Главная > Список учебников


-.5Е-4  -0.0005

Расчетные формулы в электронных таблицах образуются из чис­ловых значений, обозначений элементарных и специальных функ­ций и имен ячеек электронной таблицы: А1, А2, A3, В1, В2, С1 и т. д.

Запись арифметических операций в формулах и числовых выраже­ниях в электронных таблицах выполняется с помощью следующих знаков:

+ - сложение 2+2 А2+В2+С2

- - вычитание 6-8 А1-В1

* - умножение 7*8 2*А2*С2

/ -деление 2/3 А1/(2/С2)

- возведение в степень 53 A32

Математические функции в электронных таблицах имеют следую­щие обозначения:

sin(x) - синус cos(x) - косинус

tan(x) - тангенс atan(x) - арктангенс

ехр(х) - экспонента ln(x) - натуральный логарифм

sqr(x) - квадратный корень

В о п р о с ы

1. Что такое калькуляция?

2. Каковы основные возможности электронных таблиц?

3. Какие электронные таблицы используются на IBM PC?

4. Как записываются формулы в электронных таблицах?

5. Какие математические функции есть в электронных таблицах?

З а д а н и я

1. Составьте систему формул для расчета заработной платы по следу­ющей таблице:

A

B

C

D

1

фамилия

часы

оплата

зплата

2

Иванов

20

1000

20000

3

Петрова

25

800

20000

4

Сидоров

10

600

6000

5

6

итого:

46000

2. Составьте калькуляцию для закупок письменных принадлежнос­тей:

A

B

C

D

E

F

1

Закупки:

цена

колич

сумма

2

тетради

200

10

2000

3

карандаши

300

8

2400

4

ручки

3500

4

14000

5

ластики

400

2

800

6

7

всего:

19200

8

3.Составьте калькуляцию закупок продуктов для похода на N дней и М человек.

2.4. Постановка и решение задач

Решение задач состоит в получении определенных результатов. Это относится к в работе, жизни или учебе: сдача экзаменов, написание сочинений, выполнение чертежей, изготовление приборов, инстру­ментов и машин, сбор урожая, накопление капитала и т. п. - все это получение или достижение результатов.

Ключом к любой задаче является способ решения, дающий необ­ходимые результаты. Знание способов решения и умение их приме­нять для решения практических задач - важнейшая характеристика профессиональной квалификации.

Результаты правильные, если они отвечают требованиям решае­мых задач. Однако, если требования сформулированы недостаточно четко, то нельзя однозначно судить о правильности полученных ре­зультатов.

Результаты неправильные, если они противоречат заданным требованиям. Как однозначно определить правильность результатов? Ответ: для этого необходима точная постановка задач с четким выделением требований.

Для решения задач необходимо определение:

1) что требуется?

2) что дано?

Ответ на первый вопрос - что требуется? - точное определение требуемых результатов. При отсутствии требований к конечным целям оценка полученных результатов может быть неоднозначной.

Ответ на второй вопрос - что дано? - определение исходных условий, при которых требуется получить результаты. Неоднознач­ность в определении исходных условий может привести к получе­нию неправильных результатов.

Рассмотрим задачу: «Добраться домой». Исходным будет место, где мы находимся, а требуемым - свой дом. Способов решения этой задачи может быть много, но правильные среди них только те, кото­рые обеспечат достижение своего дома.

Рассмотрим вторую задачу. «Решение уравнения 2х+1= 0». Здесь требуемым является корень уравнения. В качестве решения уравне­ния можно рассмотреть два числа х1 = 1 и х2 = -1/2. Правильным из них является то решение, при подстановке которого уравнение пре­вратится в тождество.

Подстановка первого числа х1 = 1 в уравнение дает противоречие

2.(1) +1= 3  0.

Следовательно, значение х1 = 1 - это неправильное решение, так как оно противоречит требованиям и не может быть корнем уравне­ния.

Подстановка второго решения х2 = -1/2 в уравнение дает тожде­ство

2.(-1/2) +1= 0.

Таким образом значение х2 = -1/2 удовлетворяет исходному урав­нению и является правильным решением.

Способ решения правильный, если он дает правильные результаты. Для определения правильности способов решения задач необходима четкая постановка решаемых задач, в которых должны быть строго определены требуемые результаты.

Способ - неправильный, если его применение приводит к получе­нию неправильных результатов либо вовсе не дает никаких резуль­татов. Использование неправильных способов решения может вооб­ще не давать результатов.

Способы могут быть частными и общими. Частные способы дают конкретные решения частных задач. Частный способ может оказать­ся неприменимым для решения сходных задач, отличающихся дета­лями.

Общий способ может давать решения для целого класса задач, отвечающих определенным исходным условиям и отличающихся друг от друга конкретными исходными данными.

