Главная > Программа
Сущность и специфика нравственной культуры. Составляющие нравственной культуры личности: культура сознания, отношений и деятельности. Уровни нравственной культуры личности. Профессиональные качества и нравственная культура специалиста социальной работы. Гуманистическое мировоззрение как базовая составляющая нравственной культуры специалиста.
Профессионально важные личностные качества социального работника. Профессиональная этика специалиста социальной работы, ее предмет и задачи.
Этические принципы социальной работы: гуманизм, социальная справедливость, конфиденциальность и др. Роль ценностей в социальной работе. Основные положения профессионально-этического кодекса социальных работников России и за рубежом.
Основы этики профессионального общения: диалогизм, уважение достоинства, справедливость, доброжелательная требовательность, деятельная доброта и отзывчивость, вежливость, позитивный оптимистический подход к людям. Проблема толерантности и место этических дилемм в профессиональной социальной работе. Правила делового этикета.
89.Гуманизм как философия социальной работы. Роль социальной работы в гуманизации общественных отношений
Философия гуманизма, ее содержание. Влияние эпохи Возрождения на формирование современных гуманистических ценностей. Трансформация гуманистических ценностей в контексте истории. Феномен гуманности и общественное мнение.
Гуманизм как нравственная основа социальной работы. Соотношение понятий «гуманизм» и «милосердие». Взаимосвязь гуманистического мировоззрения и альтруистической жизненной ориентации личности. Отражение гуманистических ценностей в этических принципах социальной работы. Роль социальной работы в гуманизации межличностных отношений. Возможности гуманистического влияния социальной работы на макропроцессы, происходящие в обществе.
90.Социальная работа как область научного знания: объект, предмет, основные принципы и категории
Признаки и характеристики, позволяющие выделять социальную работу как науку в ряду других наук. Характеристика объекта и предмета теории социальной работы. Цель и задачи социальной работы как науки. Основные философские и общегуманитарные принципы, на которые опирается социальная работа как наука. Ведущие закономерности, выявляемые социальной работой как наукой. Базовые понятия и категории социальной работы, их классификация.
Место социальной работы в системе наук. Взаимосвязь социальной работы с философией, психологией, социологией, педагогикой, экологией и др. Знания и методы, которыми социальная работа обогащает смежные сферы науки и практики.
91.Социолого-ориентированные и комплексные модели теоретического обоснования социальной работы
Роль позитивизма и натурализма (О. Конт, Г. Спенсер), понимающей (М. Вебер) и формальной (Г. Зиммель) социологии, неопозитивизма (Э. Дюркгейм) в становлении социолого-ориентированных моделей социальной работы. Влияние Чикагской социологической школы, интегральной социологии (П.А. Сорокин), структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) и феноменологической социологии на развитие теории социальной работы. Расширение категориального аппарата науки.
Особенности социолого-ориентированного (структурного) подхода в социальной работе. Радикальная и экосистемная модели социальной работы: сущность и специфика.
Развитие комплексного подхода в социальной работе, его основные характеристики. Социально-педагогическая, витальная модели социальной работы как примеры комплексно-ориентированных моделей социальной работы.
92.Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы
Влияние психологии как науки на теорию и практику социальной работы (знания и методы, заимствованные из психологии). Особенности психолого-ориентированных моделей в социальной работе (по сравнению с социолого-ориентированными).
Основные психоаналитические и психодинамические теории (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон) и их влияние на социальную работу. Диагностическая (М. Ричмонд) и функциональная (В. Робинсон, Дж. Тафт) школы социальной работы: общие черты и различия. Проблемно-ориентировнная (X. Перлман) и психосоциальная (Ф. Холлис) модели социальной работы.
Отражение поведенческого подхода (И. Павлов, Б. Скиннер, А. Бандура) в теории и практике социальной работы: задача-центрированная, кризис-ориентированная и когнитивная модели социальной работы.
Влияние экзистенциально-гуманистических подходов (А. Маслоу, К. Роджерс) на становление социальной работы. Экзистенциальная модель социальной работы.
