое же значение имеют первые буквы древнееврейского и греческого алфавитов, но они передают другие звуки, Скот в буквальном смысле относится к движимому имуществу. В обществе кочевого или земледельческого типа количество собственного скота было главным признаком благосостояния отдельной особы, семьи или клана. В древней европейской традиции скот представлял собой имущество, способное быть предметом торговой сделки — в отличие от усадьбы, которая являлась наследуемым имуществом и не подлежала продаже или обмену. Символически руна скота обозначает имущество, которое может продаваться или обмениваться, — собственность, которой можно торговать. Впоследствии, в современном английском, название этой руны проявилось в слове «fee» — плата.

Традиционное общество во многом зависело от молока, мяса, кожи и рога коров. Эта сущность коровьей природы отводит ей основополагающую роль в индоевропейской традиции. Норвежский миф о сотворении мира рассказывает о первобытной корове, называемой Аудхумла, которая тоже участвовала во всеобщем созидании: она лизала кубик кристаллической соли, содержащий прародителя человечества, первоначальное существо Бури.

Согласно теории рун, Feoli олицетворяет тот первоначальный переход к существованию, которому мы все обязаны своим происхождением. В классической средиземноморской традиции молодой бык также служит отправной точкой. Для древних египтян рога быка символизировали начало всего. Рассуждения Вергилия о рождении человека начинаются словами: «Белый бык с позолоченными рогами открывает год», а поклонники Митры утверждали, что бык был первоначалом созидаемого органического мира.

В материальном плане Feoh олицетворяет накопление могущества. Она обозначает способность управлять. Это сила двоякого рода: физическая (т. е. управление стадом) и экономическая (как следствие использования стада). Этот символ управления заключает в себе еще и ответственность, которую несет с собой собственность. Владение и управление скотом, как и любое другое проявление достатка, требуют, чтобы владелец обнаруживал чувство ответственности. Чтобы не понести потерь, требуется надлежащее руководство. Если человек, управляющий стадом, склонен к расточительству или слишком скуп, то вскоре он познает несчастье и нищету. В современном контексте руна Feoh означает деньги, а также способность и возможность достигнуть мирского успеха и благополучия и умение сохранить его. Старые толкования руны предостерегают нас от скупости и ее социальных последствий. Норвежская руническая поэма подчеркнуто предупреждает нас, что все беды богатых людей возникают от жадности и зависти. Эти силы могут вызвать раскол в семье, клане или нации, ведущий к общему разорению: «Богатство вызывает раздоры между родственниками, а тем временем волки скрываются в лесных засадах». Подобным образом, под рубрикой первой руны древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что «Богатство — всякому в утеху, но каждый должен уметь легко отказываться от него, если хочет заслужить милость в глазах Господа».

Второй руной во всех системах является Ur, фонетически звук U. Первоначально она символизировала огромного европейского дикого быка, которого называют туром (Bos primigenus). И его английское название, и латинское означают «первобытный бык». Хотя в древние времена он был широко распространен в северной и центральной Европе, но к средневековому периоду он стал угрожаемым видом и был истреблен. Последнего тура убили в Польше в 1627 году. По сохранившемуся скелету ясно видно, что тур был грозным зверем. «Смел тур с рогами, поднимающимися высоко, яростный рогатый боец, который попирает копытами вересковый покров земли, устрашающее порождение!» — сообщает нам древнеанглийская руническая поэма. Ur символизирует безличную, нетронутую, необузданную силу дикого скота. Это резко контрастирует с персонально ориентированным, социально контролируемым могуществом собственности, выражаемым Feoh, первой руной. Ur обозначает безграничную энергию вселенной, внушающее благоговейный страх воплощение неограниченного творческого потенциала. Невосприимчивость силы Ur убеждает, что она (Ur) никогда не может быть сведена до индивидуального уровня, под чье-нибудь единоличное управление. В сфере человеческих устремлений Ur передает мощь коллективной воли, «наше» могущество. Магическое влияние Ur приносит удачу, коллективную силу и личный успех, измеряемый общим благополучием.

