Главная > Документ


сочетались весной 1952 года. Жениху вот-вот должно было стукнуть 60. Невеста

была на 32 года моложе. Родом Йованка из села Печани, близ Гос-пича - городка,

затерявшегося в горном массиве Велебит. Место это, расположенное недалеко от

Адриатического побережья, на границе Хорватии и Боснии, называют еще Ликой.

Родители Йованки были простые сербские кре-

603

стьяне. (Правда, уже после смерти мужа Йованка зачем-то стала говорить, что

предки ее были благородных кровей, чуть ли не генералы.) Лику, впрочем, издавна

населяли сербы. Те самые, что несли службу по охране рубежей австро-венгерской

монархии, вроде наших казаков.

В годы оккупации Йованка, как и большинство молодых сербок, воевала в

партизанском отряде, была санитаркой. Говорят, была очень храброй. Во всяком

случае, после войны Йованка в чине капитана оказалась в команде санитарных

врачей, обслуживающих ";дом на Ужицкой";. Туда к тому времени вселился маршал

Тито.

Генерал Джока Йованич, родом тоже из Лики, вспоминал: ";Йованку заприметил

Александр Ранкович (шеф МВД). Он и меня просил найти ему девушку, чтобы хорошая

хозяйка была. Я нашел, но Ранкович положил глаз на Йованку. Потом я узнал, что

не для себя он старался... Слышал я, как во время одной прогулки Ранкович и

Гошняк (министр обороны) вдруг предложили Тито жениться на Йованке. ";Я уж

несколько раз был женат. Как-то неловко. Вы-то как думаете?"; - Маршал

засомневался. ";Вы, товарищ Тито, - глава государства. Вам нужен верный человек,

который всегда был бы под рукой. Таким человеком может стать только супруга.

Вот, к примеру, Йованка. Берите ее в жены";.

Таким образом простая деревенская девушка, словно по волшебству, оказалась во

дворце. Поначалу вела себя очень скромно. Но, как говорится, аппетит приходит во

время еды. Появились и любовь к накопительству, и властолюбие. Говорят, виной

тому был сам Тито, который был невнимателен и груб, постоянно окружен красивыми

женщинами. По всей видимости, Йованка так никогда и не была довольна своим

положением, ибо взаимоотношения супругов так и не стали равноправными.

Как бы там ни было, но первые признаки властолюбия появились у Йованки Броз в

1965 году, что не прошло незамеченным. В газетных отчетах о визитах президента

безличная формулировка ";с супругой"; была заменена на более конкретную - ";с

супругой Йованкой";. Обычным явлением стало ее знакомство с важными

государственными документами, закрытыми сообщениями, предназначенными

исключительно для руководства страны, армии и органов внутренних дел. Все чаще

Йованка вмешивалась в решение кадровых вопросов. В 1966 году со всех постов был

снят ее покровитель серб Александр Ранкович. Сербскому ";лобби"; в руководстве, к

которому причисляли и Йованку Броз, был нанесен чувствительный удар. В 1973 году

последовал еще один. Со здоровьем у Тито в то время было неважно, и его

ближайшее окружение на одном секретном совещании (Йованка на нем присутствовала)

решило создать ";координационный комитет"; под предлогом того, чтобы разгрузить

президента. Во всяком случае, узнав, что задумало руководство, Йованка в знак

протеста совещание покинула и поспешила к мужу. Но тот все знал, ибо заранее дал

согласие на создание комитета. Престарелого президента, таким образом,

постепенно изолировали от государственных дел, и Тито, похоже, не очень

сопротивлялся этому. Сил уже оставалось мало.

Светозар Вукманович-Темпо, один из бывших высокопоставленных руководителей

вспоминал: ";В 1978 году я последний раз виделся с Тито. Разго-

604

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

варивал три часа. Он мне сказал следующее: ";Нет Югославии. Югославии больше не

существует. А есть восемь государств, которые никто ни в мире, ни у нас не

уважает";. В 1978 году, за два года до смерти Тито, борьба за высшие

государственные посты в Югославии разгорелась с новой силой. Вот тут-то Бранко

Микулич и курировавший в партии все и вся Стане Доланц (люди из второго эшелона

";титовской гвардии";) почувствовали, что пробил их час. Кто им мог помешать?

";Отец самоуправления Эдвард Кардель к тому времени умер, а Владимир Бакарич,

лидер Хорватии, не выходил из больницы";. Кто? Так и появилось ";дело о

государственном перевороте";, который якобы замышляли Йованка вкупе с генералами.

Тито, под старость ставший очень мнительным, поверил в ";заговор";. ";Два зайца";

были убиты: жену изолировали от супруга, а супруга - от возможности быть в курсе

происходящего вокруг и реагировать.

Два года Йованка Броз не показывалась на публике. В траурном черном платье

появилась лишь в мае 1980 года на похоронах маршала.

Через два-три дня после похорон поздно вечером к Йованке на Ужиц-кую, 15,

приехала группа офицеров. Из кабинета президента забрали бумаги, осмотрели все

комнаты, вплоть до спальни, упаковали вещи. Вдове было приказано покинуть

помещение. Разрешили взять с собой только дамскую сумочку. Так, по крайней мере,

рассказывала Йованка своему адвокату. Она писала письма и депеши в разные

инстанции, но безуспешно. Потом настал черед дележа наследства. Как утверждают,

списки вещей Тито составлялись четыре года! То ли вещей было слишком много, то

ли просто тянули время. А делить было что. Одних лимузинов семь - ";роллс-ройс";,

два ";кадиллака";, ";линкольн"; и т. д. И все подарки, подарки...

В списке имущества, которое должны были поделить между собой прямые наследники -

Йованка, Жарко и Мишо, - 869 предметов. Отрезы, шубы, кинокамеры, магнитофоны,

сервизы из серебра и фарфора, часы, вазы, картины, ковры, скульптуры, охотничьи

ружья и ножи, книги... Даже удочки.

Первая дама Югославии, которая славилась своим влиянием на супруга, утверждала:

";Настоящего Иосипа Броз, думаю, знала я одна. Он никому не позволял приближаться

к себе, всегда держал дистанцию. Он был человек крутого нрава, дурного

характера, а я всегда точно знала, как себя вести с ним. Если он злился на

своего соратника по партии - доставалось неизбежно мне, бывшей ";под рукой";.

Значит, надо было оставить его наедине с самим собой, исчезнуть из поля зрения.

Чуть позже он вел себя как ни в чем не бывало";.

Она отказалась от собственной жизни, чтобы жить для него. Друзья Иосипа

становились ее друзьями, а собственных никогда у Йованки не было. Трудно

поверить, что такую брачную пару, где один супруг безоговорочно доверял другому,

могли разлучить какие-нибудь внешние силы. Но оказалось, что судьба крупного

политика может выйти из под его собственного контроля. Так случилось и с семьей

Тито. ";На Иосипа оказали страшное давление: перед ним положили документ и

сказали: ";Ты должен выбрать наконец - жена или государство";";. Знаю, что он

никогда той страшной бумаги не подписал. Но

605

мы, обсудив сложившуюся ситуацию, приняли решение расстаться. Он покинул дом, в

котором мы жили вместе, и последнюю пару лет его жизни я его почти не видела";.

Свои мемуары она спрятала в сейф швейцарского банка, оценив их в два миллиона

долларов. Зачем ей столько денег? Ведь на всем белом свете у Йованки никого не

осталось.

АНТОНИО БАНДЕРАС

(род. 1960)

Испанский актер, имеющий имидж ";латинского любовника ";. Работал статистом в

мадридском театре. Дебютировал в кино в фильме ";Лабиринт страстей "; (1982),

";Женщины на грани нервного срыва "; (1988),

";Короли мамбо ";, ";Эвита "; . В последние годы снимается в Голливуде.