Так, для рассмотренной задачи решения уравнения 2-х + 1 = 0 можно использовать общий способ решения линейных уравнений вида ах + b = 0:

х0 = - b/а.

Применение этой формулы при а = 2, b = 1 дает решение х0 = - b/а = -1/2, которое нам уже известно как правильное.

В правильности общего способа решения уравнений вида ах + b = 0 можно убедиться подстановкой формулы х0 = - b/а в само уравне­ние:

ах + b  а(- b/а) + b  -b + b  0.

При постановке обобщенных задач кроме выделения требуемого необходимо определить исходные условия, при которых должно быть получено требуемое. В такой постановке задач должно быть опреде­лено, какие исходные условия будут считаться допустимыми, а ка­кие нет.

Постановка задачи:

1. Что дано?

2. Что требуется?

3. Что допустимо?

Приведем полное описание постановки рассмотренной выше за­дачи:

Задача: решить уравнение а-х + b = 0.

Треб: х - корень уравнения.

Дано: а, b - коэффициенты уравнения.

При: а  0.

Уравнения данного типа можно решать в общем виде с помощью электронных таблиц, применяя описанный общий метод решения и следующую калькуляцию:

A

B

C

D

1

уравнение:

2

2

* х +

1

= 0

3

корень:

х = -0.5

с расчетной формулой С3 = -С2/ А2.

Особую ценность для решения задач представляют обобщенные методы решения. Метод - единый способ решения некоторого класса задач. Знание методов позволяет находить решения для любой кон­кретной задачи данного класса.

Метод решения правильный, если он дает правильные результаты для любой задачи данного класса. Применение таких методов гаран­тирует правильность результатов для любой из задач данного класса.

Метод решения неправильный, если можно указать конкретную задачу данного класса, для которой применение метода даст непра­вильные результаты либо не даст результатов вовсе.

Например, для уравнения ах + b = 0 формула х = - b/а не дает результата при а = 0. Но при значении а = 0 уравнение превращается в соотношение b = 0, что говорит о недопустимости этого значения. Следовательно, условием допустимости данных в рассматриваемой задаче будут значения а  0.

Правильность методов решения можно проверять на конкретных примерах. Достаточно привести хотя бы один контрпример, на кото­ром способ или метод дает неправильный результат, чтобы утверж­дать о неправильности метода решения в целом.

Однако демонстрация правильности результатов на двух-трех при­мерах не может служить достаточным основанием для утверждений о правильности метода или способа решения в целом.

Полное обоснование правильности методов решения дает только исчерпывающий анализ результатов, получаемых с их помощью для любых задач данного класса. Пример - приведенное выше обосно­вание общего метода решения линейных уравнений.

В общем случае обоснование правильности обобщенных методов решения требует математического исследования получаемых резуль­татов и математического доказательства их правильности для всех конкретных случаев.

В о п р о с ы

1. Когда результаты правильные?

2. Когда результаты неправильные?

3. Когда способ решения правильный?

4. Что такое постановка задачи?

4. Что такое метод решения?

5. Когда метод решения правильный?

6. Когда метод решения неправильный?

З а д а н и я

1. Приведите постановку задачи и общий метод решения квадрат­ного уравнения.

2. Приведите калькуляцию для решения квадратных уравнений на компьютере.

3. Докажите правильность общего метода решения квадратного урав­нения.

4. Приведите калькуляцию для решения системы уравнений с двумя неизвестными:

ах + bу = е

сх + dy = f

с помощью следующего общего метода:

х = Dx/D у = Dy/D

Dx = ed - bf Dy = af - be

D = ad - bc



Скачать документ

Похожие документы:

  1. УЧЕБНИК Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Философия» для студентов высших учебных заведений Издание третье

    Список учебников
    ... Министерства образования РоссийскойФедерации в качествеучебника по курсу «Философия» длястудентоввысшихучебныхзаведений Издание третье, ... которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие ...
  2. В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по педагогическим специальностям

    Документ
    ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебного пособия длястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по педагогическим ... . Эти учебники получили широкое распространение в протестантских учебныхзаведениях. Меланхтон ...
  3. В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по педагогическим специальностям

    Документ
    ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебного пособия длястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по педагогическим ... . Эти учебники получили широкое распространение в протестантских учебныхзаведениях. Меланхтон ...
  4. Под редакцией профессора образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    ... Максимова Допущено Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по гуманитарным специальностям ... реклама или публикации по информатике, экономике, современному музыкальному ...
  5. Лауреат всероссийского конкурса по созданию новых учебников по общим естественнонаучным дисциплинам для студентов высших учебных заведений

    Конкурс
    ... новых учебников по общим естественнонаучным дисциплинам длястудентоввысшихучебныхзаведений Т.А. ... Министерством образования РоссийскойФедерации в качествеучебникадлястудентов технических ... микроэлектроникой и информатикой (робототехника, гибкое ...

Другие похожие документы..