Главная > Пояснительная записка


Астраханская область

ОГОУ ДПО «Астраханский институт повышения

квалификации и переподготовки»

Подготовка к ЕГЭ-2011 в рамках УМК по математике Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

Особенности оформления экзаменационных работ при решении задач уровня С

Астрахань, 2010

Пояснительная записка

В настоящее время назначением единого государственного экзамена по математике является определение уровня подготовки выпускников общеобразовательной школы по математике с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в средние и высшие учебные заведения.

Анализ результатов ЕГЭ не только даёт возможность корректировать экзаменационную модель, повышать качество КИМ, формулировать рекомендации по совершенствованию учебного процесса, методики преподавания математики в школе, но и ставит учащихся перед необходимостью самообучения, саморазвития и самосовершенствования.

Актуальность данной программы состоит в том, что она создаёт теоретические и практические основы подготовки к единому государственному экзамену по математике в отношении решения различных классов задач с использованием нового УМК по математике Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

Новизна программы состоит в том, что она основана на компетентностном подходе в образовании и направлена на подготовку педагогических работников к формированию и развитию предметных компетентностей обучающихся при подготовке к ЕГЭ через решение различных классов задач с использованием нового УМК по математике Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

Данная программа направлена на развитие профессиональных компетенций учителя по совершенствованию процесса обучения в общеобразовательных учреждениях при подготовке учащихся к ЕГЭ; систематизацию и углубление знаний по основным образовательным линиям школьного курса алгебры 10-11 классов (УМК по математике Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.); создание благоприятных условий для повышения педагогической, методологической, информационной и коммуникативной культуры педагогов с учётом уровня их базовой квалификации, профессионализма, содержания основной деятельности.

Программа предполагает активное использование современных педагогических и информационных технологий.

Прохождение программы осуществляется в очном режиме, не более 6 часов в день. По прохождении модуля педагоги сдают зачет по теме.

Учебно-тематический план

Цель обучения: развитие профессиональных компетенций учителя по совершенствованию процесса обучения в общеобразовательных учреждениях при подготовке учащихся к ЕГЭ; систематизация и углубление знаний по основным образовательным линиям школьного курса алгебры 10-11 классов; теоретическая и практическая подготовка учителей в области математика; создание благоприятных условий для повышения педагогической, методологической, информационной и коммуникативной культуры педагогов с учётом уровня их базовой квалификации, профессионализма, содержания основной деятельности

Категории слушателей: учителя математики Астраханской области

Формы обучения: очная (без отрыва от работы)

Срок обучения: 18 ч.

Режим занятий: 6 часов в день.

Наименование разделов и тем

Учебных часов

Всего

Лекции

Практические занятия

Формы контроля

1

Государственные образовательные стандарты по математике

4

Зачёт

1.1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сущностные характеристики государственных стандартов второго поколения. Изменения в структуре содержания школьного математического образования. Требования к подготовке учащихся в 10-11 классах по математике

1

1

1.2

Базовый и профильный уровни школьного математического образования в средней (полной) школе. Соответствие современных УМК по математике требованиям ФГОС

1

1

1.3

Единый государственный экзамен по математике. Структура и содержание ЕГЭ-2011 по математике. Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2011

1

1

1.4

Цифровые образовательные ресурсы, используемые для подготовки к ЕГЭ

1

1

2

Методика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С1, С3, С5

8

2.1

Теоретические аспекты решения указанных задач в учебниках 10 и 11 класса в УМК Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

1

1

2.2

Анализ решения практических заданий по тематике указанных задач в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2011

3

1

2

2.3

Особенности оформления экзаменационных работ при решении заданий по тематике указанных задач

2

1

1

2.4

Методика решения задач с параметром

2

1

1

3

Методика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С2, С4

6

3.1

Теоретические аспекты решения указанных задач в учебниках 10 и 11 класса в УМК Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

1

1

3.2

Анализ решения практических заданий по тематике указанных задач в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2011

3

1

2

3.3

Особенности оформления экзаменационных работ при решении заданий по тематике указанных задач

2

1

1

Всего: 

18

Содержание разделов и тем

  1. Государственные образовательные стандарты по математике

1.1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сущностные характеристики государственных стандартов второго поколения. Изменения в структуре содержания школьного математического образования. Требования к подготовке учащихся в 10-11 классах по математике

Лекция

1 ч.