Антонио Бандерас родился в 1960 году в тихом испанском городке Малага. Детство

Антонио ничем не было примечательно. Как и все местные мальчишки, купался в

море, играл в футбол, часами просиживал у маленького черно-белого телевизора. В

14 лет Бандерас устроился на работу в местный театр. ";Сверстники увлекались рок-

н-роллом, а для меня ничего не существовало, кроме театра";, - вспоминал он.

";Мы все время жили на колесах, переезжая с представлениями из деревушки в

деревушку. Приходилось быть и рабочим сцены, и костюмером, и гримером, и

осветителем. Здорово было";. Мать Антонио надеялась, что суровая гастрольная

жизнь образумит сына, но случилось обратное - он еще больше заболел театром.

Закончив в 1980 году Национальную школу драматического искусства, Бандерас,

одержимый своей мечтой, уехал из тихой Малаги в Мадрид. ";Мне повезло, что я

оказался в столице именно в тот момент. После смерти Франко в искусстве начался

бум, который продолжался несколько лет. Это называлось La Movida, ";движение";.

Появились новые дизайнеры, режиссеры, новая музыкальная молодежь. Наконец-то

можно было говорить, что думаешь, и идеям не было конца";.

За три года Антонио сменил много мест: работал официантом, продавцом, бесплатно

участвовал в экспериментальных постановках. Наконец Бан-дераса приняли в труппу

Национального театра Испании. Шесть лет он играл все, что предлагали, - от

классики до Брехта и американской драмы. В 1982 году после спектакля за кулисы к

Бандерасу пришло само будущее. Педро Аль-модовара в то время еще не знал никто.

";Помню, открывается дверь и входит дикий такой, потрепанный тип, режиссер

андеграунда, славившийся тем, что не признает никаких правил. Спрашивает, хочу

ли я сниматься в кино. Я говорю: ";Конечно, а о чем кино?"; Он отвечает: ";Про

шайку сумасшедших из Мадрида";. Я подумал тогда, что этот режиссер сам или

сумасшедший, или гений. Он оказался и тем и другим";. Так было положено начало

10-летнему

606

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

сотрудничеству, благодаря которому и Альмодовар, и Бандерас стали звездами

мирового кино.

В то время Антонио слыл немыслимым донжуаном. ";Я пользовался успехом у

противоположного пола";, - говорит он с хитрецой в глазах. - Мадридские женщины

были не такие, как мои подружки в Малаге. Они казались и более земными, и более

сложными. И такие чудесные выдумщицы!"; Но неожиданно для себя Антонио по уши

влюбился. Зашел в кафе неподалеку от Национального театра выпить чашку кофе - и

замер, увидев изящную девушку с темными волосами и большими глазами. Он

мгновенно понял, кого так долго искал. Ее звали Ана Леса, она тоже была

актрисой. Антонио принялся завоевывать ее сердце. Дарил цветы, писал стихи и

даже сочинял песни. Через девять месяцев они поженились. Родители Антонио сразу

полюбили Ану и стали относиться к ней как к дочери. Так же тепло был принят

Антонио в семье Аны. Друзья были в изумлении: невероятно, чтобы бывший Казанова

был так безнадежно влюблен. Он казался другим человеком - и был другим

человеком, как утверждал сам: ";Встретив Ану, я почувствовал себя гораздо

счастливее. Теперь рядом со мной был человек, с которым я мог поделиться всем -

и хорошим и плохим";.

В 1988 году Альмодовар выпустил свой самый знаменитый фильм ";Женщины на грани

нервного срыва";, который был удостоен чести открывать фестиваль в Каннах. А

Бандерас стал национальным героем, хотя у него была сравнительно маленькая роль.

Картина получила ";Оскара";, и на церемонии вручения премии Антонио познакомился с

Мелани Гриффит, которую раньше он видел только в кино, в фильме ";Деловая

женщина";. ";На ней было белое платье с жемчугом. Почему-то это застряло в памяти.

Но она прошла дальше, а я стал опять глазеть на других звезд. Странное, странное

было чувство";. Бандерас вызвал тогда огромный интерес у киноэлиты. Ведущий Билли

Кристл представил его публике как новый секс-символ, пришедший на смену Ричарду

Гиру. Неожиданно для всех Мадонна заявила, что Антонио - тот мужчина, с которым

она больше всего хотела бы оказаться в постели. Приехав в Испанию, она

пригласила Бандераса на презентацию своего нового фильма. Антонио появился,

но... под руку с Аной. Когда Мадонна увидела их вдвоем, она закрылась в ванной и

долго негодовала. ";Мне просто не верится, что он может привести с собой жену!

Это катастрофа!"; Но для самого Антонио никакой катастрофы не было. ";Высказывания

Мадонны стали для меня бесплатной рекламой. Мы с Аной были благодарны ей. Если

женщина находит меня привлекательным - прекрасно. Но я должен был ясно дать

понять, что у меня есть жена и мы с ней счастливы";.

Прошел год. Американский режиссер Глимчер пригласил Бандераса на пробы для

картины ";Короли мамбо"; про братьев-музыкантов с Кубы. Антонио, вернувшись в

Мадрид, тут же нанял репетитора, чтобы поставить английское произношение.

Бандерас работал как зверь и в конце концов мог, разбуди его среди ночи,

произнести любую реплику из картины на чистом английском. На съемках ";Королей

мамбо"; Антонио провел полгода и с каждым днем все больше влюблялся в Америку. Он

чувствовал, что с этой стра-

607

ной связано его будущее. ";Что бы ни случилось, как бы ни был принят фильм, я

правильно сделал, что согласился на эту роль";. ";Короли мамбо"; не оправдал

рекламной шумихи, предшествовавшей его выходу на экраны, но сделал свое дело.

Если до этого Штаты оставались единственной страной на Западе, где не сияла

звезда Бандераса, то после проникновенно сыгранной роли Нестора его стали

замечать и американские режиссеры. Предложения не заставили себя долго ждать.

Первое - роль в картине ";Дом духов"; Бандерас с радостью поработал в компании

голливудских знаменитостей, получив огромный гонорар. Потом был фильм Джонатана

Демма ";Филадельфия"; и знакомство с Томом Хэнксом. Перед Бандерасом открывались

все новые двери. Картины следовали одна задругой. И чем успешнее складывалась

его карьера в Америке, тем больше менялась его жизнь. Сначала Ана повсюду ездила

с ним на съемки, но один проект сменялся другим, и у нее скоро поубавилось

желания мотаться по свету. К тому же она не разделяла любви мужа к Соединенным

Штатам.

Бандерас много работал. На очереди был ";Отчаянный"; Роберта Родри-геса. Режиссер

увидел Бандераса в одной из картин Альмодовара: ";Меня поразило, как он

двигается. Он полон упругой энергии, которая бывает только у испанцев и

итальянцев, и умеет так мобилизовать эту идущую из нутра силу, что ему нельзя не

верить";. ";Возможно, я взял больше от танцоров фламенко и тореадоров, чем от

Терминатора";, - говорил Антонио.

Вслед за ";Отчаянным"; Бандерас заключил контракт еще на три фильма подряд.

