Главная > Отчет
Применение здоровьесберегающих технологий
Обстановка и гигиенические условия в классе (температурный режим, рациональность освещения класса и доски).
Смена видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др.).
Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (не менее трех).
Наличие и выбор методов на уроке, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими требованиями).
Таким образом, весь учебно – воспитательный процесс направлен на сохранение здоровья учащихся.
Одним из факторов риска в школе являются временные или стойкие нарушения здоровья учащихся. Чтобы их выявить, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся с 1 по 11 классы. На основе данных, полученных в 2001-2009 учебных годах можно четко отследить динамику заболеваний различного рода органов и систем у наших детей, выделить «проблемные» зоны, проследить распределение учащихся по группам здоровья, оценить качественный состав групп по физкультуре.
Мониторинг заболеваемости учащихся за 9 лет показал, что ведущими заболеваниями явились болезни органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и эндокринной системы. На сегодняшний день 85,6% учащихся имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 21,3% – заболевания эндокринной системы; у 3,3% нарушения центральной нервной системы. На 2008-2009 учебный год можно проранжировать показатели заболеваемости по параллелям
Причин, вызывающих рост заболеваемости, можно перечислить множество, но наша задача – продолжать вести постоянную неустанную работу по оздоровлению детей совместно с медицинскими учреждениями района.
Проводимая работа дала некоторые положительные результаты.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
Год | Количество учащихся | 1 ( здоровые дети) | 2 ( патологич. поражённость) | 3 ( д / у ) | 4 (инвалиды) |
2007-2008 | 930 | 230 24,7 % | 626 67,3 % | 72 7,7 % | 2 0,2 % |
2008-2009 | 854 | 221 25,9% | 550 64,4% | 70 8,2% | 3 0,35% |
2009-2010 | 836 | 216 26,4% | 524 64% | 65 8% | 13 1,6% |
ВЫВОД: количество здоровых школьников за этот год выросло на 0,5% , но продолжает оставаться очень низким; снизилось количество школьников во второй группе на 0,4 %, но продолжает оставаться высоким; на 0,2 % снизилось число школьников, стоящих на диспансерном учёте; возросло количество детей-инвалидов за счёт вновь прибывших обучающихся.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Год | Количество учащихся | Среднее | Выше среднего | Ниже среднего | Отстающие в физическом развитии |
2007-2008 | 930 | 865 93% | 35 3,8% | 29 3,1% | 1 |
2008-2009 | 854 | 792 92,7% | 33 3,9% | 27 3,2% | 2 |
2009-2010 | 836 | 771 94,3% | 29 3,5% | 18 2,2% | 0 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Год | Количество учащихся | Основная | Специальная | Освобождены |
2007-2008 | 930 | 824 88,6% | 64 6,9% | 12 1,3% |
2008-2009 | 854 | 788 92,3% | 52 6,1% | 14 1,6% |
2009-2010 | 836 | 754 92,2% | 51 6,2% | 13 1,6% |
ВЫВОД: уменьшение патологической поражённости учащихся, связанной со сколиозом; увеличение патологической поражённости учащихся, связанной с нарушением осанки, дефектом речи, понижением слуха.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ
2008 | 2009 | 2010 | |
Сердечные сосуды | 15 | 15 | 15 |
Нервы | 87 | 85 | 79 |
Желудочно - кишечные | 23 | 24 | 20 |
Дыхательные пути | 27 | 26 | 29 |
Опорно - двигательные | 68 | 65 | 65 |
Инфекционные | 21 | 20 | 15 |
Другие | 145 | 150 | 130 |
ВЫВОД: среди хронических заболеваний, имеющих наибольшую распространённость, на первом месте стоят болезни эндокринной системы, на втором – болезни системы кровообращения, на третьем – заболевания глаз и опорно – двигательного аппарата.
Летом постоянно на базе школы успешно функционирует оздоровительный лагерь.
Год | Количество детей | Оздоровительные мероприятия | |
1 смена | 2 смена | ||
2007-2008 | 100 | 50 | Закаливание, воздушные ванны, утренняя зарядка, прогулки, спортивные игры, санация полости рта, процедуры в реабилитационном центре. |
2008-2009 | 75 | 50 | Закаливание, воздушные ванны, зарядка утренняя, прогулки, спортивные игры, облечивание в филиале дет.пол.№2. |
2009-2010 | 70 | - | Закаливание, воздушные ванны, зарядка утренняя, прогулки, спортивные игры, облечивание в филиале дет.пол.№2. |
Необходимо продолжать работу, которая уже дала положительные результаты.
Необходимо усилить физкультурно-оздоровительную работу, ввести лечебно-профилактические процедуры, даже самые элементарные: витаминопрофилактику, фитотерапию. Разработан комплекс упражнений для проведения валеологических пауз.