93.Содержание индивидуальной, групповой и общинной социальной работы
Цели, задачи и содержание индивидуальной работы с клиентом. Цикл помощи клиенту.
Сущность социальной групповой работы. Групповая терапия и практическая деятельность социального работника. Содержание групповой социальной работы (развитие целой группы и ее отдельных членов, развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы). Основные виды групповой социальной работы: группы восстановления, образовательные группы, группы самопомощи, терапевтические группы. Принципы организации и функционирования групп.
Цели, задачи и содержание социальной работы в микросоциальной среде. Основные навыки профессиональной социальной работы в общине (умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических и статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию). Основные принципы социальной работы в микро- . социальной среде (доступность обслуживания, активность клиентов, использование межведомственной работы, развитие новой инициативы, создание сети поддержки).
94.Педагогические методы в системе социальной работы
Понятие «метод» в педагогике. Классификация методов (методы обучения, методы воспитания, педагогические методы исследования). Сущность и содержание педагогических методов. Критерии выбора методов: соответствие целям и задачам, содержанию деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников и т.д. Комплексное применение педагогических методов в решении задач социальной работы (на примере работы с определенной категорией граждан).
95.Социологические методы в системе социальной работы
Количественные и качественные методы сбора информации. Классификация документов. Традиционный и контент-анализ документов. Виды наблюдения и особенности их применения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция, карточка. Условия наблюдения. Выбор единиц наблюдения.
Особенности, преимущества и недостатки опроса. Виды опросов. Структура анкеты и основные требования к ее оформлению. Типы вопросов, ошибки при конструировании вопросника. Социометрический опрос. Социометрический критерий. Социометрическая карточка, социоматрица, социограмма, социометрический индекс.
Типы интервью. Этапы подготовки и проведения интервью. Требования, предъявляемые к личности интервьюера. «Эффект интервьюера». Фокусированное интервью. Методика организации и основное назначение метода фокус-групп. Экспертный опрос, область его применения. Методы отбора экспертов.
Метод изучения бюджета времени (хронометраж, систематизация затрат времени). Биографический метод, область его применения. Анализ и интерпретация биографического материала. Игровые методы в социологии. Игры закрытого и открытого типа. Принципы организации и технологии их проведения. Социальный эксперимент: ограничения и преимущества. Переменная в эксперименте. Виды эксперимента.
Процедуры обработки данных. Методы анализа количественной и качественной социологической информации. Обобщение и интерпретация социологических данных.
Использование социологических методов получения и анализа информации в деятельности специалиста социальной работы. Социологические исследования образа, уровня и качества жизни различных групп населения как важнейшая составляющая социальной работы.
96. Социальное прогнозирование как метод научного познания
Социальное прогнозирование, его сущность и отличие от других видов прогнозирования. Объекты социального прогнозирования. Типология социальных прогнозов.
Социальное прогнозирование в практике социальной работы. Социальные проблемы как объект прогнозов. Прогнозирование как этап управленческого цикла. Методы и приёмы. Основные виды прогнозов, технологические этапы. Информационное и организационное обеспечение прогнозирования. Основные принципы прогнозного исследования. Практическое назначение социального прогнозирования. Особенности прогнозирования социальных явлений '•' и процессов. Метод экстраполяции и экспертизы. Проблема точности и надежности социального прогнозирования.
97. Социальная политика Российской Федерации: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Сущность социальной политики, ее цели и задачи. Функции социальной политики. Субъекты и объекты социальной политики. Государство и гражданское общество.
Возникновение и эволюция моделей социальной политики. Федеральный, региональный и муниципальный компоненты социальной политики. Социальные стандарты. Социальные индикаторы развития населения как основа проведения социальной политики.
Социальная политика российского государства и социальная работа: стратегия и приоритеты. Совершенствование систем обязательного и добровольного социального страхования. Развитие корпоративной социальной политики на предприятиях.
Повышение благосостояния неработающего населения. Совершенствование системы социальной защиты, пенсионного обеспечения, социального обслуживания. Развитие благотворительности.