Особенно интересными были съемки картины ";Перебор";. Во-первых, ставил ее

соотечественник Бандераса Фернандо Трубэа. Во-вторых, ему предстояло работать с

Гриффит, одной из его любимых американских актрис. ";Я с нетерпением ждал новой

встречи";. Бандерас клялся, что в течение съемок их отношения с Гриффит

оставались платоническими. Муж Мелани Дон Джонсон навещал жену, к Антонио

приезжала Ана. Бандерас пытался убедить себя, что их с Мелани взаимное влечение

развеется само собой, когда съемки закончатся. ";Но этого не произошло. После

съемок мы часто перезванивались, потом опять встретились, и вот тут я понял, что

по-настоящему влюблен";. Об их романе немедленно стало известно, кто-то даже

писал, что эта рекламная уловка для создания ажиотажа вокруг ";Перебора";. Устав

от сплетен, они предстали перед камерами на вручении наград за лучшие

видеофильмы в июне 1995 года. ";Именно в тот день мы решили, что пора расставить

все по местам, иначе пресса с ее домыслами превратит нашу жизнь в полный

кошмар";, - говорил Бандерас. Они вместе появились на публике, держались за руки

и все

608

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

время целовались. Нетрудно догадаться, какой сильной была взрывная волна от

этого события. Скандальные хроники праздновали день урожая. Фотографы не

пропускали ни одного их поцелуя на публике. Теперь, когда их отношения перестали

быть тайной, казалось, что все хотят на этом заработать.

Бандерас всегда считал себя прежде всего испанцем, поэтому и не думал покупать

дом в Лос-Анджелесе, хотя начиная с 1991 года проводил в Калифорнии все больше

времени. У Гриффит, несмотря на наличие двух детей, в тот момент тоже не было

постоянного дома - в результате развода с Джонсоном, которого она с трудом

добилась, она лишилась всей своей недвижимости в Калифорнии. Некоторое время

Антонио и Мелани жили порознь - каждый был связан своим контрактом и должен был

находиться там, где происходят съемки.

Фильм ";Убийцы"; снимался в Сиэтле. Бандерасу предстояло сыграть предприимчивого

убийцу, вознамерившегося убрать своего бывшего хозяина, которого играл Сталлоне.

Как-то в выходные, когда они с Мелани спали, раздался жуткий стук в дверь. На

пороге стояла Ана - сама обида и гнев. Она умоляла не зачеркивать прожитых

вместе лет, говорила, что их связывают кровные узы, что ничего у него с Мелани

быть не может. Ана просила Антонио вернуться к ней. Но это было бесполезно

Получив выговор за бестактный визит, Ана не собиралась сдаваться. Она заявила

испанской прессе, что, несмотря ни на что, не хочет давать развода. Как раз в то

время Антонио должен быть ехать в Испанию. Пора было познакомить родителей с

Мелани, Антонио хотелось получить их благословение.

В Испании буквально каждый шаг Антонио фотографировался, записывался на

магнитофон, снимался на пленку и регистрировался на бумаге. Газеты тут же

заклеймили Гриффит как разрушительницу домашнего очага и шлюху. Ану почитали как

великомученицу, которая ждет возвращения блудного мужа. Бандераса, что

интересно, пресса жалела: черт попутал, с кем не бывает, окрутила испанца

развязная американка. Родственники Антонио едва поздоровались с Мелани. Ей дали

ясно понять, что она здесь чужая. Ледяной прием оказал на Антонио действие,

прямо противоположное тому, на что рассчитывали родители. Он твердо решил, что

останется с Мелани. Никто не вправе добиваться его разрыва с той, которую он

любит. Бандерас понимал, что шумиха вокруг его личной жизни очень тревожила

продюсеров. Многое зависело от ";Отчаянного";, первого фильма с Бандерасом в

главной роли. Это была возможность проверить, может ли одно только его имя

привлечь зрителей в кинотеатры. Фильм вышел на экраны, и его успех превзошел все

ожидания.

Наконец состоялся развод с Аной. Нельзя сказать, что Бандерас совсем не

переживал по этому поводу. Он очень жалел Ану и понимал, что не только теряет ее

навсегда, но и надолго расстается с родиной.

Следующая роль - Че Гевара в экранизации рок-оперы ";Эвита";. Тут-то и встретились

снова на одной съемочной площадке Бандерас и его давняя почитательница Мадонна.

Гриффит поехала с ним. Она не хотела дать возможность Мадонне соблазнить Антонио

и ни на шаг не отходила от него К тому

609

же именно тогда Гриффит объявила, что ждет ребенка, который и появился на свет

осенью 1996 года. А в мае в Лондоне Антонио и Мелани поженились. Церемония

заняла 15 минут.

Вскоре Антонио сыграл еще одну блистательную роль - воинственного Зорро для

Стивена Спилберга, - которая позволила ему не только вволю поскакать верхом, но

и изобразить на экране галантного и благородного испанца.

Сейчас Антонио, похоже, не заботит ни повышенное внимание публики, ни падение ее

интереса, которое кое-кто предрекает. ";Я не испытываю страха. Я занимаюсь своим

делом уже 20 лет и верю только в то, что происходит между командами ";мотор"; и

";стоп";. К этому я шел всю жизнь";. Бандерас гасит последнюю сигарету,

откидываться в кресле и, улыбаясь, говорит: ";Ведь я, как любой актер, просто не

хочу взрослеть!";

ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ

(род. в 1935)

Итальянский певец (тенор).

Исполнитель партии Рудольфе в ";Богеме ";, Каварадосси в ";Тоске ";, герцога Мантуи

в ";Риголетто "; и Неморино в ";Любовном напитке ";.

Он спел в заглавной роли ";Отелло "; в Чикаго (США, 1991) Многое делает для

популяризации оперы. Вместе с Хосе Каррерасом

и Пласидо Доминго записал наиболее популярные оперные арии в период проведения в

Риме футбольных матчей на Кубок мира (1990).

В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол -

ну и, конечно, петь. Впрочем, в Италии, как известно, поют все. Отец Лучано

приносил домой пластинки знаменитых теноров - Джильи, Карузо, Мартинелли, и

вместе с сыном они слушали их буквально до дыр. Лучано забирался на стол в кухне

и голосил во все легкие ";Сердце красавицы";. В ответ на его истошное пение

одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: ";Баста1

Да замолчи же ты, наконец!!!";

Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда

на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в

театр во время репетиции. ";Я тоже хочу стать певцом!"; - выпалил он Джильи,

пытается таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать

футболистом.

Футболиста из него, как известно, не вышло. В 1961 году Лучано Пава-ротти занял

первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в том же году состоялся

его дебют в ";Богеме"; Пуччини. А через два года сбывалась заветная мечта молодого

певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра ";Ла Скала"; и начинал

триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих

выступлений в ";Метрополитен-опера"; Паваротти довел зрителей до состояния полной

эйфории, так что

ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов

Гиннесса.

Друзья называют Паваротти ";Big P";. ";Большой"; - не в смысле ";великий";, а в самом

что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один

голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть

150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти,

регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории

анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев.

Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини ";Тоска";. Во втором

акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле

держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской

посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо,

чтобы никто не слышал, сказал: ";Думаю, этот стул меня не выдержит";. Режиссер

заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом.

Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры.

Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул.

Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему

возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену

и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене ";Гранд-

опера"; не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся

Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска.

";Почему я так много ем?"; - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. -

Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор";. Что

поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить

ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог,

броситься на кухню и опустошить холодильник.

";Я самый тяжеловесный рэппер в мире";, - так великий тенор прокомментировал свои

выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стин-гом, Брайаном Адамсом,

ирландской группой ";U2";. Записи концертов ";Паваротти и друзья"; разошлись

миллионными тиражами по всему миру.

Лучано и Адуа познакомились еще подростками и были семь лет помолвлены до того,

как поженились. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый

приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но

впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль.