1. Авторская мастерская УМК по математике Шабунина М. И. на сайте Методической службы БИНОМ на /authors/matematika/1/;

2. Видеолекции авторов БИНОМ. Видеолекции для просмотра или скачивания размещены на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «Телекурсы» в подразделе «Видеолекции» (/content/videocourse.php

3. Материалы на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «УМК БИНОМ» в подразделе «Математика» на /iumk/mathematics/;

4.Материалы на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «УМК БИНОМ» в подразделе «Математика» - стр. «ГИА и ЕГЭ» /iumk/mathematics/gia.php

5.Интернет-газета «Лаборатория знаний» выпуск №4 «УМК по математике» (/vyp/4/4nomer.pdf)

6. Материалы сайта ФГОС /

7. Материалы сайта /view/sections/217/docs/514.html

8. Электронные образовательные ресурсы /iumk/mathematics/er.php

9. www.

1.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 10 класса

2.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 11 класса
3.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 10 класса

4.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 11 класса

5.Шабунин М. И. Математика для поступающих в ВУЗы. Пособие

6. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.

7. Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // ОКО, 2008, № 4, с.17-20.

8. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

9. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 128 с

1.2. Базовый и профильный уровни школьного математического образования в средней (полной) школе. Соответствие современных УМК по математике требованиям ФГОС

Лекция

2 ч.

1.3 Единый государственный экзамен по математике. Структура и содержание ЕГЭ-2011 по математике. Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2011

Лекция

2 ч.

1.4 Цифровые образовательные ресурсы, используемые для подготовки к ЕГЭ

Лекция, практическое занятие

1 ч.

2.Методика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С1, С3, С5

2.1. Теоретические аспекты решения указанных задач в учебниках 10 и 11 класса в УМК Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

Лекция

1ч.

1. Авторская мастерская УМК по математике Шабунина М. И. на сайте Методической службы БИНОМ на /authors/matematika/1/;

2. Видеолекции авторов БИНОМ. Видеолекции для просмотра или скачивания размещены на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «Телекурсы» в подразделе «Видеолекции» (/content/videocourse.php

3. Материалы на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «УМК БИНОМ» в подразделе «Математика» на /iumk/mathematics/;

4.Материалы на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «УМК БИНОМ» в подразделе «Математика» - стр. «ГИА и ЕГЭ» /iumk/mathematics/gia.php

5.Интернет-газета «Лаборатория знаний» выпуск №4 «УМК по математике» (/vyp/4/4nomer.pdf)

6. Материалы сайта /view/sections/217/docs/514.html

7. Электронные образовательные ресурсы /iumk/mathematics/er.php

8. www.

1.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 10 класса

2.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 11 класса
3.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 10 класса

4.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 11 класса

5.Шабунин М. И. Математика для поступающих в ВУЗы. Пособие

6.Красновский Р. А. 11 вариантов по математике для поступающих в ВУЗы: Сборник задач с полными и подробными решениями

7. Шикин Е. В. Пособие по математике для абитуриентов: сначала немного подумайте

8.Фалин Г. И. Алгебра на вступительных экзаменах по математике в МГУ

2.2. Анализ решения практических заданий по тематике указанных задач в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2011

Лекция, практи-ческое занятие

3ч.

2.3. Особенности оформления экзаменационных работ при решении заданий по тематике указанных задач

Лекция, практи-ческое занятие

2ч.

2.4. Методика решения задач с параметром

Лекция, практи-ческое занятие

2ч.

