Главная > Документ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Самарского государственного университета

на период 2011-2015 гг.

Принята Ученым советом СамГУ

27 мая 2011 года, протокол № 4

Самара 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Основные термины 5

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере информатизации 6

3. Анализ современного состояния информатизации

университета 9

Материально-техническая база 9

Информатизация научно-образовательной деятельности 10

Информатизация процесса управления 12

Подготовка специалистов по информационным технологиям 12

4. Основные принципы информатизации университета 14

5. Основные цели и задачи информатизации 15

6. Основные направления информатизации 17

Оснащение аппаратно-программными средствами 18

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры 19

Информатизация научно-образовательной деятельности 20

Разработка и внедрение ИАИС университета 23

Подготовка кадров в области ИТ 24

7. Финансирование 26

8. Условия реализации 26

Заключение 27

ВВЕДЕНИЕ

В «Окинавской хартии глобального информационного общества», принятой странами «большой восьмерки», отмечено, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Уровень развития информационных технологий является одним из важнейших критериев экономического и политического могущества государства. В своем развитии информационные технологии вступили в период широкого использования компьютерных коммуникаций, Интернета и мировой информационной инфраструктуры. Всестороннее применение ИКТ приводит к новому качеству взаимодействия людей, в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет.

Опыт развития передовых в экономическом отношении государств показывает, что информатизация системы образования и в первую очередь высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры. Квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Поэтому информатизация высшей школы является одной из важнейших составляющих информатизации Российской Федерации.

В государственной программе Российской Федерации ";Информационное общество (2011 - 2020 годы)";, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 20.10.2010 г. № 1815-р, указано, что непременным условием развития информационного общества является повышение качества подготовки специалистов, а также создание системы непрерывного обучения в области информационных технологий.

Ученым советом университета в июне 2005 года была принята «Концепция информатизации» на период 2005-2010 гг. Она сыграла важную роль в формировании единой образовательной информационной среды, что обеспечило университету довольно высокие показатели в рейтинге вузов. Необходимость концептуального переосмысления положения дел в сфере информатизации обусловлена интенсивным развитием информационных технологий в мире, в том числе и в России, хотя многие принципы, заложенные в предыдущей концепции, остаются актуальными и в настоящее время.

Настоящая Концепция устанавливает стратегические и тактические цели, основополагающие принципы и приоритеты информатизации Самарского государственного университета, которые определяют долгосрочные перспективы развития корпоративной информационной инфраструктуры.

При разработке Концепции учтены основные положения ряда целевых программ, нормативных и концептуальных документов федерального уровня. Кроме того, был изучен и учтен практический опыт ряда ведущих университетов России по разработке подобных концепций.

Список документов, использованных при разработке Концепции:

  • Федеральные законы Российской Федерации:

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ;

«О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ;

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010 г.;

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

«Об образовании»;

  • «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212;

  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

  • Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1663-р.);

  • Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (Распоряжение Правительства от 20.10.2010 г. № 1815-р);

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. (Постановление Правительства Российской Федерации № 61 от 7.02.2011 г.);

  • Правила оказания услуг связи (Постановление Правительства Российской Федерации № 93 от 16.02.2008 г.);

  • Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в ред. пост. Правительства от 13.10.2008 г. № 761);

  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО);

  • Материалы Совета Российского Союза ректоров 30.06.2010 г. «Задачи вузовского сообщества в сфере информационных технологий»;

  • Устав Самарского государственного университета;

  • Концепция информатизации Самарского государственного университета на период 2005-2010 гг.;

1.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные технологии (ИТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Защита информации - деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Информационная безопасность - состояние защищенности обрабатываемых, хранимых и передаваемых данных от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также состояние защищенности информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности.

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

2.ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информатизация общества в современных условиях становится стратегическим направлением, предопределяющим экономические и политические приоритеты в мировом сообществе. В последние годы на федеральном уровне принят ряд законов, концептуальных документов и целевых программ, в которых отражены основные направления развития информационного общества и широкого внедрения ИКТ в систему образования. Концепция информатизации университета должна учитывать поставленные в них задачи и обеспечить достижение соответствующих контрольных показателей информатизации.