Кстати, именно Адуа Паваротти обязан тем, что стал певцом, а не учителем в

народной школе. В свое время она уговорила его брать уроки вокала. ";Немногие

женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать

Адуа";, - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что

их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга

самое большее 5 дней в месяц. ";За все время нашей совместной жизни я больше

разговаривала с ним по телефо-

611

ну, - говорила Адуа Паваротти, - чем виделась с мужем. Кстати, именно по

телефону он узнал о рождении наших дочерей";.

Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: ";Спагетти,

спагетти, потом - любовь";, - а на вопрос корреспондента, как она относится к

тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа

несколько лет назад ответила: ";Ничего страшного, если он посмотрит на

хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу";.

Увидев растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его

27-летней секретарши Николетты Ман-товани, нежащихся в Карибском море, Адуа в

этом усомнилась.

Эта Николетта не может не нравиться. Красивое личико с неотразимой улыбкой, как,

впрочем, и у ее соблазнителя. И при этом совсем не глупа. В Болонье она изучала

науки, стала хорошим психологом. Ведь она оказалась единственным человеком,

утешившим Лучано, когда итальянская команда проиграла матч на Кубок мира по

футболу. Разве это не так важно? А может ли кто-нибудь усомниться в ее подвиге,

когда она прогнала эту ужасную змею, незаметно пробравшуюся в комнату

божественного тенора в Бали?

Кто же устоит перед столь могущественной Венерой? Конечно, это не первая

пощечина, нанесенная мягкотелым героем семейному миру и благополучию. Он

постоянно пел дифирамбы своей законной и прямо-таки незаменимой супруге, умело

правившей империей Паваротти. Сейчас перед этим вечным странником открылось

свободное поле деятельности.

Адуа, управлявшая колоссальным состоянием этого добряка-гиганта, конечно, на все

его похождения закрывала глаза. Однажды Ватикан даже запретил Лучано участвовать

в торжественной мессе в нью-йоркском Сентрал-Парке, а супруга сделала вид, что

равнодушна к статьям, появившимся на этот счет в прессе. Но на сей раз Адуа

взбесили заполонившие прессу фотографии двух голубков, резвящихся в теплых водах

у берегов Барбадоса. Эта Николетта, разве она не твердит на всех перекрестках,

что мечтает родить Паваротти сына? Не издевательство ли это над ее тремя

дочерьми?

В ярости Адуа сорвала табличку с фамилией Паваротти с дверей дома в Саличета

близ Модены, где обитает весь их клан. На дверях осталась только ее фамилия:

Адуа Верони. Письмо, которое еще больше разожгло скандал, разгневанная Юнона

передала через своего адвоката. Его можно считать шедевром дипломатии. ";Для

любого создания, таков непреложный закон бытия, путь к успеху становится все

более размытым. Когда спускаются сумерки, -

612

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

написала она мужу с чарующей предупредительностью, - чувство конца и

одиночества, особенно часто посещающее людей, имевших успех в жизни, можно

подавить другими, глубоко укоренившимися чувствами, выдержавшими испытание

временем";.

Вместе с тем Адуа совершенно бескорыстна, чета Паваротти заключила брак на

условиях раздельного владения имуществом, и вопрос о разводе (по-итальянски) в

данный момент не стоит.

Лучано Паваротти дал интервью журналу ";Frau im Spigel";: ";Маэстро, психологи

расценивают ваш выбор столь молодой женщины в качестве спутницы жизни как

бегство от своего возраста. Что вы на это скажете?";

";Почему бы и нет? У меня было чудесное детство с прабабушкой, бабушкой, мамой,

тетками. У меня была прекрасная жизнь с моей женой и дочерьми. Мне удалось

сделать фантастическую карьеру. Сейчас я решил начать новую жизнь вместе с

Николеттой. Я уверен, она будет столь же прекрасна, как и все в моем прошлом.

Может, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости?";

";Когда ваша любовная история с секретаршей стала достоянием общественности, вы

как раз должны были петь в ";Метрополитен-опера";. Вы не боялись негативной

реакции публики''";

";Это был чистый кошмар! Некоторые люди не умеют отличать личное от

профессионального, сваливают все в одну кучу и думают, что, если певец отдал

свое сердце молодой женщине, это должно сказаться и на его творческом

мастерстве, причем в худшую сторону. Сплетни и злословие в прессе и враждебное

настроение публики - это была чудовищная нагрузка перед премьерой Но я выдержал

и это испытание";.

";Вы похудели на 15 килограммов. Заслуга Николетты?";

";Совершенно верно. Она заперла меня дома на три недели наедине с планом

диетического питания и соответствующими ему продуктами Ни спагетти, ни пиццы, ни

алкоголя... Сплошной сок, да еще водой разбавленный";.

";А как складываются отношения с вашей бывшей женой?";

";Мирно. С дочерьми тоже нет проблем - они умные девочки и очень меня любят";.

";У вас с Николеттой полное взаимопонимание или все же бывают какие-либо

разногласия?";

";По поводу еды - постоянно. Ее кулинарные способности - сплошная катастрофа Как-

то она собралась приготовить мне тортеллини. Для этого ей понадобилось звонить

из Нью-Йорка, где мы находились, своей матери в Болонью - чтобы узнать рецепт

Разговаривали они почти час. Очень, конечно, мило с ее стороны, но гораздо

дешевле было бы слетать в Италию";.

";Вы не собираетесь обзаводиться ребенком?";

";Обязательно. Я бы очень хотел мальчика, ведь всю жизнь я был окружен одними

женщинами. Но мы подождем еще пару лет 29 апреля 2001 года я отпраздную 40-летие

моей творческой деятельности и уйду ";на пенсию"; - буду преподавать вокал. Самое

время, чтобы снова стать отцом";.

613

АЛЛЕН ВУДИ

(род в 1935)

Собственное имя - Аллен Стюарт Кенигсберг.

Американский сценарист, режиссер, актер, мастер остроумной пародии и

оригинального юмора. Его фильм ";Энни Холл";завоевал трех ";Оскаров";.

Среди других его фильмов. ";Заснувший "; (1973), ";Манхэттен "; (1979), ";Ханна и ее

сестры "; (1986), в которых он участвовал как сценарист, режиссер

и актер, ";Все говорят, что я ее люблю "; (1996).

В конце 1970-х годов ставил драмы, например, ";Интерьеры "; (1978),

";Другая женщина "; (1988).

Вуди Аллена всегда окружают женщины. Он никогда не называет Сун-И (приемную дочь

своей бывшей жены Миа Фэрроу и ее второго мужа Андре Превена) по имени, а просто

- ";моя подружка";. По словам самого Вуди, он частенько обедает с редактором своих

фильмов - Сюзанной Морс, или с исполнительным директором - Джульеттой Тэйлор,

или с сестрой - Летти Аронсон, или со своим пресс-агентом; и все они - женщины.

Вуди и его гарем!..

";Я просто предпочитаю женщин, - говорил он. - Мне даже больше по душе, когда

интервью у меня берет не мужчина, а женщина. Вообще вокруг меня - сплошные

женщины Наверное, они мне нравятся потому, что в детстве я получил женское

воспитание... Мне случалось делать вид, что я прекрасно разбираюсь в

древнегреческих философах или являюсь горячим поклонником Родена, чтобы

поддержать разговор или понравиться женщине.. ";

Сюзанна Морс начала работать с Алленом еще во времена ";Энни Холл"; и была просто

тронута его застенчивостью. ";Меня представил ему главный редактор, а Вуди

вцепился в его рукав, совсем как мой 7-летний сынишка, и робко спросил меня:

";Будьте добры, мы можем сразу начать работать?"; Это было обворожительно!.. Я и

сама по натуре робка, но тут сразу же поняла, что мы сработаемся";. Ныне, после

18 лет совместной работы, Морс говорит, что понимает его с полуслова и уважает

его рискованную предприимчивость.

