Главная > Методические рекомендации


Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

в 2007/08 – 2012/13 учебных годах

Москва, 2010

Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 – 2012/2013 учебных годах подготовлены экспертным советом Комиссиипо организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Составители и эксперты:

Азоев Г.Л. – д.э.н., профессор

Барановская Т.А. - д.п.н., профессор

Волков А.Е.- д.т.н., профессор

Волкова И.О.- к.э.н., доцент

Деревягина Л.Н.- к.э.н., профессор

Евенко Л.И.- д.э.н., профессор

Еременко Е.И.- к.ф.н., доцент

Киселев Б.Н. - к.т.н., профессор

Климов А.А., - к.т.н

Коваль Е.А.

Кутеев Н.Ю.

Лавренюк Н.Ф.

Лисицына Е.В.- д.э.н., профессор

Лушников О.Г.- к.т.н., доцент

Маркова В.Д. - д.э.н., профессор

Наумова И.Е.- к.э.н., доцент

Николаева И.В. - к.ф.н., профессор

Соловьева И.А.

Тягунов М.Г.– д.т.н., профессор

Удалова И.Б.

Филинов-Чернышев Н.Б.- к.э.н., профессор

Шоптенко В.В.

Щенников С.А.- д.п.н., профессор

Под общей редакцией А.Е. Волкова, Л.И. Евенко, Н.Б. Филинова-Чернышева.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 – 2012/2013 учебных годах (далее – Методические рекомендации) подготовлены экспертным советом Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – Комиссия) для обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации № 774 от 23 июля 1997 г. “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации” (в редакциях Указов Президента Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 351, от 15 июля 2000 г. № 1323, от 1 апреля 2003 г. № 382 и от 9 сентября 2006 г. №985, а также на основании решений Комиссии от 17 мая 2006 г. (протокол № 19) и 14 июля 2006 г. (протокол №20).

Основными задачами мероприятий по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – Государственный план) являются следующие:

  • Повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации и эффективности использования подготовленных управленческих кадров для поддержки наиболее значимых секторов экономики.

  • Повышение конкурентоспособности организаций народного хозяйства Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики.

  • Укрепление существующих и установление новых взаимовыгодных экономических связей между российскими и зарубежными организациями.

  • Ускорение внедрения проектов развития в организациях народного хозяйстваРоссийской Федерации.

  • Введение единой системы оценки профессиональной компетенции специалистов, проходящих подготовку в рамках Государственного плана.

  • Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

Реализация Государственного плана предусматривает подготовку (обучение и стажировку) в российских образовательных учреждениях, ведущих организациях и за рубежом, в том числе в рамках взаимных обменов с иностранными государствами, прошедших конкурсный отбор специалистов для организаций народного хозяйства Российской Федерации по укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»1.

Целевую группу для подготовки в рамках Государственного плана составляют перспективные руководители высшего и среднего звена (далее – специалисты) организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – организации), отвечающие следующим требованиям:

- возраст до 40 лет (предпочтительно);

- образование - высшее;

- общий стаж работы не менее 5 лет;

- опыт работы на управленческих должностях - не менее 3 лет;

- владение иностранным языком;

- наличие концепции проекта (проектной идеи на базе индивидуального проектного задания) развития организации, поддержанной работодателем.

Основное внимание при реализации Государственного плана в 2007/2008 – 2012/1013 учебных годах будет уделяться вопросам контроля качества подготовки специалистов, а также соответствию подготовки задачам, определенным направляющими организациями и другими участниками реализации Государственного плана.

Приоритетным направлением работы Комиссии и экспертного совета с образовательными учреждениями, участвующими в подготовке специалистов в рамках Государственного плана, является содействие внедрению компетентностного подхода и увеличению доли активных методов в обучении управленческих кадров.

Участие образовательных учреждений в реализации Государственного плана в 2007/2008 – 2012/2013 учебных годах возможно только при условии соответствия программ профессиональной переподготовки (далее – образовательная программа) требованиям, изложенным в настоящих Методических рекомендациях. Это будет являться основным критерием оценки во время отбора российских образовательных учреждений для участия в реализации Государственного плана и при проведении общественной аккредитации образовательных программ.

Условия отбора образовательных учреждений и образовательных программ определяются «Положением об отборе российских образовательных учреждений для участия в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах».