В июле 2007 Совет Безопасности Российской Федерации принял важный концептуальный документ «Стратегия развития информационного общества в России» (утверждена Президентом Российской Федерации 7.02.2008 г. № Пр-212). Реализация Стратегии позволит России к 2015 году войти в первую двадцатку стран мира в области развития информационного общества. Одной из важнейших задач, определенных Стратегией, является повышение качества образования и эффективности труда преподавателей на основе использования ИКТ, в том числе методов и технологий дистанционного обучения. Стратегия предусматривает к 2015 году выйти на следующие контрольные показатели в сфере образования:

  • доля преподавателей, использующих ИКТ в учебной работе, - не менее 50% в средних школах и 70% в вузах;

  • доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек - не менее 30%;

  • обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности - 100%.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:

  • образовательные программы должны обеспечиваться учебно-методическими комплексами с возможностью доступа к ним через сеть Интернет;

  • формирование информационной компетентности по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров;

  • предоставление доступа каждого обучающегося к электронным образовательным ресурсам, каталогам библиотек, вузовским, российским и зарубежным базам данных;

  • создание электронных сред обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для обеспечения самостоятельной работы студентов.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в качестве приоритетных направлений развития ИКТ указаны следующие:

  • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, формирование единого информационного пространства;

  • расширение использования ИКТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, повышение качества образования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области ИКТ;

  • повышение компьютерной грамотности населения, подготовка и переподготовка специалистов в сфере информационных технологий;

  • развитие технологий защиты информации, в том числе законодательства и правоприменительной практики в сфере ИКТ;

  • развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями, развитие системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ.

В государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)» отмечено, что одним из факторов, препятствующих ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Требует корректировки и система воспроизводства кадров в сфере информационных технологий. Из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями. Критически значимым фактором является также низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.

В последние годы наблюдается увеличение количества компьютерных преступлений, в том числе трансграничных. Все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения безопасности национального сегмента сети Интернет. Программа предусматривает создание федеральной системы исключения доступа образовательных учреждений на территории Российской Федерации к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся. Для доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам предусматривается создание единой территориально распределенной системы в рамках единого образовательного интернет-портала.

В программе установлены конкретные целевые показатели:

  • Число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений – 18 (исходный показатель - 5);

  • Доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных технологий – 18 (исходный показатель - 5);

  • Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу - в числе 20 ведущих стран мира (исходный показатель - 74);

  • Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий – в числе 10 ведущих стран мира (исходный показатель - 50).

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. В число приоритетных задач включены, в частности, следующие:

  • Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

  • Подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России;

  • Оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей;

  • Организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений профессионального образования в области использования ИКТ.

3.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА

Информатизация университета проводилась в соответствии с «Концепцией информатизации Самарского государственного университета на период 2005-2010 гг.», принятой Ученым советом 24.06.2005 г.

Материально-техническая база

По состоянию на декабрь 2010 года в университете имелось 1566 компьютеров (на начало 2005 года – 1026 компьютеров). На 1 компьютер приходится около 4 студентов очной формы обучения (на начало 2005 года – 6.5), что является достаточно высоким показателем среди вузов России.

В учебном процессе используется 31 компьютерный класс (на начало 2005 года – 23). Из них 11 классов общего назначения, а также 3 электронных читальных зала и класс медиацентра используются в учебном процессе для студентов всех специальностей. Специализированные компьютерные классы кафедр и факультетов используются для обучения студентов в предметных областях. В учебных классах общего назначения установлено и поддерживается более 80 программных продуктов.

В университете имеется 76 мультимедиа-проекторов. Из них 6 находятся в медиацентре в составе переносных мультимедийных установок (компьютер+проектор+колонки) и используются для обеспечения учебных занятий и общеуниверситетских мероприятий.

В университете создана единая корпоративная компьютерная сеть. Она объединяет около 1500 компьютеров с выходом в Интернет. Сетевые коммуникации состоят из 7 км оптоволоконных линий, около 60 км линий на основе кабеля «витая пара». Пропускная способность каналов внутренней сети составляет 100 Мбит/c, а в серверном сегменте до 1 Гбит/с. Канал выхода в Интернет обеспечивает пропускную способность до 50 Мбит/с. В сети функционирует около 30 серверов, более 60 активных сетевых управляемых устройств. Корпоративная сеть имеет средства защиты от вредоносных программ (вирусов) и несанкционированных рассылок электронной почты (СПАМ).

Университет является единственным вузом Самарской области, оказывающим услуги по организации доступа к сети Интернет через узел Relarn российской сети сферы науки и образования RUNNet. Мы имеем лицензию на телематические услуги связи и лицензию на услуги связи по передаче данных, срок действия которых продлен до 2015 года.

Университет имеет информационный WEB-портал в сети Интернет www.ssu.samara.ru (www.samsu.ru), который содержит информацию об основных сферах деятельности университета, а также предоставляет пользователям средства коммуникаций и доступа к внутренним и внешним, в том числе и зарубежным, электронным информационным ресурсам. Портал объединяет собой десятки сайтов (тематических и сайтов подразделений), объединенных перекрестными ссылками.

По данным европейской компании «CybermetricsLab CSIC» (www.webometrics.info), в 2010 году в рейтинге из 18000 вузов сайт Самарского государственного университета занял 30 место среди вузов России и 2558 место в мире.