Аллен гордится тем, что в сценарии ему удаются хорошие женские роли. Это признак

того, что мужской ум к этой теме более чувствителен Однако большинство женских

образов - проститутки самого низкого пошиба или зацикленные на снобизме

великосветские дамы. Но в свое время Дайан Ки-тон получила роль Энни Холл, а Миа

Ферроу - роль Ханны. Теперь их бывший возлюбленный увлеченно перечисляет

награды, завоеванные его подругами-кинозвездами.

";Китон была первой актрисой, заинтриговавшей меня с тех пор, как я начал ставить

собственные фильмы. Я так много узнал от нее и от Миа.. Мне очень повезло с ними

обеими. И та и другая готовы были без конца слушать мои разглагольствования о

творческих планах Они поддерживали меня своей критикой Сегодня я не влюблен ни

в одну актрису и чувствую себя совер-

614

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

шенно иначе";. Похоже ли это на глоток свежего воздуха? ";В каком-то смысле - даже

лучше, но играть любовные сцены стало намного труднее. Я ощущаю тревогу -

особенно с Джулией Роберте или с Голди Хоун (эти актрисы сыграли в недавно

законченной им музыкальной эротической комедии). Я начинаю волноваться,

становлюсь каким-то зажатым, потому и предпочитаю работать с тем, кого уже знаю.

Но они ныне не такие дружелюбные, какими были когда-то...";

Вуди Аллен - это человек с обнаженными нервами, и его утверждение, что личные

горести никак не отражены в его фильмах, можно поставить под сомнение. Беда в

том, что он часто нуждается в уединении, но избранный им род занятий не

позволяет этого достичь. ";Жизнь - действительно очень странная штука. Думаешь,

что держишь ее под контролем и знаешь, что хорошо там, где нас нет, и все мы

жертвы этой судьбины. Когда я говорил, что в моей жизни всегда так много

зависело от удачи, все всегда раздражались и заявляли, что они-де сами хозяева

своего счастья. Но ведь можно распланировать всю свою жизнь и работать как вол и

каждое утро заниматься на тренажере (что, кстати, я сам тоже непременно делаю),

а в один прекрасный день выйти на улицу - и влюбиться в кого-нибудь с первого

взгляда или же попасть под автобус, что в конце концов совершенно одно и то же";.

Восхождение Аллена на экран в качестве комика закончилось в конце 1960-х годов,

когда его тогдашние менеджеры (а ныне - его же продюсеры) заявили, что больше не

могут видеть, как он подвергает себя такой пытке. Вуди уже стал любимцем публики

и расстраивался из-за того, что ему не позволяли проделывать нравившиеся ему

штуки, даже если они были понятны только немногим посвященным. Тогда он начал

ставить собственные фильмы.

";Для меня самое настоящее наслаждение - писать сценарий! Ведь что значит снимать

кино? Нужно терпеть и дождь, и собачий холод, а часы все время тикают, и каждое

движение стрелки уносит добрую тысячу долларов, а тебе еще все время под руку

говорят: ";Давай-ка торопись!"; Самое приятное чувство, испытываемое когда-либо

мною, это когда фильм выходит на экраны где-нибудь в Чикаго, а меня там нет! Я -

дома, в постели, читаю всякие книжки, играю на кларнете...";

...Вуди встретился с Миа Фэрроу осенним вечером 1979 года. Ему было 43, имя его

было окружено славой, но в личной жизни наступил трудный период. Ей было 36 лет,

позади остались два неудачных замужества (с Фрэнком Синатрой и композитором

Андре Превином), про которые она стара-

лась забыть, играя в бродвейских комедиях. В фешенебельном нью-йорки ресторане

";Элейн";, где у Вуди свой именной столик, их познакомил am лийский актер Майкл

Кейн. В тот первый раз она не сказала ему, что уже давно преклоняется перед его

талантом и даже вложила его фотографию в свою записную книжку.

Через несколько недель Миа неожиданно получила по почте приглашение на

новогодний бал, который устраивал ее кумир. Правда, она не обольщалась: ";Весь

Нью-Йорк получил тогда такие же!"; На том балу они перекинулись лишь парой слов.

Она, конечно, не подозревала, что этот робкий человечек не уделял столько

внимания никому из приглашенных, а среди них были самые богатые и известные люди

Америки. Через какое-то время она отправила ему весточку - дань вежливости и

благодарности. В ответ - через секретаршу - незамедлительно последовало новое

приглашение, но теперь - пообедать вдвоем.

Последующее свидание вновь устроила секретарша Вуди, его самого один вид

телефона приводит в ужас... Он долго не решался на открытые ухаживания. Миа

вспоминала: ";Мы встречались только, чтобы отобедать вместе. И если уж

присмотреться, это продолжается по сей день!";

Их отношения становились все более искренними, близкими, прочными. Вуди

преодолел в себе страх перед телефоном и звонил ей каждое утро, едва она

проснется. Он стал приезжать за ней к 7 вечера, чтобы отвезти ее в ресторан, или

в оперу, или в кино. Все чаще он приглашал ее провести с ним уик-энд, и вскоре

по-настоящему влюбился и в семерых детишек, заботливую маму которых он уже давно

и безнадежно любил: Мэтью, Саша и Флет-чер - ее сыновья от второго брака; Лэрк,

Дейзи и Сун-И - три девочки-сироты (две первые - вьетнамки, последняя -

кореянка), которых Миа удочерила; наконец, Мозес Амадеус - седьмой ребенок,

также усыновленный ею, и тоже корейского происхождения - он страдает

церебральным параличом.

Вроде бы все на свете должно было развести их в разные стороны. Она ненавидит

занятия спортом - он обожает их; она любит завтракать поутру дома - он

предпочитает поздний ужин в ресторане; она питает слабость к простеньким уличным

забегаловкам - он больше склонен к фешенебельным заведениям; она окружила себя

животными - у него на них почти аллергия; она мечтает проплыть вниз по Амазонке

и взобраться на Килиманджаро - он желает себе никогда не попадать в подобные

места; она никогда не болеет и не знает, что такое термометр - он хворает

постоянно и измеряет температуру каждые два часа; она так же ловко водит

трактор, как меняет в доме электропроводку - он не в состоянии правильно

заменить ленту в своей пишущей машинке; в любых обстоятельствах она оптимистка -

он самый безнадежный из пессимистов... Пожалуй, достаточно. Вряд ли стоит

перечислять дальше.

Впрочем, есть у них одна общая страсть - это любовь к детям! Правда, эта одна-

единственная найденная точка соприкосновения - скорее, ее заслуга, потому что до

их встречи он считал, что ";рожать и вое-

616

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

питывать детей - здесь нет ничего выдающегося, любой дебил в состоянии отлично

справиться с этим";.

Вуди уже не хватало и ";их"; детей. В 1985 году они усыновили маленькую Дилан из

Техаса. А еще через два года у них родился сын Сэтчел. Вуди был счастлив и горд,

но не хотел, чтобы сын носил его фамилию, и официально дал ему другую - своего

любимого бейсболиста - Пейдж.

Вуди Аллен и Миа Фэрроу не состояли в официальном браке и не жили под одной

крышей. Девять детей и мать жили вместе в окружении двух кошек, нескольких

шиншилл, попугая, канарейки и разных тропических рыб в аквариуме. Окна квартиры

выходили на зелень Центрального парка, по другую сторону которого в одном из

небоскребов на пятой авеню обитает в ";дуплексе"; в двухкомнатной квартире Аллена.