Общие положения

1. В соответствии с решением экспертного совета Комиссии (Протокол №1 от 26.09.2006) обучение специалистов в российских образовательных учреждениях будет проводиться по двум типам образовательных программ:

- базовые образовательные программы (тип В - basic) – предусматривают профессиональную переподготовку специалистов по одному из направлений в укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»: менеджмент, маркетинг, финансы с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе участия в аудиторных и внеаудиторных занятиях под руководством преподавателя и самостоятельного освоения учебного материала;

- проектно-ориентированные образовательные программы(тип А - advanced) - предусматривают профессиональную переподготовку специалистов в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление» с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализациипод руководством и при консультации преподавателя проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации, реализуемого на всем протяжении образовательной программы.

2. Подготовка специалистов в рамках Государственного плана включает, помимо обучения в российском образовательном учреждении, стажировку в ведущих зарубежных и российских организациях.

3. Каждая образовательная программа должна иметь миссию, отражающую ожидаемые результаты обучения и целевую группу специалистов, способных достичь вышеуказанных результатов.

4. При подготовке рабочих учебных планов и программ дисциплин (курсов) образовательное учреждение должно основываться на данных о специалистах, полученных в результате конкурсных испытаний.

5. Конкурсный отбор специалистов проходит в 2 этапа, включающих квалификационный отбори конкурсное испытание.

Квалификационный отбор проводится на основе анализа представленных документов. Конкурсная комиссия, созданная по решению региональной комиссии, проверяет соответствие перечня и формы представленных документов, а также содержащихся в них сведений требованиям, установленным с «Положением о конкурсном отборе специалистов, преподавателей образовательных учреждений, работников органов и организаций, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров, для подготовки в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах» (далее – «Положение о конкурсном отборе специалистов»). В случае выявления несоответствия документов, а также содержащихся в них сведений таким требованиям соответствующие специалисты (преподаватели, работники) ко второму этапу конкурсного отбора не допускаются.

Конкурсные испытания специалистов для подготовки в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана включают в себя общий и специальный конкурсы:

Общий конкурс обязателен для всех специалистов вне зависимости от типа образовательной программы, на участие в которой они претендуют. Он предусматривает:

  1. оценку уровня профессиональной компетентности специалиста (профессиональное интервью с представлением проектной идеи);

  2. оценку уровня владения иностранным языком (тестирование и собеседование);

  3. оценку уровня владения информационными технологиями (тестирование).

Специалисты, успешно прошедшие общий конкурс, могут претендовать на обучение по базовой категории образовательных программ (тип В).

Специальный конкурс предусматривает конкурсное испытание для специалистов, успешно прошедших общий конкурс, выразивших желание пройти обучение по проектно-ориентированным образовательным программам типа А и рекомендованных конкурсной комиссией. Для обучения по таким программам возможен отбор как отдельных специалистов, так и групп (команд) специалистов, направленных одной организацией и ориентированных на совместную работу над проектом.

Конкурсное испытание проводится в форме собеседования с презентацией концепции проекта развития организации (проектной идеи), поддержанной работодателем. В ходе собеседования и презентации конкурсной комиссией осуществляется оценка:

    • профессиональных и личных характеристик специалистов, необходимых для освоения данной категории образовательных программ и реализации проектов;

    • значимости предприятия и разрабатываемого проекта для региона, качества разработки проекта.

Специалисты, не прошедшие специального конкурса, но указавшие в качестве типа образовательной программы А/В, по рекомендации региональной комиссии могут принять участие в обучении по базовым образовательным программам в рамках установленной Комиссией общей квоты субъектов Российской Федерации.

6. Специалистам, завершившим подготовку в рамках Государственного плана по образовательным программам типа А и В, при обучении по программе «Master of Business Administration» (МВА) может быть сделан перезачет курсов по усмотрению руководителя соответствующей программы МВА.

7. В целях более эффективной реализации образовательных программ за счет соединения научно-методического и материально-технического потенциала образовательные учреждения могут создавать объединения.

8. Образовательные программы будут реализовываться в 3 этапа, каждый из которых должен

представлять логически завершенный по содержанию и результатам обучения комплекс. Каждый этап должен заканчиваться контролем результатов обучения: промежуточной (1 и 2 этапы) или итоговой (3 этап) аттестацией специалистов. По итогам промежуточной аттестации производится допуск специалистов к следующему этапу обучения. Специалисты, не прошедшие промежуточной аттестации или показавшие неудовлетворительные результаты, к последующей подготовке в рамках Государственного плана не допускаются.

