Главная > Программа


Сущность и специфика нравственной культуры. Составляю­щие нравственной культуры личности: культура сознания, отноше­ний и деятельности. Уровни нравственной культуры личности. Про­фессиональные качества и нравственная культура специалиста соци­альной работы. Гуманистическое мировоззрение как базовая состав­ляющая нравственной культуры специалиста.

Профессионально важные личностные качества социально­го работника. Профессиональная этика специалиста социальной ра­боты, ее предмет и задачи.

Этические принципы социальной работы: гуманизм, социаль­ная справедливость, конфиденциальность и др. Роль ценностей в со­циальной работе. Основные положения профессионально-этического кодекса социальных работников России и за рубежом.

Основы этики профессионального общения: диалогизм, ува­жение достоинства, справедливость, доброжелательная требова­тельность, деятельная доброта и отзывчивость, вежливость, пози­тивный оптимистический подход к людям. Проблема толерантно­сти и место этических дилемм в профессиональной социальной ра­боте. Правила делового этикета.

89.Гуманизм как философия социальной работы. Роль социаль­ной работы в гуманизации общественных отношений

Философия гуманизма, ее содержание. Влияние эпохи Воз­рождения на формирование современных гуманистических ценно­стей. Трансформация гуманистических ценностей в контексте исто­рии. Феномен гуманности и общественное мнение.

Гуманизм как нравственная основа социальной работы. Со­отношение понятий «гуманизм» и «милосердие». Взаимосвязь гу­манистического мировоззрения и альтруистической жизненной ориентации личности. Отражение гуманистических ценностей в этических принципах социальной работы. Роль социальной работы в гуманизации межличностных отношений. Возможности гуманистического влияния социальной работы на макропроцессы, происходящие в обществе.

90.Социальная работа как область научного знания: объект, предмет, основные принципы и категории

Признаки и характеристики, позволяющие выделять соци­альную работу как науку в ряду других наук. Характеристика объ­екта и предмета теории социальной работы. Цель и задачи социальной работы как науки. Основные философские и общегуманитарные принципы, на которые опирается социальная работа как наука. Ведущие закономерности, выявляемые социальной работой как наукой. Базовые понятия и категории социальной работы, их классификация.

Место социальной работы в системе наук. Взаимосвязь со­циальной работы с философией, психологией, социологией, педагогикой, экологией и др. Знания и методы, которыми социальная ра­бота обогащает смежные сферы науки и практики.

91.Социолого-ориентированные и комплексные модели теоре­тического обоснования социальной работы

Роль позитивизма и натурализма (О. Конт, Г. Спенсер), по­нимающей (М. Вебер) и формальной (Г. Зиммель) социологии, нео­позитивизма (Э. Дюркгейм) в становлении социолого-ориентированных моделей социальной работы. Влияние Чикагской социологической школы, интегральной социологии (П.А. Сорокин), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) и феноме­нологической социологии на развитие теории социальной работы. Расширение категориального аппарата науки.

Особенности социолого-ориентированного (структурного) подхода в социальной работе. Радикальная и экосистемная модели социальной работы: сущность и специфика.

Развитие комплексного подхода в социальной работе, его основные характеристики. Социально-педагогическая, витальная модели социальной работы как примеры комплексно-ориентированных моделей социальной работы.

92.Психолого-ориентированные модели теоретического обос­нования социальной работы

Влияние психологии как науки на теорию и практику соци­альной работы (знания и методы, заимствованные из психологии). Особенности психолого-ориентированных моделей в социальной работе (по сравнению с социолого-ориентированными).

Основные психоаналитические и психодинамические теории (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон) и их влияние на социальную работу. Диагностическая (М. Ричмонд) и функциональная (В. Робинсон, Дж. Тафт) школы социальной рабо­ты: общие черты и различия. Проблемно-ориентировнная (X. Перлман) и психосоциальная (Ф. Холлис) модели социальной рабо­ты.

Отражение поведенческого подхода (И. Павлов, Б. Скиннер, А. Бандура) в теории и практике социальной работы: задача-центрированная, кризис-ориентированная и когнитивная модели социальной работы.

Влияние экзистенциально-гуманистических подходов (А. Маслоу, К. Роджерс) на становление социальной работы. Экзистен­циальная модель социальной работы.

93.Содержание индивидуальной, групповой и общинной соци­альной работы

Цели, задачи и содержание индивидуальной работы с клиен­том. Цикл помощи клиенту.