Ему нужен был покой и одиночество, чтобы размышлять и творить. Миа понимала это.

Уик-энды они проводили вместе в Коннектикуте, в загородном доме Фэрроу. Но и в

будни Вуди находил время для детей, проявил себя нежным и заботливым отцом. ";Кто

знает, живи мы вместе, может и не сложилось бы все так хорошо";, - говорил Вуди.

Он звонит без конца, спрашивая о новостях. Он восхищался этой маленькой хрупкой

женщиной, которая прежде всего - мать, а потом уже - талантливая актриса. Своей

энергией и жизнелюбием она заряжала его. Он был закоренелым полуночником и

перестал быть им, признавшись однажды, что в жизни знает только две страсти -

это работа и дети. Чтобы не разлучаться надолго с детьми, он снимает фильмы

теперь все больше на Манхэттене или где-то поблизости. Раз в год Вуди с семьей

проводил отпуск в Европе, туда они приезжали инкогнито, насколько это возможно.

";Я думаю, - говорил Вуди, - что мы сохранили взаимопонимание по одной-

единственной причине: мы встретились довольно поздно, и каждый из нас, по опыту

прошлой жизни, выбрал свой собственный путь. Если бы это случилось в других

обстоятельствах - ничего бы не вышло... Сейчас некоторые, глядя на наш образ

жизни, недоумевают. Но у нас все хорошо. Абсолютно хорошо. Миа для меня -

идеальная женщина";.

И вдруг в один день все рухнуло. ";Сердце имеет лишь то, чего само захочет";, -

говорит герой фильма Аллена. Сун-И подросла и в 19 лет влюбилась в Аллена. Этот

роман начался зимой 1992 года на баскетбольном матче. Втайне от Фэрроу Сун-И

бегала через Центральный парк на свидания с Вуди. Однажды Миа нашла в квартире

Аллена фотографии обнаженной Сун-И. Избив дочь, она вырвала ее фото из семейного

альбома.

Фэрроу подала на Аллена в суд, обвинив его в инцесте. Она выиграла процесс и

уехала в Коннектикут. Аллен с тех пор стал жить с бывшей ";дочерью"; открыто.

Режиссер даже решил снять фильм о своих переживаниях под названием ";Ошибка

правосудия";, но Миа и тут его обошла, выпустив автобиографическую книгу ";То, что

я потеряла";. Она обнародовала еще одну сенсационную новость - Вуди Аллен

соблазнил не только Сун-И, но и младшую приемную дочь Фэрроу - Дилан, которой

исполнилось... пять лет. Остается только гадать, правда это или такова страшная

месть отвергнутой женщины.

617

Немного погоревав, Аллен вновь принялся за работу. Мэтр держится молодцом, но на

его лице еще видны следы житейских бурь.

Несмотря на разрыв с Фэрроу, режиссер продолжает утверждать, что с ней очень

приятно работать. ";Да, у нас были проблемы в личной жизни, но я никогда не

сомневался в том, что Миа замечательная актриса. Я писал для нее великолепные

роли, а она оживляла их своим талантом";.

619

БИБЛИОГРАФИЯ

Акимова А. Вольтер. - М.: ";Молодая гвардия";, 1970.

Амет Ж.-П. Музы Брехта - Париж: ";Пуэн";; М.: ";За рубежом";, 1992.

Баздарева Е. Секс-монстр по имени Майкл Дуглас. - М.: ";Частная жизнь"; 1995

Берберова Н. Железная женщина. - М.: ";Издательство политической литературы";,

Биркин К. Временщики и фаворитки. В 3 т. - СПб, 1871.

Большой Энциклопедический словарь. В 2 т. - М.: ";Советская энциклопедия"; 1991

Борисов Ю. ";Love Story";. - М.: ";Советская культура";, 1991.

Брагинский А. Непредсказуемый Делон. - М.: ";Мир звезд";, 1992.

Бретон Ги. Истории любви в истории Франции. В 5 т. - М.: Крон-Пресс, 1993.

Валишевский К. Петр Великий. - Санкт-Петербург: ";Сфинкс";, 1911.

Валишевский К. Екатерина Великая. Вокруг трона.

Валтари М. Синухе-египтянин. - СПб, 1994.

Васильева Л. Кремлевские жены. - М.: ";Вагриус";, 1992.

Видаль Л. Ненасытный Дюма. - М.: ";За рубежом";, 1997.

Владимирова В. Навсегда! - М.: Экран, 1995.

Володина П. Тайна, известная всем. - М.: ";Вокруг света";, ноябрь 1995

Воробьева М. Женщины Ива Монтана. - М.: ";Юридическая газета";, 1992.

Галло М. Беспокойное сокровище великого корсиканца. - ";За рубежом";, 1997

Гарсия. Последняя муза Пикассо. - Мадрид: ";Пайс Семаналь";; М.: ";За рубежом";,

Гельман 3. Любимая женщина Маяковского. - М.: ";Независимая газета";, 1996

Глоггер Г.-М. Женщины Кеннеди. - Цюрих: ";Швайцер Иллюстрирте";- М ' ";За рубежом";,

1996.

Горский С. Жены Иоанна Грозного. - М.: ";Книгоиздательство ";Дело";";, 1912

Де Сад (маркиз де Сад). Жюстина. - Кишинев: ";Ада";, 1990.

Дубинский М. Женщина в жизни великих и замечательных людей. - СПб 1900

Дункан А. Моя жизнь. - М.: ";Контракт";, 1992.

Дюку Ф. Великие страсти великих людей. Выпуски I, II. - ";ELLE";, 1997.

Евгеньева М. Любовники Екатерины. - М.: Внешторгиздат, 1989.

Есенин: Андреев А. Есенин. Мариенгоф. Роман без вранья. - М.: Армада, 1997

Жан-Поль. Симона и другие. - М.: ";За рубежом";, 1997.

Зайчик И. Беата Тышкевич: мой восточный роман. - М.: ";Караван историй";, 2002

Земерау А., Цайдлер П. Великие куртизанки: Исторические новеллы. - Н. Новгород-

";Флокс";, 1992.

v

Иванов Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней. - Санкт-

Петербруг: типография П. Ф. Пантелеева, 1906.

Иманов М. Гай Иудейский. - М.: ";Армада";, 1997.

Иоанн Грозный, Петр Великий, Меншиков, Потемкин, Демидовы: Биогр очерки -

Челябинск: ";Урал";, 1994.

Казанова Д. История моей жизни. - М.: СП ";Вся Москва";, 1990.

Калашников И. К. Жестокий век. - М.: ЭКСМО, 1993.

Каменский А. Б Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: ";Знание";,

Карцева Е. Ава Гарднер, Фрэнк Синатра. - М.: ";Видео-Асе";.

Катанян В. Две сестры. - М.: ";Домовой";, № 3, 1996.

Кашмадзе И. Любимец богов и женщин. - М.: ";Любовь";, 1997.

Кенигсберг. Рихард Вагнер. - М.: ";Музыка";, 1972.

Киреев Р. Желаю умереть в наслаждении. - М.: ";Труд";, 1998.

Киреев Р. Музы любви. В 2-х т. - М.: ";Слово/SLOVO";, 1995.

Кириллов А. Портрет вождя в семейном интерьере. - М.: ";Эхо планеты";, 1993.

Кириллов А. Я была собакой председателя Мао. - М.: ";Эхо планеты";, 1991.