Реализация образовательных программ в 3 этапа производится в соответствии с системой финансирования Государственного плана2, предусматривающего оплату из средств:

    • Федерального бюджета;

    • регионального бюджета;

    • бюджета организации, направившей специалиста на обучение по программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

1. Характеристика компетентностного подхода

На новом этапе реализации Государственного плана каждая образовательная программа должна ориентироваться на реализацию компетентностного подхода и базироваться на передовых принципах, формах и методах обучения менеджеров, а также содержать четко сформулированные конкретные результаты обучения (learning outcomes) по образовательной программе в целом и ее ключевым элементам.

Под компетентностнымподходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.

Компетентностный подход предполагает действенный контроль результатов обучения.

В соответствии с Европейской системой квалификаций под результатами обучения понимается набор знаний, умений, навыков или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Миссия образовательной программы определяет модель компетенций менеджера, которая используется для разработки учебных планов, программ и учебных материалов.

Модель компетенций менеджера - это набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых ему для эффективной работы в организациях.

К формированию набора компетенций, являющихся основой для разработки образовательной программы (контингента специалистов, избираемой сферы деятельности и т.п.), следует подходить комплексно, сочетать различные компетенции, определенные в модели компетенций менеджера соответствующей категории.

Работа по созданию модели компетенций менеджера подразумевает использование следующих видов компетенций3:

1) когнитивной компетенции, предполагающей дальнейшее практическое использование теории и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте (приобретается слушателями в процессе разбора кейсов, во время стажировки, при разработке и последующей реализации проекта);

2) функциональной компетенции (умения), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности (приобретается при участии специалистов в игровых имитациях, тренингах, при разработке и реализации проекта);

3) личностной компетенции, предполагающей поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретается специалистами в ходе участия во всех активных методах обучения);

4) этической компетенции, предполагающей наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения.

Базовая образовательная программа (тип В) и проектно-ориентированная образовательная программа (тип А) различаются глубиной4 использования компетентностного подхода и, соответственно, набором методов его реализации.

2. Методические рекомендации по разработке базовых образовательных программ (тип В)

2.1. Основные подходы к разработке базовых образовательных программ

Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации включает обучение по образовательным программам в области менеджмента, маркетинга и финансов, а также последующую стажировку специалистов в ведущих зарубежных и российских организациях (предприятиях).

Деятельность специалистов, прошедших подготовку в рамках Государственного плана, должна способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности работы российских организаций, предпринимательскому успеху, региональному и муниципальному социально-экономическому развитию.

Подготовка специалистов должна соответствовать уровню сложности проблем и масштабу текущих и перспективных задач, стоящих перед бизнес-сообществом и государством, акцентировать внимание специалистов на задачах и особенностях избранной сферы деятельности (отрасли и/или предприятия), быть непосредственно увязанной с решением прикладных проблем в этой сфере.

Базовые образовательные программыпредназначены для образовательных учреждений, имеющих успешный опыт реализации Государственного плана и обеспечивающих подготовку специалистов преимущественно на базе предметного подхода, в ориентации перехода на компетентностный подход.

Базовая образовательная программа должна обеспечить получение специалистами необходимых знаний, умений и навыков по выбранному направлению подготовки в области менеджмента, маркетинга или финансов на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность.

Уровень подготовки по базовой образовательной программе должен обеспечивать эффективное прохождение специалистами стажировки.

Специализация в рамках определенных выше направлений и cодержание образовательной программы определяется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями к уровню знаний выпускников в области менеджмента, маркетинга, финансов и иностранного языка.

При реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров на 2007/2008 – 2012/2013 учебные годы в базовые образовательные программы должен постепенно внедряться компетентностный подход, и увеличиваться доля активных методов обучения (тренинги, имитационные и ролевые игры, кейс-стади, направленные на развитие управленческих компетенций и т.д). В настоящее время эта доля должна составлять около 20 - 30%.

2.2. Содержание базовой образовательной программы и методы обучения

Базовая образовательная программа должна быть разработана в соответствии со следующей типовой структурой (см. Таблицу №1):

1. Общая часть предусматривает подготовку специалистов, определяющую объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать профессионально подготовленный менеджер, в следующих областях:

- экономика (знание основных закономерностей функционирования рыночной экономики, умение проводить экономический анализ, навыки экономического обоснования управленческих решений);

- управление организациями (знание принципов общего менеджмента, умения и навыки управленческой деятельности);

- функциональный менеджмент: финансы; маркетинг; управление операциями; управление персоналом и другие (знания в соответствующих предметных областях, умения и навыки управления соответствующими сторонами деятельности организации);

- сравнительный менеджмент (знание кросс-национальных особенностей менеджмента, умение анализировать зарубежный опыт управления и навыки его использования в российских организациях).