Таким образом, к настоящему времени в университете создана достаточно мощная материально-техническая база информатизации. Однако необходимо выделить ряд назревающих проблем.

Стремительное развитие аппаратных и программных средств ведет к быстрому моральному старению компьютерной техники, поэтому компьютерный парк университета и в первую очередь серверы и телекоммуникационное оборудование, требуют постоянной модернизации и обновления. В связи с кризисными явлениями в экономике в университете снизились объемы финансирования на закупку техники, наметилась тенденция к ее физическому устареванию (около 50% компьютеров эксплуатируются более 5 лет), увеличивается количество техники, требующей ремонта и модернизации. Остро ощущается дефицит мультимедийного оборудования и мультимедийных учебных аудиторий, что приводит к сдерживанию процесса использования электронных образовательных ресурсов при проведении лекций и семинаров.

Информатизация научно-образовательной деятельности

Одной из ключевых составляющих информатизации университета является создание системы электронного информационно-библиотечного обслуживания. В настоящее время на базе АБИС «Руслан» создается электронный каталог и производится штрих-кодирование фондов научной библиотеки. С 1995 года ведется электронная версия изданий «Вестника Самарского государственного университета». Через Web-портал университета организован доступ к некоторым внешним Российским и зарубежным полнотекстовым электронным библиотекам и базам данных учебных и научных изданий.

Среди внешних информационных источников (более 30) следует отметить, например, следующие: Elsevir, Oxford, Cambridge STM, Журналы Королевского химического общества Нидерландов, полнотекстовая коллекция американского физического и химического обществ, база данных диссертаций РГБ, Вопросы истории (журнал с 1926 г.), Вопросы литературы (с 1954 г.), Успехи химии, коллекция журналов по педагогике и психологии, Университетская библиотека – On–line и другие.

На факультетах университета созданы специализированные компьютерные классы и лаборатории, оснащенные соответствующими средствами информатизации применительно к предметным областям. В учебном центре информационных технологий созданы учебные курсы совместно с ведущими мировыми и российскими корпорациями (Cisco, HP, Microsoft и др.), работает также студенческий ИТ-клуб.

Почти все кафедры имеют сайты, на которых размещены электронные научно-образовательные ресурсы, созданные преподавателями.

В информационных подразделениях университета сосредоточены технологические средства и специалисты, которые оказывают методическую и техническую поддержку процессам создания электронных научно-образовательных ресурсов.

Информатизация учебного процесса требует соответствующей квалификации преподавателей по использованию информационных технологий, поэтому в центре повышения квалификации (ЦПК и ПС) и учебном центре университета регулярно проводятся соответствующие курсы. Например, за 2010 год прошли обучение 117 преподавателей университета.

Для внедрения электронных образовательных ресурсов и элементов дистанционных технологий в учебный процесс в университете создан специальный организационный механизм, включающий целевое финансирование, нормативную базу, технологическое и кадровое обеспечение. К настоящему времени на факультетах университета в системе Moodle создано 128 дистанционных курсов, на CD-дисках издано более 30 мультимедийных учебных пособий, а также на WEB-портале размещено большое количество электронных образовательных ресурсов, которые используются многими образовательными учреждениями.

На базе университета впервые в Самаре создано Региональное отделение Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» для регистрации авторских прав на образовательные электронные информационные ресурсы.

Однако реформа системы образования выдвигает новые требования к внедрению ИТ и активизации процессов создания электронных научно-образовательных ресурсов. Для реализации новых задач необходимо не только целевое финансирование, но и совершенствование нормативно-правовой базы в области информатизации образовательного процесса.

Накопленный опыт выявил необходимость решения следующих проблем:

  • разработка системы оценки качества электронных образовательных ресурсов и эффективности их внедрения;

  • разработка системы стимулирования преподавателей к созданию электронных образовательных ресурсов;

  • разработка комплекса методических и нормативно-правовых документов обеспечивающих внедрение электронных научно-образовательных ресурсов и системы дистанционного обучения Moodle в учебный процесс.

Информатизация процесса управления

К настоящему времени в университете заложена основа единой интегрированной автоматизированной информационной системы управления (ИАИС). В настоящее время ИАИС состоит из нескольких подсистем: управление финансово-хозяйственной деятельностью на базе системы «Парус» с интеграцией в нее подсистем «Кадры» и «Контингент студентов», «Абитуриент», «Деканат», Расчет нагрузки по кафедрам, управление библиотечно-информационными ресурсами на базе АБИС «Руслан», электронный документооборот на базе системы DocsVision (первый этап). Кроме того, эксплуатируется ряд отдельных подсистем, автоматизирующих отдельные производственные процессы и формирующие оперативную информацию.