Клессман Э. Госпожа тайная советница. - Франкфурт-на-Майне: ";Франкфуртер Аль-

гемайне-Магацин";; М.: ";За рубежом";, 1992. Коваленко Ю. Ольга Хохлова. - мадам

Пикассо. - М.: ";Неделя";. Коваленко Ю. ";Роже Вадим и его женщины";. - М.:

";Известия";, 1996. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. - М.: ";Радуга";, 1987.

";Король гитары"; - Париж: ";Экспресс; М.: ";За рубежом";, 1990. Кончаловский А.

Низкие истины. - М.: ";Совершенно секретно";, 2001. Которн Н. Президенты и секс. -

Мн.: ";ИнтерДайджест";. Смоленск: ТОО ";Эхо";, 1997. Кычанов Е. И. ";Жизнь Темчужина,

думавшего покорить мир";. - М.: ";Наука";, 1973. Лансон Ф. Антонио Бандерас:

корабль у пристани. - Париж: ";Либерасьон";; М.: ";За

рубежом";, 1997.

Лану А. Мопассан. - М.: ";Молодая гвардия";, 1971. Лежи Р. Княгиня грез. -

Смоленск: ";Русич";, 1996. Лилеева И. Жизнь Бальзака (Вступительная статья. Собр.

соч. Оноре Бальзака. Т. 1). -

М.: ";Правда";, 1960. Линдсей К. Разведенные, обезглавленные, уцелевшие жены

короля Генриха VIII. -

М.: ";Крон-Пресс";, 1997. Лурье С. Тютчев: Послание к N. N. - М.

Любимов Л. Тайна императора Александра I. - М.: ";Юность";, 1994. Любовь в письмах

выдающихся людей XVIII и XIX века. Сост. Чеботаревская А. -

М.: ";Московское книгоиздательство";, 1913. Любош С. Последние Романовы. -

Ленинград: ";Петроград";, 1924.

Марчелло Мастрояни: король сердец. - М.: ";Дочки матери";.

Массой Ф. Наполеон и его женщины. - М.: ";Крон-Пресс";, 1993.

Медведенко А. Муза на роль богини и ";полового коврика";. - М.: ";Вокруг света";,

1995.

Миллер М. Все жены Алена Делона. - М.: ";Собеседник";, 1997.

Михаэльсен С. Марлон Брандо - ";звезда"; на закате. - Гамбург: ";Штерн";; М.: ";За

рубежом";, 1996.

Муратов П. П. Образы Италии. - М.: ";Республика";. 1994.

Нуде Ж. Ж. Мелодрама с привкусом инцеста. - М.: ";ELLE";, 1997.

Овчинникова С. Т. А. С. Пушкин: ";Ах, душа моя, какую женку я себе завел!"; - М.:

ЛГ-Досье, № 6, 1993.

О Есенине. Сост. Кошечкин С. П. - М.: ";Правда";, 1990.

Оклянский Ю. Гарем Бертольда Брехта. - М.: Совершенно секретно, 1997.

Окуневская Т. Татьянин день. - М.: ";Вагриус";, 1998.

Пайкова Л. Великий писатель или великий любовник? - М.: ";Любовь";. 1997.

Патридж Б. История оргий. - М.: ";Крон-Пресс";, 1997.

Пигарев К. Тютчев и его время. - М.: ";Современник";, 1878.

Прессман И. Марчелло Мастроянни: король сердец. - М.: ";Дочки-матери";, 1997.

Ральф Г. Мартин. Женщина, которую он любил. - М.: ";Изд-во Русанова";, 1993.

Павленко Н. И. Петр Первый. - М.: ";Молодая гвардия";, 1976.

Полегаев Г. Санитарка, звать Йованка. - М.: ";Эхо планеты";, 1992

Реймерс Г. Жены и музы. Портреты спутниц великих мужей. - М.: ";Иностранная

литература";, 1992.

Рейне С. Роберт де Ниро предпочитает черных женщин и не может обойтись без своей

работы и... хорошего кофе. - М.: ";ELLE";, 1996.

Роек Т. Счастье было обманом. - М.: ";Неделя";.

620

100 ВЕЛИКИХ ЛЮБОВНИКОВ

Роек Т. Чувство греха им было неведомо. - М.: ";Неделя";, 1991.

Роже Вадим. Три самые прекрасные женщины. - М.: ";Искусство кино";, № 6-8, 1991.

Романов В., Лубченков Ю. Любовь и власть. - Вильнюс: ";Полина";, 1991.

Рудницкий К. Л. А. В. Сухово-Кобылин. - М.: ";Искусство";, 1957.

СавосинД. Элизабет Тейлор - Ричард Бартон: несбыточный рай у очага - М.:

";Культура";, 1995.

Савосин. Франсуа Трюффо: Певец любви неразделенной. - М.: ";Видео-АСС-Пре-мьер";,

1995.

Сафронова Д. Н. Виктор Гюго. - М.: ";Просвещение";, 1989.

Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати Цезарей. - М.: ";Художественная литература";,

1990.

Святой черт. Тайна Григория Распутина. Сост. Кочеткова А. - М.: ";Книжная

палата";, 1990.

Сенсационные браки и брачные обряды. - Мн.: ";Литература";, 1997.

Славич Ю. М. STARS: из частной жизни кинозвезд. - М.: ";Панорама";, 1996.

Словарь искусств. - М.: ";Внешсигма";, 1996.

Смирнова Е. Человек, который не был Мегрэ. - М.: ";Эхо планеты";, 1993.

Соломин Н. Сто тринадцать мгновений. - М.: ";АиФ-Любовь";.

Сосновский А. Лики любви. - М.: ";Знание";, 1992.

Стуруа М. Зиппергейт. - М.: ";Московский комсомолец";, январь 1997.

Танеева-Вырубова А. А. Распутин. - М.: ";Панорама";, 1990.

Токарев Л. Медальоны. - М.: ";ЛГ-Досье";, 1994.

Толмачев М. В. Свидетель века Виктор Гюго (Вступительная статья. Собр. соч.

Виктора Гюго. Т. 1.). - М.: ";Правда";, 1988.

Томас Э, Айзикофф. Клинтон против Джонс. - Нью-Йорк: ";Ньюсуик";; М.: ";За

рубежом";, 1997.

Трумэн М. Президенты и секс. - Мн.: ";ИнтерДайджест";; Смоленск: ТОО ";Эхо";, 1997.

Тэйлор Д. Злая шутка Марчелло. - Лондон: ";Санди Телеграф";, М.: ";За рубежом";,

1996.

У любви как у пташки крылья. - Париж: ";Фигаро";; М.: ";За рубежом";, 1996.

Уоллес И. Пикантные страницы истории в лицах. - М.: ";Марианна";, 1993-94.

Федорова Е. В. Люди императорского Рима. - М.: ";Изд-во МГУ";, 1990.

Филатова Л. Грешники Голливуда. - М.: ";Культура";, 1995.

Филоп-Миллер Р. Святой демон Распутин. - М.: ";Республика";, 1992.

Фишман Ю. Ромео для всех возрастов. - М.: ";Деловая женщина";, 1992.

Фридрих Д. Одиссей и его русалка. - Франкфурт-на-Майне: ";Франкфуртер Альге-

майне-Магацин";; М.: ";За рубежом";, 1996.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 томах. - М.: ";Республика";, 1994.

Харрис А. Ее имя Дженнифер Флауэрз. - М.: ";ЛГ-Досье";, 1993. Хейг К. Елизавета I

Английская. - Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997. Хейман Д. Мэрилин и президент.