Сущность социальной групповой работы. Групповая терапия и практическая деятельность социального работника. Содержание групповой социальной работы (развитие целой группы и ее отдельных членов, развитие взаимной помощи и поддержки среди членов груп­пы). Основные виды групповой социальной работы: группы восста­новления, образовательные группы, группы самопомощи, терапевти­ческие группы. Принципы организации и функционирования групп.

Цели, задачи и содержание социальной работы в микросоциальной среде. Основные навыки профессиональной социальной работы в общине (умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических и статистических дан­ных; умение правильно анализировать и интерпретировать получен­ную информацию). Основные принципы социальной работы в микро- . социальной среде (доступность обслуживания, активность клиентов, использование межведомственной работы, развитие новой инициативы, создание сети поддержки).

94.Педагогические методы в системе социальной работы

Понятие «метод» в педагогике. Классификация методов (методы обучения, методы воспитания, педагогические методы иссле­дования). Сущность и содержание педагогических методов. Крите­рии выбора методов: соответствие целям и задачам, содержанию деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям воспи­танников и т.д. Комплексное применение педагогических методов в решении задач социальной работы (на примере работы с опреде­ленной категорией граждан).

95.Социологические методы в системе социальной работы

Количественные и качественные методы сбора информации. Классификация документов. Традиционный и контент-анализ до­кументов. Виды наблюдения и особенности их применения. Инст­рументарий наблюдения: дневник, инструкция, карточка. Условия наблюдения. Выбор единиц наблюдения.

Особенности, преимущества и недостатки опроса. Виды оп­росов. Структура анкеты и основные требования к ее оформлению. Типы вопросов, ошибки при конструировании вопросника. Социо­метрический опрос. Социометрический критерий. Социометрическая карточка, социоматрица, социограмма, социометрический ин­декс.

Типы интервью. Этапы подготовки и проведения интервью. Требования, предъявляемые к личности интервьюера. «Эффект ин­тервьюера». Фокусированное интервью. Методика организации и основное назначение метода фокус-групп. Экспертный опрос, область его применения. Методы отбора экспертов.

Метод изучения бюджета времени (хронометраж, системати­зация затрат времени). Биографический метод, область его приме­нения. Анализ и интерпретация биографического материала. Игро­вые методы в социологии. Игры закрытого и открытого типа. Принципы организации и технологии их проведения. Социальный эксперимент: ограничения и преимущества. Переменная в экспери­менте. Виды эксперимента.

Процедуры обработки данных. Методы анализа количест­венной и качественной социологической информации. Обобщение и интерпретация социологических данных.

Использование социологических методов получения и ана­лиза информации в деятельности специалиста социальной работы. Социологические исследования образа, уровня и качества жизни различных групп населения как важнейшая составляющая социаль­ной работы.

96. Социальное прогнозирование как метод научного познания

Социальное прогнозирование, его сущность и отличие от других видов прогнозирования. Объекты социального прогнозиро­вания. Типология социальных прогнозов.

Социальное прогнозирование в практике социальной работы. Социальные проблемы как объект прогнозов. Прогнозирование как этап управленческого цикла. Методы и приёмы. Основные виды прогнозов, технологические этапы. Информационное и организаци­онное обеспечение прогнозирования. Основные принципы про­гнозного исследования. Практическое назначение социального про­гнозирования. Особенности прогнозирования социальных явлений '•' и процессов. Метод экстраполяции и экспертизы. Проблема точно­сти и надежности социального прогнозирования.

97. Социальная политика Российской Федерации: ее цели и ос­новные направления. Взаимосвязь социальной политики и со­циальной работы

Сущность социальной политики, ее цели и задачи. Функции со­циальной политики. Субъекты и объекты социальной политики. Госу­дарство и гражданское общество.

Возникновение и эволюция моделей социальной политики. Фе­деральный, региональный и муниципальный компоненты социальной политики. Социальные стандарты. Социальные индикаторы развития населения как основа проведения социальной политики.

Социальная политика российского государства и социальная ра­бота: стратегия и приоритеты. Совершенствование систем обязатель­ного и добровольного социального страхования. Развитие корпора­тивной социальной политики на предприятиях.

Повышение благосостояния неработающего населения. Со­вершенствование системы социальной защиты, пенсионного обес­печения, социального обслуживания. Развитие благотворительно­сти.