98. Роль общественных организаций в развитии профессиональной социальной работы
Исторический опыт функционирования общественных и частных благотворительных организаций. Современный этап развития общественных и благотворительных организаций в России. Особенности их деятельности. Цели благотворительных организаций (помощь отдельным лицам; улучшение условий труда, жилья, здравоохранения и пр.). Соотнесение понятий «благотворительность», «социальная помощь» и «социальная работа». Взаимоотношения общественных организаций с органами власти и управления. Проблемы социального партнерства.
Основные виды общественной и частной благотворительности. Благотворительные фонды: особенности организации и специфика функционирования. Волонтерские организации. Приоритетные принципы и возможности сотрудничества общественных организаций и служб социальной работы на региональном и местном уровне.
Частная социальная практика: особенности, ведущие тенденции развития, противоречия и проблемы.
99.Социальное страхование и социальные гарантии в системе социальной защиты населения РФ
Сущность социального страхования как ведущей организационно-правовой формы социального обеспечения. История развития социального страхования в России.
Государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) социальное страхование. Государственные страховые риски и случаи. Федеральные внебюджетные страховые фонды и их правомочия в России: Фонд социального страхования (ФСС) РФ, Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Территориальные подразделения фондов. Негосударственные пенсионные фонды как особая форма некоммерческой организации социального обеспечения.
Проблемы социального страхования в условиях рыночной экономики.
100.Бедность как социальная проблема. Основные направления государственной социальной политики по повышению уровня жизни населения
Соотношение понятий: «бедность», «нищета», «малообеспеченность», «низкий уровень жизни», «низкое качество жизни». Абсолютная и относительная бедность: основные критерии. Проблема соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в современной России.
Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности и др.). Неопределенность понятия «бедность» в современной России. Влияние демографических и социально-экономических изменений на динамику бедности в обществе. Основные категории малообеспеченного населения.
Меры по профилактике и преодолению бедности. Стратегии «антибедности» (адресные социальные пособия, создание целевых программ занятости, развитие системы социального страхования и др.). Механизмы индексации и компенсации доходов. Государственные социальные трансферты: их назначение и противоречивый характер (проблемы иждивенчества, инфляции и затратности).
Нищенство как социальный феномен. Бедность и нищета -проблемы соотнесения. Профессиональное нищенство. Меры профилактики.
Роль социальной работы в профилактике и решении проблемы бедности и нищенства.
101. Основные направления государственной миграционной политики. Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами
Миграция: сущность, типы и функции. Причины миграции. Миграционные процессы в современном мире. Миграционные потоки в России.
Социально-психологические особенности мигрантов. Типичные проблемы и формы взаимопомощи мигрантов. Проблема неконтролируемой миграции в Российской Федерации. Социально-правовой статус беженца и вынужденного переселенца.
Государственная миграционная политика в России. Международное, федеральное и региональное законодательство о защите социальных прав мигрантов и членов их семей. Опыт работы Федеральной миграционной службы (ФМС). Взаимодействие органов миграционной службы с общественными объединениями беженцев и вынужденных переселенцев.
Основные социальные учреждения, оказывающие помощь мигрантам. Технология работы с мигрантами: постановка на учет, изучение документов, первичный прием клиентов, выдача единовременных пособий, организация питания, выплата кредитов на приобретение жилья и другие формы оказания материальной поддержки. Методы социальной реинтеграции, адаптации и реабилитации различных категорий мигрантов и их семей. Особенности пенсионного обеспечения мигрантов.
102. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
Содержание понятий «социальная защита населения» и «социальная защищенность». Цель и задачи современной системы социальной защиты населения в РФ. Предупреждение социальных рисков как одна из важнейших задач социальной защиты населения. Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (системность, комплексность, адресность, доступность) принципы социальной защиты населения.
Взаимосвязь социальной политики и системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание и социальное обеспечение как основные направления реализации системы социальной защиты населения. Роль социальной работы в осуществлении социальной защиты населения.
Управление социальной защитой населения: федеральный, региональный и муниципальный уровень. Нормативно-правовая база социальной защиты населения (анализ законодательной базы социальной защиты на федеральном и региональном уровнях). Современные проблемы социальной защиты населения и перспективы развития.
103. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые основы
Современное содержание понятия «социальное обслуживание» (ФЗ «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов»). Социальное обслуживание как одно из направлений социальной защиты населения: история становления в России.
Главные принципы социального обслуживания: адресность, доступность, конфиденциальность, добровольность, профилактическая направленность. Функции социального обслуживания населения. Социальные службы как структурные элементы системы социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания: стационарное, полустационарное, обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, консультативное социальное обслуживание. Виды социальных услуг: бытовые, психолого-педагогические, экономические, социально-медицинские и др. Учреждения социальной защиты населения, реализующие перечисленные формы и виды социального обслуживания (сравнительная характеристика).
104.Органюационно-правовые формы и виды социального обеспечения населения в Российской Федерации
Определение понятия «социальное обеспечение». Состояние системы социального обеспечения в СССР в 1950-1980-е годы. Законы о государственных пенсиях, о неотложных мерах по защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об охране здоровья граждан, об образовании. Выполнение социальных программ.
Социальная обеспечение как составная часть современной системы социальной защиты населения в России. Субъекты социального обеспечения. Организационно-правовые формы социального обеспечения: социальное страхование, прямые ассигнования из бюджета, социальная помощь, социальная поддержка. Виды социального обеспечения (различные денежные выплаты, оказание бесплатных услуг, льготы). Нормативно-правовая база социального обеспечения населения (федеральные законы, постановлений правительства и др.).
Государственная социальная помощь как новая форма социального обеспечения малоимущих граждан, ее основные особенности, финансовое обеспечение, правовая основа. Роль социальных работников в системе социального обеспечения населения.
105.Развитие системы социальных служб в субъектах Российской Федерации
Социальная служба и ее организационная структура. Система социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы.
Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Государственная социальная служба в Свердловской области. Муниципальная социальная служба в г. Екатеринбурге. Развитие негосударственной социальной службы в регионе.
Проблемы и перспективы развития социальных служб в регионе. Функции и направления деятельности федеральных, региональных и местных органов социальной защиты населения.
106. Специфика социальной работы в трудовых коллективах
Производство как система жизнедеятельности человека. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Социальная работа в трудовых коллективах как разновидность общинной социальной работы. История становления социальной работы в трудовых коллективах в системе индустриального производства: анализ зарубежного и отечественного опыта. Индустриальная социология и психология труда как теоретический фундамент социальной работы в трудовых коллективах.
Современное понимание цели и задач социальной работы на производстве. Основные направления деятельности специалиста социальной работы: адаптация в коллективе новых сотрудников, поддержка молодых специалистов, участие в разрешении трудовых споров, подготовка к сокращению, выходу на пенсию, оказание всесторонней помощи работникам, оказавшимся в трудной (кризисной) жизненной ситуации, охрана здоровья и др. Формы и методы социальной работы на производстве.
Специфика социальной работы в трудовых коллективах: относительная замкнутость и постоянство коллектива, проблемы соблюдения конфиденциальности, разновозрастный состав сотрудников, тесное сотрудничество с общественными организациями (профсоюз, женсовет, ветеранский совет), наличие внутренних источников материальной помощи и др. Перспективы социальной работы в трудовых коллективах в России.
107. Сущность и технологии проектирования и моделирования в социальной работе
Понятие «социальное проектирование». Нормативная база социальных проектов и их информационное обеспечение. Типология социальных проектов. Методы социального проектирования Этапы социального проектирования: диагностирование, поисковое прогнозирование, целеполагание (определение целей и средств), планирование, моделирование, нормативное прогнозирование, реализация проекта с включением контроля и коррекции, оценка полученного результата в соответствии с определенными критериями. Социальное проектирование как технология социальной работы. Проектирование деятельности организаций, учреждений и социальных служб.
Моделирование как метод научного исследования социальных явлений, процессов и как метод решения социальных проблем. Свойства моделей. Классификация моделей. Функции моделей и моделирования в социальной работе. Объекты моделирования в социальной работе. Пути и средства апробации моделей в социальной работе. Специфика системно-функционального подхода в моделировании социальных процессов.