Третья руна называется Thorn или Thurisaz, фонетически передавая «th», как в слове «thorn». Руна обозначает стойкость и защитные свойства колючего дерева. Шип является защитным приспособлением, которое может действовать пассивно или как средство устрашения при нападении. Кроме того, она имеет значение «гигант», «демон» или «тролль»; а каждому из этих существ тоже приписывается способность уязвлять или защищаться. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что «Шип очень остер, схватишь его — будет больно, страшны шипы для всякого, кто упадет на них». Колючие изгороди — это практический способ не допустить посторонних на свое поле; и священные участки земли в Северной Европе обычно были окружены изгородями из боярышника или терна. Мифологически Thorn обозначает защитные свойства Мьелльнира, «Молота Тора». Мьелльнир значит «сокрушитель», и сегодня защитные амулеты в форме этого молота популярны среди членов организации «Асатру». Форма руны Thorn имеет сходство со стилизованной формой молота Тора. Здесь, Thorn является силой, которая противостоит всему, что угрожает естественному порядку вещей. В заключение, Thorn также символизирует созидательную энергию мужского начала, неподвластный чужой воле производительный принцип.

Thorn является единственной руной, которая сохранилась в повседневном употреблении. Ее можно видеть по всей Англии в ее более поздней форме как букву «Y» в «старомодных» названиях, таких, как «Ye Olde Tea Shoppe» («Старый чайный магазин»). До восемнадцатого столетия она употреблялась в Англии наряду с буквами латинского алфавита для обозначения первой «th» в словах, подобных «the», «that» и «this».

Четвертой руной старшего футарка является As, также известная как Asc, Asa или Ansur. Это — «божественная руна», обозначающая божественную силу в действии. Фонетически это А — «первоначальный звук» санскрита, вызвавший проявление нынешнего цикла вселенной (теория, вполне эквивалентная греческой концепции Логоса). Руна As представлена ясенем, одним из наиболее священных деревьев в северной традиции. В норвежской мифологии всемирным деревом Иггдрасиль, космической осью, является ясень. As представляет собой божественную власть, которая следит за соблюдением порядка в космосе: «Ясень, любимый людьми, поднимается высоко. Он крепко держится на своем месте в стойком положении, хотя много врагов приходит, чтобы побороть его» — говорит древнеанглийская руническая поэма.

Пятой руной является Rad, Raed или Rit, которая имеет фонетическое значение «R». Древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что «Для молодца внутри, покоев верховая езда мягка; она труднее, когда он верхом на лошади проезжает по дороге «длинные мили»». Руна представляет все виды сформированной направленной активности. Поэма имеет в виду два типа «верховой езды»: половые сношения и езду на лошади. Ее название также означает «колесо» (немецкое «Rad») и дорогу, по которой едут верхом. В эзотерическом смысле руна символизирует «повозку», которой мы должны пользоваться, чтобы достигнуть чего-либо. Rad обозначает необходимость направлять нашу энергию должным образом, если мы хотим достигнуть желаемых результатов. Rad подчеркивает необходимость быть в должном месте в должное время, чтобы совершить соответствующее действие. Таким образом, Rad обозначает ритуальную природу активности. В ритуале имеет место трансформация энергий, переход духа, материи или информации из одного места в другое. Но главное ударение ставится на преобразование собственной личности. Вследствие этого Rad символизирует наши сознательные попытки контролировать обстоятельства, которые влияют на наше благополучие. Наше позитивное сознательное взаимодействие с нашей позицией на колесе фортуны, ситуация, с которой мы должны взаимодействовать гармонически, — вот что необходимо, если мы хотим жить с успехом.

Шестая руна называется Ken, Cen или Kennaz и читается как «К». В своей ранней форме она была угловатым вариантом латинской буквы «С», но в более поздней форме она символически изображает «kienspan», сосновую лучину, которую зажигали, чтобы освещать дома в прежние времена. Древнеанглийская руническая поэма говорит, что «Факел — это живой огонь, яркий и сияющий. Чаще он пылает там, где благородные люди отдыхают в своих домах». Более позднее изображение руны передает форму kienspanhalter, подставки, в которую втыкали горящую сосновую лучину. Такие приспособления использовали в сельских местностях южной Германии вплоть до девятнадцатого века. Вследствие этого руна Ken символизирует освещение. По форме она напоминает прямой ствол с отростком, что также символизирует активный принцип. Она прямо противоположна одиннадцатой руне, Is, которая состоит из единственной черты и служит воплощением статического начала. Символически Ken является руной таинства трансформации, олицетворяя собой мистическое созидание, достигнутое союзом и трансмутацией двух отдельных сущностей, которые производят третью, ранее не существовавшую. В лучине смолистое сосновое дерево уничтожается, но трансформируется в свет и тепло. Таким образом, Ken приносит свет в темноту. На всех уровнях она символизирует те веши, которые позволяют нам видеть. Руническое название Ken родственно «сеn», кельтскому слову, означающему «могущественный». В шотландском языке и некоторых английских диалектах «ken» означает «знание». Эзотерически она обозначает возрождение через смерть.