98. Роль общественных организаций в развитии профессио­нальной социальной работы

Исторический опыт функционирования общественных и ча­стных благотворительных организаций. Современный этап разви­тия общественных и благотворительных организаций в России. Особенности их деятельности. Цели благотворительных организа­ций (помощь отдельным лицам; улучшение условий труда, жилья, здравоохранения и пр.). Соотнесение понятий «благотворитель­ность», «социальная помощь» и «социальная работа». Взаимоотно­шения общественных организаций с органами власти и управления. Проблемы социального партнерства.

Основные виды общественной и частной благотворительно­сти. Благотворительные фонды: особенности организации и специ­фика функционирования. Волонтерские организации. Приоритет­ные принципы и возможности сотрудничества общественных организаций и служб социальной работы на региональном и местном уровне.

Частная социальная практика: особенности, ведущие тен­денции развития, противоречия и проблемы.

99.Социальное страхование и социальные гарантии в системе со­циальной защиты населения РФ

Сущность социального страхования как ведущей организа­ционно-правовой формы социального обеспечения. История разви­тия социального страхования в России.

Государственное (обязательное) и негосударственное (доб­ровольное) социальное страхование. Государственные страховые риски и случаи. Федеральные внебюджетные страховые фонды и их правомочия в России: Фонд социального страхования (ФСС) РФ, Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинско­го страхования (ФОМС). Территориальные подразделения фондов. Негосударственные пенсионные фонды как особая форма неком­мерческой организации социального обеспечения.

Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики.

100.Бедность как социальная проблема. Основные направления государственной социальной политики по повышению уровня жизни населения

Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность», «низкий уровень жизни», «низкое качество жизни». Абсо­лютная и относительная бедность: основные критерии. Проблема со­отношения минимальной заработной платы и прожиточного мини­мума в современной России.

Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности и др.). Неопределенность понятия «бедность» в со­временной России. Влияние демографических и социально-экономических изменений на динамику бедности в обществе. Ос­новные категории малообеспеченного населения.

Меры по профилактике и преодолению бедности. Стратегии «антибедности» (адресные социальные пособия, создание целевых программ занятости, развитие системы социального страхования и др.). Механизмы индексации и компенсации доходов. Государствен­ные социальные трансферты: их назначение и противоречивый харак­тер (проблемы иждивенчества, инфляции и затратности).

Нищенство как социальный феномен. Бедность и нищета -проблемы соотнесения. Профессиональное нищенство. Меры про­филактики.

Роль социальной работы в профилактике и решении проблемы бедности и нищенства.

101. Основные направления государственной миграционной по­литики. Социальная работа с беженцами и вынужденными пе­реселенцами

Миграция: сущность, типы и функции. Причины миграции. Миграционные процессы в современном мире. Миграционные по­токи в России.

Социально-психологические особенности мигрантов. Ти­пичные проблемы и формы взаимопомощи мигрантов. Проблема неконтролируемой миграции в Российской Федерации. Социально-правовой статус беженца и вынужденного переселенца.

Государственная миграционная политика в России. Между­народное, федеральное и региональное законодательство о защите социальных прав мигрантов и членов их семей. Опыт работы Феде­ральной миграционной службы (ФМС). Взаимодействие органов миграционной службы с общественными объединениями беженцев и вынужденных переселенцев.

Основные социальные учреждения, оказывающие помощь мигрантам. Технология работы с мигрантами: постановка на учет, изучение документов, первичный прием клиентов, выдача единовре­менных пособий, организация питания, выплата кредитов на приоб­ретение жилья и другие формы оказания материальной поддержки. Методы социальной реинтеграции, адаптации и реабилитации раз­личных категорий мигрантов и их семей. Особенности пенсионного обеспечения мигрантов.

102. Система социальной защиты населения в Российской Феде­рации: основные направления деятельности и организационно-правовые формы

Содержание понятий «социальная защита населения» и «соци­альная защищенность». Цель и задачи современной системы социаль­ной защиты населения в РФ. Предупреждение социальных рисков как одна из важнейших задач социальной защиты населения. Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (сис­темность, комплексность, адресность, доступность) принципы соци­альной защиты населения.

Взаимосвязь социальной политики и системы социальной за­щиты населения. Социальное обслуживание и социальное обеспече­ние как основные направления реализации системы социальной за­щиты населения. Роль социальной работы в осуществлении социаль­ной защиты населения.

Управление социальной защитой населения: федеральный, ре­гиональный и муниципальный уровень. Нормативно-правовая база социальной защиты населения (анализ законодательной базы соци­альной защиты на федеральном и региональном уровнях). Современ­ные проблемы социальной защиты населения и перспективы разви­тия.

103. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые основы

Современное содержание понятия «социальное обслужива­ние» (ФЗ «О социальном обслуживании пожилых граждан и инва­лидов»). Социальное обслуживание как одно из направлений соци­альной защиты населения: история становления в России.

Главные принципы социального обслуживания: адресность, доступность, конфиденциальность, добровольность, профилактиче­ская направленность. Функции социального обслуживания населе­ния. Социальные службы как структурные элементы системы соци­ального обслуживания населения. Формы социального обслужива­ния: стационарное, полустационарное, обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, консультативное социальное обслуживание. Виды социальных услуг: бытовые, психолого-педагогические, экономические, социально-медицинские и др. Уч­реждения социальной защиты населения, реализующие перечис­ленные формы и виды социального обслуживания (сравнительная характеристика).

104.Органюационно-правовые формы и виды социального обеспечения населения в Российской Федерации

Определение понятия «социальное обеспечение». Состояние системы социального обеспечения в СССР в 1950-1980-е годы. За­коны о государственных пенсиях, о неотложных мерах по защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об охране здо­ровья граждан, об образовании. Выполнение социальных программ.

Социальная обеспечение как составная часть современной системы социальной защиты населения в России. Субъекты соци­ального обеспечения. Организационно-правовые формы социально­го обеспечения: социальное страхование, прямые ассигнования из бюджета, социальная помощь, социальная поддержка. Виды соци­ального обеспечения (различные денежные выплаты, оказание бес­платных услуг, льготы). Нормативно-правовая база социального обеспечения населения (федеральные законы, постановлений пра­вительства и др.).

Государственная социальная помощь как новая форма соци­ального обеспечения малоимущих граждан, ее основные особенно­сти, финансовое обеспечение, правовая основа. Роль социальных работников в системе социального обеспечения населения.

105.Развитие системы социальных служб в субъектах Россий­ской Федерации

Социальная служба и ее организационная структура. Систе­ма социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы.

Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Государственная со­циальная служба в Свердловской области. Муниципальная соци­альная служба в г. Екатеринбурге. Развитие негосударственной со­циальной службы в регионе.

Проблемы и перспективы развития социальных служб в ре­гионе. Функции и направления деятельности федеральных, регио­нальных и местных органов социальной защиты населения.

106. Специфика социальной работы в трудовых коллективах

Производство как система жизнедеятельности человека. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Соци­альная работа в трудовых коллективах как разновидность общин­ной социальной работы. История становления социальной работы в трудовых коллективах в системе индустриального производства: анализ зарубежного и отечественного опыта. Индустриальная со­циология и психология труда как теоретический фундамент соци­альной работы в трудовых коллективах.

Современное понимание цели и задач социальной работы на производстве. Основные направления деятельности специалиста социальной работы: адаптация в коллективе новых сотрудников, поддержка молодых специалистов, участие в разрешении трудовых споров, подготовка к сокращению, выходу на пенсию, оказание всесторонней помощи работникам, оказавшимся в трудной (кри­зисной) жизненной ситуации, охрана здоровья и др. Формы и мето­ды социальной работы на производстве.

Специфика социальной работы в трудовых коллективах: от­носительная замкнутость и постоянство коллектива, проблемы со­блюдения конфиденциальности, разновозрастный состав сотрудни­ков, тесное сотрудничество с общественными организациями (профсоюз, женсовет, ветеранский совет), наличие внутренних ис­точников материальной помощи и др. Перспективы социальной ра­боты в трудовых коллективах в России.

107. Сущность и технологии проектирования и моделирования в социальной работе

Понятие «социальное проектирование». Нормативная база социальных проектов и их информационное обеспечение. Типоло­гия социальных проектов. Методы социального проектирования Этапы социального проектирования: диагностирование, поисковое прогнозирование, целеполагание (определение целей и средств), планирование, моделирование, нормативное прогнозирование, реа­лизация проекта с включением контроля и коррекции, оценка полу­ченного результата в соответствии с определенными критериями. Социальное проектирование как технология социальной работы. Проектирование деятельности организаций, учреждений и соци­альных служб.

Моделирование как метод научного исследования социаль­ных явлений, процессов и как метод решения социальных проблем. Свойства моделей. Классификация моделей. Функции моделей и моделирования в социальной работе. Объекты моделирования в со­циальной работе. Пути и средства апробации моделей в социальной работе. Специфика системно-функционального подхода в модели­ровании социальных процессов.