Целью деятельности психологической службы образовательного учреждения является осуществление психологического сопровождения педагогического процесса, содействие всестороннему психическому и личностному развитию его участников. Достижение цели ставит перед педагогом-психологом следующие задачи:
профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
профилактика основных социальных девиаций среди учащихся школы;
повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
содействие преодолению конфликтных ситуаций, возникающих в семье и школе;
содействие развитию творческих способностей учащихся;
написание методических материалов, обобщающих опыт работы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе.
Задачи реализовывались педагогом-психологом через основные направления деятельности, традиционные для психологии образования: психологическая диагностика, психологическое просвещение и профилактика, психологическая коррекция и развитие, консультативная деятельность.
Психологическая диагностика
Вначале учебного года основным направлением деятельности психолога стала адаптация учащихся. Особое внимание было уделено учащимся 1,5,10 классов и вновь прибывшим ученикам. В сентябре-ноябре 2009-2010 учебного года в МОУ «Средняя школа № 13» было проведено психологическое исследование на предмет адаптации учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов к школе с использованием «Методики изучения социально-психологической адаптации детей к школе» (Автор: Э.М. лександровская).
По результатам диагностики адаптации
Дезадаптация | Неполная адаптация | Полная адаптация | |
1 классы | 12% | 17% | 71% |
5 классы | 4% | 12% | 84% |
10 классы | 0 | 4% | 96% |
По результатам исследования были проведены психологические консилиумы в параллелях 1, 5, 10 классов, даны рекомендации педагогам, родителям и учащимся на индивидуальных консультациях, до сегодняшнего дня продолжается работа по адаптации учащихся с неполной адаптацией
Также определялась готовность первоклассников к обучению в школе. Диагностика проводилась педагогом-психологом по методике ГОШа (Н.Н.Мельниковой, Д.М.Полева, О.Н.Елагиной) в начале учебного года.
На основании анализа результатов педагогам указаны ученики, требующие особой работы. Приведены рекомендации по формам работы с этими детьми, по развитию основных мыслительных операций, формированию мотивационной сферы
Так как психолога в прошлом учебном году не было, никаких психологических данных об учащихся 2 классов нет. По запросу учителей нами были выбраны следующие тесты:
теппинг-тест, позволяющий выстроить график работоспособности учащегося на уроке,
«Аналогии», позволяющие проанализировать уровень сформированности мыслительных операций,
«эскизы», позволяющие проанализировать уровень сформированности мыслительных операций и эмоциональные проблемы,
социометрия, позволяющая проанализировать сформированность и особенности коллектива.
По результатам тестирования прошли психологические консилиумы и родительские собрания, индивидуальные консультации родителей. Педагогам даны рекомендации по развитию мыслительных операций, построению урока в зависимости от типа работоспособности класса в целом и отдельных учащихся, формированию коллектива.
В период с января по март был проведен психолого-педагогический мониторинг учащихся 5-7 классов , а в апреле-мае – 9-10 классов
Исследование интеллектуальной сферы позволило определить уровень сформированности мыслительных операций, памяти и внимания на уровнях отдельного ученика, класса, параллели. По результатам социометрического исследования вырисовывается психологическая картина класса, уровень сформированности коллектива, статус каждого ребенка.
По результатам диагностики мотивации обращает внимание:
высокий процент учащихся с несформированной мотивацией
низкий процент учащихся с ведущей познавательной мотивацией
высокий процент учащихся с ведущей внешней мотивацией
низкий процент учащихся с ведущей мотивацией достижения
По результатам тестирования проведены классные часы, родительские собрания, педагогические консилиумы и индивидуальные консультации. Также эти данные помогают в профориентационной работе, выборе учащихся для участия в различных мероприятиях, определяя их склонности и способности.
В мае проведено итоговое тестирование учащихся 1 и 4 классов. Использовались тесты: «Аналогии», «Исследование внимания», «Эскизы», социометрия. По результатам тестирования прошли психологические консилиумы и родительские собрания, индивидуальные консультации родителей. Эта информация поможет в процессе адаптации будущих пятиклассников и будет использована в консилиуме для учителей среднего звена.
Диагностика личностной и ситуативной тревожности в 4,9,11 классах и проведение психологической работы по результатам (ППК, родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации) позволили подготовить учащихся к переменам в их жизни (переходу в среднее звено и экзаменам).
Психологическое просвещение и профилактика
В период с сентября по декабрь шла подготовка учащихся к «Шагу в будущее», где они заняли призовые места.