Седьмой руной является Gyfu, или Gebo, имеющая фонетическое значение твердого G и означающая дар. Формой подобная латинской букве «X», Gyru является «священным знаком», используемым для обозначения вещей, посвященных богам. В отношении этой руны древнеанглийская руническая поэма говорит, что «Отдавать людям — значит украшать свое достоинство, отдавать чужим людям — знаменательно и почетно». Gyfu относится к дару и акту отдачи/получения. Символически, она описывает дар в виде какой-либо способности или таланта в служении другим. Сама способность — талант — рассматривается как дар богов отдельному лицу. Когда что-либо отдается, между дающим и получающим устанавливается взаимосвязь. Gyfu обозначает последствия дарения, объединяющие дарителя и получателя дара. Gyru выражает способность связывать едиными узами людей, которые кажутся чужими друг другу, и даже порождать связь человека с божеством. В настоящее время Gyfu применяется как символическое изображение поцелуя в любовных письмах. Эзотерически Gyfu представляет свойство, персонифицированное в норвежской богине Gefn или Gefjon, щедрой дарительнице, аналогичной богине Изобилия, которой когда-то поклонялись в Центральной Европе.

Восьмой руной является Wyn, Wunnaz или Wunjo с фонетическим значением «W». Это — последняя руна первого атта. Имея форму флюгера, Wyn представляет радость. Она обозначает способность оставаться в гармонии с потоком событий, так же как флюгер движется в согласии с порывами переменчивого ветра и дуновениями ветерка. Древнеанглийская руническая поэма выражает это так: «Радость для того, кто мало знается с печалью. Не испытывая скорби, они будут иметь светлые плоды, счастье и достаток в доме». Wyn, таким образом, обозначает золотую середину, ту точку равновесия, к которой мы должны стремиться, для того чтобы вести разумное и счастливое существование, Wyn — это освобождение от двойной тирании недостатка или избытка. Но здесь Wyn символизирует исполнение наших желаний и чаяний разумным путем, изменение жизни к лучшему. Поскольку это легче всего может быть достигнуто в согласии с другими, Wyn является руной товарищества, разделенных целей и общего благополучия.

В начале второго атта идет Hagal, или Haegl, руна с фонетическим значением «h». Название буквально означает «hail» (град), ту замерзшую воду, которая падает с неба в гранулированной форме. Град является водой, превращенной в лед на короткое время, в течение которого он может падать с неба, уничтожая урожай или имущество. Нанеся подобный ущерб, он тает, снова превращаясь в безобидную, даже благодатную жидкость. Символически Hagal является ледяным первичным зерном структуры трансформации, смоделированным в соответствии с первоначальной священной геометрией, формы которой заложены в глубинах вселенной. Hagal обозначает процессы, необходимые для завершения чего-либо, и поэтому иногда считается, что эта руна указывает на отсрочку или ведет к ней. Кроме того, Hagal, конечно же, представляет собой стихию льда — пятую стихию северной традиции.

Hagal представляет собой связь между высшим миром и Средней Землей, на которой мы живем. Это руна числа девять, самого священного числа северной традиции, и, как таковая, она является Матерью рун. Hagal ассоциируется с божественными покровителями путей, которые связывают мир человеческого сознания с другими планетами. Этими божествами являются Хеймдалль — бог стражи, связывающий нашу Среднюю Землю с верхним миром через Радужный мост, Бифрест; и Мордгуд — богиня, которая охраняет мост, ведущий в преисподнюю. Кристаллы льда в небе иногда вызывают радркные гало, которые мы можем видеть вокруг луны в морозные ночи. Подобным же образом ужасный мост, ведущий в преисподнюю, сделан из льда. Руна также ассоциируется с Урд, старшей норной, «ведающей о том, что было». Это руна Самхейна — празднества, которое сегодня известно как канун Дня всех святых.

