Главная > Рабочая программа
Утверждаю Согласовано Рассмотрено Приказ №___от_______ «___»_________20__ г. На заседании ШМО
Директор школы Зам. директора по УВР «___»________20__г.
________/Ильин А.Н./_______/Ларионова О.А./
Рабочая программа
по предмету: «Информатика и ИКТ»
для 10-11-х общеобразовательных классов среднего общего образования
ФИО учителя
Акулова Роза Раиновна
I квалификационная категория
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по информатике. Базовый
Тематическое планирование курса информатики для 10-11 классов (базовый уровень)
Данный календарно-тематический план изучения курса «Информатика и ИКТ» в 10 -11 классах составлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Пояснительная записка
Таблично-графическая схема рабочей программы (35ч)
Авторы: И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер
Учебник: информатика и ИКТ 10-11 класс
Год издания: 2008г. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование, составлено исходя из следующих требований и документов:
Примерные программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни;
обязательный минимум содержания образования по информатике и ИКТ (Учебные стандарты школ России);
Критерии отбора содержания и его объема для 10-11 класса базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний: использование общепользовательских умений в профильной учебно-практической деятельности. Это позволяет строить концентр в 10 – 11 классах на основе содержания концентра основной школы (5 – 9 класс), где формируются профессиональные знания и умения, позволяющие старшекласснику в дальнейшем самостоятельно ориентироваться и развиваться в среде обновляющихся информационных и коммуникативных технологий, в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности.
Календарно-тематический план рассчитан на углубленное изучение информатики и содержит элементы профильного уровня стандарта образования по информатике и ИКТ, т.е. каждый раздел данного тематического планирования способствует, благодаря подбору задач и тем:
развитию компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательских технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями;
совершенствованию навыков работы с информацией на уровне адекватного применения основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов;
приобретению опыта использования программных средств, ориентированных на решение задач профильной области;
формированию умения использовать и самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области;
Данное планирование предполагает изучение информатики и ИКТ в 10, 11 классах по 35час (1час в неделю).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В теоретическом плане программа акцентирует внимание на следующих содержательных линиях курса:
информация и информационные процессы;
моделирование и формализация;
информационные технологии обработки текста и графики;
информационные технологии обработки числовой информации;
технологии хранения, поиска и сортировки информации, в том числе и в созданных базах данных;
технологии создания и преобразования информационных объектов;
мультимедийные технологии;
коммуникационные технологии.
Данный курс ориентирован на использование учебника И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер
Н.В.Макарова «Информатика 10-11»(2001г.) и учебника и практикума Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11 класс» (2003, 2004,2005г.),
Содержание программы соответствуетт содержанию обучения по информатике и ИКТ (базовый уровень),
Базовыйуровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, тематикой творческих работ, создаваемых баз данных и мультимедийных проектов.
Как правило, учащиеся на практических занятиях работают по группам, используется проектный метод обучения для реализации поставленных задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
Назначение и функции операционных систем;
уметь:
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС – 35 ЧАСОВ.
I, II, полугодия – 1 час в неделю.
Глава 1. Информация – 6 часов.
Глава 2. Информационные процессы в системах – 5 часов.
Глава 3. Информационные модели – 10 часов.
Глава 4. Программно-технические системы реализации
информационных процессов – 14 часов.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Информатика и ИКТ». 10 класс.