3. Методика решения задач и особенности оформления экзаменационных работ при решении задач С2, С4

3.1. Теоретические аспекты решения указанных задач в учебниках 10 и 11 класса в УМК Шабунина М. И. и Прокофьева А. А.

Лекция

1 ч.

1. Авторская мастерская УМК по геометрии Гусева В.А. на сайте Методической службы БИНОМ на /authors/matematika/3/

2. Материалы на сайте Методической службы БИНОМ в разделе «УМК БИНОМ» в подразделе «Математика» - стр. «ГИА и ЕГЭ» /iumk/mathematics/gia.php

3. Материалы сайта /view/sections/217/docs/514.html

4. Электронные образовательные ресурсы /iumk/mathematics/er.php

5. Авторская мастерская УМК по математике Шабунина М. И. на сайте Методической службы БИНОМ на /authors/matematika/1/

6.

1.Гусев В. А. Геометрия. Профильный уровень. Учебник для 10 класса

2. Шабунин М. И. Математика для поступающих в ВУЗы. Пособие

3.Красновский Р. А. 11 вариантов по математике для поступающих в ВУЗы: Сборник задач с полными и подробными решениями

4. Шикин Е. В. Пособие по математике для абитуриентов: сначала немного подумайте

3.2. Анализ решения практических заданий по тематике указанных задач в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2011

Лекция, практическое занятие

3 ч.

3.3. Особенности оформления экзаменационных работ при решении заданий по тематике указанных задач

Лекция, практическое занятие

2 ч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В условиях обязательной для всех выпускников сдачи экзамена по математике постепенное и поэтапное введение ЕГЭ дало возможность учителям по-новому подходить к подготовке и проведению уроков, учитывая необходимость обеспечить овладение всеми школьниками учебного материала на базовом уровне, а также возможность динамичного продвижения в овладении материалом на повышенном и высоком уровне мотивированным учащимся, заинтересованным в получении высоких баллов для поступления в СУЗ и ВУЗ.

При прохождении данной программы слушатели:

- познакомятся с особенностями УМК Шабунина М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень;

- рассмотрят различные способы решения и оформления задач из части С итоговой аттестации в форме ЕГЭ и критериями их оценки;

- проанализируют задачный материал ЕГЭ-2011, систематизируют его по темам и методам решения;

- познакомятся с использованием ЦОР при подготовке к итоговой аттестации

Формы занятий – лекции, практические занятия.

Лекционный курс знакомит слушателей с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, изменениями в структуре содержания школьного математического образования, с требованиями к подготовке учащихся в 10-11 классах по математике, с нормативно-правовыми основами и процедурой проведения ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов. Также слушатели рассмотрят наиболее актуальные вопросы, требующие обсуждения: анализ возможностей компетентностного подхода при подготовке к ЕГЭ по математике, проблема выбора методической и учебной литературы, УМК для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ; назначение заданий с развёрнутым ответом и их особенности; методика проведения экспертизы заданий с развёрнутым ответом повышенного и высокого уровня сложности.

Практические занятия посвящены отработке навыков проверки и оценивания ответов учащихся на задания с развёрнутым ответом, актуализации знаний слушателей по методам решения задач группы С.

На занятиях акцентируется внимание на необходимости объективной оценки выполненных выпускниками заданий блока «С», решение которых предполагает нестандартный, творческий подход. С этой целью сначала анализируются общие критерии оценки математических заданий с развёрнутым ответом. Далее к каждому из заданий блока «С» приводится одно из возможных решений, и даны конкретные критерии оценки ответов учащихся, выбравших этот способ решения. В том случае, когда решение, данное учеником, по своему подходу отлично от предложенного в критериях, следует придерживаться общих критериев оценивания. Таким образом, одна из методических проблем, возникающих в ходе реализации данной программы следующая: научить конкретизировать общие критерии с учётом метода решения, который выбрал участник ЕГЭ, если метод решения отличен от предложенного в образце.

