Главная > Программа


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 3 марта 2012 г. № 186

Федеральная целевая программа

";Культура России (2012 - 2018 годы)";

П А С П О Р Т

федеральной целевой программы

";Культура России (2012 - 2018 годы)";

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа ";Культура России (2012 - 2018 годы)";

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации,

Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры ";Государственный Эрмитаж";, федеральное государственное учреждение культуры ";Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации";

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации,

Федеральное архивное агентство,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Цели и задачи Программы

-

сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;

создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;

обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;

информатизация отрасли;

модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности;

выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;

создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;

увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом);

доля фильмов российского

производства в общем

объеме проката на территории Российской Федерации;

доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;

увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);

доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;

доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем количестве образовательных учреждений сферы культуры;

увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей;

доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год);

доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное

(вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов;

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей);

количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);

увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом);

увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);

выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению

Сроки и этапы реализации Программы

-

2012 - 2018 годы

I этап - 2012 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2018 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет
192863,03 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета -186513,57 млн. рублей;

за счет прочих источников -
6349,46 млн. рублей, в том числе:

за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 3858,98 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 2490,48 млн. рублей.

На капитальные вложения направляется 115491,58 млн. рублей,

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы -
915,65 млн. рублей,

на прочие нужды -
76455,8 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели

-

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых

социально-экономической эффективности

является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году);

увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году);

увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году);

увеличение доли фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (до 28 процентов в 2018 году);

увеличение доли учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры (до 94 процентов в 2018 году);

увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (до 2,3 процента в 2018 году);

увеличение доли объектов культурного 
наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (до 52 процентов в 2018 году);

увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры,

оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств), в общем

количестве образовательных учреждений сферы культуры (до 20,5 процента в 2018 году);

увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей (до 12 процентов общего числа учащихся детей в 2011 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году);

увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году);

увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году);

увеличение доли документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов (до 24 процентов в 2018 году);

повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек
(до 92 процентов установленного норматива в 2018 году);

увеличение количества посещений библиотек (до 4,6 раза на 1 жителя в год в 2018 году);

увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году);

увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно-

досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году);

выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно)

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока

не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. № 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ ";Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)";, ";Культура России (2001 - 2005 годы)"; и ";Культура России (2006 - 2011 годы)";, удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:

разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;

неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;

ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;

снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;

стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;

ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;

ограничение влияния государства на состояние культуры России
в целом;

замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.

Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации федеральной целевой программы ";Культура России (2012 - 2018 годы)"; (далее - Программа).

Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе ";Культура России (2006 - 2011 годы)";, и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.

Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.

Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.

Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:

комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);

социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры и культурного наследия;

поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;

адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России;

инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная целевая программа " культура россии (2012 - 2018 годы)" (2)

    Программа
    ... № 186 Федеральнаяцелеваяпрограмма "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" П А С П О Р Т федеральнойцелевойпрограммы "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" Наименование Программы - федеральнаяцелеваяпрограмма "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" Дата ...
  2. Федеральная целевая программа " культура россии (2012 - 2018 годы)" (1)

    Программа
    ... № 186 Федеральнаяцелеваяпрограмма "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" П А С П О Р Т федеральнойцелевойпрограммы "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" Наименование Программы - федеральнаяцелеваяпрограмма "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" Дата ...
  3. П е р е ч е н ь объектов для федеральных государственных нужд финансируемых за счет государственных капитальных вложений предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы " культура россии (2012 - 2018 годы)" в рамках федеральных

    Документ
    ... , предусмотренных на реализацию федеральнойцелевойпрограммы "КультураРоссии (2012 - 2018годы)"в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на 2012 - 2018годы (млн. рублей, в ценах ...
  4. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ " КУЛЬТУРА РОССИИ (2012 - 2018 ГОДЫ)" ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ

    Документ
    Приложение N 2 к Концепции федеральнойцелевойпрограммы "КультураРоссии (2012 - 2018годы)" ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙЦЕЛЕВОЙПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРАРОССИИ (2012 - 2018ГОДЫ)" ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ ...
  5. Правительство российской федерации постановление от 26 ноября 2007 года n 809 о федеральной целевой программе " развитие электронной

    Программа
    ... растительных культур, а ... год 2009 год 2010 год 2011 год2012год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год ... федеральныхцелевыхпрограмм "Оптика России" (проект), "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы ... числе федеральный бюджет 2018 1009 ...

Другие похожие документы..