№ | Тема урока | Содержание | Виды учебной деятель- ности | Формы организации урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, практические работы | ОУУН | Домашнее задание | Дата | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Глава 1. Информация. Техника обработки текстовой информации. – 6 часов. | |||||||||||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Понятие информации, информационных процессов | 1 | Цели и задачи курса. Правила ТБ в кабинете информатики. Философские концепции, теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать правила техники безопасности при работе на ПК в кабинете информатики. Знать: - что такое информация; - языки представления информации, кодирование; - единицы измерения информации. Уметь: - создавать, редактировать, форматировать документы; - решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной формулы информатики | Система основных понятий. Вопрос 1,2,3 на стр.12. | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. | Записи в тетради, §1 (Макарова), §12.1-12.2, (Угринович). | 05.09 | |
2 | Форматирование документа. | 1 | Параметры страницы, форматирование абзацев, таблиц, списков, символов. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа в текстовом редакторе. | §12.4-12.6 (Угринович) | 12.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Создание, редактирование и форматирование документов. | 1 | Создание документа, шаблоны, свойства документа, редактирование документа. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа в текстовом редакторе. | Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа | §6, записи в тетради. | 19.09 | |
4 | Кодирование информации. | 1 | Кодирование, декодирование, код Морзе, код Бодо, системы счисления. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Схема «Передача информации через письменность». | §2, учить определения. | 26.09 | ||
5 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | Равновероятные результаты, неопределённость знаний, количество информации, главная формула информатики. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Определение понятий. Вопрос 4,5 на стр 24. | § 4, записи в тетради, задание 4, 5 на стр. 24 (письменно), задачи 2.9-2.10 (практ.). | 03.10 | ||
| Информация. Информационные процессы в системах. | 1 | Информация, информационные процессы, система. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Определения | Записи в тетради. | 10.10 | ||
Глава 2. Информационные процессы в системах – 7 часов. | ||||||||||
7 | Понятие системы. | 1 | Системология, система: состав, структура, свойства, системный эффект, системный подход. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - что такое система, её структура и состав; - виды систем; - способы хранения, передачи и обработки; - что такое алгоритм, свойства алгоритма; - меры защиты информации. Уметь: - приводить примеры систем, подсистем; - выполнять поиск данных. | Схемы «Структура системы», «Состав и структура ПК», Вопрос 9 на стр. 32. | Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. | §5, вопросы 4, 5 (письменно) на стр. 24. | 17.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
8 | Хранение информации. Носители информации. | 1 | Носители информации: нецифровые и цифровые, факторы качества носителей, перспективные виды носителей. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Знать: - что такое система, её структура и состав; - виды систем; - способы хранения, передачи и обработки; - что такое алгоритм, свойства алгоритма; - меры защиты информации. Уметь: - приводить примеры систем, подсистем; - выполнять поиск данных. | Определение понятий. Задача 7 на стр.46. | Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. | §7, вопросы после §. | 17.10 |
9 | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Виды обработки, исполнитель обработки, алгоритм обработки. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Схема «Модель обработки информации». Вопрос 1 на стр.49. | §9, вопросы. | |||
10 | Алгоритмическая машина Поста | 1 | Алгоритмическая машина Поста. | Урок повторения и обобщения. | Практическая работа | Решение задач 2,3,4 на стр.54. | §10, вопрос 1 на стр. 53. | |||
11 | Поиск данных | 1 | Поиск данных, атрибуты поиска, организация набора данных, алгоритм поиска. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Вопрос 3,4 на срт.60. Понятийный диктант | §11, вопросы 6, 7 (письменно). | |||
Глава 3. Информационные модели – 8 часов. | ||||||||||
12 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Модель, виды моделей, этапы построения компьютерной информационной модели. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Определение понятий. Создать информационные модели объекта: пассажир поезда; процесса: ремонт квартиры. | §13, вопрос 7 (письменно). | |||
13 | Относительные и абсолютные ссылки | 1 | Принцип относительной адресации, абсолютные адреса. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с электронными таблицами. | §20 (9класс), записи в тетради. | |||
14 | Встроенные математические и логические функции | 1 | Запись и выполнение математических и логических функций. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с электронными таблицами. | §22 (9 класс), вопросы. | |||
15 | Структура данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 | Структуры данных, графы, таблицы, тип связей в графе, в таблице. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Работа с электронными таблицами. | §14, вопросы 5, 6 (письменно). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов | 1 | Диаграмма, виды диаграмм, построение диаграмм по данным. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Знать: - что такое модель; - основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования; - рассматривать алгоритм как модель деятельности. Уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; - построение структурной модели; - представлять формы алгоритма: блок-схему, учебный алгоритм, язык программирования. | Индивидуальная работа: построение диаграмм различных типов. | Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа | §31 (9 класс). | |
