Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ЯГЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

п.Ягельный, Надымский район, ЯНАО, 629761
тел: (34995) 19-0-11, факс 19-0-11, jashko@

Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

«Ягельная средняя общеобразовательная школа»

на 2011-2015 годы

Рассмотрено и утверждено

педагогическим советом

Протокол № 7 от 24.05.2011г

п. Ягельный

2011 г.

Оглавление

Паспорт проекта основной образовательной программы начального общего образования……… 4

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………........ 6

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………………....……9

2.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...........9

2.2. Характеристика личностных результатов (Приложение 4)……………………………...……10

2.3. Характеристика метапредметных результатов (Приложение 5)…………………………….. 10

2.4. Характеристика результатов программы «Чтение. Работа с текстом»……………………....10

2.5. Предметные результаты…………………………………………………………...…………….10

3. Учебный план……………………………………………………………………………………….....13

3.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..13

3.2. Учебный план начальной ступени обучения МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»…………………………………………………………………………………………………… 16

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………..……………...…...18

4.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….. 18

4.2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий……………………………………………………………………………...19

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов…………..... 21

4.4. Система типовых заданий для оценки сформированности универсальных учебных действий…………………………………………………………………………………………………… 21

4.5. Контрольно-оценочные действия……………………………………………………………. 22

4.6. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий (Приложение 12)……………………………………………………………………………………………..…… 22

4.7. Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения............................................................................................................22

4.8. Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе……………..……...22

5. Основные программные положения по отдельным учебным предметам, курсам………………..23

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………………………………...41

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни……………............47

7.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….......47

7.2. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни…………………………………………………………………………...48

7.3. Структура и содержание системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни при реализации ООП НОО……………………………………………….…48

8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………..52

8.1. Оценка личностных результатов………………………………………………………………...53

8.2. Оценка метапредметных результатов…………………………………………………………...53

8.3. Оценка предметных результатов………………………………………………………………...53

Приложение 1………………………………………………………………………………………….....56

Приложение 2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………………………………………..57

Приложение 3. Особенности обучения в начальной школе………………………………………….63

Приложение 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования ……………………………………………………..…………………64

Приложение 5. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.……………..…………………………………………………………65

Приложение 6. Характеристика результатов программы «Чтение. Работа с текстом» по классам…………………………………………………………………………….…………………………..69

Приложение 7. Характеристика предметных результатов на разных этапах обучения по УМК «Школа России» на ступени начального общего образования…………….…………………………71

Приложение 8. Предполагаемый спектр занятий по направлениям внеучебной деятельности……98

Приложение 9. Возможности формирования УУД через учебные предметы……………………….99

Приложение 10. Типовые задания для оценки сформированности универсальных учебных действий…………………………………………………………………………………………………….101

Приложение 11. Уровни развития контроля………………………………………………………….132

Приложение12. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий…………………………………………………………………………………………………….134

Приложение 13. Календарь традиционных школьных дел и праздников…………..………………137

Приложение 14. Система спортивно-оздоровительных мероприятий.……………………………..138

Приложение 15. Договор о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением «Ягельная средняя общеобразовательная школа»…………………………140

Паспорт основной образовательной программы

начального общего образования

Параметры

Содержание

Наименование Программы

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Ягельная средняя школа» (далее - ООП НОО МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»)

Нормативная база для разработки

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 01.12.2007 №309-ФЗ) ст.6, 7, 9, 14, 15, 32.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

-Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196 (с изменениями на 18 августа 2008г.);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189;

- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Ягельная средняя общеобразовательная школа», утвержденный приказом Департамента образования Администрации МО Надымский район от 07.10.2008г. №548;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

- Примерные программы начального общего образования.

- Концепция УМК «Школа России»;

-Нормативно-правовая база МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».

Научно-методические

основы

Системно-деятельностный подход, разработанный в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Гальперина П.Я

Личностно-ориентированный подход, концепция адаптивной школы (Якиманская И.С., Шамова Т.И., Лизинский В.М., Третьяков П.И.).

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные разработчики ООП НОО МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Рабочая группа по подготовке к введению федерального государственного стандарта начального общего образования в ОУ.

Основная цель

Создание условий для достижения выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи Программы 

Задачами реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

1. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися.

2. Способствовать развитию способностей обучающихся через организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, а также систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей социальных партнёров.

3. Вовлекать обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектирование и развитие внутришкольной социальной среды.

4. Формировать опыт предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного познания, современной картины мира.

Сроки и этапы реализации Программы

Программные мероприятия охватывают период с сентября 2011г. - август 2015г.

Основные разделы Программы

  • Паспорт ООП НОО МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа».

  • Пояснительная записка.

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  • Учебный план по УМК «Школа России».

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  • Основные программные положения отдельных учебных предметов, курсов.

  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • Приложения

Источники

финансирования

Средства федерального бюджета.

Средства бюджета муниципального образования.

Другие (дополнительные) источники финансирования.

Предполагаемые результаты

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции,

  • наличие социальных компетенций;

  • сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты: освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Управление реализацией ООП НОО МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Возможны коррективы (не чаще 1 раза в год):

- вариативной части учебного плана (в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся);

- программно-методического обеспечения по мере включения в образовательный процесс новых программ и учебников,

- содержания программы в зависимости от условий, особенностей и запросов обучающихся и их родителей.

1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы и на основе анализа деятельности школы с учетом возможностей  УМК «Школа России».

Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягельная средняя общеобразовательная школа» находится в поселке Ягельный в 130 км от Надыма, является единственным общеобразовательным учреждением поселка, центром социокультурного пространства. Окружающая школу социальная среда оценивается как благоприятная, ОУ поддерживает связь и активно сотрудничает с базовым предприятием поселка - Ягельным ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», а также с Администрацией МО посёлок Ягельный, МДОУ «Лесовичок», культурно-спортивным комплексом п.Ягельный, музыкальной школой и др. Школа открыта в 1987году, расположена в типовом здании, рассчитанном на 392 учащихся, территория школы благоустроена, освещена, имеет спортивную и «зеленую» зону для игр и прогулок. В школе имеются 15 учебных кабинетов, методический кабинет, библиотека с читальным залом, кабинет обслуживающего труда, медиа-кабинет, спортивный зал, бассейн, кабинет психолога и логопеда, сенсорная комната, медицинский кабинет, кабинет школьного самоуправления, столовая. В 2006 году проведен капитальный ремонт здания школы, созданы условия для ведения успешной образовательной деятельности. Дополнительные сведения об общеобразовательном учреждении в Приложении 1.

ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, требования к условиям реализации ООП НОО (Приложение 2) и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, на основе образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Образовательная программа МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями ФГОС НОО содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план по УМК «Школа России».

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

9. Приложения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является создание условий для достижения выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачами реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

1. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися.

2. Способствовать развитию способностей обучающихся через организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, а также систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей социальных партнёров.

3. Вовлекать обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектирование и развитие внутришкольной социальной среды.

4. Формировать опыт предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного познания, современной научной картины мира.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвистического, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения (Приложение 3).

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между родителями (законных представителей) и школой договоре (Приложение 15), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. 15-65 3.Учебный план начального общего образования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальное общее образованиеосновное и среднее (полное) об­щее образование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы начального общего образования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательной программы начального общего образования 1.1. Назначение образовательной программы начального общего образования 2.1.1. Основная образовательная программа начального общего образования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основной образовательной программы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу ...

Другие похожие документы..