2. Специализация в выбранной сфере управленческой деятельности в рамках выбранного направления подготовки (менеджмент, маркетинг, финансы). Обучение в рамках этого блока должно обеспечивать овладение знаниями, умениями и навыками по выбранному направлению подготовки, базирующимися на современных теориях, практических разработках и передовом опыте. Набор дисциплин (курсов) и/или циклов определяется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии со спецификой образовательной программы.

Подготовка специалистов в рамках данных блоков должна включать управленческие и профессиональные тренинги, активные методы обучения, работу с программными продуктами и обучающими комплексами, нацеленными на развитие профессиональных знаний, умений и навыков.

3. Изучение иностранного языка предусматривает развитие навыков чтения, перевода и деловой переписки, устной коммуникации с зарубежными партнерами.

4. Работа над проектом развития организации (предприятия), направившей специалиста на подготовку, состоит из:

    • уточнения (корректировки) постановки проблемы и задач;

    • разработки структуры и основных элементов проекта;

    • защиты проекта.

Содержание базовой образовательной программы должно быть изложено в виде учебного плана. Рекомендуется использование компетентностного подхода при планировании и оценке результатов обучения по базовой образовательной программе. Общая длительность программы профессиональной переподготовки должна составлять 550 аудиторных часов.

Таблица №1. Примерная структура базовой образовательной программы

Раздел образовательной программы

Количество аудиторных часов

1. Общая часть

150

2. Специализация

190

3. Изучение иностранного языка

180

4. Работа над проектом

30

Итого:

550

Ожидаемые конечные результаты обучения по образовательной программе формулируются образовательным учреждением самостоятельно. Рекомендации по формированию конечных результатов обучения по базовым образовательным программам приведены в Приложениях №1 и №3.

3. Методические рекомендации по разработке проектно-ориентированных образовательных программ (Тип А)

3.1. Основные подходы к разработке проектно-ориентированных образовательных программ

Проектно-ориентированные образовательные программы, помимо обучения (приобретения знаний, умений и навыков), должны быть направлены на развитие у специалистов компетенций (competence) – способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе разработки и реализации проектов развития направляющих организаций.

В соответствии с миссией образовательной программы формулируется ее название, которое должно ясно определять ее характер с точки зрения:

а) направления подготовки: является ли образовательная программа общей (т.е. посвящена общему менеджменту) или функциональной, с указанием специализации, либо проблемной области;

б) категории подготавливаемых специалистов (высшее звено, среднее звено и т.п.);

в) отраслевой или иной специфики образовательной программы (например, название отрасли, малые и средние предприятия, муниципальное управление и т.п.).

При разработке проектно-ориентированных образовательных программ образовательное учреждение самостоятельно определяет модель компетенцийменеджера и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций.

Является целесообразным и рекомендуется образовательным учреждениям проработка этой модели с ведущими организациями, для которых предполагается проведение подготовки специалистов. На первом этапе 2007/2008 учебного года может использоваться пробный вариант такой модели, который затем будет скорректирован с учетом опыта его применения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного

    Методические рекомендации
    ... МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИпоорганизацииобученияспециалистов в российскихобразовательныхучреждениях и разработкеобразовательныхпрограммдляреализации в рамкахГосударственногопланаподготовкиуправленческихкадровдляорганизацийнародного ...
  2. Методические рекомендации (25)

    Методические рекомендации
    ... СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХГОСУДАРСТВЕННОГОПЛАНАПОДГОТОВКИУПРАВЛЕНЧЕСКИХКАДРОВДЛЯОРГАНИЗАЦИЙНАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Общие положения 2. Методическиерекомендациипоразработке ...
  3. Методические рекомендации (29)

    Методические рекомендации
    ... СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХГОСУДАРСТВЕННОГОПЛАНАПОДГОТОВКИУПРАВЛЕНЧЕСКИХКАДРОВДЛЯОРГАНИЗАЦИЙНАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Общие положения 2. Методическиерекомендациипоразработке ...
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    ... . Вариант базисного учебного планадля школы надомного обучения (см. Методическиерекомендациипоорганизации деятельности образовательныхучреждений надомного обучения. Письмо 27 ...
  5. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    ... . Вариант базисного учебного планадля школы надомного обучения (см. Методическиерекомендациипоорганизации деятельности образовательныхучреждений надомного обучения. Письмо 27 ...

Другие похожие документы..