Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Основная образовательная программа высшего
профессионального образования

по направлению подготовки

035700 «Лингвистика»
(квалификация (степень) «бакалавр»)

ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 541

 Профиль подготовки: теория и методика преподавания
иностранных языков и культур.

 

Квалификация выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

Форма обучения – очная

 

 

 

Грозный – 2011 г.

 

I. Общие положения

ООП бакалавриата, реализуемая в Чеченском государственном университете по направлению 035700 «Лингвистика» и профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО по данному направлению подготовки специалистов.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает:

учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие

материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также

программы учебной и производственной практик, календарный учебный

график и методические материалы, обеспечивающие реализацию

соответствующей образовательной технологии.

1. Нормативные документы для разработки ООП

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего

профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

- ФГОС ВПО по направлению подготовки, утвержденный приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации № 803 от 22 декабря 2009г.;

- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав Чеченского государственного университета.

2. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

Наименование ООП

Квалификация

(степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соот-

ветствии

с принятой

классифи-кацией ООП

Наименование

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240

II. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образа о среднем (полном) общем образовании.

III. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

3.1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035700 Лингвистика включает лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурную коммуникацию, лингвистику и новые информационные технологии.

3.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035700 Лингвистика являются:

теория изучаемых иностранных языков;

теория и методика преподавания иностранных языков и культур;

перевод и переводоведение;

теория межкультурной коммуникации;

лингвистические компоненты электронных информационных систем;

иностранные языки и культуры стран изучаемых языков.

3.3. Бакалавр по направлению подготовки 035700 Лингвистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

производственно-практическая;

научно-методическая;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится обучающийся, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

3.4. Бакалавр по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) производственно-практическая деятельность:

- анализ и применение на практике действующих образовательных стандартов и программ;

- применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

- обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

- выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации;

- использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта;

- обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях;

- экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;

- разработка средств информационной поддержки лингвистических областей знания;

б) научно-методическая деятельность:

- проектирование целей воспитания и обучения, конкретизация педагогических задач для различных групп обучающихся;

- разработка учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

- составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;

- разработка, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов различного назначения;

в) научно-исследовательская деятельность:

- выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

- проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;

- апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля;

г) организационно-управленческая деятельность:

- организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

- организация информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания и перевода;

- применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации;

- организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКОМ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

- быть готовым к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

  • быть готовым принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

- быть способным занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • знать свои права и обязанности как гражданина своей страны;

  • уметь использовать действующее законодательство;

  • демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

  • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

4.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

а) в области производственно-практической деятельности:

- владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

- иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

- владеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

- владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

- уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

- владеть основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

- обладать готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7);

- уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8);

- владеть методикой предпереводческого анализа текста, способствующей точному восприятию исходного высказывания (ПК-9);

- владеть методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях (ПК-10);

- знать основные способы достижения эквивалентности в переводе и умеет применять основные приемы перевода (ПК-11);

- уметь осуществлять письменный перевод с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм (ПК-12);

- уметь оформлять текст перевода в компьютерном текстовом редакторе (ПК-13);

- уметь осуществлять устный последовательный перевод и устный перевод с листа с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм текста перевода и темпоральных характеристик исходного текста (ПК-14);

- владеть основами системы сокращенной переводческой записи при выполнении устного последовательного перевода (ПК-15);

- иметь представление об этике устного перевода (ПК-16);

- владеть международным этикетом и правилами поведения переводчика в различных ситуациях устного перевода (сопровождение туристической группы, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) (ПК-17);

- обладать необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-18);

- уметь моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-19);

- владеть международным этикетом в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) (ПК-20);

- уметь работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности (ПК-21);

- владеть методами формального и когнитивного моделирования естественного языка и методами создания метаязыков (ПК-22);

- владеть основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов (ПК-23);

- владеть стандартными способами решения основных типов задач в области лингвистического обеспечения информационных и других прикладных систем (ПК-24);

- иметь навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией (ПК-25);

- уметь работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);

- обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);

- уметь работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

б) в области научно-методической деятельности:

владеть теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации (ПК-30);

владеть средствами и методами профессиональной деятельности учителя или преподавателя иностранного языка, а также сущностью и закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков (ПК-31);

уметь использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме (ПК-32);

уметь использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера (ПК-33);

уметь критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности (ПК-34);

уметь эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам (ПК-35);

в) в области научно-исследовательской деятельности:

умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36);

уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

- владеть основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

- уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

- владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

- обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);

г) в области организационно-управленческой деятельности:

- ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности (обладает системой навыков экзистенциальной компетенции - изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем) (ПК-43);

- владеть навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).