Париж: ";Пари-Матч";; М.: ";За рубежом";, 1990. Цвейг С. Бальзак. - М.: ";Молодая

гвардия";, 1963. Чаплин Ч. Моя биография. - Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997. Шарая

Т. Йованка - вдова Югославии. - М.: ";Семья";, 1996. Швааб К. ";Вадим, или Исповедь

отгулявшего донжуана";. - М.: ";Собеседник";, 1994. Шкаровская В. Спагетти,

спагетти, потом - любовь. - М.: ";Любовь";, 1997. Щуплов А. Кто вы, доктор Брехт.

- М.: Книжное обозрение, № 46, 1997. /. Wallace, S. Wallace, A. Wallace, D.

Walkchinsky. The intimate sex lives of famous people.

Great Britain by HUTCHINSON in 1981. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. -

Ефрона И. А. В 86 томах. - М.: ";Терра";, 1994. Эриксон К. Екатерина Великая. -

Смоленск: ";Русич";, 1997.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие;

ДЖОВАННИ ДЖАКОМО КАЗАНОВА; ЛЮДОВИК XIV; НАПОЛЕОН БОНАПАРТ; ЛЮДОВИК XV; ДЖОН

ФИЦДЖЕРАЛЬД КЕННЕДИ; АВГУСТ II СИЛЬНЫЙ; ФРАНЦИСК I; КАРЛ II; ГЕНРИХ IV; ГРИГОРИЙ

ЕФИМОВИЧ РАСПУТИН; ДОНАСЬЕН АЛЬФОНС ФРАНСУА САД; АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН; ГАЙ

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ; НАПОЛЕОН III (ЛУИ НАПОЛЕОН БОНАПАРТ); АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ,

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ; ЧИНГИСХАН (ТЭМУДЖИН, ТЕМУЧИН); ИВАН IV ГРОЗНЫЙ; АРМАН ЖАН ДЮ

ПЛЕССИ РИШЕЛЬЕ; ГАЙ ЦЕЗАРЬ КАЛИГУЛА; КАРЛ ВЕЛИКИЙ; ПЁТР I ВЕЛИКИЙ; ГЕНРИХ VIII;

ФИЛИПП II, ГЕРЦОГ ОРЛЕАНСКИЙ; НЕРОН; АЛЕКСАНДР VI, РОДРИГО-ЛАНСОЛЬ БОРДЖИА;

АЛЕКСАНДР ДЮМА-ОТЕЦ; ОНОРЕ ГАБРИЭЛЬ РИКЕТИ МИРАБО; ДЖОРДЖ-ВИЛЛЕРС БУКИНГЕМ;

РИХАРД ВАГНЕР; АЛЕН ДЕЛОН; ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ; ФЕРЕНЦ ЛИСТ; ПАБЛО

ПИКАССО; ГАБРИЭЛЬ Д'АННУНЦИО; ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ОРЛОВ; ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН

БАЙРОН; ЧАРЛЗ СПЕНСЕР ЧАПЛИН; КАРЛ VII; ЭРНЕСТ МИЛЛЕР ХЕМИНГУЭЙ; ВОЛЬТЕР;

ЛЮДОВИК XI; МАРЧЕЛЛО МАСТРОЯННИ; ЭЛВИС (ЭЙРОН) ПРЕСЛИ; АРИСТОТЕЛЬ ОНАССИС; ОНОРЕ

ДЕ БАЛЬЗАК; РОБЕРТ-ДАДЛИ ЛЕСТЕР; ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ УЭЛЛС; ФРЭНК СИНАТРА; ГИ ДЕ

МОПАССАН; ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОТЁМКИН; ЭДВАРД АЛЕКСАНДР (АЛИСТЕР) КРОУЛИ;

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ; ЭДУАРД VII; РУДОЛЬФО ВАЛЕНТИНО; ДЖЕК НИКОЛСОН;

АХМЕД СУКАРНО; АЛЬФРЕД ДЕ МЮССЕ; ЖАН ПОЛЬ БЕЛЬМОНДО; СЕРГЕЙ ЕСЕНИН; УИЛЬЯМ КЛАРК

ГЕЙБЛ; ДЖИМИ ХЕНДРИКС; ЖАН ПОЛЬ САРТР; РОБЕРТ ДЕВЕРЕ ЭССЕКС; МАЙКЛ ДУГЛАС; ЛОПЕ

ФЕЛИКС ДЕ ВЕГА КАРПИО; РИЧАРД БАРТОН; СИЛЬВЕСТР СТАЛЛОНЕ; АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

РАЗУМОВСКИЙ; ГАРРИ КУПЕР; АНДРОН МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ; АЛЬФРЕД Д'ОРСЕ; ИВ

МОНТАН; ДАГОБЕР I; СТЕНДАЛЬ; ХЭМФРИ БОГАРТ; ВИКТОР МАРИ ГЮГО; АЛИ СУЛЕЙМАН ХАН;

МАРЛОН БРАНДО; ВАДИМ РОЖЕ; ЖАН-КЛОД ВАН ДАММ; РАССЕЛ БЕРТРАН; ФИЛИПП-ФРАНСУА-

НАЗЕР ФАБР Д'ЭГЛАНТИН; ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ ФОН ШИЛЛЕР; БЕРТОЛЬД БРЕХТ; МАО

ЦЗЭДУН; БИЛЛ КЛИНТОН; ПЛАТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗУБОВ; ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ БЕРИЯ;

ЛИНДОН ДЖОНСОН;

ЭДУАРД VIII, ГЕРЦОГ ВИНДЗОРСКИЙ; ФРАНСУА ТРЮФФО; РОБЕРТ ДЕ НИРО; ЖОРЖ СИМЕНОН;

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ; КАРЛ ЭРНСТ ИОГАНН БИРОН; АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУХОВО-

КОБЫЛИН; ИОСИП БРОЗ ТИТО; АНТОНИО БАНДЕРАС; ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ; АЛЛЕН ВУДИ;

БИБЛИОГРАФИЯ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Что такое философия?

    Список учебников
    ... intellectu quod non ... антиинтеллектуализма (неразумия, безумия — говоря по- ... чтоэти гармонические противоречия именно противоречия, не должно вызывать сомнения. Возьмем такой пример — любовь ... это уже серьезно, этород умственной болезни. В таком ...
  2. Что такое философия?

    Книга
    ... intellectu quod non ... антиинтеллектуализма (неразумия, безумия — говоря по- ... чтоэти гармонические противоречия именно противоречия, не должно вызывать сомнения. Возьмем такой пример — любовь ... это уже серьезно, этород умственной болезни. В таком ...
  3. Что такое собственность? или исследование о принципе права и власти

    Исследование
    ... бы безумием и ... чтотакое монархия? Это суверенность одного человека. Чтотакое ... что признавалось всеми всегда и везде, - quod ab omnibus, quod ubique, quod ... . 15. Знакомство с логарифмами этогорода, таблицы которых, в высшей ... чувствительности; этолюбовь к ...
  4. Что такое философия? 1981 (Делез Ж Гваттари Ф ) Часть 1

    Автореферат диссертации
    ... таким образом множествами. Именно такогорода ... чтотакое концепт? 43 Декарта: это то, что ... Quid juris?" Например, потеря памяти или сумасшествие -- может ли это ... мысли предусматривалось этобезумие двойного искажения, ... предстает как любовь к хорошо ...
  5. Что такое инклюзивное (включающее) образование? по материалам альянса правозащитных организаций " спасите детей" (" save the children" )

    Документ
    ... чтотакое «программа» в обычном понимании этого слова. Это ... этобезумием. По-моему, при включенном телевизоре сосредоточиться невозможно. Они же говорили, что ... То, что ребенок делает с любовью, он ... ; и посещение такогорода школ является факультативным ...

Другие похожие документы..