Девятая руна представляет те модели существования, которые, хотя возникли в прошлом, все еще остаются активными и влияют на настоящее положение вещей. Она означает сильное, пусть даже неуловимое влияние, таким образом символизируя силу эволюции в структуре современного существования. Hagal относится к корню вещей, как на физическом, материальном уровне, так и временном. Это — одна из основных рун Вирда: те модели событий в нашей прошлой жизни, которые формируют настоящее сегодняшнего дня.

Гадатели по рунам часто приписывают Hagal плохое значение, усматривая в «ей предвестие жизненной катастрофы, когда она попадает в расклад рун. Негативные аспекты руны могут проступать в виде несчастных случаев или, более распространенно, в форме обычно непредвиденного «невезения». Но, какими бы они ни были, события, обозначаемые этой руной, могут происходить внезапно и неожиданно. К тому же, их нельзя избежать, так как они находятся вне контроля и вмешательства человека. Однако они не являются случайными, так как происходят согласно уже установившимся правилам, аналогично суду. В силу этого результат событий будет беспристрастным и неотвратимым, неподвластным человеческим эмоциям и предпочтениям. Этой своей стороной Hagal обозначает скорее действие механического процесса, чем результат творчества человека.

Hagal является руной бессознательного ума личности и формотворческого процесса мысли. В более специфическом смысле это — разрушительный агент, работающий в подсознании, вызывая крайне необходимую перемену. Hagal говорит нам, что данные проблемы должны быть решены сейчас, если мы хотим прогрессировать. Но осознание этих проблем дает нам силу решить их. Hagal показывает нам, что лучший способ существования — это жизнь в гармонии с природой — с естественной сменой времен года, с нашей собственной, истинной природой. Что бы ни случилось с нами, образ наших действий заключен в нашей собственной свободной воле. Если мы будем следовать традиционному учению, которое говорит нам, что наиболее ценным знанием, которое мы можем приобрести, является познание самого себя, мы начнем жить творчески в своем собственном Вирде.

Десятой руной является Nyd, или Not, обозначающая звук «N». Эта руна означает «потребность». Потребность во всех ее формах. Она может относиться к обычному ощущению потребности, того вида потребности, которая вызывается недостатком или отсутствием чего-то необходимого. Древнеанглийская руническая поэма описывает потребность такого рода следующим образом: «Потребность — это тесная повязка, стягивающая грудь, но часто может быть превращена в то, что принесет помощь, если вовремя уделить ей внимание». Nyd выражает мысль о том, что возможность избавиться от потребности существует и она может быть найдена в самой потребности.

Nyd призывает к осторожности в действиях. Старое изречение «познай самого себя» особенно применимо к этой руне. Ее призыв можно истолковать так: не боритесь со своим Вирдом, а используйте его конструктивно. Согласно скандинавской мифологии, Нотт является богиней ночи. У нее было трое мужей. От первого, Нагльфара, она родила сына Aud'a; от второго, Аннара, — дочь Ерд, богиню Земли, а от третьего, Деллингера, — сына Дага (день). Таким образом, руна Nyd (Nott) является матерью 24-й руны, Dag. Форма руны взята от лукообразного приспособления, которым обычно пользовались для разжигания ритуальных костров. Этот предмет тоже в каком-то смысле можно назвать «матерью света».

Одиннадцатой руной является Is, или Isa, фонетически «I». Она означает лед, воплощая в себе принцип статического существования.

Лед является результатом изменения состояния от жидкого к твердому после потери энергии. Текущая вода становится прочным льдом. Олицетворяя собой принцип инерции и энтропии, Is прямо противоположна руне Ken. Но, согласно эзотерической традиции Севера, в конфликте с огнем лед образует новое вещество. В самом льде содержится принцип таяния и нового превращения в воду. Он также может двигаться в виде ледника, развивая ужасно медлительную, но, тем не менее, непреодолимую силу. В виде айсберга Is обманчива, так как только одна девятая ее подлинной массы видима над поверхностью. Руна Is, таким образом, обозначает перерыв в прогрессе или прекращение взаимосвязи под действием мощных, неотвратимых сил. Ее иногда ассоциируют со смертью. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам так: «Лед очень холодный и скользкий. Он искрится, как стекло, как драгоценный камень. Покрытое изморозью поле красиво для глаза».