V. Ресурсное обеспечение ООП

5.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная образовательная программа обеспечена учебно – методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, система позволяет индивидуальный доступ каждого обучающегося к сети Интернет.

5.2. Материально-техническое обеспечение

Материально – техническая база обеспечивается наличием:

- зданий и помещений, находящихся у университета на правах оперативного управления, оформленных в соответствии с действующими требованиями;

- оборудования для оснащения междисциплинарных лабораторий, обеспечивающего выполнение ООП с учетом профиля подготовки;

- классов для проведения лекционных и практических занятий, оборудованных персональными компьютерами, видеопроекторами, интерактивными досками;

- лингафонных кабинетов.

VI. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие

общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

В вузе разработана и реализуется программа по проведению воспитательной работы, в рамках которой ежегодно разрабатываются планы воспитательной работы университета, факультетов и кафедр.

Основным содержанием воспитательной работы является организация и проведение ряда мероприятий: реализация системы материального поощрения студентов за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни института; кураторские часы; общеуниверситетские и городские субботники; научно- практические студенческие конференции; факультетские, общеуниверситетские и межвузовские олимпиады; культурно-массовые мероприятия, посвященные знаменательным событиям и праздникам: День знаний, День защитника Отечества, День Победы,

фестиваль «Студенческая весна», интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», игры КВН и др.

В вузе открыты секции по баскетболу, волейболу, мини-футболу, карате и шахматам. Студенты ЧГУ являются победителями общероссийских и международных турниров.

Большую роль в решении студенческих проблем и в общественной жизни студенческой молодежи играет профком студентов университета.

Среди множества значимых мероприятий, посвященных духовно-

нравственному воспитанию студентов, регулярными становятся: встречи

студентов с работниками Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом; встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной Войны; встречи студентов с представителями Муфтията ЧР и Центра духовно-нравственного воспитания молодежи и др.

VII. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества

освоения обучающимися ООП

В соответствии с ФГОС ВПО, Типовым положением о вузе оценка

качества освоения обучающимися ООП включает текущий и рубежный

контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную

аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, а также Положениями ЧГУ: ";Положение об аттестации студентов ЧГУ";, ";Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов ЧГУ», «Положение о самостоятельной работе студентов ЧГУ», «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГУ».

VIII. Фонды оценочных средств для проведения текущего и рубежного

контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины

Оценка качества освоения ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных

работ, рефераты, тесты, курсовые и выпускные работы.

IX. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП

Для ООП бакалавриата в ЧГУ итоговая государственная аттестация включает выпускную квалификационную работу и два государственных экзамена, предназначенных для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач установленных ФГОС ВПО.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченное исследование одной из общих или частных проблем фундаментальных и специальных дисциплин, выносимое для публичной защиты. Выпускная квалификационная работа должна содержать обоснование актуальности темы и выбора методов исследования, раскрытие сути проблемы на основе критического анализа основной литературы по избранной теме, результаты собственных наблюдений над собранными материалами, а также предложения по практическому применению результатов исследования.

Объем выпускной квалификационной работы не должен превышать 45-50 страниц машинописного текста, включая таблицы, рисунки, список использованной литературы и оглавление.

Государственный экзамен по основному иностранному языку, а также государственный экзамен по второму иностранному языку должен иметь комплексный характер и позволять выявить уровень подготовленности выпускника к решению практических профессиональных задач.

АННОТАЦИИ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

подготовки бакалавра по направлению 032700 – Филология

Уровень основной образовательной программы Бакалавриат

Форма обучения очная

Факультет иностранных языков

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Основная образовательная программа
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразования Наименование дисциплины «Вайнахская этика» по ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Основная образовательная программа
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразования Наименование дисциплины «Вайнахская этика» по ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (4)

    Основная образовательная программа
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразования Наименование дисциплины «Вайнахская этика» по ...
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (5)

    Основная образовательная программа
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразования Наименование дисциплины «Вайнахская этика» по ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразования Наименование дисциплины «Вайнахская этика» по ...

Другие похожие документы..