17 | Модели структуры данных предметной области | 1 | Построение структурной модели, | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Разработать информационную модель «Школа». | §15, вопрос 1 (устно), 2 (пмсьменно). | |||
18 | Разработка моделей | 1 | Построение различных типов моделей | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Индивидуальная работа: создание моделей. | Записи в тетради. | |||
19 | Исследование моделей | 1 | Исследование различных типов моделей | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Индивидуальная работа: исследование моделей. | Записи в тетради. | |||
20 | Алгоритм как модель деятельности | 1 | Алгоритм –модель деятельности, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритмов. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Вопрос 1, 3, 9 на стр.89. | §16, вопрос 10 (письменно). | |||
21 | Итоговый урок «Информационные модели» | 1 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Повторить тему. |
Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов – 14 часов. | ||||||||||
22 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 1 | Устройство ПК, архитектура ПК, архитектура фон Неймана, современные технические решения и устройства, дополнительные устройства. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Знать: - назначение компьютера, его устройство, функции основных узлов; - состав программного обеспечения компьютера; - современные технические решения и устройства; - назначение операционной системы, её характеристики; - компьютерные вирусы, их классификацию, антивирусные программы; - дискретные модели данных: текст, график. Звук. - что такое Интернет, WWW; - основные информационные услуги сетей, возможности Интернета; - системы счисления Уметь: - давать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; - объяснять их устройство; - обмениваться информацией в локальной и глобальной сетях - переводить числа из одной системы счисления в другую; - производить арифметические операции в системах счисления. - работать в растровом и векторном графических редакторах. | Схема «Архитектура ПК», «Архитектура фон Неймана». | Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе. Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект. | §17, вопросы к §. | |
23 | Работа со стандартными и служебными приложениями Windows | 1 | Стандартные программы: блокнот, Paint, калькулятор и т. д., служебные. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа в программах. | Записи в тетради. | |||
24 | Вирусы и антивирусные программы | 1 | Компьютерные вирусы, типы компьютерных вирусов. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Схема «Компьютерные вирусы». | §1.10 (Угринович), записи в тетради. | |||
25 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | 1 | Целое число, вещественные числа, их представление в компьютере. | Усвоение новых знаний | Урок – лекция | Задание 2,3,4 на стр.111-112. | §19, вопросы 5, 6 (устно). | |||
Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую | 1 | Система счисления, число, вещественное число. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Решение задач | § | ||||
Зачет по теме: Системы счисления | 1 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Решение задач | § | |||||
28 | Векторная и растровая графика. | 1 | Растровая и векторная графика | Урок - лекция | Работа с определениями урока. | §7.1.1 (Угринович). | ||||
29 | Создание и редактирование изображения в растровом редакторе | 1 | Графический редактор Paint | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание рисунков в растровом графическом редакторе Paint. | §7.2.2 , Paint (Угринович). | |||
30 | Создание и редактирование изображения в векторном редакторе | 1 | Графический редактор CorelDraw | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание рисунков в векторном графическом редакторе CorelDraw. | §7.2.3, Corol Draw, записи в тетради. | |||
31 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 1 | Естественные и формальные языки, знаковая система. Алфавит. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Работа с понятиями урока. | §2.5 (Угринович). | |||
32 | Компьютерные презентации. Использование мультимедийных технологий. | Презентация, слайды, структура слайдов, вставка объектов. | Усвоение новых знаний | Урок - лекция | Создание презентаций | Записи в тетради. | ||||
33 | Создание мультимедийных презентаций | 1 | Слайд, этапы создания презентации. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Создание презентаций | §8.2 (Угринович). | |||
34 | Анимация в презентациях | 1 | Анимация объектов слайда, анимация в процессе смены слайдов. | Усвоение новых знаний | Практическая работа | Применение анимации | §8.4 (Угринович). | |||
35 | Зачет по теме: «Программно-технические системы реализации информационных процессов» | 1 | Итоговый контроль и учет знаний и навыков | Семинар | Повторить тему. |
Календарно-тематическое планирование по предмету
Похожие документы:
Рабочая программа профильного курса «Информатика и ИКТ» составлена па основе Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Рабочая программа... Рабочаяпрограмма профильного курса «Информатика и ИКТ» составлена па основе Стандарта среднего (полного) общегообразованияпоинформатике и информационным технологиям, примерной программысреднего ...По составлению рабочих программ по иностранному языку
Методические рекомендации... .5-54-62 по составлению рабочихпрограммпоинформатике. Рабочиепрограммы 1 и 2 вида: классПредмет Авторы учебников Часы программа Составитель 8 Информатика и ИКТ «Информатика и ИКТ 8-9»Н.В.Макарова ...Рабочая программа (587)
Рабочая программа... «Стандарта среднего (полного) общегообразованияпоИнформатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерной программы курса «Информатика и ИКТ»для10-11классов (базовый ...Рабочая программа курса информатики и икт 11 класс
Примерная программа... данной рабочейпрограммы, являются: Стандарт среднего (полного) общегообразованияпоинформатике и ИКТ Базовый уровень от 2004 г. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ»для10-11классов ...Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -
Учебники и учебные пособия... включает предмет «Информатика и ИКТ» как базовый общеобразовательныйпредмет и изучается на базовом уровне в 10 и 11классахпо 1 часу в неделю. Для различных ...