108. Семья как объект и субъект социальной работы
Определение понятий «брак», «семья» и «брачно-семейные отношения». Семья как социальная система. Структура, типы и функции семьи. Характеристики благополучных и неблагополучных семей, семей группы риска, асоциальных семей. Жизненный цикл семьи. Молодая, зрелая и пожилая семья, их особенности и проблемы. Кризисные периоды брака. Критерии успешности (благополучия) брачно-семейных отношений, их применение в социальной работе.
Особенности современной семьи (нуклеаризация, малодетность, ранняя эмансипация детей и т.д.). Социальные макропроцессы, обусловившие состояние современной семьи (урбанизация, эмансипация женщин, сексуальная революция и проч.). Негативные тенденции в состоянии семьи (рост числа неполных семей, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение и др.) Положение семьи в современной России. Проблема выживания семей в условиях социально-экономического кризиса. Категория «социально незащищенные семьи».
Потребности семьи, ее взаимодействие с различными социальными институтами, организациями, группами и другими общественными подсистемами.
109.Семейная политика государства. Нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства
Сущность и содержание семейной политики. Субъекты и объекты семейной политики. Цель, задачи и ведущие направления государственной семейной политики в Российской Федерации. Основные принципы реализации семейной политики: суверенность, свобода выбора, единство целей и социальное участие. Новая концепция семейной политики: переориентация с социальных пособий на работу по активизации жизненных сил семьи. Развитие партнерских отношений семьи и государства. Социальные работники как проводники семейной политики государства. Региональный опыт реализации государственной семейной политики.
Принципы социальной защиты семьи, материнства и детства в России. Конституционные гарантии социальной защиты семьи и детей. Нормативно-правовая база в сфере социальной защиты семьи, материнства и детства. Правовые основы социальной защиты малообеспеченных семей в России. Понятие «малообеспеченная семья». Государственные гарантии малообеспеченным семьям и проблемы их реализации.
Понятие «многодетная семья», правовые основы ее социальной защиты в России. Система государственных гарантий и льгот, предоставляемых многодетным семьям. Правовые гарантии социальной защиты детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная защита детей, находящихся под опекой и попечительством.
110.Основные направления и технологии социальной работы с различным и типам и семей
Сущность социальной работы с семьей. Цели и задачи деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи семье. Основные принципы социальной работы с семьей. Специфика социальной работы с разными типами семей.
Основные технологии социальной работы с семьей: преимущества и ограничения для их применения. Семейное консультирование, посредничество, интервенция, переговоры, оккупационная терапия, организационно-посредническая деятельность.
Основные направления социальной работы с семьей: профилактический, диагностический и реабилитационный. Индивидуальные и групповые технологии социальной работы с семьей. Общинные технологии социальной работы с семьей. Европейская и американская модели социальной работы с семьей. Особенности социальной работы с различными категориями семей: молодой, 1 многодетной, неполной, пожилой, с ребенком инвалидом.
Похожие документы:
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА (2)
Программа... экономики и менеджмента на транспорте ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА Специальность 080502/7 – Экономика и ... и управления на транспорте. Программагосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по специальности составлена на основе ...Программа государственного междисциплинарного экзамена по филологии (для специалистов) 2011 год
Программапрограммагосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по филологии (для СПЕЦИАЛИСТОВ) 2011 ... М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000. Программамеждисциплинарногогосударственногоэкзамена утверждена на заседании кафедры литературы ...Программа государственного междисциплинарного экзамена (1)
Программа... Финансового факультета проф., д.э.н. _____________ А.И. Болвачев ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению 080105 «Финансы и кредит» ...Программа государственного междисциплинарного экзамена (4)
Программа... Финансового факультета проф., д.э.н. _____________ А.И. Болвачев ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению 080100 «Бакалавр экономики» ...Программа государственного (междисциплинарного) экзамена
Программа... "Алтайский государственный университет" ПРОГРАММАГОСУДАРСТВЕННОГО (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО) ЭКЗАМЕНА для студентов ... доц. Лысенко Ю.А., к.и.н., доц. Программагосударственного (междисциплинарного) экзамена обсуждена на заседании кафедры востоковедения ...