Двенадцатая руна называется Jera, Ger, Jara или Jer. Фонетически это «J» или мягкое «G». Эта руна имеет эзотерическое значение «год» или «сезон». Она относится к циклам времени, процессам во времени и их кульминационным точкам. Более конкретно, Jara символизирует плодотворные результаты при выполнении действий в правильном порядке и в надлежащее время. Это соответствующее завершение любого процесса. Еще более конкретно, Jara обозначает обильный урожай, который можно получить путем тщательного ведения сельского хозяйства. Она показывает, что когда действия человека совершаются соответственно правильным принципам, а именно, когда они выполняются в согласии с естественным порядком вещей, последствия этого будут благотворны. Результатом будет «радующее душу изобилие как у богатых, так и у бедных». Jera является руной завершения, отмечая конец одного цикла и начало нового. Это свойственно 12-й букве рунического ряда, символизирующего двенадцать месяцев полного года. И в своей старой, и в новой форме эта руна отражает мистический союз между землей и космосом или циклы времен года.

13-я руна известна как Eihwaz, или Eoh. Она символизирует тис, звучит как «Ео» или «Z». В древнеанглийской рунической поэме она описана следующим образом: «По внешнему виду тис — крепкое дерево, стойко и упорно держащееся Земли, защитник от огня, радость для дома». С древних времен тис почитался по всей Европе. Это самое долгоживущее европейское дерево и, как таковое, оно символизирует долголетие. Некоторые старые тисовые деревья обладают феноменальным свойством: они способны воскресать. Старые деревья, которые уже почти умерли и частично сгнили, могут восстанавливаться с помощью дочерних отростков, которые вырастают внутри ствола. В магическом аспекте тис почитается как «кровоточащее» дерево, так как можно обнаружить деревья, из раны которых беспрерывно сочится красная, как кровь, смола. Эти особенности, подмеченные в древние времена, выделяют тис как дерево смерти и возрождения — отсюда его символическое использование на кладбищах. По традиции тис имеет двойное назначение — защищать покойника и открывать доступ к миру иному. Этот переход в другое состояние раньше совершался при помощи традиционных шаманских обрядов. Частью этого ритуала являлось воскурение благовонных веществ, получаемых из смолы, листьев или коры тиса, чрезвычайно ядовитых и способных принести смерть. Все это делает Eoh руной смерти. Поэтому Eoh является 13-й буквой рунического алфавита. Но сила ее как руны в общем считается положительной, утверждающей непрерывность и долговечность. Древесина тиса чаще всего традиционно использовалась для изготовления большого лука. Это придает руне Eoh еще один смертоносный аспект, поскольку лук является орудием убийства на охоте или на войне. До изобретения огнестрельного оружия всякий, кто носил большой лук, грозил опасностью для возможного противника, что делало тис магически защищающим деревом. Многие древние рунические доски тоже сделаны из тиса. Такие доски сохранились во Фризии с VI—VII вв.. Наиболее известными из них являются доска из Бритсума (VI в.) и тисовая палочка из Вестерэмдена, датируемая приблизительно 800гг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Найджел Пенник Магические алфавиты

    Документ
    НайджелПенник Магические алфавиты Рис. 1. "Буквенные ... смертью. Древнеисландская легенда, повествующая о происхождении рун, связывает их возникновение с изнурением и ... Матери (Германия) можно обнаружить руну Туг вместе с рунами Sigel, Ing, Odal и ...
  2. Платов антон - магические искусства древней европы

    Автореферат диссертации
    ... . Некое разнообразие в трактовку слова руна внёс НайджелПенник, указавший на его несевероевропейские параллели ... животное»; фонетическое значение — «io». НайджелПенник связывает эту руну с Ёрмунгандом — Мировым Змеем, опоясывающим ...
  3. Содержание Предисловие 7 Часть I Тема 1

    Документ
    ... животное»; фонетическое значение — «io». НайджелПенник связывает эту руну с Ёрмунгандом — Мировым Змеем, опоясывающим ... (фриз., сканд.). По мнению НайджелаПенника, «является руной личной силы». Насколько это так ...
  4. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... спецнавыки. Также целям популяризации рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»1. Автор попытался ... значение — 18. Англосаксонские руны. По Н. Пеннику1. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»2. Feoh Скот ...
  5. Сергей кормилицын тайны рун наследники одина аннотация

    Документ
    ... спецнавыки. Также целям популяризации рун служила работа НайджелаПенника «Магические алфавиты»76. Автор попытался ... значение — 18. Англосаксонские руны. По Н. Пеннику98. По НайджелуПеннику, «Магические алфавиты»99. Feoh Скот ...

Другие похожие документы..