108. Семья как объект и субъект социальной работы

Определение понятий «брак», «семья» и «брачно-семейные отношения». Семья как социальная система. Структура, типы и функции семьи. Характеристики благополучных и неблагополуч­ных семей, семей группы риска, асоциальных семей. Жизненный цикл семьи. Молодая, зрелая и пожилая семья, их особенности и проблемы. Кризисные периоды брака. Критерии успешности (бла­гополучия) брачно-семейных отношений, их применение в социальной работе.

Особенности современной семьи (нуклеаризация, малодетность, ранняя эмансипация детей и т.д.). Социальные макропроцес­сы, обусловившие состояние современной семьи (урбанизация, эмансипация женщин, сексуальная революция и проч.). Негативные тенденции в состоянии семьи (рост числа неполных семей, педаго­гическая несостоятельность родителей, отчуждение и др.) Положение семьи в современной России. Проблема выживания семей в ус­ловиях социально-экономического кризиса. Категория «социально незащищенные семьи».

Потребности семьи, ее взаимодействие с различными соци­альными институтами, организациями, группами и другими обще­ственными подсистемами.

109.Семейная политика государства. Нормативно-правовые ос­новы социальной защиты семьи, материнства и детства

Сущность и содержание семейной политики. Субъекты и объекты семейной политики. Цель, задачи и ведущие направления государственной семейной политики в Российской Федерации. Ос­новные принципы реализации семейной политики: суверенность, свобода выбора, единство целей и социальное участие. Новая кон­цепция семейной политики: переориентация с социальных посо­бий на работу по активизации жизненных сил семьи. Развитие партнерских отношений семьи и государства. Социальные работ­ники как проводники семейной политики государства. Региональ­ный опыт реализации государственной семейной политики.

Принципы социальной защиты семьи, материнства и детства в России. Конституционные гарантии социальной защиты семьи и детей. Нормативно-правовая база в сфере социальной защиты се­мьи, материнства и детства. Правовые основы социальной защиты малообеспеченных семей в России. Понятие «малообеспеченная семья». Государственные гарантии малообеспеченным семьям и проблемы их реализации.

Понятие «многодетная семья», правовые основы ее социаль­ной защиты в России. Система государственных гарантий и льгот, предоставляемых многодетным семьям. Правовые гарантии соци­альной защиты детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная защита детей, находящихся под опекой и попечительством.

110.Основные направления и технологии социальной работы с различным и типам и семей

Сущность социальной работы с семьей. Цели и задачи дея­тельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи семье. Основные принципы социальной работы с семьей. Специфи­ка социальной работы с разными типами семей.

Основные технологии социальной работы с семьей: пре­имущества и ограничения для их применения. Семейное консуль­тирование, посредничество, интервенция, переговоры, оккупационная терапия, организационно-посредническая деятельность.

Основные направления социальной работы с семьей: профи­лактический, диагностический и реабилитационный. Индивиду­альные и групповые технологии социальной работы с семьей. Об­щинные технологии социальной работы с семьей. Европейская и американская модели социальной работы с семьей. Особенности социальной работы с различными категориями семей: молодой, 1 многодетной, неполной, пожилой, с ребенком инвалидом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА (2)

    Программа
    ... экономики и менеджмента на транспорте ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА Специальность 080502/7 – Экономика и ... и управления на транспорте. Программагосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по специальности составлена на основе ...
  2. Программа государственного междисциплинарного экзамена по филологии (для специалистов) 2011 год

    Программа
    программагосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по филологии (для СПЕЦИАЛИСТОВ) 2011 ... М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000. Программамеждисциплинарногогосударственногоэкзамена утверждена на заседании кафедры литературы ...
  3. Программа государственного междисциплинарного экзамена (1)

    Программа
    ... Финансового факультета проф., д.э.н. _____________ А.И. Болвачев ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению 080105 «Финансы и кредит» ...
  4. Программа государственного междисциплинарного экзамена (4)

    Программа
    ... Финансового факультета проф., д.э.н. _____________ А.И. Болвачев ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению 080100 «Бакалавр экономики» ...
  5. Программа государственного (междисциплинарного) экзамена

    Программа
    ... "Алтайский государственный университет" ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГО (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО) ЭКЗАМЕНА для студентов ... доц. Лысенко Ю.А., к.и.н., доц. Программагосударственного (междисциплинарного) экзамена обсуждена на заседании кафедры востоковедения ...

Другие похожие документы..