Выступление на родительских собраниях является приоритетным направлением в работе психолога. Педагог-психолог познакомил родителей с возрастными особенностями их детей, результатами тестирований, приемами воспитания и помощи в адаптации к школе
В течение 3 четверти каждую субботу проводился семинар для родителей по теме «Позитивное восприятие». Были рассмотрены следующие вопросы: позитивное восприятие себя, своего ребенка, школы. Повышение мотивации, реагирование в конфликтах, работа со страхами. Занятия проходили в форме беседы, с элементами тренинга, дискуссии, мозгового штурма. Получены положительные отзывы. Профориентационная работа в 9-11 классах велась в течение всего года. Это и индивидуальные консультации, и использование программы «Мир карьеры», и проведение классных часов по определению склонностей и типа мышления и влиянию их на выбор профессии.
Проведение классных часов в параллелях 9,11 классов по профилактике предэкзаменационного стресса, проведение общешкольных родительских собраний, индивидуальные консультации позволили настроить всех участников учебного процесса на конструктивное отношение к экзаменам и вообще к предстоящим переменам в жизни.
Консультативная работа
Индивидуальные консультации педагогов составляют примерно 20-25% от всех консультативных мероприятий. Круг проблем, заявленных в ходе индивидуального консультирования, достаточно широк. Наиболее часто заявляемые педагогами проблемы:
возрастные особенности учащихся;
изучение межличностных отношений, психологического климата в классе;
подготовка к родительскому собранию;
особенности интеллектуальной и личностной сферы учащихся и т.д.
Основными проблемами, с которыми работает педагог-психолог, консультируя родителей, являются следующие:
информирование родителей о результатах психодиагностики;
помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
гармонизация детско-родительских отношений;
развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) у учащихся;
помощь в разрешении личностных проблем родителей
Обследование показателей успеваемости и качества знаний обучающихся.
Результаты успеваемости обучающихся
МОУ «Средняя школа №13»в 2009-2010 учебном году
класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | год |
2а | - | - | 57,1% | 76% |
2б | - | - | 37,5% | 57% |
3а | 65% | 77,7% | 74% | 78% |
3б | 69% | 70,4% | 74% | 74% |
3в | 20% | 26,1% | 26% | 35% |
4а | 67% | 71,4% | 67,8% | 68% |
4б | 82% | 82,1% | 75% | 96% |
4в | 68% | 47,4% | 52,6% | 68% |
итого | 61,8% | 62,5% | 58,0% | 69,0% |
5а | 68% | 66,6% | 73,3% | 83% |
5б | 35% | 60,7% | 71,4% | 68% |
5в | 28% | 34,6% | 33,3% | 32% |
5г | 16% | 15,8% | 16% | 17% |
6а | 41% | 24% | 20% | 44% |
6б | 36% | 48% | 32% | 44% |
6в | 3,8% | 4% | 4% | 4% |
7а | 22% | 42,3% | 42,3% | 38% |
7б | 20% | 27,6% | 21% | 43% |
7в | 8% | 20% | 29% | 25% |
8а | 31% | 34,5% | 27,6% | 31% |
8б | 24% | 38% | 34,5% | 48% |
8в | 0 | 0 | 0 | 4% |
9а | 4% | 16,6% | 16,6% | 21% |
9б | 8,6% | 26,1% | 13% | 26% |
9в | 4,1% | 2,3% | 4% | 4% |
9г | 4,7% | 5% | 0 | 11% |
итого | 20,8% | 27,4% | 25,7% | 31,9% |
10а | - | 26% | - | 32% |
11а | - | 41,7% | - | 71% |
11б | - | 40,7% | - | 52% |
11в | - | 0 | - | 9% |
итого | - | 27,1% | - | 41,0% |
По школе | 31,5% | 35,1% | 36,0% | 43,4% |
Сравнительный анализ качество знаний обучающихся
МОУ «Средняя школа №13» за три года.
класс | 2007-2008 уч.год | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год |
3а | - | 70,3% | 78% |
3б | - | 76% | 74% |
3в | - | 20% | 35% |
4а | 67,8% | 68% | |
4б | 78,5% | 96% | |
4в | 36,3% | 68% | |
5а | 76,6% | 83% | |
5б | 80% | 68% | |
5в | 52,3% | 32% | |
5г | 38,8% | 17% | |
6а | 78,2% | 44% | |
6б | 56% | 44% | |
6в | 19,2% | 4% | |
7а | 53,4% | 38% | |
7б | 56% | 43% | |
7в | 28% | 25% | |
8а | 33,3% | 31% | |
8б | 42,8% | 48% | |
8в | 0% | 4% | |
9а | 36% | 21% | |
9б | 37,5% | 26% | |
9в | 13,0% | 4% | |
9г | 17,3% | 11% | |
10а | 36% | 32% | |
11а | 58,3% | 71% | |
11б | 33,3% | 52% | |
11в | 20,0% | 9% | |
По школе | 44,9% | 43,4% |