В ходе курсов предполагается работа слушателей с реальными материалами ответов учащихся на задания ЕГЭ с развёрнутым ответом, что необходимо для качественной отработки навыков анализа, измерения и оценки компонентов С1 – С5 в структуре ЕГЭ по математике.

Рекомендуется каждую тему, изучаемую на лекционных и практических занятиях, завершать комплексом заданий для самостоятельной работы, призванных усилить активность восприятия материала.

Программа будет эффективна при соблюдении следующих условий:

  • опора на познавательную активность слушателей;

  • создание комфортного психологического климата в группе слушателей, требовательность в сочетании с доверием;

  • качественное методическое обеспечение процесса повышения квалификации.

Формы зачётного занятия: самостоятельная работа - применение полученных при прохождении программы знаний для решения, анализа и оценивания ответов на задания уровня С в структуре ЕГЭ-2011.

Рекомендуемая литература

  1. Глазков Ю. А. ЕГЭ. Математика. Решение задач группы С: универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  2. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.

  3. Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // ОКО, 2008, № 4, с.17-20.

  4. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  5. Ляшко М. А. Математика: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  6. «Математика. ЕГЭ – 2011. Учебно-тренировочные тесты/ под ред. Ф. Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2010.

  7. Методика обучения геометрии: учебное пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Гусева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  8. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009.– (Стандарты второго поколения).

  9. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  10. Черняк А. А. Геометрия. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.- (ЕГЭ: шаг за шагом).

Литература издательства БИНОМ:

  1. Земляков А. Н. Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Методическое пособие

  2. Красновский Р. А. 11 вариантов по математике для поступающих в ВУЗы: Сборник задач с полными и подробными решениями

  3. Профильный УМК по математике 10-11 классы;

  • 1. Гусев В. А. Геометрия. Профильный уровень. Учебник для 10 класса

  • 2.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 10 класса

  • 3.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Учебник для 11 класса

  • 4.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 10 класса

  • 5.Шабунин М. И. и др. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 11 класса

  1. Шабунин М. И. Математика для поступающих в ВУЗы. Пособие

  2. Шикин Е. В. Пособие по математике для абитуриентов: сначала немного подумайте

  3. Фалин Г. И. Алгебра на вступительных экзаменах по математике в МГУ

ЭОР:

  1. /authors/matematika/1/

  2. /content/videocourse.php

  3. www.

  4. (/vyp/4/4nomer.pdf)

  5. /iumk/mathematics/

ФИО Руководителя организации ___________________ (подпись, печать)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Квалификации и переподготовки» подготовка к егэ-2011 в рамках умк по математике шабунина

    Учебно-тематический план
    ... ОГОУ ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»Подготовка к ЕГЭ-2011 в рамкахУМКпоматематикеШабунина М. И. и Прокофьева А. А. Особенности оформления экзаменационных работ ...
  2. Информационная карта в 2011-2012 учебном году (4)

    Анализ
    ... повышения квалификации и переподготовки ... ЕГЭ2011Математика ФИПИ Литература 11 1 Примерная программа по ... 2011 5. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ2011. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. — М.: Интеллект-центр, 2011 ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по

    Отчет
    ... 2011 года планируется на направление подготовки с дальнешим выбором профиля по результатам ЕГЭ ... института переподготовки кадров пищевой ... квалификациипо линии ФПК по ... задач по высшей математике: уч ... животных Сулейманов С.М., Шабунин С.В., Гребенщиков ...
  4. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... УМК 1 Математика ... рамках Международных образовательных проектов «Система подготовки ... года 11 Шабунина Анастасия ... квалификации и переподготовки педагогических кадров Государственного университета гуманитарных наук по социологии, Институт социологии РАН по ...
  5. Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

    Отчет
    ... УМКпо ... 2011 ... подготовку к ЕГЭ. А между тем уроки математики ... квалификации «Русский язык и культура речи» в вузах негуманитарного профиля». В рамках ... переподготовки планируется провести круглый стол, а по ... А.Н. Тихонова, М.В. Шабунина и других. Моделирование ...

Другие похожие документы..