Однако современные условия предъявляют повышенные требования к эффективности системы управления, оперативности и качеству управленческих решений. Необходимо продолжить создание и внедрение единой интегрированной автоматизированной информационной системы на базе современных технологий. Решение этой задачи потребует, кроме финансовых затрат на закупку аппаратно-программных средств, высокой квалификации разработчиков и пользователей.

Подготовка специалистов по информационным технологиям

В университете осуществляется подготовка кадров в области информационных технологий по следующим категориям специалистов:

  1. Студенты основных образовательных программ в области ИТ;

  2. Студенты всех специальностей, овладевающие методикой использования ИТ в профессиональной деятельности;

  3. Подготовка кадров высшей квалификации в области ИТ;

  4. Повышение квалификации научно-педагогических и инженерно-технических кадров, специализирующихся в области ИТ;

  5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, научных работников, управленческого и учебно-вспомогательного персонала в области использования ИКТ;

  6. Организация переподготовки и повышение квалификации специалистов сторонних организаций и физических лиц в рамках курсов и дополнительных образовательных программ.

С целью повышения качества ИТ-образования в университет для чтения лекций регулярно приглашаются специалисты крупнейших, в том числе и международных корпораций, используются их авторские учебные курсы, проводятся тематические вебинары. Желающие студенты получают возможность обучения в учебном центре информационных технологий по льготным ценам с выдачей специализированных сертификатов (Cisco, Linux, Microsoft и др.). Университет является организатором ряда областных и региональных олимпиад по программированию. Наши студенты регулярно участвуют в олимпиадах и конкурсах по ИТ-технологиям различного уровня, включая международный, выступают с докладами на научных конференциях.

В университете создан диссертационный совет Д212.218.08 (математическое моделирование, численные методы и комплексы программ).

В области информационных технологий специалистами университета за последние 5 лет издано более 10 учебных пособий, в том числе 6 с грифами различных уровней, три из которых выпущены ведущим компьютерным издательством «Питер». Учебное пособие профессора Степанова А.Н. признано лучшим в России учебником по информатике для студентов гуманитарных специальностей вузов.

Университет проводит большую работу по повышению квалификации специалистов и внедрению информационных технологий в масштабах региона. Например, в 2010 году университет выиграл конкурс и реализовал пилотный проект Правительства Самарской области на переподготовку государственных служащих в дистанционном режиме.

Вместе с тем, в университете имеется ряд первоочередных задач в плане подготовки специалистов в области ИТ. Трудности при организации учебного процесса на новых специальностях обусловлены не только недостатком специализированных лабораторий, но и острым дефицитом научно-педагогических кадров.

Наблюдающийся в последние годы процесс бурного развития глобального информационного обмена и внедрения информационных технологий поставил перед обществом целый спектр новых проблем в области социологии, психологии, педагогики, юриспруденции, филологии. Имея по указанным направлениям известные научные школы, необходимо активизировать работу по организации фундаментальных и прикладных исследований на стыке наук, открытию новых магистерских программ.

Анализ состояния информатизации университета свидетельствует о том, что основные положения предыдущей Концепции выполнены. Наряду с этим появились новые потребности развития информационной инфраструктуры и широкого внедрения ИКТ по всем направлениям деятельности университета. Это обусловило необходимость принятия новой Концепции информатизации на период до 2015 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития на период 2011-2015 гг

    Программа
    ... развития образовательной системы напериод2011-2015гг. Анализ результатов программных ... г.) и «Концепции модернизации российского образования напериод до 2010 года» ... информатизации образовательного процесса и управления на основе ИКТ. 2014 - 2015гг. ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Основная образовательная программа
    ... начального общего образования напериод2011-2015 г. г. Рассмотрена ... СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная ... условиях интенсификации процессов информатизации общества и ... готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа
    ... начального общего образования напериод2011-2015 годы Разработали: Конюхова ... е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения; из ... интенсификации процессов информатизации общества и ... – Гражданин России» на20112015гг. МОУ «Красноярская ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... общеобразовательного учреждения лицей №3 напериод20112015 годы Содержание Пояснительная записка ... отражённых в концепции развития школы на 2008 – 2013 гг. «Школа ... В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при ...
  5. Городской округ город уфа республики башкортостан комплексная программа социально-экономического развития городского округа город уфа республики башкортостан на 2011–2015 годы уфа – 2010

    Программа
    ... сферах общественной жизнедеятельности, создания единой концепцииинформатизации деятельности администрации г. Уфа, перехода к осуществлению ... городской целевой программы «Сахарный диабет напериод20112015гг. ГО г. Уфа РБ» 402,20 ...

Другие похожие документы..